Неврогенные запоры у детей

Что такое психологический запор, причины какого характера его вызывают и чем он отличается от обычного? Обо всем этом и пойдёт речь в данной статье.

Проблемы с нормальным стулом у взрослых – это явление не редкое. Практически каждый третий ощущал на себе неприятные симптомы в связи с отсутствием дефекации. При этом большинство даже не догадывается об настоящих причинах данного заболевания.

В результате перемены режима питания или рациона, или образа жизни с недостаточной физической активностью  человека могут появиться проблемы с дефекацией. Обычные затруднения с дефекацией спровоцированы патологиями в кишечнике и в других органах желудочно-кишечного тракта, если его вовремя не вылечить он может перейти в хронический запор. Для лечения обычного запора необходимо начать питаться правильно, вести более подвижный образ жизни и использовать специальные свечи, которые обладают хорошими смазывающими качествами.

В медицине выделяют еще один вид запора – неврогенный. Под ним подразумевают отсутствие нормального стула, которое не имеет объективных причин и объясняется наличием психологических проблем или патологий нервной системы. Поскольку подавление позыва на дефекацию вызвано психологическими факторами, чтобы вылечить такой недуг следует обращаться к неврологу или психотерапевту.

Психологические проблемы запора

Существует множество психологических причин отсутствия нормального стула. Среди самых распространенных можно выделить следующие:

  1. Заболевания нервной системы;
  2. Психические заболевания;
  3. Стрессовые ситуации;
  4. Командировки, частые поездки. Человек не может опорожниться в незнакомом для него месте.
  5. Скользящий график работы. Не вырабатывается привычка на определенное время испражнения;
  6. Синдром раздраженного кишечника.

Как определить причину появления неврогенного запора?

Чаще всего точно определить почему возник неврогенный запор у взрослых достаточно тяжело. Выявить проблему и определить недуг, который стал причиной запора, можно лишь при появлении других симптомов. К примеру, боли в животе и плохой аппетит, бессонница и головная боль, усиленное газообразование, метеоризм и тому подобное. Если при обследовании выявлены заболевания, влияющие негативно на работу кишечника, следует предпринять все меры, чтобы их устранить. Точных рекомендаций как бороться с неврогенным запором дать нельзя – это дело лечащего врача пациента.

Неврогенный запор у ребенка и его основные причины

Сталкиваясь с таким недугом как психологический запор у ребенка, большинство родителей понятия не имеют, что делать. Эта болезнь начинается с обыкновенного запора в связи с неправильным питанием и растет эта проблема с каждым днем так, что родители начинают паниковать.

Почему возникает психологический запор у ребенка?

В результате проблем с пищеварением и обычным запором, ребенок во время похода в туалет начинает чувствовать боль. В итоге формируется боязнь дефекации. Малыш начинает бояться, что в следующий раз ему снова будет больно опорожняться, от этого он зажимается, до последнего сдерживается, и может даже обкакаться. Такая ситуация опять вызывает затруднения с дефекацией и болезненные ощущения у ребеночка.

Психологический запор у ребенка 1,5-2 лет часто возникает в период приучения к горшку. Иногда проблема со страхом похода в туалет появляется на почве применения неправильных методов воспитания, когда родители могут сильно поругать ребенка, который не попросился на горшок и «сходил в туалет» в штанишки. Как результат, малыш может прийти к неправильному выводу, связав гнев родителей не с выпачканными штанами, а с самой процедурой дефекации. Разумеется, теперь ребенок, чтобы не расстраивать родителей, будет до последнего терпеть.

Неврогенный запор у детей может возникнуть в разном возрасте, однако зачастую данное явление педиатры наблюдают у деток от двух до четырех лет.

Психологический запор у ребенка 3 года случается в период привыкания к детскому саду или, когда ребенок оказывается в незнакомом месте (в гостях, в больнице). Когда ребенок сознательно сдерживает испражнения и долгое время игнорирует позывы, в конечном итоге, это влечет за собой самого нарушения механизма дефекации, запор может приобрести хронический характер. Малыш может ощущать страх перед походом в туалет даже в нормальных условиях, поскольку уже подсознательно ожидает боли.

В свою очередь хронический запор может спровоцировать в той или иной степени следующие последствия:

  1. Появление трещин прямой кишки, болезненности и кровотечений из заднего прохода;
  2. Плохое всасывание полезных веществ;
  3. Отравление организма;
  4. Воспаление слизистой оболочки;
  5. Повышение газообразования;
  6. Нарушение местного кровообращения;
  7. Развитие неврологических проблем.

Родителям не стоит воспринимать проблему у ребенка только как трудность с походом в туалет, хронический запор является серьезным недугом, который нужно начинать лечит как можно скорей.

Как лечить психологический запор?

Существует много методик лечения проблем с отсутствием нормального стула. Их использование зависит от того, почему возникла проблема сбоя механизма работы кишечника. Поэтому перед началом лечения запора и приемом каких-либо медикаментов, необходимо обратиться к врачу для определения диагноза. Поскольку самостоятельный прием лекарств может повлечь за собой усложнение состояния и обострение основной болезни.

Лечение психологического запора у взрослого человека

К решению проблемы неврогенного запора у взрослого следует подходить поэтапно. Первым делом следует выявить психологическую причину отсутствия нормального стула. Процесс испражнения напрямую зависит от работы головного мозга. Перистальтика и продвижение каловой массы к выходу из прямой кишки контролируется нашим подсознанием, которое нам не подвластно. Но управлять можно сознанием, поэтому для решения проблемы с отсутствием позывов к опорожнению следует осознанно обдумать ее и заставить кишечник работать в некомфортных условиях.

Когда подходит время необходимого испражнения нужно увеличивать количество выпитой воды. Будучи в гостях, командировке или другой не привычной обстановки в свой рацион стоит добавлять больше количества клетчатки, кислых фруктов и овощей, которые способствуют ускорению вывода кала наружу.

Ну и, разумеется, для борьбы с отсутствием регулярного стула следует увеличить свою физическую активность. Ходьба, бег, плавание помогут избавиться от проблем с запором.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

Если у вашего ребенка отсутствует постоянный стул, это может быть психологический запор, что делать в таком случае? Чтобы помочь преодолеть неврогенный запор необходимо сделать следующее:

  1. Обеспечить малышу мягкое безболезненное испражнение. При появлении неврогенного запора следует обязательно обратиться к гастроэнтерологу, чтобы сдать анализы на копрологию и дизбактериоз. Врач может обнаружить инфекции, или недостаток лакто-, бифидобактерий и прописать лечебный курс. Гастроэнтеролог также порекомендует лечебную диету для ребенка.
  2. Придать ребенку психологической уверенности. Необходимо с помощью похвалы, игр, сказок убедить ребенка, что какать — это обычный повседневный процесс и совершенно безболезненный.

Источник

Запор у детей представляет собой клинический симптом, который возникает в результате нарушения эвакуаторной функции кишечника и выражается затруднением акта дефекации и/или урежением возрастного ритма актов дефекации с вынужденным натуживанием.

При этом запор сопровождается слишком твердым и скудным стулом с недостаточной функцией опорожнения толстого кишечника.
Кроме этого при возникновении запоров дети жалуются на боли в животе, вялость, слабость, отказ от горшка.

Но, к сожалению не всегда родители своевременно обращают внимание на возникновение этой проблемы и приходят к врачу – часто это связано с тем, что они не придают ей должного значения.

При этом важно помнить, что у детей с симптомами запора на протяжении менее 3 месяцев больше шансов на выздоровление.
80% детей при своевременном лечении не нуждаются в назначении слабительных в течение полугода после нормализации стула. Примерно половина больных выздоравливает и не имеет рецидивов в течение 1–5 лет. У остальных 50% детей запоры рецидивируют.

Следует отметить, что лечение запоров, несмотря на преимущественно функциональный характер, не укладывается в рамки 1–2-недельного курса слабительных препаратов, а требует динамического наблюдения и своевременного возобновления терапии и поиска возможных органических причин запора.

Кроме этого запоры являются часто одним из симптомов снижения функции щитовидной железы — гипотиреоза и требуют обязательной коррекции гормонального фона и постоянного наблюдения детского эндокринолога, а также других эндокринных патологиях — гипопаратиреозе, гипофизарной недостаточности, сахарном диабете, надпочечниковой недостаточности, феохромоцитоме, глюкагономе.

Какие бывают запоры

Запоры у детей подразделяют на функциональные и органические и классифицируются:

  • по причинному и патогенетическому факторам;
  • по механизму развития;
  • по течению.

Также запоры у детей подразделяют на идиопатические, первичные и вторичные.

Первичные запоры

Первичные запоры у ребенка от года, трех лет и старше наиболее часто обусловлены органическими причинами и являются:

  • врожденными запорами, которые связаны с аномалиями развития кишечника;
  • приобретенными.

К врожденным этиопатогенетическим факторам, вызывающим развитие первичных запоров у детей раннего возраста относятся пороки развития толстого кишечника.

Чаще всего их вызывают:

  • мегадолихосигма;
  • мегаректум;
  • аноректальные стенозы;
  • болезнь Гиршпрунга (аномалии развития иннервации толстой кишки).

Органические или первичные запоры проявляются у ребенка с рождения в виде частой задержки или полного отсутствия самостоятельного стула.

Среди органических причин запоров чаще всего встречаются болезнь Гиршпрунга и долихосигма.

Причиной органических запоров могут быть и приобретенные анатомические изменения:

  • опухоли;
  • полипы;
  • спаечная болезнь после операций в раннем возрасте.

Эти заболевания у детей встречаются крайне редко и аномалии развития чаще проявляются уже на первом году жизни ребенка.

Лечением таких запоров занимаются детские хирурги, и обычно требуется проведение операции.

Идиопатический запор

Идиопатические запоры у ребенка дошкольного возраста связаны:

  • с нарушение пропульсации проксимальных отделов толстой кишки («инертная ободочная кишка»);
  • с нарушением опорожнения дистального отдела прямой кишки («инертная прямая кишка»).

Эти запоры встречаются значительно чаще и требуют незамедлительного лечения.

Вторичные запоры

Чаще всего вторичные запоры возникают:

  • при несбалансированном рационе у ребенка и недостаточном потреблении жидкости;
  • при заболеваниях внутренних органов и систем, чаще нервной и эндокринной;
  • при приеме некоторых медикаментов;
  • при малоподвижном образе жизни (гиподинамия), который нарушает нормальную моторику кишечника и вызывает застойные явления в области малого таза;
  • при стрессах и неупорядоченном образе жизни;
  • при воздействии других факторов.

Алиментарный запор

Но наиболее часто запоры являются вторичными, связанные с неправильным питанием и формированием алиментарного запора.

В данном случае запоры возникают при присутствии в больших количествах в рационе ребенка:

  • шоколада;
  • мучного, риса;
  • творога или твердого сыра;
  • сдобы;
  • гранат, груш и айвы;
  • консервы;
  • полуфабрикаты;
  • жирной пищи;
  • манная и рисовая каши.

И при недостаточном потреблении растительной клетчатки и жидкости.

Это приводит к уменьшению объема фекалий и значительному замедлению продвижения пищевого комка по кишечнику.

Алиментарные запоры обычно усиливаются зимой.

Запор при эндокринной патологии

Эндокринный запор — при гипотиреозе, гипопаратиреозе, гипофизарной недостаточности, сахарном диабете, надпочечниковой недостаточности, феохромоцитоме, глюкагономе.

Расстройство функции опорожнения кишечника на фоне эндокринных заболеваний относится к вторичным, симптоматическим нарушениям.

Запор — характерный компонент таких эндокринных синдромов, как:

  • сахарный диабет (СД);
  • гипотиреоз;
  • гиперпаратиреоз;
  • гипопитуитаризм;
  • феохромоцитома;
  • гиперальдостеронизм;
  • болезнь Адцисона.

Расстройство регуляции моторики желудочно-кишечного тракта при сахарном диабете связывают с развитием диабетической автономной нейропатии, диссинхронизацией перистальтики и тонуса сфинктеров, резким уменьшением содержания клеток Кахаля, изменением секреции гастроинтестинальных гормонов. При этом запор — это типичное проявление гипотиреоза. Тяжелый гипотиреоз может приводить к динамической кишечной непроходимости и развитию мегаколон.

При гипертиреозе запор — одно из разнообразных желудочно-кишечных проявлений, возможно, связанных с изменением экспрессии генов, регулирующих моторику, а также со снижением возбудимости автономной нервной системы и дегидратацией.

Снижение числа энтерохромаффинных клеток и изменение строения нервных ганглиев в кишечной стенке присуще наследственным эндокринным синдромам (APECED, МЭН-2).

Нарушение опорожнения кишечника наблюдается также при надпочечниковой недостаточности (перемежается с диареей), гиперальдостеронизме, гипопитуитаризме, изменениях секреции половых гормонов, гиперинсулинемии.

Нейрогенные запоры
Достаточно частой причиной возникновения запоров у дошкольников считаются нейрогенные запоры.

Они связаны с нарушением механизмов нейрорегуляции моторики кишечника и постоянным присутствием психоэмоциональных факторов или различных видов поражения ЦНС.

Наиболее часто нейрогенный запор вызывают:

  • психическое перенапряжение;
  • подавление физиологических позывов на дефекацию;
  • прологирование (насильственное удерживание) акта дефекации;
  • недостаток гигиенических навыков.

Возникновения этих факторов часто совпадает с началом посещения ребенком детского дошкольного учреждения, стеснительности.

Также большое значение имеет наличие анальных трещин, когда акт дефекации сопровождается болевым синдромом и у ребенка формируется «боязнь горшка».

При этом возникают так называемые привычные запоры.

Истинные нейрогенные запоры у ребенка возникают на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, при этом формируется нарушение перистальтики кишечника (дискинетический вариант запора):

  • при невритах;
  • при неврозах;
  • при миопатиях;
  • при миелитах;
  • при опухолях;
  • при ДЦП.

Кроме этого может возникать рефлекторный вариант запора (вторичная дискинезия) при функциональных и органических заболеваниях органов пищеварения:

  • при гастритах;
  • при дуоденитах;
  • при дискинезии желчевыводящих путей по гипомоторному типу;
  • при синдроме раздраженного кишечника;
  • при колитах;
  • при ферментопатиях.

Причинами развития упорных запоров может быть ослабление мускулатуры диафрагмы и передней брюшной стенки при различных грыжах или расхождении мышц передней брюшной стенки.

Медикаментозный запор

Этот вид запора обусловлен воздействием на организм определенных лекарственных средств.

Они связаны с побочным воздействием препаратов на перистальтику кишечника. Таким побочным действием обладают:

  • сердечнососудистые;
  • снотворные;
  • мочегонные;
  • обезболивающие;
  • спазмолитики;
  • железосодержащие лекарства.

Реже у детей трехлетнего возраста могут возникать гипотонические или атонические запоры, с задержкой дефекации от пяти до семи дней, которые характеризуются болезненным актом дефекации с большим количеством каловых масс.

Признаки запора у ребенка

Главным симптомом запора у ребенка считается отсутствие нормального стула в течение 36 часов.

Симптомом хронического запора у ребенка является регулярная задержка стула.

Такое состояние требует систематического лечения, в том числе и психологического (беседы с родителями и врачами о правильной гигиене и необходимости посещать туалет вовремя и пр.).

Кроме этого нужно помнить, что запор сопровождается возникновением у ребенка постоянной вялости и слабости, отмечается снижение аппетита.

Это связано с нарушением процессов переваривания и активацией всасывания вредных токсических веществ из каловых масс.

При накоплении твердых каловых масс в просвете кишечника нарушается питание ее слизистой оболочки.

Хроническая задержка стула постепенно приводит к нарушению микрофлоры кишечника с преимущественным изменением количества болезнетворной флоры и снижением уровня положительной микрофлоры.

Также прогрессирует нарушение всасывания витаминов и микроэлементов, приводящее к различным нарушениям обменных процессов внутри клеток, и во всех тканях организма.

Постепенно развивается анемия.

Дополнительными патогенными факторами считается:

  • развитие воспаления в кишечнике (колит);
  • активируется моторика кишечника, что приводит к появлению спастических болей в животе;
  • расширяется диаметр кишечника.

Это все только усугубляет запор.

Родителям необходимо помнить, что при возникновении запора у ребенка в любом возрасте нужно обратиться на прием к врачу-педиатру, установить причинный фактор, провести дополнительные методы обследования для правильного лечения как функциональных, так и органических причин запора.

Как можно раньше необходимо обратиться к врачу в следующих случаях:

  • если запор у ребенка сопровождается жалобами на острые боли в животе, частым вздутием живота и стойким снижением аппетита;
  • в стуле малыша появляется кровь;
  • если ребенок удерживает стул по эмоциональным причинам.

Длительный запор может вызывать различные осложнения:

  • дисбактериоз и колиты;
  • трещины прямой кишки, которые сопровождаются появление алой крови после дефекации и выраженные боли;
  • выпадение слизистой прямой кишки.

При появлении симптомов этих патологических состояний нельзя заниматься самолечением — нужно срочно обратиться к врачу.

Неблагоприятным симптомом считается периодическое каломазание (энкопрез).

При этом состоянии твердые каловые массы скапливаются в прямой кишке, а жидкий кал непроизвольно выделяется наружу в результате утраты контроля ребенка над мышечным аппаратом прямой кишки.

В первую очередь нужно посетить педиатра, именно он должен определить необходимость консультаций других специалистов (детских невролога, эндокринолога, хирурга).

Источник

Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку. У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает. По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.

Причины психологического запора у детей

Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.

У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.

Причины запора в зависимости от возраста малыша:

  • психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
  • у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
  • у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
  • ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.

Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.

Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы. После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения. Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.

Как определить причину появления запора?

Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.

Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:

  • дискомфорт или боль во время испражнения;
  • задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
  • метеоризм, вздутие;
  • кал плотный и скудный;
  • ребенок долго сидит на горшке;
  • кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
  • ребенок выглядит вялым и уставшим.

От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.

Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:

  • дискомфорта;
  • неприятных звуков и запахов;
  • быть увиденным или услышанным посторонними людьми.

Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:

  1. Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
  2. При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
  3. Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
  4. Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
  5. Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
  6. Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
  7. Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
  8. Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.

При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.

Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время. На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь. Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.

Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые. Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты. При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.

Лечение психологического запора у взрослого человека

Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления. А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку. Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.

Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:

  • стремление к порядку;
  • скупость, бережливость;
  • упрямство.

Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.

Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:

  • педантизм;
  • страх перемен;
  • неуверенность в себе;
  • консерватизм;
  • боязнь ответственности.
  • замкнутость;
  • скупость, чрезмерная бережливость;
  • эмоциональная холодность.

Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Профилактика психологических запоров в детском возрасте

Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:

  1. Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
  2. Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
  3. Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
  4. Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
  5. Поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.

Источник