Психологический запор у ребенка что есть
Психологический запор у детей.
1я ситуация.
Моему ребенку 3 года. Недавно мы пошли в детский сад. С этих пор у ребенка начались запоры. Причину запора понять не могу, но я думаю, что в саду ребенок терпит, когда хочет покакать и не просится на горшок, боится или стесняется. А может, это связано с тем, что однажды он не опорожнял кишечник два дня, в результате кал вышел твердым и причинил боль при дефекации. Часто я вижу, как он хочет на горшок, но сдерживает себя, и если первый день он терпит спокойно, то на второй день жалуется на боль в животе и просит погладить животик.
Механизм возникновения психологического запора прост. Если у ребенка в этом возрасте был один или два раза болезненный стул, то после этого он может стараться задерживать его неделями или даже месяцами из страха, что боль повториться. И здесь в работу включаются естественные механизмы: если ребенок будет задерживать стул в течение 1-2 дней, то каловые массы станут твердыми, и тогда запор станет уже физиологическим.
Есть и другой механизм: мама слишком ревностно приучает ребенка к горшку, а малыш, в свою очередь начинает отстаивать свою независимость, и как может, сопротивляется маме и естественному позыву, т.е. задерживает стул, что приводит к запору.
В возрасте от 1го года до 2х лет у детей действительно часто возникают запоры, причины которых в основном психологические. Но это не значит, что ребенку не нужен осмотр педиатра и других специалистов.
С «психологическим» запором справиться можно благодаря внимательному и чуткому отношению со стороны родителей.
Прежде всего, нужно добиться мягкого стула (чтобы снять болевой симптом) и уговорить ребенка посидеть на горшке. Хвалите, поощряйте, уговаривайте малыша — важно, чтобы он «попробовал» то, к чему вы его склоняете и понял, что ему уже не больно, и запомнил это новое чувство. Не стоит оставлять ребенка одного, когда он вершит великие дела, но и заострять внимание на происходящем не надо. Лучше в этот момент отвлечь малыша игрой, загадкой, чтением и т.п., проявите фантазию.
Рекомендации.
Игры могут помочь настроить малыша на героический поступок: проигрывайте с игрушками похожие ситуации. Пусть сначала персонажи игры бояться, сопротивляются сесть на горшок, но потом достойно справляются с поставленной задачей. Ребенок наверняка и сам захочет стать для своих игрушек воспитателем, когда увидит, что любимый зайчишка отказывается играть из-за плохого самочувствия. А зайка пусть объяснит, что у него болит животик из-за того, что он боится сесть на горшочек и покакать, так как ему больно. «Воспитатель» придумывает зайке новый рацион питания и полезные упражнения (и это нужно сделать родителям на самом деле), которые помогут перебороть страх и не больно сходить на горшок. Взрослые должны внимательно прислушиваться, о чем хочет поведать в своей игре ребенок.
Продолжение в комментариях (ниже)
2я ситуация.
Ребенку 3 года, на горшок он не садиться, только по-маленькому, иногда. Сходить по-большому в туалет большая проблема: это должно происходить только в штаны, без присутствия кого-либо, за столом стоя и рисуя или на коленках возле дивана рассматривая книгу, при этом ребенок очень сжат иногда потеет. Ребенок детский сад не посещает. Его поведение всегда одинаковое, если начать говорить с ним «об этом» (предлагать сходить на горшок) все усугубляется до 3-4 дней. Приучали к горшку с 7ми месяцев, сменили несколько горшков. Родители уверены, что это психологический запор. Об этом говорит его поведение – сознательное задерживание кала и сознательное хождение только в штаны. Большой страх охватывает, что данная проблема с возрастом не исчезнет, а усугубиться.
Действительно, это проблема психологическая. В этой ситуации нужно исследовать взаимоотношения в семье и отношения каждого члена семьи к данной проблеме.
Если ребенок сознательно не отпускает из себя кал, а делает это только когда заиграется, забудется и расслабиться, это может говорить о нарушениях в отношениях привязанности. Если ребенку тревожно – он хочет все контролировать, а если уверен, что все хорошо – он расслабляется. Проблема усугубляется, так как после расслабления штанишки грязные и ему не приятно, а взрослые раздражаются и тогда он получает автоматическое подтверждение, что расслабляться нельзя. Это говорит о низкой самооценке и непринятии себя, своего внутреннего мира, своих какашек, они кажутся такими мерзкими, что отпустить их нельзя — чтобы никто не видел, что у него внутри. В дальнейшем это может привести к проблемам характера: негативизму, упрямству, к проблемам в творческом самовыражении и понимании себя и своих собственных желаний.
Рекомендации.
Лучше всего обратиться к детскому психотерапевту, работающему методом игровой терапии. Очень хорошо эта проблема прорабатывается в песочной терапии. В играх ребенок может выразить свои истинные переживания, страхи, чувства, ощущения. Проигрывание разных неблагоприятных для ребенка ситуаций в сопровождении детского психолога помогут ребенку избавиться от них и развиваться дальше гармонично.
Самостоятельно родители могут попробовать играть с ребенком полчаса в день. Основное условие игры: ребенок сам выбирает во что играть и как, а родители «идут» за ним, поддерживая любые его фантазии. Родителям понадобиться много терпения. Это должен быть длительный и постоянный процесс. Тогда со временем ребенок научиться доверять миру и расслабляться.
3я ситуация.
У моего ребенка частые запоры. Ребенок панически боится садиться на унитаз. Он рассказывает, что там живет страшный монстр, который хочет схватить его за попу и утащить к себе. Ребенку 5лет. В садике он тоже не ходит в туалет, терпит, потому что «там тоже в туалете живут монстры». До сих пор ходим на горшок. Что делать?
И эта ситуация говорит о том, что у ребенка психологический запор. Не редко дети первоначально могут бояться сесть на унитаз, так как унитаз по своей конструкции отличается от горшка. В унитазе есть сливной бачек, который шумит (неизвестный звук может развить у тревожного ребенка разные фантазии) и вода, которая смывает какашки и куда-то уносит (а может смыть и попу с ребенком). Если родители заставляют ребенка сесть на унитаз, в таком случае ребенок старается не выпустить из себя что-либо, он сознательно задерживает свои какашки, чтобы не спускать в туалете «опасную» воду.
Рекомендации.
Сначала нужно ребенку рассказать и показать конструкцию унитаза: как набирается вода в сливной бачек, как и куда по трубам уходит использованная вода (можно это изобразить на рисунке). Затем, купите игрушечный унитаз и в игровой форме проигрывайте эту ситуацию с куклами или зверями. Если нужно, обратитесь за помощью к детскому психологу.
В норме стул у ребенка должен быть ежедневным, 1-2 раза в сутки, иногда через день без нарушения общего самочувствия. Существуют различные варианты нормы дефекации в зависимости от индивидуальных особенностей выделительной функции толстой кишки.
Что же понимают под запором?
— если консистенция кала плотная в виде сухих комочков (овечьи);
— если возникает чувство неполного опорожнения кишечника;
— если дефекация происходит два или менее раза в неделю;
— если натуживание занимает более ¼ времени акта дефекации.
Если имеют место 2 или более из этих критериев на протяжении 3х месяцев, то такое состояние можно расценивать как хронический запор.
Запор из-за накопления токсинов действует на головной мозг и в результате: туман в голове, невозможность сосредоточиться, мрачное расположение духа.
При запоре страдает и умственная работа, и жизненный оптимизм, и творческое, развитие.
Запоры у детей бывают:
— Алиментарные, вызванные неправильным питанием — это наиболее частая причина запоров во всех возрастные периоды жизни.
— Органические – это следствие врожденных аномалий развития кишечника.
— Функциональные:
1. Гипертонические или спастические – они развиваются в основном как результат нервных стрессов или повышенных учебных нагрузках, у детей-невропатов, при неврозах, болезнях желудка, желчных путей, мочеполовой системы, при дисбактериозе кишечника. При этом кал выделяется в виде сухих комочков, маленькими порциями, с болевыми ощущениями. У ребенка часто развивается боязнь горшка, и запоры принимают еще более устойчивый характер.
2. Гипотонические запоры, чаще встречаются у детей раннего возраста. При этом снижается тонус кишки и брюшной стенки и замедляется двигательная функция кишки. Такие запоры могут быть при эндокринной патологии, рахите, гипотрофии. Усугубляются такие запоры при малоподвижном образе жизни.
3. Условно-рефлекторные – возникают при подавлении естественного позыва на дефекацию. Нет времени сходить в туалет (или учительница не отпускает, когда идет урок), неприязнь чужих туалетов и др.
Психосоматические причины запора:
1. Привычка удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство.
2. Стрессы, перевозбуждение.
3. Неумение и нежелание отпустить прошлое (сильные эмоциональные переживания).
4. Избыток накопленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок.
5. Нежелание взять на себя ответственность (у детей школьного возраста).
Когда возникают запоры у детей, обычно – это знак родителям ослабить свои излишние требования (ругают и требуют много, а хвалят и предоставляют самостоятельности мало). Ребенок может выражать протест, когда его насильно высаживают на горшок, пугают клизмами, свечами и уколами, или слишком настойчивы, чтобы ребенок ходил на горшок в одно и то ж е время. Кроме того, недостаточный эмоциональный контакт с ребенком, малоподвижный образ жизни, стеснительность самого ребенка, например, если ему внушили, что сходить по-большому – это грязно, некрасиво, неприятный запах (воняет).
! Хвалите чаще ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам сходил «по-большому», но и в других видах деятельности. Дайте ему больше свободы действий, возможность выплескивать эмоции в игре, больше двигаться. Ведь запоры – это еще и следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые и не дают их выражать.
Симптомы при запорах:
1. Боли и чувство распирания в животе; облегчение наступает после дефекации или отхождения газов.
2. Вздутие живота — помимо собственных кишечных симптомов, может сопровождаться рефлекторными реакциями других органов: болями в сердце, сердцебъением и т.д.
3. Снижение аппетита, появление отрыжки воздухом, неприятный привкус во рту.
4. Снижение трудоспособности, головные боли, туман в голове, невозможность сосредоточиться, боли в мышцах тела.
5. Появление общей нервозности, подавленное настроение, плохой сон.
6. Изменение цвета кожи – бледное, часто с желтоватым оттенком.
Общие рекомендации профилактики запоров.
• Прекращение приема слабительных и клизм, которые препятствуют восстановлению дефекации (только по назначению врача).
• Активный образ жизни. Увеличить физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, подвижные игры и др.). Полезные физические упражнения: массаж живота по ходу часовой стрелки, втягивание и выпячивание живота, а так же заднего прохода.
• Изменить характер питания. Исключить из рациона продукты, которые зашлаковывают организм. Увеличить количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2л в день. Давайте больше фруктов и овощей: капусту, морковь, кабачки, яблоки, сливы, свеклу, смородину, инжир, тыкву, виноград, орехи.
• Формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка нужно будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака.
• Режим дня: ложиться до 22.00 и вставать до 7.00. Больше гулять на свежем воздухе. Прогулки способствуют позитивному настроению, раскрепощению, расслаблению. Пусть ребенок играет в песочнице, с мокрым и сухим песком.
• Эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком. Позволяйте ему выражать свои разные эмоции: радость, грусть, агрессию (в допустимой форме), поговорите о его страхах, снимите его тревожность. Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом. Давайте больше свободы и самостоятельности, повышайте самооценку ребенка. Пусть ребенок проявляет инициативу.
Хочу поделиться опытом. Я бабушка 4 летнего ребетенка, проблемы со стулом у ребенка давно. Была трещина, ребенку было больно ходить. Кое как (питание, лек. препараты — вылечили трещину). Остался страх и терпит до последнего ( в садике не ходит в туалет — терпит). Дома все как угорелые несемся со всех концов квартиры, когда слышим — Я какать!!! Но это было пол беды. Примерно 1,5 месяцев назад начался ад, как для нас так и для ребенка (тому способствовало поведение близкого для ребенка человека — недовольство поведением ребенка ). Ребенок перестал вообще нормально ходить в туалет. Как следствие подкакивание, вечно подмываем, меняем трусики, ночью расслабляется и конечно все в какашках. Забыли, когда нормально спали. Дома вечный прачечный комбинат. Вчера как только не уговаривали, какие только доводы не приводили — ответ один — мне будет больно и держит все в себе. Сидели по очереди с ним в , как на вахте. Тут решила (советы психолога из инета) — взяла куклу (подруга подарила Пеппи длинный чулок) и начала с ним разговор от ее имени. «Повелся». Пеппи рассказала, что не умеет какать и нее болит живот просит ребетенка научить ее какать. И о чудо — ребенок начал тужится и сходил в туалет. Первая спокойная ночь. Ребенок говорит — правда я у Вас замечательный? Пеппи поселилась в туалете на полочке. 03/10/2019 — ребенку уже 7 год. Кукла нас реально спасла. Туалет теперь по часам. Питание и психологический настрой ни кто не отменял, так как ребенок у нас очень мнительный и чувствительный. А кукла до сих пор помогает, он ей иногда душу изливает и я узнаю, что думает ребенок.
Татьяна, спасибо вам за вашу историю, тоже поробуем
Елена, попробуйте, как мы намучались и ребенок словами не передать, а решилось все за несколько минут.
А как вот быть с ребёнком которому 1г10м ничего не объяснить и ничего не показать. Ничего не хочет! Во всем протест! Например упражнения делать, на все смотрит настороженно а потом протест. А мы с мужем оба его завлекаем бодрить пытаемся, нет бесполезно! Чуть что истерики! И понятно помимо беспокойства по данной проблеме, ещё ж и период кризиса проходит, да и все в кучу. Зубы, осталось то 2. Истерики закатывает конечно жуткие, но пока жить можно. А дальше будет просто кошмар. Так как тут всё просто! Это все протекает одновременно, то есть как объяснить, ну вот помимо возрастных изменений и развития, имеет же место быть такая деликатна проблема, которая вызывает беспокойства, при которой так же ребёнок не в настроении, истерики ещё больше, нытьё, капризы…то есть когда он «освободится», то все равно полегче! Он видно, что уже другой! И да, воду он оооооочень мало и плохо пьёт! Уговоры никакие не помогают ни в чем, это редкость договориться и да соответсвенно вечно нужно питание держать на контроле, хоть у ребёнка отличный аппетит, и куша т мы можем все, тьфу тьфу никогда ни одной аллергий и сыпи ничего, и по анализам мы здоровы, все чудно. И вечно с дневным сном проблемы, режим ребёнка я держу постоянно, даже обращались к психологу специалистку по детскому сну, и до сих пор общаемся, но в вопросах какашек она ж не поможет, а со сном мы все разобрались. Но все равно даже если у ребёнка все время бодрствования вышло, он все равно, не уснёт нормально, редко когда все идеально получается, а так все равно укладывается долго веяно с беспокойством, и спит мало, хоть и попадаю в окно сна, и точно знаю и могу сказать, что спать сын хорошо и умеет и может, это факт, но таких хороших раскладов и его хорошего настроения ооочень мало((! Вообщем теории и опыта очень много, писать бесконечно можно, но проблему то это никак не решает что делать не знаю! Так как реально замкнутый круг, у меня нервы уже все, и мужу тоже теперь сложно он иногда не выдерживает это ужасно. Ребёнок одним словом капризный и беспокойный, а это ведь ещё малыш. Куда к кому мне обращаться, что делать я не знаю
Источник