Психологический запор у ребенка трех лет
Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку. У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает. По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.
Причины психологического запора у детей
Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.
У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.
Причины запора в зависимости от возраста малыша:
- психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
- у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
- у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
- ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.
Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.
Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы. После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения. Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.
Как определить причину появления запора?
Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.
Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:
- дискомфорт или боль во время испражнения;
- задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
- метеоризм, вздутие;
- кал плотный и скудный;
- ребенок долго сидит на горшке;
- кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
- ребенок выглядит вялым и уставшим.
От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.
Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:
- дискомфорта;
- неприятных звуков и запахов;
- быть увиденным или услышанным посторонними людьми.
Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.
Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?
Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:
- Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
- При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
- Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
- Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
- Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
- Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
- Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
- Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.
При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.
Как лечить неврогенный запор у ребенка?
При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.
Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время. На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь. Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.
Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые. Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты. При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.
Лечение психологического запора у взрослого человека
Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления. А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку. Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.
Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:
- стремление к порядку;
- скупость, бережливость;
- упрямство.
Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.
Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:
- педантизм;
- страх перемен;
- неуверенность в себе;
- консерватизм;
- боязнь ответственности.
- замкнутость;
- скупость, чрезмерная бережливость;
- эмоциональная холодность.
Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.
Профилактика психологических запоров в детском возрасте
Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:
- Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
- Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
- Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
- Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
- Поддерживать здоровый психологический климат в семье.
Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.
Источник
Психологический запор у ребенка в 3 года – явление достаточно частое. В отличие от физиологического, основной причиной психологического запора является не нарушение в работе желудочно-кишечного тракта, а страх перед неприятными ощущениями – болью или наказанием. Из-за страха малыш не садится добровольно на горшок, опорожнение кишечника происходит, когда сил терпеть и сдерживать себя уже не остается. В результате происходит затвердевание каловых масс, каждый последующий поход в туалет становится все болезненнее, образуется замкнутый круг. Устранение подобной проблемы требует от родителей большого терпения, поскольку необходимо не только нормализовать стул, но и устранить страхи, предварительно установив их причины.
Психологические причины запора у детей
Чаще всего психологический запор возникает у детей в возрасте 3 лет: крохи в этом возрасте уже могут при необходимости сдерживаться и пропускать поход в туалет. Подобная необходимость возникает в большинстве случаев из-за страха перед болью. Возможно, в предыдущий раз ребенку было больно, требовались большие усилия и образовалась небольшая трещина заднего прохода. Если запор повторялся несколько раз, то в детском подсознании вполне может сформироваться установка, что ходить в туалет «по-большому» неприятно и следует этого избегать.
Еще одной распространенной причиной психологических запоров у детей является повышенная тревожность. В таком случае малыш спокойно мочится в горшок, а вот какает только в штаны, причем только когда заиграется и расслабится. При недостаточности любви и внимания со стороны родителей кроха находится в состоянии постоянного напряжения, пытается все контролировать, в том числе и процесс дефекации. Если кал все-таки выходит наружу, малыш ощущает себя грязным, переживания усугубляются раздражением родителей из-за запачканных штанов. Подобное поведение говорит о неприятии себя и низкой самооценке, что в будущем может привести к серьезным проблемам характера.
В некоторых случаях проблемы со стулом появляются при попытке приучить ребенка к унитазу: специальные сидения для унитаза с лесенкой позволяют усаживать на них детей с двухлетнего возраста. Поскольку унитаз отличается от привычного горшка, ребенок может его бояться, ассоциируя шум воды с криком монстра. Сливная конструкция для малыша непонятна, возникает страх, что вода может унести его так же, как уносит и фекалии.
Методы нормализации стула
Если возник психологический запор у крохи, первая задача родителей – обеспечить безболезненность процесса дефекации. Детский стул должен быть мягким. Если ребенку удастся сходить в туалет без боли, то постепенно страх исчезнет, а с ним и необходимость постоянно сдерживаться.
Если психологический запор стал следствием физиологического, необходимо посетить гастроэнтеролога. Возможно, что затвердевание каловых масс происходит по причине наличия инфекции или нарушения микрофлоры кишечника. Часто для нормализации стула бывает необходимо пройти курс медикаментозной терапии или пропить пробиотики. Усилить эффект от лекарственных препаратов поможет диета, составленная с учетом следующих правил:
- В рационе ребенка должно быть много тушеных и свежих овощей: капусты, кабачков, моркови, тыквы.
- Следует ограничить потребление сладкого. Допустимо съедать в день 2-3 печенья, запивая водой или чаем. В качестве десерта желательно давать ребенку свежие фрукты.
- Необходимо ввести в рацион соки со слабительным действием: тыквенный, сливовый, яблочный с мякотью. Полезны компоты из чернослива, инжира и кураги.
- Количество потребляемой ребенком жидкости должно составлять 1,5-2 л в день.
Изменение детского рациона требует от родителей изобретательности. Поскольку крохи могут отказываться есть овощные пюре и супы, следует заранее позаботиться о том, чтобы все блюда были вкусными и красивыми на вид. Из тушеных овощей можно складывать забавные рожицы, домики или машинки, это вызовет интерес и пробудит аппетит. Из привычного овощного супа можно сделать нежный суп-пюре, добавив для яркости томаты и нарезанную звездочками морковку. Заставить ребенка пить больше воды невозможно, поэтому данный процесс тоже следует превратить в игру, купив новую яркую кружку или перелив жидкость в бутылку с соломинкой.
Устранение страхов
Нормализация стула не приводит мгновенно к устранению психологических запоров у детей. Для решения проблемы необходимо помочь ребенку побороть страхи. Если ребенок боится ходить в туалет из-за страха вновь испытать боль, родителям необходимо ласково объяснить, что в этот раз все будет нормально, поскольку животик уже пролечен, он здоров и кал очень мягко выйдет наружу. Если процесс дефекации действительно пройдет безболезненно, малыш будет с каждым разом все смелее садиться на горшок, постепенно страх исчезнет. В случае когда малыш наотрез отказывается садиться на горшок, стоит отвлечь его игрой или интересным мультфильмом: при расслаблении ребенок опорожнит кишечник в штаны и обнаружит, что это уже не так больно. Мамам и папам стоит обязательно хвалить детей, когда те покакают, даже если при этом будут испачканы штаны или ковер. Главное в этом случае, что побежден страх, а привычка садиться на горшок постепенно восстановится.
Оказать существенную помощь в решении проблемы психологического запора могут занятия с игровыми наборами и пластилином. Полезно обыграть ситуацию, в которой мягкая игрушка или кукла боится идти в туалет и капризничает. Вместе с ребенком необходимо успокоить игрушку, погладить ей животик, дать поесть овощей. Далее куклу следует посадить на горшок, а потом показать ребенку игрушечные фекалии, рассказав, что они вышли из животика и теперь куколке очень хорошо и весело.
При возникновении запора на фоне повышенной тревожности полезно посетить детского психотерапевта. В рамках игрового занятия с психотерапевтом ребенок учится проживать свои страхи, постепенно освобождаясь от них. Для того чтобы перестать постоянно все контролировать и сдерживать свои порывы, малышу необходимо чувствовать любовь и поддержку родителей. Мамам и папам следует больше времени проводить с ребенком, предоставляя ему свободу в выборе игр и книг для совместного чтения. Получая постоянную поддержку от родителей, чадо учится расслабляться и доверять окружающему миру.
Для устранения страха перед унитазом необходимо объяснить малышу устройство сложной и неизвестной ему конструкции. Для этого можно использовать чертеж, где четко обозначено, откуда берется вода, куда она стекает и почему уносит все выделения. Полезно также объяснить, что возникающий шум – это шум воды, как в фонтане или водопаде. Если разбор чертежа не убедит ребенка в отсутствии монстров, стоит купить игрушечный унитаз и продемонстрировать его работу, проиграв ситуацию посещения туалета с куклами.
Профилактика запора у детей 3 лет
Для предупреждения проблем со стулом у детей в возрасте 3 лет необходимо сформировать убеждение, что посещение туалета – это естественно, полезно и даже приятно.
Процесс дефекации должен быть безболезненным и приносить малышу чувство облегчения. Если стул стал редким и твердым, родителям необходимо проанализировать режим дня ребенка, рацион и психологический климат в семье. Общие рекомендации профилактики запоров:
- активный образ жизни: необходимы ежедневные прогулки и подвижные игры;
- эмоциональный контакт со всеми членами семьи: полезны совместные обеды, прогулки, игры, просмотр мультфильмов и чтение книг;
- соблюдение режима дня: подъем и отход ко сну должны происходить примерно в одно и то же время;
- формирование условного рефлекса на дефекацию в одно и то же время: обычно процесс опорожнения кишечника происходит утром, поэтому время на сборы перед детским садом должно предусматривать 15-20 минут на посещение туалета;
- ежедневное включение в рацион овощей и фруктов.
Применяя все перечисленные выше методы лечения и профилактики, стоит помнить, что борьба с психологическими запорами может занять многие месяцы. Родителям необходимо запастись терпением и продолжать лечение до полного выздоровления.
Источник