У ребенка запор сменился поносом
Определенные проблемы с желудочно-кишечным трактом, кажется, случаются с каждым ребенком. Правду о нарушениях стула у детей автору «Дэйли Бэби» рассказал врач-педиатр Николай Комов.
Давайте начнем с «азов». С медицинской точки зрения, что такое диарея и запор?
Запор — это нарушение отхождения стула, изменение его консистенции. Имеет несколько квалификаций, которые, в свою очередь, обладают характерными признаками. Так, об остром запоре говорят при отсутствии стула в течение 72 часов, а о хронической форме — когда на протяжении 3-х месяцев у ребенка стул бывает реже трех раз в неделю.
Дополнительными знаками того, что отхождение стула является проблемой, признаются натуживания и болезненные ощущения при самой дефекации.
Диарея же — это, напротив, учащение количества дефекаций. Если у ребенка старше полугода они происходят более 3-х раз в сутки, можно говорить о том, что у него понос. Консистенция стула при этом не является ключевым фактором для постановки синдрома.
Очень важно отметить, что и запор и диарея — это симптомы, характерные для огромного количества заболеваний, которые требуют додиагностики.
Вы говорите о большом количестве заболеваний. Уверен, что некоторые из них встречались в вашей врачебной практике чаще других. Какие самые распространенные причины возникновения кишечных расстройств?
Спектр патологий, симптоматика которых включает расстройства кишечника, разнообразен.
Запор типичен при хроническом нарушении питания, когда потребляется мало жидкости, в рационе отсутствует клетчатка, но преобладают рафинированные продукты — сладкое и мучное.
Могут быть причины воспалительного характера, например, неспецифический язвенный колит или болезнь Крона, а также нейрогенные причины, такие как снижение иннервации органов малого таза. Не исключается и психогенный блок — боязнь «горшка» у детей старше 2-х лет.
Кроме того, у ребенка могут быть нарушения эмбрионального развития кишечника, неправильное вращение кишечной трубки или недозревание нервных ганглиев кишки. Острый запор, кстати, требует исключения острой хирургической патологии, такой как кишечная непроходимость.
Диарея же часто вызвана инфекционными поражениями кишечника. Это вирусные, бактериальные, паразитарные и даже грибковые агенты, которые могут провоцировать разжижение стула и его учащение.
Имеет место и синдром мальабсорбции — большая группа заболеваний, объединенных одним механизмом. Пища всасывается не так интенсивно, как должна, что провоцирует быстрое прохождение химуса (жидкого или полужидкого содержимого желудка или кишечника — Прим. Ред.). Это и вызывает диарею. Из причин: недостаточность ферментов, врожденная и приобретенная аллергия, воспалительные заболевания кишечника.
Для подростков, кстати, очень актуальны и такие причины, как стресс, психическая травма.
Давайте немного подробнее поговорим о психологической причине запора у детей. Как же его лечить, ведь здесь дело явно не в лекарствах?
Психологический запор требует длительной работы в команде «родитель — ребёнок». Положительное подкрепление, позитивный настрой в семье — все это поможет в борьбе с недугом. Начать необходимо с лечения обыкновенного запора, особенно в случае, если имеется болезненность при дефекации, а, как следствие, необходимость в «размягчении» каловых масс. Одновременно подключаются режимные моменты: время приемов пищи, сна, длительности прогулок и активных игр.
Следует понимать, что акт дефекации — это формируемый условный рефлекс, то есть привычка. Поэтому и формировать его нужно через привычки. Так, лучшее время для похода на горшок — после завтрака или ужина. Относительно большое количество пищи, попадающее в желудок , растягивает его стенки и вызывает врожденный рефлекс опорожнения.
Сам горшок должен находиться в туалете, быть теплым и не слишком удобным, чтоб малыш не решил, что это время для того, чтобы поиграть.
Запомните: негативное подкрепление не работает. Получилось? Молодец. Нет? Ничего страшного.
И, пожалуй, самое главное правило успешного хождения на горшок, которого многие не придерживаются: не торопитесь с высаживанием! Помните, что все очень индивидуально. Ваш ребенок сделает все, но когда ему будет положено.
Но как же родителю понять, что его ребенок болен, а не просто часто ходит в туалет или не хочет туда отправляться по естественным причинам?
В первую очередь наличие проблемы необходимо дифференцировать по временному фактору. Иными словами, если стул то появляется, то пропадает, но, в целом, ребенок довольный и активный, а стул мягкий и не крошкообразный, то говорить о запоре рано.
Однако в случае, если ребенок не ходит в туалет в чрезмерно длительные сроки, пора обращаться к специалисту. Тут можно говорить не столько о детском организме, сколько о человеческом строении в принципе. Дело в том, что наша пищеварительная система устроена так, что даже при отсутствии адекватного потребления пищи, стул должен быть хотя бы каждые трое суток.
Четвертые сутки без стула — верный признак того, что ребенок болен.
Однако, будем честны, редкий родитель дотянет до такого срока, особенно если это родитель новорожденного. Они обычно идут к педиатру уже на вторые сутки, что не есть плохо. В определенных ситуациях лучше перестраховаться.
Касаемо диареи, опять-таки нужно смотреть на общее состояние. Даже если стул бывает не менее 4-х раз в день, но общее состояние нормальное — тревожится не нужно. Однако при длительном сохранении таких симптомов, без какой-либо связи с диетой, необходимо все-таки показаться врачу.
К слову о врачебном вмешательстве. Зачастую принято не придавать кишечным расстройствам особого значения и обходиться домашней аптечкой. А ведь, по сути, это может обернуться чем-то серьезным. Так когда же пора бросать «уголь» и бежать к врачу?
Касаемо запора. К врачу нужно, если: дефекация сопровождается плачем, кровотечением, выпадением слизистой кишечника; стула нет более 3-х суток, живот плотный, ребенка это беспокоит; присутствуют признаки, такие как каломазание (частичная непроизвольная дефекация), отсутствие нормального отхождения стула.
Также вызов врача при диарее необходим при наличии рвоты, температуры, слабости ребенка, а также при наличии в стуле патологических примесей, таких как слизь и кровь. Звонить доктору следует и при возникновении поноса с четкой связью с определенным продуктом.
В некоторых случая посещение доктора попросту невозможно. Что делать в таких случаях? Как лечить детей самим?
В любом случае необходима консультация врача-педиатра. Несвоевременная диагностика может попросту отяготить состояние ребенка, а в случае острой патологии крайне навредить. Примером этому может послужить использование свечей при острой непроходимости.
В принципе, слабительные препараты назначаются только в случае патологии, то есть уже после показаний педиатра.
Длительный приём слабительных оправдан, так как для полного купирования синдрома запора требуется время.
Один из безопасных методов лечения острой задержки стула — клизма. Она используется только при такой задержке или на старте терапии хронического запора. Как таковая клизма безопасна, и при адекватном применении риск навредить ребенку крайне мал.
Самостоятельное лечение поноса должно включать лишь обильное питье и сорбенты. Противомикробные же средства не являются препаратами выбора, так как большинство инфекций сегодня вирусные.
Итак, симптомы определены, а самые распространенные болезни названы, методы лечения тоже. Осталось узнать, как же всего этого избежать. Что можно сказать о профилактике расстройств кишечника?
Для начала стоит понять, что дефекация — это условно-рефлекторный акт, фактически привычка. Это требует соблюдения режимных моментов, таких как регулярные приемы пищи (минимум 4 раза в день), большое потребление жидкости, наличие в диете овощей, фруктов, кисломолочных продуктов .
Так как моторика кишечника поддается ускорению — необходимо побуждать ребенка к активным играм, продолжительным прогулкам. А особое внимание стоит уделить моменту приучения к горшку: в среднем, оно происходит в период от 1,5 лет до 2,5 лет. Не создавайте негативных ассоциаций с принуждением или пристыживанием за грязный подгузник, чтобы не столкнуться в дальнейшем с психологическим блоком со стороны ребенка.
Несколько сложнее говорить о конкретике профилактики заболеваний, связанных с диареей. К сожалению, профилактировать можно только инфекционные причины: это гигиена и вакцинация. Если с гигиеной все понятно: мытье овощей, фруктов и рук, питье бутилированной воды, то вакцинация предотвращает лишь одну из наиболее частых инфекций раннего детства — ротавирусную инфекцию.
Такая вакцина делается на первом году жизни, до 8 месяцев. Вводится она через рот, без инъекций, троекратно. Интервал между введением вакцин против ротавирусной инфекции должен составлять 4-6 недель. К слову, она прекрасно переносится и, в целом, очень рекомендуется педиатрами.
Вакцинация в данные сроки обусловлена тем, что проведённые исследования выявили закономерность: позднее введение ведет к возрастанию риска тяжёлого состояния — инвагинации кишечника. Поэтому врачи придерживаются таких строгих временных рамок. Более того, затягивать с первым приемом вакцины не стоит, чтобы не сместились последующие два из трехкратной вакцинации.
Источник
Запор и понос одновременно?!
Девочки переодически стала замечать нехороший стул у дочи ( 2,5 мес.) сначала тугой как пластилин, а потом следом очень жидкий. При этом она тужится, попку выворачивает немного((( какаем раз в сутки, мы на СВ. Может из-за этого? Ночью мы только титю сосем, а днем смесь. Первый месяц были только на ГВ: понос был бесконечно!!! Сдали анализы, в итоге лактозная недостаточность, месяц принимаем лактазар. Ничего нового не принимали… а стул поменялся. Что делать? Бежать к гастроэнтэрологу?!
Комментарии
Юлия
12 июня 2014, 23:08
ситуация как у вас один в один: и маленькая прибавка в весе в начале и СВ как у вас.. и лактозка. бывает и какает так же- на памперсе и жидкий стул, который впитался и как пластелин, причем пластелин с неперевареными хлопьями. Сдали анализы еще раз (первые были в 2 месяца), вроде все более-менее. Гастроэнтеролог велела быстрее начинать прикорм, тогда все войдет в норму. Давала кабачок, на 3-ий день к ночи жуткие колики начались! Сейчас делаю перерыв, буду еще раз пробывать. Мы на безлактозной смеси. Попу разедало в начале от поноса, до диагносцирования ЛН.
А что за смесь у вас? Мы тоже пили 4 недели безлактозную Нутрилак, потом перешли на Нутрилак Премиум+Лактазар. И со скольки прикорм вводить стали?
Все-таки надо к гастроэнтэрологу сходить…
Еще много слышала про кисломолочную смесь. Думаю может попробовать Нутрилон кисломолочный…?
Юлия
13 июня 2014, 12:33
Смесь- Нутрилон безлактозный ,а ночью лактаза бэби+ грудь. Прикорм ввела (попробывала) в 4мес и 2 недели. Про4, 5 месяца говорила и гастроэнтеролог и педиатр для детишек с ЛН. Про кисломолочку сказать не могу ничего, кроме того, что мне 2 врача сказали , что менять смесь, когда проблемы с животиком дело рискованное. Решила так и кормить безлактозной смесью и вводить прикорм. А к гастроэнтерологу сходить никогда не помешает, только идите с анализами (углеводы, дизбак+ чувствительность к бактериофагам)
Спасибо вам за информацию!!)
Первый месяц были на гв понос был бесконечно…
Вы в самом деле думаете что какихи у грудничка красивые овальные???? Сдается мне вы перепутали понос с нормальным жидким стулом грудничка….
Нормальный жидкий стул грудничка разъедает попу до трещин?! И пенится?! Я думаю нет! Это был однозначно понос, он был конечно не весь месяц, но боролась с ним очень долго. А стул всегда был очень жидкий при ГВ, даже кашецой не назовешь. Первый месяц мы очень мало набрали, короче все признаки лактозой недостаточности подтвердились плохим анализом.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Ð²Ñ Ñже вÑе Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ ÑеÑили….пÑодолжаÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð»Ð¾Ð³ беÑÑмÑÑленно. Ðо вÑе же Ñ Ð¾ÑвеÑÑ
1. ÐÐ…ÑÑÑл Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑазÑедаÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿Ñ…
2. ÐÐ ..ÑÑÑл Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÐµÐ½Ð¸ÑÑÑÑ
3. ÑÑÑл на ÐÐ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¿Ñаво бÑÑÑ ÐЮÐЫÐ..Ð¾Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñой водиÑки ( Ñ Ð±ÐµÐ»Ñми или желÑÑми комоÑками или без) до зеленой каÑи…  Ðолнение должна вÑзÑваÑÑ ÑолÑко ÐÐ ÐÐЬ в ÑÑÑле…даже ÑÐ»Ð¸Ð·Ñ Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ñаво Ñам бÑÑÑ.
4. ÐакÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑноÑÑÑ- «Ð¾ÑноÑиÑелÑнÑй диагноз»…
впÑоÑем ÑазÑÑÑнÑÑÑ Ð´Ð°Ð»ÐµÐµ навеÑно вÑе Ñаки Ð½ÐµÑ ÑмÑÑла
РоÑÑиÑ, ÐаÑнаÑл
Ðда… Ñакой бÑед Ñ ÐµÑе не ÑлÑÑала)))) ÑÑо Ð²Ñ ÐºÐ°Ðº Ñаз и вÑе пÑÑаеÑе))) кÑо вам Ñказал ÑÑо пениÑÑÑй ÑÑÑл коÑоÑÑй ÑазÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ Ð°Ð½ÑÑ Ð² кÑÐ¾Ð²Ñ ÑÑо ноÑма??!!! Ñебенок мÑÑалÑÑ Ð¾Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð° в ÑÑалеÑ, а бÑл он ÑÑÑÑ Ð»Ð¸ не каждÑе 15 минÑÑ… ÐÑиÑпÑÑкал пÑи каждом пÑке, плакал поÑÑи 24 ÑаÑа в ÑÑÑки и ÑÑо ÐÐÐ ÐÐ????!!! ХоÑоÑо ÑÑо обÑаÑилиÑÑ Ðº ÑпеÑиалиÑÑам и благодаÑÑ Ð»ÐµÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² болÑниÑе Ñ Ð½Ð°Ñ Ð²Ñе пÑоÑло. ÐÑиÑем лежали Ð¼Ñ Ñ Ð¶ÐµÐ»ÑÑÑ Ð¾Ð¹, а когда вÑÐ°Ñ Ñвидела вÑе ÑÑо, желÑÑÑ Ð° на вÑоÑой план оÑодвинÑлаÑÑ- леÑили живоÑик. Ребенка поÑле ÑÑого как подменили, и ÑÑÑл наладилÑÑ Ð¸ конеÑно попа зажила…Â
РеÑли по Ñеме, Ñо идиÑе мимо Ñ Ñакой ÑÑÑÑÑ))) поÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе Ñо не пÑо ÑÑо. СовеÑа или помоÑи Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñ Ð½Ð¾Ð»Ñ.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
да..ÑÑо ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð½Ð¾Ñмх. ( не ноÑма кÑовха о ней в поÑÑÑ Ð½Ð¸ Ñлова… о ÑÑеÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ñоже Ñже ÑÑоÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñле….)и не ÑакÑ, ÑÑо ÑвÑзано… вобÑем повÑоÑÑ…
Ð²Ñ Ñже вÑе Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ ÑеÑили….пÑодолжаÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð»Ð¾Ð³ беÑÑмÑÑленно.Â
а Ð²Ð¾Ñ ÐºÑда мне идÑи..позволÑÑе Ñамой ÑеÑаÑхи пÑоÑÑ Ð±ÐµÐ· Ñ Ð°Ð¼ÑÑва, Ñ Ñебе Ñакого не позволÑла…
Ðегко говоÑиÑÑ ÑÑо ÑÑо ноÑма когда пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ñ Ð´ÑÑгиÑ
РоÑÑиÑ, ÐаÑнаÑл
ÐÐ¾Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾, ÑÑо пÑо ÑÑеÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ кÑÐ¾Ð²Ñ — об ÑÑом ни Ñлова, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо поÑÑ Ð½Ðµ пÑо ÑÑо!!! ÐÑ ÑиÑаÑÑ ÑмееÑе вÑоде, а понимаÑÑ ÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов не наÑÑилиÑÑ?! Я ÑпÑаÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð¿Ñо одно, Ð²Ñ Ð¼Ð½Ðµ пÑо дÑÑгое…Â
Ð «Ð¸Ð´Ð¸Ñе мимо» ÑÑо не Ñ Ð°Ð¼ÑÑво, ÑÑо ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð½Ð¾ÑмÑ)))) ÑÑо даже ÑовеÑ!! Ð Ñ ÐµÑе Ñаз повÑоÑÑ ÐµÐ³Ð¾: «ÐдиÑе мимо».
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
мне не Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ Ð³ÑÑбиÑÑ..ÑеÑÑлово….
ÐелаÑÑÑÑ, ÐинÑк
Ñ Ð´ÑÐ¼Ð°Ñ ÑÑо из-за ÑмеÑи,Ñ Ð½Ð°Ñ Ñак бÑло,Ñебенок много ÑÑÑгивал,и поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑед каждÑм коÑмлением давала анÑиÑеÑлÑкÑнÑÑ ÑмеÑхкак ÑолÑко пеÑеÑÑала Ñак делаÑÑ,Ñо ÑÑÑл ÑÑал Ñнова ноÑмалÑнÑм,ÑмеÑÑ Ð±ÑквалÑно Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ñак давала
РоÑÑиÑ, ÐаÑнаÑл
Ð ÑÑо за ÑмеÑÑ Ð²Ñ Ð¿Ð¸Ð»Ð¸?
ÐелаÑÑÑÑ, ÐинÑк
наÑÑ Ð±ÐµÐ»Ð¾ÑÑÑÑкÑÑ ÐеллакÑÂ
РоÑÑиÑ, ÐаÑнаÑл
Я вÑбиÑала Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐеллакÑом и ÐÑÑÑилаком ÐÑемиÑм. ÐÑбÑала ÐÑÑÑилак…. видимо Ñоже Ñамое… Ðадо менÑÑÑ ÑмеÑÑ…
ÐелаÑÑÑÑ, ÐинÑк
мне кажеÑÑÑ ÑÑÑл гÑÑÑой  из-за каждой ÑмеÑи Ñаким бÑдеÑ((а Ð²Ñ Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¾ на СÐ,пÑоÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¶ÐµÐ»Ñдок еÑе не пÑивÑк,и Ñо вÑеменем вÑе наладиÑÑÑ..
РоÑÑиÑ, ÐаÑнаÑл
1,5 меÑÑÑа на СÐ, до ÑÑого вÑегда «ÐºÐ°ÑиÑа» бÑла, а ÑÑÑ (((( Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ñ Ð¿Ñем в виде ÐланÑекÑа ÑолÑко.Â
Источник