Психотерапия при запорах у детей

Психотерапия при запорах у детейК сожалению, очень многим родителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как психологический запор у ребенка. Многих мам и пап сложившаяся ситуация приводит в ступор и в голове крутится только один вопрос: что делать?

Выход есть. Но сначала давайте разберемся, что такое психологический запор.

Психологический запор – это когда ваш малыш хочет сходить на горшок, но сдерживает себя из последних сил и терпит. В результате каловые массы затвердевают, и получается замкнутый круг.

Возникнуть такая ситуация может после неудачного опорожнения кишечника: крохе было больно, или появилась трещинка, или был неожиданный понос. В дальнейшем ребенок, вспоминая неприятную ситуацию, боится какать и всеми силами сдерживает позывы. Как правило, психологический запор чаще всего встречается у деток 2-3 лет: малыши в этом возрасте уже научились контролировать свой организм, вот и «контролируют» тем самым усугубляя ситуацию. И никакие уговоры, разговоры тут не помогают: ребенок еще помнит боль и не хочет ее повторения, терпит до последнего и когда сил терпеть не остается, какает в штанишки.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Запаситесь терпением! В этой ситуации ребенку нужно безграничное родительское терпение и любовь. Только так решается ситуация с психологическим запором. Плюс немного родительской организованности. А теперь давайте по подробнее.

Перед родителями стоят две основные задачи:

  1. Обеспечить ребенку мягкий безболезненный стул.
  2. Передать ребенку психологическую уверенность в том, что все будет хорошо. Относиться к тому, что происходит спокойно, без причитаний, укоров, не ругая малыша, не стыдя.

Сразу оговорюсь, что лечение психологического запора может затянуться на несколько месяцев. Я читала разные случаи, были и такие, в которых родителям потребовалось около года. Все зависит от ребенка, от его здоровья и от отношения родителей.

Первая задача родителей – не допустить повторения боли и неприятных ощущений

Каждый раз, когда ребенок какает, у него должен быть мягкий стул. Постепенно малыш привыкнет к тому, что какать легко, что после того животику становится легче, и рано или поздно начнет пробовать самостоятельно ходить на горшок.

При возникновении психологического запора обязательно посетите гастроэнтеролога. Вам нужно будет сдать анализ на дизбактериоз и копрологию. Гастроэнтеролог может выявить инфекции, или недостаток лакто-, бифидобактерий и назначить лечение. Он же посоветует лечебную диету. Только не надейтесь, что это лечение поможет вам преодолеть психологический запор, нет, это только дополнительная помощь для малыша.

Вам нужно будет тщательно следить за диетой ребенка:

  • в его рационе должно быть много овощей (свежих и тушеных), нам хорошо помогали свекольники, которые я готовила через день;
  • тыквенный сок, компоты из инжира, кураги и чернослива (для того, чтобы соки и компоты давали должный эффект, их нужно принимать на голодный желудок или через 30 минут после приема пищи);
  • нельзя увлекаться сладостями; печенье кушать не более 1-3 штучек, и обязательно запивать водой или чаем;
  • помните, что кефир крепит (ребенку можно давать только свежий, однодневный кефир и др. кисломолочные продукты);
  • следите за тем, чтобы ребенок много пил: недостаток жидкости в организме тоже провоцирует запоры.

Чтобы четко соблюдать диету родителям, скорее всего, придется немного похитрить. Ведь многие детки не хотят кушать овощи. В этом случае спрячьте их в овощные котлеты или овощные супы.  Ребенок не желает кушать овощной суп? Превратите его в суп-пюре. Не хочет много пить? Может быть, крохе понравится пить из бутылочки или через трубочку. Экспериментируйте, и помните: когда ребенок какает, у него должен быть мягкий стул.

Кроме того, старайтесь, чтобы малыш ходил в туалет каждый день, или хотя бы через день, тогда каловые массы не успеют затвердеть. Повторюсь, нам в обеспечении регулярного стула хорошо помогали компоты из сухофруктов натощак и свекольники.

Задача вторая – дать ребенку уверенность, в том, что все будет хорошо

Долгое время ребенок не будет сам ходить на горшок. Он будет терпеть до последнего, он будет хныкать, плакать, рыдать, бегать или сидеть и терпеть, до тех пор, пока терпеть станет не возможно. И вот, наконец, со слезами он покакает в трусики. И вы должны быть рядом. Вы должны похвалить ребенка, что у него все получилось, не акцентируя внимания на то, как это получилось. Не важно, куда сейчас какает малыш, важно то, что он все-таки какает. Хвалите, не скупитесь на похвалу, поцелуи и ласки. Обратите внимание ребенка на то, что ему стало легче, что животик теперь не болит и очень радуется.

Здесь конечно все зависит от темперамента ребенка, но каждая мама всегда сможет найти к своему малышу подход. Важно помнить: ребенок не будет всю жизнь какать в трусики, это временно, это пройдет и торопить события не нужно. Хвалите за каждую маленькую победу.

Мама должна быть надежной защитой ребенку. Мама должна быть с ним заодно. Скажу, что в первый раз, когда дочка промучилась три дня, и уже была на пределе, я крепко зажала ее ножки в ванной (прижав спинкой к себе), и ей удалось покакать и стало намного легче. Но после этого она почти неделю боялась мыть попу. Мне помогли разговоры, объяснение и твердое обещание, что я никогда не буду ничего делать с дочкой, если она сама не захочет. После этого она начала разрешать мне подмывать ее. Ни делайте ничего против воли ребенка. Будьте союзниками.

Дополнительная помощь ребенку при психологическом запоре

Кроме диеты, обследования у врача и безграничной родительской поддержки вы можете помочь малышу еще и косвенно. Как? Например, при помощи сказок, историй и отвлекающих действий.

Некоторым в лечении психологического запора хорошо помогают терапевтические сказки. Я ежедневно рассказывала их дочке, и надо отметить, они ей очень нравились, она часто просила мне рассказать сказочку о том, как Даша выпустила какашку. Только эффекта от них не было ни какого. Дочка все понимала, но страх оставался.

А вот еще небольшой секрет для родителей: игры с пластилином. Если вы видите, что ваш ребенок уже терпит, поиграйте вместе с пластилином. Пусть ребенок мнет его, катает шарики и размазывает по листочку.  Этот процесс очень расслабляет мышцы и отвлекает внимание.

Выздоровление

С течением времени, ребенок постепенно забудет про боль. Он будет знать, что после опорожнения становится легче. Когда ситуация уже не будет столь критичной, когда ребенок практически без страха начнет какать в трусики, начните предлагать малышу горшок. Только не навязчиво и легко, чтобы не сделать шага назад. Пусть для начала он сходит на него стоя, или вы вместе с ребенком посидите на горшке, или попробуйте быстро в момент Х снять штанишки, поставить горшок, а потом вместе порадоваться, что у ребенка получилось! Радуйтесь искренне! Кроха это оценит, и вы вместе придет к решению проблемы психологического запора.

У вас все получится! Здоровья вам и вашим деткам.

Источник

Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку. У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает. По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.

Причины психологического запора у детей

Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.

У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.

Причины запора в зависимости от возраста малыша:

  • психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
  • у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
  • у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
  • ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.

Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.

Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы. После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения. Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.

Как определить причину появления запора?

Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.

Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:

  • дискомфорт или боль во время испражнения;
  • задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
  • метеоризм, вздутие;
  • кал плотный и скудный;
  • ребенок долго сидит на горшке;
  • кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
  • ребенок выглядит вялым и уставшим.

От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.

Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:

  • дискомфорта;
  • неприятных звуков и запахов;
  • быть увиденным или услышанным посторонними людьми.

Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:

  1. Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
  2. При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
  3. Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
  4. Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
  5. Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
  6. Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
  7. Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
  8. Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.

При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.

Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время. На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь. Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.

Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые. Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты. При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.

Лечение психологического запора у взрослого человека

Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления. А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку. Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.

Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:

  • стремление к порядку;
  • скупость, бережливость;
  • упрямство.

Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.

Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:

  • педантизм;
  • страх перемен;
  • неуверенность в себе;
  • консерватизм;
  • боязнь ответственности.
  • замкнутость;
  • скупость, чрезмерная бережливость;
  • эмоциональная холодность.

Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Профилактика психологических запоров в детском возрасте

Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:

  1. Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
  2. Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
  3. Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
  4. Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
  5. Поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.

Источник