Неврологические причины запора у детей

Последнее обновление статьи: 27.03.2019 г.

Причины запора у младенцев, детей до 7 лет

В силу анатомо-физиологического несовершенства пищеварительной системы и влияния многочисленных факторов риска, единая причина болезни не установлена. Запор у ребенка – комплексное, полиэтиологическое заболевание, имеющее индивидуальные механизмы развития и проявления. Воздействие факторов риска и ряд других обстоятельств приводят к замедлению пропульсивной деятельности кишечника, скоплению плотных масс в дистальных отделах, возникновению характерных симптомов патологии.

Основные предрасполагающие факторы

ПренатальныеИнтранатальныеПостнатальные
  • Нерациональное питание беременной.
  • Фетоплацентарная недостаточность (комплекс нарушений в системе «мать – плацента – плод»).
  • Гемолитическая болезнь плода и новорождённого (несовместимость крови матери и ребёнка).
  • Наследственная отягощённость (запор и другие болезни кишечника).
  • Родоразрешение путём кесарева сечения.
  • Асфиксия или травма в родах.
  • Реанимационные мероприятия в родах и раннем неонатальном периоде.
  • Долактационное вскармливание искусственными смесями.
  • Нерациональное питание кормящей матери, злоупотребление продуктами обстипантами (провоцирующие возникновение запора).
  • Патологическая желтуха.
  • Неврологические нарушения.
  • Ненадлежащий уход за ребёнком.

Доминирующие причины запора

Алиментарные причины

К ним относят следующие факторы:

  • нутритивные нарушения и беспорядочное вскармливание;
  • недооценка индивидуального пищевого пристрастия младенца, частая смена смесей;
  • насильственное и избыточное кормление («до последней капли»);
  • введение в рацион питания продуктов, которые ребёнок данного возраста не может адекватно переварить;
  • раннее введение прикормов и переход на твёрдую пищу;
  • избирательное питание (дефицит в рационе пищевых волокон, нарушение баланса между пищевыми ингредиентами);
  • нарушенный стереотип питания (беспорядочное и эпизодичное питание).

Социально-психологические причины

В их число входят следующие факторы:

  • низкая двигательная активность, тугое пеленание, использование подгузников с тугими лямками и т. д.;
  • синдром «боязни горшка»;
  • педагогические ошибки в воспитании;
  • психологическая подавленность, повышенная стеснительность;
  • несформированный стереотип дефекации;
  • низкая стрессоустойчивость и лабильность характера ребёнка.

Патологические состояния организма

Сюда относят следующее:

  • органические заболевания кишечника (болезнь Гиршпрунга, долихоколон и долихосигма (удлинение отделов кишечника), трещины анального отверстия, геморрой;
  • дефицит железа;
  • рахит;
  • неврологические заболевания (миопатии, парезы, параличи различного генеза);
  • у девочек воспалительные процессы внутренних половых органов;
  • эндокринные и обменные заболевания (сахарный диабет, гипотиреоз, муковисцидоз).

Использование определённых групп медикаментов

К ним можно отнести:

  • кодеин и его производные;
  • седативные средства (Фенобарбитал, антидепрессанты, производные фенотиазина,);
  • Лоперамид;
  • энтеросорбенты;
  • антациды и т. д.

Виды запора

Острый

Этот тип носит временный характер. Запор у ребёнка возникает нечасто, длится всего несколько дней.

Он может быть вызван изменением в диете или режиме дня, путешествиями, отсутствием физических упражнений, болезнями или применением лекарства.

Облегчить состояние ребёнка при остром запоре можно безрецептурными слабительными, упражнениями или диетой с высоким содержанием клетчатки.

Хронический

Запоры у детей длятся более трёх месяцев, а иногда и продолжаются в течение многих лет. Расстройство нарушает повседневную жизнь ребёнка. Оно не проходит без изменения диеты и физических нагрузок, требует применение медицинских препаратов, отпускаемых по рецепту врача.

Функциональный

Функциональный (идиопатический) запор подразумевает, что не существует идентифицируемого причинного органического состояния.

Данный тип расстройства обычно начинается после неонатального периода. Почти всегда есть намеренное или подсознательное удержание стула. Острая форма часто предшествует хроническому течению. Стул становится твёрдым, меньшим по объёму и труднопроходимым, что приводит к раздражению в анальном отверстии и появлению трещин.

У детей до 3 лет принудительное или слишком раннее приучение к горшку может инициировать задержку стула. У старших детей стойкий запор может развиться когда ребёнок находиться в ситуации, не позволяющей опорожнить кишечник, например, в школе.

Поскольку акт дефекации становится болезненным, возникает добровольное удержание фекалий, чтобы избежать боли. Далее позыв к дефекации исчезает, поскольку прямая кишка вмещает всё содержимое. Этот порочный цикл постепенно усугубляется, так как увеличивается объём кала, который необходимо вывести.

Основные проявления

У грудных детей с задержкой акта дефекации видимые изменения минимальны. При длительной кишечной дисфункции возможно обнаружить увеличение размеров живота, обусловленное накоплением каловых масс в дистальных отделах ЖКТ. Дети жалуются на чувство неловкости, полноты и распирания в животе, в особенности в левой стороне.

При отхождении плотных и спаянных между собой фекальных масс у пациента в анальной области возникает резкая боль, что обусловлено появлением надрывов и трещин. Ребёнок в последующем не решается на акт дефекации, сопровождаемый болезненными ощущениями, начинает самопроизвольно задерживать опорожнение кишечника, вследствие возникает длительный запор, а порой теряется рефлекс на дефекацию.

Диагностика

Диагностику проводят в две стадии.

Первый этап

На первой стадии врач тщательно собирает и анализирует анамнез, уточняет факторы и соматические расстройства, способствующие формированию болезни, проводит физикальный осмотр.

Сбор анамнеза

Сбор анамнеза часто помогает отличить функциональный запор от болезни Гиршпрунга.

Особенно важно выяснить, когда у ребёнка впервые был стул после рождения. У большинства детей с болезнью Гиршпрунга возникают запоры сразу или вскоре после появления на свет. У более чем половины младенцев с этой патологией отсутствует меконий (первородные фекалии) в первые 36 часов жизни.

Также врач должен задать вопросы о специфических симптомах запора у ребёнка, о начале и их продолжительности, есть ли болезненность и кровотечение, ассоциированные с дефекацией.

У грудничков функциональный запор часто развивается из-за диетических изменений (например, смена грудного молока на смесь, добавление твёрдых продуктов в меню, замена смеси на цельное молоко).

Читайте также:  Беременность 7 недель сильный запор

У детей до 3 лет идиопатический запор возникает во время приучения к горшку. У ребёнка раннего и дошкольного возраста задержка стула может развиваться после пелёночного дерматита или обезвоживания.

У старших детей функциональный запор не редко развивается при поступлении в школу, потому что они отказываются опорожнить кишечник, пока находятся в школе.

Физикальный осмотр

Самой важной частью физикального осмотра является ректальное исследование. Врач должен его провести у любого ребёнка с хроническим запором, независимо от возраста, чтобы исключить основные анатомические аномалии, которые могут обуславливать запор, такие как:

  • анальная атрезия (заращение отверстия) и уретроперинеальный свищ (полый канал на коже промежности);
  • непроходимость кишечника (эффект калового завала);
  • болезнь Гиршпрунга.

Также следует обратить внимание на размер анального канала, размер прямой кишки и наличие каких-либо внутриректальных масс. Если прямая кишка заполнения стулом, необходимо отметить его консистенцию.

Среди детей с болезнью Гиршпрунга прямая кишка, как правило, довольно мала и пуста. После обследования у младенца может возникнуть жидкий стул, поскольку функциональная обструкция временно ослаблена.

У ребёнка с функциональным запором прямая кишка, как правило, увеличена, а стул присутствует только за анальным краем.

Важно подтвердить наличие анального (кожного) рефлекса. Чтобы его вызвать, врач штифтом погладит кожу на промежности. В ответ на поглаживание внешний анальный сфинктер будет сжиматься. Отсутствие этого рефлекса может указывать на аномалию с периферическими сенсорными или двигательными нервами, или центральными связями, опосредующими рефлекс.

Второй этап

Второй этап обследования инструментальный. Его инициируют в том случае, если назначенная терапия не оказала достаточного эффекта, клиническая картина сохраняется, а врач сомневается в функциональном характере патологии, подозревая наличие аномалий дистального отдела ЖКТ, болезни Гиршпрунга. Применяют ректоромано- или колоноскопию и ирригографию.

Римские критерии

В соответствии с Римскими критериями II, функциональный запор диагностируют, если у пациента есть не менее двух из приведённых проявлений:

  • отсутствие дефекации не менее 25 % обычного времени испражнения;
  • запор продолжается не менее года без использования слабительных;
  • потребность чрезмерного натуживания;
  • стул комковатый или твёрдый;
  • ощущение не полного опорожнения (этот критерий не может быть применим для детей грудного и раннего возраста);
  • менее двух актов дефекации в неделю.

Если имеется только нерегулярная дефекация, а перечисленные критерии запора отсутствуют, диагностируется функциональная задержка стула.

У пациентов грудного возраста в большинстве случаев наблюдают функциональную задержку стула, а в раннем возрасте – чаще функциональный запор.

Как помочь ребёнку при запоре

Лечение запоров у детей – достаточно сложная и длительная задача.

Изменение рациона питания

Диетические изменения, такие как увеличение потребления жидкости и углеводов, обычно рекомендуются как часть лечения запоров.

Сбалансированная диета

Плохо абсорбируемые сахара (например, сорбит) встречаются во многих фруктовых соках (например, из чернослива, груши, яблока). Эти сахара увеличивают частоту стула. Если у ребёнка запор, рекомендуется соблюдать сбалансированную диету, включающую цельные зерна, фрукты, овощи и обильное потребление жидкостей.

Исключение коровьего молока

Следует исключить из рациона младенцев и детей раннего возраста белок коровьего молока в течение определённого периода времени, поскольку он усугубляет хронический запор.

Излишние или неэффективные диетические изменения

Не требуется переводить ребёнка на молочную смесь с низким содержанием железа. В нескольких исследованиях показано, что употребление богатых железом смесей не связано с развитием запора.

Также нет достоверных сведений, что применение пробиотиков эффективно при лечении запоров у взрослых и детей.

Увеличение двигательной активности

Для взрослых и детей ежедневные физические нагрузки помогут пищеварению и облегчат запор.

Регулярная двигательная активность благоприятствует быстрому движению пищи через толстую кишку и помогает мышцам кишечника сжиматься, перемещая отходы.

С другой стороны, отсутствие активности приводит к слабости кишечника, что затрудняет регулярное отхождение фекалий.

Для детей одно из лучших упражнений — это ходьба. Уделите 30 минут в день ходьбе, особенно после еды.

Плавание и езда на велосипеде на регулярной основе также будут полезны.

Медикаментозная терапия. Основные группы препаратов при лечении запоров у детей

Основой фармакологической терапии запора является использование достаточного количества слабительного для достижения желаемого эффекта. Непрерывное применение слабительных препаратов может потребоваться в течение нескольких месяцев, пока не исчезнет связь между актом дефекации и болью.

Осмотические слабительные:

  • полиэтиленгликоль;
  • гидроксид магния;
  • лактулоза;
  • сорбитол;
  • цитрат магния;
  • фосфат натрия.

Препараты способствуют притягиванию воды из клеток, что приводит к расширению кишечника и усилению его перистальтики.

Слабительные со стимулирующим эффектом:

  • Сеннозид;
  • Бисакодил.

Препараты этой группы усиливают перистальтическую активность в желудочно-кишечном тракте. Большинство этих агентов также стимулируют выделение соли и воды в толстом кишечнике.

Смягчители стула:

  • докузат натрия.

Препарат насыщает стул водой и жиром, способствуя его размягчению.

Народная медицина

Ранние исследования показывают, что ежедневное употребление травяного чая на основе фенхеля, аниса, бузины и сенны в течение 5 дней может уменьшить запор.

Семена фенхеля стимулируют движение мышц в пищеварительном тракте, что приводит к здоровому пищеварению и регулярным актам дефекации. Семена фенхеля также предотвращают образование газа у детей.

Читайте также:  Лечит ли клизма запор

Применение очистительной клизмы при запоре у детей

В некоторых случаях можно использовать клизму, чтобы помочь устранить запор. Однако это следует делать только по рекомендациям врача.

К этому методу нельзя прибегать постоянно, так как регулярное применение клизмы может помешать мышцам кишечника правильно выполнять свою работу по выведению кала.

Также возможно развитие электролитного дисбаланса, что потребует дополнительного лечения.

Осложнения запора у детей

Серьёзные запоры могут привести к более тяжёлым состояниям, в том числе и к таким, как:

  • ректальное кровотечение из-за постоянного напряжения для опорожнение кишечника;
  • анальная трещина — небольшая рана в области заднего прохода;
  • геморрой — увеличенные, воспалённые кровеносные сосуды вен в прямой кишке;
  • каловый завал, когда сухой кал скапливается в анусе и прямой кишке, что приводит к обструкции.

Когда запор угрожает жизни пациента

Запор сам по себе не приводит к летальному исходу. Но при продолжительной задержке стула могут возникнуть определённые изменения, которые становятся причиной смерти.

Исследования показали, что пациенты с запором находятся в группе риска развития онкологических заболеваний. Пищеварительный тракт человека пропускает через себя тысячи канцерогенов.

При нерегулярном опорожнении кишечника эти химические соединения задерживаются в организме, что приводит к появлению атипичных клеток. У пациентов с запорами опухоль чаще обнаруживается в местах скопления кала – селезёночном и печёночном углу, сигмовидной и слепой кишке.

Профилактика запора у ребёнка

  1. Необходимо предлагать детям продукты с высоким содержанием клетчатки, такие как фрукты, овощи, фасоль, цельнозерновые хлопья и хлеб. Если ребёнок не привык к диете с высоким содержанием грубого волокна, то можно начать с добавления нескольких граммов клетчатки ежедневно в пищу, чтобы предотвратить появление газа и вздутие живота.
  2. Следует поощрять ребёнка пить много жидкости.
  3. Регулярная физическая активность стимулирует перистальтику кишечника.
  4. Посещение туалета должно быть для ребёнка комфортным. Можно предоставить малышу скамеечку для ног, чтобы у него было достаточно опоры для комфортного опорожнения кишечника.
  5. Важно напоминать ребёнку, чтобы он никогда не игнорировал позывы к акту дефекации.

Заключение

Запор может поражать людей в любой возрастной группе, и в конечном итоге это может привести к возникновению многих проблем, таких как геморрой, анальные трещины, каловый завал. Поэтому важно изменить привычки в еде, а также выпивать много жидкости, чтобы предотвратить это заболевание.

Источник

Неврогенный запор у ребенка: причины и решение проблемы
Трудности с дефекацией у детей 2—5 лет, вызванные не патологическими процессами в организме, а психологическими причинами,—достаточно распространенная проблема. В большинстве случаев это проявляется развитием неврогенного, или психологического, запора, суть которого состоит в том, что ребенок без каких-либо медицинских причин слишком редко опорожняет кишечник. При этом он хочет в туалет, но до последнего терпит. В результате ситуация развивается по двум одинаково плохим сценариям: ребенок или терпит до возникновения физиологического запора, когда дефекация из-за сильного отвердения каловых масс уже требует помощи (клизмы, приема слабительного) и в любом случае становится крайне болезненной, или марает штанишки, что вызывает негативную реакцию у взрослых по отношению к нему. В обоих случаях проблема только усугубляется.

Давайте разберемся, что может провоцировать у малышей появление неврогенных запоров, как можно этого избежать или благополучно разрешить ситуацию.

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОРА

На самом деле у психологического запора причины не всегда психологические. По наблюдениям педиатров, наиболее часто первопричиной такой проблемы является неправильное питание. Нередко к 2—4 годам родители перестают строго контролировать рацион детей, позволяя им есть много не полезной еды: различные сладости и сдобу, фастфуд, пить сладкую газированную воду и т.д. При этом малыши в этом возрасте очень неохотно едят овощи и мало пьют воды. В совокупности такие нарушения питания очень часто приводят или к расстройствам кишечника, сопровождающимся вздутием, метеоризмом и диареей, или к развитию физиологического запора, при котором каждый акт дефекации сопровождается неприятными ощущениями. Неудивительно, что у ребенка вырабатывается рефлекс «какать — это больно», и он начинает всяческими способами оттягивать поход в туалет. Такое поведение быстро закрепляется, и развивается неврогенный запор.

Вторая по распространенности причина данной проблемы — стресс, который испытывает ребенок во время неправильного приучения к горшку. Если родители или воспитатели в детском саду приучают малыша ходить на горшок с жестким принуждением, в некомфортных условиях, стыдят его, сравнивают с другими детьми, подолгу держат на горшке, наказывают, у него формируется негативный опыт и отношение и к горшку, и к самому акту дефекации. Если своевременно не обратить внимание на эту проблему и не предпринять правильные меры по разрушению сложившегося стереотипа, психологический запор может перейти в хроническую форму, что негативно повлияет на состояние здоровья ребенка, существенно ухудшит качество его жизни и в течение долгих лет будет доставлять много неудобств.


ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Но словам педиатров, в разном возрасте причины и механизмы развития психологического за пора у детей отличаются. Чтобы облегчить родителям процесс диагностики, врачи разработали небольшую памятку, благодаря которой можно своевременно выявить проблемы с дефекацией и понять их причины.

Читайте также:  Запор проблемы в голове

2 года. Чаще всего в этом возрасте причина неврогенного запора состоит в неправильных действиях взрослых во время приучения ребенка к горшку. В этом деле нельзя слишком торопиться, ставить малыша в жесткие временные рамки, не отпускать его с горшка, пока он не сходит по-большому, стыдить его, ругать и тем более наказывать. Помните: негативный опыт заполучить легко — избавляться от него можно годами.

3 года. В этот период подавляющее большинство случаев психологического запора связано с началом посещения детского сада. Длительное нахождение без родителей, в незнакомом помещении, с отличающимися от домашних санитарными условиями, среди чужих взрослых и большого количества детей — огромный стресс для ребенка, который может проявиться в виде неврогенного запора.

4 года. В 4-летнем возрасте главной причиной проблем с дефекацией является неправильное питание (вредные продукты, дефицит в рационе овощей и фруктов, еда всухомятку и т.д.), вследствие которого нередко развиваются или расстройства кишечника с диареей, или физиологический запор. Обе ситуации неприятны во всех смыслах и способны привести к формированию негативного опыта в отношении дефекации с последующим развитием психологического запора.

5 лет. Обычно в этом возрасте неврогенные запоры возникают редко, так как дети уже в состоянии осмыслить информацию о том, насколько важно правильно питаться, а также регулярно и своевременно опорожнять кишечник. Зачастую в этот период родители продолжают исправлять собственные ошибки, совершенные в предыдущие годы, развенчивая сложившиеся у ребенка негативные стереотипы относительно акта дефекации.


КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ И ЛЕЧИТЬ НЕВРОГЕННЫЙ ЗАПОР?

Рекомендации педиатров и психологов но этому поводу можно разделить на две равноценные по значению группы — абстрактные и конкретные. В первой группе лишь две позиции, но их важность невозможно переоценить, без них никакие практические действия не принесут желаемого результата. Это безусловная любовь к малышу и огромное терпение. Приучайте ребенка к горшку постепенно, без давления и наказаний, в доброжелательной спокойной обстановке, с учетом индивидуальных особенностей его физического и психического развития. Кому-то эта процедура дается легко и быстро, а кто-то осваивает ее в течение долгих месяцев. Искусственно, а тем более неумело ускорять этот процесс крайне нежелательно.

При этом следует помнить, что оптимальной периодичностью дефекации ребенка является один раз в день. В пределах нормы — 1 раз в 2 дня. Обеспечение этого условия —залог нормального функционирования ЖКТ и безболезненного акта опорожнения кишечника.

Что же касается практических действий, направленных на предотвращение развития и лечение психологических запоров, то врачи советуют:

Во-первых, не допускать развития кишечных расстройств и физиологического запора вследствие неправильного питания. Для этого нужно ввести в рацион ребенка много свежих фруктов и овощей в свежем, отварном, запеченном или тушеном виде. Для улучшения работы кишечника полезно включать в детское меню чернослив, курагу, инжир, тыкву в любом виде, свежие (в 1-й день приготовления) кисломолочные продукты, а также контролировать, чтобы ребенок часто и много пил воды и полезных напитков (компотов, морсов, киселей и др.). При этом нужно ограничить употребление малышом сладостей, свежего хлеба, выпечки, сладкой газированной воды, фастфуда. А лучше всего не приучать ребенка к такой еде.

Во-вторых, обеспечить правильное бесстрессовое обучение малыша ходить «по-большому» на горшок, а не в подгузник или штанишки. Для этого, кроме любви, терпения, позитивного настроя и спокойствия, пригодятся небольшие психологические хитрости:

  • Начиная с 1,5—2 лет хвалите ребенка каждый раз, когда он покакал. Независимо от того, куда. В этом возрасте гораздо важнее, чтобы он в принципе это делал, а не терпел. Формируйте позитивный опыт.

  • После каждого опорожнения кишечника стоит проговаривать ребенку с утвердительно-позитивной интонацией мысль, насколько легче ему стало после этого действия.

  • Чтобы помочь малышу, сидящему на горшке, преодолеть беспокойство и расслабить мышцы, нужно занять его чем-то интересным. Отвлечь от процесса. Лучше всего для этой цели подходит пластилин. Предложите ребенку слепить колобка, птичку, домик — и пусть он комментирует свое творчество, даст вам «мастер-класс». Вы же внимательно слушайте и повторяйте за ним. Малыш даже не заметит, как сделает то, чего вы так от него ждете.

  • Если проблема с дефекацией все-таки появилась, попробуйте ненавязчиво разыграть с ребенком кукольное представление о том, как игрушки легко и спокойно… какают и какими они после этого становятся веселыми и здоровыми. Посмейтесь вместе, подурачьтесь. Еще раз напомните малышу, почему так важно не терпеть и своевременно опорожнять кишечник.

  • Если проблема достаточно серьезная, стоит «откатить назад». Не торопите события, вернитесь к подгузникам. Предлагайте малышу сходить на горшок только после того, когда периодичность дефекации нормализуется. И не забывайте искренно радоваться после каждого удачного такого «похода».

При этом очевидно, что любые проблемы со стулом — это 100-процентный повод сразу же обратиться за консультацией к педиатру. Одно это простое действие способно уберечь вас и вашего малыша от очень многих проблем.

Источник