Тактика ведения детей при запорах

Запор у ребенкаЗапор (constipation) – нарушение функции кишечника, сопровождающееся увеличением промежутков времени между актами дефекации по сравнению с физиологической нормой. У детей это очень распространенная и деликатная проблема .

Исходя из того, что у детей в разных возрастных периодах есть свои особенности работы кишечника, характеристика запоров тоже отличается.

У детей первого года жизни в норме частота стула может варьировать от 4 раз в день до одного раза за 2 суток. Таким образом, частота выделения кала у грудного ребенка и детей постарше не может служить критерием постановки диагноза запора. Запор у детей можно заподозрить при наличии других симптомов: боли в животе, сильное натуживание при отхождении стула, плач и беспокойство ребенка, выделение слишком твердого кала, появление на твердом кале следов свежей крови. 

Запор в этом возрасте может возникнуть по следующим причинам:  неправильное питание или смена привычного режима питания ребенка, замена грудного молока на искусственную смесь, аллергия на коровье молоко, несвоевременное введение прикорма, нарушение питьевого режим, лактазная недостаточность, раздражение кожи в области анального отверстия как следствие пеленочного дерматита, трещины прямой кишки, которые вызывают рефлекторный спазм анального отверстия, и ребенок испытывает страх перед дефекацией, врожденные аномалии развития кишечника. Довольно часто приучение ребенка к горшку может стать причиной запора.

У детей более старшего возраста запоры часто бывают хроническими, как правило, обусловлены какими-либо функциональными расстройствами пищеварения, то есть не являются следствием заболевания кишечника, а лишь следствием нарушения его работы.

Запор у детей старше трех лет можно определить по следующим признакам: твердый или «овечий» кал, сильное затяжное натуживание при дефекации или уменьшение массы стула, ощущение препятствия при прохождении каловых масс, периодическое ощущение неполного освобождения кишечного содержимого, менее 2-3 дефекаций в неделю. Также, запором у ребенка считается  болезненная дефекация плотным по консистенции калом при частоте дефекаций более 3 раз в неделю. 

Наиболее распространенные причины развития запоров у детей дошкольного или школьного возраста это отсутствие отлаженного режима питания, несбалансированность питания, употребление в пищу некачественных продуктов, малое количество овощей и фруктов в рационе, снижение в рационе ребенка воды и прочих жидкостей.

В любом возрасте прием некоторых лекарств, таких, как смекта, имодиум, бифидумбактерин, ферментативные препараты, препаратов железа и др. может спровоцировать запор. Частое использование клизм и слабительных угнетает собственный рефлекс на опорожнение кишечника. Также различные заболевания часто сопровождаются запорами. Например, функциональная диспепсия, сахарный диабет, пищевая алергия, психические и неврологические заболевания, муковисцидоз, миастения, язва желудка, колиты и др. Нередко запорами сопровождается глистная инвазия.

Диагностика запоров у ребенка включает следующие методы:

  • общий анализ кала, анализ кала на яйца глистов и цисты лямблий; 
  • анализ кала на дисбактериоз;
  • ректальное исследование с определением анального рефлекса;
  • рентгенологическое исследование – ирригоскопия, колопроктодефекография; 
  • ректороманоскопия, колоноскопия; 
  • неврологическое исследование;
  • в некоторых случаях применяются ультразвуковое исследование;
  • для выяснения причин запора проводят аноректальную манометрию, которая позволяет оценить тонус анальных сфинктеров, двигательную способность толстой и прямой кишки, согласованность их работы.

Профилактика и лечение запоров у ребенка прежде всего связана с обеспечением нормального питания.

Грудное вскармливаниеДля детей грудного возраста необходимо как можно дольше сохранять грудное вскармливание, прикорм вводить не раньше 5-6 месяцев, добавляя в рацион продукты постепенно и в небольших количествах. У детей, находящимся на искусственном вскармливание, необходимо строго соблюдать режим кормления и объем потребляемой пищи. Массаж и гимнастика, благоприятная психологическая обстановка в семье, регулярные прогулки обеспечат ребенку нормальную деятельность кишечника.  

 

Выбор за Вами! Для детей дошкольного и школьного возраста рекомендованы сбалансированное питание, богатое клетчаткой и витаминами, соблюдение режима дня, нормальная физическая нагрузка, а также снижение психологических нагрузок. Из продуктов предпочтительны  кисломолочные продукты, хлеб с отрубями, овощные салаты с растительным маслом, фрукты и ягоды, компоты из сухофруктов, соки с мякотью, сахаристые вещества (мёд, варенье). Ограничивается крепкие бульоны, грибы, жирные и острые блюда, бобовые, репа, редис, редька, свежая выпечка, лук, чеснок, молоко, лимонады, шоколад, легкоусвояемая, рафинированная пища. 

Необходимо увеличить объем потребляемой ребенком жидкости до 1,5–2 л в день. 

Если все же у ребенка появился запор можно попробовать следующие рекомендации: 

  • натощак утром выпить 1/4–1,5 стакана минеральной воды с небольшим количеством газа («Ессентуки 4», «Ессентуки 17», «Славяновская», «Донат Mg») или настой чернослива или кураги; 
  • натощак утром выпить от половины чайной до 1 столовой ложки растительного масла; 
  • чернослив, курагу, инжир, столетник и мёд в равных количествах пропустить через мясорубку, съесть утром натощак, намазав на кусочек зернового хлеба; 
  • 2 столовые ложки геркулеса залить 1/2 стакана кефира, добавить 2–3 шт. измельченной кураги или чернослива, настаивать 12 часов, съесть утром натощак.

Если родители не могут справиться с запором у ребенка выше перечисленными способами, то тогда необходимо обратиться к врачу — гастроэнтерологу.  

В качестве медикаментозной терапии при запорах у детей применяются следующие средства:

  1. Избегать длительного приема. 
  2. Подбирать индивидуальные дозы. 
  3. Не применять одновременно средства, действующие на различных уровнях кишечника.
  4. Отдавать предпочтение препаратам, не вызывающим привыкания и болей в животе (лактулоза, отруби, морская капуста и т. д.). 

Врачи относят запор к рубрике K59.0 в Международной классификации болезней МКБ-10. 

Профессиональные медицинские публикации, касающиеся запора 

А.И. Хавкин, Р.А. Файзуллина, Бельмер С.В. и др. Диагностика и тактика ведения детей с функциональными запорами // Вопросы практической педиатрии, 2014, т. 9, №5, с. 62-76.

Бабаян М.Л., Хавкин А.И. Функциональный запор у детей: индивидуальный подход к решению проблемы // Трудный пациент. 2012. № 2-3. 

Гасилина Т.В., Бельмер С.В. Функциональный запор у детей: проблемы определения, диагностики и лечения // Врач. – 2009. – №8. – стр. 10–14. 

Комарова Е.В. Хронический запор у детей: медицинские и социальные аспекты. Автореферат дисс. д.м.н., 14.00.09 — педиатрия. НЦ Здоровья детей РАМН, Москва, 2007. 

Приворотский В.Ф., Луппова Н.Е. Современные подходы к лечению функциональных запоров у детей // РЖГГК. – 2009. – Т.19. – №1. – С.59–65. 

Хавкин А.И. Запоры у детей: проблемы и решения // Вопросы детской диетологии. 2013. Т. 11. №2. С. 48–53. 

Рекомендуем также материалы: Рекомендации Американской гастроэнтерологической ассоциации «Запор. Суть проблемы». Часть I и Часть II, «Запор. Практическое руководство Всемирной организации гастроэнтерологов», «Питание у детей при запоре», «Меры немедикаментого характера при запорах» и «10 советов Американской коллегии гастроэнтерологов при запорах и недержании кала».

Источник

запор у ребёнка

Фото: Fabian Blank

Запор опасен и требует лечения ребенка. Применение многих лекарств у детей противопоказано. Что делать в случае запора у ребёнка + Психосоматика запора.

Синдром раздражённого кишечника

Согласно положениям Римского консенсуса функциональные запоры (запоры без других: инфекционных, травматических, токсических причин, аномалий развития и тд) относятся, наряду с остальными нарушениями дефекации, к синдрому раздражённого кишечника (СРК), среди которого выделяют:

  1. СРК с запором
  2. СРК с диареей
  3. СРК смешанного типа (с запором и диареей).

Нормальная частота стула у младенцев от нескольких раз в день до 2 раз в неделю. Если реже, или если ребёнок плачет при дефекации, если его каловые массы жёсткие, сухие, или наряду с этим есть выделения жидкости из заднего прохода, то это настораживающий признак.

Вздутие живота, плач или крик при нажатии на живот, выделения крови из заднего прохода, ухудшение общего состояния ребенка, сонливость и другие нарушения сознания, холодный пот, или повышение температуры тела, рвота, неврологические и другие симптомы — всё это требует незамедлительного осмотра врача (педиатра, хирурга, инфекциониста, невролога).

Тревожные признаки

(Hyams J. S., Di Lorenzo C., Saps M., Shulman R. J., Staiano A., van Tilburg M. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Child // Adolescent. Gastroenterology. 2016. ЙBenninga S., Nurko M. A., Faure C., Hyman P. E., James Roberts I. St., Schechter N. L. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Neonate/Toddler // Gastroenterology. 2016.)

    • запор с рождения или в возрасте менее месяца
    • выделение мекония более чем через 48 ч после рождения
    • болезнь Гиршпрунга в семье
    • лентовидный стул
    • кровь в стуле (видимая, или чёрный стул)
    • повышение температуры
    • рвота желчью (зелёная, жёлто-зелёная, тёмная)
    • аномалия развития щитовидной железы
    • значительное вздутие живота
    • аномалии развития ануса (положение, форма, отклонение межъягодичной борозды)
    • признаки spina bifida (пучок волос в крестцовой области, впадина в области крестца)
    • перианальный свищ, или фистула
    • неврологические симптомы (отсутствие анального рефлекса,  кремастерного рефлекса, тонические нарушения, грубая задержка развития)
    • сильный страх во время осмотра.

    Если опасности нет (был осмотр врача, исключающий опасность), или это состояние уже не в первый раз и нет настораживающих признаков, то стул надо налаживать.

    Младенческая дисхезия

    Младенческая дисхезия — особая форма функционального запора у детей в возрасте до 6 месяцев в виде не более 10 минутного приступа беспокойства и крика с последующей успешной дефекацией — при условии отсутствия каких бы то ни было проблем со здоровьем

    Причины запора

    Периодически находятся те, или иные причины запоров. Много сообщений о связи запоров с ферментопатиями или аллергией на коровье молоко, а также запоров, связанных с обменом железа. По-видимому, важность значений этих вариантов переоценена.

    Сегодня рассматривается биопсихосоциальная модель функциональных нарушений органов пищеварения (Drossman D. A. The functional gastrointestinal disorders and the Rome III process // Gastroenterology. 2006), согласно которой симптомы развиваются из-за комбинации нескольких физиологических причин и условий:

      • нарушение моторики кишечника и желчевыводящих путей
      • гиперчувствительность кишечника к нормальным медиаторам
      • изменение местного тканевого иммунитета кишечника
      • воспалительные реакции кишечника
      • нарушения нервной связи: ЦНС — энтеральная НС
      • психологические и социальные факторы (условия).

    Неврологические особенности при запоре

    По данным исследований нервной системы у детей с запорами установлено преобладание тонуса парасимпатической нервной системы у 82% детей с запорами, а симпатической — у 11% обследуемых. У 18% детей отмечалась повышенная агрессивность, в 1% случаев отмечалась аутоагрессия. Установлена акцентуация характера в виде эмоциональной лабильности в 21% случаев, а истероидности в 17% детей с запорами (Гасилина Т.В, Бельмер С. В. Вопросы медикаментозной терапии запоров функционального происхождения у детей).

    Пищевые факторы запора

    Пищевые факторы могут влиять на моторику кишечника и дефекацию. Наибольшее значение имеет растительная клетчатка, фрукты, овощи, вода, кислоты, соли, белок — в разной степени влияния.

    Недостаток клетчатки

    Недостаток клетчатки в пище, рафинированная пища, недостаточное потребление воды — наиболее частая пищевая причина (условие) запоров. Недостаточное количество пищевых волокон в пище ежедневного рациона — фактор риска запора (Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007).

    Показано, что употребление растительной клетчатки и большого количества жидкости ускоряет кишечный транзит и размягчает кал (Carbohydrate and dietary fiber. In: Kleinman R. E., ed. Pediatric Nutrition Handbook, 6th Edition, Community on Nutrition. American Academy of Pediatrics, 2009).

    FLUIDS, FRUITS,  FIBER

    Жидкость, фрукты и клетчатка = решение при функциональных запорах у детей.

    Вода при запоре

    Достаточное количество жидкости принимаемой ребенком за день, с учетом потерь жидкости с потом из за жары, лихорадки, рвоты, учащённого мочеиспускания и д.р. Существуют разного рода расчётные нормы потребления воды, но они сложно применимы и сами по себе повышают нервозность родителей при невозможности их соблюсти. Достаточность потребления воды может быть определена простым способом — предложением ребёнку воды.

    Клетчатка и фрукты

    Российское общество детских гастроэнтерологов рекомендует следующий расчет нормы потребления пищевых волокон: к возрасту ребенка прибавить 5–10 г в сутки ((5–10) + n, где n — возраст в годах, т. е. 6–11 г/сут для годовалого ребенка) (Хавкин А. И., Файзуллина Р. А., Бельмер С. В., и др. Диагностика и тактика ведения детей с функциональными запорами. Вопросы детской диетологии. 2014; 12).

    Пища ускоряющая моторику

    Фруктовые соки, фруктовые пюре, чернослив, яблоко, другие фрукты и овощи. Кислые и сахаристые вещества: фруктовые соки, чёрный хлеб, мёд, варенье, джем, кислое молоко. Овсяная, гречневая, перловая крупы (каши). Некоторые минеральные воды и в целом холодная пища.

    Пища замедляющая моторику

    Продукты и напитки, содержащие танины: чай, кофе, какао, некоторые, в основном цветные тёмные фрукты. Гранат, черника, кизил, хурма, некоторые сорта груши. Манная и рисовая каши (не все сорта риса). В целом тёплая и горячая еда.

    Поведенческая терапия запора

    Кроме налаживания рациона питания можно применять тренировку усаживания на горшок, создать условие опоры для ног, оказывать вербальную поддержку при удачной дефекации.

    Тренировка усаживания подразумевает налаживание ритма дефекации, например по утрам, днём и вечером в одно и тоже время. Опора для ног ребенка при усаживании на унитаз — важное условие для возможности расслабить мышцы тазового дна, и согласованно повысить тонус мышц живота (Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007).

    Следующий шаг

    Если диета не даёт нужного результата, то применяются тёплые ванны, массаж живота, желчегонные продукты (горечи, масла), слепой тюбаж (обсудить с педиатром). При неэффективности этих мер — глицериновые свечи, но лучше не злоупотреблять ректальной интервенцией. При бездейственности данных мер показано применение лекарственных средств, они назначаются педиатром и родители должны взвешено оценивать предполагаемые эффекты и безопасность препаратов.

    Помогает ли остеопатия при запоре

    Остеопатия — безопасный метод эффективный в большинстве случаев при запорах у детей (и у взрослых). В основном коррекции поддаётся вариант запора, обусловленный неврологическим компонентом: связь центральная нервная система — нервная система кишечника, вегетативная иннервация кишечника, коррекция дискинезий желчевыводящих путей, тонические нарушения гладкой мускулатуры собственно кишечника.

    Психологические и социальные факторы

    Негативный, травмирующий опыт дефекации у ребёнка, связанный с болью, стрессом из за обстановки, повышенного внимания окружающих, холод или отсутствие других необходимых условий в общественных уборных, негативный опыт медицинской агрессии и другие условия могут сформировать рефлекс, связанный с дефекацией.

    Эволюционные механизмы запора

    Запор — реализация древнего эволюционного механизма, обеспечивавший у человека спасение через не оставление следов. Не оставление следов (экскрементов) позволяло не быть найденным хищником и, соответственно, избежать его нападения. Другой эволюционный механизм описывает схожую ситуацию, но другой контекст — запор хищника, как способ не быть обнаруженным жертвой на которую он охотится. Сравните активность дефекации травоядных (коров, лошадей) и хищников (кошек, собак).

    Психосоматика запора

    В психоаналитических направлениях (Зигмунд Фрейд) акт дефекации интерпретируется как акт дарения (отдавания) и косвенно дефекация показывает способность отдавать (деньги), платить, расставаться с деньгами.

    Приметы

    На уровне культуральных символов жителей Европы дефекация, кроме прямого отторгающего символизма, также связана с богатством, положением: “Да он деньгами в туалет ходит”, “Хоть жопой ешь”, “Как в начальство вышел — так с пенька серет”.

    Приметы в разных народах: “Наступил в говно — прибыль из неожиданного места”, “Наступил  дерьмо — к деньгам”. В европейской сказке про Золотого осла последний выделяет не фекалии, а  золотые талеры…

    Тело, как сцена

    Рудигер Дальке описывает запор, как выражение нежелания отдать, стремление удержать любой ценой. Запор напрямую связан с жадностью, свидетельствует о слишком большой любви к материальным благам и о нежелании с ними расставаться (Рудигер Дальке, Роберт Хёсль, Проблемы пищеварения, СПб, Весь, 2008, Рудигер Дальке, Торвальд Детлефсен, От болезни тела — к исцелению души, СПб, Весь, 2012).

    Биологические конфликты запора

    Представитель и продолжатель идей Новой Германской Медицины, Тотальной биологии и Исцеления воспоминанием Жильбер Рено (Жильбер Рено, Исцеление воспоминанием, М, Эксмо, 2017, Жильбер Рено Конспекты  семинаров Исцеление воспоминанием, 2015 — 2018 гг) указывает на запор, как проявление следующих конфликтов:

    1. Конфликт идентичности на собственной территории: “У меня нет места, где я могу побыть собой, испражниться”
    2. Конфликт активного расставания: “Я переживаю расставание, но хочу удержать”.
    3. Конфликт расставания с тем, кто умер: “Я так скучаю по нему”.
    4. Конфликт, связанный с мобильностью: “Я должен идти, но я не хочу”.
    5. Конфликт неспособности довести дело до конца: “Я не могу продать дом”.
    6. Конфликт остановки: “Я не могу переварить и отпустить грязную ситуацию”.

    Дети в данных случаях могут проявлять семейные конфликты (конфликты родителей).

    Энурез у детей читать

    Решение найдётся!

    Врач-остеопат Арсений Гуричев

    Читать ещё:

    Источник

    запор у детей

    Явления запора у детей — достаточно распространены среди детского населения (5-30% в зависимости от критериев диагностики). Симптомы становятся хроническими более чем в 30% пациентов, и запоры являются общей причиной обращения к вторичной помощи.

    Точная причина запоров не до конца понятна, среди самых распространенных выделяют:

    • боль,
    • лихорадку,
    • обезвоживание,
    • диетическое питание,
    • употребление жидкости,
    • психологические проблемы,
    • тренировки туалетных навыков,
    • лекарства и семейный анамнез.

    Запор редко угрожает жизни, поэтому это не имеет существенного влияния на показатели здравоохранения. Но многие дети и молодые люди испытывают социальный, психологический дискомфорт, также, запоры могут влиять на успеваемость в школе.

    Признаки и симптомы запора

    1. нарушена активность кишечника,
    2. неприятный запах газов и стула,
    3. чрезмерный метеоризм,
    4. неправильная текстура стула,
    5. случайный переход огромных по объему стульев в частые небольшие гранулы,
    6. боль в животе,
    7. вздутие или дискомфорт,
    8. плохой аппетит,
    9. недостаток энергии ,
    10. несчастный,
    11. плохое или раздражающие настроение и общее недомогание.

    Запор, который не может быть объяснен анатомическими или физиологическими аномалиями называется «идиопатическим».

    запор

    Некоторые дети с физическими недостатками, такие как церебральный паралич, более подвержены идиопатическим запорам вследствие нарушения подвижности.

    Дети и молодые люди с синдромом Дауна или аутизмом также более склонны к запорам.

    Важно, чтобы этим детям предоставлялась такая же помощь.

    • Без ранней диагностики и лечения запор может осложняться анальной трещиной или стать хроническим.
    • Частые случаи неэффективного лечения приводят к тому, что люди разочаровываются в медицине, в дальнейшем может снижаться эффективность лечения.

    Сбор анамнеза и общий обзор

    Ключевые компоненты, на которые стоит обратить внимание при сборе анамнеза для диагностики запоров.

    Таблица 1. Ключевые компоненты, на которые стоит обратить внимание при сборе анамнеза для диагностики запоров.

    Ключевые компоненты Потенциальные симптомы у ребенка < 1 года Потенциальные симптомы у ребенка > 1 года
    Характер и свойства стула.Менее трех полных стульев в неделю (3 или 4 тип Бристольского шкала стула) (это не касается только грудных детей после 6-недельного возраста)

    Твердый большой стул

    «овечий кал» (1 тип Бристольского шкала стула).

    Менее трех полных стульев в неделю (3 или 4 тип Бристольского шкала стула).

    Изменение свойств стула (неоформленный, появление резкого запаха, стул проходит без ощущения, также может быть толстым и липким или сухим и шелухи.)

    «Овечий кал» (1 типа Бристольского шкала стула).

    Симптомы, связанные с дефекациейСтрадания во время дефекации

    Кровотечения связаны с жестким стулом

    Напряжение

    Плохой аппетит, который улучшается при прохождении большого стула

    уменьшения боли в животе после акта дефекации

    Напряжение

    Боль в анальной области

    Анамнестические сведенияПредыдущий эпизод запоров

    Предыдущая или текущая анальная трещина

    Предыдущий эпизод запоров

    Предыдущая или текущая анальная трещина

    Неприятные ощущения перистальтических движений кишечника и кровотечения, связанные с застоями каловых масс.

    Если у ребенка обнаружено запор, выполните сбор анамнеза по таблице 2, чтобы установить положительный диагноз идиопатического запора, исключив основные причины. Если у ребенка проявляются симптомы «красного флага» осуществить ургентную доставку в профильный стационар.

    Таблица 2 Основные компоненты анамнеза для диагностики идиопатического запора

    Ключевые компоненты Диагностические подсказки, указывающие на идиопатический запор«Красные флажки», указывающие на НЕ идиопатический запор
    Сроки начала запоров и потенциальных провоцирующих факторов
    у ребенка младше 1 года

    Начинается через несколько недель жизни

    Известны триггеры, что совпадает с началом появления симптомов: трещина, изменение диеты, инфекции

    у ребенка старше 1 года

    Начинается через несколько недель жизни

    Очевидные триггерные факторы, совпадает с началом проявления симптомов: трещина, изменение диеты, приучение к горшку / туалета или стрессовые факторы, такие как начало посещения садика / школы, страхи и фобии, большие изменения в семье, прием лекарств, инфекционные болезни etc.

    Начинается с рождения или первых недель жизни
    Выход мекония Нормальный (в течение 48 часов после рождения [у доношенного ребенка])Отсутствие / задержка мекония (более 48 часов после рождения [у доношенного ребенка])
    Характер стулаТак называемые «каловые ленты» (скорее всего , у ребенка младше 1 года)
    Общее развитие
    у ребенка младше 1 года

    Вообще хорошо, вес и рост в пределах нормы

    у ребенка старше 1 года

    Вообще хорошо, вес и рост в пределах нормы, активность достаточно.

    Нет »красного флага», но обратить внимание «янтарный флажок» ниже
    Неврологический статус Никаких неврологических проблем, нормальное развитие опорно-двигательного аппарата.Ранее неизвестная или не диагностированная слабость в нижних конечностях, задержка развития опорно-двигательного аппарата.
    Живот«Вздутие живота» со рвотой
    Диета и потребления жидкости
    У ребенка младше 1 года

    Изменения в молочной смеси, отлучение, недостаточное потребление жидкости

    У ребенка старше 1 года

    Случай нарушения диеты и / или недостаточное потребление жидкости

    Проведите всеобщее обозрение . Используйте таблицу 3 для установления диагноза идиопатического запора, исключив основные причины. Если у ребенка проявляются симптомы «красного флага» осуществить ургентную доставку в профильный стационар.

    Таблица 3 Основные компоненты общего обзора при диагностике идиопатического запора

    Ключевые компоненты Выводы и диагностические подсказки, указывающие на идиопатический запор«Красные флажки» и диагностические подсказки, указывающие на НЕ идиопатический запор или иное заболевание.
    Обзор перианальной зоны: внешний вид, положение, проходимость и т.д.

    Нормальный вид ануса и перианальной зоны

     Аномальный вид / положения / проходимость заднего прохода: свищи, синяки, множественные трещины, различные аномалии развития etc.
    Обследование органов брюшной полости Мягкий живот. Плоский или вздутый, который можно объяснить возрастом или избыточным весом Явно заметно вздутие
    Позвоночно-поясно-седалищный район Нормальный вид кожи и анатомические структуры пояснично-крестцовых / ягодичных областей Ненормальное: асимметрия или уплощение ягодичных мышц, аномалии развития таза , окраска кожи, липомы, сколиоз, etc.
    Исследование нижних конечностей, включая тонус и силу

    Нормальная походка. Нормальный тонус и сила в нижних конечностях

    Деформация нижних конечностей, как косолапость

    Аномальные нервно-мышечные признаки, такие как церебральный паралич

    Неврологический статус Никаких неврологических проблем, нормальное развитие опорно-двигательного аппарата.Ранее неизвестная или не диагностированная слабость в нижних конечностях, задержка развития опорно-двигательного аппарата.
    Неврологическое обследование нижних конечностей рефлексы Рефлексы присутствуют и удовлетворительных свойств Аномальные рефлексы

    диагностика запора у детей

    Другие возможные причини запора у ребенка

    •  Если анамнез и / или физический осмотр указывают на задержку роста рассмотреть вопрос о лечении запора и провести тест на целиакию и гипотиреоз.
    •  Если во время сбора анамнеза и объективного обследования выяснилось информация или оказались непосредственные доказательства, указывающие на возможность плохого обращения с детьми, немедленно сообщите об этом факте компетентные органы.
    • Если при осмотре окажется перианальная стрептококковая инфекция, то лечат запор, а также инфекцию.

    Информируйте ребенка и его родителей или опекунов о диагнозе. Успокаивайте их и расскажите, что существует терапия идиопатического запора, но это может занять несколько месяцев для решения их проблемы.

    пальцевое исследование прямой кишки

    Пальцевое ректальное исследование

    • Не проводите пальцевое ректальное исследование детям в возрасте от 1 года с «красным флагом» (см. Таблицы 2 и 3). 
    • При проведении пальцевого ректального исследования необходимо соблюдать определенные условия:
      • конфиденциальность
      • информированное согласие дается ребенком или молодым человеком, или родителями или законным опекуном, если ребенок не может ее предоставить, и обязательно задокументирована
      • в присутствии опекунов / родителей
      • учитывать индивидуальные предпочтения ребенка по степени обнажения тела и пола медицинского работника, который проводит исследования
      • все результаты исследования должны быть должным образом задокументированы

    Клинические исследования

    Эндоскопия
    • не используется ЭФГДС для исследования идиопатического запора.
    Целиакия и гипотиреоз
    • Провести комплекс исследований на целиакию и гипотиреоз при идиопатических запорах, которые трудно поддаются лечению.
    Манометрия
    •  Не используйте аноректальную манометрию для исключения болезни Гиршпрунга у детей и молодежи с хроническим запорами.
    Рентгенография
    • Рассмотреть возможность применения простой рентгенографии при идиопатических запорах, которые трудно поддаются лечению.
    Ректальное биопсия
    • Не выполнять биопсию, если не присутствуют или не присутствовали одни из следующих клинических признаков болезни Гиршпрунга:
      • задержка отхождения мекония (более 48 часов после рождения для доношенных новорожденных.)
      • запор с первых недель жизни
      • хроническое вздутие живота плюс рвота
      • отягощенный семейный анамнез по болезни Гиршпрунга
    Исследования с контрастированием
    • Рассмотреть возможность применения исследований с контрастированием при идиопатических запорах, которые трудно поддаются лечению
    Ультразвук
    • Рассмотреть возможность применения УЗИ ОБП при идиопатических запорах, которые трудно поддаются лечению.

    Лечение запора у детей

    Поддерживающую терапию начинать после освобождения от застоя каловых масс.

    Предлагаем следующую схему приема лекарственных средств:

    • Полиэтиленгликоль 3350 (форлакс) + электролиты, используя схему увеличения дозы (см. Таблицу 4), как лечение первой линии.
    • Полиэтиленгликоль 3350 + электролиты можно смешивать с холодным напитком.
    • Используйте слабительное стимулятивного действия (см. Таблицу 4), если полиэтиленгликоль 3350 + электролиты не влечет к желаемому эффекту через 2 недели.
    • Назначайте слабительное стимулятивного действия моно- или в комбинации с осмотическим слабительным, таким как лактулоза (см. Таблицу 5)
    • Информируйте больного / членов семьи, применение слабительных может усилить болевой синдром.

    Таблица 4 слабительные средства: рекомендуемые дозы

    Слабительные средстваРекомендуемая доза
    ПЕГ3350 (Диагностин * Эндофальк *), Макрогол (Форлакс)

    Дозировка составляет 1-2 пакетика (10-20 г) в сутки, желательно утром за 1 прием.

    Суточная доза определяется в соответствии с клинического эффекта и может составлять от 1 пакетику через день (особенно для детей) до 2 пакетиков в сутки. Первый эффект от применения Форлакс наступает в течение 24-48 часов после приема.

    Натрия пикосульфат (Пиконорм)детям в возрасте от 4-х лет (только по назначению врача) — по 10-20 капель (соответствует 2,5-5 мг натрия пикосульфата моногидрата) 1р / д.
    БисакодилДети от 2 до 5 лет 5 мг (1/2 свече) дети от 6 до 14 лет: 5-10 мг (1/2 — 1 суппозиторий).
    Докузат натрия (Норгалакс)1-2 микроклизмы в сутки.
    Натрия (Микролакс)

    Детям в возрасте от 3 лет следует применять содержимое 1 тубы микроклизмы с наконечником (5 мл), вводя наконечник микроклизмы на всю длину.

    Новорожденным и детям до 3 лет следует применять содержимое 1 тубы микроклизмы с наконечником (5 мл) и вводить наконечник микроклизмы на половину длины (см. Отметку на наконечнике тубы).

    Таблица 5. Дозировка Лактулоза (Нормазе, Биофлоракс, Нормолакт)
    ВозрастНачальная доза в суткиПоддерживающая доза в сутки
    Взрослые и дети старше 14 лет15-45 мл15-30 мл
    Дети 7-14 лет15 мл10-15 мл
    Дети 1- 6 лет5-10 мл5-10 мл
    Дети до 1 годадо 5 млдо 5 мл

    Важно Примечание к лечению

    • Назначать Микролакс только после того, как все препараты per os были испробованы и не имели эффекта.
    • Применять фосфатные клизмы для лечения, только тогда, когда все пероральные лекарства и натрия (Микролакс) не имели клинического эффекта.
    • Мануальная эвакуация — только после отсутствия эффекта от вышеописанных методов.
    • Осмотр детей, получающих лечение в течение 1 недели.

    лечения запора у ребенка

    Поддерживающая терапия

    Поддерживающей терапии начинать после освобождения от застоя каловых масс.

    Предложите следующую схему лечения или поддерживающей терапии:
    • Полиэтиленгликоль 3350 + электролиты как первая линия лечения.
    • Отрегулируйте дозу полиэтиленгликоля 3350 + электролитов в соответствии с симптомами и ответом на лечение. Рекомендуется использование половинных доз д?