Запор у детей 2012

Запоры являются одной из актуальных проблем не только взрослой, но и детской гастроэнтерологии. При этом чаще всего страдают запорами дети младшего возраста (с рождения до четырех лет). Как правило, нарушения моторики у данной категории детей носят функциональный характер.

Известно, что дефекация является активным процессом, который осуществляется только под контролем сознания. В нормальных условиях каловые массы, попадая в прямую кишку, стимулируют нервные рецепторы и инициируют акт дефекации. Растяжение прямой кишки регистрируется в коре головного мозга, и возникает рефлекторная релаксация внутреннего анального сфинктера (ВАС) – ректоанальный ингибиторный рефлекс (РАИР). Вследствие этого кишечное содержимое вступает в контакт с рецепторами верхней части анального канала и происходит дифференциация свойств содержимого. Если наступило время для дефекации, возникает релаксация наружного анального сфинктера (НАС), мышц прямой кишки, тазового дна, лобково–прямокишечной мышцы, что облегчает очищение. Релаксация лобково–прямокишечной мышцы приводит к расширению аноректального угла (увеличивается до 140°) и создает свободный анальный ход, который облегчает дефекацию. Для подавления дефекации произвольно сокращаются НАС, мышцы тазового дна, лобково–прямокишечная мышца, что способствует продвижению содержимого обратно в просвет прямой кишки, и прекращается убеждение о необходимости очищения [6,10]. Однако это может осуществить взрослый человек. Что касается детей, особенно первого года жизни, они чаще всего не могут скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна.
Частой причиной запоров у детей первого года жизни является незрелость ребенка. Неблагоприятная беременность (токсикозы, стрессы, особенно в первом триместре), медикаментозное вмешательство во время родов, кесарево сечение – все это приводит к несвоевременному созреванию и неправильному развитию нервной системы детей. Кроме того, в этом возрасте запоры могут быть проявлением перинатальной энцефалопатии. Другой причиной появления твердого кала является перевод ребенка на искусственное вскармливание или введение в рацион твердой пищи [1,5].
Еще одной алиментарной причиной нарушения дефекации у новорожденных является недостаточное потребление молока, что может быть связано с гипогалактией у матери, неэффективным сосанием молока (дефекты полости рта, общая слабость) или частыми рвотами. При этом фекалии становятся темными, вязкими и скудными, развиваются олигурия (из–за недостаточного поступления жидкости) и гипотрофия. В таких ситуациях необходимо оценить общее состояние и вес ребенка, количество получаемого молока и, при необходимости, откорректировать питание матери и ребенка.
Согласно Римским критериям III, к функциональным нарушениям, сопровождающимся затрудненным актом дефекации у детей с рождения до четырех лет, относятся затруднение дефекации у новорожденных (дисхезия – G6) и функциональный запор у детей с рождения до четырех лет (G7) [9].
Что касается дисхезий, данная проблема наблюдается у детей первых 2–3 мес. жизни, она проходит к 6 мес. Проявляется данное состояние криком и плачем ребенка в течение 20–30 мин. несколько раз в сутки. При этом наблюдается резкое покраснение лица ребенка (так называемый «синдром пурпурного лица»), что вызывает страх у родителей. Характерно для дисхезий то, что ребенок успокаивается сразу после акта дефекации и стул при этом мягкий и без примесей. Задача врача – объяснить родителям, что ребенок просто не может скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна.
Критерии диагностики функциональных запоров (G7): наличие у детей с рождения до четырех лет в течение 1 мес. двух или более из следующих симптомов:
• две или менее дефекаций в неделю;
• один или более эпизодов в неделю недержания у ребенка, приобретшего навыки туалета;
• чрезмерная задержка стула в анамнезе;
• дефекации, сопровождающиеся болью и натуживанием в анамнезе;
• наличие большого количества каловых масс в прямой кишке;
• большой диаметр каловых масс в анамнезе.
Запоры могут возникать вследствие замедления транзита каловых масс по всей толстой кишке (кологенные запоры). С другой стороны, затруднение опорожнения ректосигмоидного отдела толстой кишки может способствовать развитию запоров (проктогенные запоры). У детей, как правило, наблюдаются комбинированные расстройства (кологенные и проктогенные) [4]. Что касается детей первых лет жизни, то чаще всего запоры у них имеют проктогенный характер.
Надо отметить, что пик проявлений функциональных запоров приходится на период приобретения навыков туалета (между 2 и 4 годами). Данная ситуация чаще встречается у мальчиков. Как правило, основной причиной, побуждающей ребенка задерживать стул, является болезненная дефекация и, как следствие, «боязнь горшка». При этом дети часто прячутся в углу, «подпирают» мебель, стоят на выпрямленных напряженных ногах и, в лучшем случае, совершают акт дефекации стоя. Достаточно часто у таких детей наблюдается скопление фекальных масс в прямой кишке, которое может быть выявлено при физикальном исследовании или после дефекации. Периодически может происходить недержание кала, что связано с неспособностью сфинктеров удержать такое количество накопленных каловых масс. Надо отметить, что часто родители только усугубляют ситуацию, пытаясь заставить ребенка покакать.
Таким образом, к функциональному запору у новорожденных детей и детей раннего возраста, как правило, приводит одна из трех ситуаций:
• незрелость желудочно–кишечного тракта, неспособность скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна;
• появление твердого кала у ребенка при переводе на искусственное вскармливание или введении в рацион твердой пищи;
• в процессе приучения к горшку дети находят дефекацию болезненной.
Кроме функциональных нарушений, следует помнить и о таких заболеваниях, как рахит и гипотиреоз, которые сопровождаются мышечной гипотонией и также могут способствовать развитию запоров у детей. В ряде случаев врожденные аномалии толстой кишки, такие как болезнь Гиршпрунга (аганглиоз), долихоколон, долихосигма, удвоение толстой кишки, мегаколон, мегаректум, стеноз ануса и другие аноректальные пороки развития, способствуют развитию хронических запоров у детей. Также следует помнить о болезненных расстройствах ануса (трещины, дерматит), которые могут способствовать задержке каловых масс [1,5].
Диагностика запоров основана на анализе клинико–анамнестических данных, данных морфофункциональных, инструментальных и лабораторных методов исследования.
Функциональные методы исследования имеют особое место и значение в оценке деятельности дистального отдела толстой кишки в норме и при патологии. На современном этапе, наряду с традиционными методами, все чаще в клиническую практику внедряются различные тонометрические методы (сфинктерометрия, баллонометрия, манометрия, электромиография и т.д.). Так, в отделении гастроэнтерологии и эндоскопических методов исследования Московского НИИ педиатрии и детской хирургии в настоящее время проводится аноректальная манометрия с помощью аппарата Polygraf фирмы Medtronic, при этом используются водно–перфузионные катетеры с радиальным расположением регистрационных каналов.
У детей, как и у взрослых, данное исследование позволяет оценить 6 важных показателей [10]:
• максимальное давление произвольного сжатия (функция ВАС и лобково–прямокишечной мышцы);
• давление напряжения/сжатия;
• давление покоя/релаксации;
• подавление ответной реакции ВАС на растяжение прямой кишки (РАИР);
• сенсорный порог объема прямой кишки, отношение порога первой сенсации (способность ощущения небольших объемов ректального растяжения) к порогу терпимого максимального растяжения;
• динамика дефекации.
Если речь идет о детях младшего возраста, то данное исследование можно проводить для исключения или подтверждения болезни Гиршпрунга. При отсутствии РАИР, когда в ответ на наполнение баллона воздухом не происходит расслабления ВАС, с большой долей вероятности можно говорить о болезни Гиршпрунга [10].
Лечение запоров у детей должно быть комплексным. Медикаментозная терапия должна рассматриваться как вспомогательный, но не основной компонент терапевтических мероприятий.
При лечении запоров важное место занимает разъяснительная беседа с родителями, которым необходимо объяснить, что чаще всего у детей младшего возраста запоры связаны либо с невозможностью скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна, либо с «боязнью горшка».
Не менее важно соблюдать режим дефекации – высаживание ребенка (детей старше года) на горшок строго в одно и то же время (даже если у него нет позыва на дефекацию). Наиболее физиологичной является дефекация в утренние часы после завтрака. Очень важно, чтобы этот процесс не вызывал у ребенка отрицательных эмоций – горшок должен быть удобным, теплым, ребенка нельзя подгонять и ругать во время дефекации.
Следующий этап предполагает коррекцию пищевого рациона. Если речь идет о ребенке первого года жизни, и он находится на естественном вскармливании, то обязательным условием является сохранение грудного вскармливания. Если ребенок находится на смешанном или искусственном вскармливании, то необходимо подобрать оптимальную адаптированную смесь, которая будет наиболее приближена по составу к грудному молоку и тем самым будет способствовать образованию хорошего мягкого стула. Для профилактики и лечения запоров предпочтение следует отдавать смесям, содержащим вещества, обладающие пребиотическими свойствами – пищевые волокна (галакто–, фруктополисахариды, лактулоза и др.). Данные смеси способствуют образованию рыхлого химуса, повышают вязкость и объем каловых масс, улучшают перистальтику и рост нормальной микрофлоры кишечника.
Надо отметить, что детям первого года жизни, страдающим запорами, ввeдение прикорма лучше начинать с овощных пюре.
Что касается детей старше года, питание должно быть дробным (5–6 раз в день) с высоким содержанием клетчатки.
Важную роль в лечении запоров играет активный образ жизни ребенка. В ежедневную зарядку необходимо включать комплекс упражнений, направленных на нормализацию работы толстого кишечника. Детям первого года жизни необходимо прижимать ножки к животику, делать упражнения по типу «велосипед». Для детей старше года физические упражнения можно проводить в виде игры. Например, можно рассыпать на полу 20–30 штук мелких игрушек и попросить ребенка собрать все игрушки, нагнувшись за каждой из положения стоя. Такое «упражнение» следует повторять в течение дня 2–3 раза. Всем детям рекомендуется также проведение массажа передней брюшной стенки по часовой стрелке.
Достаточно сложной проблемой при лечении хронических запоров у детей является выбор слабительного средства.
Слабительные средства классифицируются по механизму их действия [3]:
• увеличивающие объем кишечного содержимого (отруби, семена, синтетические вещества);
• вещества, размягчающие каловые массы (вазелиновое масло, жидкий парафин);
• раздражающие или контактные слабительные (антрахиноны, дифенолы, касторовое масло);
• осмотические слабительные (соли магния, макрогол);
• слабоабсорбируемые ди– и полисахариды, имеющие свойства пребиотиков (лактулоза, которая имеет также осмотические свойства).
Следует отметить, что при лечении запоров у детей не рекомендуется применение слабительных препаратов, усиливающих моторику кишки и тормозящих абсорбцию воды и солей из кишечника (антрагликозиды, производные фенолфталеина, касторовое масло, солевые слабительные), из–за большого количества побочных действий и осложнений. Препаратами выбора у детей являются осмотические слабительные (макрогол, лактулоза).
Единственным препаратом, который может применяться у детей с рождения, является лактулоза (Дюфалак). Дюфалак не метаболизируется и не всасывается в тонкой кишке, поступает в толстую кишку в неизмененном виде, оказывая умеренный осмотический эффект. Под влиянием дисахаридаз сахаролитических бактерий (бифидо– и лактобактерии) лактулоза гидролизуется до моносахаров и в конечном итоге – до короткоцепочечных жирных кислот (уксусной, пропионовой и масляной). Бактериальный метаболизм лактулозы способствует нормализации кишечной микрофлоры, увеличению биомассы, снижает значение pH в просвете толстой кишки, что, в свою очередь, стимулирует перистальтику толстой кишки, оказывая слабительный эффект.
Уже в 1959 г. F. Mayerhofer и F. Petuely [7] опубликовали первое сообщение о применении препарата Дюфалак для лечения запора и, подобно другим исследователям, особенно рекомендовали его в качестве безопасного лекарственного средства для лечения у детей. С тех пор было проведено большое количество клинических испытаний с целью изучения эффективности препарата Дюфалак при запоре.
В отчетах клинических исследований, посвященных изучению препарата Дюфалак у детей, особо подчеркивается его хорошая переносимость [8,11].
В заключительном разделе своей статьи о препарате Дюфалак F. Petuely [7] делает вывод о том, что дети младшего возраста особенно хорошо переносят это лекарственное средство, и доза, переносимая детьми, в 5 раз превышает дозу, переносимую взрослыми (1,5 против 0,3 г/кг массы тела).
Поскольку нет жесткой зависимости дозы от возраста и массы тела, рекомендуется индивидуальный подбор дозы препарата. Обычно начинают с минимальной дозы (5 мл/сут.) и, при необходимости, каждые 2 дня повышают дозу, пока не получат хороший ежедневный мягкий стул. При этом всю суточную дозу лучше принимать утром во время завтрака (утреннего кормления).
В связи с тем, что у детей чаще всего наблюдаются комбинированные (кологенные и проктогенные) или проктогенные запоры, в комплексную терапию рекомендуется также включать микроклизмы, свечи. Все это способствует смягчению стула и облегчению акта дефекации. Кроме того, у детей первого года жизни с этой же целью можно применять газоотводную трубку.
Таким образом, лечение детей с запорами должно быть комплексным и подбираться индивидуально в зависимости от возраста и конкретной ситуации. При этом Дюфалак является безопасным и эффективным препаратом, который широко применяется у детей с запорами и считается препаратом выбора у новорожденных детей. Кроме смягчения стула и облегчения акта дефекации Дюфалак способствует росту полезной микрофлоры в кишечнике, что благотворно влияет на организм ребенка в целом.

Литература
1. Бельмер С.В., Хавкин А.И. Детская гастроэнтерология на компакт–диске.– М., 2003. – 3 изд.
2. Баранов А.А., Климанская Е.В. Заболевания органов пищеварения у детей (тонкая и толстая кишка). – М., 1999. – 210 с.
3. Потапов А.С., Полякова С.И. Возможности применения лактулозы в терапии хронического запора у детей // Вопросы современной педиатрии. – 2003. – Т.2, № 2.
4. Румянцев В.Г. Практическая колопроктология // Запоры: тактика ведения пациента в поликлинике. – www.proctolog.ru
5. Хавкин А.И., Жихарева Н.С., Рачкова Н.С. Хронические запоры у детей // Лечащий врач. – 2003. – № 5.
6. Benninga M.A. Constipation and Faecal Incontinence in Childhood. – Stockholm, 1998.
7. Mayerhofer F., Petuely F. Untersuchungen zur Regulation der Darmtrдgheit des Erwachsenen mit Hilfe der Lactulose (Bifidus–Faktor) // Wien Klin. Wochenschr. – 1959. – Vol. 71. – P. 865–869.
8. Muller M., Jaquenoud–Sirot E. Behandlung der chronischen Obstipation bei Kindern mit Lactulose // Ars. Medici. – 1994. – Vol. 84. – P. 568–577.
9. Hyman Paul E., Peter J., Milla Marc A. Benninga. Childhood functional gastrointestinal disorders: neonate/toddler // Gastroenterol. – 2006. – P. 1519–1526.
10. Stendal C. Practical Guide to Gastrointestinal Function Testing. – Amsterdam, 1994.
11. Von Klinggrдof C. Zur Therapie der Obstipation bei Kleinkindern, Kindern und Jugendlichen // Kinderarzt. – 1981. – Vol. 6. – P. 1–3.

Источник

Последнее обновление статьи: 27.03.2019 г.

Причины запора у младенцев, детей до 7 лет

В силу анатомо-физиологического несовершенства пищеварительной системы и влияния многочисленных факторов риска, единая причина болезни не установлена. Запор у ребенка – комплексное, полиэтиологическое заболевание, имеющее индивидуальные механизмы развития и проявления. Воздействие факторов риска и ряд других обстоятельств приводят к замедлению пропульсивной деятельности кишечника, скоплению плотных масс в дистальных отделах, возникновению характерных симптомов патологии.

Основные предрасполагающие факторы

ПренатальныеИнтранатальныеПостнатальные
  • Нерациональное питание беременной.
  • Фетоплацентарная недостаточность (комплекс нарушений в системе «мать – плацента – плод»).
  • Гемолитическая болезнь плода и новорождённого (несовместимость крови матери и ребёнка).
  • Наследственная отягощённость (запор и другие болезни кишечника).
  • Родоразрешение путём кесарева сечения.
  • Асфиксия или травма в родах.
  • Реанимационные мероприятия в родах и раннем неонатальном периоде.
  • Долактационное вскармливание искусственными смесями.
  • Нерациональное питание кормящей матери, злоупотребление продуктами обстипантами (провоцирующие возникновение запора).
  • Патологическая желтуха.
  • Неврологические нарушения.
  • Ненадлежащий уход за ребёнком.

Доминирующие причины запора

Алиментарные причины

К ним относят следующие факторы:

  • нутритивные нарушения и беспорядочное вскармливание;
  • недооценка индивидуального пищевого пристрастия младенца, частая смена смесей;
  • насильственное и избыточное кормление («до последней капли»);
  • введение в рацион питания продуктов, которые ребёнок данного возраста не может адекватно переварить;
  • раннее введение прикормов и переход на твёрдую пищу;
  • избирательное питание (дефицит в рационе пищевых волокон, нарушение баланса между пищевыми ингредиентами);
  • нарушенный стереотип питания (беспорядочное и эпизодичное питание).

Социально-психологические причины

В их число входят следующие факторы:

  • низкая двигательная активность, тугое пеленание, использование подгузников с тугими лямками и т. д.;
  • синдром «боязни горшка»;
  • педагогические ошибки в воспитании;
  • психологическая подавленность, повышенная стеснительность;
  • несформированный стереотип дефекации;
  • низкая стрессоустойчивость и лабильность характера ребёнка.

Патологические состояния организма

Сюда относят следующее:

  • органические заболевания кишечника (болезнь Гиршпрунга, долихоколон и долихосигма (удлинение отделов кишечника), трещины анального отверстия, геморрой;
  • дефицит железа;
  • рахит;
  • неврологические заболевания (миопатии, парезы, параличи различного генеза);
  • у девочек воспалительные процессы внутренних половых органов;
  • эндокринные и обменные заболевания (сахарный диабет, гипотиреоз, муковисцидоз).

Использование определённых групп медикаментов

К ним можно отнести:

  • кодеин и его производные;
  • седативные средства (Фенобарбитал, антидепрессанты, производные фенотиазина,);
  • Лоперамид;
  • энтеросорбенты;
  • антациды и т. д.

Виды запора

Острый

Этот тип носит временный характер. Запор у ребёнка возникает нечасто, длится всего несколько дней.

Он может быть вызван изменением в диете или режиме дня, путешествиями, отсутствием физических упражнений, болезнями или применением лекарства.

Облегчить состояние ребёнка при остром запоре можно безрецептурными слабительными, упражнениями или диетой с высоким содержанием клетчатки.

Хронический

Запоры у детей длятся более трёх месяцев, а иногда и продолжаются в течение многих лет. Расстройство нарушает повседневную жизнь ребёнка. Оно не проходит без изменения диеты и физических нагрузок, требует применение медицинских препаратов, отпускаемых по рецепту врача.

Функциональный

Функциональный (идиопатический) запор подразумевает, что не существует идентифицируемого причинного органического состояния.

Данный тип расстройства обычно начинается после неонатального периода. Почти всегда есть намеренное или подсознательное удержание стула. Острая форма часто предшествует хроническому течению. Стул становится твёрдым, меньшим по объёму и труднопроходимым, что приводит к раздражению в анальном отверстии и появлению трещин.

У детей до 3 лет принудительное или слишком раннее приучение к горшку может инициировать задержку стула. У старших детей стойкий запор может развиться когда ребёнок находиться в ситуации, не позволяющей опорожнить кишечник, например, в школе.

Поскольку акт дефекации становится болезненным, возникает добровольное удержание фекалий, чтобы избежать боли. Далее позыв к дефекации исчезает, поскольку прямая кишка вмещает всё содержимое. Этот порочный цикл постепенно усугубляется, так как увеличивается объём кала, который необходимо вывести.

Основные проявления

У грудных детей с задержкой акта дефекации видимые изменения минимальны. При длительной кишечной дисфункции возможно обнаружить увеличение размеров живота, обусловленное накоплением каловых масс в дистальных отделах ЖКТ. Дети жалуются на чувство неловкости, полноты и распирания в животе, в особенности в левой стороне.

При отхождении плотных и спаянных между собой фекальных масс у пациента в анальной области возникает резкая боль, что обусловлено появлением надрывов и трещин. Ребёнок в последующем не решается на акт дефекации, сопровождаемый болезненными ощущениями, начинает самопроизвольно задерживать опорожнение кишечника, вследствие возникает длительный запор, а порой теряется рефлекс на дефекацию.

Диагностика

Диагностику проводят в две стадии.

Первый этап

На первой стадии врач тщательно собирает и анализирует анамнез, уточняет факторы и соматические расстройства, способствующие формированию болезни, проводит физикальный осмотр.

Сбор анамнеза

Сбор анамнеза часто помогает отличить функциональный запор от болезни Гиршпрунга.

Особенно важно выяснить, когда у ребёнка впервые был стул после рождения. У большинства детей с болезнью Гиршпрунга возникают запоры сразу или вскоре после появления на свет. У более чем половины младенцев с этой патологией отсутствует меконий (первородные фекалии) в первые 36 часов жизни.

Также врач должен задать вопросы о специфических симптомах запора у ребёнка, о начале и их продолжительности, есть ли болезненность и кровотечение, ассоциированные с дефекацией.

У грудничков функциональный запор часто развивается из-за диетических изменений (например, смена грудного молока на смесь, добавление твёрдых продуктов в меню, замена смеси на цельное молоко).

У детей до 3 лет идиопатический запор возникает во время приучения к горшку. У ребёнка раннего и дошкольного возраста задержка стула может развиваться после пелёночного дерматита или обезвоживания.

У старших детей функциональный запор не редко развивается при поступлении в школу, потому что они отказываются опорожнить кишечник, пока находятся в школе.

Физикальный осмотр

Самой важной частью физикального осмотра является ректальное исследование. Врач должен его провести у любого ребёнка с хроническим запором, независимо от возраста, чтобы исключить основные анатомические аномалии, которые могут обуславливать запор, такие как:

  • анальная атрезия (заращение отверстия) и уретроперинеальный свищ (полый канал на коже промежности);
  • непроходимость кишечника (эффект калового завала);
  • болезнь Гиршпрунга.

Также следует обратить внимание на размер анального канала, размер прямой кишки и наличие каких-либо внутриректальных масс. Если прямая кишка заполнения стулом, необходимо отметить его консистенцию.

Среди детей с болезнью Гиршпрунга прямая кишка, как правило, довольно мала и пуста. После обследования у младенца может возникнуть жидкий стул, поскольку функциональная обструкция временно ослаблена.

У ребёнка с функциональным запором прямая кишка, как правило, увеличена, а стул присутствует только за анальным краем.

Важно подтвердить наличие анального (кожного) рефлекса. Чтобы его вызвать, врач штифтом погладит кожу на промежности. В ответ на поглаживание внешний анальный сфинктер будет сжиматься. Отсутствие этого рефлекса может указывать на аномалию с периферическими сенсорными или двигательными нервами, или центральными связями, опосредующими рефлекс.

Второй этап

Второй этап обследования инструментальный. Его инициируют в том случае, если назначенная терапия не оказала достаточного эффекта, клиническая картина сохраняется, а врач сомневается в функциональном характере патологии, подозревая наличие аномалий дистального отдела ЖКТ, болезни Гиршпрунга. Применяют ректоромано- или колоноскопию и ирригографию.

Римские критерии

В соответствии с Римскими критериями II, функциональный запор диагностируют, если у пациента есть не менее двух из приведённых проявлений:

  • отсутствие дефекации не менее 25 % обычного времени испражнения;
  • запор продолжается не менее года без использования слабительных;
  • потребность чрезмерного натуживания;
  • стул комковатый или твёрдый;
  • ощущение не полного опорожнения (этот критерий не может быть применим для детей грудного и раннего возраста);
  • менее двух актов дефекации в неделю.

Если имеется только нерегулярная дефекация, а перечисленные критерии запора отсутствуют, диагностируется функциональная задержка стула.

У пациентов грудного возраста в большинстве случаев наблюдают функциональную задержку стула, а в раннем возрасте – чаще функциональный запор.

Как помочь ребёнку при запоре

Лечение запоров у детей – достаточно сложная и длительная задача.

Изменение рациона питания

Диетические изменения, такие как увеличение потребления жидкости и углеводов, обычно рекомендуются как часть лечения запоров.

Сбалансированная диета

Плохо абсорбируемые сахара (например, сорбит) встречаются во многих фруктовых соках (например, из чернослива, груши, яблока). Эти сахара увеличивают частоту стула. Если у ребёнка запор, рекомендуется соблюдать сбалансированную диету, включающую цельные зерна, фрукты, овощи и обильное потребление жидкостей.

Исключение коровьего молока

Следует исключить из рациона младенцев и детей раннего возраста белок коровьего молока в течение определённого периода времени, поскольку он усугубляет хронический запор.

Излишние или неэффективные диетические изменения

Не требуется переводить ребёнка на молочную смесь с низким содержанием железа. В нескольких исследованиях показано, что употребление богатых железом смесей не связано с развитием запора.

Также нет достоверных сведений, что применение пробиотиков эффективно при лечении запоров у взрослых и детей.

Увеличение двигательной активности

Для взрослых и детей ежедневные физические нагрузки помогут пищеварению и облегчат запор.

Регулярная двигательная активность благоприятствует быстрому движению пищи через толстую кишку и помогает мышцам кишечника сжиматься, перемещая отходы.

С другой стороны, отсутствие активности приводит к слабости кишечника, что затрудняет регулярное отхождение фекалий.

Для детей одно из лучших упражнений — это ходьба. Уделите 30 минут в день ходьбе, особенно после еды.

Плавание и езда на велосипеде на регулярной основе также будут полезны.

Медикаментозная терапия. Основные группы препаратов при лечении запоров у детей

Основой фармакологической терапии запора является использование достаточного количества слабительного для достижения желаемого эффекта. Непрерывное применение слабительных препаратов может потребоваться в течение нескольких месяцев, пока не исчезнет связь между актом дефекации и болью.

Осмотические слабительные:

  • полиэтиленгликоль;
  • гидроксид магния;
  • лактулоза;
  • сорбитол;
  • цитрат магния;
  • фосфат натрия.

Препараты способствуют притягиванию воды из клеток, что приводит к расширению кишечника и усилению его перистальтики.

Слабительные со стимулирующим эффектом:

  • Сеннозид;
  • Бисакодил.

Препараты этой группы усиливают перистальтическую активность в желудочно-кишечном тракте. Большинство этих агентов также стимулируют выделение соли и воды в толстом кишечнике.

Смягчители стула:

  • докузат натрия.

Препарат насыщает стул водой и жиром, способствуя его размягчению.

Народная медицина

Ранние исследования показывают, что ежедневное употребление травяного чая на основе фенхеля, аниса, бузины и сенны в течение 5 дней может уменьшить запор.

Семена фенхеля стимулируют движение мышц в пищеварительном тракте, что приводит к здоровому пищеварению и регулярным актам дефекации. Семена фенхеля также предотвращают образование газа у детей.

Применение очистительной клизмы при запоре у детей

В некоторых случаях можно использовать клизму, чтобы помочь устранить запор. Однако это следует делать только по рекомендациям врача.

К этому методу нельзя прибегать постоянно, так как регулярное применение клизмы может помешать мышцам кишечника правильно выполнять свою работу по выведению кала.

Также возможно развитие электролитного дисбаланса, что потребует дополнительного лечения.

Осложнения запора у детей

Серьёзные запоры могут привести к более тяжёлым состояниям, в том числе и к таким, как:

  • ректальное кровотечение из-за постоянного напряжения для опорожнение кишечника;
  • анальная трещина — небольшая рана в области заднего прохода;
  • геморрой — увеличенные, воспалённые кровеносные сосуды вен в прямой кишке;
  • каловый завал, когда сухой кал скапливается в анусе и прямой кишке, что приводит к обструкции.

Когда запор угрожает жизни пациента

Запор сам по себе не приводит к летальному исходу. Но при продолжительной задержке стула могут возникнуть определённые изменения, которые становятся причиной смерти.

Исследования показали, что пациенты с запором находятся в группе риска развития онкологических заболеваний. Пищеварительный тракт человека пропускает через себя тысячи канцерогенов.

При нерегулярном опорожнении кишечника эти химические соединения задерживаются в организме, что приводит к появлению атипичных клеток. У пациентов с запорами опухоль чаще обнаруживается в местах скопления кала – селезёночном и печёночном углу, сигмовидной и слепой кишке.

Профилактика запора у ребёнка

  1. Необходимо предлагать детям продукты с высоким содержанием клетчатки, такие как фрукты, овощи, фасоль, цельнозерновые хлопья и хлеб. Если ребёнок не привык к диете с высоким содержанием грубого волокна, то можно начать с добавления нескольких граммов клетчатки ежедневно в пищу, чтобы предотвратить появление газа и вздутие живота.
  2. Следует поощрять ребёнка пить много жидкости.
  3. Регулярная физическая активность стимулирует перистальтику кишечника.
  4. Посещение туалета должно быть для ребёнка комфортным. Можно предоставить малышу скамеечку для ног, чтобы у него было достаточно опоры для комфортного опорожнения кишечника.
  5. Важно напоминать ребёнку, чтобы он никогда не игнорировал позывы к акту дефекации.

Заключение

Запор может поражать людей в любой возрастной группе, и в конечном итоге это может привести к возникновению многих проблем, таких как геморрой, анальные трещины, каловый завал. Поэтому важно изменить привычки в еде, а также выпивать много жидкости, чтобы предотвратить это заболевание.

Источник