Что такое запоры трубопровода

Эксплуатация любой трубопроводной промышленной магистрали предусматривает наличие элементов, перекрывающих поток жидкости, газа, сыпучих материалов и других видов рабочих тел при необходимости обслуживания или ремонта. Функции запора и регулировки потока движущегося вещества в линиях выполняют задвижки для трубопроводов, имеющие различное назначение и конструктивное исполнение.

Область применения

Задвижки используют в качестве запорной и регулирующей поток арматуры в трубах, иногда с их помощью управляют объемом подачи за счет снижения условного диаметра прохода.

Задвижки редко применяются в быту, в основном они служат для регулировки водо- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, в магистралях для транспортировки газа, нефти, пищевой и химической промышленности при подаче технологических компонентов в производственном процессе.

Запорные элементы используют на трубопроводах с большими условными диаметрами прохода, применяемые материалы изготовления – недорогие черные и цветные металлы в различных сочетаниях.

Задвижки для трубопроводов

Рис.1 Запорное оборудование для водоснабжения

Что такое задвижки: назначение и основные конструктивные элементы

Задвижкой называют вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия или регулирования потока вещества, проходящего по магистрали. Они могут работать в среде с газообразными, сыпучими, жидкими веществами различной вязкости и химической активности.

Основными конструктивными элементами в системе задвижки любой конструкции являются:

  • Корпус. Состоит из основной части и крышки, первая помещается непосредственно в магистраль, а вторая служит для крепления и управления перемещением запорного элемента. Корпус выполняют из металла: стальных сплавов, нержавейки, латуни, алюминия, ковкого чугуна, последний покрывают антикоррозионными слюдосодержащими красками или эпоксидными грунтовками.
  • Запор. Элемент (заслонка) имеет конструктивное исполнение в виде металлического клина, шибера, диска или гибкой трубы из эластичных материалов, для повышения герметичности металл иногда покрывают резиной (эластомер). При перемещении узел плотно входит в профильное седло, расположенное в корпусе, и герметично перекрывает канал.
  • Приводная система. Предназначена для управления перемещением заслонки в узле, представлена механическими конструкциями в виде маховика, перемещающегося на выдвижном или стационарном штоке, также используются пневматический, электрический и гидравлический приводы.

Трубопроводные задвижки из стали ГОСТ 9698-86

Рис. 2 Трубопроводные задвижки из стали – параметры по ГОСТ 9698-86

Достоинства задвижек

Основные параметры задвижек регламентированы ГОСТ 9698-86, используемые в промышленности изделия имеют следующие особенности:

  • Простота конструкции. Корпус состоит из основной части, помещаемой в линию посредством фланцевого или муфтового резьбового (для малых диаметров) соединения, его крышка крепится гайками или болтами – это упрощает процедуру установки, демонтажа и ремонта устройства.
  • Высокие технические характеристики. Задвижная арматура в зависимости от назначения и условий эксплуатации выдерживает рабочую температуру от -60 до +565 С., давление от 0,16 до 25 Мпа. (1, 6 – 250 бар.) в стальных конструкциях. При этом предел давлений для чугуна составляет 25 бар., для изделий из цветных металлов – 40 бар.

Трубопроводные задвижки из чугуна ГОСТ

Рис. 3 Запорная чугунная фланцевая арматура

  • Универсальность. Устройства могут работать в магистралях любого назначения с высокой химической активностью передаваемых веществ, рассчитаны на использование в трубопроводах диаметров от 15 до 2000 мм.
  • Высокие гидравлические характеристики. Задвижные устройства подбирают по внутреннему диаметру трубопроводов, имеющему стандартные значения, поэтому они не влияют на гидравлическое сопротивление в линии. Плавное перемещение заслонки при перекрытии потока транспортируемого вещества позволяет избежать гидравлического удара в системе. Конструкция задвижных элементов и корпусного седла рассчитана на создание высокой герметичности перекрываемого канала.
  • Хорошая ремонтопригодность. Монтаж и ремонт арматуры и фитингов с задвижками легко провести при наличии простого инструмента и комплектующих – разводных сантехнических ключей, прокладок. Заслонки и прокладки в случае износа просто снять и поменять на новые.
  • Длительный срок службы. Корпусные детали и затворы изготавливаются из прочных долговечных материалов, рассчитанных на использование в конкретной рабочей среде, внутренние заслонки делают из коррозионно-устойчивых металлов – это существенно увеличивает их эксплуатационный срок.

Трубопроводные задвижки из других металлов

Рис. 4 Виды задвижек из цветных металлов

Минусы

При изготовлении запорной арматуры для удешевления часто используют чугун, подобные конструкции имеют следующие недостатки:

  • Высокий вес задвижек затрудняет монтаж узлов при больших диаметрах трубопроводов – может понадобиться несколько рабочих или специальная подъемная техника для удержания массивной детали. К примеру, вес чугунного запора с условным проходом 1600 мм. Согласно ГОСТ 9698-86 составляет 10025 кг.
  • Чугун относится к коррозионно неустойчивым материалам, со временем его внутренняя поверхность ржавеет, покрывается раковинами и известковым налетом – это приводит к нарушению герметизации при перекрытии потока.
  • Еще к одним недостатком чугуна относится его хрупкость, приводящая к необратимой поломке изделия при сильных ударных воздействиях.
  • Дешевое сальниковое уплотнение с набивкой, какое находит применение в бюджетных чугунных изделиях, не является достаточно герметичным по сравнению с современными торцевыми уплотнениями – в процессе его эксплуатации нередко возникают утечки транспортируемого вещества.

Работа клинового затвора

Рис. 5 Принцип работы затвора клинового типа

Задвижки для трубопроводов – виды и классификация

Задвижные узлы имеют разные конструктивные и физические параметры, по конструкции и классификации задвижек их подразделяют на следующие классы:

  1. По технологии изготовления корпуса:
  • Сварные.
  • Литые – основной метод формообразования корпусов.
  • Кованые или штампованные – технология применяется для создания высокопрочных корпусов, детали соединяются между собой сваркой.
  • Комбинированные – производятся из кованых и штампованных деталей посредством сварки.
  1. По типу уплотнения:
  • Графитоармированные, жидкометаллические.
  • Сальниковые – подвижной шпиндель или шток отделяется от рабочей среды сальниковой прокладкой, пропитанной маслом и сжатой накидной гайкой или специальной деталью – сальником.
  • Сильфонные – герметичность достигается за счет использования гофрированных упругих оболочек из металлических и синтетических материалов.
Читайте также:  Минеральное масло против запора

Задвижки для трубопроводов разборка

Рис. 6 Разборка клиновидной системы (корпус, вид клина задвижки)

  1. По типу передачи усилия к заслонке:
  • Вращательное – применяется в ручных механических системах, где винтовой шпиндель перемещается за счет маховика.
  • Поступательное – шток имеет цилиндрическую форму и перемещается за счет передачи ему усилия гидравлическим или электрическим способом.
  1. По типу привода:
  • Ручной – для передачи усилия используют маховик и шпиндель с резьбой.
  • Электрический – управление задвижкой происходит перемещающимся шпинделем, который является якорем электрокатушки.
  • Гидравлический – на подвижный шток с заслонкой, помещенный в герметичный цилиндр, оказывает давление гидравлическая жидкость.
  • Пневматический – шпиндель передвигается за счет давления на его поверхность сжатого воздуха.

Виды приводов для управления задвижкой

Рис. 7 Приводы

  1. По конструктивному исполнению затворного узла:
  • Клиновые. Затвор имеет клиновидную форму, при опускании располагается между двумя наклонными седельными поверхностями.
  • Параллельные (одно- или двухдисковые, шиберные). Затворный элемент сделан в форме плоского диска или шибера, которые запирают канал, опускаясь в небольшие профильные углубления в корпусе.
  • Шланговые. При работе системы затворный механизм сдавливает эластичный резиновый шланг, перекрывая тем самым канал движения вещества.
  • Поворотные. Запорный элемент в виде диска располагается в канале трубы на его центральной линии, при работе он разворачивается вокруг центральной оси и перекрывает поток проходящего вещества.

Клиновые задвижки

Устройство задвижки данного типа представляет собой заслонку с расположенными под углом поверхностями, которая при отпускании располагается в клинообразном седельном гнезде.

Жесткий клин

Модель отличается невысокой стоимостью, простотой, жесткостью, надежностью и хорошими параметрами герметичности, при изготовлении требует использования высокоточного оборудования. Клин шарнирно подвешен к шпинделю, размещенному в верхней крышке, и опускается в канал по встроенным в корпус направляющим, система способна работать с большими перепадами давления. К недостаткам относится сложный ремонт и заклинивание при воздействии высоких температур в результате линейного расширения металла при нагревании.

Конструкция клиновой задвижки

Рис.8 Двухдисковый клин – конструкция

Клин с двумя дисками

Клиновые модели данного типа состоят из заслонки в виде двух размещенных под углом дисков с разжимной деталью между ними (имеет вид шарообразного грибка) – это позволяет ей самоустанавливаться, обеспечивая при этом высокую плотность перекрытия канала и исключая заклинивание.

Типы задвижек с двумя дисками имеют сложное конструктивное исполнение и соответственно дороги, их преимущества – малый износ затворных и седельных поверхностей за счет отсутствия контакта по пути перемещения, высокая степень герметизации, небольшое прилагаемое усилие для закрывания прохода.

Устройства выпускают только с выдвижным штоком, многие модели бывают с кольцевыми уплотнениями на затворных дисках, позволяющими повысить герметизацию прохода.

Поворотный механизм

Рис. 9 Разновидности поворотных систем

Упругий клин

В данной конструкции привод затвора разрезан на две части и между ними расположен пружинящий элемент – это позволяет перемещаться уплотнительным элементам относительно друг друга на небольшой угол, обеспечивая тем самым лучший контакт с седельным кольцом. При изготовлении не требуется высокоточная подгонка, исключено высокотемпературное заклинивание, к недостаткам относится повышенная истираемость плоскостей клина в результате раннего вступления в контакт при опускании.

Поворотные

Устройство такого типа называют дисковым поворотным затвором, при работе диск располагается в потоке вещества и перемещается по его направлению. Диски используются в системах с диаметром трубопроводов до 1200 мм. при температурах среды от -200 до +450 С. и давлении до 600 бар. Устройство имеет простую конструкцию, малые размер и массу, хорошо герметизирует перекрываемый канал, легко ремонтируется. К недостаткам относят высокое сопротивление потоку, работу только в одну сторону, невозможность использования в среде с повышенной вязкостью и загрязненностью.

Параллельные (шиберные)

В данных устройствах поверхности седел и затворного диска параллельны, при опускании диск (шибер) герметично перекрывает проход за счет давления на его поверхность проводимой среды. К недостаткам относят большие энергозатраты на перемещение в результате трения уплотнительных колец седла и шибера на всем пути движения и соответственно повышенное истирание герметизирующих поверхностей. Используется при пониженных требованиях к герметичности, легко обслуживается и ремонтируется.

Шиберная задвижка

Рис.10 Шиберные параллельные задвижки

Шланговые

При транспортировке агрессивной химической среды в системе, задвижки должны иметь высокую защиту от коррозии – лучшим вариантом в этом случае является использование устройств шлангового типа. Узел имеет рабочий канал в виде эластичного гибкого шланга, который при перекрытии потока сжимается в средней части.

Шланговый тип задвижки

Рис. 11 Шланговый тип задвижки – принцип действия

Маркировка

Маркировка задвижной трубопроводной арматуры регламентируется в соответствии с ГОСТ 4666-75, она выполняется на корпусе или табличке с указанием следующих данных:

  • наименование предприятия;
  • давление, температура;
  • проходной диаметр;
  • марка стали в случае использования материалов со специальными свойствами (повышенной коррозионной, температурной стойкостью);
  • знак качества при его наличии.
Читайте также:  Если запор четыре дня

Маркировка задвижек

Рис. 12 Примеры маркировки

Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения

Установка задвижки в магистральный трубопровод промышленного назначения проводится квалифицированными специалистами, при этом наиболее часто используется соединение элементов друг с другом с помощью фланцев. При проведении работ в водопроводной магистрали действуют, соблюдая следующие особенности установки:

  1. Съем запорной арматуры водопровода проводят только при отсутствии рабочей жидкости в системе, при необходимости трубы в местах соединений защищают от грязи, окалины, известкового налета.
  2. Перед монтажом запорной арматуры проверяют качество фланцев – фланцевая шайба не должна иметь трещин, царапин, выемок и прочих дефектов.
  3. Запорная арматура водопровода размещается на строго прямолинейной части магистрали и ровных участках земной поверхности – это позволяет избежать чрезмерных напряжений в местах изгибов и перекосов, вызывающих протечки. При монтаже тяжелых узлов используют дополнительные жесткие опоры.
  4. При эксплуатации не допускается прилагать чрезмерное усилие к маховикам, посредством которых приводятся в действие запорные заслонки – это может привести к поломкам и трещинам.
  5. Монтаж следует проводить с обвязкой мягким стропом, избегая крепления за шток или штурвал и стараясь не повредить защитное покрытие – это приводит к преждевременной коррозии. Падение с высоты и механические удары недопустимы.

Монтаж задвижек

Рис. 13 Способы монтажа и настройки запорных устройств

Перед выбором запорной арматуры необходимо учитывать ее характеристики в соответствии с ГОСТ – наиболее высокими параметрами обладают стальные промышленные изделия. Для бытового использования подходят задвижные узлы для трубопроводов из цветных металлов – они имеют небольшие размеры условного прохода и доступный монтаж с помощью резьбовых муфт.

Ознакомительное видео про задвижки для трубопроводов

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Загрузка…

Источник

Начнем с четкого определения: трубопроводная арматура представляет собой изделия, благодаря которым осуществляется управление потоками рабочих сред в той либо другой магистрали. Другими словами, попросту говоря, такие изделия регулируют степень прохождения жидкостей или других веществ в труб, распределяют их, всецело блокируют потоки либо напротив разрешают.

Самые простые типы трубопроводной арматуры – это вентили на газовых «автострадах» либо краны, установленные на водопроводных системах. Но в действительности ассортимент аналогичных деталей весьма велик, что разрешает подобрать фитинг под фактически любую задачу.

Ассортимент арматуры для труб

Давайте рассмотрим детально, какой не редкость трубная арматура. Это будет полезно как минимум вследствие того что по окончании изучения аналогичной информации возможность купить некачественное либо неподходящее изделие существенно снизится.

Начнем с самого главного момента.

Градация изделий по функциональному назначению

Запорный кран

Для удобства рассмотрим это в таблице:

Наименование деталиНазначение
1. Запорная трубопроводная арматура.Работает по весьма несложному принципу – посредством крана площадь проходного сечения магистрали значительно уменьшается или возрастает. Вплоть до полного перекрытия каналов прохождения веществ.Наряду с этим запорные фитинги делятся еще на спускные и контрольные. Первые необходимы для сброса рабочих сред из системы, а вторые контролируют подачу веществ в устройства.
2. Регулирующая.Эти фитинги имеют лишь одну функцию – регулируют степень, мощность, количество прохождения веществ по «автостраде».
3. Защитная.Такая арматура довольно часто называется еще отсечной либо отключающей. Нужна она для защиты системы от аварийных обстановок. В случае трансформаций каких-либо параметров всецело либо частично блокирует прохождение масс в трубопровода.
4. Предохранительная.Отличается от прошлого варианта тем, что при превышении допустимого давления в системы, клапан сброса потоков срабатывает машинально.
5. Распределительно-смесительная.Самый несложный пример для того чтобы изделия – это обычный смеситель. Сущность его работы содержится в распределении потоков в нужных направлениях либо их смешивании.
6. Фазоразделительная.Такие распределители предназначены для направления потоков в ту либо иную сторону в зависимости от их физического состояния. Другими словами, к примеру, жидкость пускается в одну линию, а испарения в другую.

Необходимо подчеркнуть, что виды трубопроводной арматуры различаются еще и по области применения.

В частности бывают такие фитинги:

  1. Для газовых магистралей.
  2. Для пароводяных систем.
  3. Для нефтяных труб.
  4. Для химической и энергетической индустрии.

Вентили для промышленных магистралей

Обратите внимание на то, что фактически все изделия для того чтобы типа смогут управляться как вручную, так и машинально. Учитывайте эту особенность на протяжении планирования системы – быть может, что за счет установки автоматической арматуры вам удастся сделать ее более гибкой и комфортной в обслуживании.

С полной классификацией мы приблизительно разобрались, сейчас давайте рассмотрим варианты, каковые смогут использоваться в частных случаях, а не в индустрии.

Арматура для частных потребностей

В большинстве случаев, пользуются спросом такие изделия:

  1. Вентили. Это фитинги, каковые или регулирует степень прохождения потоков, или по большому счету перекрывают трубу.
  2. Задвижки. Изделия кроме этого блокируют прохождение сред в системы посредством перпендикулярного (относительно направления потоков) расположенного клапана.
Читайте также:  Запор болит живот при беременности что делать

Задвижка в разрезе

  1. Затворы. Запор имеет форму диска, который при необходимости поворачивается в трубы и образует весьма герметичную блокировку.

Дисковый затвор

Получается, что ремонт трубопроводной арматуры дома как правило подразумевает работу с вентилями. Другими словами как раз они и имеется самые популярные изделия на таких объектах.

Исходя из этого на обзоре вентилей стоит остановиться подробнее.

Вентили

Данные детали имеют запорное устройство, которое как бы «насажено» на вертикальную ось. Чем «туже» затягивается таковой кран, тем громадная получается герметичность блокировки.

В большинстве случаев, стандартные вентили смогут работать как с газом, так и с тёплой либо холодной водой. В большинстве случаев максимально допустимое давление для таких изделий не должно быть больше 2500 кг/см2.

Свойства и особенности вентилей по большей части зависят от того, из какого именно металла они сделаны. Давайте ознакомимся с таковой информацией.

Стальные изделия

Стандартные вентили

Используются для регулировки и блокировки прохождения сред из воды, сжиженного газа, пара, и аммиака либо углекислоты. Отличаются большой надежностью и прочностью металла, благодаря чему таковой фитинг помогает долго и без поломок небольших деталей.

Стальная соединительная арматура трубопроводов может выдерживать 425 градусов и давление до 6,3 МПа. Эти свойства разрешают использовать такие фитинги в весьма напряженных условиях эксплуатации.

В большинстве случаев данные детали изготавливают из нержавеющей стали легированных сортов. Варианты, в которых отсутствуют легированные компоненты лучше не покупать, поскольку их уровень качества не на высоте в условиях применения в трубопроводах.

В целом, не обращая внимания на то, что цена стальных вентилей не низкая, для домашних систем либо для небольших промышленных помещений значительно чаще выбирают как раз их. (См. кроме этого статью Канализация в коттедже: изюминки.)

По причине того, что эти фитинги смогут нормально функционировать при таких условиях:

  1. При резких перепадах давления.
  2. При неизменно большом давлении.
  3. Возможность работы в любом положении.

Обратите внимание кроме этого и на то, что стальные изделия хороши еще и тем, что весьма ремонтопригодны. Исходя из этого приобретя их, вы имеете возможность быть уверены, что прослужат они вправду долго.

Сейчас поболтаем об аналогах.

Латунные запоры

Кран из латуни

Изделия предназначены для установки в водопроводных системах и имеют подвижный механизм постепенной блокировки потоков. Наряду с этим в каком бы положении не был вентиль — он не будет поменять это положение под действием давления.

Такие вентили выпускаются двух типов – шаровые и крановые. Первый вариант в качестве запора имеет как бы железный шар, а не диск. Посредством шара возможно весьма как следует регулировать количество потока в магистрали.

Фото шаровых кранов

Латунные фитинги для труб легко монтировать своими руками, вот лишь они не такие прочные, как сталь, к примеру. Исходя из этого в случае если металл для изготовления детали употребляется весьма недорогой, то кран в итоге получается достаточно ломкий. А это указывает, что экономить тут конкретно не следует – получайте продукцию лишь известных брендов.

И существует еще один популярный тип вентилей.

Изделия для металлопластиковых магистралей

Арматура для металлопластиковых труб, в большинстве случаев, имеет несколько компонентов. Это сталь либо латунь, пластик и пластмассовые «ручки управления» фитингом.

Особенность в том, что для монтажа деталей для того чтобы типа может употребляться два типа соединений – спайка и резьбовая стыковка.

Инструкция спайки таких запоров с системой весьма несложная:

  1. Конец труб протирается тряпочкой. Необходимо убрать всю пыль и сторонние небольшие частицы.
  2. Нагревается паяльник.

Паяльник

  1. На рабочий конец паяльника наряжается труба и сам фитинг. Инструмент с материалом взаимодействует практически пара секунд – он как бы расплавляет пластик, а после этого убирается в сторону.

Нагрев пластика

  1. Арматура для полипропиленовых труб и магистраль вставляются приятель в приятеля, прочно прижимаются и в принципе затем стыковка считается законченной.

Стыковка деталей

Плюс в том, что спайка дает возможность приобрести весьма герметичное и прочное соединение, за которым не нужен будет постоянный пристальный контроль на протяжении эксплуатации системы.

Ну а что касается деталей с резьбой, то монтируются они стандартно:

  1. На конец трубы наматывается мало пакли.

Намотка пакли

  1. Фитинг «насаживается» на конец резьбы и закручивается посредством гаечного ключа.

Закрутка крана

Совет: в случае если конструкцией запора предусмотрено наличие резиновой прокладки в фитинга, то паклю использовать не требуется. Плотность, герметичность соединения и без того будет на высоте.

Давайте подведем итоги.

Вывод

Мы с вами весьма подробно разобрались в том, что собой воображает трубопроводная арматура, и какие конкретно варианты значительно чаще используются для либо ремонта домашних магистралей. Сохраняем надежду, что информация вам понадобилась, и вы сможете воспользоваться ею на практике. Ну а вдруг хочется определить больше, то имеете возможность просмотреть еще и видео в данной статье.

Загрузка…

Источник