Терапевтические сказки при запорах

Терапевтические сказки при запорах

Психологический запор

21 июня 2019

   Психологический запор у ребенка: что делать?

Родителям дошкольников приходится порой сталкиваться с такой проблемой как запор у ребенка. Запор может быть физиологический и психологический. В этой статье мы рассмотрим возможные причны появления психологического запора у ребенкак и дадим рекомендации, что с этим делать. Запор у ребенка чаще всего связан с поведением родителей. На это стоит обратить внимание. Ребенок — отражение состояния ваших отношений. Возможные причины:

  • Если ребенок терпит, то он вначале терпит эмоциональные обиды. И только постепенно терпение и сдерживание переходит на телесные симптомы. Эмоционально он терпит, так как боится строгих родителей, не понимающих его. Поэтому, ребенок может жить в условиях его ограничений, поругания, пристыжений, держа все обиды в себе до поры до времени. Потом добавляется психологический запор.
  • Запор может являться следствием того,с чем ребенок не согласен, но не может это озвучить родителям (по разным причинам).
  • Ребенок таким образом может привлекать Ваше внимание. Это может быть в том случае, когда в семье появляются младшие братья или сестры, родители слишком заняты работой, домашними делами или собой. Психика ребенка бессознательно начинает искать возможные варианты, как бы подольше удержать любимых маму и папу рядом с собой.
  • Если ребенок сознательно не отпускает из себя кал, а делает это только когда заиграется, забудется и расслабиться, это может говорить о нарушениях в отношениях привязанности. Если ребенку тревожно – он хочет все контролировать, а если уверен, что все хорошо – он расслабляется. Проблема усугубляется, так как после расслабления штанишки грязные и ему не приятно, а взрослые раздражаются и тогда он получает автоматическое подтверждение, что расслабляться нельзя. Это говорит о низкой самооценке и непринятии себя, своего внутреннего мира, своих какашек, они кажутся такими мерзкими, что отпустить их нельзя — чтобы никто не видел, что у него внутри. В дальнейшем это может привести к проблемам характера: негативизму, упрямству, к проблемам в творческом самовыражении и понимании себя и своих собственных желаний.    Итак, психосоматические причины запора: Привычка удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство. Стрессы, перевозбуждение. Неумение и нежелание отпустить прошлое (сильные эмоциональные переживания). Избыток накопленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок. Нежелание взять на себя ответственность (у детей школьного возраста).     Когда возникают запоры у детей, обычно – это знак родителям ослабить свои излишние требования (ругают и требуют много, а хвалят и предоставляют самостоятельности мало). Ребенок может выражать протест, когда его насильно высаживают на горшок, пугают клизмами, свечами и уколами, или слишком настойчивы, чтобы ребенок ходил на горшок в одно и то ж е время. Кроме того, недостаточный эмоциональный контакт с ребенком, малоподвижный образ жизни, стеснительность самого ребенка, например, если ему внушили, что сходить по-большому – это грязно, некрасиво, неприятный запах (воняет).                                                              Как помочь ребенку преодолеть психологический запор? Запаситесь терпением! В этой ситуации ребенку нужно безграничное родительское терпение и любовь. Только так может решиться ситуация с психологическим запором. Плюс немного родительской организованности. Остановимся на этом поподробней. Перед родителями стоят две основные задачи:
  • Обеспечить ребенку мягкий безболезненный стул. Передать ребенку психологическую уверенность в том, что все будет хорошо.
  • Относиться к тому, что происходит спокойно, без причитаний, укоров, не ругая малыша, не стыдя. Лечение психологического запора может затянуться на несколько месяцев. Все зависит от ребенка, от его здоровья и от отношения родителей.
  • Первая задача родителей – не допустить повторения боли и неприятных ощущений. Каждый раз, когда ребенок какает, у него должен быть мягкий стул. Постепенно малыш привыкнет к тому, что какать легко, что после того животику становится легче, и рано или поздно начнет пробовать самостоятельно ходить на горшок.
  • Задача вторая – дать ребенку уверенность, в том, что все будет хорошо. Долгое время ребенок не будет сам ходить на горшок. Он будет терпеть до последнего, он будет хныкать, плакать, рыдать, бегать или сидеть и терпеть, до тех пор, пока терпеть станет невозможно. И вот, наконец, со слезами он покакает (возможно в трусики). И вы должны быть рядом. Вы должны похвалить ребенка, что у него все получилось, не акцентируя внимания на то, как это получилось. Не важно, куда сейчас какает малыш, важно то, что он все-таки какает. Хвалите, не скупитесь на похвалу, поцелуи и ласки. Обратите внимание ребенка на то, что ему стало легче, что животик теперь не болит и очень радуется. Мама должна быть надежной защитой ребенку.
  • Дополнительная помощь ребенку при психологическом запоре Терапевтические сказки. ( Ниже вы найдете варианты сказок). Не надо объяснять ребенку смысл, это отрицательно повлияет на результат.
  • Игры с пластилином. Если вы видите, что ваш ребенок уже терпит, поиграйте вместе с пластилином. Пусть ребенок мнет его, катает шарики и размазывает по листочку. Этот процесс очень расслабляет мышцы и отвлекает внимание.
  • Сюжетные игры могут помочь настроить малыша на героический поступок: проигрывайте с игрушками похожие ситуации. Пусть сначала персонажи игры бояться, сопротивляются сесть на горшок, но потом достойно справляются с поставленной задачей. Ребенок наверняка и сам захочет стать для своих игрушек воспитателем, когда увидит, что любимый зайчишка отказывается играть из-за плохого самочувствия. А зайка пусть объяснит, что у него болит животик из-за того, что он боится сесть на горшочек и покакать, так как ему больно. «Воспитатель» придумывает зайке новый рацион питания и полезные упражнения (и это нужно сделать родителям на самом деле), которые помогут перебороть страх и не больно сходить на горшок. Взрослые должны внимательно прислушиваться, о чем хочет поведать в своей игре ребенок.
  • Хвалите чаще ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам сходил «по-большому», но и в других видах деятельности.
  • Дайте ему больше свободы действий, возможность выплескивать эмоции в игре, больше двигаться. Ведь запоры – это еще и следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые и не дают их выражать.                                                                                                Общие рекомендации профилактики запоров.
  • Прекращение приема слабительных и клизм, которые препятствуют восстановлению дефекации (только по назначению врача).
  • Активный образ жизни.
  • Увеличить физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, подвижные игры и др.). Полезные физические упражнения: массаж живота по ходу часовой стрелки, втягивание и выпячивание живота, а так же заднего прохода.
  • Изменить характер питания. Исключить из рациона продукты, которые зашлаковывают организм. Увеличить количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2л в день. Давайте больше фруктов и овощей: капусту, морковь, кабачки, яблоки, сливы, свеклу, смородину, инжир, тыкву, виноград, орехи.
  • Формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка нужно будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака.
  • Благоприятная поза для очищения кишечника на корточках – на полной ступне, прижав колени к боковым поверхностям живота, «поза орла».
  • Режим дня: ложиться до 22.00 и вставать до 7.00.
  • Больше гулять на свежем воздухе. Прогулки способствуют позитивному настроению, раскрепощению, расслаблению.
  • Пусть ребенок играет в песочнице, с мокрым и сухим песком.
  • Эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком. Позволяйте ему выражать свои разные эмоции: радость, грусть, агрессию (в допустимой форме), поговорите о его страхах, снимите его тревожность.
  • Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом. Давайте больше свободы и самостоятельности, повышайте самооценку ребенка. Пусть ребенок проявляет инициативу.          Варианты терапевтических сказок при запоре                   Имя нужно заменить на другое, девочку на мальчика. Любимые игрушки, еду — на любимые вашим сыном. Т.е. максимально приблизить описание к вашему ребенку. Но сказка о другом мальчике. Это просто рассказ. «Жила была девочка Маша. Ей было 3 года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Маша любила конфеты, играть со своим плюшевым мишкой и очень не любила манную кашу. И была у Маши одна проблема: она очень боялась какать в горшок. Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно – страшно. Ее родители очень расстраивались, но Маша все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Маше будет больно, если она будет в него какать. И хотя Маша была очень смелой девочкой, но горшок ее все равно пугал. Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок. И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Маша была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый. Маша собралась с духом, и пошла, посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» — спросила Маша. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Маша уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Маше стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка. «Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какого-нибудь мальчику или девочке. Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу. Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» — сказала Маша — «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, зелененький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Машу: «Так значит ты будешь со мной дружить?» — все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Маша сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя боятся! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком и будешь выполнять свою работу». С того дня Маша и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Маша перестала его боятся, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком»                                  *** Сказка о гноме для лечения запоров         Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало очень легко!                           *** Жила-была шарик Китти.      Она жила в магазине вместе с другими такими же шариками — мамой, папой, братом и бабушкой. Каждый из них был особенным шариком. Кто-то розовым, кто-то зеленым, а кто-то вообще разноцветным. Они любили вместе проводить время: гуляли, играли, смотрели мультики. И вот, однажды, пришло время и шарик Китти купили. Китти обрадовалась, потому что ей мама и папа рассказывали, как хорошо быть купленным. Можно много всего посмотреть, подружиться с другими такими же шариками, научиться интересному. Человек принес Китти к себе домой, где все было ново и незнакомо. Там были и другие шарики. Они начали играть с Китти, разговаривать, рисовать. Стало очень весело. Но вдруг подошел человек и захотел надуть шарик Китти. Он поднес ее к губам и стал сильно-сильно дуть. Китти сразу подумала «А вдруг он слишком сильно меня надует и я лопну?». Она очень испугалась и напряглась. Китти будто окаменела. Она начала дрожать. Человек не смог ее надуть, очень расстроился и отложил в сторону. Китти посмотрела на остальных своих друзей-шариков, которые уже весело играли под потолком, и ей стало очень грустно, что она не с ними. Но она не знала, что делать. Но тут подошел другой человек, который сразу понравился Китти. Он аккуратно взял ее и стал надувать очень медленно: сделал глубокий вдох и медленно выпустил его в шарик. Потом еще раз — вдохнул воздух и медленно выдохнул. И так много раз. Китти понравилась такая игра и она не заметила, как надулась. Теперь Китти смелый шарик. Она знает, что ей необходимо расслабиться и сделать глубокий вдох и медленный выдох, и тогда все получиться!

Источник

Ранее мы с вами разбирали тему психологических запоров у детей и причины, которые его вызывают. Если ваш терапевт не выявил проблем со здоровьем у вашего малыша, которые вызвали запор, вы можете обратиться к детскому психологу. Когда вы выясните психосоматические причины, которые вызвали проблемы с животом, вы можете воспользоваться сказкой. Я написала ее для детей с психологическими запорами. Имена персонажей и пол нужно менять в зависимости от того, для кого вы читаете сказку. К примеру, вместо сестры — брат, вместо папы- бабушка и т.д.

Пипа на планете насекомых

terapevicheskaya_skazka

Хочешь, расскажу секрет? Мы с тобой живем на большоооой планете Земля. А рядом с нами, воооон там, посмотри (взять ребёнка на ручки и поднести к окну) сияет маленькая планета. О ней никто не знает, кроме нас с тобой. На этой планете живет семья насекомых. Они так же, как и мы, любят наряжаться, гулять, танцевать, кушать и спать.

Живет на этой планете одна семья. Мама, папа, маленькая пчелка Пипа и её братик Макс. (как думаешь, что они сейчас делают?)

А я знаю одну историю. Про маленькую пчелку Пипу.

Однажды Пипа проснулась рано утром и почувствовала, как солнышко светит в её окошко. Выглянула она, а за окном снег. «Ураааа, можно лепить снеговика!» — закричала Пипа и побежала будить маму с папой.

— Папа, мама, просыпайтесь! Пора лепить снеговика!

— Из чего же ты собралась его лепить? — зевая спросил папа.

-Как из чего? Пока мы спали, на улице выпал снег! — сказала Пипа и стала прыгать на кровати.

— Тогда, скорее пойдём завтракать. Для лепки снеговика нужно много сил, — сказала мама и отправилась готовить вкусные вафли с ягодным вареньем.

Когда Пипа с папой и Максом вошли в кухню, на столе стояла большая тарелка с горой вафель. Для каждого мама сварила вкусный сливочный какао. Семья села за стол и приступила к завтраку.

Когда все было съедено, мама помогла одеться Пипе, а папа с Максом отыскали огромную морковку в корзинке с овощами.

— Ну вот и нос готов! — сказал Макс.

— Ой, мама, я хочу какать! — вдруг сказала Пипа.

— Конечно иди, милая! — ответила мама, помогла пчелке снять штанишки и усадила на горшок.

— Ой, ой, ой. Мама, мне страшно. А вдруг, когда я буду какать, мне станет больно.- закричала Пипа.

— Пипа, но твой животик обидится на тебя, если ты не сходишь в туалет.

— Но я не буду. Мне больно, — всплакнула маленькая пчелка и встала с горшка.

— Пойдём со мной.- сказала мама и привела Пипу за стол.

— Посмотри, это твой животик (мама нарисовала большой круг). В нем живут витаминки. Это их домик. Он похож на тот, в котором живем мы. Каждый раз, когда ты кушаешь, в твой животик подселяются другие витаминки и начинают дружить с теми, кто уже живет нем.

— Как красиво ты рисуешь, мама, — сказала Пипа и вытерла слезки.

— Но, вместе с витаминками, в животик попадает мука, овощи, фрукты и ещё много других продуктов. Животик их переваривает и выбрасывает. Но он не умеет разговаривать, поэтому начинает болеть, и ты сразу хочешь какать. И если ты не покакаешь, то витаминки будут грустить. Ведь их место в животике занято. Когда ты будешь кушать, другие витаминки не смогут попасть к ним, — объяснила мама.

— Как? И они никогда никогда не встретятся? — огорчённо спросила Пипа.

— Пока ты не покакаешь, не встретятся, — твёрдо сказала мама.

— Ну и ладно! Подумаешь, у меня уже есть в животике витаминки. Хватит мне, — решила Пипа и отправилась надевать куртку.

— Пипа, этим витаминкам тяжело все время работать. Совсем скоро они устанут. Тогда ты не сможешь слепить снеговика.

— Как не смогу? Но как же? Я же так хотела, — расстроилась Пипа.

— А ты помоги витаминкам. Освободи для них место, тогда они будут благодарны и дадут тебе очень много сил. Наверное, ты даже слепишь самого большого снеговика.

— Ну, витаминки, я сейчас вам помогу. Сейчас покакаю, и мы с вами пойдём лепить самого огромного снеговика, — весело сказала Пипа и села на горшок.

Спустя несколько минут, когда Пипа сходила в туалет, они быстренько оделись с мамой и вышли на улицу, помогать Папе и Миле. Семья пчелок слепила самого большого снеговика на их планете. Если присмотреться из нашего окна, то даже можно увидеть его морковку. Вооооон там. Видишь? (снова подойти к окну и показать). Конец!

Совет маме: нарисуйте с ребенком животик и витаминки в нем.

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Сказкотерапия от детских болезней: Как справиться с психосоматическими заболеваниями?

Сейчас уже ни для кого не секрет, что существует категория заболеваний, имеющих психологическую природу: так называемые психосоматические болезни. Эти заболевания появляются в результате эмоциональных переживаний, страхов ребенка и требуют не столько медицинского, сколько психологического лечения.

Известный немецкий психотерапевт Берт Хеллингер среди прочих относит к психосоматическим болезням энурез, запоры и поносы, и в книге «Источнику не нужно спрашивать пути» предлагает родителям, которые столкнулись с подобными проблемами у своих малышей четырех-пяти лет, несколько исцеляющих историй. Они в деликатной форме помогают продвинуться к решению этих проблем, а возможно, и избавиться от них – в том случае, если причины болезни носят только психологических характер.

Как Берт Хеллингер использует сказки

Поскольку Берт Хеллингер работает с семейной системой, одна из задач, которую он ставит, – это выявление повторяющихся сюжетов, лежащих в основе судеб целой семьи.

«Задача психотерапии заключается в том, чтобы разоблачить ту или иную сказку, и тем самым прекратить ее воздействие на семью», – утверждает он. А это значит, что выявить замаскированный в чьей-то жизни сказочный сюжет и правильно рассказать его – уже важная составляющая лечения.

В каких случаях помогают сказки?

В каких случаях помогают сказки?

Для вышеупомянутых деликатных детских проблем Хеллингер рекомендует определенную форму рассказа предлагаемых им сказок.

Дело в том, что ребенок, который, к примеру, писает в постель, и так знает о своей проблеме, поэтому слушать излишние напоминания о ней от других членов семьи для него очень болезненно. С другой стороны, ребенок, несмотря на желание прийти к решению самостоятельно, на самом деле не знает, что делать, и ожидает помощи от взрослого. Но при этом помощи, которую он сможет принять – то есть такой, чтобы его достоинство не было унижено. В противном случае, если ребенка ругать, он только еще больше замкнется или будет вести себя агрессивно. Проблема может только усугубится.

Истории о других персонажах с похожей проблемой, но в иносказательной форме, позволяют малышу пережить страх вместе с героем и одновременно с этим не чувствовать себя неловко – ведь это сказка о ком-то другом.

Примеры сказок для детей, страдающих энурезом

Рассказывая лечебные истории об энурезе, Хеллингер предлагает родителям включать в них эпизоды, в которых нужно закрыть кран, починить водосточный желоб или заделать какой-то другой мешающий источник воды, к примеру, дырку в крыше.

Сказка про Красную Шапочку:

Красная Шапочка, проделав большой путь через лес, подошла к дому бабушки. Она уже собиралась туда войти, когда обнаружила, что водосточный желоб сломан, и вода капает прямо перед дверью. Тогда девочка решила, что вначале она починит протечку, а потом уже пойдет в гости. Она поставила корзинку с пирожками на лавочку, пошла в пристройку и взяла немного смолы. Забравшись по лестнице, девочка замазала дырку в желобе, чтобы вода больше не текла. Взяла пирожки и радостно пошла в гости к бабушке.

Сказка про Белоснежку:

Утром, перед выходом на работу, один из семи гномов пожаловался Белоснежке, что всю ночь на него с потолка капала вода, и он проснулся мокрым. Белоснежка пообещала исправить проблему. Когда все гномы ушли на шахту, она поднялась на крышу и заметила, что одна черепица просто съехала в сторону. Девочка положила ее на место. На следующее утро гном уже ни на что не жаловался: он снова стал хорошо спать.

Примеры сказок для детей, страдающих заболеваниями кишечника

Если ребенок страдает от запоров, Берт Хеллингер предлагает рассказать ему сказку о тяжелом мешке, в котором проткнули дырку.

Сказка о гноме для лечения запоров:

Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало очень легко!

При поносе можно использовать тот же сюжет, но уже, напротив, с упором на те ценные вещи, которые могут оказаться в тяжелом мешке.

Сказка о гномах для лечения поносов:

Мама маленького гнома поручила сыну нести тяжелый мешок, но забыла сказать, что там внутри. Нес он его, нес, и очень устал. Тогда он решил проткнуть в нем дырку, чтобы освободить часть мешка. Что-то высыпалось, но гном даже не посмотрел, что это было. Он был очень рад облегчению ноши. Когда он рассказал об этом маме, она очень расстроилась – ведь мешок был полон золота! С тех пор гном решил, что он больше не будет протыкать мешок, и обязательно принесет его полным, даже если тот будет давить ему на спину.

Эти истории – основа сюжета сказки, которую вы можете придумать самостоятельно, разукрасив ее увлекательными подробностями из жизни героев. Вы можете заменить Белоснежку, гномов и Красную Шапочку на других любимых персонажей малыша, рассказать об их характере, радостях и переживаниях. Подробнее о том, как это сделать, Я – Родитель рассказывал ранее в материале «Сказкотерапия: воспитание детей сказкой».

Наталья Нарышкина

Терапевтические сказки при запорах

Иммунитет – это способность организма противостоять различным заболеваниям. Насколько силен иммунитет вашего ребенка? Ваш малыш часто болеет? Или все эпидемии проходят для него незамеченными? Пройдите тест и получите рекомендации специалистов.

Пройти тест

Источник