Запор после введения прикорма но стул не густой
Даже если ваш малыш полностью на грудном вскармливании, рано или поздно его нужно знакомить с другими продуктами.
Мои клиентки, приходящие на консультации по прикорму, часто боятся, как воспримет грудничок новое лакомство, не будет ли у него аллергической реакции, вздутия, и не замучит ли малыша запор после введения прикорма.
Все эти опасения подпитываются такими-же молодыми мамами, делающими первые попытки введения прикорма.
В этой статье расскажу, какие причины приводят к запорам и как вводить прикорм правильно, чтобы проблем со стулом не возникало.
Когда вводить прикорм?
Итак, первый камень преткновения – возраст малыша. Обратите внимание, что прикорм малышу, который находиться на грудном вскармливании, нужно вводить после достижения шестимесячного возраста.
Прикорм – это абсолютно новые продукты, овощи и фрукты, каши, молочные продукты и мясо.
Возраст 6 месяцев — это возраст, в котором большинство грудничков начинают сигналить маме, что готовы к прикорму.
Дозрели до новых продуктов и с жадностью смотрят в вашу тарелку.
Но, бывают дети, у которых признаки готовности появляются чуть раньше шестого месяца или чуть позже.
Подробнее про признаки готовности смотрите в вводном интернет-семинаре 5 ошибок в ведении прикорма грудничку>>>
Прикорм нужно вводить, когда малыш полностью здоров, его не мучают прорезывающиеся зубики или другие проблемы.
Можно встретить такую рекомендацию, что первое знакомство с новыми продуктами не стоит начинать в жаркое время года, но это не верно.
Жаркая погода может длиться летом 1-2 месяца. И что, не давать прикорм, пропуская важнейшие месяцы для адаптации желудка к новой пище?
Запоры после прикорма – всегда возникают не на пустом месте. Значит, есть ошибки в введении прикорма, либо вы вводите прикорм слишком рано.
Прикорм, введенный в 4-5 месяцев всегда будет осложнен запорами или расстройством стула.
Время введения нового продукта тоже важно.
Лучше вводить новые продукты в первой половине дня, чтобы до вечера отследить реакцию ребенка на данный прикорм.
Смотрите также мой видеоурок о времени введения прикорма:
и читайте подробную статью по теме: Когда вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании?>>>
Причины запоров при прикорме
До полугода желудочно-кишечный тракт ребенка не готов к прикорму. Однако, запор у грудничка после введения прикорма может возникнуть и в 7, и в 8 месяцев. Причины могут быть самыми разнообразными.
- Патологии кишечника.
Не могу не написать об этом моменте, но сразу вас и успокою — запоры как патология в работе кишечника выявляется у 1% младенцев.
Есть такое заболевание Гиршспрунга, когда отмечается недоразвитость нервных клеток на определенном участке кишки, из-за чего она постоянно сжата и не дает каловым массам нормально выходить. Если бы этот момент был у ребенка, то он бы проявился до введения прикорма.
Поэтому, выдыхаем и разбираем причины, которые встречаются чаще всего.
- Недостаток жидкости.
Каловые массы на половину состоят из жидкости, и если в организме малыша наблюдается обезвоживание, эти массы становятся тверже, и, сложнее выводятся.
Причиной нарушения водного баланса может быть сокращение прикладываний к груди.
Если вы получили совет от педиатра, что вводя прикорм вы должны заменять им грудное кормление, то вы столкнетесь с запорами у малыша.
Данная рекомендация вредит здоровью ребенка и не является правдой.
Прикорм и кормление грудью для ребенка, как две параллельные прямые. Не пересекаются и не мешают друг другу.
- Объемы прикорма.
Одна из причин запора после введения прикорма – это слишком большие порции.
Начинать нужно с минимального количества, например дать малышу пюре на кончике ложки или 1 микродозу продукта.
Увеличение объемов идет в ответ на запрос ребенка, а не с ориентиром на распечатанную табличку, выданную педиатром.
- Неправильный продукт.
Возможно, продукт, с которого вы начали, оказался слишком сложным для малыша. Как правило, начинают с кабачка или кашки, и только после проверки одного продукта, спустя неделю, а то и больше, вводиться следующий продукт. Подробнее о кабачке для прикорма>>>
- Индивидуальная непереносимость.
Запоры и другие проблемы с пищеварением может спровоцировать индивидуальная непереносимость продукта малышом. Проанализируйте ситуацию, если вы заметили, что после прикорма ребенок чувствует себя плохо, надрывно плачет и не ходит по большому, нужно убрать новый продукт.
- Неготовность к прикорму.
Запор у грудничка после прикорма может возникнуть, если организм малыша, даже по достижению 6 месяцев, еще не созрел для прикорма.
Ребенок не показывает признаков готовности, а вы в порыве материнской заботы или под давлением бабушек, начинаете давать ребенку овощи или каши. Подробнее об овощах для первого прикорма>>>
Уберите все.
Дождитесь признаков готовности к прикорму и начните все сначала.
Что считать запором и когда помогать ребенку?
Задержка стула, которую можно назвать запором, всегда сопровождается повышенным газообразованием, болями в животе, трудностью при походе в туалет.
Ребенок тужится – тужится, а результата ноль.
Запорный кал – твердый, густой, может быть похож на козьи какашки.
Читайте по теме: Как помочь, если возник запор у грудничка при грудном вскармливании>>>
В этом случае вам стоит приостановить прикорм и проанализировав все причины, которые выше мы разобрали, найти те, которые могли привести к запору у вашего ребенка и устранить их.
Задержка стула на фоне введения прикорма не является запором, если ребенок себя хорошо чувствует, бодр и весел.
И если вы решили, что после введения прикорма у ребенка запор, не нужно сразу же пихать ему в задний проход мыло или градусник, вливать клизмой воду или ставить свечи.
Подождите немного, помассируйте малышу животик по часовой стрелке и от пупика вниз, сделайте упражнения ножками, сжимая и разжимая их, поднимая до животика.
Малыш в 6-8 месяцев уже достаточно активный, так что можно его уложить на животик и дать немного поползать, такие процедуры являются хорошей профилактикой запоров.
Можно дать 1-2 ч.л. отвара чернослива, чтобы немного прослабить кишечник.
Как защитить ребенка от запоров?
Запомните, что запор – это не основной ваш враг, вам нужно понять, чем он вызван, и правильно устранить эту причину.
Что делать, если запор после прикорма появился:
- Стараетесь чаще прикладывать ребенка к груди + начинайте знакомить ребенка с водой, чтобы он получал дополнительную жидкость.
- Если подозреваете, что запор мог появиться в результате знакомства с новым продуктом, убираете его на 3-5 дней и смотрите, пошло ли улучшение.
- Сократите объем прикорма, если вы ориентировались на педиатрические графики. Они разработаны для детей-искусственников и не подходят грудничку.
О том, как правильно и безопасно ввести прикорм ребенку-грудничку, как увеличивать порции, чтобы не столкнуться с запорами и в какой последовательности вводить новые продукты, смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма>>>
Лучше сразу сделать все правильно, чем испортить желудок ребёнку и затем, мучительно и долго, его восстанавливать!
Читайте также:
- Педагогический прикорм
- Как правильно кормить ребенка?
- С какого возраста приучать ребенка к горшку?
Источник
Чтобы прикорм не вызвал запор
Первый прикорм – важная «веха» на первом году жизни ребенка. Представьте только: до сих пор прием пищи ассоциировался у крохи только с грудью (или бутылочкой), жидким молочком. А тут – столик для кормления, ложечка, непривычные запахи и «странная» пища в виде пюре… Совсем не молочко, которое само собой течет! Тут надо жевать, глотать!..
И, конечно, введение прикорма – это серьезное испытание для детского кишечника. С введением прикорма животику приходится адаптироваться к новой для него пище, учиться работать так, как прежде ему еще не доводилось. Так что запоры в данном случае – не редкость.
Малыш становится капризным, «большие дела» происходят раз в 2-3 дня, а то и реже. При этом стул твердый, в виде «шариков», опорожнение происходит тяжело…
В такой ситуации ждать, что все «само собой» наладиться, нельзя – детскому животику требуется грамотная и деликатная помощь.
Как помочь крохе при запоре? И можно ли избежать этой проблемы при введении прикорма?
Давайте разбираться.
Почему введение прикорма сопровождается запорами?
Конечно, все можно объяснить незрелостью желудочно–кишечного тракта, неспособностью шестимесячного малыша сознательно координировать работу мышц брюшного пресса и тазового дна – эта особенность действительно часто становится причиной функционального запора у детей раннего возраста.1 Но помимо этого, возникновению запоров способствуют и разного рода ошибки, сопровождающие введение прикорма:2
• несвоевременное введение прикорма (раньше шести месяцев);
• нехватка жидкости (нередко вместе с продуктами прикорма мамы забывают ввести в детский рацион воду после того, как на фоне полноценного грудного вскармливания ребенка до шести месяцев ничем не допаивали);
• нерациональный ввод прикорма: нехватка клетчатки, избыток белков или жиров;
• несоблюдение пищевого режима – предложение малышу новых продуктов в разное время в течение дня;
• начало знакомства с «взрослой» пищей не «с того» продукта, например, с каш или молочных продуктов при имеющейся склонности ребенка к редкому стулу;
• недостаточная физическая активность крохи, на фоне этого – слабость мышц брюшного пресса.
У малыша запор?
Конечно, норма стула – категория очень индивидуальная и зависит от множества факторов: общего состояния здоровья ребенка, типа его вскармливания, рациона питания кормящей мамы, характера и объема прикорма. И все же, в среднем, считается, что после введения прикорма «большие дела» должны случаться 1-2 раз в сутки – как у малышей на грудном вскармливании, так и у «искусственников».3 В любом случае нужно ориентироваться на самочувствие ребенка.
Если на фоне твердого или вязкого стула, отходящего реже 1 раза в сутки, ребенок:4
• беспокойный или вялый,
• быстро утомляется,
• часто страдает от болей в животике и его вздутия,
• плачет, напрягается во время испражнения, испытывает при этом явный дискомфорт, имеет смысл говорить, что у ребенка – запор.
Советы по прикорму при запорах5
1.Клетчатка – отличный стимулятор перистальтики кишечника: она удерживает жидкость в организме, тем самым способствует размягчению каловых масс и облегчает их выведение. Поэтому проблема запора нередко решается введением в рацион овощей и фруктов (а также увеличением объема растительного масла – 20-30 мл на год жизни в сутки).
Соответственно:
• начните прикорм с овощей (кабачок, цветная капуста или брокколи), если у ребенка до этого уже была склонность к редкому и твердому стулу;
• чернослив считается лучшим мягким слабительным из фруктов; в одно из кормлений давайте крохе пюре из чернослива, в другие – пюре из других фруктов;
• включите в меню малыша сок сливы (наполовину разбавленного водой) и сливовое пюре;
• в определенных случаях решить проблему редкого стула помогает пюре из абрикосов или яблок:
• своевременному опорожнению кишечника также способствуют морковный и свекольный соки.
2.Помните, что крупяные каши (особенно рисовая), а также бананы и груши не самым лучшим образом влияют на моторную функцию кишечника.
3.Закреплению стула способствует и творог (даже жидкий), поэтому следует строго соблюдать его дозировку (не более 5 г на один кг массы тела ребенка в сутки), а при запорах – временно отказаться от его потребления.
4.С введением прикорма малышам требуется дополнительное введение жидкости в объеме не менее 50 мл на каждый прикорм. При этом, чем гуще прикорм, тем больше жидкости должен потреблять малыш.
5.Любой новый продукт вводите в рацион постепенно, начиная с минимальных доз.
6.Не вводите одновременно несколько новых продуктов. Время на адаптацию к новому продукту тем больше, чем младше малыш, и составляет, в среднем, 7-10 дней, в течение которых можно вводить только один новый продукт.
Проблему запоров – решаем комплексно!6
Ограничиваться только диетотерапией в данном случае не всегда бывает достаточно. Поэтому – еще ряд полезных рекомендаций.
1.Если мама продолжает кормить грудью во время введения прикорма, и у малыша при этом случаются запоры, ей обязательно нужно скорректировать свое питание:
• регулярно есть сырые овощи и фрукты, овощные супы, каши, хлеб с отрубями, чернослив, инжир;
• исключить из рациона продукты, вызывающие газообразование: капусту, виноград, черные сорта хлеба;
• наладить питьевой режим – пить, примерно, 900 мл (150 мл на 1 кг массы тела) жидкости в сутки.
2.Приучайте малыша к регулярному опорожнению кишечника – ежедневно и, желательно, в одно и то же время (для выработки условного рефлекса).
3.Обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность. Что здесь можно посоветовать:7
• выкладывайте малыша на животик перед каждым кормлением на 5-10 минут;
• регулярно в течение дня делайте массаж животика: ладонью или двумя пальцами скользите по животу малыша по часовой стрелке, описывая круг вокруг пупка;
• стимулировать мышцы брюшного пресса можно растираниями (суставами согнутых пальцев растирать околопупочную область спиралевидными движениями по часовой стрелке) или пощипываниями (легко пощипывать животик ребенка по кругу).
• возьмите за правило – раз в день (желательно в одно и то же время) заниматься гимнастикой; очень эффективны упражнения «велосипед» (попеременное сгибание и разгибание ножек в коленном и тазобедренном суставах) и «березка» (поднятие ножек малыша вверх и удерживание их в таком положении, не сгибая);
• наладить работу животика помогают и упражнения на большом надувном мяче – покачивания на нем вниз и вверх животом;
• с каждым месяцем двигательная гимнастика должна расширяться, включать в себя все больше упражнений с активным участием рук, ног и брюшного пресса, а ее продолжительность следует постепенно увеличивать с 5-10 до 20-30 минут.
Источник
С добрым утром! Наверно я не первая мама, кто столкнулась с запором при введении прикорма. Как спаслись? Свечи, клизмы, дюфалак, воды, соки яблока или моркови или чернослив пюре? Пока ставлю либо свечи Глицериновые, либо микроклюзму, даю яблоко зелёный покушать через ниблер, воды стараюсь давать. Но что-то результата мало(( а педиатр говорит кашу вводить с 6 месяцев, какая каша, когда тут с овощам двумя проблема такая. Не знаю, что делать? Как долго продолжались запоры у вашего ребёнка?
Комментарии
У нас было такое
Первый раз пришлось весь прикорм отменить, стул восстановился , начали заново, все по ложкам, не больше нормы плюс на полдник давала пюре из чернослива, заваривала кипятком чернослив и давала такую воду
Первые разы, также как и первый раз, дочка с трудом какала, потом научилась, сейчас тьфу-тьфу все норм
РоÑÑиÑ, СимÑеÑополÑ
Ð Ñаамом наÑале пÑикоÑма Ñ Ñебенка желÑдок бÑл в Ñоке и ÑÑилÑÑ Ð¿ÐµÑеваÑиваÑÑ, не какал. Ðала пÑÑе ÑеÑноÑлива баноÑное. Ðно Ñвежее, наÑÑÑалÑное. Рмагазине ÑеÑноÑлив обÑабаÑÑваÑÑ ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð»ÑÑÑе Ñ ÑанилÑÑ, а в деÑÑком пиÑании вÑе ÑÑÑого. ÐаÑоÑе пÑÑе помогло. Ðо ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿Ð°Ñа баноÑек дежÑÑнÑÑ , по акÑии на озоне по 24Ñ Ð±Ñала. Ðногда иÑполÑзÑÑ.. Ðно кÑÑаÑи вкÑÑное,ÐºÐ°Ð¿ÐµÑ ð
С каÑей паÑÑ Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐº ÑеÑноÑлива Ð´Ð°Ñ Ð¸ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð² ÑеÑении днÑ
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ЧеÑноÑлив пÑÑе, моÑковка, ÑÑква. Ðе оÑобо вÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°Ð»Ð¾. УбиÑала вÑÑ Ð´Ð¾ микÑодоз Ñак и вводила далÑÑе, пÑобовали вÑÑ Ð½Ð¾ ÑÑÑÑ-ÑÑÑÑ. Так запоÑов ÑÑало менÑÑе, но вÑÑ Ñавно иногда пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾ÑÑ Ð¿ÑибегаÑÑ Ðº ÑвеÑкам. Ðа и ÑейÑÐ°Ñ Ð½ÐµÑ-неÑ, да ÑлÑÑиÑÑÑ. Ðе ÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо ÑеÑноÑлив еÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑо конÑÐµÑ Ð¸ кÑÑагÑ
СвеÑи глиÑ.или ÐикÑолакÑ. ÐÑи пÑикоÑме не бÑло запоÑа, а до него Ñак и ÑпаÑалиÑÑ.
Яблоко? Ð 1 Ñ ÑлÑÑÑ. Ðно вÑоде газообÑазование вÑзÑваеÑ.
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
Ðо 1.5 леÑ((((
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ЧеÑноÑлив Ð´Ð°Ñ ÐµÐ¶ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾, говоÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ оÑÐ²Ð°Ñ Ð¸Ð· него еÑÑ Ð´Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð¿Ð¸ÑÑ, но мой не пÑеÑ
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
ÐÐ¾Ñ Ñ ÐºÐ°Ðº Ñаз Ð´Ð°Ñ Ð¾ÑваÑ, в ÑеÑмокÑÑÐ¶ÐºÑ Ð±ÑоÑÐ°Ñ Ð¿ÑÑÑ — ÑеÑÑÑ ÑÑÑк и Ð·Ð°Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ ÐºÐ¸Ð¿ÑÑком, поÑом ÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ð¸ÑÐºÑ Ð´Ð°Ñ, когда оÑÑÑваеÑ. СÑÑла бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÑ ÑÑи днÑ, на ÑеÑвÑÑÑÑй наÑинаеÑÑÑ Ð±ÐµÑпокойÑÑво Ñ ÑебÑнка (и Ñ Ð±Ð°Ð±ÑÑки), еÑлм в ÑÑÐ¾Ñ Ð´ÐµÐ½Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑно не полÑÑаеÑÑÑ, Ñо ÑÑÐ°Ð²Ð»Ñ ÑвеÑÐºÑ Ð³Ð»Ð¸ÑеÑиновÑÑ. Ðо кал мÑгкий, Ñакой ÑÑо ÑÑо не ‘запођ в клаÑÑиÑеÑком виде.
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнопеÑекопÑк
Ð 6 меÑÑÑев можно ÑеÑноÑлив? ÐедиаÑÑ Ð±Ð¾Ð¸ÑÑÑ, ÑÑо Ð¿Ð¾Ð½Ð¾Ñ Ð½Ð°ÑнÑÑÑÑ, Ñипа лÑÑÑе дÑÑалак, а Ñ Ð½Ðµ Ñ Ð¾ÑÑ Ð´ÑÑалак, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑÑо пÑепаÑÐ°Ñ Ð²ÑÑ — Ñаки, а не пÑодÑкÑ. Ð ÑоÑлиÑÑ Ð½Ð° ÑблоÑном Ñоке, но ÑÑо-Ñо ÑÐ¾Ð»ÐºÑ Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ не вижÑ. СколÑко ÑеÑноÑлив даÑÑе? ÐожкÑ? Ðве? Ðли болÑÑе?
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐÑивеÑ! У Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑаÑÑий плоÑно Ñидел на дÑÑе, его нам неонаÑолог вÑпиÑÑвала именно поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо он ÑаÑÑиÑелÑнÑй пÑепаÑаÑ, без Ñ Ð¸Ð¼Ð¸Ð¸ ÑдеÑной.
Ð Ñак, из наÑÑÑ Ð¿ÑодÑкÑов ÑеÑноÑлив, оÑÐ²Ð°Ñ Ð¸Ð· ÑÑÑ Ð¾ÑÑÑкÑов без ÑÐ°Ñ Ð°Ñа!, Ðода …а, еÑÑ Ñ Ð²Ð²Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ пÑикоÑма бакÑеÑии давала, Ñогда ÑÑо бÑл пÑимадоÑилÑÑ
РоÑÑиÑ, ÐодолÑÑк
Ðогда вводила пÑикоÑм доÑке, Ñ ÑиÑÐ¼Ñ Semper бÑл ÑеÑноÑливовÑй некÑаÑ, и он бÑл ÑазÑеÑÑн Ñо ли Ñ 4, Ñо ли Ñ 5 меÑÑÑев. ÐÑо бÑло единÑÑвенное, ÑÑо Ð¼Ñ Ð¿Ð¸Ð»Ð¸, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð½Ð° наоÑÑез пиÑÑ Ð¾ÑказÑвалаÑÑ, а Ñоки Ñ Ð²Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð° ÑамÑми поÑледними. ÐÑÑ Ð²Ð°Ñила ÑлабенÑкий ÑблоÑнÑй оÑваÑ. ÐапоÑами ÑебÑнок ÑÑÑадал Ñ ÑождениÑ, пÑавда Ñ Ð²Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ овоÑей ÑÑÑл наладилÑÑ. Ðне кажеÑÑÑ, еÑли пÑоваÑиÑе ÑÐ¾Ñ Ð¶Ðµ ÑеÑноÑлив, можно и даваÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ñ ÑебÑнкÑ. ТолÑко пÑомойÑе его Ñ Ð¾ÑоÑенÑко, замоÑиÑе или как Ñам Ñ ÑÑÑ Ð¾ÑÑÑкÑами ÑовеÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐоÑлÑÑайÑе Ñок Ñж ÑоÑно нелÑзÑ, а ÑÑÑкÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ поÑÐµÐ¼Ñ Ð½ÐµÑ-Ñо?? Я и пеÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ вÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð° Ñ ÐºÐ°Ñами вÑегда его. ÐаноÑнÑй покÑпайÑе и давайÑе.
Тк Ñ Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð° Ñ ÐºÐ°Ñей, давала болÑÑе, пÑоÑÑо поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо он без ÑÑÑкÑа каÑÑ Ð½Ðµ еÑÑ. Ð Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑобÑйÑе опÑÑнÑм пÑÑем
Источник