Шорох чокаться трущоба жом изжога и чащоба

Приложение 1. Узелки на память.

Предлагаем обратить внимание на

часто смешиваемые паронимы.

Интеллигентный — образованный, культурный.

Интеллигентский — относящийся к интеллигенции.

Экономический.— 1. Относящийся к экономике как совокупности производственных отношений данного общественного строя.

2. Относящийся к организации и ведению экономики.

3. Связанный с изучением и освещением экономики.

Экономичный — дающий возможность что-нибудь

сэкономить, выгодный в хозяйственном отношении, в эксплуатации.

Человеческий — 1. Относящийся к человеку, принадлежащий ему; состоящий из людей; производимый, осуществляемый; человеком.

2.Свойственный, присущий человеку.

Человечный — 1. Обладающий чертами, присущими человеку; свойственный человеку. 2. Отзывчивый, внимательный к людям, гуманный.

Обличение — вскрытие, разоблачение; обнаружение, установление чьей-либо виновности.

Обличие — лицо, наружность, внешность; внешние очертания чего-либо.

Проблематический (проблематичный)являющийся еще проблемой; предположительный, маловероятный.

Проблемный — заключающий в себе проблему, посвященный изучению, разрешению какой-либопроблемы.

Удачливый — такой, которому сопутствует удача; счастливый.

Удачный — успешный, завершившийся удачей.

1. Запоминание с помощью специальных фраз

Стенка, хочешь щец? Фи! (фразы помогают запомнить все глухие согласные).

Мы же не забывали друга (в этой фразе все согласные звонкие).

Лимон —рай!(все согласные — только звонкие, непарные по звонкости/глухости).

Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка: «Цыц!» (слова — исключения из правила «Правописание и/ы после ц»),

2. Запоминание с помощью рифмованных правил Правописание непроизносимых согласных

Всем известно, как прелестно

Букву т писать уместно.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву т писать напрасно.

Запомни стих как дважды два

И пиши без т слова:

Вкусный, безгласный и интересный,

Добавь интриганский, а также словесный.

Ошибка не будет страшна, коль подберешь для проверки слова. Правописание приставок

Пусть никто никогда не забудет,

Что з приставкой не была и не будет.

Обрати внимание

На здесь, здоровье, здание.

З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить:

-десь, — доровье, -дание-.

Нет в них содержания.

Правописание приставок на — з, с

Не забудьте про приставки

Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без

Перед согласными глухими

Быстро сменят з на с. Спряжение глаголов

У глаголов два спряженья:

-Ешь и — ишь. Вот исключенья:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на е спрягать нельзя! Правописание предлогов

Навстречу, вроде, несмотря,

Насчет, ввиду и вместо —

В предлогах пишем вместе.

Вследствие — «из-за» — ясно вполне:

Слитно напишем, конечная е.

Правописание безударных проверяемых гласных

Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно ставь под ударение.

3. Запоминание слов с помощью рифмовок.

Правописание 0-Ё после шипящих, слова-исключения.

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоу, джоуль, корнишон,

Рожон, боржоми и пижон,

Капюшон, мажор и шорты,

Шок, харчо, анчоус, джонки,

Трещотка, джокер, чох, вечор

Запомни весь этот набор.

После шипящей не спеши,

В рифмовку входит? О пиши!

Запоминаем слова с Ё.

Пишем Ё в словах: дешёвка,

Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка, —

Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,

Печёнка, тушёнка и дирижёр.

Запоминаем окончания существительных (Р. падеж, мн. ч.)

В детской сказке колобок

По траве катиться мог

Без ботинок, без сапог,

Без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов,

Яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов — грядок пять,

Помидоров — не собрать.

Уважают человека

У туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян,

У монголов и цыган.

У якутов и тунгусов,

У башкир и белорусов,

У киргизов и грузин,

У бурят и осетин.

4. Запоминание на основе зрительных или

слуховых ассоциаций

Колобок, в слове три буквы о, как три круглых колобка, гласные в суффиксах — очк — и — ое — похожи на круглые линзы очков.

5. Запоминание слов с помощью построении сюжетной линии

Кот, который сидел в котле, ел котлету. Рабочий надевает пальто, сапожки, берет карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод.

6. Запоминание с помощью сказочных сюжетов

Помогите корню

Жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались. Одной-единственной буквой. Это были корни — Гор-, — Гар-. Все дела они делили пополам. — Гор — работал в безударном положении, а — Гар — принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень — Гор — бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень — Гар-.

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

— Мы твои истинные братья, — нашептывали они корню -Гор-. Посмотри га наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень — Гар-гони подальше.

Засомневался корень — Гор-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет шесте!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!).Как быть?!

7. Запоминание с помощью рассказов-ситуаций

С мечом или с мячом ?

Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.

—  Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

—  Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет! шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.

—  Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.

—  А мяч есть?

—  Есть! Сейчас Петька принесет, я ему написал записку, он обещал. Ровно в шесть асов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч. Почему?

8. Запоминание с помощью загадок

Поля стеклянные, межи деревянные, а ручки оловянные (окно),

Загадка содержит слова-исключения, которые пишутся с удвоенной н.

9. Запоминание с помощью веселых анекдотов

Начальник подчиненному:

Напиши объявление, что собрание состоится во вторник, в три часа дня.

Подчиненный:

—  А как пишется, вторник или вторнек Начальник:

—  Мне некогда, посмотри в словаре. Я на объект.

Вернувшись, видит написанное объявление: «Собрание состоится в среду, в три

часа. Просьба прийти на день раньше!

Начальник:

Я же сказал тебе, посмотри в словаре! Подчиненный:

— Да смотрел я! Там на букву ф одна фуфайка!

10. Запоминание с помощью выполнения творческих работ

Сочинение детьми лингвистических сказок.

Суффиксы — ик — и ек

Жили-были два брата — два суффикса — Ик — и — Ек-. И до того были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные. — Ик — имел твердый и непреклонный характер: как слово ни изменяют, он крепко сидит в нем: ключик — ключика

кирпичик — кирпичика

ларчик — ларчика

А у суффикса — Ек — характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая е то и дело выкатывается из слова в косвенных падежах:

орешек — орешка

дружочек — дружочка

василечек—-василечка.

Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры.

11. Запоминание с помощью игровых ситуаций

Подбери слова с сочетаниями чк, чн, нч так, чтобы эти слова рифмовались с данным словом:

Печка (речка, свечка, колечко…).

Птенчик (бубенчик…).

Вечный (встречный, сердечный…).

12. Запоминание путем дробления слова на значимые части

Горизонт — гори, зонт,

Блокнот — блок, нот.

Если вас заинтересовали предложенные приемы, вы можете их постоянно обогащать, добавлять новые, запоминать слова и их написание с интересом. Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и * процессов, происходящих в нем, это все же вспомогательные приемы запоминания, имеющие второстепенное значение, но если мнемотехника «дает возможность не только облегчить запоминание и увеличить объем памяти, но и предотвращает разрушающее воздействие интерференции, с благодарностью воспользуемся ее услугами в сложном деле развития навыков грамотного письма»

Источник

За мною, слушатель мой смелый!

Я знаю, что ОГЭ, ЕГЭ

Тебе порядком надоело…

А вот стихи – другое дело!

«О чём, прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль, какую хочешь», —

Великий Пушкин говорил

И на стихи нас вдохновил.

Их выразительно читаем

И часто сами сочиняем:

О родине и тишине,

О Пушкине и Шукшине,

Чуть-чуть коряво, пусть с ошибкой,

Зато своё… Ответь улыбкой,

И поддержи, и подскажи.

Артист, писатель, режиссёр.

Знаток крестьянских нравов.

Он был талантливый актёр,

Сжигал дотла себя в ролях.

Имел на это право.

Не стало Васи Шукшина –

Калина красная повяла.

Но наша родина Алтай

Вовек его не забывала.

(Стихотворение Медведева Вовы о Шукшине)

Стихосложенье увлекает

Оно, бесспорно, помогает

Нам развивать воображение,

И речь, и память, и мышление

И часто побуждает нас

Словарный пополнять запас.

(Ведь в поисках иного слова

В словарь заглянешь ты не раз).

А сколько разных правил сложных

Стихами упростить возможно!

Ведь правила-стихотворения

Запомнить легче, без сомнения!

На урок пришли в наш класс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
— Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Мы запомнить все готовы:

За шипящей в корне слова

Слышим О, а пишем Ё:

Жёсткий жёлоб, жёлтый шёлк.

Сочиним стихотворенье

Из одних слов-исключений

(В этом правиле их много,

Значит, нам нужна подмога):

Шорох, чопорный, трущоба,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шоколад, шоссе, шофер,

Шомпол, шорты и жонглёр,

Жом, изжога, шов и шорник,

Семь княжон едят крыжовник,

Шовинист, шотландец, жор,

Шоу, чокаться, вечор,

Жох, обжора, шоумен,

Шок, трещотка … и Шопен!

И забавно, и задорно.

Правда, логики здесь нет:

Получился винегрет!

В этом случае, бесспорно,

Выручает нас сюжет:

Можно с этими словами

Сочинить смешной рассказ,

И весёлыми стихами

Вас порадовать сейчас.

Очень хорошо, окей

Через лес скакал ЖОКЕЙ,

ЧОПОРНЫЙ ШОТЛАНДЕЦ в ШОРТАХ,

В КАПЮШОНе и ботфортах.

Он опаздывал на ШОУ,

Но услышал рядом ШОРОХ.

Вдруг порвался ШОВ на ШОРАХ,

Лошадь – в ШОКе: прыг в ЧАЩОБУ,

В непролазную ТРУЩОБУ.

Глядь – в лесу знакомый ШОРНИК.

Он, ОБЖОРА, ел КРЫЖОВНИК,

Хоть давно страдал ИЗЖОГОЙ.

«От ИЗЖОГИ ШОКОЛАД

Помогает. Буду рад

Им тебя я полечить,

Но сначала починить

Надо ШОРЫ». — «Хорошо!»

Вновь ЖОКЕЙ спешит на ШОУ.

Едет по ШОССЕ ШОФЕР,

Рядом с ним сидит ЖОНГЛЕР

С длинноногою красоткой,

ШОМПОЛами и ТРЕЩОТКОЙ.

(Говорят, он ЖОХ, артист

И опасный ШОВИНИСТ).

Льется музыка ШОПЕНа,

Слышен голос ШОУМЕНа.

Цирковое представленье

Всем дано на удивленье!

Долго ЧОКАЛИСЬ ВЕЧОР

И решили: «Пусть ЖОНГЛЕР

Едет с нами на рыбалку:

Нынче ночью будет ЖОР!»

Сочиняем мы с улыбкой,

Пишем слово без ошибки!

Тему новую начать

Можно со стихотворения,

Чтоб заинтересовать

Всех детей без исключения,

Чтоб весёлым стал урок,

И пошёл ребятам впрок:

Побывал я однажды в стране,

Где пропала частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за ясное положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

— Почему улыбаетесь, дети?

— Потому что без не нет слов этих.

Потерялась, исчезла частица,

Мы поможем её отыскать,

Здесь в приставку она превратится

Или в корень войдёт опять.

А что ещё мы видим тут?

Это не озеро, а пруд!

Не узкий, а широкий,

Не мелкий, а глубокий.

Антоним – за союзом а.

Как будем с не писать слова?

Так, весело играя,

Язык мы изучаем.

И на все случаи стихи

Мы сами сочиняем.

С метафорой, сравнением

И олицетворением,

Инверсией, литотой –

Одна у нас забота:

Дома – вместо упражненья –

Сочинить стихотворенье,

Чтобы непременно в нём

Звукописи был приём:

Плещутся волны в реке,

Лаская прохладную гладь.

Лодка плывёт вдалеке.

Светит луна… Благодать…

А теперь буду я очень рада

Побывать с вами в мире баллады.

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Весёлого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

С детства знакомое стихотворение.

Знаем: Жуковского это творение.

Главное – пусть ребёнок поймёт:

Это художественный перевод,

Литературный. Есть и другой:

Фета стихи прочитаем с тобой:

Ребёнок милый, пойдём со мной.

Мы чудные игры затеем с тобой,

Долина цветами пестро поросла,

Одежд золотых моя мать принесла.

Та же баллада… Тогда, может быть,

Детям подстрочник её предложить?

«Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моём – много пёстрых цветов, у моей матери – много золотых одежд!»

Нам нужно прозу в стихи превратить.

Что? Удалось? У немногих, но всё же

На Гёте и Фета очень похоже:

Иди ко мне, мой милый сынок,

В чудесные игры мы будем играть,

Из пёстрых цветов сплетём мы венок,

Одежды златые начнём примерять.

Коль ученик всё успевает,

И все заданья выполняет

Он на «четыре» и на «пять»,

Его опрятную тетрадь

Тебе приятно в руки взять,

Ребёнка можно поощрить,

Стихотвореньем наградить:

«Как приятно ставить «пять»!

Ты, Катюша, молодец!

Все должны твою тетрадь

Взять себе за образец».

А бывает беззаботный,

Нерадивый ученик,

И домашнюю работу

Выполнять он не привык,

Уговаривать – напрасно,

И напрасно заставлять,

Его нужно деликатно

Стихотворно отругать:

«Открываю вновь с надеждой

Эту странную тетрадь.

Уважаемый невежда,

Что прикажешь проверять?»

Он сначала удивится,

А ведь может так случиться:

Будет вам спустя мгновенье

И ответ, и продолженье:

«Прикажу не проверять,

Лишь «пятёрки» выставлять»

«Проверяйте что хотите,

Вы учитель и ищите.

Может, что-нибудь найдёте

И тогда не пропадёте!

После этого охотно

Станет он тетрадь сдавать,

И записок новых ждать,

И ответы сочинять.

Будет вам, что проверять!

Наши стихи интерес вызывают

И компетенции развивают:

Языковую и лингвистическую,

Ценностно-смысловую,

Культурологическую,

Общекультурную литературную,

Читательскую, речевую

И самую активную –

Коммуникативную.

«Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет».

Прав Пушкин. Перед ним благоговею.

Природу, розу, соловья ль,

«И нечто, и туманну даль»

До нас воспели уж давно.

Прекрасно, гениально, но…

Поэтом можешь ты не быть,

А сочинять стихи обязан!

Таков закон наш. Он доказан:

Стихи нужны для развлеченья,

Чтобы учиться с увлеченьем.

На этом всё. А в заключенье

Синквейн позвольте вам прочесть.

Ведь в нём глубокий смысл есть.

Стихи.

Интересные, весёлые.

Волнуют, увлекают, от скуки спасают.

Как я их люблю!

Радость.

Стихи.

Интересные, красивые.

Помогают, увлекают, развивают.

Я их люблю: они жизнь украшают!

Творчество.

Источник

Everia

Ученик

(229)

10 лет назад

Шёлк, шёпот, шорох, шоры, чёлка, расчёска, жор, жёрдочка, чёс, медвежонок, лягушонок, зайчонок, причёска, начёс, чёрный, чёрт, чёрточка, жёнушка, жёлтый, щёки.

$wet!k

Мыслитель

(6268)

10 лет назад

О: сучок, плащом, ежовый, горячо, врачом, девчонка, шорох, трещотка, трущоба, ожог, речонка, парчовый, ручонки, обжора, чопорный, жокей, жонглер, шоколад, капюшон, шокировать. должок, крючок, ножовка.
Ё: печёный, сгущённое, корчёвка, бечёвка, ночёвка, решётка, причёска, дешёвка, жёлудь, шёлковый, вычёркивать, печёнка, учёный, жёлтый, дирижёр, тренажёр, чёрный, чёрствый, жёрдочка, щёлкать, пчёлка, жёсткий, щётка, чёлка, чёрт, щёголь, щёки, шёпот.

Dian4ik

Знаток

(356)

10 лет назад

чёрный, шов, жёлудь, шёпот, пчёлы, шёлк, жёрдочка, крыжовник, жёлтыё,врачом, большого. (больше незнаю)

Александр Надежкин

Профи

(551)

10 лет назад

Шёлк, шёпот, шорох, шоры, чёлка, расчёска, жор, жёрдочка, чёс, медвежонок, лягушонок, зайчонок, причёска, начёс, чёрный, чёрт, чёрточка, жёнушка, жёлтый, щёки, чёрный, шов, жёлудь, шёпот, пчёлы, шёлк, жёрдочка, крыжовник, жёлтыё,врачом, большого

Татьяна Челышева

Знаток

(335)

3 года назад

Шорох, чокаться, трущоба,
Шок, изжога и чащоба,
Шов, крыжовник и обжора,
Шомпол, чопорный и шорты,
Шоколад, шоссе, шофёр,
Капюшон, жокей, жонглёр,
-Вот и весь набор. (Исключения с буквой О)

Денис Лисовский

Знаток

(395)

3 года назад

Шорох (исключение); шёпот; шов (исключение); ключом; трещётка; желтый; черный; течет; ночевка; кумачовый; крольчонок, большого, шорты (исключение); шоколад (исключение); шомпол (исключение)

Эвелина Лис

Ученик

(137)

3 года назад

черт желтый шорох шепот чопорный шелк шел шов шок шоколад шоссе желудь сгущенка тушенка печенка дешевка девчонка горячо решетка ожег трещетка шофер парчовый прическа обжора дирижер ежовый ножовка рубашонка распашонка трущоба

Татьяна Кривенцева

Ученик

(145)

2 года назад

1слова с О: шорох, чокоться, трущоба, шомпол, чопорный, обжора, шов, крыжовник, капюшон, шоры, шорты, пижон.
2 слова с ё-е: размежёвывать, стажёр, шёпот, дешёвый, тушёнка, копчёный, дирижёр, ретушёр, шёлк, лягушёнок, сражённый, ожёг (руки)

вероника

Знаток

(427)

2 года назад

слова с О: шорох, чокоться, трущоба, шомпол, чопорный, обжора, шов, крыжовник, капюшон, шоры, шорты, пижон, лягушонок.
2 слова с ё-е: размежёвывать, стажёр, шёпот, дешёвый, тушёнка, копчёный, дирижёр, ретушёр, шёлк, сражённый, ожёг (руки)

Вася Поролин

Ученик

(137)

2 года назад

О: сучок, плащом, ежовый, горячо, врачом, девчонка, шорох, трещотка, трущоба, ожог, речонка, парчовый, ручонки, обжора, чопорный, жокей, жонглер, шоколад, капюшон, шокировать. должок, крючок, ножовка.
Ё: печёный, сгущённое, корчёвка, бечёвка, ночёвка, решётка, причёска, дешёвка, жёлудь, шёлковый, вычёркивать, печёнка, учёный, жёлтый, дирижёр, тренажёр, чёрный, чёрствый, жёрдочка, щёлкать, пчёлка, жёсткий, щётка, чёлка, чёрт, щёголь, щёки, шёпот.

Наталья Улыбается

Ученик

(135)

1 год назад

черт желтый шорох шепот чопорный шелк шел шов шок шоколад шоссе желудь сгущенка тушенка печенка дешевка девчонка горячо решетка ожег трещетка шофер парчовый прическа обжора дирижер ежовый ножовка рубашонка распашонка трущоба

ввв ууууу

Знаток

(346)

11 месяцев назад

О: сучок, плащом, ежовый, горячо, врачом, девчонка, шорох, трещотка, трущоба, ожог, речонка, парчовый, ручонки, обжора, чопорный, жокей, жонглер, шоколад, капюшон, шокировать. должок, крючок, ножовка.
Ё: печёный, сгущённое, корчёвка, бечёвка, ночёвка, решётка, причёска, дешёвка, жёлудь, шёлковый, вычёркивать, печёнка, учёный, жёлтый, дирижёр, тренажёр, чёрный, чёрствый, жёрдочка, щёлкать, пчёлка, жёсткий, щётка, чёлка, чёрт, щёголь, щёки, шёпот.

Источник