Сдерживающий запор у ребенка

Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку. У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает. По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.

Причины психологического запора у детей

Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.

У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.

Причины запора в зависимости от возраста малыша:

  • психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
  • у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
  • у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
  • ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.

Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.

Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы. После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения. Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.

Как определить причину появления запора?

Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.

Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:

  • дискомфорт или боль во время испражнения;
  • задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
  • метеоризм, вздутие;
  • кал плотный и скудный;
  • ребенок долго сидит на горшке;
  • кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
  • ребенок выглядит вялым и уставшим.

От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.

Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:

  • дискомфорта;
  • неприятных звуков и запахов;
  • быть увиденным или услышанным посторонними людьми.

Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:

  1. Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
  2. При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
  3. Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
  4. Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
  5. Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
  6. Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
  7. Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
  8. Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.

При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.

Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время. На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь. Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.

Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые. Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты. При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.

Лечение психологического запора у взрослого человека

Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления. А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку. Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.

Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:

  • стремление к порядку;
  • скупость, бережливость;
  • упрямство.

Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.

Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:

  • педантизм;
  • страх перемен;
  • неуверенность в себе;
  • консерватизм;
  • боязнь ответственности.
  • замкнутость;
  • скупость, чрезмерная бережливость;
  • эмоциональная холодность.

Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Профилактика психологических запоров в детском возрасте

Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:

  1. Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
  2. Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
  3. Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
  4. Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
  5. Поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.

Источник

Последнее обновление статьи: 27.03.2019 г.

Причины запора у младенцев, детей до 7 лет

В силу анатомо-физиологического несовершенства пищеварительной системы и влияния многочисленных факторов риска, единая причина болезни не установлена. Запор у ребенка – комплексное, полиэтиологическое заболевание, имеющее индивидуальные механизмы развития и проявления. Воздействие факторов риска и ряд других обстоятельств приводят к замедлению пропульсивной деятельности кишечника, скоплению плотных масс в дистальных отделах, возникновению характерных симптомов патологии.

Основные предрасполагающие факторы

ПренатальныеИнтранатальныеПостнатальные
  • Нерациональное питание беременной.
  • Фетоплацентарная недостаточность (комплекс нарушений в системе «мать – плацента – плод»).
  • Гемолитическая болезнь плода и новорождённого (несовместимость крови матери и ребёнка).
  • Наследственная отягощённость (запор и другие болезни кишечника).
  • Родоразрешение путём кесарева сечения.
  • Асфиксия или травма в родах.
  • Реанимационные мероприятия в родах и раннем неонатальном периоде.
  • Долактационное вскармливание искусственными смесями.
  • Нерациональное питание кормящей матери, злоупотребление продуктами обстипантами (провоцирующие возникновение запора).
  • Патологическая желтуха.
  • Неврологические нарушения.
  • Ненадлежащий уход за ребёнком.

Доминирующие причины запора

Алиментарные причины

К ним относят следующие факторы:

  • нутритивные нарушения и беспорядочное вскармливание;
  • недооценка индивидуального пищевого пристрастия младенца, частая смена смесей;
  • насильственное и избыточное кормление («до последней капли»);
  • введение в рацион питания продуктов, которые ребёнок данного возраста не может адекватно переварить;
  • раннее введение прикормов и переход на твёрдую пищу;
  • избирательное питание (дефицит в рационе пищевых волокон, нарушение баланса между пищевыми ингредиентами);
  • нарушенный стереотип питания (беспорядочное и эпизодичное питание).

Социально-психологические причины

В их число входят следующие факторы:

  • низкая двигательная активность, тугое пеленание, использование подгузников с тугими лямками и т. д.;
  • синдром «боязни горшка»;
  • педагогические ошибки в воспитании;
  • психологическая подавленность, повышенная стеснительность;
  • несформированный стереотип дефекации;
  • низкая стрессоустойчивость и лабильность характера ребёнка.

Патологические состояния организма

Сюда относят следующее:

  • органические заболевания кишечника (болезнь Гиршпрунга, долихоколон и долихосигма (удлинение отделов кишечника), трещины анального отверстия, геморрой;
  • дефицит железа;
  • рахит;
  • неврологические заболевания (миопатии, парезы, параличи различного генеза);
  • у девочек воспалительные процессы внутренних половых органов;
  • эндокринные и обменные заболевания (сахарный диабет, гипотиреоз, муковисцидоз).

Использование определённых групп медикаментов

К ним можно отнести:

  • кодеин и его производные;
  • седативные средства (Фенобарбитал, антидепрессанты, производные фенотиазина,);
  • Лоперамид;
  • энтеросорбенты;
  • антациды и т. д.

Виды запора

Острый

Этот тип носит временный характер. Запор у ребёнка возникает нечасто, длится всего несколько дней.

Он может быть вызван изменением в диете или режиме дня, путешествиями, отсутствием физических упражнений, болезнями или применением лекарства.

Облегчить состояние ребёнка при остром запоре можно безрецептурными слабительными, упражнениями или диетой с высоким содержанием клетчатки.

Хронический

Запоры у детей длятся более трёх месяцев, а иногда и продолжаются в течение многих лет. Расстройство нарушает повседневную жизнь ребёнка. Оно не проходит без изменения диеты и физических нагрузок, требует применение медицинских препаратов, отпускаемых по рецепту врача.

Функциональный

Функциональный (идиопатический) запор подразумевает, что не существует идентифицируемого причинного органического состояния.

Данный тип расстройства обычно начинается после неонатального периода. Почти всегда есть намеренное или подсознательное удержание стула. Острая форма часто предшествует хроническому течению. Стул становится твёрдым, меньшим по объёму и труднопроходимым, что приводит к раздражению в анальном отверстии и появлению трещин.

У детей до 3 лет принудительное или слишком раннее приучение к горшку может инициировать задержку стула. У старших детей стойкий запор может развиться когда ребёнок находиться в ситуации, не позволяющей опорожнить кишечник, например, в школе.

Поскольку акт дефекации становится болезненным, возникает добровольное удержание фекалий, чтобы избежать боли. Далее позыв к дефекации исчезает, поскольку прямая кишка вмещает всё содержимое. Этот порочный цикл постепенно усугубляется, так как увеличивается объём кала, который необходимо вывести.

Основные проявления

У грудных детей с задержкой акта дефекации видимые изменения минимальны. При длительной кишечной дисфункции возможно обнаружить увеличение размеров живота, обусловленное накоплением каловых масс в дистальных отделах ЖКТ. Дети жалуются на чувство неловкости, полноты и распирания в животе, в особенности в левой стороне.

При отхождении плотных и спаянных между собой фекальных масс у пациента в анальной области возникает резкая боль, что обусловлено появлением надрывов и трещин. Ребёнок в последующем не решается на акт дефекации, сопровождаемый болезненными ощущениями, начинает самопроизвольно задерживать опорожнение кишечника, вследствие возникает длительный запор, а порой теряется рефлекс на дефекацию.

Диагностика

Диагностику проводят в две стадии.

Первый этап

На первой стадии врач тщательно собирает и анализирует анамнез, уточняет факторы и соматические расстройства, способствующие формированию болезни, проводит физикальный осмотр.

Сбор анамнеза

Сбор анамнеза часто помогает отличить функциональный запор от болезни Гиршпрунга.

Особенно важно выяснить, когда у ребёнка впервые был стул после рождения. У большинства детей с болезнью Гиршпрунга возникают запоры сразу или вскоре после появления на свет. У более чем половины младенцев с этой патологией отсутствует меконий (первородные фекалии) в первые 36 часов жизни.

Также врач должен задать вопросы о специфических симптомах запора у ребёнка, о начале и их продолжительности, есть ли болезненность и кровотечение, ассоциированные с дефекацией.

У грудничков функциональный запор часто развивается из-за диетических изменений (например, смена грудного молока на смесь, добавление твёрдых продуктов в меню, замена смеси на цельное молоко).

У детей до 3 лет идиопатический запор возникает во время приучения к горшку. У ребёнка раннего и дошкольного возраста задержка стула может развиваться после пелёночного дерматита или обезвоживания.

У старших детей функциональный запор не редко развивается при поступлении в школу, потому что они отказываются опорожнить кишечник, пока находятся в школе.

Физикальный осмотр

Самой важной частью физикального осмотра является ректальное исследование. Врач должен его провести у любого ребёнка с хроническим запором, независимо от возраста, чтобы исключить основные анатомические аномалии, которые могут обуславливать запор, такие как:

  • анальная атрезия (заращение отверстия) и уретроперинеальный свищ (полый канал на коже промежности);
  • непроходимость кишечника (эффект калового завала);
  • болезнь Гиршпрунга.

Также следует обратить внимание на размер анального канала, размер прямой кишки и наличие каких-либо внутриректальных масс. Если прямая кишка заполнения стулом, необходимо отметить его консистенцию.

Среди детей с болезнью Гиршпрунга прямая кишка, как правило, довольно мала и пуста. После обследования у младенца может возникнуть жидкий стул, поскольку функциональная обструкция временно ослаблена.

У ребёнка с функциональным запором прямая кишка, как правило, увеличена, а стул присутствует только за анальным краем.

Важно подтвердить наличие анального (кожного) рефлекса. Чтобы его вызвать, врач штифтом погладит кожу на промежности. В ответ на поглаживание внешний анальный сфинктер будет сжиматься. Отсутствие этого рефлекса может указывать на аномалию с периферическими сенсорными или двигательными нервами, или центральными связями, опосредующими рефлекс.

Второй этап

Второй этап обследования инструментальный. Его инициируют в том случае, если назначенная терапия не оказала достаточного эффекта, клиническая картина сохраняется, а врач сомневается в функциональном характере патологии, подозревая наличие аномалий дистального отдела ЖКТ, болезни Гиршпрунга. Применяют ректоромано- или колоноскопию и ирригографию.

Римские критерии

В соответствии с Римскими критериями II, функциональный запор диагностируют, если у пациента есть не менее двух из приведённых проявлений:

  • отсутствие дефекации не менее 25 % обычного времени испражнения;
  • запор продолжается не менее года без использования слабительных;
  • потребность чрезмерного натуживания;
  • стул комковатый или твёрдый;
  • ощущение не полного опорожнения (этот критерий не может быть применим для детей грудного и раннего возраста);
  • менее двух актов дефекации в неделю.

Если имеется только нерегулярная дефекация, а перечисленные критерии запора отсутствуют, диагностируется функциональная задержка стула.

У пациентов грудного возраста в большинстве случаев наблюдают функциональную задержку стула, а в раннем возрасте – чаще функциональный запор.

Как помочь ребёнку при запоре

Лечение запоров у детей – достаточно сложная и длительная задача.

Изменение рациона питания

Диетические изменения, такие как увеличение потребления жидкости и углеводов, обычно рекомендуются как часть лечения запоров.

Сбалансированная диета

Плохо абсорбируемые сахара (например, сорбит) встречаются во многих фруктовых соках (например, из чернослива, груши, яблока). Эти сахара увеличивают частоту стула. Если у ребёнка запор, рекомендуется соблюдать сбалансированную диету, включающую цельные зерна, фрукты, овощи и обильное потребление жидкостей.

Исключение коровьего молока

Следует исключить из рациона младенцев и детей раннего возраста белок коровьего молока в течение определённого периода времени, поскольку он усугубляет хронический запор.

Излишние или неэффективные диетические изменения

Не требуется переводить ребёнка на молочную смесь с низким содержанием железа. В нескольких исследованиях показано, что употребление богатых железом смесей не связано с развитием запора.

Также нет достоверных сведений, что применение пробиотиков эффективно при лечении запоров у взрослых и детей.

Увеличение двигательной активности

Для взрослых и детей ежедневные физические нагрузки помогут пищеварению и облегчат запор.

Регулярная двигательная активность благоприятствует быстрому движению пищи через толстую кишку и помогает мышцам кишечника сжиматься, перемещая отходы.

С другой стороны, отсутствие активности приводит к слабости кишечника, что затрудняет регулярное отхождение фекалий.

Для детей одно из лучших упражнений — это ходьба. Уделите 30 минут в день ходьбе, особенно после еды.

Плавание и езда на велосипеде на регулярной основе также будут полезны.

Медикаментозная терапия. Основные группы препаратов при лечении запоров у детей

Основой фармакологической терапии запора является использование достаточного количества слабительного для достижения желаемого эффекта. Непрерывное применение слабительных препаратов может потребоваться в течение нескольких месяцев, пока не исчезнет связь между актом дефекации и болью.

Осмотические слабительные:

  • полиэтиленгликоль;
  • гидроксид магния;
  • лактулоза;
  • сорбитол;
  • цитрат магния;
  • фосфат натрия.

Препараты способствуют притягиванию воды из клеток, что приводит к расширению кишечника и усилению его перистальтики.

Слабительные со стимулирующим эффектом:

  • Сеннозид;
  • Бисакодил.

Препараты этой группы усиливают перистальтическую активность в желудочно-кишечном тракте. Большинство этих агентов также стимулируют выделение соли и воды в толстом кишечнике.

Смягчители стула:

  • докузат натрия.

Препарат насыщает стул водой и жиром, способствуя его размягчению.

Народная медицина

Ранние исследования показывают, что ежедневное употребление травяного чая на основе фенхеля, аниса, бузины и сенны в течение 5 дней может уменьшить запор.

Семена фенхеля стимулируют движение мышц в пищеварительном тракте, что приводит к здоровому пищеварению и регулярным актам дефекации. Семена фенхеля также предотвращают образование газа у детей.

Применение очистительной клизмы при запоре у детей

В некоторых случаях можно использовать клизму, чтобы помочь устранить запор. Однако это следует делать только по рекомендациям врача.

К этому методу нельзя прибегать постоянно, так как регулярное применение клизмы может помешать мышцам кишечника правильно выполнять свою работу по выведению кала.

Также возможно развитие электролитного дисбаланса, что потребует дополнительного лечения.

Осложнения запора у детей

Серьёзные запоры могут привести к более тяжёлым состояниям, в том числе и к таким, как:

  • ректальное кровотечение из-за постоянного напряжения для опорожнение кишечника;
  • анальная трещина — небольшая рана в области заднего прохода;
  • геморрой — увеличенные, воспалённые кровеносные сосуды вен в прямой кишке;
  • каловый завал, когда сухой кал скапливается в анусе и прямой кишке, что приводит к обструкции.

Когда запор угрожает жизни пациента

Запор сам по себе не приводит к летальному исходу. Но при продолжительной задержке стула могут возникнуть определённые изменения, которые становятся причиной смерти.

Исследования показали, что пациенты с запором находятся в группе риска развития онкологических заболеваний. Пищеварительный тракт человека пропускает через себя тысячи канцерогенов.

При нерегулярном опорожнении кишечника эти химические соединения задерживаются в организме, что приводит к появлению атипичных клеток. У пациентов с запорами опухоль чаще обнаруживается в местах скопления кала – селезёночном и печёночном углу, сигмовидной и слепой кишке.

Профилактика запора у ребёнка

  1. Необходимо предлагать детям продукты с высоким содержанием клетчатки, такие как фрукты, овощи, фасоль, цельнозерновые хлопья и хлеб. Если ребёнок не привык к диете с высоким содержанием грубого волокна, то можно начать с добавления нескольких граммов клетчатки ежедневно в пищу, чтобы предотвратить появление газа и вздутие живота.
  2. Следует поощрять ребёнка пить много жидкости.
  3. Регулярная физическая активность стимулирует перистальтику кишечника.
  4. Посещение туалета должно быть для ребёнка комфортным. Можно предоставить малышу скамеечку для ног, чтобы у него было достаточно опоры для комфортного опорожнения кишечника.
  5. Важно напоминать ребёнку, чтобы он никогда не игнорировал позывы к акту дефекации.

Заключение

Запор может поражать людей в любой возрастной группе, и в конечном итоге это может привести к возникновению многих проблем, таких как геморрой, анальные трещины, каловый завал. Поэтому важно изменить привычки в еде, а также выпивать много жидкости, чтобы предотвратить это заболевание.

Источник