Запор шлюзовых ворот это

У этого термина существуют и другие значения, см. Шлюз.

Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на водных путях для обеспечения перехода судов на плаву из одного водного объекта (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них с помощью наполнения или опорожнения камеры c выравниванием в ней уровня воды с уровнем верхнего или нижнего бьефов[1].

В отличие от судоподъёмников, при использовании шлюзовых систем требуется большое количество воды, что приводит к снижению их пропускной способности и в том числе к меньшей скорости пропуска судов. Преимуществом является их более простое и дешёвое в обслуживании техническое оснащение по сравнению с судоподъёмниками.[источник не указан 73 дня]

Основные сведения[править | править код]

Перевод судов между двумя отрезками водного пути с различным уровнем воды в них осуществляется с помощью шлюзов. Каждый шлюз имеет три основных элемента:

  • Герметичная камера, соединяющая верхнюю и нижнюю головные части канала и имеющая габариты, достаточные для размещения в ней одного или нескольких судов. Положение и габариты камеры фиксированные, однако уровень воды в ней может изменяться.
  • Ворота — металлические щиты, расположенные на обоих концах камеры и служащие для впускания и выпускания судна и герметизирующие камеру во время шлюзования.
  • Водопроводное устройство — устройство, предназначенное для наполнения, либо опустошения камеры. Как правило, в качестве такого устройства используется плоский щитовой затвор. В крупных шлюзах могут использоваться перекачные насосы.

Разница высот уровней обоих бьефов называется «напором шлюза»[2]

Принцип работы шлюза следующий[2]:

  • Входные ворота открываются и судно заходит внутрь камеры.
  • Входные ворота закрываются.
  • Открывается перепускной клапан, вызывая падение или подъём уровня воды в камере с находящимся в ней судном.
  • Выходные ворота открываются, судно выходит из камеры.

Процесс пропускания судна через шлюз называется шлюзованием. Шлюзование длится, как правило, от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды.

Анимация, показывающая принцип действия шлюза

Принцип работы шлюза

Для подъёма судна:Для спуска судна:
1-2.Судно входит в шлюзовую камеру.8-9.Судно входит в шлюзовую камеру.
3.Нижние ворота закрываются.10.Верхние ворота закрываются.
4-5.Камера наполняется водой до верхнего уровня.11-12.Из камеры выливают воду до нижнего уровня.
6.Верхние ворота открываются.13.Нижние ворота открываются.
7.Судно выходит из шлюзовой камеры.14.Судно выходит из шлюзовой камеры.

При шлюзовании, как правило, стараются чередовать направление пропускания судов: после того, как судно, идущее, к примеру, вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру с уже пониженным уровнем воды может сразу же зайти судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не требуется выполнять лишнее заполнение либо слив воды из камеры.

Использование шлюзов[править | править код]

Шлюз на обводном канале дамбы.

Использование шлюзов главным образом направлено на то, чтобы сделать водные пространства с различными уровнями воды в них более пригодными для судоходства. Они необходимы в случаях, когда для прохождения судов создаётся искусственный обводной канал в обход таких препятствий, как пороги, плотины, дамбы, а также для преодоления локальных перепадов высот на пути канала. Плотина увеличивает глубину водного пространства перед ней, в таком случае шлюз может быть установлен либо непосредственно в плотине, будучи её составной частью, либо в устье бьефа. Река, оснащённая такого рода сооружениями, носит название водного пути. С помощью установки шлюза в морском или океанском устье реки можно устранить влияние на уровень воды в ней приливов и отливов.
Для усовершенствования водного пути на реке используются дополнительные шлюзы:

  • В верхней части обводного канала устанавливается водоспускной шлюз для предотвращения наводнений.
  • Чем длиннее обводной канал, тем больше разница уровня воды между его началом и концом, что может потребовать установки на отдельных отрезках такого канала целых групп шлюзов (см., например, Волго-Донской канал).

Шлюзы также могут применяться и для регулирования уровня воды в верхнем бьефе, например для пропуска части паводковых вод.[3]

См. также[править | править код]

  • Канал (гидрография)
  • Судоподъёмник

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Шлюз, гидротехническое сооружение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Запирающее устройство, механизм у различных машин, сооружений, оружия

Ответ: Затвор

Вопрос: Место жизни затворника

Ответ: Затвор

Вопрос: Тоже, что и запор 1

Ответ: Затвор

Вопрос: Механизм огнестрельного оружия

Ответ: Затвор

Вопрос: Механизм у различных орудий, машин, оружия

Ответ: Затвор

Вопрос: Механизм фотоаппарата, предназначенный для пропуска световых лучей к фотоматериалам в течение определенного промежутка времени

Ответ: Затвор

Вопрос: Оружейная задвижка

Ответ: Затвор

Вопрос: Подвижная конструкция для полного или частичного закрывания водопропускного отверстия гидротехнического сооружения (плотины, шлюза и т. п.)

Ответ: Затвор

Вопрос: Устройство в огнестрельном оружии, обеспечивающее досылание снаряда, патрона, запирание канала ствола, производство выстрела и выбрасывание гильзы

Ответ: Затвор

Вопрос: Ружье

Ответ: Затвор

Вопрос: (деталь оружия) в стрелковом оружии ключевая деталь узла запирания механизма запирания и отпирания канала ствола, а также механизма закрывания и открывания канала ствола, воспринимающая на себя давление пороховых газов при выстреле, как правило передаваемое через донце гильзы. Также может тем или иным образом участвовать в отпирании и запирании канала ствола, досылании очередного патрона

Ответ: Затвор

Вопрос: Дверная задвижка

Ответ: Затвор

Вопрос: Деталь ружья

Ответ: Затвор

Вопрос: Его передёргивает стрелок с винтовкой

Ответ: Затвор

Вопрос: Им щёлкает фотограф

Ответ: Затвор

Вопрос: Запорное устройство шлюза

Ответ: Затвор

Вопрос: Место жизни отшельника

Ответ: Затвор

Вопрос: Часть ружья

Ответ: Затвор

Вопрос: «Шпингалет» винтовки

Ответ: Затвор

Вопрос: Часть стрелкового оружия

Ответ: Затвор

Вопрос: Что такое обтюратор?

Ответ: Затвор

Вопрос: Клацающая деталь винтовки

Ответ: Затвор

Вопрос: «Замок» винтовки.

Ответ: Затвор

Вопрос: Фотоаппаратная выдержка

Ответ: Затвор

Вопрос: Щёлкает у ружья

Ответ: Затвор

Вопрос: Клапан

Ответ: Затвор

Вопрос: «Спуск» фотоаппарата

Ответ: Затвор

Вопрос: Запирающий механизм у орудий и машин

Ответ: Затвор

Вопрос: Часть огнестрельного орудия для запирания канала и производства выстрела

Ответ: Затвор

Вопрос: Часть огнестрельного орудия

Ответ: Затвор

Вопрос: Подвижная конструкция для закрывания водопропускного отверстия шлюза

Ответ: Затвор

Вопрос: Устройство в огнестрельном оружии, обеспечивающее досылание снаряда, запирание канала ствола, производство выстрела и выбрасывание гильзы

Ответ: Затвор

Вопрос: Приспособление для закрывания ворот, дверей, окон

Ответ: Затвор

Источник

Всем привет!

Хочется надеяться, что это не последний пост на нашем канале.

Сегодня мы хотели бы рассказать о шлюзах на наших реках. Зачем они нужны? Как они устроены и пр.

Итак, начнем с самого начала. Все наши равнинные реки, к коим относится и Волга, и Кама, и Ока и др. имеют между собой много общего. Если попробовать разрезать все русло реки от истока до устья по оси судового хода, то получится продольный профиль реки. Если река течет в своем естественном русле, то этот профиль будет иметь вот такой вид

Продольный профиль реки. Рисунок с сайта Гидротехнического бюро

Условно все реку можно разделить на три участка: верхнее течение или горный участок как на схеме, среднее течение и нижнее течение. Все эти участки имеют свои особенности.

Так горный участок или верхнее течение, как правило, характеризуется небольшими глубинами, малой шириной, но при этом довольно высокими скоростями течения. Также на этом участке очень много порогов и перекатов. Судовой ход (если он есть) чаще всего очень извилистый.

В среднем течении скорость течения уже заметно снижается и количество перекатов заметно снижается, а вот плесов (то есть широких и глубоководных участков) увеличивается. Ширина русла увеличивается. Судовой ход более ровный.

В нижнем течении плесов, чаще всего, еще больше (хотя и не всегда). Глубины здесь максимальные и ширина тоже. Но здесь прослеживается еще один момент: практически все взвешенные частицы, находящиеся в воде, в местах с невысокими скоростями течения начинают оседать (физика, однако), образуя перекаты.

Как с этим бороться? Проще всего, построить плотину. Уровень воды выше плотины поднимется и затопит пороги, что создаст более благоприятные условия для судоходства. И если на реке построить несколько плотин, то продольный профиль будет больше похож на лесенку.

Продольный профиль реки Волги. Из учебника Д.К.Земляновского.

Чтобы речной теплоход мог попасть из верхнего бьефа в нижний или наоборот строят специальные судопропускные сооружения – шлюзы. Собственно шлюзование – это процесс перемещения судна из одного бьефа в другой.

Давайте посмотрим на конструкцию типового шлюза

Схема типового шлюза. Из учебника Д.К.Земляновского

Шлюз состоит из трех основных элементов: верхняя голова А, нижняя голова Б и камера шлюза В. Сверху и снизу к шлюзу примыкают подходные каналы 2. Для отстоя судов в ожидании шлюзования в подходных каналах делают специальные причальные стенки 1. А чтобы теплоходы могли заходить в камеру и выходить из нее при неблагоприятных условиях (сильный ветер и пр.) делаются специальные направляющие палы 3.

Наполнение или опорожнение камеры шлюза происходит через специальные водоводные галереи 5, которые перекрываются специальными затворами 4. Когда затвор открывается вода самотеком наполняет или опорожняет камеру шлюза (принцип сообщающихся сосудов). Но перед этим, камера шлюза должна быть полностью изолирована от верхнего и нижнего бьефа при помощи ворот 6. Ворота шлюзов могут быть различных систем. В настоящее время нижние ворота обычно делают двустворчатыми распашными, а верхние — сегментными или плоскими опускными. В открытом состоянии створки распашных ворот находятся в специальных шкафных нишах 7 чтобы не мешать судам при их прохождении.

Все вместе: водоводные галереи, затворы и ворота называются – головой шлюза.

Как видно из рисунка наиболее мелкими местами подходных каналов являются верхний и нижний пороги шлюза 8. Причем нижний порог имеет свое специальное название – король шлюза.

Из-за того, что уровень воды в нижнем бьефе во многом зависит от попусков воды через водосливную плотину гидроузла, глубина на короле шлюза может служить весь серьезным препятствием к прохождению шлюза судами. Ведь все теплоходы, которые ходят по нашим рекам должны строго соблюдать минимальный запас воды под днищем. И если запас будет недостаточным, то диспетчер шлюза не разрешит заход такого теплохода в камеру.

Шлюзы могут отличаться друг от друга. Например, по количеству камер. По числу последовательно расположенных камер шлюз может быть однокамерным, двухкамерным, трехкамерным и т. д.

Однокамерные шлюзы строят для малых и средних напоров. Такие шлюзы имеют Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, Канал имени Москвы, шлюзы в Угличе, Рыбинске, Городце, Чебоксарах, Балаково и др.

Если перепад высот между верхним и нижним бьефами велик, то тогда сооружают многокамерные шлюзы. У таких шлюзов общий перепад высот (напор) делится на несколько камер, которые располагаются последовательно одна за другой. Например, два шлюза канала имени Москвы (№7 и №8) состоят из двух камер с напором по 9 м в каждой камере. А в Перми на Камской ГЭС шлюзы вообще шестикамерные!

Двухкамерные шлюзы на Канале имени Москвы. Шлюз №8. фото из открытых источников.

Но не всегда условия местности позволяют построить многокамерные шлюзы. Тогда шлюзы разделяют соединительным судоходным каналом — межшлюзовым бьефом. Длина межшлюзовых бьефов различна, например у Горьковских шлюзов — 2 км, у Куйбышевских — 4 км.

При очень большом напоре вместо многокамерных строят однокамерные шлюзы шахтного типа. Камера такого шлюза представляет собой глубокую шахту. Со стороны нижнего бьефа делается глухая стенка, которая в своей нижней части имеет отверстие для прохода судов, перекрываемое плоским подъемным затвором. Или судоподъемники. В России работает в настоящее время всего один судоподъемник в составе Красноярской ГЭС.

Камеры шлюза могут располагаться и параллельно друг другу. По числу параллельно действующих камер шлюзы могут быть однониточные (один шлюз), двухниточные (два рядом расположенных шлюза) и т. д. Двухниточные шлюзы применяют на реках с большим грузооборотом. Например, гидроузлы на Волге, начиная с Рыбинского и кончая Волгоградским, имеют двухниточные шлюзы.

Двухниточный шлюз Воткинской ГЭС на р.Каме. Фото из открытых источников.

Подытоживая, можно так описать процесс шлюзования:

· теплоход из нижнего или верхнего бьефа входит в камеру шлюза.

· закрываются ворота.

· открываются затворы водоводных галерей.

· происходит наполнение или опорожнение камеры.

· закрываются затворы и открываются ворота с противоположной стороны.

· теплоход выходит из камеры шлюза.

Надеемся, что смогли в статье ответить на большую часть вопросов, относительно того – зачем нужны шлюзы и как они работают.

Если понравилась статья — ставим палец вверх и подписываемся на наш канал.

Если возникло желание совершить экскурсию по Каналу имени Москвы
и реке Москве с прохождением шлюзов на т/х «Адмиралъ» — заходим на наш сайт www.rechflot.su

Или выходим на связь удобным способом: по телефону +7 495 131 2585 или по электронной почте cruises-admiral@yandex.ru

Источник