Запор у детей школьного возраста
Содержание:
- Основные причины запоров
- Чем опасен запор
- Организация рационального питания — основа излечения
- Режим дня
- Физическая нагрузка
Нарушения функционального состояния толстой кишки, или запор — довольное распространенное заболевание в детском возрасте. В медицинской литературе в последние годы оно получило название «синдром раздраженного кишечника». Запор встречается у детей самого разного возраста, но особенно часто — у младших школьников и ребят, посещающих детские дошкольные учреждения. Это заболевание не всегда приносит болезненные ощущения ребенку, посему этой патологии уделяется явно недостаточное внимание. Родители довольно поздно узнают об этом заболевании у ребенка, тем более если ребенок стеснительный, скрытный.
Лечение запоров — длительная, напряженная и не всегда благодарная задача, только чисто медицинский подход к этой проблеме, как правило, ее не решает. Дети с хроническими запорами становятся вялыми, раздражительными, пугливыми, быстро снижается их успеваемость в школе. Многие дети из страха болезненных ощущений при акте дефекации замыкаются, самостоятельно подавляют естественные позывы, тем самым усугубляя течение заболевания, образуется так называемый «порочный круг».
Таким образом, хронические функциональные запоры у детей, посещающих детские дошкольные учреждения и школу, приобретают социальную значимость; поэтому педиатры практически всегда надеются на помощь и поддержку в реабилитации детей именно родителей. Только родительский уход и доброжелательная обстановка помогают получить стойкие результаты.
Основные причины запоров
Запорами называется ненормальная работа толстой кишки, которая проявляется редкими дефекациями у ребенка (реже одного раза в два дня) или их полным отсутствием в течение длительного времени (что весьма часто встречается), затрудненным и болезненным актом дефекации, малым количеством стула (сухого и твердого характера), отсутствием физиологического чувства полного опорожнения кишечника.
Толстая кишка человека является местом формирования каловых масс, она имеет приблизительно П-образную форму. Длина всей толстой кишки у ребенка старше 3 лет составляет в среднем 1-1,5 метра. Каловые массы формируются из непереваренных и неосвоенных остатков пищевых масс. Это происходит путем частичного их обезвоживания и различных видов перистальтических движений кишки, формирующих и продвигающих каловые массы к выходу. Значительную часть каловых масс составляет огромное количество микробных тел. По данным микробиологов, в 1 грамме кала здорового человека обнаруживается от 30 до 40 миллиардов микроорганизмов.
Причины запоров у детей многообразны. Мы, педиатры, считаем, что запоры прежде всего связаны с нерациональным питанием, или так называемым алиментарным фактором. Причиной хронических запоров является дефицит в рационе питания грубоволокнистой растительной клетчатки как одного из главных стимуляторов кишечной перистальтики (овощи, фрукты, грубые сорта хлеба, серые сорта круп и др.), а также употребление в пищу высококалорийной, рафинированной пищи. В результате подобного питания в толстой кишке образуется малое количество обезвоженных фекальных масс, нарушается их продвижение по кишечнику. Было замечено, что дефицит воды в каловых массах приводит к значительной задержке продвижения кала по кишечнику. Это особенно отчетливо проявляется в зимне-весеннее время года, когда заметно сокращается потребление в пищу как свежих, так и заготовленных овощей и фруктов.
Вторым важным моментом формирования функциональных запоров считается малоподвижный образ жизни, исключающий полноценные нагрузки на мышцы передней брюшной стенки, а последние играют важную роль в потенцировании кишечных движений. Предрасполагающими факторами к возникновению хронических запоров у детей являются также врожденные аномалии толстой кишки — такие, как долихосигма (удлинение сигмовидного отдела толстой кишки) и долихоколон (удлинение всей кишки). К появлению запоров могут привести кишечные паразиты (аскариды, власоглав, бычий или свиной цепень). Простейшие микроорганизмы (лямблии) редко вызывают задержку стула у детей.
В регулировании двигательной функции толстой кишки важную роль играет состояние нервной системы ребенка. Различные стрессовые ситуации, психические, эмоциональные и физические перегрузки, неблагоприятные семейные и школьные отношения между детьми и взрослыми отрицательно влияют на общее состояние нервной системы ребенка, что в свою очередь приводит к расстройствам двигательной функции толстой кишки. Устранение стрессовых ситуаций, нормализация психологической обстановки в семье и в школе, а в некоторых случаях и помощь психоневролога оказывают благоприятное влияние на лечение заболевания.
Чем опасен запор
Длительная задержка каловых масс у ребенка приводит к всасыванию продуктов гниения и брожения из кишечника в кровь, что оказывает отрицательное воздействие на весь организм (токсический эффект). Дети жалуются на головные боли, повышенную утомляемость, у них снижается аппетит, нарушается сон. Дети становятся раздражительными, плаксивыми и порой «неуправляемыми». При отсутствии стула в течение нескольких дней у ребенка могут появиться резкие боли в животе, рвота, повышение температуры тела.
Очень часто плотные каловые массы, подолгу скапливаясь в конечном отделе толстой кишки, при попытке опорожнения растягивают задний проход. Это может привести к образованию трещин. Трещины всегда сопровождаются острой болью в заднем проходе во время опорожнения и после него. Ребенок боится этих болевых ощущений и старается избежать попыток опорожнить кишечник, что ведет к еще большему уплотнению кала.
В запущенных случаях, при длительном отсутствии стула, в результате возрастающего внутрикишечного давления может появиться такое неприятное состояние, как каломазание, то есть самопроизвольное подтекание каловых масс через задний проход. Последствия данного состояния ясны. Ребенок становится объектом шуток, а в ряде случаев и более агрессивных действий со стороны сверстников. Психическое состояние больного находится на грани краха, дети отказываются ходить в детский сад или школу, чувство страха превышает все разумные рамки.
Хронический запор у ребенка может появиться и тогда, когда у ребенка теряется привычка к опорожнению кишечника в одно и то же время (обычно в утренние часы). Тут часто виноваты родители, которые мало обращают внимания на жизнь своего ребенка, не приучают с раннего детства к дефекации в определенное время.
Нами замечено, что некоторые педагоги в детском саду или школе по странным, порой необъяснимым причинам, не позволяют маленьким детям выходить во время занятий в туалет. Такое неграмотное поведение учителя приводит к тому, что дети сознательно подавляют позыв на дефекацию во время занятий в школе. Этот вредный рефлекс достаточно легко закрепляется и вызывает хронический запор.
Подобному явлению способствуют непривычная окружающая обстановка, особенно для ребенка, впервые начавшего посещать детский сад или школу: общественный туалет с присутствием большого количества посторонних людей разного возраста. Особенно это неблагоприятно сказывается на застенчивых, стеснительных детях, особенно мальчиках, воспитанных в строжайших пуританских принципах.
Мы наблюдали ребенка 7 лет с жесточайшим запором, связанным с тем, что ребенок, начав посещать в школу, сдерживал акт дефекации из-за того, что кабинки в школьном туалете отсутствовали, и дети могли наблюдать друг за другом.
Что следует предпринять родителям, если у ребенка появился хронический запор? Главное не заниматься самолечением, а сразу же обратиться за консультацией к специалисту — гастроэнтерологу. Детям обязательно следует провести необходимое обследование.
Организация рационального питания — основа излечения
Родители в большинстве случаев считают пищевые рекомендации малозначимыми, требуя назначения новейших препаратов, способных ликвидировать запор в течение нескольких дней. Следует сказать сразу: таких препаратов не существует! Поскольку расстройства двигательной функции толстой кишки в подавляющем большинстве случаев связаны именно с нарушениями питания в семье, организация пищеварительного рациона — главнейшая задача лечения запора у детей.
Следует изменить рацион питания ребенка таким образом, чтобы в нем было больше овощей, содержащих грубую растительную клетчатку и пектины, т.е. компоненты, стимулирующие моторику кишки. Это морковь, свекла, цветная и брюссельская капуста, тыква, кабачки, патиссоны, сливы, бахчевые культуры. В огурцах, помидорах, яблоках клетчатки недостаточно.
Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60% ежедневного рациона и употребляться в любом виде (свежем или после термической обработки). Во время обеда больным детям овощи следует предлагать в виде салатов, винегретов, пюре, заправляя их для повышения вкусовых качеств растительным маслом, легким майонезом. Жирные сорта майонеза и сметану лучше не использовать, так как жиры тормозят работу кишечника. Сметану можно добавлять в овощной или крупяной суп.
Особое значение педиатры придают систематическому приему пшеничных отрубей. Это ценное природное средство, получаемое при перемалывании зерна и обладающее целым рядом полезных свойств:
- отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной перистальтики;
- в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно на центральную нервную систему;
- отруби способствуют выведению из организма токсинов, аллергенов, их применение целесообразно в комплексном лечении многочисленных аллергических заболеваний;
- отруби выводят из организма избыток холестерина и тем самым способствуют предупреждению атеросклероза.
Пшеничные отруби могут применяться в любом виде. Чаще мы рекомендуем использовать пшеничные отруби таким образом.
Приобретенный продукт (обычно продается на мелькомбинатах и в аптеках) разложите тонким слоем (1-1,5 см) на металлическом поддоне и прокалите в духовом шкафу при температуре 100-150оС в течение 10-15 минут. После остывания отруби переложите в герметично закупоренную банку, так как продукт гигроскопичен. Три-пять столовых ложек отрубей, т.е. то количество, которое потребуется на день, залейте 1/2 стакана крутого кипятка и выдержите 15-20 минут. При этом образуется густоватая светло-серая или светло-коричневая масса.
Отруби — совершенно безвкусный продукт, и дети в большинстве случаев решительно отказываются от приема их в натуральном виде. Для улучшения вкусовых качеств разовую дозу отрубей (обычно начиная с 1 ч. л. 3 раза в день, постепенно доводя до 3-10 ст. л. в сутки, в зависимости от степени задержки стула) добавьте к 1/2 стакана фруктового или овощного сока, к стакану кисломолочного продукта, в кашу, суп, гарнир. Длительность приема отрубей не ограничена и может исчисляться годами без всякого вреда для организма.
Ежедневно в питании должны быть кисломолочные продукты (простокваша, ряженка, варенец, одно- или двухдневный кефир и др.), их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Кисломолочные продукты могут быть обогащены бифидум-флорой.
Первые блюда в рационе питания обязательны, супы преимущественно овощные или из серых круп (гречка). Мясо лучше употреблять сваренным куском. Хлеб серых и черных сортов, с отрубями, вчерашней выпечки. Свежие булочки и пирожные противопоказаны.
При наличии запоров нужно исключить продукты, повышающие газообразование в кишечнике: цельное молоко, сладкие блюда, бобовые.
Для нормальной работы всей мускулатуры и кишечной в частности необходимо употреблять продукты, содержащие калий. Это печёный картофель, сухофрукты, курага, чернослив, инжир, компот из них. Родители могут поступать следующим образом: 10-20 ягод чернослива или кураги (или все вместе) накануне вечером залить кипятком, утром порцию разделить на 3 части и дать ребенку в школу, где он с удовольствием съест эти ягоды. А вечером дома ребенок выпьет полученный настой от ягод.
В качестве десерта мы рекомендуем давать детям с хроническим запором смесь хорошо промытых, распаренных кипятком и хорошо «разошедшихся» сухофруктов:
- чернослив — 1 весовая часть,
- инжир — 1 весовая часть,
- курага — 1 весовая часть,
- грецкие орехи (сердцевина) — 1 весовая часть.
Продукты смешивают в равных количествах, нарезают мелко ножом из нержавеющей стали, добавляется 1-1,5 весовой части меда, вся смесь вновь перемешивается, выкладывается в банку и стерилизуется при 80оС 15 минут. Доза обычно составляет 1-2 ч. л. 3 раза в день после приема пищи. Следует помнить, что такая смесь может вызвать аллергические реакции у детей с предрасположенностью к подобным реакциям.
Важно, чтобы в течение суток ребенок употреблял большее количество жидкости: не менее 4-5 стаканов в день в виде чая, компотов, бульона, соков, воды и т.д., а также прием прохладных напитков утром натощак (100-200 мл). Газированные напитки исключаются.
Режим дня
Несмотря на значительную роль диеты при запорах, она может не дать эффекта, если у ребенка не выработана привычка опорожнять кишечник в определенное время, лучше утром (6-9 часов). Такую привычку следует вырабатывать и закреплять. Для этого сразу после подъема утром ребенок натощак выпивает 0,5-1 стакан холодной воды или овощного сока.
Если позыв на стул есть, то больной максимально опорожняет кишечник. Если позыва на дефекацию нет, следует вначале прибегнуть к физической зарядке, завтраку и через некоторое время направиться в туалет. Принимается поза на корточках, с поджатыми к животу ногами. Акту дефекации помогает самомассаж живота руками, ритмичное втягивание заднего прохода, надавливание между копчиком и анусом.
Ребенку должны быть созданы соответствующие условия. Если ребенок маленький, то его лучше высаживать не на унитаз, а на горшок (предварительно чисто вымытый и согретый несколько выше температуры тела). Восстановление акта дефекации — длительная задача, и она должна решаться родителями и взрослыми, контактирующими непосредственно с ребенком, упорно, без эмоциональных всплесков.
Физическая нагрузка
При хронических запорах необходима ежедневная дозированная физическая нагрузка — прогулки пешком, утренняя гимнастика, подвижные игры, катание на лыжах, коньках, плавание. Во время занятий в школе на уроках непременно следует проводить физкультурные паузы. Большинство упражнений должно быть направлено на стимулирование мышц передней брюшной стенки. Мы предлагаем комплекс специальных упражнений.
1 | Свободное проветривание комнаты. Ходьба на месте | 30 сек |
2 | И. п. (исходное положение): сидя на стуле, руки к плечам. Поднять руки вверх, наклонить туловище назад — вдох. Руки к плечам, туловище слегка наклонить вперед — выдох | 2-8 |
3 | И. п.: сидя на стуле. Разведение рук в стороны — вдох. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прижать к животу — выдох. То же с левой ногой | 2-8 раз |
4 | И. п.: сидя на стуле. Поочередное подтягивание вверх и отведение в сторону прямой ноги | 2-8 раз |
5 | И. п.: стоя. Глубокое дыхание | 2-4 раза |
6 | И. п.: сидя на стуле, упор руками сзади, ноги согнуты. Разведение ног в стороны | 4-8 раз |
7 | И. п.: стоя, руки в стороны. Отведение ноги вперед, в сторону, назад, поочередно то правой, то левой | 2-8 раз |
8 | И. п.: стоя, руки на поясе. Полуприседание с отведенными назад руками | 2-6 раз |
Для маленьких детей физические упражнения должны проводиться в виде игры. Например, мы рекомендуем такое упражнение. Рассыпьте на полу 20-30 штук мелких игрушек и попросите ребенка собрать все игрушки, нагнувшись за каждой из положения стоя. Такое «упражнение» следует повторять в течение дня 2-3 раза.
Кроме описанных процедур, врач выпишет ребенку некоторые лекарственные средства. Принимать их следует строго в том объеме, который рекомендует специалист. Не занимайтесь самолечением и не пользуйтесь слабительными средствами. Только правильное и последовательное выполнение наших рекомендаций поможет избавиться детям от хронических заболеваний. И дети будут радовать вас веселым смехом, отличными успехами в школе, прекрасным аппетитом и отменным здоровьем.
Источник
17 сентября 2017532,3 тыс.
Запор у ребёнка — это нарушение акта дефекации, что выражается в отсутствии самостоятельного отхождения стула на протяжении суток или более. Стоит отметить, что подобное расстройство встречается практически у каждого 3 малыша, в особенности дошкольного возраста.
Этиология Классификация Симптоматика Диагностика Лечение Профилактика и прогноз
Вызвать расстройство опорожнения кишечника может широкий спектр предрасполагающих факторов, который далеко не всегда имеет под собой патологическую основу. Причиной может послужить нерациональное питание, стрессовые ситуации и передозировка лекарственными препаратами.
Клиническими проявлениями запоров являются снижение частоты дефекации за сутки, твёрдая консистенция каловых масс, напряжение, беспокойство и болевые ощущения в процессе дефекации.
Осуществление диагностических мероприятий при запоре направлено на выяснение причин возникновения такого нарушения. Основу диагностики составляют лабораторные и инструментальные обследования, а также ректальное исследование.
Способы, как помочь ребёнку при запоре, сводятся к применению консервативных методик терапии, среди которых соблюдение щадящего рациона, приём медикаментов и физиотерапевтические процедуры.
Этиология
Широкая распространённость недостаточного опорожнения кишечника и изменения характера каловых масс обуславливается частым перинатальным повреждением ЦНС, низким уровнем естественного вскармливания, а также влиянием разнообразных патологических, психических и физиологических причин. В независимости от провоцирующего фактора запоры негативно отражаются на детях — замедляют рост и развитие, а также значительно ухудшают качество жизни и приводят к формированию осложнений.
В подавляющем большинстве ситуаций, запор у ребёнка 2 лет и старше провоцируют такие заболевания и расстройства:
ферментная недостаточность — она может быть врождённой или приобретённой, но в любом случае развивается на фоне недугов ЖКТ и чревата тем, что пища будет плохо перерабатываться кишечником; дисбаланс кишечной микрофлоры — приводящий к возникновению процесса гниения продуктов и снижению кишечной перистальтики; глистные или паразитарные инвазии; нарушение функционирования щитовидной железы, а именно понижение выделения ею гормонов; поражение ЦНС — это опасно тем, что нарушается рефлекс опорожнения; рахит, сопровождающийся понижением тонуса мышц и тканей, в том числе локализующихся в кишечнике; формирование полипов, рубцов, свищей, злокачественных или доброкачественных опухолей в аноректальной зоне; протекание спаечной болезни или атрезии прямой кишки; болезнь Гиршпрунга и миастения; язвенное поражение ДПК или желудка; хроническое протекание гастродуоденита; гипотрофия и ДЦП; дизентерия и неспецифический язвенный колит; отравление химикатами и ядовитыми веществами; сахарный диабет и надпочечниковая недостаточность; феохромоцитома и гигантизм; анальные трещины и парапроктит; наружные или внутренние геморроидальные узлы; острые лихорадочные состояния.
Запор у грудничка
Физиологические запоры у ребёнка зачастую обусловлены:
индивидуальной непереносимостью того или иного продукта питания — при употреблении даже небольшого количества аллергена выделяются гистамины, которые повреждают стенки кишечника; недостаточное поступление жидкости в детский организм — сюда также стоит отнести пристрастие к «вредным» напиткам, среди которых газировка, квас, крепкий чёрный чай или кофе; нерациональное питание, не соответствующее возрастной категории ребёнка. Очень часто в меню детей преобладают углеводы и жирные продукты, а также наблюдается недостаточное количество клетчатки; дефицит железа, на фоне которого нередко происходит развитие кислородного голодания кишечной мускулатуры; бесконтрольное применение лекарственных препаратов — наибольшим негативным эффектом обладают ферментативные вещества, гормональные и антибактериальные средства, антациды и противовоспалительные лекарства, слабительные и пробиотики; необусловлено частое применение клизм, что чревато исчезновением позывов к дефекации и привыканием кишечника к внешней стимуляции. Таким образом, происходит утрата способности этого органа к самостоятельному избавлению от каловых масс; продолжительное влияние стрессовых ситуаций или сильнейшее нервное потрясение; резкое изменение характера питания или места проживания; гиподинамия.
Отдельно стоит отметить причины запора у грудного ребёнка, которые включают в себя:
лактазную недостаточность; нарушение диеты матерью, осуществляющей грудное вскармливание; ранний ввод прикорма; недостаточное потребление жидкости; получение малышом незначительного количества грудного молока — к этому приводит гипогалактия у матери, слабый сосательный рефлекс, частые срыгивания и врождённые расщелины губы или неба. В таких ситуациях говорят про псевдозапор или ложный запор; пелёночный дерматит, который в своей клинической картине имеет такой симптом, как раздражение кожного покрова в зоне ануса; принудительное приучение ребёнка к горшку в раннем возрасте; длительное пребывание младенца в чужой для него обстановке; насильственное отлучение от груди; изменение состава нормальной кишечной микрофлоры.
Запор у месячного ребёнка, так же как и у старших детей, может быть вызван генетической предрасположенностью.
Классификация
Разделение подобного патологического состояния в зависимости от времени его появления:
врождённое — зачастую обуславливается влиянием отягощённой наследственности, первичными аномалиями развития или функционирования ЖКТ, а также широким спектром генетических недугов; приобретённое — зачастую имеет под собой патологическую основу, отчего является вторичным. Послужить источником также может хирургическое вмешательство, неправильное питание и стрессы.
Приобретённый запор у детей любой возрастной категории имеет собственную классификацию и делится на:
органический — связан с пороками развития одного из отделов кишечника; функциональный — диагностируется наиболее часто, поскольку является следствием неправильной регуляции органов пищеварительной системы; условно-рефлекторный — развивается на фоне протекания любых недугов, негативно влияющих на толстую кишку; психогенный; интоксикационный.
По характеру течения различают:
острый запор у ребёнка — является таковым, если выражается впервые или протекает не более месяца; хронический запор у ребёнка — основная и сопутствующая симптоматика сохраняется на протяжении длительного промежутка времени. В таких случаях расстройство носит рецидивирующий характер.
Симптоматика
Симптомы запора у ребенка
Главным клиническим проявлением является отсутствие отхождения каловых масс на протяжении суток или более. Тем не менее родителям стоит знать про норму частоты стула, которая отличается по возрасту:
для грудничка вполне допустимо иметь стул не меньше 2 раз в сутки; для младенцев до 1 года нормальное суточное количество испражнений достигает одного раза; для малышей, которым уже исполнился год, свойственно опорожняться раз в день; для детей после трёх лет нормальная частота опорожнения достигает не меньше 3 раз в неделю; для детей школьного возраста норма составляет от 4 раз в неделю; для подростков характерно осуществление опорожнения кишечника от 5 и более раз за 7 дней.
Любая ситуация, при которой происходит дефекация реже вышеуказанных показателей, считается запором.
В качестве дополнительных симптомов запора у ребёнка 3 года и старше выступают такие признаки:
болевые ощущение различной степени выраженности, проявляющиеся во время дефекации; выделение твёрдого по консистенции стула; присутствие патологических примесей в каловых массах; чувство неполного опорожнения кишечника; увеличение размеров передней стенки брюшной полости; приступы головных болей.
У младенцев и детей до 3 лет вышеуказанная симптоматика может дополняться:
незначительным повышением температурных показателей; отсутствием аппетита; нарушением сна; повышенной капризностью и плаксивостью; вздутием живота; обильным газообразованием; понижением физической активности; слабостью и вялостью.
Родителям также стоит обращать внимание на тот факт, что ребёнок самостоятельно отказывается от посещения туалетной комнаты для осуществления опорожнения кишечника — это вызвано тем, что большое количество симптомов возникает в процессе или после дефекации.
Диагностика
Что делать, если у ребёнка запор, как его правильно диагностировать и установить причины возникновения знает педиатр, детский гастроэнтеролог или проктолог. Прежде всего, клиницисту необходимо:
изучить историю болезни малыша — это может указать на протекание базового заболевания, изменившего консистенцию фекалий; ознакомиться с анамнезом жизни пациента — для установления характера питания, влияния стресса или передозировки медикаментами; тщательно осмотреть ребёнка, а также провести пальпацию и перкуссию живота; осуществить пальцевое исследование прямой кишки; детально опросить родителей больного — для составления полной симптоматической картины и первого времени появления подобного нарушения.
Методы лабораторных исследований при запорах у детей включают в себя:
биохимию крови; общеклинический анализ крови; копрограмму; анализ фекалий на яйца гельминтов и дисбактериоз.
Что касается инструментальных обследований, то наибольшей диагностической ценностью обладают:
УЗИ брюшины и толстого кишечника; рентгенография с применением контрастного вещества; ЭГДС; энтероколоносцинтиграфия; ректороманоскопия и колоноскопия; манометрия и сфинктерометрия; биопсия.
Диагностика запора у детей
Лечение
Для устранения подобного нарушения у детей наиболее часто прибегают к осуществлению консервативных методик. Основные принципы того, что делать при запорах у ребёнка 2 года и старше заключаются в соблюдении щадящего рациона. Диетотерапия обладает такими правилами:
частое и дробное потребление пищи; контроль родителей над температурным режимом блюд — пища не должна быть чрезмерно холодной или сильно горячей. Допустимой температурой считается от 15 до 60 градусов; тщательное измельчение готовых ингредиентов блюд; приготовление блюд наиболее щадящими способами, а именно путём варки и пропаривания. Тушёная и запечённая пища разрешена детям не более одного раза в неделю; обогащение меню клетчаткой, витаминами и питательными микроэлементами; введение привычки осуществлять трапезы ежедневно в одно и то же время; последний приём пищи должен быть проведён минимум за 3 часа до сна.
Остальные рекомендации касательно диеты при запорах у детей полностью соответствуют диетическому столу №3.
Медикаментозное лечение предполагает применение:
препаратов с содержанием пищевых волокон; слабительных средств при запорах и пребиотиков; регуляторов моторики толстой кишки; спазмолитиков и пробиотиков; биовеществ для восстановления нормальной кишечной микрофлоры; желчегонные и ферментативные средства.
Кроме этого, показано использование местных средств терапии — это клизмы и свечи от запора у детей.
Дополнительное консервативное лечение недуга может быть направлено на осуществление:
лечебного массажа живота; физиотерапевтических процедур; иглорефлексотерапии; ЛФК.
В некоторых случаях показана работа детского психолога с пациентом и непродолжительные курсы клизм, которые могут быть очистительными, гипертоническими или масляными.
При органической природе подобного нарушения тактика того, что делать, если запор у ребёнка 5 лет или любого иного возраста, направлена на проведение хирургического вмешательства.
Профилактика и прогноз
Во избежание развития запоров у детей, профилактические мероприятия должны осуществляться и строго контролироваться родителями. В качестве основных рекомендаций выступают:
максимально долгое грудное кормление; правильное и сбалансированное питание; обеспечение поступления достаточного объёма жидкости в детский организм — суточной нормой считаются 40 миллилитров воды на килограмм массы тела ребёнка в независимости от возраста; домашнее проведение общеукрепляющего массажа; ведение активного образа жизни; создание благоприятной психологической атмосферы; применение медикаментов только по предписанию клинициста; раннее выявление и полноценная терапия недугов, провоцирующих запоры; регулярное обследование у педиатра.
Исход запоров напрямую зависит от этиологического фактора и времени начала терапии, но зачастую такое состояние имеет благоприятный прогноз. Однако полное отсутствие лечения запоров у детей чревато развитием кишечной непроходимости, выпадением прямой кишки, анальными трещинами, метаболическим синдромом, недержанием кала и иными осложнениями.
Источник