Запор у детей школьного возраста

Содержание:

  • Основные причины запоров
  • Чем опасен запор
  • Организация рационального питания — основа излечения
  • Режим дня
  • Физическая нагрузка

Нарушения функционального состояния толстой кишки, или запор — довольное распространенное заболевание в детском возрасте. В медицинской литературе в последние годы оно получило название «синдром раздраженного кишечника». Запор встречается у детей самого разного возраста, но особенно часто — у младших школьников и ребят, посещающих детские дошкольные учреждения. Это заболевание не всегда приносит болезненные ощущения ребенку, посему этой патологии уделяется явно недостаточное внимание. Родители довольно поздно узнают об этом заболевании у ребенка, тем более если ребенок стеснительный, скрытный.

Лечение запоров — длительная, напряженная и не всегда благодарная задача, только чисто медицинский подход к этой проблеме, как правило, ее не решает. Дети с хроническими запорами становятся вялыми, раздражительными, пугливыми, быстро снижается их успеваемость в школе. Многие дети из страха болезненных ощущений при акте дефекации замыкаются, самостоятельно подавляют естественные позывы, тем самым усугубляя течение заболевания, образуется так называемый «порочный круг».

Таким образом, хронические функциональные запоры у детей, посещающих детские дошкольные учреждения и школу, приобретают социальную значимость; поэтому педиатры практически всегда надеются на помощь и поддержку в реабилитации детей именно родителей. Только родительский уход и доброжелательная обстановка помогают получить стойкие результаты.

Основные причины запоров

Запорами называется ненормальная работа толстой кишки, которая проявляется редкими дефекациями у ребенка (реже одного раза в два дня) или их полным отсутствием в течение длительного времени (что весьма часто встречается), затрудненным и болезненным актом дефекации, малым количеством стула (сухого и твердого характера), отсутствием физиологического чувства полного опорожнения кишечника.

Толстая кишка человека является местом формирования каловых масс, она имеет приблизительно П-образную форму. Длина всей толстой кишки у ребенка старше 3 лет составляет в среднем 1-1,5 метра. Каловые массы формируются из непереваренных и неосвоенных остатков пищевых масс. Это происходит путем частичного их обезвоживания и различных видов перистальтических движений кишки, формирующих и продвигающих каловые массы к выходу. Значительную часть каловых масс составляет огромное количество микробных тел. По данным микробиологов, в 1 грамме кала здорового человека обнаруживается от 30 до 40 миллиардов микроорганизмов.

Причины запоров у детей многообразны. Мы, педиатры, считаем, что запоры прежде всего связаны с нерациональным питанием, или так называемым алиментарным фактором. Причиной хронических запоров является дефицит в рационе питания грубоволокнистой растительной клетчатки как одного из главных стимуляторов кишечной перистальтики (овощи, фрукты, грубые сорта хлеба, серые сорта круп и др.), а также употребление в пищу высококалорийной, рафинированной пищи. В результате подобного питания в толстой кишке образуется малое количество обезвоженных фекальных масс, нарушается их продвижение по кишечнику. Было замечено, что дефицит воды в каловых массах приводит к значительной задержке продвижения кала по кишечнику. Это особенно отчетливо проявляется в зимне-весеннее время года, когда заметно сокращается потребление в пищу как свежих, так и заготовленных овощей и фруктов.

Вторым важным моментом формирования функциональных запоров считается малоподвижный образ жизни, исключающий полноценные нагрузки на мышцы передней брюшной стенки, а последние играют важную роль в потенцировании кишечных движений. Предрасполагающими факторами к возникновению хронических запоров у детей являются также врожденные аномалии толстой кишки — такие, как долихосигма (удлинение сигмовидного отдела толстой кишки) и долихоколон (удлинение всей кишки). К появлению запоров могут привести кишечные паразиты (аскариды, власоглав, бычий или свиной цепень). Простейшие микроорганизмы (лямблии) редко вызывают задержку стула у детей.

В регулировании двигательной функции толстой кишки важную роль играет состояние нервной системы ребенка. Различные стрессовые ситуации, психические, эмоциональные и физические перегрузки, неблагоприятные семейные и школьные отношения между детьми и взрослыми отрицательно влияют на общее состояние нервной системы ребенка, что в свою очередь приводит к расстройствам двигательной функции толстой кишки. Устранение стрессовых ситуаций, нормализация психологической обстановки в семье и в школе, а в некоторых случаях и помощь психоневролога оказывают благоприятное влияние на лечение заболевания.

Чем опасен запор

Длительная задержка каловых масс у ребенка приводит к всасыванию продуктов гниения и брожения из кишечника в кровь, что оказывает отрицательное воздействие на весь организм (токсический эффект). Дети жалуются на головные боли, повышенную утомляемость, у них снижается аппетит, нарушается сон. Дети становятся раздражительными, плаксивыми и порой «неуправляемыми». При отсутствии стула в течение нескольких дней у ребенка могут появиться резкие боли в животе, рвота, повышение температуры тела.

Очень часто плотные каловые массы, подолгу скапливаясь в конечном отделе толстой кишки, при попытке опорожнения растягивают задний проход. Это может привести к образованию трещин. Трещины всегда сопровождаются острой болью в заднем проходе во время опорожнения и после него. Ребенок боится этих болевых ощущений и старается избежать попыток опорожнить кишечник, что ведет к еще большему уплотнению кала.

В запущенных случаях, при длительном отсутствии стула, в результате возрастающего внутрикишечного давления может появиться такое неприятное состояние, как каломазание, то есть самопроизвольное подтекание каловых масс через задний проход. Последствия данного состояния ясны. Ребенок становится объектом шуток, а в ряде случаев и более агрессивных действий со стороны сверстников. Психическое состояние больного находится на грани краха, дети отказываются ходить в детский сад или школу, чувство страха превышает все разумные рамки.

Хронический запор у ребенка может появиться и тогда, когда у ребенка теряется привычка к опорожнению кишечника в одно и то же время (обычно в утренние часы). Тут часто виноваты родители, которые мало обращают внимания на жизнь своего ребенка, не приучают с раннего детства к дефекации в определенное время.

Нами замечено, что некоторые педагоги в детском саду или школе по странным, порой необъяснимым причинам, не позволяют маленьким детям выходить во время занятий в туалет. Такое неграмотное поведение учителя приводит к тому, что дети сознательно подавляют позыв на дефекацию во время занятий в школе. Этот вредный рефлекс достаточно легко закрепляется и вызывает хронический запор.

Подобному явлению способствуют непривычная окружающая обстановка, особенно для ребенка, впервые начавшего посещать детский сад или школу: общественный туалет с присутствием большого количества посторонних людей разного возраста. Особенно это неблагоприятно сказывается на застенчивых, стеснительных детях, особенно мальчиках, воспитанных в строжайших пуританских принципах.

Мы наблюдали ребенка 7 лет с жесточайшим запором, связанным с тем, что ребенок, начав посещать в школу, сдерживал акт дефекации из-за того, что кабинки в школьном туалете отсутствовали, и дети могли наблюдать друг за другом.

Что следует предпринять родителям, если у ребенка появился хронический запор? Главное не заниматься самолечением, а сразу же обратиться за консультацией к специалисту — гастроэнтерологу. Детям обязательно следует провести необходимое обследование.

Организация рационального питания — основа излечения

Родители в большинстве случаев считают пищевые рекомендации малозначимыми, требуя назначения новейших препаратов, способных ликвидировать запор в течение нескольких дней. Следует сказать сразу: таких препаратов не существует! Поскольку расстройства двигательной функции толстой кишки в подавляющем большинстве случаев связаны именно с нарушениями питания в семье, организация пищеварительного рациона — главнейшая задача лечения запора у детей.

Следует изменить рацион питания ребенка таким образом, чтобы в нем было больше овощей, содержащих грубую растительную клетчатку и пектины, т.е. компоненты, стимулирующие моторику кишки. Это морковь, свекла, цветная и брюссельская капуста, тыква, кабачки, патиссоны, сливы, бахчевые культуры. В огурцах, помидорах, яблоках клетчатки недостаточно.

Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60% ежедневного рациона и употребляться в любом виде (свежем или после термической обработки). Во время обеда больным детям овощи следует предлагать в виде салатов, винегретов, пюре, заправляя их для повышения вкусовых качеств растительным маслом, легким майонезом. Жирные сорта майонеза и сметану лучше не использовать, так как жиры тормозят работу кишечника. Сметану можно добавлять в овощной или крупяной суп.

Особое значение педиатры придают систематическому приему пшеничных отрубей. Это ценное природное средство, получаемое при перемалывании зерна и обладающее целым рядом полезных свойств:

  • отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной перистальтики;
  • в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно на центральную нервную систему;
  • отруби способствуют выведению из организма токсинов, аллергенов, их применение целесообразно в комплексном лечении многочисленных аллергических заболеваний;
  • отруби выводят из организма избыток холестерина и тем самым способствуют предупреждению атеросклероза.

Пшеничные отруби могут применяться в любом виде. Чаще мы рекомендуем использовать пшеничные отруби таким образом.

Приобретенный продукт (обычно продается на мелькомбинатах и в аптеках) разложите тонким слоем (1-1,5 см) на металлическом поддоне и прокалите в духовом шкафу при температуре 100-150оС в течение 10-15 минут. После остывания отруби переложите в герметично закупоренную банку, так как продукт гигроскопичен. Три-пять столовых ложек отрубей, т.е. то количество, которое потребуется на день, залейте 1/2 стакана крутого кипятка и выдержите 15-20 минут. При этом образуется густоватая светло-серая или светло-коричневая масса.

Отруби — совершенно безвкусный продукт, и дети в большинстве случаев решительно отказываются от приема их в натуральном виде. Для улучшения вкусовых качеств разовую дозу отрубей (обычно начиная с 1 ч. л. 3 раза в день, постепенно доводя до 3-10 ст. л. в сутки, в зависимости от степени задержки стула) добавьте к 1/2 стакана фруктового или овощного сока, к стакану кисломолочного продукта, в кашу, суп, гарнир. Длительность приема отрубей не ограничена и может исчисляться годами без всякого вреда для организма.

Ежедневно в питании должны быть кисломолочные продукты (простокваша, ряженка, варенец, одно- или двухдневный кефир и др.), их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Кисломолочные продукты могут быть обогащены бифидум-флорой.

Первые блюда в рационе питания обязательны, супы преимущественно овощные или из серых круп (гречка). Мясо лучше употреблять сваренным куском. Хлеб серых и черных сортов, с отрубями, вчерашней выпечки. Свежие булочки и пирожные противопоказаны.

При наличии запоров нужно исключить продукты, повышающие газообразование в кишечнике: цельное молоко, сладкие блюда, бобовые.

Для нормальной работы всей мускулатуры и кишечной в частности необходимо употреблять продукты, содержащие калий. Это печёный картофель, сухофрукты, курага, чернослив, инжир, компот из них. Родители могут поступать следующим образом: 10-20 ягод чернослива или кураги (или все вместе) накануне вечером залить кипятком, утром порцию разделить на 3 части и дать ребенку в школу, где он с удовольствием съест эти ягоды. А вечером дома ребенок выпьет полученный настой от ягод.

В качестве десерта мы рекомендуем давать детям с хроническим запором смесь хорошо промытых, распаренных кипятком и хорошо «разошедшихся» сухофруктов:

  • чернослив — 1 весовая часть,
  • инжир — 1 весовая часть,
  • курага — 1 весовая часть,
  • грецкие орехи (сердцевина) — 1 весовая часть.

Продукты смешивают в равных количествах, нарезают мелко ножом из нержавеющей стали, добавляется 1-1,5 весовой части меда, вся смесь вновь перемешивается, выкладывается в банку и стерилизуется при 80оС 15 минут. Доза обычно составляет 1-2 ч. л. 3 раза в день после приема пищи. Следует помнить, что такая смесь может вызвать аллергические реакции у детей с предрасположенностью к подобным реакциям.

Важно, чтобы в течение суток ребенок употреблял большее количество жидкости: не менее 4-5 стаканов в день в виде чая, компотов, бульона, соков, воды и т.д., а также прием прохладных напитков утром натощак (100-200 мл). Газированные напитки исключаются.

Режим дня

Несмотря на значительную роль диеты при запорах, она может не дать эффекта, если у ребенка не выработана привычка опорожнять кишечник в определенное время, лучше утром (6-9 часов). Такую привычку следует вырабатывать и закреплять. Для этого сразу после подъема утром ребенок натощак выпивает 0,5-1 стакан холодной воды или овощного сока.

Если позыв на стул есть, то больной максимально опорожняет кишечник. Если позыва на дефекацию нет, следует вначале прибегнуть к физической зарядке, завтраку и через некоторое время направиться в туалет. Принимается поза на корточках, с поджатыми к животу ногами. Акту дефекации помогает самомассаж живота руками, ритмичное втягивание заднего прохода, надавливание между копчиком и анусом.

Ребенку должны быть созданы соответствующие условия. Если ребенок маленький, то его лучше высаживать не на унитаз, а на горшок (предварительно чисто вымытый и согретый несколько выше температуры тела). Восстановление акта дефекации — длительная задача, и она должна решаться родителями и взрослыми, контактирующими непосредственно с ребенком, упорно, без эмоциональных всплесков.

Физическая нагрузка

При хронических запорах необходима ежедневная дозированная физическая нагрузка — прогулки пешком, утренняя гимнастика, подвижные игры, катание на лыжах, коньках, плавание. Во время занятий в школе на уроках непременно следует проводить физкультурные паузы. Большинство упражнений должно быть направлено на стимулирование мышц передней брюшной стенки. Мы предлагаем комплекс специальных упражнений.

1Свободное проветривание комнаты. Ходьба на месте30 сек
2И. п. (исходное положение): сидя на стуле, руки к плечам. Поднять руки вверх, наклонить туловище назад — вдох. Руки к плечам, туловище слегка наклонить вперед — выдох2-8
3И. п.: сидя на стуле. Разведение рук в стороны — вдох. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прижать к животу — выдох. То же с левой ногой2-8 раз
4И. п.: сидя на стуле. Поочередное подтягивание вверх и отведение в сторону прямой ноги2-8 раз
5И. п.: стоя. Глубокое дыхание2-4 раза
6И. п.: сидя на стуле, упор руками сзади, ноги согнуты. Разведение ног в стороны4-8 раз
7И. п.: стоя, руки в стороны. Отведение ноги вперед, в сторону, назад, поочередно то правой, то левой2-8 раз
8И. п.: стоя, руки на поясе. Полуприседание с отведенными назад руками2-6 раз

Для маленьких детей физические упражнения должны проводиться в виде игры. Например, мы рекомендуем такое упражнение. Рассыпьте на полу 20-30 штук мелких игрушек и попросите ребенка собрать все игрушки, нагнувшись за каждой из положения стоя. Такое «упражнение» следует повторять в течение дня 2-3 раза.

Кроме описанных процедур, врач выпишет ребенку некоторые лекарственные средства. Принимать их следует строго в том объеме, который рекомендует специалист. Не занимайтесь самолечением и не пользуйтесь слабительными средствами. Только правильное и последовательное выполнение наших рекомендаций поможет избавиться детям от хронических заболеваний. И дети будут радовать вас веселым смехом, отличными успехами в школе, прекрасным аппетитом и отменным здоровьем.

Источник

17 сентября 2017532,3 тыс.

Запор у ребёнка — это нарушение акта дефекации, что выражается в отсутствии самостоятельного отхождения стула на протяжении суток или более. Стоит отметить, что подобное расстройство встречается практически у каждого 3 малыша, в особенности дошкольного возраста.

Этиология Классификация Симптоматика Диагностика Лечение Профилактика и прогноз

Вызвать расстройство опорожнения кишечника может широкий спектр предрасполагающих факторов, который далеко не всегда имеет под собой патологическую основу. Причиной может послужить нерациональное питание, стрессовые ситуации и передозировка лекарственными препаратами.

Клиническими проявлениями запоров являются снижение частоты дефекации за сутки, твёрдая консистенция каловых масс, напряжение, беспокойство и болевые ощущения в процессе дефекации.

Осуществление диагностических мероприятий при запоре направлено на выяснение причин возникновения такого нарушения. Основу диагностики составляют лабораторные и инструментальные обследования, а также ректальное исследование.

Способы, как помочь ребёнку при запоре, сводятся к применению консервативных методик терапии, среди которых соблюдение щадящего рациона, приём медикаментов и физиотерапевтические процедуры.

Этиология

Широкая распространённость недостаточного опорожнения кишечника и изменения характера каловых масс обуславливается частым перинатальным повреждением ЦНС, низким уровнем естественного вскармливания, а также влиянием разнообразных патологических, психических и физиологических причин. В независимости от провоцирующего фактора запоры негативно отражаются на детях — замедляют рост и развитие, а также значительно ухудшают качество жизни и приводят к формированию осложнений.

В подавляющем большинстве ситуаций, запор у ребёнка 2 лет и старше провоцируют такие заболевания и расстройства:

ферментная недостаточность — она может быть врождённой или приобретённой, но в любом случае развивается на фоне недугов ЖКТ и чревата тем, что пища будет плохо перерабатываться кишечником; дисбаланс кишечной микрофлоры — приводящий к возникновению процесса гниения продуктов и снижению кишечной перистальтики; глистные или паразитарные инвазии; нарушение функционирования щитовидной железы, а именно понижение выделения ею гормонов; поражение ЦНС — это опасно тем, что нарушается рефлекс опорожнения; рахит, сопровождающийся понижением тонуса мышц и тканей, в том числе локализующихся в кишечнике; формирование полипов, рубцов, свищей, злокачественных или доброкачественных опухолей в аноректальной зоне; протекание спаечной болезни или атрезии прямой кишки; болезнь Гиршпрунга и миастения; язвенное поражение ДПК или желудка; хроническое протекание гастродуоденита; гипотрофия и ДЦП; дизентерия и неспецифический язвенный колит; отравление химикатами и ядовитыми веществами; сахарный диабет и надпочечниковая недостаточность; феохромоцитома и гигантизм; анальные трещины и парапроктит; наружные или внутренние геморроидальные узлы; острые лихорадочные состояния.

Запор у грудничка

Физиологические запоры у ребёнка зачастую обусловлены:

индивидуальной непереносимостью того или иного продукта питания — при употреблении даже небольшого количества аллергена выделяются гистамины, которые повреждают стенки кишечника; недостаточное поступление жидкости в детский организм — сюда также стоит отнести пристрастие к «вредным» напиткам, среди которых газировка, квас, крепкий чёрный чай или кофе; нерациональное питание, не соответствующее возрастной категории ребёнка. Очень часто в меню детей преобладают углеводы и жирные продукты, а также наблюдается недостаточное количество клетчатки; дефицит железа, на фоне которого нередко происходит развитие кислородного голодания кишечной мускулатуры; бесконтрольное применение лекарственных препаратов — наибольшим негативным эффектом обладают ферментативные вещества, гормональные и антибактериальные средства, антациды и противовоспалительные лекарства, слабительные и пробиотики; необусловлено частое применение клизм, что чревато исчезновением позывов к дефекации и привыканием кишечника к внешней стимуляции. Таким образом, происходит утрата способности этого органа к самостоятельному избавлению от каловых масс; продолжительное влияние стрессовых ситуаций или сильнейшее нервное потрясение; резкое изменение характера питания или места проживания; гиподинамия.

Отдельно стоит отметить причины запора у грудного ребёнка, которые включают в себя:

лактазную недостаточность; нарушение диеты матерью, осуществляющей грудное вскармливание; ранний ввод прикорма; недостаточное потребление жидкости; получение малышом незначительного количества грудного молока — к этому приводит гипогалактия у матери, слабый сосательный рефлекс, частые срыгивания и врождённые расщелины губы или неба. В таких ситуациях говорят про псевдозапор или ложный запор; пелёночный дерматит, который в своей клинической картине имеет такой симптом, как раздражение кожного покрова в зоне ануса; принудительное приучение ребёнка к горшку в раннем возрасте; длительное пребывание младенца в чужой для него обстановке; насильственное отлучение от груди; изменение состава нормальной кишечной микрофлоры.

Запор у месячного ребёнка, так же как и у старших детей, может быть вызван генетической предрасположенностью.

Классификация

Разделение подобного патологического состояния в зависимости от времени его появления:

врождённое — зачастую обуславливается влиянием отягощённой наследственности, первичными аномалиями развития или функционирования ЖКТ, а также широким спектром генетических недугов; приобретённое — зачастую имеет под собой патологическую основу, отчего является вторичным. Послужить источником также может хирургическое вмешательство, неправильное питание и стрессы.

Приобретённый запор у детей любой возрастной категории имеет собственную классификацию и делится на:

органический — связан с пороками развития одного из отделов кишечника; функциональный — диагностируется наиболее часто, поскольку является следствием неправильной регуляции органов пищеварительной системы; условно-рефлекторный — развивается на фоне протекания любых недугов, негативно влияющих на толстую кишку; психогенный; интоксикационный.

По характеру течения различают:

острый запор у ребёнка — является таковым, если выражается впервые или протекает не более месяца; хронический запор у ребёнка — основная и сопутствующая симптоматика сохраняется на протяжении длительного промежутка времени. В таких случаях расстройство носит рецидивирующий характер.

Симптоматика

Симптомы запора у ребенка

Главным клиническим проявлением является отсутствие отхождения каловых масс на протяжении суток или более. Тем не менее родителям стоит знать про норму частоты стула, которая отличается по возрасту:

для грудничка вполне допустимо иметь стул не меньше 2 раз в сутки; для младенцев до 1 года нормальное суточное количество испражнений достигает одного раза; для малышей, которым уже исполнился год, свойственно опорожняться раз в день; для детей после трёх лет нормальная частота опорожнения достигает не меньше 3 раз в неделю; для детей школьного возраста норма составляет от 4 раз в неделю; для подростков характерно осуществление опорожнения кишечника от 5 и более раз за 7 дней.

Любая ситуация, при которой происходит дефекация реже вышеуказанных показателей, считается запором.

В качестве дополнительных симптомов запора у ребёнка 3 года и старше выступают такие признаки:

болевые ощущение различной степени выраженности, проявляющиеся во время дефекации; выделение твёрдого по консистенции стула; присутствие патологических примесей в каловых массах; чувство неполного опорожнения кишечника; увеличение размеров передней стенки брюшной полости; приступы головных болей.

У младенцев и детей до 3 лет вышеуказанная симптоматика может дополняться:

незначительным повышением температурных показателей; отсутствием аппетита; нарушением сна; повышенной капризностью и плаксивостью; вздутием живота; обильным газообразованием; понижением физической активности; слабостью и вялостью.

Родителям также стоит обращать внимание на тот факт, что ребёнок самостоятельно отказывается от посещения туалетной комнаты для осуществления опорожнения кишечника — это вызвано тем, что большое количество симптомов возникает в процессе или после дефекации.

Диагностика

Что делать, если у ребёнка запор, как его правильно диагностировать и установить причины возникновения знает педиатр, детский гастроэнтеролог или проктолог. Прежде всего, клиницисту необходимо:

изучить историю болезни малыша — это может указать на протекание базового заболевания, изменившего консистенцию фекалий; ознакомиться с анамнезом жизни пациента — для установления характера питания, влияния стресса или передозировки медикаментами; тщательно осмотреть ребёнка, а также провести пальпацию и перкуссию живота; осуществить пальцевое исследование прямой кишки; детально опросить родителей больного — для составления полной симптоматической картины и первого времени появления подобного нарушения.

Методы лабораторных исследований при запорах у детей включают в себя:

биохимию крови; общеклинический анализ крови; копрограмму; анализ фекалий на яйца гельминтов и дисбактериоз.

Что касается инструментальных обследований, то наибольшей диагностической ценностью обладают:

УЗИ брюшины и толстого кишечника; рентгенография с применением контрастного вещества; ЭГДС; энтероколоносцинтиграфия; ректороманоскопия и колоноскопия; манометрия и сфинктерометрия; биопсия.

Диагностика запора у детей

Лечение

Для устранения подобного нарушения у детей наиболее часто прибегают к осуществлению консервативных методик. Основные принципы того, что делать при запорах у ребёнка 2 года и старше заключаются в соблюдении щадящего рациона. Диетотерапия обладает такими правилами:

частое и дробное потребление пищи; контроль родителей над температурным режимом блюд — пища не должна быть чрезмерно холодной или сильно горячей. Допустимой температурой считается от 15 до 60 градусов; тщательное измельчение готовых ингредиентов блюд; приготовление блюд наиболее щадящими способами, а именно путём варки и пропаривания. Тушёная и запечённая пища разрешена детям не более одного раза в неделю; обогащение меню клетчаткой, витаминами и питательными микроэлементами; введение привычки осуществлять трапезы ежедневно в одно и то же время; последний приём пищи должен быть проведён минимум за 3 часа до сна.

Остальные рекомендации касательно диеты при запорах у детей полностью соответствуют диетическому столу №3.

Медикаментозное лечение предполагает применение:

препаратов с содержанием пищевых волокон; слабительных средств при запорах и пребиотиков; регуляторов моторики толстой кишки; спазмолитиков и пробиотиков; биовеществ для восстановления нормальной кишечной микрофлоры; желчегонные и ферментативные средства.

Кроме этого, показано использование местных средств терапии — это клизмы и свечи от запора у детей.

Дополнительное консервативное лечение недуга может быть направлено на осуществление:

лечебного массажа живота; физиотерапевтических процедур; иглорефлексотерапии; ЛФК.

В некоторых случаях показана работа детского психолога с пациентом и непродолжительные курсы клизм, которые могут быть очистительными, гипертоническими или масляными.

При органической природе подобного нарушения тактика того, что делать, если запор у ребёнка 5 лет или любого иного возраста, направлена на проведение хирургического вмешательства.

Профилактика и прогноз

Во избежание развития запоров у детей, профилактические мероприятия должны осуществляться и строго контролироваться родителями. В качестве основных рекомендаций выступают:

максимально долгое грудное кормление; правильное и сбалансированное питание; обеспечение поступления достаточного объёма жидкости в детский организм — суточной нормой считаются 40 миллилитров воды на килограмм массы тела ребёнка в независимости от возраста; домашнее проведение общеукрепляющего массажа; ведение активного образа жизни; создание благоприятной психологической атмосферы; применение медикаментов только по предписанию клинициста; раннее выявление и полноценная терапия недугов, провоцирующих запоры; регулярное обследование у педиатра.

Исход запоров напрямую зависит от этиологического фактора и времени начала терапии, но зачастую такое состояние имеет благоприятный прогноз. Однако полное отсутствие лечения запоров у детей чревато развитием кишечной непроходимости, выпадением прямой кишки, анальными трещинами, метаболическим синдромом, недержанием кала и иными осложнениями.

Источник