Психогенный запор у детей
Запор (констипация) — урежение акта дефекации (один раз в двое суток и реже), связанное с замедленным прохождением содержимого через кишечный тракт и наличием застоя кала (копростаз).
Жалобы больных заключаются в отсутствии спонтанного стула в течение нескольких дней или 1-2 нед. Кроме того, при появлении стула имеется ощущение неполного опорожнения кишечника, отсутствует удовлетворение от дефекации. При внимательном сборе анамнеза обычно обнаруживают различные астенические проявления: нарушение сна, повышенную раздражительность, плохое настроение, снижение тонуса, интереса и внимания при интеллектуальной работе, повышенную утомляемость. Часто встречаются и различные вегетативно-висцеральные проявления: ощущение переполненного желудка, боль в животе и др. Пальпация при спастическом характере запора может выявить четкообразную сигмовидную кишку, заполненную твердыми фекальными массами, иногда каловые камни. Следует выделить проктогенный запор (дисхезия) у пожилых людей, обусловленный слабостью мускулатуры и затуханием дефекационного рефлекса, который может быть связан и с недостаточностью спинальной регуляции.
Анализ психической сферы имеет большое значение, поскольку позволяет установить у части больных определенную центрацию внимания и интересов на проблему стула. При этом необходимо выявить две возможные ситуации. Ряд больных в результате бесполезных попыток нормализовать стул пытаются находить все новые пути для достижения этой цели, и их поиски, приобретающие некую невротическо-ипохондрическую окраску, тем не менее вполне адекватны реальной ситуации. Другая нее часть больных в аналогичной ситуации существенно видоизменяет свое пищевое поведение и поведение вообще. Вызвать дефекацию, иметь стул — для них становится сверхценной идеей, в которой сосредоточен весь смысл их жизни. При этом они применяют большие количества слабительных средств и других препаратов, ставят себе многочисленные клизмы. Важно отметить, что у части больных такой запор — мнимый, а не действительный, у них наблюдается бред отрицания стула.
Традиционно психогенный запор делят на спастический (при преобладании вагальных влияний) и атонический (превалирование симпатических тенденций), хотя чаще всего встречается сочетание обоих типов.
Отсутствие признаков органического поражения желудочно-кишечного тракта и других систем организма при тщательном клинико-параклиническом исследовании в сочетании с позитивными критериями диагностики психогенных заболеваний позволяет правильно клинически оценить характер запора. Важно отметить, что у больных с психогенным запором редко наблюдаются выраженная потеря массы тела, повышение СОЭ и изменение формулы крови.
Упорный запор может быть также проявлением ряда эндокринных болезней (гипотиреоз, гиперпаратиреоз, болезнь Симонса и др.), органических заболеваний нервной и нервно-мышечной систем (паркинсонизм, церебральный атеросклероз, миастения, опухоли головного и спинного мозга). В указанных ситуациях запор редко является единственным или ведущим феноменом в клинической картине.
Патогенез психогенных запоров сложен, неоднозначен и связан с различными проявлениями психовегетативно-кишечной дисфункции. Считают, что запор — это психическое заболевание, можно сказать, социальная болезнь, следствие цивилизации. Запора не бывает ни у животных, ни у народов, стоящих на более низкой ступени развития. Хорошо известно, что при депрессивных расстройствах запор — одно из закономерных проявлений. Можно выделить три группы причин, играющих определенную роль в возникновении запора.
- Психогенные (вернее, психовегетативно-эндокринные) нарушения, которые по каналам церебровегетативных или нейроэндокринных связей вызывают дисфункцию кишечника.
- Определенные стереотипы поведения, начинающиеся обычно с детства, которые ведут по механизмам патологического обучения к ослаблению дефекационного рефлекса.
- Образ жизни больного, особенно гипокинезия, ряд особенностей пищевого рациона (бедность пищи шлаками, высокоусвояемая пища, потребление малых количеств жидкости и т.д.) также могут иметь значение в патогенезе запора.
Определенную роль в патогенезе кишечной дисфункции играет периферическая вегетативная недостаточность, которая чаще всего встречается у больных сахарным диабетом, порфирией и другими заболеваниями.
Психогенная (нервная, невротическая, функциональная, кортико-висцеральная) диарея (понос) — учащение акта дефекации с выделением жидкого стула, связанного с ускоренной эвакуацией содержимого кишечника. Многократное ежедневное выделение нормального по консистенции кала не считается поносом.
В стрессовых ситуациях неустойчивый стул и эмоциональная диарея («медвежья болезнь») — хорошо известный факт, встречающийся у людей с психовегетативной лабильностью. Клинический интерес представляют те случаи, когда частый и жидкий стул длится многие месяцы и годы, не поддается лечению средствами, назначенными гастроэнтерологами.
Если запор в ряде случаев представляет собой единственное проявление психовегетативной дисфункции, то психогенная диарея сочетается, как правило, с многочисленными желудочно-кишечными, психовегетативными и другими проявлениями.
Стул при поносе кашицеобразный или жидкий, частота его обычно не более 3-5 раз в сутки, в тяжелых случаях — 6-8 раз и более. Часто возникают императивные ложные позывы к дефекации. Больные жалуются также на тяжесть, урчание, распирание, спазмы и схваткообразную боль в животе, ощущение вздутия, метеоризм. При пальпации живот вздут, брюшная стенка умеренно болезненна, сигмовидная кишка чувствительна и болезненна. Отмечаются астения, плохое настроение, страх перед приемом пищи, которая часто вызывает диарею. Диапазон поведенческой активности может резко сужаться, появляются фобические нарушения, страх возникновения поноса в неподходящем месте и т.д.
Вегетативные проявления могут быть резко выражены — от перманентных расстройств до пароксизмов вегетативного характера.
Следует подчеркнуть, что периоды поноса могут чередоваться с периодами спастического болезненного запора.
Связь диареи с психогенными причинами, отсутствие в кале жира, крови, гноя и других признаков воспаления, исключение органических заболеваний желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы позволяют оценить имеющиеся расстройства как расстройства психовегетативного характера.
Важным дифференциально-диагностическим признаком органических заболеваний кишечника, таких, как дизентерия, язвенный колит, болезнь Крона, рак толстой кишки, является нарушенный сон при указанных болезнях и нормальный сон у больных с психогенной диареей. Кроме того, за редким исключением, общее состояние при психогенном запоре остается относительно удовлетворительным.
Патогенез диареи связан с повышенной моторикой кишечника, снижением способности всасывания жидкости в толстом кишечнике и усиленным выделением жидкости в кишечнике, что приводит к разжижению стула. Указанные механизмы связаны с нисходящей вегетативной активацией при психовегетативных нарушениях. Необходимо также учитывать и возможность периферической вегетативной недостаточности. Различные факторы (психовегетативные, эндокринно-гуморально-метаболические и др.) снижают порог и повышают возбудимость желудочно-кишечного и дефекационного рефлексов с формированием устойчивого патологического паттерна реакций, который по механизму обратной связи поддерживается или даже усиливается патологическим поведением больного. Все это лежит в основе патогенеза и симптомообразования не только диареи и запора, но и других нарушений гастроинтестинальной системы.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]
Источник
Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку. У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает. По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.
Причины психологического запора у детей
Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.
У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.
Причины запора в зависимости от возраста малыша:
- психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
- у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
- у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
- ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.
Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.
Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы. После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения. Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.
Как определить причину появления запора?
Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.
Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:
- дискомфорт или боль во время испражнения;
- задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
- метеоризм, вздутие;
- кал плотный и скудный;
- ребенок долго сидит на горшке;
- кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
- ребенок выглядит вялым и уставшим.
От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.
Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:
- дискомфорта;
- неприятных звуков и запахов;
- быть увиденным или услышанным посторонними людьми.
Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.
Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?
Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:
- Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
- При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
- Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
- Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
- Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
- Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
- Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
- Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.
При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.
Как лечить неврогенный запор у ребенка?
При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.
Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время. На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь. Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.
Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые. Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты. При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.
Лечение психологического запора у взрослого человека
Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления. А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку. Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.
Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:
- стремление к порядку;
- скупость, бережливость;
- упрямство.
Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.
Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:
- педантизм;
- страх перемен;
- неуверенность в себе;
- консерватизм;
- боязнь ответственности.
- замкнутость;
- скупость, чрезмерная бережливость;
- эмоциональная холодность.
Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.
Профилактика психологических запоров в детском возрасте
Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:
- Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
- Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
- Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
- Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
- Поддерживать здоровый психологический климат в семье.
Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.
Источник