Психосоматические запоры у детей

Психологический запор у ребенка отличается от физиологической проблемы наличием внутренних переживаний и страхов. При такой причине продолжительного отсутствия дефекации обычные способы избавления от запора неэффективны.

Малыш на горшке

Связь психосоматики и запора у детей

Психосоматика – наука, изучающая воздействие факторов психологического характера на состояние здоровья человека, возникновение заболеваний и их течение.

Психосоматическую основу заболевания у ребенка патология имеет в случае, когда маленькому человеку приходится сдерживать эмоции или потребности, бороться со страхами и опасениями самостоятельно. Накопленные негативные эмоции со временем выливаются в физическую проблему со здоровьем.

Неразрешенный внутренний конфликт оказывает негативное влияние на функционирование органов и систем взрослого человека. Ребенок отличается податливой, нестабильной психикой, которая формируется на том, что он видит, слышит, чувствует. Если малыш столкнулся с неприятными физическими ощущениями или социальными проблемами во время испражнения, в дальнейшем он будет стараться всячески избегать повтора ситуации. Вследствие этого ребенок подавляет позывы к опорожнению кишечника, удержанный кал твердеет в прямой кишке, формируясь в прочную пробку из каловых масс.

Запор, возникший на фоне психологического воздействия на детский организм, становится очередным звеном в цепочке проблем, превращая их в замкнутый круг: полученный стресс — страх пережить его снова — сдерживание позывов к опорожнению — запор — стресс от новой проблемы.

Причины и симптомы психологического запора

Психосоматика запоров не наблюдается у детей грудного возраста. Младенцы, если страдают запорами, то проблема имеет физиологическую природу. Психологическая причина задержки дефекации характерна для малышей старше 2 лет. Причиной отсутствия стула могут быть:

  • пережитый стресс;
  • эмоциональная травма;
  • чувство стыда;
  • знак протеста;
  • физическая боль.

Вследствие приобретенного негативного опыта похода в туалет у малыша на психологическом уровне формируется взаимосвязь между дефекацией и болью (психологическим давлением, неприятным ощущением, стыдом).

Ребенок какает

Вызвать нежелание у крохи опорожниться могут:

  • насильственные действия родителей при приучении к горшку;
  • наказание за произведение дефекации в штаны;
  • болевые ощущения во время стула по причине запора физиологического характера;
  • чувства стыда за чрезмерную и излишнюю опеку со стороны родителей;
  • протест против различных обстановок в семье;
  • насмешки со стороны ровесников в дошкольном или школьном учреждении;
  • неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
  • стеснение и чувство дискомфорта, которые нередко связаны с необходимостью посещать общественные туалеты в детском саду или школе.

Психологией болезни может являться нежелание ребенка делиться, отдавать, а родители настоятельно учат малыша быть щедрым.

Симптомы констипации, имеющей соматическую основу, мало чем отличаются от запоров физиологического характера. Часто родители долго не могут понять причину задержки стула и повторяют свои ошибки, которые спровоцировали и усугубляют проблему.

Обратить внимание стоит на особенности поведения малыша, сочетающиеся с характерными признаками запора:

  • ребенок упорно отказывается садиться на горшок;
  • чувствует стеснение ходить в туалет под наблюдением родителей;
  • выражает страх перед горшком или унитазом;
  • капризничает, плачет, кричит при проявлении настойчивости взрослыми усадить дитя на горшок для справления нужды по большому, но при этом без проблем может произвести мочеиспускание;
  • упрямо не соглашается опорожниться в детском саду;
  • наблюдается вялость;
  • нарушается сон;
  • снижается аппетит;
  • живот становится вздутым и твердым;
  • появляется отрыжка, боль в животе, частое испускание газов;
  • при длительной задержке кала в кишечнике может подняться температура, появиться тошнота, головная боль, жалобы на дискомфорт в области сердца.

Методы лечения запоров у детей разных возрастных групп

Чтобы справиться с проблемой, важно разобраться в причине, вызвавшей такую реакцию и найти отправную точку, с которой начался замкнутый круг.

Родителям важно проявить внимание и терпение. Бороться с отсутствием стула только медикаментозным методом или налаживанием питания в этом случае не всегда эффективно. Необходимо помочь маленькому человеку избавиться от стеснения, перестать бояться:

  1. Детям любого возраста не стоит показывать свое расстройство и озабоченность имеющейся проблемой. Дети старше 3-х лет отлично чувствуют обстановку и ловят эмоции родителей, огорченное лицо мамы только добавит малышу дополнительное беспокойство. Взрослым важно сохранять спокойствие и формировать позитив вокруг ребенка, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности и расслабиться.
  2. Если чадо боится горшка, можно купить новый, который не будет похож на прежний. Вместе выбрать его, а старый позволить ребенку самостоятельно выбросить. Убедить малыша, что новый горшок «добрый и больше не будет его обижать».
  3. Если ребенок посещает садик и наотрез отказывается ходить в туалет в детском учреждении, нужно предупредить воспитателя о наличии проблемы. Педагог, взяв во внимание стеснение малыша, поспособствует уединению чада, когда тот захочет посетить уборную.
  4. Что касается детей постарше (6-8 лет), то такому ребенку можно рассказать о строении человеческого тела, физиологии, функции выделительной системы. Не стоит нагнетать обстановку и пугать дитя страшными последствиями. Аккуратно объясните, что если сдерживать в себе отходы и вовремя не избавиться от них, то они начнут выпускать в организм ядовитые вещества и выводить из строя другие внутренние органы.
  5. С детьми младшего школьного возраста, особенно если причиной запора стало стеснение, важно соблюдать тактичность. Не нужно часто спрашивать, хочет ли сын или дочь в туалет.

Прикорм ребенка

 Загрузка …

Лечение психологического запора у детей

Иногда родителям не удается справиться с задержками дефекации у малыша самостоятельно. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалисту. Педиатр даст совет, касающийся правильного питания для маленького пациента, при необходимости назначит слабительное.

В рацион детского питания нужно включить продукты, способствующие быстрому опорожнению:

  • чернослив;
  • курага;
  • сухофрукты;
  • спелые бананы;
  • абрикосы;
  • сливы;
  • отварную свеклу.

Отличным помощником в борьбе с запором является киви. Употреблять плоды нужно ежедневно по 1-2 шт.

В качестве медикаментозного метода лечения используют препараты Форлакс, Микролакс, Прелакс, ректальные глицериновые свечи, Дюфалак, Рекицен-РД.

Можно произвести очистительную клизму, но процедурой не стоит увлекаться. Частые клизмы способны нарушить микрофлору малыша.

Чтобы вылечить психологический запор, иногда приходится прибегать к комплексной терапии, где необходимо проведение копрограммы, консультация психолога, выполнение физических упражнений.

Советы психолога:

  1. С малышами в 2-3 года рекомендуется играть в ролевые игры с любимыми игрушками, прорабатывая основную причину, спроецировав ситуацию на кукол, мишек или роботов.
  2. Смогут помочь в лечении психологического запора тематические истории или сказки. Мама с папой могут придумывать их сами, используя в историях любимых героев ребенка или мальчика/девочку такого же возраста. Обязателен счастливый конец похожего случая. Это поможет малышу поверить в себя, понять, что подобная ситуация может произойти не только с ним, и проблема решаема.
  3. Желаемого результата можно добиться лепкой из пластилина. Это занятие понравится малышам в 2 года, 3, в 5 лет. С ребенком нужно налепить коричневых колбасок и поиграть в сказку про Каку-Буку, которая стучит в дверцу, и ее нужно выпустить в горшок. Сквозь неплотно сжатый кулак нужно пропустить пластилиновую колбаску и оставить в горшке. Затем спросить ребенка: не стучит ли Кака-Бука в дверцу? Нужно ее выпустить наружу.

Справляться с отсутствием дефекации можно с помощью утренней гимнастики. Комплекс упражнений включает:

  1. Бег на месте.
  2. Повороты туловища.
  3. Наклоны.
  4. Приседания.
  5. Ходьбу на четвереньках.
  6. Поочередные махи ногами, стоя на четвереньках.
  7. Прыжки с поочередной сменой ног.

Возможные осложнения и профилактика

Длительная констипация чревата развитием заболеваний толстой кишки, органов ЖКТ, появлением трещин в заднем проходе, интоксикацией организма с повышением температуры.

Чтобы избежать осложнений, рекомендуется лечить сложности со стулом согласно рекомендациям специалиста, соблюдать предложенную диету, включить в рацион продукты, содержащие пектин и клетчатку, предоставить ребенку эмоциональную поддержку.

Профилактикой послужат подвижные игры, гимнастика, употребление достаточного количества жидкости.

Побороть стеснение и страх помогут детские психологи. Такие специалисты есть в каждом дошкольном учреждении и учебном заведении.

Статья была одобрена редакцией

Источник

Родители догадываются, что причины хронических запоров у детей могут быть психологические, так же, как и у ночных страхов, но часто не знают, как решить эти проблемы. Читайте в статье:

  • Причины запоров у детей
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как научить ребенка не бояться
  • Избежать ошибок воспитания — реально?
  • О бессознательной связи мамы и ребенка
  • Роль знаний психологии для родителей

«Дочке 3 года, проблемы со стулом. Постоянные запоры, боязнь сесть на горшок. Спрячется куда-нибудь и тихонечко сделает свое дело. И еще: боится спать одна в комнате. В чем причина, что делать?»

О причинах запоров и страхов у детей отвечает детский врач-психиатр:

Здравствуйте! Три года — переломный момент в жизни ребенка. Дело в том, что в возрасте примерно трех лет у ребенка окончательно формируется сознание. Это значит, что он становится способен ощущать себя отдельно от других людей. Понимает, что «есть я, есть мама и папа», «у меня свои желания, а у них другие, и они могут не совпадать». Ребенок учится определять свои ощущения, нехватки и требовать их удовлетворения, либо стремится наполнить их сам. Это так называемый «кризис трех лет». В этом возрасте важно определить правильную линию воспитания, иначе патологические модели поведения рискуют закрепиться на всю жизнь. Надо заметить, что кризисный период может начинаться и раньше — в 2-2,5 года.

С помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана удается разобраться, какова психика любого ребенка, как скорректировать нарушения и как дальше правильно развивать его врожденные особенности. С рождения у человека есть несколько векторов из восьми возможных. Каждый вектор — это пласт психики, часть бессознательного, заложенная природой программа психических свойств, способностей и талантов, уникальных и неповторимых. И при становлении сознания ребенок начинает проявлять себя определенным образом особенно ярко, в соответствии со своими векторами, причем могут начаться проблемы именно в поведении.

Попробуем разобраться, что происходит с вашей дочкой, в каких векторах может быть загвоздка. Итак, мы видим страхи и проблему запоров у ребенка трех лет, теперь найдем их причины.

Психологические причины запора у детей

Если у ребенка запоры, надо в первую очередь обследовать его, наладить питьевой режим и диету. Если же у ребенка запоры психосоматические, то причина может быть в стрессах у малыша с анальным вектором.

Пищеварительная система — уязвимое место таких людей. На стресс они реагируют сжатием сфинктеров пищеварительного тракта, отчего движение пищевого комка затрудняется, возникают запоры, поход на горшок становится болезненным, и ребенок начинает его избегать.

Ребенок с анальным вектором от природы медлительный и делает все основательно, в нем заложено стремление быть хорошим, заслужить похвалу. Для него важным этапом развития является получение психического удовлетворения от полного опорожнения кишечника. А для получения этого ощущения требуется длительно сидеть на горшке, часто дольше, чем необходимо для физиологического завершения.

Мамы по незнанию, когда видят, что ребенок закончил, снимают его с горшка. Но на самом деле психически процесс не завершен. Причина запоров не только у маленьких детей, но и у взрослых — ответ на сдергивание и спешку. Незавершенное действие — стресс для анального вектора, так же, как прерывание и поторапливание. От такого воздействия ребенок впадает в ступор, становится еще более медленным, обижается, упрямится, может ударить маму кулачком или укусить. Если дергать ребенка, особенно, как только он притаился, и нести его на горшок — то психика каждый раз переживает стресс, а кишечник сжимается. Это и есть причина постоянных запоров у ребенка. Нужно разрешить ему действовать в естественном для него ритме, тогда он будет чувствовать себя намного комфортнее. При удалении стрессовых факторов психосоматические запоры пройдут, стул наладится. А эти особенности психики ребенка обязательно надо учитывать при воспитании.

  • Пребывание на горшке надо сделать комфортным. Можно дать книжки, игрушки — пусть играет, читает на горшке, это не навредит;
  • Нужно хвалить за хорошее, а за неправильное лучше не ругать. Если ребенок перепутал ковер с горшком, не надо фиксировать внимание на ошибках, чтобы эта тема не превратилась для него в болезненную (тем более тема горшка для ребенка с анальным вектором особенно важна);
  • Все новое — стресс для ребенка с анальным вектором. Поэтому новые способы приучить к горшку девочка воспринимает в штыки. Стоит на время оставить проблему, сначала наладить психический комфорт ребенка. Лучше дольше носить подгузник, чем травмировать его психику.

Почему дети боятся по ночам

Страх спать одному типичен для ребенка со зрительным вектором. У человека со зрительным вектором страх смерти является базовой, врожденной эмоцией и может приобретать патологический характер, захватывать всю психику целиком, так как в зрительном векторе самая большая эмоциональная амплитуда. Такой ребенок чувствительный, ранимый, эмоциональный. Эволюционно страх темноты связан с невозможностью уберечься от хищника ночью. Ночью глаза не видят, а глаза — главный сенсор зрительного ребенка. Когда психика зацикливается на страхе за свою жизнь, то малыш закономерно боится спать один. Страхи возникают у таких детей, словно из ниоткуда, в два-три года.

Мамы по незнанию могут читать детям сказки, где кто-то кого-то съел, наподобие «Колобка», «Семеро козлят». Или говорят: «Не будешь слушаться, отдам тебя злой тете!» Когда ребенок еще мал и у него нет навыка сопереживания, эмоция страха от таких сказок усиливается. Детей со зрительным вектором категорически нельзя пугать. Нужно развивать их чувственную сферу путем чтения, сначала сказок на сострадание, потом научить ребенка читать самого. Вовлекать его эмоционально в мир литературы, а для этого маме нужно самой проникнуться миром художественной книги. Если у мамы получится испытать с ребенком общие чувства, прожить их вместе, то между ними образуется эмоциональная связь.

Эмоциональная связь — гарант доверия ребенка в настоящем и будущем, даже когда он станет подростком и взрослым. Умение создавать здоровые эмоциональные связи с другими людьми жизненно необходимо зрительному ребенку. От этого напрямую зависит его судьба. Три года — уже достаточно сознательный возраст, и развивать зрительный вектор необходимо! Иначе он будет проявлять себя болезненными способами.

  • Читать на ночь сказки, приучающие к сопереживанию;
  • Ни в коем случае не пугать;
  • Общаться по душам, создать с ребенком эмоциональную связь;
  • Не стыдиться проявлять свои чувства, с маленьким ребенком можно делиться личными переживаниями, это укрепляет доверие.

Как вырастить из ребенка счастливого взрослого: родителям на заметку

Мы увидели нюансы в развитии анального и зрительного векторов девочки. Изменение способа воспитания поможет поправить дело. Но необходимо помнить, что психическое здоровье малыша зависит прежде всего от состояний мамы. Бессознательная связь ребенка с мамой до 6 лет абсолютна, после 6 лет постепенно ослабевает и исчезает при прохождении подросткового возраста. Пока ребенок мал, стрессы матери полностью передаются ему. Возможно, девочку никто не пугал, но мама сама испытывает тревожные состояния. Когда мама находится в состоянии психического комфорта, она способна дать ребенку базовое ощущение защищенности и безопасности. Пожалуй, с этого и стоило начать ответ. Для гармоничного развития ребенка важна не только гарантия его физического сохранения, но и требуется защищать его психику от негативных переживаний. Если ребенок растет в психическом дискомфорте, в недостаточной защищенности, кризис трех лет проявляет себя особенно ярко. И это тот случай, когда советы психологов «переждать» могут оказаться фатальными. Каждая мама желает своему ребенку счастья. И лучшее, что она может сделать для него, это:

  • Вылечить свои психотравмы;
  • Наладить свое внутреннее психическое состояние (избавиться от тревоги, страхов, обиды, депрессии и т.п.);
  • Изучить Системно-векторную психологию;
  • Применять эти знания в воспитании детей.

Известно, что материально богатое детство не гарантирует счастливую жизнь. Навык жить среди людей с удовольствием — вот главное. Развивайте своих детей правильно. Регистрируйтесь на бесплатные лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

«… Я — невероятно требовательная и нетерпеливая мама — постоянно орала на своих двух детей. Причем чем дальше, тем больше. Довела младшего до стресса, у нас начались проблемы с горшком. После того, как моя нервозность стала очевидна даже мне, я поняла, что надо что-то с этим делать. Где-то, не помню где именно, прочла про СВП, обещали, что у ребенка пройдут запоры. Прямо эзотерика. Как можно было в такое поверить?))) Так вот они действительно прошли. Сыну 3 года, ходил вокруг горшка, терпел, крепился, жался, со стороны как бы сознательно сдерживал, мог уделять процессу по полчаса и безрезультатно, стул раз в 3-4 дня с клизмой. Сейчас почти наладилось. Все происходит САМОСТОЯТЕЛЬНО и БЫСТРО. Надеюсь, что это устойчивый результат…»

Елена К., юрист, Москва

«…У ребёнка запоры были. Меня всегда раздражало, что она подолгу сидит на горшке, я стрессовала, ругалась. А теперь успокоилась, ещё и книжки ребёнку подсовываю и игрушки. Теперь ребёнок регулярно совершает акт дефекации, радостно бежит на горшок)))…»

Olga — Ramenskoe

«… моя зрительная девочка, дочка, категорически отказывалась спать одна в своей детской, без меня она не засыпала. С начала прохождения тренинга я начала устраивать ребенку литературные вечера, читала ей на ночь литературу, рекомендованную на сайте. И, о чудо, она сама в один из дней заявила мне, что с сегодняшнего дня будет спать в своей кроватке. С этого самого дня она действительно начала спать одна в своей детской. До прохождения тренинга никаким уговорам она не поддавалась, говорила нет, и все…»

Ольга П., специалист по недвижимости, Уфа

«… Каково же было моё удивление, когда тем же самым вечером, ложась спать, сын сказал мне: «Мама, выключи эту лампу, я буду спать без света». Вот тогда-то я и поняла, что ребенок мой ещё и зрительный вектор в себе носит, и что именно сегодня из чувства сострадания героям наших песен произошел мощный скачок в развитии ребенка, который помог ему избавиться от боязни темноты.

Прошла неделя. Сын спит без света и без страха. Сегодня мы посмотрели кино про пса Хатико — про настоящую дружбу и верность. Рыдали в четыре ручья. Зато как легко потом стало на душе! Это и есть наполнение зрительного вектора, помогающее избавиться от страхов и даже фобий…»

Ольга Я., программист, бард, Могилев

Автор Екатерина Крестникова, врач-психиатр, психиатр-нарколог
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Раздел: Медицина

8 мая, 2019

Комментариев:

1

Просмотров:

516

Теги: Психосоматика медицина

Источник