Соматический запор у детей
Родители догадываются, что причины хронических запоров у детей могут быть психологические, так же, как и у ночных страхов, но часто не знают, как решить эти проблемы. Читайте в статье:
- Причины запоров у детей
- Как приучить ребенка к горшку
- Как научить ребенка не бояться
- Избежать ошибок воспитания — реально?
- О бессознательной связи мамы и ребенка
- Роль знаний психологии для родителей
«Дочке 3 года, проблемы со стулом. Постоянные запоры, боязнь сесть на горшок. Спрячется куда-нибудь и тихонечко сделает свое дело. И еще: боится спать одна в комнате. В чем причина, что делать?»
О причинах запоров и страхов у детей отвечает детский врач-психиатр:
Здравствуйте! Три года — переломный момент в жизни ребенка. Дело в том, что в возрасте примерно трех лет у ребенка окончательно формируется сознание. Это значит, что он становится способен ощущать себя отдельно от других людей. Понимает, что «есть я, есть мама и папа», «у меня свои желания, а у них другие, и они могут не совпадать». Ребенок учится определять свои ощущения, нехватки и требовать их удовлетворения, либо стремится наполнить их сам. Это так называемый «кризис трех лет». В этом возрасте важно определить правильную линию воспитания, иначе патологические модели поведения рискуют закрепиться на всю жизнь. Надо заметить, что кризисный период может начинаться и раньше — в 2-2,5 года.
С помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана удается разобраться, какова психика любого ребенка, как скорректировать нарушения и как дальше правильно развивать его врожденные особенности. С рождения у человека есть несколько векторов из восьми возможных. Каждый вектор — это пласт психики, часть бессознательного, заложенная природой программа психических свойств, способностей и талантов, уникальных и неповторимых. И при становлении сознания ребенок начинает проявлять себя определенным образом особенно ярко, в соответствии со своими векторами, причем могут начаться проблемы именно в поведении.
Попробуем разобраться, что происходит с вашей дочкой, в каких векторах может быть загвоздка. Итак, мы видим страхи и проблему запоров у ребенка трех лет, теперь найдем их причины.
Психологические причины запора у детей
Если у ребенка запоры, надо в первую очередь обследовать его, наладить питьевой режим и диету. Если же у ребенка запоры психосоматические, то причина может быть в стрессах у малыша с анальным вектором.
Пищеварительная система — уязвимое место таких людей. На стресс они реагируют сжатием сфинктеров пищеварительного тракта, отчего движение пищевого комка затрудняется, возникают запоры, поход на горшок становится болезненным, и ребенок начинает его избегать.
Ребенок с анальным вектором от природы медлительный и делает все основательно, в нем заложено стремление быть хорошим, заслужить похвалу. Для него важным этапом развития является получение психического удовлетворения от полного опорожнения кишечника. А для получения этого ощущения требуется длительно сидеть на горшке, часто дольше, чем необходимо для физиологического завершения.
Мамы по незнанию, когда видят, что ребенок закончил, снимают его с горшка. Но на самом деле психически процесс не завершен. Причина запоров не только у маленьких детей, но и у взрослых — ответ на сдергивание и спешку. Незавершенное действие — стресс для анального вектора, так же, как прерывание и поторапливание. От такого воздействия ребенок впадает в ступор, становится еще более медленным, обижается, упрямится, может ударить маму кулачком или укусить. Если дергать ребенка, особенно, как только он притаился, и нести его на горшок — то психика каждый раз переживает стресс, а кишечник сжимается. Это и есть причина постоянных запоров у ребенка. Нужно разрешить ему действовать в естественном для него ритме, тогда он будет чувствовать себя намного комфортнее. При удалении стрессовых факторов психосоматические запоры пройдут, стул наладится. А эти особенности психики ребенка обязательно надо учитывать при воспитании.
- Пребывание на горшке надо сделать комфортным. Можно дать книжки, игрушки — пусть играет, читает на горшке, это не навредит;
- Нужно хвалить за хорошее, а за неправильное лучше не ругать. Если ребенок перепутал ковер с горшком, не надо фиксировать внимание на ошибках, чтобы эта тема не превратилась для него в болезненную (тем более тема горшка для ребенка с анальным вектором особенно важна);
- Все новое — стресс для ребенка с анальным вектором. Поэтому новые способы приучить к горшку девочка воспринимает в штыки. Стоит на время оставить проблему, сначала наладить психический комфорт ребенка. Лучше дольше носить подгузник, чем травмировать его психику.
Почему дети боятся по ночам
Страх спать одному типичен для ребенка со зрительным вектором. У человека со зрительным вектором страх смерти является базовой, врожденной эмоцией и может приобретать патологический характер, захватывать всю психику целиком, так как в зрительном векторе самая большая эмоциональная амплитуда. Такой ребенок чувствительный, ранимый, эмоциональный. Эволюционно страх темноты связан с невозможностью уберечься от хищника ночью. Ночью глаза не видят, а глаза — главный сенсор зрительного ребенка. Когда психика зацикливается на страхе за свою жизнь, то малыш закономерно боится спать один. Страхи возникают у таких детей, словно из ниоткуда, в два-три года.
Мамы по незнанию могут читать детям сказки, где кто-то кого-то съел, наподобие «Колобка», «Семеро козлят». Или говорят: «Не будешь слушаться, отдам тебя злой тете!» Когда ребенок еще мал и у него нет навыка сопереживания, эмоция страха от таких сказок усиливается. Детей со зрительным вектором категорически нельзя пугать. Нужно развивать их чувственную сферу путем чтения, сначала сказок на сострадание, потом научить ребенка читать самого. Вовлекать его эмоционально в мир литературы, а для этого маме нужно самой проникнуться миром художественной книги. Если у мамы получится испытать с ребенком общие чувства, прожить их вместе, то между ними образуется эмоциональная связь.
Эмоциональная связь — гарант доверия ребенка в настоящем и будущем, даже когда он станет подростком и взрослым. Умение создавать здоровые эмоциональные связи с другими людьми жизненно необходимо зрительному ребенку. От этого напрямую зависит его судьба. Три года — уже достаточно сознательный возраст, и развивать зрительный вектор необходимо! Иначе он будет проявлять себя болезненными способами.
- Читать на ночь сказки, приучающие к сопереживанию;
- Ни в коем случае не пугать;
- Общаться по душам, создать с ребенком эмоциональную связь;
- Не стыдиться проявлять свои чувства, с маленьким ребенком можно делиться личными переживаниями, это укрепляет доверие.
Как вырастить из ребенка счастливого взрослого: родителям на заметку
Мы увидели нюансы в развитии анального и зрительного векторов девочки. Изменение способа воспитания поможет поправить дело. Но необходимо помнить, что психическое здоровье малыша зависит прежде всего от состояний мамы. Бессознательная связь ребенка с мамой до 6 лет абсолютна, после 6 лет постепенно ослабевает и исчезает при прохождении подросткового возраста. Пока ребенок мал, стрессы матери полностью передаются ему. Возможно, девочку никто не пугал, но мама сама испытывает тревожные состояния. Когда мама находится в состоянии психического комфорта, она способна дать ребенку базовое ощущение защищенности и безопасности. Пожалуй, с этого и стоило начать ответ. Для гармоничного развития ребенка важна не только гарантия его физического сохранения, но и требуется защищать его психику от негативных переживаний. Если ребенок растет в психическом дискомфорте, в недостаточной защищенности, кризис трех лет проявляет себя особенно ярко. И это тот случай, когда советы психологов «переждать» могут оказаться фатальными. Каждая мама желает своему ребенку счастья. И лучшее, что она может сделать для него, это:
- Вылечить свои психотравмы;
- Наладить свое внутреннее психическое состояние (избавиться от тревоги, страхов, обиды, депрессии и т.п.);
- Изучить Системно-векторную психологию;
- Применять эти знания в воспитании детей.
Известно, что материально богатое детство не гарантирует счастливую жизнь. Навык жить среди людей с удовольствием — вот главное. Развивайте своих детей правильно. Регистрируйтесь на бесплатные лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
«… Я — невероятно требовательная и нетерпеливая мама — постоянно орала на своих двух детей. Причем чем дальше, тем больше. Довела младшего до стресса, у нас начались проблемы с горшком. После того, как моя нервозность стала очевидна даже мне, я поняла, что надо что-то с этим делать. Где-то, не помню где именно, прочла про СВП, обещали, что у ребенка пройдут запоры. Прямо эзотерика. Как можно было в такое поверить?))) Так вот они действительно прошли. Сыну 3 года, ходил вокруг горшка, терпел, крепился, жался, со стороны как бы сознательно сдерживал, мог уделять процессу по полчаса и безрезультатно, стул раз в 3-4 дня с клизмой. Сейчас почти наладилось. Все происходит САМОСТОЯТЕЛЬНО и БЫСТРО. Надеюсь, что это устойчивый результат…»
Елена К., юрист, Москва
«…У ребёнка запоры были. Меня всегда раздражало, что она подолгу сидит на горшке, я стрессовала, ругалась. А теперь успокоилась, ещё и книжки ребёнку подсовываю и игрушки. Теперь ребёнок регулярно совершает акт дефекации, радостно бежит на горшок)))…»
Olga — Ramenskoe
«… моя зрительная девочка, дочка, категорически отказывалась спать одна в своей детской, без меня она не засыпала. С начала прохождения тренинга я начала устраивать ребенку литературные вечера, читала ей на ночь литературу, рекомендованную на сайте. И, о чудо, она сама в один из дней заявила мне, что с сегодняшнего дня будет спать в своей кроватке. С этого самого дня она действительно начала спать одна в своей детской. До прохождения тренинга никаким уговорам она не поддавалась, говорила нет, и все…»
Ольга П., специалист по недвижимости, Уфа
«… Каково же было моё удивление, когда тем же самым вечером, ложась спать, сын сказал мне: «Мама, выключи эту лампу, я буду спать без света». Вот тогда-то я и поняла, что ребенок мой ещё и зрительный вектор в себе носит, и что именно сегодня из чувства сострадания героям наших песен произошел мощный скачок в развитии ребенка, который помог ему избавиться от боязни темноты.
Прошла неделя. Сын спит без света и без страха. Сегодня мы посмотрели кино про пса Хатико — про настоящую дружбу и верность. Рыдали в четыре ручья. Зато как легко потом стало на душе! Это и есть наполнение зрительного вектора, помогающее избавиться от страхов и даже фобий…»
Ольга Я., программист, бард, Могилев
Автор Екатерина Крестникова, врач-психиатр, психиатр-нарколог
Корректор Зифа Ахатова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Раздел: Медицина
8 мая, 2019
Комментариев:
1
Просмотров:
392
Теги: Психосоматика медицина
Источник
Запор опасен и требует лечения ребенка. Применение многих лекарств у детей противопоказано. Что делать в случае запора у ребёнка + Психосоматика запора.
Синдром раздражённого кишечника
Согласно положениям Римского консенсуса функциональные запоры (запоры без других: инфекционных, травматических, токсических причин, аномалий развития и тд) относятся, наряду с остальными нарушениями дефекации, к синдрому раздражённого кишечника (СРК), среди которого выделяют:
- СРК с запором
- СРК с диареей
- СРК смешанного типа (с запором и диареей).
Нормальная частота стула у младенцев от нескольких раз в день до 2 раз в неделю. Если реже, или если ребёнок плачет при дефекации, если его каловые массы жёсткие, сухие, или наряду с этим есть выделения жидкости из заднего прохода, то это настораживающий признак.
Вздутие живота, плач или крик при нажатии на живот, выделения крови из заднего прохода, ухудшение общего состояния ребенка, сонливость и другие нарушения сознания, холодный пот, или повышение температуры тела, рвота, неврологические и другие симптомы — всё это требует незамедлительного осмотра врача (педиатра, хирурга, инфекциониста, невролога).
Тревожные признаки
(Hyams J. S., Di Lorenzo C., Saps M., Shulman R. J., Staiano A., van Tilburg M. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Child // Adolescent. Gastroenterology. 2016. ЙBenninga S., Nurko M. A., Faure C., Hyman P. E., James Roberts I. St., Schechter N. L. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Neonate/Toddler // Gastroenterology. 2016.)
- запор с рождения или в возрасте менее месяца
- выделение мекония более чем через 48 ч после рождения
- болезнь Гиршпрунга в семье
- лентовидный стул
- кровь в стуле (видимая, или чёрный стул)
- повышение температуры
- рвота желчью (зелёная, жёлто-зелёная, тёмная)
- аномалия развития щитовидной железы
- значительное вздутие живота
- аномалии развития ануса (положение, форма, отклонение межъягодичной борозды)
- признаки spina bifida (пучок волос в крестцовой области, впадина в области крестца)
- перианальный свищ, или фистула
- неврологические симптомы (отсутствие анального рефлекса, кремастерного рефлекса, тонические нарушения, грубая задержка развития)
- сильный страх во время осмотра.
Если опасности нет (был осмотр врача, исключающий опасность), или это состояние уже не в первый раз и нет настораживающих признаков, то стул надо налаживать.
Младенческая дисхезия
Младенческая дисхезия — особая форма функционального запора у детей в возрасте до 6 месяцев в виде не более 10 минутного приступа беспокойства и крика с последующей успешной дефекацией — при условии отсутствия каких бы то ни было проблем со здоровьем
Причины запора
Периодически находятся те, или иные причины запоров. Много сообщений о связи запоров с ферментопатиями или аллергией на коровье молоко, а также запоров, связанных с обменом железа. По-видимому, важность значений этих вариантов переоценена.
Сегодня рассматривается биопсихосоциальная модель функциональных нарушений органов пищеварения (Drossman D. A. The functional gastrointestinal disorders and the Rome III process // Gastroenterology. 2006), согласно которой симптомы развиваются из-за комбинации нескольких физиологических причин и условий:
- нарушение моторики кишечника и желчевыводящих путей
- гиперчувствительность кишечника к нормальным медиаторам
- изменение местного тканевого иммунитета кишечника
- воспалительные реакции кишечника
- нарушения нервной связи: ЦНС — энтеральная НС
- психологические и социальные факторы (условия).
Неврологические особенности при запоре
По данным исследований нервной системы у детей с запорами установлено преобладание тонуса парасимпатической нервной системы у 82% детей с запорами, а симпатической — у 11% обследуемых. У 18% детей отмечалась повышенная агрессивность, в 1% случаев отмечалась аутоагрессия. Установлена акцентуация характера в виде эмоциональной лабильности в 21% случаев, а истероидности в 17% детей с запорами (Гасилина Т.В, Бельмер С. В. Вопросы медикаментозной терапии запоров функционального происхождения у детей).
Пищевые факторы запора
Пищевые факторы могут влиять на моторику кишечника и дефекацию. Наибольшее значение имеет растительная клетчатка, фрукты, овощи, вода, кислоты, соли, белок — в разной степени влияния.
Недостаток клетчатки
Недостаток клетчатки в пище, рафинированная пища, недостаточное потребление воды — наиболее частая пищевая причина (условие) запоров. Недостаточное количество пищевых волокон в пище ежедневного рациона — фактор риска запора (Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007).
Показано, что употребление растительной клетчатки и большого количества жидкости ускоряет кишечный транзит и размягчает кал (Carbohydrate and dietary fiber. In: Kleinman R. E., ed. Pediatric Nutrition Handbook, 6th Edition, Community on Nutrition. American Academy of Pediatrics, 2009).
FLUIDS, FRUITS, FIBER
Жидкость, фрукты и клетчатка = решение при функциональных запорах у детей.
Вода при запоре
Достаточное количество жидкости принимаемой ребенком за день, с учетом потерь жидкости с потом из за жары, лихорадки, рвоты, учащённого мочеиспускания и д.р. Существуют разного рода расчётные нормы потребления воды, но они сложно применимы и сами по себе повышают нервозность родителей при невозможности их соблюсти. Достаточность потребления воды может быть определена простым способом — предложением ребёнку воды.
Клетчатка и фрукты
Российское общество детских гастроэнтерологов рекомендует следующий расчет нормы потребления пищевых волокон: к возрасту ребенка прибавить 5–10 г в сутки ((5–10) + n, где n — возраст в годах, т. е. 6–11 г/сут для годовалого ребенка) (Хавкин А. И., Файзуллина Р. А., Бельмер С. В., и др. Диагностика и тактика ведения детей с функциональными запорами. Вопросы детской диетологии. 2014; 12).
Пища ускоряющая моторику
Фруктовые соки, фруктовые пюре, чернослив, яблоко, другие фрукты и овощи. Кислые и сахаристые вещества: фруктовые соки, чёрный хлеб, мёд, варенье, джем, кислое молоко. Овсяная, гречневая, перловая крупы (каши). Некоторые минеральные воды и в целом холодная пища.
Пища замедляющая моторику
Продукты и напитки, содержащие танины: чай, кофе, какао, некоторые, в основном цветные тёмные фрукты. Гранат, черника, кизил, хурма, некоторые сорта груши. Манная и рисовая каши (не все сорта риса). В целом тёплая и горячая еда.
Поведенческая терапия запора
Кроме налаживания рациона питания можно применять тренировку усаживания на горшок, создать условие опоры для ног, оказывать вербальную поддержку при удачной дефекации.
Тренировка усаживания подразумевает налаживание ритма дефекации, например по утрам, днём и вечером в одно и тоже время. Опора для ног ребенка при усаживании на унитаз — важное условие для возможности расслабить мышцы тазового дна, и согласованно повысить тонус мышц живота (Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007).
Следующий шаг
Если диета не даёт нужного результата, то применяются тёплые ванны, массаж живота, желчегонные продукты (горечи, масла), слепой тюбаж (обсудить с педиатром). При неэффективности этих мер — глицериновые свечи, но лучше не злоупотреблять ректальной интервенцией. При бездейственности данных мер показано применение лекарственных средств, они назначаются педиатром и родители должны взвешено оценивать предполагаемые эффекты и безопасность препаратов.
Помогает ли остеопатия при запоре
Остеопатия — безопасный метод эффективный в большинстве случаев при запорах у детей (и у взрослых). В основном коррекции поддаётся вариант запора, обусловленный неврологическим компонентом: связь центральная нервная система — нервная система кишечника, вегетативная иннервация кишечника, коррекция дискинезий желчевыводящих путей, тонические нарушения гладкой мускулатуры собственно кишечника.
Психологические и социальные факторы
Негативный, травмирующий опыт дефекации у ребёнка, связанный с болью, стрессом из за обстановки, повышенного внимания окружающих, холод или отсутствие других необходимых условий в общественных уборных, негативный опыт медицинской агрессии и другие условия могут сформировать рефлекс, связанный с дефекацией.
Эволюционные механизмы запора
Запор — реализация древнего эволюционного механизма, обеспечивавший у человека спасение через не оставление следов. Не оставление следов (экскрементов) позволяло не быть найденным хищником и, соответственно, избежать его нападения. Другой эволюционный механизм описывает схожую ситуацию, но другой контекст — запор хищника, как способ не быть обнаруженным жертвой на которую он охотится. Сравните активность дефекации травоядных (коров, лошадей) и хищников (кошек, собак).
Психосоматика запора
В психоаналитических направлениях (Зигмунд Фрейд) акт дефекации интерпретируется как акт дарения (отдавания) и косвенно дефекация показывает способность отдавать (деньги), платить, расставаться с деньгами.
Приметы
На уровне культуральных символов жителей Европы дефекация, кроме прямого отторгающего символизма, также связана с богатством, положением: “Да он деньгами в туалет ходит”, “Хоть жопой ешь”, “Как в начальство вышел — так с пенька серет”.
Приметы в разных народах: “Наступил в говно — прибыль из неожиданного места”, “Наступил дерьмо — к деньгам”. В европейской сказке про Золотого осла последний выделяет не фекалии, а золотые талеры…
Тело, как сцена
Рудигер Дальке описывает запор, как выражение нежелания отдать, стремление удержать любой ценой. Запор напрямую связан с жадностью, свидетельствует о слишком большой любви к материальным благам и о нежелании с ними расставаться (Рудигер Дальке, Роберт Хёсль, Проблемы пищеварения, СПб, Весь, 2008, Рудигер Дальке, Торвальд Детлефсен, От болезни тела — к исцелению души, СПб, Весь, 2012).
Биологические конфликты запора
Представитель и продолжатель идей Новой Германской Медицины, Тотальной биологии и Исцеления воспоминанием Жильбер Рено (Жильбер Рено, Исцеление воспоминанием, М, Эксмо, 2017, Жильбер Рено Конспекты семинаров Исцеление воспоминанием, 2015 — 2018 гг) указывает на запор, как проявление следующих конфликтов:
- Конфликт идентичности на собственной территории: “У меня нет места, где я могу побыть собой, испражниться”
- Конфликт активного расставания: “Я переживаю расставание, но хочу удержать”.
- Конфликт расставания с тем, кто умер: “Я так скучаю по нему”.
- Конфликт, связанный с мобильностью: “Я должен идти, но я не хочу”.
- Конфликт неспособности довести дело до конца: “Я не могу продать дом”.
- Конфликт остановки: “Я не могу переварить и отпустить грязную ситуацию”.
Дети в данных случаях могут проявлять семейные конфликты (конфликты родителей).
Энурез у детей читать
Решение найдётся!
Врач-остеопат Арсений Гуричев
Читать ещё:
Источник