Острый запор у детей
Запор у детей – затруднение процесса опорожнения кишечника, отсутствие самостоятельного стула в течение суток и более. Проявлениями запора у детей может служить урежение частоты дефекации, твердая консистенция стула, напряжение или беспокойство ребенка при дефекации. Для выяснения причин запора детям может проводиться ректальное пальцевое исследование, УЗИ, эндоскопия, рентгеноконтрастное исследование кишечника, анализы кала. Основными принципами лечения запоров у детей являются: выработка рефлекса на дефекацию, диетотерапия, физическая активность, массаж, медикаментозная терапия, физиотерапия, при необходимости – постановка клизм.
Запор у детей – нарушение эвакуаторной функции кишечника, заключающееся в увеличении интервалов между актами дефекации, изменении характера стула либо систематическом недостаточном опорожнении кишечника. Запоры представляют актуальную проблему педиатрии и детской гастроэнтерологии: ими страдает 15-30% детей, при этом дошкольники в 3 раза чаще. Высокая распространенность запоров среди грудных детей обусловлена низким уровнем естественного вскармливания, увеличением случаев перинатального повреждения ЦНС, пищевой аллергии; среди детей старшего возраста – неправильным питанием, стрессами, гиподинамией. Регулярные запоры негативно влияют на рост и развитие ребенка, ухудшают качество жизни, приводят к различного рода осложнениям.
Классификация запора у детей
Учитывая полиэтиологичность нарушения функции кишечника, выделяют следующие формы запоров у детей:
- алиментарные запоры, связанные с неправильным пищевым режимом
- функциональные дискинетические запоры, обусловленные нарушением моторики толстой кишки (спастические и гипотонические). Спастические запоры у детей характеризуются отхождением плотных фрагментированных каловых масс («овечьего» кала), гипотонические – задержкой стула на 5-7 суток с последующим отхождением кала в виде цилиндра большого диаметра.
- органические запоры, обусловленные анатомическими причинами
- условно-рефлекторные запоры, вызываемые нервно-психогенными причинами
- интоксикационные запоры, связанные с токсическими воздействиями
- эндокринные запоры, обусловленные нарушениями гормональной регуляции
- ятрогенные (медикаментозные) запоры
В зависимости от выраженности проявлений, в течении запора у детей различают компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную стадии, которые требуют дифференцированной лечебной тактики. На компенсированной стадии дефекация происходит 1 раз в 2–3 дня; ребенок жалуется на боли в животе, неполное опорожнение кишечника, болезненную дефекацию. Для субкомпенсированной стадии типична задержка стула от 3 до 5 дней, абдоминальные боли, метеоризм. Нередко дефекация происходит только после приема слабительных или постановки очистительной клизмы. При декомпенсированной стадии задержка стула составляет до 10 и более суток. Для опорожнения кишечника приходится прибегать к постановке гипертонической или сифонной клизмы. Характерны эндогенная интоксикация, энкопрез, пальпация каловых камней по ходу кишечника.
Причины запора у детей
Алиментарные запоры у детей могут развиваться при различных вариантах нарушения питания: неполноценной диете, гиповитаминозе, дисфункции пищеварительных желез, недостаточном питьевом режим, раннем переводе на искусственное вскармливание и др. Если ребенок получает недостаточное количество грудного молока (при гипогалактии у матери, вялом сосании, расщелинах губы и неба, срыгивании), отсутствие стула расценивается как ложный запор или псевдозапор.
Временная задержка стула (преходящий запор) часто отмечается у детей в период острых лихорадочных состояний в связи с обезвоживанием каловых масс вследствие высокой температуры, потливости, рвоты.
Органические запоры у детей связаны с анатомическими дефектами — пороками развития различных отделов толстого кишечника. Среди врожденных причин органических запоров у детей встречаются долихосигма, болезнь Гиршпрунга, атрезия прямой кишки, эктопия заднего прохода и др.; среди приобретенных анатомических изменений — полипы, опухоли, рубцы аноректальной области, спаечная болезнь, гельминтозы.
В большинстве случаев запоры у детей носят функциональный характер. В формировании дискинетических запоров у детей особую роль играет гипоксически–ишемическое и травматическое поражение ЦНС, которое чаще всего клинически проявляется гипертензионно–гидроцефальным синдромом. Гипотонические запоры встречаются у детей на фоне рахита, гипотрофии, хронического гастродуоденита, язвенной болезни, миастении, малоподвижного образа жизни, длительного постельного режима. Спастические запоры могут развиваться у детей с лактазной недостаточностью, детским церебральным параличом, нервно-артритическим диатезом. При дисбактериозе у детей запор возникает вследствие нарушения состава нормальной кишечной флоры, продуцирующей молочную кислоту и стимулирующей кишечную моторику.
Условно-рефлекторные запоры у детей могут встречаться при пеленочном дерматите, анальных трещинах, парапроктитах, свищах прямой кишки. Психогенный запор у детей может возникать при насильственном отлучении от груди, принудительном приучении ребенка к горшку, неудобствах посещения общественного туалета в детском саду или школе. Если акт дефекации сопровождался болезненностью, или посещение туалета было психологически некомфортным, ребенок может игнорировать позывы к дефекации. В этом случае кал накапливается в прямой кишке, за счет всасывания воды становится еще более твердым, что вызывает еще большую болезненность опорожнения кишечника и усугубление запора у детей.
Интоксикационные запоры у детей развиваются при острой или хронической интоксикации ядовитыми веществами, инфекционно-токсические – при дизентерии, неспецифическом язвенном колите. Запоры эндокринного генеза у детей могут быть связаны с гипотиреозом, микседемой, сахарным диабетом, гигантизмом, феохромоцитомой, надпочечниковой недостаточностью. К запорам у детей может приводить бесконтрольное использование некоторых лекарственных препаратов – энтеросорбентов, ферментов, мочегонных, препаратов железа и пр. Частая постановка клизм и прием слабительных приводят к угнетению собственного рефлекса на опорожнение кишечника.
Симптомы запора у детей
Запор у детей может проявляться кишечными (местными) и внекишечными (общими) симптомами. К местным проявлениям относятся: редкий ритм дефекации или отсутствие стула, изменение консистенции каловых масс, ощущение неполного опорожнения кишечника после похода в туалет, боль и вздутие живота, наличие примеси крови в кале, боль при дефекации, парадоксальное недержание кала.
Нормальная частота стула у детей изменяется с возрастом. Так, у новорожденных, получающих грудное вскармливание, частота дефекаций совпадает с количеством кормлений (6-7 раз в сутки). С возрастом происходит уменьшение кратности стула, и к 4–6 месяцам (времени введения прикормов) ритм дефекаций уменьшается до 2-х раз в сутки. У детей, получающих искусственное вскармливание, стул обычно бывает не чаще 1 раза в сутки. С возраста 1 года и старше частота стула у ребенка должна составлять 1-2 раза в день. Более редкий ритм опорожнения кишечника у детей расценивается как запор.
До 6 месяцев нормальная консистенция каловых масс — кашицеобразная; с 6 месяцев до 1,5-2 лет кашицеобразная или оформленная. Наличие у ребенка очень твердого кала в виде «шариков» или «плотной колбаски», частый оформленный стул маленькими порциями – также свидетельствуют о запоре.
Вследствие копростаза у ребенка возникают кишечные колики, метеоризм, чувство давления в области ануса. Беспокойство ребенка и боль при дефекации обусловлены перерастяжением стенки кишки плотными каловыми массами большого диаметра, что нередко травмирует слизистую анального канала. В этих случаях в стуле часто присутствует небольшое количество алой крови в виде прожилок. Энкопрез (каломазание, парадоксальное недержание кала) обычно развивается после предшествующей длительной задержки каловых масс.
Кроме местных проявлений, у детей, страдающих запорами, отмечаются внекишечные проявления, свидетельствующие о каловой интоксикации. К ним относятся общая слабость, утомляемость, головная боль, раздражительность, анорексия, тошнота, анемия, бледность кожных покровов, склонность к появлению гнойничковых высыпаний и акне.
Накопление в просвете кишки каловых масс, расстройство питания ее слизистой оболочки, нарушение микрофлоры кишечника может способствовать развитию колита, что вызывает еще большее усиление запора у детей. Кроме этого, упорные запоры у детей могут привести к выпадению прямой кишки.
Диагностика запора у детей
Обследование детей, страдающих запорами, должно проходить с участием педиатра, детского гастроэнтеролога или проктолога. Из анамнеза уточняется время начала и динамика заболевания, частота и консистенция стула. При осмотре выявляется вздутие живота, при пальпации определяются каловые камни по ходу сигмовидной кишки. В процессе пальцевого исследования прямой кишки производится оценка стояния ампулы, силы сфинктера, исключаются органические пороки развития.
Методы лабораторной диагностики при запорах у детей включают исследование кала на дисбактериоз, копрологию, яйца гельминтов; общий и биохимический анализ крови. В рамках комплексной оценки состояния ЖКТ детям может быть показано УЗИ поджелудочной железы, печени, желудка с проведением водно–сифонной пробы, ЭГДС. С целью обследования состояния дистальных отделов толстого кишечника выполняется ультрасонография толстого кишечника.
Окончательная оценка структурного и функционального состояния кишечника возможна после проведения рентгенологического обследования: обзорной рентгенографии брюшной полости, ирригографии, рентгенографии пассажа бария по толстому кишечнику. Для детального изучения моторной функции кишечника проводится энтероколоносцинтиграфия.
Эндоскопия у детей с запорами (ректороманоскопия, колоноскопия) выполняется для осмотра слизистой оболочки и забора эндоскопической биопсии. Нарушения функции аноректальной зоны и анального сфинктера выявляются путем выполнения манометрии и сфинктерометрии.
Учитывая, что у детей, страдающих запорами, часто имеется нарушение нервных регуляторных механизмов целесообразно обследование у детского невролога с ЭхоЭГ, ЭЭГ.
Лечение запора у детей
Ввиду того, что запор у детей всегда вторичен по отношению к ведущей причине, в рамках данного обзора возможно говорить лишь об основных направлениях лечебной работы. В некоторых случаях для нормализации физиологических отправлений достаточным оказывается изменение характера питания ребенка, активизация физической активности, увеличение питьевого режима. В рационе грудных детей, страдающих запорами, должны присутствовать фруктовые и овощные пюре; у старших детей — кисломолочные продукты, пищевые волокна, клетчатка. Чрезвычайно важным аспектом лечения запоров у детей является выработка условного рефлекса на дефекацию.
С целью ликвидации гипотонии кишечника назначаются курсы массажа с элементами ЛФК. Физиотерапевтическое лечение запоров у детей включает гальванизацию (при гипотонии), импульсные токи, электрофорез, парафиновые аппликации на область живота (при гипертонусе). Положительный результат при функциональных запорах у детей дает иглорефлексотерапия. При психогенных запорах детям может потребоваться помощь детского психолога.
Медикаментозная терапия при запорах у детей может включать назначение слабительных (лактулоза, сеннозиды, свечи с глицерином), спазмолитиков (папаверин, дротаверин), прокинетиков (домперидон), пробиотиков. В ряде случаев назначаются короткие курсы клизм (очистительных, гипертонических, масляных).
Прогноз и профилактика и запора у детей
При устранении предрасполагающих причин и выполнении индивидуальных рекомендаций происходит нормализация режима дефекации и характера стула. В противном случае запор у детей может принимать хроническое течение и сопутствовать им уже во взрослой жизни. При склонности детей к запорам обязательно проведение медицинского обследования; недопустимо самолечение, особенно с применением слабительных и клизм. Остро развившийся запор у детей может являться признаком кишечной непроходимости и других состояний, угрожающих жизни.
Меры профилактики запоров у детей должны включать грудное вскармливание, ежедневные занятия гимнастикой, курсы массажа, сбалансированное питание, приучение ребенка к дефекации в определенное время, создание благоприятной психологической атмосферы. Необходимо обязательное выявление и устранение причины, приведшей к запорам.
Источник
Последнее обновление статьи: 27.03.2019 г.
Причины запора у младенцев, детей до 7 лет
В силу анатомо-физиологического несовершенства пищеварительной системы и влияния многочисленных факторов риска, единая причина болезни не установлена. Запор у ребенка – комплексное, полиэтиологическое заболевание, имеющее индивидуальные механизмы развития и проявления. Воздействие факторов риска и ряд других обстоятельств приводят к замедлению пропульсивной деятельности кишечника, скоплению плотных масс в дистальных отделах, возникновению характерных симптомов патологии.
Основные предрасполагающие факторы
Пренатальные | Интранатальные | Постнатальные |
|
|
|
Доминирующие причины запора
Алиментарные причины
К ним относят следующие факторы:
- нутритивные нарушения и беспорядочное вскармливание;
- недооценка индивидуального пищевого пристрастия младенца, частая смена смесей;
- насильственное и избыточное кормление («до последней капли»);
- введение в рацион питания продуктов, которые ребёнок данного возраста не может адекватно переварить;
- раннее введение прикормов и переход на твёрдую пищу;
- избирательное питание (дефицит в рационе пищевых волокон, нарушение баланса между пищевыми ингредиентами);
- нарушенный стереотип питания (беспорядочное и эпизодичное питание).
Социально-психологические причины
В их число входят следующие факторы:
- низкая двигательная активность, тугое пеленание, использование подгузников с тугими лямками и т. д.;
- синдром «боязни горшка»;
- педагогические ошибки в воспитании;
- психологическая подавленность, повышенная стеснительность;
- несформированный стереотип дефекации;
- низкая стрессоустойчивость и лабильность характера ребёнка.
Патологические состояния организма
Сюда относят следующее:
- органические заболевания кишечника (болезнь Гиршпрунга, долихоколон и долихосигма (удлинение отделов кишечника), трещины анального отверстия, геморрой;
- дефицит железа;
- рахит;
- неврологические заболевания (миопатии, парезы, параличи различного генеза);
- у девочек воспалительные процессы внутренних половых органов;
- эндокринные и обменные заболевания (сахарный диабет, гипотиреоз, муковисцидоз).
Использование определённых групп медикаментов
К ним можно отнести:
- кодеин и его производные;
- седативные средства (Фенобарбитал, антидепрессанты, производные фенотиазина,);
- Лоперамид;
- энтеросорбенты;
- антациды и т. д.
Виды запора
Острый
Этот тип носит временный характер. Запор у ребёнка возникает нечасто, длится всего несколько дней.
Он может быть вызван изменением в диете или режиме дня, путешествиями, отсутствием физических упражнений, болезнями или применением лекарства.
Облегчить состояние ребёнка при остром запоре можно безрецептурными слабительными, упражнениями или диетой с высоким содержанием клетчатки.
Хронический
Запоры у детей длятся более трёх месяцев, а иногда и продолжаются в течение многих лет. Расстройство нарушает повседневную жизнь ребёнка. Оно не проходит без изменения диеты и физических нагрузок, требует применение медицинских препаратов, отпускаемых по рецепту врача.
Функциональный
Функциональный (идиопатический) запор подразумевает, что не существует идентифицируемого причинного органического состояния.
Данный тип расстройства обычно начинается после неонатального периода. Почти всегда есть намеренное или подсознательное удержание стула. Острая форма часто предшествует хроническому течению. Стул становится твёрдым, меньшим по объёму и труднопроходимым, что приводит к раздражению в анальном отверстии и появлению трещин.
У детей до 3 лет принудительное или слишком раннее приучение к горшку может инициировать задержку стула. У старших детей стойкий запор может развиться когда ребёнок находиться в ситуации, не позволяющей опорожнить кишечник, например, в школе.
Поскольку акт дефекации становится болезненным, возникает добровольное удержание фекалий, чтобы избежать боли. Далее позыв к дефекации исчезает, поскольку прямая кишка вмещает всё содержимое. Этот порочный цикл постепенно усугубляется, так как увеличивается объём кала, который необходимо вывести.
Основные проявления
У грудных детей с задержкой акта дефекации видимые изменения минимальны. При длительной кишечной дисфункции возможно обнаружить увеличение размеров живота, обусловленное накоплением каловых масс в дистальных отделах ЖКТ. Дети жалуются на чувство неловкости, полноты и распирания в животе, в особенности в левой стороне.
При отхождении плотных и спаянных между собой фекальных масс у пациента в анальной области возникает резкая боль, что обусловлено появлением надрывов и трещин. Ребёнок в последующем не решается на акт дефекации, сопровождаемый болезненными ощущениями, начинает самопроизвольно задерживать опорожнение кишечника, вследствие возникает длительный запор, а порой теряется рефлекс на дефекацию.
Диагностика
Диагностику проводят в две стадии.
Первый этап
На первой стадии врач тщательно собирает и анализирует анамнез, уточняет факторы и соматические расстройства, способствующие формированию болезни, проводит физикальный осмотр.
Сбор анамнеза
Сбор анамнеза часто помогает отличить функциональный запор от болезни Гиршпрунга.
Особенно важно выяснить, когда у ребёнка впервые был стул после рождения. У большинства детей с болезнью Гиршпрунга возникают запоры сразу или вскоре после появления на свет. У более чем половины младенцев с этой патологией отсутствует меконий (первородные фекалии) в первые 36 часов жизни.
Также врач должен задать вопросы о специфических симптомах запора у ребёнка, о начале и их продолжительности, есть ли болезненность и кровотечение, ассоциированные с дефекацией.
У грудничков функциональный запор часто развивается из-за диетических изменений (например, смена грудного молока на смесь, добавление твёрдых продуктов в меню, замена смеси на цельное молоко).
У детей до 3 лет идиопатический запор возникает во время приучения к горшку. У ребёнка раннего и дошкольного возраста задержка стула может развиваться после пелёночного дерматита или обезвоживания.
У старших детей функциональный запор не редко развивается при поступлении в школу, потому что они отказываются опорожнить кишечник, пока находятся в школе.
Физикальный осмотр
Самой важной частью физикального осмотра является ректальное исследование. Врач должен его провести у любого ребёнка с хроническим запором, независимо от возраста, чтобы исключить основные анатомические аномалии, которые могут обуславливать запор, такие как:
- анальная атрезия (заращение отверстия) и уретроперинеальный свищ (полый канал на коже промежности);
- непроходимость кишечника (эффект калового завала);
- болезнь Гиршпрунга.
Также следует обратить внимание на размер анального канала, размер прямой кишки и наличие каких-либо внутриректальных масс. Если прямая кишка заполнения стулом, необходимо отметить его консистенцию.
Среди детей с болезнью Гиршпрунга прямая кишка, как правило, довольно мала и пуста. После обследования у младенца может возникнуть жидкий стул, поскольку функциональная обструкция временно ослаблена.
У ребёнка с функциональным запором прямая кишка, как правило, увеличена, а стул присутствует только за анальным краем.
Важно подтвердить наличие анального (кожного) рефлекса. Чтобы его вызвать, врач штифтом погладит кожу на промежности. В ответ на поглаживание внешний анальный сфинктер будет сжиматься. Отсутствие этого рефлекса может указывать на аномалию с периферическими сенсорными или двигательными нервами, или центральными связями, опосредующими рефлекс.
Второй этап
Второй этап обследования инструментальный. Его инициируют в том случае, если назначенная терапия не оказала достаточного эффекта, клиническая картина сохраняется, а врач сомневается в функциональном характере патологии, подозревая наличие аномалий дистального отдела ЖКТ, болезни Гиршпрунга. Применяют ректоромано- или колоноскопию и ирригографию.
Римские критерии
В соответствии с Римскими критериями II, функциональный запор диагностируют, если у пациента есть не менее двух из приведённых проявлений:
- отсутствие дефекации не менее 25 % обычного времени испражнения;
- запор продолжается не менее года без использования слабительных;
- потребность чрезмерного натуживания;
- стул комковатый или твёрдый;
- ощущение не полного опорожнения (этот критерий не может быть применим для детей грудного и раннего возраста);
- менее двух актов дефекации в неделю.
Если имеется только нерегулярная дефекация, а перечисленные критерии запора отсутствуют, диагностируется функциональная задержка стула.
У пациентов грудного возраста в большинстве случаев наблюдают функциональную задержку стула, а в раннем возрасте – чаще функциональный запор.
Как помочь ребёнку при запоре
Лечение запоров у детей – достаточно сложная и длительная задача.
Изменение рациона питания
Диетические изменения, такие как увеличение потребления жидкости и углеводов, обычно рекомендуются как часть лечения запоров.
Сбалансированная диета
Плохо абсорбируемые сахара (например, сорбит) встречаются во многих фруктовых соках (например, из чернослива, груши, яблока). Эти сахара увеличивают частоту стула. Если у ребёнка запор, рекомендуется соблюдать сбалансированную диету, включающую цельные зерна, фрукты, овощи и обильное потребление жидкостей.
Исключение коровьего молока
Следует исключить из рациона младенцев и детей раннего возраста белок коровьего молока в течение определённого периода времени, поскольку он усугубляет хронический запор.
Излишние или неэффективные диетические изменения
Не требуется переводить ребёнка на молочную смесь с низким содержанием железа. В нескольких исследованиях показано, что употребление богатых железом смесей не связано с развитием запора.
Также нет достоверных сведений, что применение пробиотиков эффективно при лечении запоров у взрослых и детей.
Увеличение двигательной активности
Для взрослых и детей ежедневные физические нагрузки помогут пищеварению и облегчат запор.
Регулярная двигательная активность благоприятствует быстрому движению пищи через толстую кишку и помогает мышцам кишечника сжиматься, перемещая отходы.
С другой стороны, отсутствие активности приводит к слабости кишечника, что затрудняет регулярное отхождение фекалий.
Для детей одно из лучших упражнений — это ходьба. Уделите 30 минут в день ходьбе, особенно после еды.
Плавание и езда на велосипеде на регулярной основе также будут полезны.
Медикаментозная терапия. Основные группы препаратов при лечении запоров у детей
Основой фармакологической терапии запора является использование достаточного количества слабительного для достижения желаемого эффекта. Непрерывное применение слабительных препаратов может потребоваться в течение нескольких месяцев, пока не исчезнет связь между актом дефекации и болью.
Осмотические слабительные:
- полиэтиленгликоль;
- гидроксид магния;
- лактулоза;
- сорбитол;
- цитрат магния;
- фосфат натрия.
Препараты способствуют притягиванию воды из клеток, что приводит к расширению кишечника и усилению его перистальтики.
Слабительные со стимулирующим эффектом:
- Сеннозид;
- Бисакодил.
Препараты этой группы усиливают перистальтическую активность в желудочно-кишечном тракте. Большинство этих агентов также стимулируют выделение соли и воды в толстом кишечнике.
Смягчители стула:
- докузат натрия.
Препарат насыщает стул водой и жиром, способствуя его размягчению.
Народная медицина
Ранние исследования показывают, что ежедневное употребление травяного чая на основе фенхеля, аниса, бузины и сенны в течение 5 дней может уменьшить запор.
Семена фенхеля стимулируют движение мышц в пищеварительном тракте, что приводит к здоровому пищеварению и регулярным актам дефекации. Семена фенхеля также предотвращают образование газа у детей.
Применение очистительной клизмы при запоре у детей
В некоторых случаях можно использовать клизму, чтобы помочь устранить запор. Однако это следует делать только по рекомендациям врача.
К этому методу нельзя прибегать постоянно, так как регулярное применение клизмы может помешать мышцам кишечника правильно выполнять свою работу по выведению кала.
Также возможно развитие электролитного дисбаланса, что потребует дополнительного лечения.
Осложнения запора у детей
Серьёзные запоры могут привести к более тяжёлым состояниям, в том числе и к таким, как:
- ректальное кровотечение из-за постоянного напряжения для опорожнение кишечника;
- анальная трещина — небольшая рана в области заднего прохода;
- геморрой — увеличенные, воспалённые кровеносные сосуды вен в прямой кишке;
- каловый завал, когда сухой кал скапливается в анусе и прямой кишке, что приводит к обструкции.
Когда запор угрожает жизни пациента
Запор сам по себе не приводит к летальному исходу. Но при продолжительной задержке стула могут возникнуть определённые изменения, которые становятся причиной смерти.
Исследования показали, что пациенты с запором находятся в группе риска развития онкологических заболеваний. Пищеварительный тракт человека пропускает через себя тысячи канцерогенов.
При нерегулярном опорожнении кишечника эти химические соединения задерживаются в организме, что приводит к появлению атипичных клеток. У пациентов с запорами опухоль чаще обнаруживается в местах скопления кала – селезёночном и печёночном углу, сигмовидной и слепой кишке.
Профилактика запора у ребёнка
- Необходимо предлагать детям продукты с высоким содержанием клетчатки, такие как фрукты, овощи, фасоль, цельнозерновые хлопья и хлеб. Если ребёнок не привык к диете с высоким содержанием грубого волокна, то можно начать с добавления нескольких граммов клетчатки ежедневно в пищу, чтобы предотвратить появление газа и вздутие живота.
- Следует поощрять ребёнка пить много жидкости.
- Регулярная физическая активность стимулирует перистальтику кишечника.
- Посещение туалета должно быть для ребёнка комфортным. Можно предоставить малышу скамеечку для ног, чтобы у него было достаточно опоры для комфортного опорожнения кишечника.
- Важно напоминать ребёнку, чтобы он никогда не игнорировал позывы к акту дефекации.
Заключение
Запор может поражать людей в любой возрастной группе, и в конечном итоге это может привести к возникновению многих проблем, таких как геморрой, анальные трещины, каловый завал. Поэтому важно изменить привычки в еде, а также выпивать много жидкости, чтобы предотвратить это заболевание.
Источник