Сказкотерапия детей с запорами
Ранее мы с вами разбирали тему психологических запоров у детей и причины, которые его вызывают. Если ваш терапевт не выявил проблем со здоровьем у вашего малыша, которые вызвали запор, вы можете обратиться к детскому психологу. Когда вы выясните психосоматические причины, которые вызвали проблемы с животом, вы можете воспользоваться сказкой. Я написала ее для детей с психологическими запорами. Имена персонажей и пол нужно менять в зависимости от того, для кого вы читаете сказку. К примеру, вместо сестры — брат, вместо папы- бабушка и т.д.
Пипа на планете насекомых
Хочешь, расскажу секрет? Мы с тобой живем на большоооой планете Земля. А рядом с нами, воооон там, посмотри (взять ребёнка на ручки и поднести к окну) сияет маленькая планета. О ней никто не знает, кроме нас с тобой. На этой планете живет семья насекомых. Они так же, как и мы, любят наряжаться, гулять, танцевать, кушать и спать.
Живет на этой планете одна семья. Мама, папа, маленькая пчелка Пипа и её братик Макс. (как думаешь, что они сейчас делают?)
А я знаю одну историю. Про маленькую пчелку Пипу.
Однажды Пипа проснулась рано утром и почувствовала, как солнышко светит в её окошко. Выглянула она, а за окном снег. «Ураааа, можно лепить снеговика!» — закричала Пипа и побежала будить маму с папой.
— Папа, мама, просыпайтесь! Пора лепить снеговика!
— Из чего же ты собралась его лепить? — зевая спросил папа.
-Как из чего? Пока мы спали, на улице выпал снег! — сказала Пипа и стала прыгать на кровати.
— Тогда, скорее пойдём завтракать. Для лепки снеговика нужно много сил, — сказала мама и отправилась готовить вкусные вафли с ягодным вареньем.
Когда Пипа с папой и Максом вошли в кухню, на столе стояла большая тарелка с горой вафель. Для каждого мама сварила вкусный сливочный какао. Семья села за стол и приступила к завтраку.
Когда все было съедено, мама помогла одеться Пипе, а папа с Максом отыскали огромную морковку в корзинке с овощами.
— Ну вот и нос готов! — сказал Макс.
— Ой, мама, я хочу какать! — вдруг сказала Пипа.
— Конечно иди, милая! — ответила мама, помогла пчелке снять штанишки и усадила на горшок.
— Ой, ой, ой. Мама, мне страшно. А вдруг, когда я буду какать, мне станет больно.- закричала Пипа.
— Пипа, но твой животик обидится на тебя, если ты не сходишь в туалет.
— Но я не буду. Мне больно, — всплакнула маленькая пчелка и встала с горшка.
— Пойдём со мной.- сказала мама и привела Пипу за стол.
— Посмотри, это твой животик (мама нарисовала большой круг). В нем живут витаминки. Это их домик. Он похож на тот, в котором живем мы. Каждый раз, когда ты кушаешь, в твой животик подселяются другие витаминки и начинают дружить с теми, кто уже живет нем.
— Как красиво ты рисуешь, мама, — сказала Пипа и вытерла слезки.
— Но, вместе с витаминками, в животик попадает мука, овощи, фрукты и ещё много других продуктов. Животик их переваривает и выбрасывает. Но он не умеет разговаривать, поэтому начинает болеть, и ты сразу хочешь какать. И если ты не покакаешь, то витаминки будут грустить. Ведь их место в животике занято. Когда ты будешь кушать, другие витаминки не смогут попасть к ним, — объяснила мама.
— Как? И они никогда никогда не встретятся? — огорчённо спросила Пипа.
— Пока ты не покакаешь, не встретятся, — твёрдо сказала мама.
— Ну и ладно! Подумаешь, у меня уже есть в животике витаминки. Хватит мне, — решила Пипа и отправилась надевать куртку.
— Пипа, этим витаминкам тяжело все время работать. Совсем скоро они устанут. Тогда ты не сможешь слепить снеговика.
— Как не смогу? Но как же? Я же так хотела, — расстроилась Пипа.
— А ты помоги витаминкам. Освободи для них место, тогда они будут благодарны и дадут тебе очень много сил. Наверное, ты даже слепишь самого большого снеговика.
— Ну, витаминки, я сейчас вам помогу. Сейчас покакаю, и мы с вами пойдём лепить самого огромного снеговика, — весело сказала Пипа и села на горшок.
Спустя несколько минут, когда Пипа сходила в туалет, они быстренько оделись с мамой и вышли на улицу, помогать Папе и Миле. Семья пчелок слепила самого большого снеговика на их планете. Если присмотреться из нашего окна, то даже можно увидеть его морковку. Вооооон там. Видишь? (снова подойти к окну и показать). Конец!
Совет маме: нарисуйте с ребенком животик и витаминки в нем.
Источник
Психологические проблемы запора
Неврогенный запор, как называют его медики, возникает потому, что ребенок хочет справить нужду, но сдерживает себя, старается перетерпеть. В итоге каловые массы становятся твердыми, а нормальное испражнение невозможно. Эта ситуация происходит впервые, когда ребенок начинает осознавать свои потребности – примерно в 2-3 года, часто совпадает со временем приучения к горшку.
Запоры на нервной почве могут продолжаться несколько лет: если проблема не была решена в детстве, ребенок испытывает трудности дефекации и в детском саду, и в начальной школе. Нередко малыш думает, что какать – это плохо, он стесняется ходить в туалет, чувствует себя дискомфортно.
Причины возникновения психологического запора:
Физиологические причины появления неврогенных запоров у детей отсутствуют. То есть, влияние не оказывает пища, недостаточное количество выпитой жидкости, прием медикаментов. Причины кроятся в голове ребенка, он просто боится какать. В большинстве случаев родители могут с легкостью отследить, почему возник психологический запор у ребенка 2-3 лет, так как провоцирующих факторов немного:
- Негативный опыт в прошлом – ребенок мог пережить болезненные ощущения. Понос, трещинка, непроизвольное опорожнение – привели к тому, что теперь малыш боится какать. Так же если в прошлом мама отругала за «сюрприз» в штанишках, либо во время приучения к горшку постоянно кричит, ребенок получает психологическую травму;
- Стеснение – часто проявляется при первых визитах в детский сад. Домашний ребенок боится какать при чужих малышах, общественный туалет может вызывать отвращение. Ситуация усугубляется и из-за некомпетентных воспитателей, которые кричат на детей, если те хотят какать во время тихого часа или прогулки;
- Стресс – причина взаимосвязана с двумя предыдущими. Маленькому ребенку требуется понимание и забота со стороны родителей. Необходимо создать комфортную обстановку для похода в туалет, не подгонять кроху, а в случае, если что-то не получается – действовать спокойно, без криков и ругани.
В решении данной проблемы очень эффективны – сказки!
Сказки про Какашку
- 1. Лучше всего не просто прочитать эту сказку, а проиграть ее, особенно, если ребенку 2-3 года. Проиграть сказку легко: берете горшочек, берете пластилин и делаете из него «каку-буку». Роль Попы исполняет ладошка: кулачек –дверка закрыта, немного расслабленный кулачек — дверка открыта и через нее проскакивает Кака-Бука.
После проигрывания и чтения сказки остается только напоминать
ребенку: «Тебе Кака-бука не стучится? Пойдем скорее Каку-Буку в
горшочек выпускать!»
- 2. Жила-была на свете Кака-Бука. Ты спросишь, почему же ее звали Букой? Да потому, что Кака очень часто обижалась, а когда она обижалась, то начинала вредничать. И жила она ни где-нибудь, а в нашей Попе, а в каждой Попе есть дверца. А чтобы из Попы выйти в горшочек нужно в дверцу постучать, и тогда она откроется. Стучится Кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается (занята другими делами, например), то Кака-Бука обижается и ложится поперек двери, чтобы первой выскочить. А ведь в Попе каждый день появляется новая Кака. А если Кака-Бука не выходит, мешается, то они начинают ссориться. А когда они ссорятся -Попе становится неприятно, даже больно. Новые Каки каждые день собираются, встают в очередь,
толкаются. А Кака-Бука уже из вредности выходить не хочет в открытую давно дверцу- обиделась. Но когда, наконец Новых Как становится много, они выталкивают Каку-Буку наружу. Но, ой как больно от этого нашей Попе! Да, как же может быть не больно, если в маленькую дверку сразу столько народу проталкивается?! Ну, уж нет, решила Попа, больше не буду Каку-Буку обижать, буду ей сразу дверку открывать в горшочек. Каку-Буку не надо обижать, Каку-Буку надо уважать! Надо нашей Каке дверцу открывать! Будет наша Кака в горшочек попадать.
Будем нашей Попе вместе помогать!
Рекомендации:
Можете купить новый горшок (горшок доктор, можно даже его разукрасить под доктора) и вместе с покупкой нового горшка придумать сказку, как жила-была девочка, у которой в животе были злые какашки, и когда она хотела покакать, чтобы они убежали, они ее кусали и ей больно было какать! Но пришел добрый горшок -доктор, который знал волшебные слова (придумайте какое-то заклинание) и когда девочка садилась на горшок, она шептал волшебные слова и какашки становились тоже добрые и убегали из живота девочки!
Все это, сопровождайте рисунками. Пусть дочка тоже рисует, а потом рвет, например, рисунки со «злыми какашками».
И обязательно научите ее волшебным словам, которые превращают злых какашек в добрые!
!!!!!!! Но все сказки будут бесполезны, если стул вызывает боль. Сказки только при психологическом запоре помогают-если все проблемы устранены и ребенок просто боится боли. Поэтому, решай в первую очередь вопрос с питанием!!!!!
Варианты сказок при запоре
Имя нужно заменить на другое, девочку на мальчика. Любимые игрушки, еду — на любимые вашим сыном, дочкой. Т.е. максимально приблизить описание к вашему ребенку.
«Жила была девочка Маша. Ей было 3 года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Маша любила конфеты, играть со своим плюшевым мишкой и очень не любила манную кашу. И была у Маши одна проблема: она очень боялась какать в горшок. Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно – страшно. Ее родители очень расстраивались, но Маша все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Маше будет больно, если она будет в него какать. И хотя Маша была очень смелой девочкой, но горшок ее все равно пугал. Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок.
И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Маша была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый. Маша собралась с духом, и пошла, посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» — спросила Маша. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Маша уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Маше стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка. «Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какого-нибудь мальчику или девочке. Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу. Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» — сказала Маша — «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, зелененький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Машу: «Так значит ты будешь со мной дружить?» — все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Маша сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя боятся! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком и будешь выполнять свою работу». С того дня Маша и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Маша перестала его боятся, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком»
***
Сказка о гноме для лечения запоров
Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало очень легко!
***
Жила-была шарик Китти. Она жила в магазине вместе с другими такими же шариками — мамой, папой, братом и бабушкой. Каждый из них был особенным шариком. Кто-то розовым, кто-то зеленым, а кто-то вообще разноцветным. Они любили вместе проводить время: гуляли, играли, смотрели мультики.
И вот, однажды, пришло время и шарик Китти купили. Китти обрадовалась, потому что ей мама и папа рассказывали, как хорошо быть купленным. Можно много всего посмотреть, подружиться с другими такими же шариками, научиться интересному.
Человек принес Китти к себе домой, где все было ново и незнакомо. Там были и другие шарики. Они начали играть с Китти, разговаривать, рисовать. Стало очень весело. Но вдруг подошел человек и захотел надуть шарик Китти. Он поднес ее к губам и стал сильно-сильно дуть. Китти сразу подумала «А вдруг он слишком сильно меня надует и я лопну?». Она очень испугалась и напряглась. Китти будто окаменела. Она начала дрожать. Человек не смог ее надуть, очень расстроился и отложил в сторону. Китти посмотрела на остальных своих друзей-шариков, которые уже весело играли под потолком, и ей стало очень грустно, что она не с ними. Но она не знала, что делать.
Но тут подошел другой человек, который сразу понравился Китти. Он аккуратно взял ее и стал надувать очень медленно: сделал глубокий вдох и медленно выпустил его в шарик. Потом еще раз — вдохнул воздух и медленно выдохнул. И так много раз. Китти понравилась такая игра и она не заметила, как надулась. Теперь Китти смелый шарик. Она знает, что ей необходимо расслабиться и сделать глубокий вдох и медленный выдох, и тогда все получиться!
P.s. сочинить ребенку сказку о том, что живет у нас попа в которой есть дверца, которая открывается всегда, когда кака в нее стучится. Стучится кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается, то она обижается и ложится поперек двери, чтобы не опоздать, если вдруг дверь откроется сама. Правда кака несколько глупа: не видя, что дверь открылась, сразу старается в нее выйти. А как выйти, если ты поперек двери лежишь, а повернуться догадаться не можешь. Можно даже поиграть с ребенком в то, как легко из двери выйти и как это сложно выходить, когда поперек лежишь. Только найдите для такой игры дверь по уже. Поняв, что попа и кака совсем запутались, хозяин попы должен помочь им с помощью свечки, которая подскажет каке, что надо перевернуться».
японский мультик https://www.youtube.com/watch?v=LVvOClYJjoQ
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
Сейчас уже ни для кого не секрет, что существует категория заболеваний, имеющих психологическую природу: так называемые психосоматические болезни. Эти заболевания появляются в результате эмоциональных переживаний, страхов ребенка и требуют не столько медицинского, сколько психологического лечения.
Известный немецкий психотерапевт Берт Хеллингер среди прочих относит к психосоматическим болезням энурез, запоры и поносы, и в книге «Источнику не нужно спрашивать пути» предлагает родителям, которые столкнулись с подобными проблемами у своих малышей четырех-пяти лет, несколько исцеляющих историй. Они в деликатной форме помогают продвинуться к решению этих проблем, а возможно, и избавиться от них – в том случае, если причины болезни носят только психологических характер.
Как Берт Хеллингер использует сказки
Поскольку Берт Хеллингер работает с семейной системой, одна из задач, которую он ставит, – это выявление повторяющихся сюжетов, лежащих в основе судеб целой семьи.
«Задача психотерапии заключается в том, чтобы разоблачить ту или иную сказку, и тем самым прекратить ее воздействие на семью», – утверждает он. А это значит, что выявить замаскированный в чьей-то жизни сказочный сюжет и правильно рассказать его – уже важная составляющая лечения.
В каких случаях помогают сказки?
Для вышеупомянутых деликатных детских проблем Хеллингер рекомендует определенную форму рассказа предлагаемых им сказок.
Дело в том, что ребенок, который, к примеру, писает в постель, и так знает о своей проблеме, поэтому слушать излишние напоминания о ней от других членов семьи для него очень болезненно. С другой стороны, ребенок, несмотря на желание прийти к решению самостоятельно, на самом деле не знает, что делать, и ожидает помощи от взрослого. Но при этом помощи, которую он сможет принять – то есть такой, чтобы его достоинство не было унижено. В противном случае, если ребенка ругать, он только еще больше замкнется или будет вести себя агрессивно. Проблема может только усугубится.
Истории о других персонажах с похожей проблемой, но в иносказательной форме, позволяют малышу пережить страх вместе с героем и одновременно с этим не чувствовать себя неловко – ведь это сказка о ком-то другом.
Примеры сказок для детей, страдающих энурезом
Рассказывая лечебные истории об энурезе, Хеллингер предлагает родителям включать в них эпизоды, в которых нужно закрыть кран, починить водосточный желоб или заделать какой-то другой мешающий источник воды, к примеру, дырку в крыше.
Сказка про Красную Шапочку:
Красная Шапочка, проделав большой путь через лес, подошла к дому бабушки. Она уже собиралась туда войти, когда обнаружила, что водосточный желоб сломан, и вода капает прямо перед дверью. Тогда девочка решила, что вначале она починит протечку, а потом уже пойдет в гости. Она поставила корзинку с пирожками на лавочку, пошла в пристройку и взяла немного смолы. Забравшись по лестнице, девочка замазала дырку в желобе, чтобы вода больше не текла. Взяла пирожки и радостно пошла в гости к бабушке.
Сказка про Белоснежку:
Утром, перед выходом на работу, один из семи гномов пожаловался Белоснежке, что всю ночь на него с потолка капала вода, и он проснулся мокрым. Белоснежка пообещала исправить проблему. Когда все гномы ушли на шахту, она поднялась на крышу и заметила, что одна черепица просто съехала в сторону. Девочка положила ее на место. На следующее утро гном уже ни на что не жаловался: он снова стал хорошо спать.
Примеры сказок для детей, страдающих заболеваниями кишечника
Если ребенок страдает от запоров, Берт Хеллингер предлагает рассказать ему сказку о тяжелом мешке, в котором проткнули дырку.
Сказка о гноме для лечения запоров:
Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало очень легко!
При поносе можно использовать тот же сюжет, но уже, напротив, с упором на те ценные вещи, которые могут оказаться в тяжелом мешке.
Сказка о гномах для лечения поносов:
Мама маленького гнома поручила сыну нести тяжелый мешок, но забыла сказать, что там внутри. Нес он его, нес, и очень устал. Тогда он решил проткнуть в нем дырку, чтобы освободить часть мешка. Что-то высыпалось, но гном даже не посмотрел, что это было. Он был очень рад облегчению ноши. Когда он рассказал об этом маме, она очень расстроилась – ведь мешок был полон золота! С тех пор гном решил, что он больше не будет протыкать мешок, и обязательно принесет его полным, даже если тот будет давить ему на спину.
Эти истории – основа сюжета сказки, которую вы можете придумать самостоятельно, разукрасив ее увлекательными подробностями из жизни героев. Вы можете заменить Белоснежку, гномов и Красную Шапочку на других любимых персонажей малыша, рассказать об их характере, радостях и переживаниях. Подробнее о том, как это сделать, Я – Родитель рассказывал ранее в материале «Сказкотерапия: воспитание детей сказкой».
Наталья Нарышкина
Иммунитет – это способность организма противостоять различным заболеваниям. Насколько силен иммунитет вашего ребенка? Ваш малыш часто болеет? Или все эпидемии проходят для него незамеченными? Пройдите тест и получите рекомендации специалистов.
Пройти тест
Источник