Ребенок год и четыре месяца запор

Запор у ребенка в 1 год возникает гораздо чаще по сравнению с малышами грудного возраста и дошкольниками. Что можно для нормализации работы кишечника зависит от причины констипации, поэтому ее обязательно нужно установить.

Родители годовалого малыша также должны знать, что считать запором и какие признаки указывают на его появление.

Нормы опорожнения кишечника в годовалом возрасте

На первом году жизни частота опорожнений кишечника у ребенка зависит от его возраста, характера питания и того, как пищеварительная система адаптируется к новым условиям функционирования. И если в месяц ребенок может какать от 4 до 8 и больше раз за сутки, то ближе к году номой считается, если дефекация случается и один-два раза за день.

Изменение кратности опорожнений в первую очередь происходит по причине введения в рацион детей новых продуктов питания. Примерно в 4 месяца малыш начинает получать овощные прикормы, затем ему постепенно дают каши и супы. В 8–12 месяцев большинство здоровых младенцев понемногу уже едят всю разрешенную в этом возрасте пищу.

Соответственно перестраивается и работа органов желудочно-кишечного тракта, для переработки поступающих продуктов питания органам пищеварения начинает требоваться больше усилий и потому малыш начинает какать реже.

Маленький мальчик сидит на горшке и подает туалетную бумагу

Но не стоит считать, что о запоре свидетельствует только то, сколько раз кишечник ребенка освободился от содержимого за день. Если малыш в 1 годик ходит в туалет по большому раз в два — три дня, но при этом нормально себя чувствует, не беспокоится, хорошо кушает и прибавляет в весе, а во время дефекации незаметно у него сильного напряжения и боязни горшка, то о запоре речи не идет.

На развитие констипации при отсутствии стула 2–4 и больше дней свидетельствуют следующие симптомы:

  • Боли в животике, на которые малыши реагируют плачем, капризностью, нарушением сна;
  • Сильное натуживание в процессе дефекации, проявляется оно напряжением животика, покраснением личика, иногда плачем;
  • Твердый кал. При запоре фекалии становятся плотными, выходят сухой колбаской или отдельными фрагментированными комочками;
  • Плохой аппетит.

Нужно знать, что на запоры у ребенка в 12 месяцев указывают перечисленные выше симптомы и в том случае, если он какает каждый день.

Продолжительность отсутствия стула у детей может доходить от 4 до 6–8 дней. Чем дольше ребенок не ходит в туалет, тем сильнее нарушается его общее самочувствие и постепенно появляются признаки интоксикации — головная боль, тошнота, рвота, отсутствие аппетита, повышение температуры.

Родители должны понимать, что запор у ребенка в 1 год, длящийся до 8 дней, это патология, которая требует установления причины ее развития и лечения. И в этом случае показать свое дитя педиатру необходимо сразу же.

Причины запоров у детей в 1 год

Запор у годовалого ребенка развивается по разным причинам. Наиболее вероятный провоцирующий констипацию фактор – алиментарный, то есть погрешности в питании. Малое количество пищевых волокон, недостаточный питьевой режим, перекармливание – все это негативно отражается на моторной функции кишечника.

Если у ребенка в 8–12 месяцев периодически возникает запор, то ему не желательно давать рис, сладкую выпечку, переспелые бананы, гранаты. Эти же продукты должна и мама исключить из своего рациона, если она продолжает кормить малыша грудью.

Запор у детей в один годик бывает также:

  • Функциональным. Связана эта форма запора с нарушением моторной функции толстого кишечника. Спастический запор проявляется отхождением кала отдельными фрагментами. Обычно это вид констипации определяется у малышей при детском церебральном параличе и диатезе. Гипотоническая или атоническая форма запора характеризуется длительным отсутствием стула и выхождением фекалий цилиндрической формы. При появлении подобных признаков нужно исключить рахит, гипотрофию, миастению, но чаще всего атонический запор провоцируется гиподинамией ребенка 12 месяцев.
  • Органическим, то есть связанным с определенными врожденными или приобретенными патологиями. Обычно эти патологии диагностируются еще в первые месяцы жизни малыша.
  • Интоксикационным. Развивается данный вид констипации на фоне некоторых заболеваний, например, после дизентерии или колита. Как правило, интоксикационный запор проходит после выхода всех токсинов из организма.
  • Психологическим. Появление сильной боли в момент эпизодических затруднений дефекации становится причиной того, что ребенок начинает бояться ходить на горшок.
  • Эндокринным. Запоры у детей в годик часто возникают, если у них есть патологии щитовидной железы, гипофиза, надпочечников.
  • Медикаментозным. Нередко причиной констипации становятся лекарства, назначенные малышу по поводу лечения каких-либо заболеваний.

У годовалого ребенка запоры могут быть следствием дисбактериоза. Микрофлора кишечника нарушается после антибактериальной терапии, при ослабленном иммунитете, нехватке ряда микроэлементов и витаминов. Затрудненная дефекация часто бывает проявлением анемии.

Врач с младенцем на руках

При часто повторяющихся запорах у ребенка нормальное функционирование кишечника обязательно нужно восстанавливать. И поможет в этом определение первостепенной причины патологии, ее устанавливают при помощи диагностических исследований.

Что делать при запоре у малыша в один год

Как помочь ребенку, если у него длительно не происходит дефекация? Необходимо в первую очередь исключить состояния, при которых самостоятельно нельзя помогать малышу в опорожнении кишечника. Незамедлительно обратиться в поликлинику или больницу необходимо, если запор у детей сопровождается:

  • Длительным беспокойством крохи;
  • Выраженным напряжением живота и его болезненностью;
  • Интоксикацией, которая проявляется подъемом температуры, рвотой, отказом от еды, слабостью;
  • Выделением плотных каловых масс с прожилками крови или каломазанием, то есть чередованием твердых испражнений с жидкими.

При подобных симптомах в первую очередь исключаются заболевания, требующие немедленного хирургического вмешательства. Если таких патологий не установлено, то врач скажет что делать для того, чтобы кишечник заработал в нормальном режиме.

Самостоятельное лечение запоров у детей проводится в тех случаях, когда не установлено болезней, требующих приема препаратов с определенным механизмом действия. При повторяющихся проблемах с опорожнением кишечника упор делается на питании – изменение рациона в большинстве случаев позволяет добиться регулярного стула. Дополнительно используются и другие методы, положительно сказывающиеся на перистальтике кишечника. Это усиление физической активности, массаж животика.

Необходимо также знать средства и способы, которые помогут быстро вывести скопившиеся каловые массы, так как острый запор детьми переносится тяжело.

Подбираем правильное питание при запорах

Немедленно помочь ребенку при запоре можно разными способами, но необходимо помнить, что их действие является кратковременным. Задача родителей состоит в другом – нужно не только избавить малыша в возрасте 1 года от задержки стула, но нужно и сделать так, чтобы подобной проблемы в будущем не возникало.

И добиться этого можно единственно правильным способом – подбором подходящих блюд в рацион годовалого малыша.

Разумеется, этот подход дает стопроцентный результат, только если запор вызван алиментарными факторами. Но и при провоцирующих констипацию заболеваниях здоровое питание положительно сказывается на состоянии кишечника.

При склонности к запорам годовалым детям необходимо:

  • Получать достаточное количество пищевых волокон. Содержатся они в злаках, свежих овощах и некоторых фруктах. От запора хорошо помогают сливы, нектарин, кисло-сладкие яблоки. Малышам можно давать и свежеотжатые соки из этих фруктов, но только в небольшом количестве, так как они часто вызывают аллергию. Летом полезно для пищеварения давать детям понемногу свежих ягод – слабящими свойствами обладает голубица, смородина, земляника;
  • Добавлять к блюдам отруби – примерно по чайной ложечке в день;
  • Каждый день давать щи, овощные супы, борщи;
  • Рацион составлять так, чтобы в нем было растительное и сливочное масло, нежирное мясо и рыба, яйца;
  • Пить кисломолочные напитки – кефир, биойогурт, ряженку;
  • Кормить малыша дробно. Годовалые дети должны кушать от 4 и до 6 раз за день. Порции пищи не должны быть слишком объемными;
  • Пить как можно больше жидкостей. Это должна быть обычная вода (бутилированная, но не кипяченая), несладкие компоты, отвар шиповника, морсы. Избавить ребенка от затруднений в процессе дефекации не получится, если в годик он будет выпивать меньше 500 мл воды. При запорах дать выпить немного воды нужно обязательно сразу после пробуждения утром, это запустит процесс пищеварения;
  • Давать сухофрукты. Слабящими свойствами обладает чернослив, из него готовят отвар, а распаренные ягодки малыш может съесть.

Запор у ребенка в полтора года почти ничем по причинам развития не отличается от констипации у годовалого крохи, поэтому и меры его устранения предпринимаются те же.

Кроха кушает

Нельзя детей кормить насильно и перекармливать. Организм здорового крохи сам знает, сколько пищи требуется для восполнения энергии и поэтому все, что будет насильственно введено, не усвоится. Многие педиатры по своему опыту знают, что худенькие малыши часто гораздо здоровее по сравнению с упитанными сверстниками.

Неотложная помощь малышу при запорах

В некоторых случаях избавить малыша от запора нужно не дожидаясь слабящего действия продуктов питания, отваров сухофруктов и иных методов. Слабительные медикаменты ребенку дают в исключительных случаях, и лечить таким способом может только врач.

Родители должны знать несколько методик, которые приводят к усилению перистальтики кишечника в течение часа. В возрасте один год облегчить процесс опорожнения кишечника можно используя:

  • Препарат Микролакс. Данное лекарство продается в специальных пакетиках с наконечником, благодаря чему оно сразу вводится в прямую кишку. Микроклизма приводит к размягчению каловых масс буквально за 10–15 минут и спустя это время, ребенок без болей какает;
  • Глицериновые свечки. Ребенку возрастом один год достаточно ввести ¼ часть суппозитория. Дефекация происходит в течение 20–30 минут;
  • Клизму. При помощи мягкой спринцовки в прямую кишку вводят от 100 и до 150 теплой воды с температурой в 24–27 градусов, в которую для усиления эффекта добавляют пару ложечек аптечного глицерина.

Экстренные способы облегчения дефекации используются в исключительных случаях. Если симптомы запора у детей периодически повторяются, то после обследования педиатр может подобрать соответствующее выявленным проблемам лечения.

Детям ясельного возраста часто для нормализации функционирования кишечника назначают такие препараты, как Дюфалак, Лактусан. При запорах некоторым деткам помогает прием пробиотиков, желчегонных и ферментных препаратов. Лечение обычно назначают на 7–14 дней, хотя пробиотики можно пить и несколько месяцев.

Нарушение работы кишечника у детей годовалого возраста – частое явление и родителям не нужно слишком паниковать. В большинстве случаев нормализовать процесс пищеварения удается самостоятельно самыми простыми способами.

Источник

Здравствуйте!
Знакомая попросила от моего имени выложить их опросник: у нее не получается зарегистрироваться на форуме.

Запоры. Девочка 1, 4 года..

1. Первое, что следует указать, это возможную причину заболевания. Не надо писать, что ребенок заразился от кого-то в семье или вне дома. Лучше укажите возможные причины, влияющие на ослабление защитных свойств организма, такие, как, например, переохлаждение (перегревание), погрешности в диете, разлука с близким человеком или с игрушкой (у маленького ребенка), стресс у кормящей мамы, травма или другие причины, которые могут быть повлиять на психику и организм именно вашего ребенка.

Возможно погрешности в диете, было время что мало ели овощей и фруктов, дочка особо не любит ововщи-фрукты. Иногда яблоко, морковную котлеты, очень мало пьет воды, предпочитает приложиьться к груди, а не пить воду.

Сейчас стараемся давать и чернослив, и кашу и т.п. вещи, но что то не очень это помогает(

2. Если вам трудно описать ребенка, то вспомните, что было до начала болезни, и сравните с теперешним состоянием по каждому вопросу анкеты. Лучше всего, если Вы будете рассказывать о жалобах так же, как рассказывали бы своей подружке, достаточно далекой от медицины. Диагнозы не важны. Нужно излагать жалобы и все, что Вам кажется отклонением от нормы – описывать СВОИМ языком, без наукообразия.

Ранее было все в порядке – со времени введения прикорма, стул регулярный, утром ,после просыпания или завтрака.. потом постепенно как то все сместилось, она стала какать реже, раз в два дня, я не заостряла внимания, думала, ну может пройдет, но лучше не становится. На данный момент уже почти 1, 5 мес такая ситуация со стулом..

3. Следует дать дан полный ответ на каждый вопрос, сообщая все подробности.

Простое описание такого рода как «головная боль» или «боль в спине», «насморк» или «кашель» не помогает в выборе гомеопатического лекарства. Они имеют слишком общий характер, и пользы от них мало. Выбор одного из сотни возможных лекарств, применимых к случаям, описанным подобным образом, должен был бы основываться исключительно на догадках. Но если к общему определению «кашель» пациент добавит индивидуальные особенности вроде «надрывный, сухой с усилением по ночам и в положении лежа», это сильно упростит выбор подходящего средства. Если он к тому же уточнит, что «кашель всегда возникает, когда холодный воздух подействует на горло в минимальной степени», и что кашель «заметно ослабеваeт в положении сидя, и пациент при кашле прижимает руки к груди, а боль при кашле отдает в живот», то опишет именно то, что врачу необходимо для принятия решения. Все эти сведения позволяют индивидуализировать случай.

То же самое касается остальных симптомов.

Понятно, что вот так индивидуализировать жалобы (симптомы), описывая ребенка, трудно, и родителю следует прежде проявить наблюдательность при уходе за больным малышом, а потом уже изложить результаты наблюдения на словах.

Бывает что очень сильно тужиться, краснеет, выступает пот н носу.. хнычет, видимо больно. Первая порция всегда очень плотная, сухая, фрагментированая. Она какает над тазиком – какашка падает с глухим стуком, как камень… Последующий стул мягкий, часто с примесью не переваренной колетчатки (морковка, лук, горох, кукруза, оливки..)..

Иногда бывает очень большие плотные каки – размер чуть ли не такие как у взрослых, с большим диаметром..


4. Следует указать общие модальности ребенка. Общая модальность — это сведения о том, как организм ребенка приспособился реагировать на факторы окружающей среды (еще до острой болезни), которые в свою очередь можно разделить на

— Физические
— Физиологические
— Психические.

Физические факторы:

A. Тепло и холод: предпочтение температуры помещения, переносимость теплоты (жары) солнца, печи, тепла постели (привычка раскрываться в постели, высовывать ноги из-под одеяла или наоборот кутаться в него), стремление согреться или наоборот, одеться либо раздеться, покрыть голову или отказаться от головного убора, отношение к влиянию сухого или влажного тепла (сухого или влажного холода), к температуре воды при купании, отношение к сквознякам, к открытым окнам и т.д.

Скорее любит прохладу, чем жару. В постели любит раскрываться, снимает одежуду дома. Любит ходить голышом) Головные уборы не любит, сейчас привыкла, а раньше не давала одевать шапку, панаму, снимала, если что то одели. При купании любит теплую водичку, очень любит купаться, плескаться, может сидеть в ванной час)

Б. Погода: изменение самочувствия перед или во время перемены погоды, при переходе от теплой на холодную или при переходе от холодной к теплой, при переходе к дождю, ветру, туману и т.д.

Особой реакции на пермену погоды не замечаю..

B. Место: море, горы, равнина. Как чувствует себя (где лучше, а где хуже) — у реки, озера, во влажной низине, горах, у моря и т.д.
Где лучше — в помещении или на улице, не бывает ли хуже — в подвальном помещении, или при скоплении людей, или на узкой улице, на мосту.

Вообще очень любит воду, летом ездили на море — ей нравилось у открытого пространства, обожает купаться. Любит гулять, быть в обществе людей, очень общительная, не стесняется практически никого.

Физиологические факторы:

A. Осанка и положение тела днем и ночью (спит вытянувшись, согнувшись, описать положение лежа, сидя, стоя — если есть какие-то особенности). Положение в постели, как обычно спит — на каком боку, на спине, животе, руки за головой, высокое или низкое изголовье и т.д.)

Поза во сне – часто засыпает «звездой», раскинув руки, ноги. Хотя бывает, что повернется на бочок. Бывает достаточно часто, что спит на животике поджав под себя ноги (на полу четвереньках, попой к верху)))

Б. Покой и движение — ходит быстро или медленно. Стремится оставаться на руках или идти, любит укачивание или чтобы с ним ходили туда-сюда, или лучше при езде в машине, или наоборот при езде(в полете) хуже — укачивает, беспокойный. Состояние при физических нагрузках.

Любит быть на ручках очень, но в последнее время стало ей удобнее ходить (одежда стала весенняя, не такая громоздкая как зимой) Она ходит с большим удовольствием, езду в машине переносит спокойно – она ездит у нас с рождения в автокресле. Любит быстрое движение – если ее катают на качелях, коляске со скоростью – не пугается, а смееется. Просит еще.)

B. Осязание и глубокая чувствительность — стремление растирать больное место или наоборот — ухудшение после массажа. Реакция на давление на больное место — усиление или облегчение боли (у старших детей).

После удара – иногда тру место ушиба, успокаивается быстро..

Г. Функции органов пищеварения и органов выделения (до того как стало плохо и после). Аппетит (какой) и от чего зависит, какая пища предпочитается (продукты), какая отвергается (подробности — много или мало, горячая-холодная, жирная-постная, сладкая, кислая, соленая и т.д.). Еда в спешке, как попало, особенные реакции на определенную пищу. Отрыжка, тошнота, рвота. Стул — склонен ли к поносам, запорам, каким-то выделениям вместе со стулом. Мочеиспускание (все, что кажется отклонением от нормы)

Аппетит – со мной плохо ест, предпочитает грудь или пищи чуть-чуть. С опекунами (те, кто с ней сидит в мое отсутствие) – лучше.

Любит супы, вареную картошку, морковь, капусту, фасоль из супа, очень любит мясо, сосиски,

молочные (из коровьего) молока продукты не любит и вообще не ест. Яблоко, очень редко просит сок (апельсиновый), бананы более менее, кусочек яблока. Кашу овсянку может поесть «под настроение» — иногда много съест, иногда вообще ни ложки (никогда не заставляем).

Сыр любит, свежие огурцы. Стараемся давать ей побольше чернослива и вообще клетчатки..

Т.е. по моим наболюдениям препочитает вареную пищу, богатую белком. Сладкий вкус любит больше всего. От соленого тоже редко когда откажется – соленые огурцы и т.п. вещи.

Склонность к запорам – пару раз бывало, что на последней порции кала прожилки крови (видимо трещинки).

Д. Секреты: пот, слезотечение, слизь из носа, рта, горла, бронхов, заднего прохода или из половых органов.Указать, если что-то оссобенное или что-то вас смущает . Прочие выделения, кровотечения.

Такого вроде ничего нет.. (ттт)

E Сон: время, продолжительность, глубина. Самочувствие при засыпании, при пробуждении.

Сон всегда хороший (ттт). Засыпает легко – у груди. С опекунами – вообще без проблем (опять таки ттт 10 раз) – спит спокойно, крепко.

Может заснуть при работающем телевизоре. Очень редко бывает хнычет ночью во сне, но тут же даю грудь (у нас совместный сон) – сразуже успокаивается и спит дальше.

Утром практически всегда просыпается в хорошем настроении.

Психические факторы:

Состояние при мыслях о болезни, при страхе, тревоге, радости, печали, раздражении, гневе, испуге, болезнях (в прошлом), унижении.

5 Если болен ребенок до 2-х лет и индивидуализировать симптомы еще сложнее, надо просто указать как ведет себя ребенок при действии различных раздражителей извне — как до болезни, так и во время ее. Раздражителями могут быть яркий свет, шум, холод, жара, духота , чужие люди, горячее или холодное питье, запах пищи, перемена погоды, купание в воде (теплой, холодной), мытье головы, и другие, на которые ребенок реагирует особым, присущим только ему способом.

6 Далее надо указать конкретные места поражения — локализация (точная) симптомов («где болит» или где непорядок — отклонение от нормы). В случае с очень маленьким ребенком, который не может показать где болит, можно использовать свой личный (или семейный) опыт косвенного определения места поражения — сучит ножками (если живот), трет глазки (если глаза), форсированный вдох (если нос заложен) и т.д.

После этого — обозначить характеристики симптома, т.е. при каких условиях, или в какое время суток симптом( боль или болезненный процесс в организме) усиливается или ослабевает, или появляется. Условия могут быть: ухудшение (или улучшение) стоя, лёжа, сидя, в движение или в покое, при прикосновении, надавливании, сгибании или выпрямлении, от холодного или горячего питья и пищи, от тепла или холода, сырости или в ветер, в одиночестве или в компании т.д. Как чаще это проявлялось раньше (если такое было) — сезонность – зима, весна… По времени суток ухудшение может быть: ночью, утром, до полудня, после полудня, вечером. Очень хорошо, если Вы укажите примерное время возникновения и уменьшения жалобы (или визуально определяемого, болезненного процесса).

Стул сейчас бывает раз в два ,иногда три дня. Чаще вечером.

Позавчера я не выдердала и поставила ей свечку бисакодила утром.. Т.к. стула не было два дня(( первая порция была очень плотная, потом вообще очень мягкие каки, какала она ходя по всей квартире минут 20…

Когда тужитсья она краснеет, плачет, высаживаться не дает, я ее отпускаю, она ходит и пытается покакать стоя, садиться не хочет(.

Заметила такой ньюанс, что живтик очень выпирает.. но даже когда покакает, он не уменьшается. Не знаю, особенность это малышки или это от запора..


7. АНАМНЕЗ. Как ребенок рос и развивался, особенности этого(но если все было нормально и вовремя — то так и сообщить об этом , кратко). Отражаются заболевания (также и/или пограничные состояния — склонность к анемии, склонность к аллергическим проявлениям, затрудненное прорезывание зубов — подробно), которыми ребенок болел (или болеет) до настоящего момента, перенесенные операции, травмы (в том числе психические), реакции на прививки (если проводились) и т.д. Кроме того, нужно указать, от какой по счету беременности ребенок в данной семье. Выясняется состояние матери во время беременности, получала ли она лечение (и какое), в какой срок роды, нормально ли они прошли или с особенностями (кратко и по существу).

Ребенок рос, растет и развивается очень хорошо) Грудное кормление с первых минут и по сей день, ни капли смеси. Прививки – БЦЖ, 2 гепатита В, далее отказ. Аллергических реакций не было вроде.. В грудничковом периоде появлялись пятнышки по телу – красно пятно геперимичное, в середине прыщик белый – утром появлялись, к вечеру проходили..сейчас вобще нет никаких аллергических реакций (ттт)

Стул по началу был очень не понятный – и зеленый, и с пеной с неперваренными комочками молока. Рекомендации педиатра не принимала – дизбактериоз не лечили.. правда был период я давала Нормофлорин Л – около 2недель…и так же «лечили» псевдо-кисту мозга – Траумелем и витаминами Е, А, С.. потом вообще «забили» и к педиатру теперь не ходим.

Прорезывание зубов было обычным – в 8 мес первый зуб. К году – 8 зубов. Повышенное слюноотделение было по началу… Температуры не было.

Сейчас лезут остальные зубки – клыки и жевательные..

Чуть беспокоят – чешутся десны – дочка берет в рот разные предметы и чешет десны)

Беременность первая, очень долгожданная, после диагноза бесплодие – у мужа варикоцелле, после микрохирургической операции – зачали очень бстро)

Лечение во время беременности – курантил, хофитол и т.п. вещи, которыми «пичкают» в ЖК(

На последних месяцах ставили гестоз – неделю под капельнецей магнезии в роддоме. Пила генипрал, верпамил – 1 неделю.

Роды в срок. Схватки начались дома, потом отошли воды (тоже дома) приехали в роддом, раскрытие полное – через 2 часа родила. Итого- процесс родов 8 часов.

Перед тем как «лезть» на родовое кресло, пропали схватки, ждали 15 минут – потом поставили окситоцин, родила с 3-й потуги.

7/9 по Апгар. 3500 вес. Ребенка сразу положили на живот, приложили к груди через 20 минут. Совместное пребывание в палате, кормление по требованию, совместный сон и т.п. вещи – воспитание по Рожане, Ледлофф и прочим авторам)


8. Очень важно отразить характер ребенка (даже до полугода младенцы уже способны проявлять свою индивидуальность), рассказать о семейных взаимоотношениях (если это показательно и дополняет рассказ о характере ребенка)

Характер у Ани очень дружелюбный, активная, любознательная. С крепкой, устойчивой психикой, не капризная. Веселая, активная, жизнерадостная, улыбчивая. Но может и покапризить, особенно когда хочет спать или устала..

Иногда с мужем бывает ссоримся «на глазах» ребенка. .. стараемся себя контроливровать..

Но в целом отношения очень ровные и хорошие.

Источник