Запоры у младших школьников

Содержание:

  • Основные причины запоров
  • Чем опасен запор
  • Организация рационального питания — основа излечения
  • Режим дня
  • Физическая нагрузка

Нарушения функционального состояния толстой кишки, или запор — довольное распространенное заболевание в детском возрасте. В медицинской литературе в последние годы оно получило название «синдром раздраженного кишечника». Запор встречается у детей самого разного возраста, но особенно часто — у младших школьников и ребят, посещающих детские дошкольные учреждения. Это заболевание не всегда приносит болезненные ощущения ребенку, посему этой патологии уделяется явно недостаточное внимание. Родители довольно поздно узнают об этом заболевании у ребенка, тем более если ребенок стеснительный, скрытный.

Лечение запоров — длительная, напряженная и не всегда благодарная задача, только чисто медицинский подход к этой проблеме, как правило, ее не решает. Дети с хроническими запорами становятся вялыми, раздражительными, пугливыми, быстро снижается их успеваемость в школе. Многие дети из страха болезненных ощущений при акте дефекации замыкаются, самостоятельно подавляют естественные позывы, тем самым усугубляя течение заболевания, образуется так называемый «порочный круг».

Таким образом, хронические функциональные запоры у детей, посещающих детские дошкольные учреждения и школу, приобретают социальную значимость; поэтому педиатры практически всегда надеются на помощь и поддержку в реабилитации детей именно родителей. Только родительский уход и доброжелательная обстановка помогают получить стойкие результаты.

Основные причины запоров

Запорами называется ненормальная работа толстой кишки, которая проявляется редкими дефекациями у ребенка (реже одного раза в два дня) или их полным отсутствием в течение длительного времени (что весьма часто встречается), затрудненным и болезненным актом дефекации, малым количеством стула (сухого и твердого характера), отсутствием физиологического чувства полного опорожнения кишечника.

Толстая кишка человека является местом формирования каловых масс, она имеет приблизительно П-образную форму. Длина всей толстой кишки у ребенка старше 3 лет составляет в среднем 1-1,5 метра. Каловые массы формируются из непереваренных и неосвоенных остатков пищевых масс. Это происходит путем частичного их обезвоживания и различных видов перистальтических движений кишки, формирующих и продвигающих каловые массы к выходу. Значительную часть каловых масс составляет огромное количество микробных тел. По данным микробиологов, в 1 грамме кала здорового человека обнаруживается от 30 до 40 миллиардов микроорганизмов.

Причины запоров у детей многообразны. Мы, педиатры, считаем, что запоры прежде всего связаны с нерациональным питанием, или так называемым алиментарным фактором. Причиной хронических запоров является дефицит в рационе питания грубоволокнистой растительной клетчатки как одного из главных стимуляторов кишечной перистальтики (овощи, фрукты, грубые сорта хлеба, серые сорта круп и др.), а также употребление в пищу высококалорийной, рафинированной пищи. В результате подобного питания в толстой кишке образуется малое количество обезвоженных фекальных масс, нарушается их продвижение по кишечнику. Было замечено, что дефицит воды в каловых массах приводит к значительной задержке продвижения кала по кишечнику. Это особенно отчетливо проявляется в зимне-весеннее время года, когда заметно сокращается потребление в пищу как свежих, так и заготовленных овощей и фруктов.

Вторым важным моментом формирования функциональных запоров считается малоподвижный образ жизни, исключающий полноценные нагрузки на мышцы передней брюшной стенки, а последние играют важную роль в потенцировании кишечных движений. Предрасполагающими факторами к возникновению хронических запоров у детей являются также врожденные аномалии толстой кишки — такие, как долихосигма (удлинение сигмовидного отдела толстой кишки) и долихоколон (удлинение всей кишки). К появлению запоров могут привести кишечные паразиты (аскариды, власоглав, бычий или свиной цепень). Простейшие микроорганизмы (лямблии) редко вызывают задержку стула у детей.

В регулировании двигательной функции толстой кишки важную роль играет состояние нервной системы ребенка. Различные стрессовые ситуации, психические, эмоциональные и физические перегрузки, неблагоприятные семейные и школьные отношения между детьми и взрослыми отрицательно влияют на общее состояние нервной системы ребенка, что в свою очередь приводит к расстройствам двигательной функции толстой кишки. Устранение стрессовых ситуаций, нормализация психологической обстановки в семье и в школе, а в некоторых случаях и помощь психоневролога оказывают благоприятное влияние на лечение заболевания.

Чем опасен запор

Длительная задержка каловых масс у ребенка приводит к всасыванию продуктов гниения и брожения из кишечника в кровь, что оказывает отрицательное воздействие на весь организм (токсический эффект). Дети жалуются на головные боли, повышенную утомляемость, у них снижается аппетит, нарушается сон. Дети становятся раздражительными, плаксивыми и порой «неуправляемыми». При отсутствии стула в течение нескольких дней у ребенка могут появиться резкие боли в животе, рвота, повышение температуры тела.

Очень часто плотные каловые массы, подолгу скапливаясь в конечном отделе толстой кишки, при попытке опорожнения растягивают задний проход. Это может привести к образованию трещин. Трещины всегда сопровождаются острой болью в заднем проходе во время опорожнения и после него. Ребенок боится этих болевых ощущений и старается избежать попыток опорожнить кишечник, что ведет к еще большему уплотнению кала.

В запущенных случаях, при длительном отсутствии стула, в результате возрастающего внутрикишечного давления может появиться такое неприятное состояние, как каломазание, то есть самопроизвольное подтекание каловых масс через задний проход. Последствия данного состояния ясны. Ребенок становится объектом шуток, а в ряде случаев и более агрессивных действий со стороны сверстников. Психическое состояние больного находится на грани краха, дети отказываются ходить в детский сад или школу, чувство страха превышает все разумные рамки.

Хронический запор у ребенка может появиться и тогда, когда у ребенка теряется привычка к опорожнению кишечника в одно и то же время (обычно в утренние часы). Тут часто виноваты родители, которые мало обращают внимания на жизнь своего ребенка, не приучают с раннего детства к дефекации в определенное время.

Нами замечено, что некоторые педагоги в детском саду или школе по странным, порой необъяснимым причинам, не позволяют маленьким детям выходить во время занятий в туалет. Такое неграмотное поведение учителя приводит к тому, что дети сознательно подавляют позыв на дефекацию во время занятий в школе. Этот вредный рефлекс достаточно легко закрепляется и вызывает хронический запор.

Подобному явлению способствуют непривычная окружающая обстановка, особенно для ребенка, впервые начавшего посещать детский сад или школу: общественный туалет с присутствием большого количества посторонних людей разного возраста. Особенно это неблагоприятно сказывается на застенчивых, стеснительных детях, особенно мальчиках, воспитанных в строжайших пуританских принципах.

Мы наблюдали ребенка 7 лет с жесточайшим запором, связанным с тем, что ребенок, начав посещать в школу, сдерживал акт дефекации из-за того, что кабинки в школьном туалете отсутствовали, и дети могли наблюдать друг за другом.

Что следует предпринять родителям, если у ребенка появился хронический запор? Главное не заниматься самолечением, а сразу же обратиться за консультацией к специалисту — гастроэнтерологу. Детям обязательно следует провести необходимое обследование.

Организация рационального питания — основа излечения

Родители в большинстве случаев считают пищевые рекомендации малозначимыми, требуя назначения новейших препаратов, способных ликвидировать запор в течение нескольких дней. Следует сказать сразу: таких препаратов не существует! Поскольку расстройства двигательной функции толстой кишки в подавляющем большинстве случаев связаны именно с нарушениями питания в семье, организация пищеварительного рациона — главнейшая задача лечения запора у детей.

Следует изменить рацион питания ребенка таким образом, чтобы в нем было больше овощей, содержащих грубую растительную клетчатку и пектины, т.е. компоненты, стимулирующие моторику кишки. Это морковь, свекла, цветная и брюссельская капуста, тыква, кабачки, патиссоны, сливы, бахчевые культуры. В огурцах, помидорах, яблоках клетчатки недостаточно.

Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60% ежедневного рациона и употребляться в любом виде (свежем или после термической обработки). Во время обеда больным детям овощи следует предлагать в виде салатов, винегретов, пюре, заправляя их для повышения вкусовых качеств растительным маслом, легким майонезом. Жирные сорта майонеза и сметану лучше не использовать, так как жиры тормозят работу кишечника. Сметану можно добавлять в овощной или крупяной суп.

Особое значение педиатры придают систематическому приему пшеничных отрубей. Это ценное природное средство, получаемое при перемалывании зерна и обладающее целым рядом полезных свойств:

  • отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной перистальтики;
  • в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно на центральную нервную систему;
  • отруби способствуют выведению из организма токсинов, аллергенов, их применение целесообразно в комплексном лечении многочисленных аллергических заболеваний;
  • отруби выводят из организма избыток холестерина и тем самым способствуют предупреждению атеросклероза.

Пшеничные отруби могут применяться в любом виде. Чаще мы рекомендуем использовать пшеничные отруби таким образом.

Приобретенный продукт (обычно продается на мелькомбинатах и в аптеках) разложите тонким слоем (1-1,5 см) на металлическом поддоне и прокалите в духовом шкафу при температуре 100-150оС в течение 10-15 минут. После остывания отруби переложите в герметично закупоренную банку, так как продукт гигроскопичен. Три-пять столовых ложек отрубей, т.е. то количество, которое потребуется на день, залейте 1/2 стакана крутого кипятка и выдержите 15-20 минут. При этом образуется густоватая светло-серая или светло-коричневая масса.

Отруби — совершенно безвкусный продукт, и дети в большинстве случаев решительно отказываются от приема их в натуральном виде. Для улучшения вкусовых качеств разовую дозу отрубей (обычно начиная с 1 ч. л. 3 раза в день, постепенно доводя до 3-10 ст. л. в сутки, в зависимости от степени задержки стула) добавьте к 1/2 стакана фруктового или овощного сока, к стакану кисломолочного продукта, в кашу, суп, гарнир. Длительность приема отрубей не ограничена и может исчисляться годами без всякого вреда для организма.

Ежедневно в питании должны быть кисломолочные продукты (простокваша, ряженка, варенец, одно- или двухдневный кефир и др.), их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Кисломолочные продукты могут быть обогащены бифидум-флорой.

Первые блюда в рационе питания обязательны, супы преимущественно овощные или из серых круп (гречка). Мясо лучше употреблять сваренным куском. Хлеб серых и черных сортов, с отрубями, вчерашней выпечки. Свежие булочки и пирожные противопоказаны.

При наличии запоров нужно исключить продукты, повышающие газообразование в кишечнике: цельное молоко, сладкие блюда, бобовые.

Для нормальной работы всей мускулатуры и кишечной в частности необходимо употреблять продукты, содержащие калий. Это печёный картофель, сухофрукты, курага, чернослив, инжир, компот из них. Родители могут поступать следующим образом: 10-20 ягод чернослива или кураги (или все вместе) накануне вечером залить кипятком, утром порцию разделить на 3 части и дать ребенку в школу, где он с удовольствием съест эти ягоды. А вечером дома ребенок выпьет полученный настой от ягод.

В качестве десерта мы рекомендуем давать детям с хроническим запором смесь хорошо промытых, распаренных кипятком и хорошо «разошедшихся» сухофруктов:

  • чернослив — 1 весовая часть,
  • инжир — 1 весовая часть,
  • курага — 1 весовая часть,
  • грецкие орехи (сердцевина) — 1 весовая часть.

Продукты смешивают в равных количествах, нарезают мелко ножом из нержавеющей стали, добавляется 1-1,5 весовой части меда, вся смесь вновь перемешивается, выкладывается в банку и стерилизуется при 80оС 15 минут. Доза обычно составляет 1-2 ч. л. 3 раза в день после приема пищи. Следует помнить, что такая смесь может вызвать аллергические реакции у детей с предрасположенностью к подобным реакциям.

Важно, чтобы в течение суток ребенок употреблял большее количество жидкости: не менее 4-5 стаканов в день в виде чая, компотов, бульона, соков, воды и т.д., а также прием прохладных напитков утром натощак (100-200 мл). Газированные напитки исключаются.

Режим дня

Несмотря на значительную роль диеты при запорах, она может не дать эффекта, если у ребенка не выработана привычка опорожнять кишечник в определенное время, лучше утром (6-9 часов). Такую привычку следует вырабатывать и закреплять. Для этого сразу после подъема утром ребенок натощак выпивает 0,5-1 стакан холодной воды или овощного сока.

Если позыв на стул есть, то больной максимально опорожняет кишечник. Если позыва на дефекацию нет, следует вначале прибегнуть к физической зарядке, завтраку и через некоторое время направиться в туалет. Принимается поза на корточках, с поджатыми к животу ногами. Акту дефекации помогает самомассаж живота руками, ритмичное втягивание заднего прохода, надавливание между копчиком и анусом.

Ребенку должны быть созданы соответствующие условия. Если ребенок маленький, то его лучше высаживать не на унитаз, а на горшок (предварительно чисто вымытый и согретый несколько выше температуры тела). Восстановление акта дефекации — длительная задача, и она должна решаться родителями и взрослыми, контактирующими непосредственно с ребенком, упорно, без эмоциональных всплесков.

Физическая нагрузка

При хронических запорах необходима ежедневная дозированная физическая нагрузка — прогулки пешком, утренняя гимнастика, подвижные игры, катание на лыжах, коньках, плавание. Во время занятий в школе на уроках непременно следует проводить физкультурные паузы. Большинство упражнений должно быть направлено на стимулирование мышц передней брюшной стенки. Мы предлагаем комплекс специальных упражнений.

1Свободное проветривание комнаты. Ходьба на месте30 сек
2И. п. (исходное положение): сидя на стуле, руки к плечам. Поднять руки вверх, наклонить туловище назад — вдох. Руки к плечам, туловище слегка наклонить вперед — выдох2-8
3И. п.: сидя на стуле. Разведение рук в стороны — вдох. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прижать к животу — выдох. То же с левой ногой2-8 раз
4И. п.: сидя на стуле. Поочередное подтягивание вверх и отведение в сторону прямой ноги2-8 раз
5И. п.: стоя. Глубокое дыхание2-4 раза
6И. п.: сидя на стуле, упор руками сзади, ноги согнуты. Разведение ног в стороны4-8 раз
7И. п.: стоя, руки в стороны. Отведение ноги вперед, в сторону, назад, поочередно то правой, то левой2-8 раз
8И. п.: стоя, руки на поясе. Полуприседание с отведенными назад руками2-6 раз

Для маленьких детей физические упражнения должны проводиться в виде игры. Например, мы рекомендуем такое упражнение. Рассыпьте на полу 20-30 штук мелких игрушек и попросите ребенка собрать все игрушки, нагнувшись за каждой из положения стоя. Такое «упражнение» следует повторять в течение дня 2-3 раза.

Кроме описанных процедур, врач выпишет ребенку некоторые лекарственные средства. Принимать их следует строго в том объеме, который рекомендует специалист. Не занимайтесь самолечением и не пользуйтесь слабительными средствами. Только правильное и последовательное выполнение наших рекомендаций поможет избавиться детям от хронических заболеваний. И дети будут радовать вас веселым смехом, отличными успехами в школе, прекрасным аппетитом и отменным здоровьем.

Источник

Запоры: осенняя проблема у школьников

16 октября отмечается Международный день хлеба. Считается, что хлеб – это один из самых важных продуктов. Однако некоторые вынуждены ограничивать в своем рационе хлебобулочные изделия, потому что страдают запорами. У многих людей проблема запоров тянется с детства. Часто «порочный круг» болезни начинается именно в школьном возрасте. Как связаны между собой школа и запоры у учеников? Кто поможет решить деликатную проблему?

Как понять, что у ребенка есть проблема с дефекацией?

Запор – это не только редкая дефекация (реже 3 раз в неделю). У патологии есть и другие характеристики: скудный стул, плотный кал (1 и 2 тип стула по известной Бристольской шкале), чувство неполного опорожнения кишечника, болезненная дефекация, длительные безрезультатные натуживания прямой кишки. Довольно-таки серьезным симптомом, который говорит о «запущенности» проблемы, является каломазание. Причем о существовании проблемы запоров стоит говорить даже тогда, когда стул ежедневный, но есть другие признаки проблемы (хотя бы два из вышеперечисленных).

Если запоры начинаются с первых месяцев или лет жизни, то, скорее всего, есть причина для их возникновения. Это может быть заболевание кишечника (болезнь Гиршпрунга, долихосигма и др.), генетические болезни (муковисцидоз и др.), эндокринные нарушения (например, гипотиреоз), неврологические проблемы (ДЦП и др.). Как правило, помимо запоров у этих детей есть и другие проблемы со здоровьем, поэтому они довольно-таки рано обследуются, соблюдают прописанную диету, получают необходимое лечение.

Но часто бывает и такое, что запором начинает страдать ребенок, не имеющий значимых проблем со здоровьем. По разным статистическим данным запорами страдают от 16 до 32% детей. То есть, можно сказать, что трудности с дефекацией испытывает примерно каждый третий школьник. Каждый четвертый ребенок, которого родители привели на прием к гастроэнтерологу, нерегулярно опорожняет кишечник. В чем же причина появления запоров у здоровых школьников?

Почему именно осенью обостряется проблема запоров у детей?

Как только заканчивается лето и ребенок садится за школьную парту на долгие 9 месяцев, у него значительно меняется режим дня и, в том числе, питания.

А как было летом? Летом дети могут позволить себе спать столько, сколько захотят, вставать в любое время, есть не по расписанию. Конечно, если ребенок находится в лагере, то такого нет, но мало кто из детей все каникулы проходит в строгом режиме. В летние месяцы ребята очень много двигаются (бегают, прыгают, плавают, играют в подвижные игры), пьют много жидкости, едят сезонные овощи, фрукты и ягоды. Ребенок идет в туалет тогда, когда ему хочется. Он может никуда не торопиться и сделать все свои «большие дела» дома тогда, когда ему нужно.

Что же меняется осенью? Дети начинают уставать, многие поздно ложатся спать и утром оттягивают свой подъем до последнего. Если ребенок в спешке собирается в школу, на ходу запихивает в рот бутерброды, то у него вряд ли будет время, чтобы перед школой опорожнить кишечник. Большую часть дня в школе дети сидят, за время коротких перемен они успевают сходить в туалет лишь «по-маленькому». Даже в том случае, когда очень хочется задержаться в туалете, многие дети принимают решение перетерпеть до дома. Почему? Причин много: нет шпингалета в кабинке, до конца не закрывается дверь, унитаз мокрый и грязный, без сидения, нет туалетной бумаги, нет мыла и полотенец, за дверью стоит еще толпа желающих…

Во время школьных перекусов нормально питается очень малая часть детей. Даже во время организованных полноценных обедов для учеников младшей школы съедают суп и второе единицы, а остальные дети просто отодвигают тарелки и ограничиваются лишь булочкой. Хорошо, если они запивают ее чаем или водой, но многие питаются всухомятку. А еще дети тратят карманные деньги на чипсы, сухарики, крекеры, сладости, газировку и пополняют свой рацион этой неполезной пищей.

После школы большая часть детей отправляется на кружки и тренировки, по пути перекусывая все тем же пирожком. Вечер дома пролетает незаметно за приготовлением домашних заданий. Ребенок, который весь день провел «на пирожках», довольно-таки плотно ужинает вечером и ложится спать с полным животом. Правило «не есть на ночь» срабатывает не у многих.

Во время учебного года дни и недели пролетают очень быстро. Вот только при таком режиме учебы, отдыха и питания далеко не все успевают вовремя ходить в туалет «по-большому» и полностью опорожнять кишечник. Не все дети сообщают родителям о своих неудачах в туалете. Не все родители понимают серьезность проблемы. Бывает такое, что хроническими запорами страдает вся семья.

Как формируется «порочный круг» болезни?

Медицинское понятие «порочный круг» болезни очень часто преподаватели-врачи рассказывают будущим докторам (студентам) именно на примере запоров. Почему? Потому что это очень наглядно. Периодически запоры бывают у всех людей, но при быстром устранении неблагоприятных факторов проблема разрешается. А как же возникают хронические запоры у детей?

Рассмотрим на простом примере. Школьник очень торопился утром, съел 2 бутерброда с колбасой, плохо пережевывая пищу, и убежал в школу. Мама положила в портфель для перекуса пирожок и пачку печенья. Он захотел какать в школе, но так как был урок, то пришлось потерпеть до перемены. Во время перемены он забыл о своих желаниях. Когда мальчик пришел домой, то в туалет по-большому уже не хотелось. На следующий день захотелось уже сильно, но пришлось долго тужиться, так как стул был очень плотным. Ребенок покакал, но было больно. На гигиенической салфетке он заметил алую кровь и испугался. Маме не сказал, страшно. После этого он боялся ходить в туалет по-большому, так как не хотел, чтобы повторилась боль. Приходилось долго терпеть, и боль возвращалась. Мама заметила проблему спустя пару недель, но не знала, как ее решить. Сын боялся какать из-за анальной трещины, а трещина никак не заживала из-за запоров. Через несколько месяцев мама стала ругаться на ребенка, что он терпит до такой степени, что у него уже трусы грязные (следы кала). А ребенок замыкается в себе, потому что не понимает, что с ним происходит. Ему и больно, и стыдно, и обидно, и страшно.

Отчего возникает каломазание при запоре? Из-за длительного стояния твердого стула в прямой кишке нарушается ее тонус. А жидкие (вновь образовавшиеся) каловые массы обтекают каловый комок вокруг и выходят через зияющий анус. Это очень неприятно. Дети боятся сказать об этом родителям. А родители, не понимая сути проблемы, ругают детей за неряшливость. Хотя ситуация обстоит уже так, что нужно не просто идти к врачу, а бежать.

Как помочь ребенку?

При хронических запорах не стоит пытаться решить проблему самостоятельно. Нужно обязательно посетить врача-педиатра, при необходимости гастроэнтеролога, которые обследуют ребенка и дадут рекомендации. Ребенку нужно доступно объяснить суть проблемы. Можно даже нарисовать ему кишечник, чтобы он понял, с чем связаны его симптомы. Как помочь ребенку справиться с неприятной проблемой?

Школьникам стоит ложиться спать не позже 22 часов. Очень важно будить ребенка раньше обычного времени (примерно на 30 минут), чтобы у него время сходить в туалет, не спеша позавтракать. Очень полезная привычка – опорожнять кишечник именно утром. Важно выработать ее с детства.

  • Пересмотреть режим дополнительных занятий

Наверняка можно сократить количество кружков, чтобы дать ребенку возможность зайти домой после школы и нормально поесть. А может, все дополнительные занятия проходят сидя, что еще больше усугубляет гиподинамию школьника? Что, если заменить кружок по ментальной арифметике на бассейн?

Самое лучшее питье – вода. В портфеле всегда должна быть бутылочка с чистой водой. Хорошо, если в классе есть кулер для всех ребят. Ребенок должен понять, что в течение дня тоже очень важно достаточно пить.

  • Решить «неудобные» вопросы

Вполне может быть, что запорами страдает треть или четверть в каждом классе, только об этом никто друг другу не говорит. Вместе с тем проблема остается. Очень важно обсуждать с администрацией школы состояние детских туалетов, их чистоту и оснащенность. В них должны быть сидения. Кабинки должны хорошо запираться изнутри. Школьнику стоит давать с собой бумажные или влажные салфетки, одноразовые сидения на унитаз. Если у ребенка бывает каломазание, то нужно давать ему с собой чистые трусики до тех пор, пока проблема не будет решена.

  • Обсудить питание и придерживаться его здоровых принципов

Завтракать нужно ежедневно. Идеальны для завтрака цельнозерновые каши, в которых много клетчатки. Если ребенок не хочет каждый день есть кашу, можно разнообразить меню омлетом, вареным яйцом, нежирным творогом, сырниками. Хорошо, если удастся убедить ребенка в том, что полноценный школьный обед очень важен для его здоровья. В том случае, когда ребенок склоняется к привычному пирожку, то стоит обязательно давать ему с собой яблоко, морковку, фруктовое пюре, йогурт, творожок, которые станут прекрасным дополнением к углеводному перекусу. Очень полезно есть суп. Даже если ребенок не ест его в школе, пусть он будет дома. Не стоит делать ужин очень плотным. Хорошо, если каждый день школьник будет есть получать много овощей и фруктов. Перед сном можно выпить кисломолочный напиток (например, кефир), который очень полезен для кишечника.

Запоры у младших школьников

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Какое лечение назначит врач?

При лечении хронических запоров на первом этапе часто требуется назначение очистительных клизм. Это необходимо для того, чтобы освободить кишечник от каловых завалов. Далее длительным курсом назначаются слабительные. Как правило, у детей применяют слабительные на основе лактулозы или полиэтиленгликоля. Дозу и длительность курса препаратов определяет врач. В базе данных Национального института клинических испытаний США зарегистрировано несколько исследований, проведенных в разных странах, в которых сравнивали эффективность разных слабительных для лечения запоров у детей. Последние исследования ученых указывают на более высокую эффективность и безопасность препаратов полиэтиленгликоля перед лекарствами на основе лактулозы. ​

Как помогут слабительные? Важно, чтобы на фоне приема этих лекарств стул был регулярный и кашицеобразный («легкий понос»). Это поможет прямой кишке вернуть свой здоровый тонус. При перерастянутой прямой кишке пациент не чувствует позывов на дефекацию, даже если уже «пора». После того, как будет восстановлен тонус кишки, доза слабительного будет постепенно снижаться. Впоследствии ребенок сможет ходить в туалет сам, без клизм и послабляющих стул препаратов. У некоторых пациентов на это уходят несколько месяцев (вплоть до года и больше). Однако очень важно соблюдать все принципы лечения, а правильный режим дня и особенности здорового питания пронести через всю жизнь.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Российские и международные рекомендации по ведению детей с запорами / Захарова Ирина Николаевна, Сугян Н. Г., Москвич И. К. // ВСП. — 2014. — 1

Efficacy and Complications of Polyethylene Glycols for Treatment of Constipation in Children / Chen SL, Cai SR, et al. // Medicine (Baltimore). — 2014 Oct. — 93

Российские и международные рекомендации по ведению детей с запорами / Захарова И.Н., Сугян Н.Г., Москвич И.К. // Вопросы современной педиатрии. — 2014. — Том 13. № 1.

Актуальные вопросы развития запоров у детей, подходы к терапии / Дубровская М.И., Паршина П.В. // Вопросы современной педиатрии. — 2012. — Том 11. № 1.

Источник