Запоры гаражных ворот с эксцентриком
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/КАРАУЛ
ПОПРОБУЕМ БЕЗ МИНИРОВАНИЯ
КАК ЗАЩИТИТЬ ГАРАЖ ОТ ВЗЛОМА
ТЕКСТ / АНДРЕЙ СИДОРОВ
Недвижимость всегда в цене. Будь то вилла на море, домик в деревне или гаражик в городе. Последний, как известно, существенно облегчает жизнь автомобилисту. Освобождается пространство под диванами, на антресолях, за шкафами и телевизором. Ненужное барахло, которое выбросить все же жалко, находит свое пристанище где-нибудь под верстаком. Ну а главное — есть куда спрятать машину. Но вот насколько надежно?
Если гараж с «Запорожцем» или подержанным «Москвичом» может обойтись и вовсе без ворот, то новенькая «десятка» или просто «Жигули» уже требуют надежных запоров. Породистый «Мерседес» — еще и вооруженной охраны. Иными словами, степень защищенности убежища должна соответствовать цене охраняемого объекта. Как же достичь такого компромисса?
Экскурсия по гаражным кооперативам, приуроченная к подготовке этого материала, позволила кое-что прояснить. К моему удивлению (и к радости потенциальных взломщиков), добрую половину автомобильных убежищ к таковым отнести невозможно. Проникнуть в них человеку с техническим складом ума — пара пустяков. Из инструмента понадобится лишь хороший лом с отогнутым плоским концом. Интересно, задумывались ли над этим владельцы таких бутафорских гаражей? Или легкомысленный подход к безопасности своего авто исходит из принципа: меньше знаешь — крепче спишь? Чтобы понять, насколько эфемерны иной раз надежды на стойкость гаражей ко взлому, поставим себя на место современного Деточкина.
Итак, наша задача — проникнуть в гараж. Сначала определим направление главного удара.
Классический подкоп не всегда эффективен — нужны рыхлый грунт, неглубокий фундамент под стенами гаража, слабенький пол внутри и относительно много времени для земляных работ. Вместе с тем, если объект — стандартный железный гараж, отчего бы не попробовать? Тем более, стенки его редко бывают толще 1 мм. Специальный нож, созданный по образу консервного, вскрывает эту «хозяйственную» сталь без труда и лишнего шума.
Защитить такой гараж — дело хлопотное. Придется «окапываться» со всех сторон: бетонировать с арматурной сеткой пол, укреплять изнутри стены и потолок стальной решеткой, листовой сталью или толстыми досками. Разнообразие вариантов ограничено лишь фантазией и возможностями владельца.
Кирпичный гаражный бокс изначально защищен чуть лучше, но и у него есть слабые места. Во-первых, крыша. Очень часто плиты перекрытий таких гаражей выступают над воротами, образуя элегантный козырек. Он-де защищает ворота от дождя. И вместе с тем — дает отличный шанс злоумышленнику. Поставил под козырек шпалу или бревно, на него гидравлический домкрат от грузовика и за пять минут под плитой получаешь вполне приемлемый лаз. Дальнейшее пояснений не требует.
Этот конструктивный недостаток можно нейтрализовать. Плиты перекрытий, как правило, пустотелые. Пробиваем в каждой заподлицо передней стенке гаража по два-три отверстия диаметром около пяти сантиметров, заводим сквозь них в пустоты анкерные крюки, цементируем их и привариваем к рамке ворот. Трудоемко, зато под козырек враг не пройдет.
И уж совсем забавно выглядят кирпичные боксы с шиферной или жестяной кровлей. Для проникновения сквозь них хватит и плоскогубцев или гвоздодера.
Но, допустим, крыша вашего гаража выдерживает прямое попадание «Боинга». Зато соседский — недвижимость, купленная впрок. Появляется этот сосед раз в году, а то и реже. Ворота его заросли травой и закрыты на дохленький замочек от почтового ящика.
Убеждать такого в легкомыслии — дело безнадежное. Из ценностей в таком гараже — дырявые кирзовые сапоги да матрас, доставшийся в наследство от бабушки.
А ведь разделяет вас стенка всего в полкирпича. Проломить ее кувалдой или тем же домкратом не составит большого труда.
Оказавшись в таком положении, мой знакомый дважды чуть не лишился своего джипа — спасала сигнализация. Устав от бесплодных переговоров и латания перегородки, он намертво заварил электросваркой соседские «врата ада». Столь железный «аргумент» вынудил соседа-провокатора продать гараж в нормальные руки, и вопрос таким образом был снят.
Однако чаще всего взломщик проникает в гараж все же через ворота, и именно об их надежности стоит позаботиться прежде всего.
Наш смекалистый автомобилист понапридумывал множество всяких хитростей, затрудняющих воровское ремесло. Конечно, создать абсолютно надежный гараж невозможно, да и незачем. Если затраты на его вскрытие превышают разумный, с точки зрения угонщиков, риск или не окупаются предполагаемой добычей, в него не полезут.
Это и есть необходимое и достаточное условие.
Петли ворот. В те времена, когда угловая шлифовальная машинка («болгарка») с автономным питанием была редкостью, а за алмазными сверлами на производстве следил первый отдел, петли из цементированных поршневых пальцев двигателя ЯМЗ были вполне надежными. Иногда их дополняли кусками арматуры, наваренными с наружной стороны. Конечно, лобзику такая конструкция не по зубам, но прогресс не стоит на месте. Портативный ацетиленовый резак заставил мужика шевелить мозгами более энергично. Появились внутренние петли, напоминающие автомобильные, и торцевые, на упорных подшипниках. До них так просто не доберешься и сегодня это, пожалуй, лучшее решение поворотного узла ворот. Но весьма трудоемкое. Поэтому популярностью пользуются внутренние зацепы, входящие своими шипами в отверстия в стене или рамке. Разновидность их — большие гайки, приваренные торцами по углам ворот, и болты, притягивающие створки в закрытом положении к рамке. Неудобство пользования компенсируется относительной простотой изготовления и высокой стойкостью к взлому.
Особенно полезны они в столь уязвимом месте, как середина ворот, где обычно стоят шпингалеты. Последние, как правило, допускают некоторый люфт, а значит, есть щель между створками и возможность поработать ломиком.
Этого недостатка лишены шпингалеты-эксцентрики, притягивающие створки практически с такой же, как болты, эффективностью.
Еще одна ахиллесова пята — стык двух воротин. Если ему не уделить должного внимания, все наши ухищрения могут оказаться напрасными. 65-й уголок конструкционной стали (редкие ворота сделаны из большего) при длине (высоте) ворот около двух метров легко прогибается под напором все того же лома. Кстати, железнодорожный гвоздодер для рельсовых костылей в этом деле еще более эффективен. Поэтому длинные и прочные крюки, закрепленные в стенах и удерживающие середины створок, пусть и неэстетичны, зато полезны. А чтобы еще надежнее защитить это место, есть смысл сделать стык створок и вовсе недоступным лому. Для этого на наружную поверхность прижимаемой створки наваривают уголок или полосу, исключающую подковыривание ломиком.
И наконец, замки. Разновидностей их множество. Главное требование при выборе — качество изготовления и надежность. Сломавшийся в закрытом положении замок может занять ваш досуг на несколько часов, а то и дней.
Общая рекомендация: чем глубже установлен замок, тем меньше вероятность его вскрытия подбором ключей, взломом или повреждением. Представляете, что вас ожидает после инъекции в личинку эпоксидного клея? А народ у нас озорной, всегда рад разыграть соседа…
Болты крепления замков, выходящие на наружную поверхность ворот, при кажущейся надежности весьма уязвимы. Шляпки их, даже круглые, легко срубаются кузнечным зубилом или высверливаются, поэтому, как ни жаль портить новенький корпус замка, лучше его приварить к каркасу створки или специально изготовленному кронштейну.
Наружный висячий замок годен лишь для самоуспокоения, а по сути вреден. И чем он крепче, тем хуже. Перекусить или перепилить его дужку сегодня не проблема, зато стальной трос, заведенный в нее и прицепленный к КамАЗу, поможет вынести ворота вместе с рамкой и частью кирпичной кладки. Этому же поспособствует сверхпрочная ручка ворот. Уж если вешать наружный замок, то специальный, гаражный, «прилипающий» к воротам без зазора.
Конечно, есть и более действенные способы защиты охраняемого объекта, но они связаны с угрозой здоровью или жизни злоумышленника. К примеру, боевые отравляющие вещества — капелька иприта или понюшка зарина — и атака захлебнулась. Хорошо помогает минирование подходов, но способы эти годятся для врага, а угонщик — наш друг, товарищ и брат и находится под защитой закона.
А вот что действительно полезно и многим доступно — поставить гараж на сигнализацию в отдел вневедомственной охраны. Сегодня для этого даже телефонные провода тянуть не придется — есть выделенные радиоканалы (27 и 430 мГц). Вооруженный наряд прибудет через несколько минут и оприходует «посетителей» вполне профессионально.
Уверенный же в собственных силах владелец установит радиопейджер и у себя в квартире. Но, прибежав по звонку в гараж, он может услышать твердую и убедительную просьбу одолжить гостям ключи от автомобиля.
Эксцентриковый шпингалет надежно притягивает наружную створку ворот к внутренней.
Шпала, домкрат — и плита перекрытия плавно уходит вверх…
Такая крыша защищает разве что от дождя.
Болты с гайками и дополнительные засовы удержат ворота даже со срезанными петлями.
Той же цели служат уголки на створках ворот, в закрытом положении заходящие за рамку.
Наваренные на петли прутки затрудняют перепиливание.
Здесь закрепить трос не к чему.
Ручка хоть и перепилена, но что мешает угонщику накинуть петлю троса на замок?
Створка ворот и замок защищены от подковыривания.
Эти гаражи уже подвергались нападению.
Через такой лабиринт ломик не проходит.
Источник
Сделать простые запоры на гаражные ворота своими руками можно за пару часов, более сложные конструкции потребуют наличия деталей и инструментов. Тот факт, что чем проще механизм, тем он надежней подтвержден практикой.
Надежные варианты запорного механизма для ворот гаража
Самые удобные конструкции – на пружинах. Они прочно удерживают створки ворот и дверей. Такие конструкции запора можно устанавливать в любом месте – на раме створок ворот или на самом полотне дверей.
Запоры для гаражных ворот – основные виды конструкции:
- горизонтальные запорные механизмы, которые могут устанавливаться по центру распашных ворот, либо сверху и снизу;
- вертикальные запоры;
- дополнительные запорные механизмы, которые обычно монтируют для удобства, а не для безопасности. Они просто не дают створкам распахнуться от порыва ветра или сквозняка.
Варианты удобных и надежных запорных механизмов для ворот гаража:
- врезной замок;
- сдвижной запор накладной для распашных ворот;
- поворотный запор;
- винтовой и ригельный механизм;
- запор на ворота гаража с фиксацией. Фиксировать запор можно пазовым, поворотным или пружинным методом.
Выбор зависит только от личных предпочтений и финансовых возможностей. Аналоги некоторых дорогих механизмов вполне можно сделать в четыре раза дешевле своими руками.
Немного о врезных замках
Сувальдный механизм замка, который обеспечивает секретность, для гаража, особенно в северных регионах не рекомендуется. Часто пластины этого «тетриса» заклинивает, и открыть замок становится очень проблематично.
Простой и надежный механизм секретности, который подойдет для любого замка в гараже – реечная пара. На грани засова и на самом ключе нарезаем пилу (нужны угловые пазы и выступы). Когда ключ, похожий на сверло, вставляется и надавливается, то ворота легко открываются. Такой простой и надежный механизм можно установить даже на большой массивный запор.
Такая конструкция выдерживает любые морозы. Единственный минус – ключ слишком большой. Но ограничиваться только замком на ворота нельзя, нужны надежные боковые и центральные запоры на распашные ворота гаража.
Простой запор «вертушка»
Вертушки запоры на гаражные ворота своими руками можно сделать быстро и просто. Для этого понадобятся деревянные бруски 50 мм и металлическая полоса.
Удобные и надежные запоры типа вертушки прекрасно подходят для распашных ворот, но в продаже их нет – невыгодно их делать производителям.
Принцип работы такого запора простейший – по центру закрепляется сквозным болтом перекладина, которая передвигается по брускам клиновидной формы. Когда ворота закрыты, то створки плотно прилегают друг к другу, упираясь в дверной блок.
Такой тип механизма закрывает надежно распашные ворота, даже без дополнительных засовов. Снаружи вскрыть невозможно, а изнутри открывается «легким движением руки».
Как сделать вертушку запор для гаражных ворот:
- сверху крепим металлическую защелку, которая будет крутиться на саморезе (диаметр 8-10), шляпка шестигранная. Верхняя защелка нужна для увеличения жесткости и предотвращения деформации и перекручивания створок, к тому же это дополнительный упор;
- размер самой планки вертушки 4,5 х 10 х 200 см. Это может быть стальная полоса или деревянный брусок, толщина не меньше 5 мм. Длину выбираем в зависимости от ширины створок, обычно длина должна составлять две трети ширины ворот;
- по центру изнутри к левой створке ворот гаража вертушку закрепляем сквозным болтом (диаметр 10 -12 мм). Отступ от края створки – 6 – 10 см;
- чтобы болт легко проворачивался, на него одеваем две шайбы;
- на полотно ворот, на двух створках делаем паз фиксатор из швеллера, в котором будет крепиться планка при повороте. Лучше стачать швеллер клином, чтобы планка легко попадала в паз;
- к правой створке с внешней стороны крепим рейку упор, которая должна выступать за створку на 10 – 20 мм.
Болты снаружи нужно сточить, чтобы их нельзя было открутить. Такие запоры на гаражные ворота плотно держат створки при любом сильном ветре и снаружи их открыть невозможно.
Шпингалеты – просто и надежно
Минус такого запора в том, что он не обеспечивает плотное прилегание створок. Но такой тип задвижки надежен и долговечен, практически не ломается.
Шпингалет – это металлический стержень с упором, который ездит по рейке. Шпингалет стоит недорого, а простой механизм можно сварить из обычного железного прутка.
Как сделать простой шпингалет:
- нужно два металлических прутка (диаметр больше 10 мм);
- к пруту крепим ручку. Для горизонтального шпингалета ручку привариваем по центру прутка, для вертикального запора – сверху;
- для паза нужна металлическая трубка, диаметром чуть больше прутка, чтобы он прочно фиксировался в трубке;
- привариваем трубку к одной створке или к нижней раме ворот для вертикального шпингалета;
- на другой створке крепим такую же трубку, меньшей длины. Тщательно меряем, чтобы трубки на створках были на одном уровне и пруток легко двигался и попадал в паз;
- дополнительно, чтобы зафиксировать закрытый запор привариваем проушину, в которую надо вставить ручку прутка.
Вертикальные шпингалеты, приваренные на двух створках ворот, ближе к центру надежно фиксируют ворота. Можно трубу паз вкопать прямо в землю, так будет надежней и проще.
Совет. Для вертикального запора можно использовать мощные крючки. Надо будет только приварить проушину к нижней раме ворот и закрепить крючок на каждой створке. Располагать крючки тоже нужно ближе к соединению створок, так фиксация надежней, нет люфта.
Шлагбаум для ворот гаража
Шлагбаум не обеспечивает плотного прилегания створок, но открыть ворота снаружи невозможно. Полосу делают из деревянного бруска или швеллера.
- отверстие для поворотного болта (М10 или М12) сверлим на расстоянии 8 см от торца планки. Длина болта – учитываем толщину створки, толщину самой полосы запора и две шайбы, оставляем резьбу для закручивания гайки;
- сверлим отверстие для болта в створке ворот, приложив полосу запора;
- важно, чтобы болт, на котором крутится шлагбаум, имел широкую прочную шляпку, так как на нее приходится вся нагрузка и упор;
- на двух створках крепим сваркой три паза захвата. Один паз на створке, где закрепили полосу шлагбаума, ближе к торцу, второй – напротив, на другой створки, тоже ближе к торцу створки, третий – в самом дальнем конце второй створки, чтобы в нее попадал конце полосы шлагбаума.
Дополнительно в последнем пазе можно сделать проушины для крепления навесного замка. На видео процесс понятен и прост в исполнении, нужна только сварка и несколько полос металла. https://www.youtube.com/watch?v=ir22ua7vpa8
Сдвижные запоры
Проще купить в магазине и просто приварить к створкам распашных ворот гаража. Но, если такой возможности нет, то можно сделать такую задвижку своими руками:
- нужна металлическая полоса – длина 40 см и ширина – 5 см;
- эта полоса должна двигаться по пазам направляющим;
- направляющие с двух сторон створок можно приварить к створке на металлической пластине на полотно ворот;
- сам засов крепим к другой створке саморезами по металлу или сваркой;
- на полосу, с краю и на край направляющей крепим дужки, чтобы можно было дополнительно зафиксировать навесным замком.
Обязательно проверьте несколько раз правильность выставления пазов и полос, чтобы их не заклинивало при закрывании. Потом можно смазать запоры машинным маслом.
Универсальный надежный запор для гаража
Верхний запор в воротах гаража открыть проблематично. Но мастера скопировали интересную конструкцию с финских сайтов. Сделать несложно:
- делаем металлические крюки по чертежу, чтобы были гладкими, зачищаем болгаркой. Толщина крюка – 12 мм;
- металлическая стойка по высоте ворот – из нержавейки. К стойке можно посередине приварить ручку для удобства поворота.
- крюки привариваем на стойку с двух сторон;
- сверху и снизу делаем фиксаторы для крепления крюка;
- посередине створки привариваем еще один держатель для поворота.
Делаем такую конструкцию для одной створки (прижимающей вторую), а по центру устанавливаем обычный запор – задвижку. Открывать и закрывать удобно – не нужно нагибаться и тянуться. Конструкция позаимствована у прицепа от фуры и у финских товарищей. Главное – створки плотно прижаты и открываются легко и просто.
Видео как это все поэтапно и наглядно должно быть сделано.
Перед тем, как сделать запоры на гаражные ворота и начать устанавливать, надо очистить от ржавчины и обезжирить растворителем места креплений всех деталей запора.
Дальше Выбор только за Вами. Но помните что запор в гараже должен быть действительно надежным. Хоть времена и прошли, но до сих пор бывают отголоски проблем которые в дальнейшем портят жизнь настоящему гаражнику из за взломов и краж оборудования и просто вещей. Будьте осторожны.
Источник
Кроме классических врезных замков, гаражные ворота распашного типа обязательно оснащаются гаражным запором, самым старым и самым надежным устройством для блокировки створок. Основная функция запоров и задвижек для гаражных ворот — зафиксировать их в закрытом положении и не дать открыться даже под большой нагрузкой. При этом разблокировать стопоры и запоры можно только с внутренней стороны ворот.
Системы запоров на гаражные ворота
Отличительной особенностью конструкции запоров является их способность противостоять грубой физической силе и полное отсутствие возможности разблокировать запор с внешней стороны.
Наиболее распространенные конструкции запорных систем на гаражные ворота:
- Дверная щеколда или шпингалет. Самый легкий и простой способ закрыть гаражные ворота изнутри;
- Засовы и вертикальные стопоры. Такой тип запоров обладает средней стойкостью и относительно простой конструкцией;
- Специальные системы запоров с поворотными стойками и рычагами. Чаще конструкцию таких запоров копируют с контейнерных, вагонных и даже судовых дверей.
Важно! Чтобы механизм запора обладал высокой устойчивостью к взлому или ударным нагрузкам, фиксирующий шток или палец должен входить на посадочное место без зазора.
Чаще всего для фиксации сворки ворот к раме без зазора используют различные рычаги и вороты, прижимающие запоры и задвижки для гаражных ворот к несущим элементам — порогу и верхней балке.
Такой способ фиксации дверей позволяет предупредить «болтание» створки при сильном ветре и сквозняке, главное – отсутствие зазора не позволяет злоумышленникам разбить гнездо или паз под посадку фиксирующего штока.
Наиболее удачные варианты запоров на гаражные ворота
Из всевозможных конструкций запоров наименее надежными являются щеколды и шпингалеты. Устройство такого механизма до примитивности простое. По сути, это металлический стержень в стальной обойме. При перемещении стержня с помощью бокового рычага край запирающего элемента входит в гнездо на соседней створке и блокирует перемещение ворот. Установить его на ворота своими руками можно за пять минут, но стойкость его к взлому крайне низкая, прежде всего из-за слабого корпуса обоймы.
Если необходим по- настоящему мощный гаражный фиксатор, стоит воспользоваться одной из нижеприведенных конструкций:
- Фляжный запор для гаражных ворот;
- Поворотный стоечный механизм;
- Запор- вертушка;
- Засовы на сварной раме.
Совет! Каждый вариант по-своему удобен в работе, но требует тщательного ухода и смазки механизма.
Фляжные системы запора
Конструктивно фляжный запор представляет собой два элемента – рычаг с крюком и фиксирующую петлю. Рычаг устанавливается на створку ворот или на дверь, при закрытии достаточно одеть петлю на зацеп и перекинуть рычаг до упора. Таким образом, выбирается зазор, и створка гаража плотно притягивается к раме ворот. Увидеть работу запора на практике можно из видео:
В закрытом положении любые усилия на вскрытие створки воспринимаются толстой петлей- крючком фляжного механизма, чтобы оборвать такое крепление, потребуется усилие более чем в несколько тысяч килограмм.
Кроме того, фляжный вариант гаражного запорного устройства абсолютно не чувствителен к засорению и загрязнению. Сделать и установить на ворота своими руками такой механизм не составляет особого труда.
Поворотные стоечные запоры
Не менее надежным считается эксцентриковый или поворотный запор, изготавливающийся в виде вертикальной трубчатой стойки, закрепленной на створке ворот в четырех опорных обоймах. В центральной части к стойке крепится рычаг, с помощью которого трубу стойки можно проворачивать вокруг вертикальной оси. Для удобства рычаг выполняется на болтовом соединении, что дает возможность и складывать его, опуская вниз.
На верхнем и нижнем конце трубы наваривают массивный крюк- зацеп. На пороге и на верхней балке рамы гаражных ворот устанавливают толстые и короткие цилиндры. При повороте трубчатой стойки крюк проворачивается вокруг вертикальной оси и входит в зацепление с цилиндром в верхней и нижней части ворот.
Прочность механизма не уступает фляжной схеме, но более сложный вариант в изготовлении своими руками, требует использования легированных сталей и высококачественной сварки.
Запорная вертушка и стержневые фиксаторы
Двадцать лет назад среди владельцев гаражей очень популярной была конструкция запора в виде вертушки или поворотной стальной рейки, установленной на одной из створок. Чтобы изготовить такой запор, требовалось приварить ось вращения на одной из створок ворот и сделать два упора для фиксации запорного элемента в закрытом состоянии, чаще всего использовались два обрезка стального уголка.
Чтобы закрыть механизм, достаточно было провернуть запорную рамку вокруг горизонтальной оси. Простое и относительно надежное устройство сделало подобную конструкцию одним из самых популярных вариантов среди автолюбителей. Долгое время считалось, что открыть ее снаружи невозможно.
Самыми простыми схемами были и долго еще останутся вертикальные фиксаторы, устанавливаемые в верхней и нижней части одной из створок. Такая схема очень проста в изготовлении, для надежной работы и запирания дверей, в верхней и нижней балке рамы ворот потребуется установить специальные гильзы или обрезки труб. Со временем внутри гильз скапливается грязь, а зимой – замерзший конденсат, поэтому требуется периодическая очистка и продувка крепления.
Заключение
В любой конструкции запора есть свои изъяны и недостатки, но подавляющее большинство гаражных засовов исправно служат по несколько десятков лет, если уделять механизму какое-то внимание, регулярно проводить чистку и обслуживание. Если у вас на это нет времени, покупайте и устанавливайте последнее слово техники — электромагнитный блокиратор дверей.
- Как установить забор из сетки рабицы своими руками
- Гаражные секционные подъемные ворота
- Чем покрасить деревянный забор своими руками
- Забор из профнастила своими руками
Источник