Нейрогенные запоры у детей

Неврогенный запор у ребенка: причины и решение проблемы
Трудности с дефекацией у детей 2—5 лет, вызванные не патологическими процессами в организме, а психологическими причинами,—достаточно распространенная проблема. В большинстве случаев это проявляется развитием неврогенного, или психологического, запора, суть которого состоит в том, что ребенок без каких-либо медицинских причин слишком редко опорожняет кишечник. При этом он хочет в туалет, но до последнего терпит. В результате ситуация развивается по двум одинаково плохим сценариям: ребенок или терпит до возникновения физиологического запора, когда дефекация из-за сильного отвердения каловых масс уже требует помощи (клизмы, приема слабительного) и в любом случае становится крайне болезненной, или марает штанишки, что вызывает негативную реакцию у взрослых по отношению к нему. В обоих случаях проблема только усугубляется.

Давайте разберемся, что может провоцировать у малышей появление неврогенных запоров, как можно этого избежать или благополучно разрешить ситуацию.

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОРА

На самом деле у психологического запора причины не всегда психологические. По наблюдениям педиатров, наиболее часто первопричиной такой проблемы является неправильное питание. Нередко к 2—4 годам родители перестают строго контролировать рацион детей, позволяя им есть много не полезной еды: различные сладости и сдобу, фастфуд, пить сладкую газированную воду и т.д. При этом малыши в этом возрасте очень неохотно едят овощи и мало пьют воды. В совокупности такие нарушения питания очень часто приводят или к расстройствам кишечника, сопровождающимся вздутием, метеоризмом и диареей, или к развитию физиологического запора, при котором каждый акт дефекации сопровождается неприятными ощущениями. Неудивительно, что у ребенка вырабатывается рефлекс «какать — это больно», и он начинает всяческими способами оттягивать поход в туалет. Такое поведение быстро закрепляется, и развивается неврогенный запор.

Вторая по распространенности причина данной проблемы — стресс, который испытывает ребенок во время неправильного приучения к горшку. Если родители или воспитатели в детском саду приучают малыша ходить на горшок с жестким принуждением, в некомфортных условиях, стыдят его, сравнивают с другими детьми, подолгу держат на горшке, наказывают, у него формируется негативный опыт и отношение и к горшку, и к самому акту дефекации. Если своевременно не обратить внимание на эту проблему и не предпринять правильные меры по разрушению сложившегося стереотипа, психологический запор может перейти в хроническую форму, что негативно повлияет на состояние здоровья ребенка, существенно ухудшит качество его жизни и в течение долгих лет будет доставлять много неудобств.


ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Но словам педиатров, в разном возрасте причины и механизмы развития психологического за пора у детей отличаются. Чтобы облегчить родителям процесс диагностики, врачи разработали небольшую памятку, благодаря которой можно своевременно выявить проблемы с дефекацией и понять их причины.

2 года. Чаще всего в этом возрасте причина неврогенного запора состоит в неправильных действиях взрослых во время приучения ребенка к горшку. В этом деле нельзя слишком торопиться, ставить малыша в жесткие временные рамки, не отпускать его с горшка, пока он не сходит по-большому, стыдить его, ругать и тем более наказывать. Помните: негативный опыт заполучить легко — избавляться от него можно годами.

3 года. В этот период подавляющее большинство случаев психологического запора связано с началом посещения детского сада. Длительное нахождение без родителей, в незнакомом помещении, с отличающимися от домашних санитарными условиями, среди чужих взрослых и большого количества детей — огромный стресс для ребенка, который может проявиться в виде неврогенного запора.

4 года. В 4-летнем возрасте главной причиной проблем с дефекацией является неправильное питание (вредные продукты, дефицит в рационе овощей и фруктов, еда всухомятку и т.д.), вследствие которого нередко развиваются или расстройства кишечника с диареей, или физиологический запор. Обе ситуации неприятны во всех смыслах и способны привести к формированию негативного опыта в отношении дефекации с последующим развитием психологического запора.

5 лет. Обычно в этом возрасте неврогенные запоры возникают редко, так как дети уже в состоянии осмыслить информацию о том, насколько важно правильно питаться, а также регулярно и своевременно опорожнять кишечник. Зачастую в этот период родители продолжают исправлять собственные ошибки, совершенные в предыдущие годы, развенчивая сложившиеся у ребенка негативные стереотипы относительно акта дефекации.


КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ И ЛЕЧИТЬ НЕВРОГЕННЫЙ ЗАПОР?

Рекомендации педиатров и психологов но этому поводу можно разделить на две равноценные по значению группы — абстрактные и конкретные. В первой группе лишь две позиции, но их важность невозможно переоценить, без них никакие практические действия не принесут желаемого результата. Это безусловная любовь к малышу и огромное терпение. Приучайте ребенка к горшку постепенно, без давления и наказаний, в доброжелательной спокойной обстановке, с учетом индивидуальных особенностей его физического и психического развития. Кому-то эта процедура дается легко и быстро, а кто-то осваивает ее в течение долгих месяцев. Искусственно, а тем более неумело ускорять этот процесс крайне нежелательно.

При этом следует помнить, что оптимальной периодичностью дефекации ребенка является один раз в день. В пределах нормы — 1 раз в 2 дня. Обеспечение этого условия —залог нормального функционирования ЖКТ и безболезненного акта опорожнения кишечника.

Что же касается практических действий, направленных на предотвращение развития и лечение психологических запоров, то врачи советуют:

Во-первых, не допускать развития кишечных расстройств и физиологического запора вследствие неправильного питания. Для этого нужно ввести в рацион ребенка много свежих фруктов и овощей в свежем, отварном, запеченном или тушеном виде. Для улучшения работы кишечника полезно включать в детское меню чернослив, курагу, инжир, тыкву в любом виде, свежие (в 1-й день приготовления) кисломолочные продукты, а также контролировать, чтобы ребенок часто и много пил воды и полезных напитков (компотов, морсов, киселей и др.). При этом нужно ограничить употребление малышом сладостей, свежего хлеба, выпечки, сладкой газированной воды, фастфуда. А лучше всего не приучать ребенка к такой еде.

Во-вторых, обеспечить правильное бесстрессовое обучение малыша ходить «по-большому» на горшок, а не в подгузник или штанишки. Для этого, кроме любви, терпения, позитивного настроя и спокойствия, пригодятся небольшие психологические хитрости:

  • Начиная с 1,5—2 лет хвалите ребенка каждый раз, когда он покакал. Независимо от того, куда. В этом возрасте гораздо важнее, чтобы он в принципе это делал, а не терпел. Формируйте позитивный опыт.

  • После каждого опорожнения кишечника стоит проговаривать ребенку с утвердительно-позитивной интонацией мысль, насколько легче ему стало после этого действия.

  • Чтобы помочь малышу, сидящему на горшке, преодолеть беспокойство и расслабить мышцы, нужно занять его чем-то интересным. Отвлечь от процесса. Лучше всего для этой цели подходит пластилин. Предложите ребенку слепить колобка, птичку, домик — и пусть он комментирует свое творчество, даст вам «мастер-класс». Вы же внимательно слушайте и повторяйте за ним. Малыш даже не заметит, как сделает то, чего вы так от него ждете.

  • Если проблема с дефекацией все-таки появилась, попробуйте ненавязчиво разыграть с ребенком кукольное представление о том, как игрушки легко и спокойно… какают и какими они после этого становятся веселыми и здоровыми. Посмейтесь вместе, подурачьтесь. Еще раз напомните малышу, почему так важно не терпеть и своевременно опорожнять кишечник.

  • Если проблема достаточно серьезная, стоит «откатить назад». Не торопите события, вернитесь к подгузникам. Предлагайте малышу сходить на горшок только после того, когда периодичность дефекации нормализуется. И не забывайте искренно радоваться после каждого удачного такого «похода».

При этом очевидно, что любые проблемы со стулом — это 100-процентный повод сразу же обратиться за консультацией к педиатру. Одно это простое действие способно уберечь вас и вашего малыша от очень многих проблем.

Источник

Запор у детей после года представляет собой клинический симптом, который возникает в результате нарушения эвакуаторной функции кишечника и выражается затруднением акта дефекации и/или урежением возрастного ритма актов дефекации с вынужденным натуживанием.

При этом запор сопровождается слишком твердым и скудным стулом с недостаточной функцией опорожнения толстого кишечника.
Кроме этого при возникновении запоров дети жалуются на боли в животе, вялость, слабость, отказ от горшка.

Но, к сожалению не всегда родители своевременно обращают внимание на возникновение этой проблемы и приходят к врачу – часто это связано с тем, что они не придают ей должного значения.

Какие бывают запоры у детей дошкольного возраста

Запоры у детей после года подразделяют на функциональные и органические и классифицируются:

  • по причинному и патогенетическому факторам;
  • по механизму развития;
  • по течению.

Также запоры у детей подразделяют на идиопатические, первичные и вторичные.

Первичные запоры

Первичные запоры у ребенка от года, трех лет и старше наиболее часто обусловлены органическими причинами и являются:

  • врожденными запорами, которые связаны с аномалиями развития кишечника;
  • приобретенными.

К врожденным этиопатогенетическим факторам, вызывающим развитие первичных запоров у детей раннего возраста относятся пороки развития толстого кишечника.

Чаще всего их вызывают:

  • мегадолихосигма;
  • мегаректум;
  • аноректальные стенозы;
  • болезнь Гиршпрунга (аномалии развития иннервации толстой кишки).

Чаще всего органические или первичные запоры проявляются у ребенка с рождения в виде частой задержки или полного отсутствия самостоятельного стула.

Среди органических причин запоров чаще всего встречаются болезнь Гиршпрунга и долихосигма.

Причиной органических запоров могут быть и приобретенные анатомические изменения:

  • опухоли;
  • полипы;
  • спаечная болезнь после операций в раннем возрасте.

Эти заболевания у детей встречаются крайне редко и аномалии развития чаще проявляются уже на первом году жизни ребенка.

Лечением таких запоров занимаются детские хирурги, и обычно требуется проведение операции.

Идиопатический запор

Идиопатические запоры у ребенка дошкольного возраста связаны:

  • с нарушение пропульсации проксимальных отделов толстой кишки («инертная ободочная кишка»);
  • с нарушением опорожнения дистального отдела прямой кишки  («инертная прямая кишка»).

Эти запоры встречаются значительно чаще и требуют незамедлительного лечения.

Вторичные запоры

Чаще всего вторичные запоры возникают:

  • при несбалансированном рационе у ребенка и недостаточном потреблении жидкости;
  • при заболеваниях внутренних органов и систем, чаще нервной и эндокринной;
  • при приеме некоторых медикаментов;
  • при малоподвижном образе жизни (гиподинамия), который нарушает нормальную моторику кишечника и вызывает застойные явления в области малого таза;
  • при стрессах и неупорядоченном образе жизни;
  • при воздействии других факторов.

Алиментарный запор  

Но наиболее часто запоры являются вторичными, связанные с неправильным питанием и формированием алиментарного запора.

В данном случае запоры возникают при присутствии в больших количествах в рационе ребенка:

  • шоколада;
  • мучного, риса;
  • творога или твердого сыра;
  • сдобы;
  • гранат, груш и айвы;
  • консервы;
  • полуфабрикаты;
  • жирной пищи;
  • манная и рисовая каши.

И при недостаточном потреблении растительной клетчатки и жидкости.

Это приводит к уменьшению объема фекалий и значительному замедлению продвижения пищевого комка по кишечнику.

Алиментарные запоры обычно усиливаются зимой.

Нейрогенные запоры

Достаточно частой причиной возникновения запоров у дошкольников считаются  нейрогенные запоры.

Они связаны с нарушением механизмов нейрорегуляции моторики кишечника и постоянным присутствием психоэмоциональных факторов или различных видов поражения ЦНС.

Наиболее часто нейрогенный запор вызывают:

  • психическое перенапряжение;
  • подавление физиологических позывов на дефекацию;
  • прологирование (насильственное удерживание) акта дефекации;
  • недостаток гигиенических навыков.

Возникновения этих факторов часто совпадает с началом посещения ребенком детского дошкольного учреждения, стеснительности.

Также большое значение имеет наличие анальных трещин, когда акт дефекации сопровождается болевым синдромом  и у ребенка формируется «боязнь горшка».

При этом возникают так называемые привычные запоры.

Истинные нейрогенные запоры у ребенка возникают на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, при этом формируется нарушение перистальтики кишечника (дискинетический вариант запора):

  • при невритах;
  • при неврозах;
  • при миопатиях;
  • при миелитах;
  • при опухолях;
  • при ДЦП.

Кроме этого может возникать рефлекторный вариант запора (вторичная дискинезия) при функциональных

и органических заболеваниях органов пищеварения:

  • при гастритах;
  • при дуоденитах;
  • при дискинезии желчевыводящих путей по гипомоторному типу;
  • при синдроме раздраженного кишечника;
  • при колитах;
  • при ферментопатиях.

Причинами развития упорных запоров может быть ослабление мускулатуры диафрагмы и передней брюшной стенки при различных грыжах или расхождении мышц передней брюшной стенки.

Медикаментозный запор

Этот вид запора обусловлен воздействием на организм определенных лекарственных средств.

Они связаны с побочным воздействием препаратов на перистальтику кишечника. Таким побочным действием обладают:

  • сердечнососудистые;
  • снотворные;
  • мочегонные;
  • обезболивающие;
  • спазмолитики;
  • железосодержащие лекарства.

Реже у детей трехлетнего возраста могут возникать гипотонические или атонические запоры, с задержкой дефекации от пяти до семи дней, которые характеризуются болезненным актом дефекации с большим количеством каловых масс.

Признаки запора у дошкольников

Главным симптомом  запора у ребенка считается отсутствие нормального стула в течение 36 часов.

Симптомом хронического запора у ребенка является регулярная задержка стула.

Такое состояние требует систематического лечения, в том числе и психологического (беседы с родителями и врачами о правильной гигиене и необходимости посещать туалет вовремя и пр.).

Кроме этого нужно помнить, что запор сопровождается возникновением у ребенка постоянной вялости и слабости, отмечается снижение аппетита.

Это связано с нарушением процессов переваривания и активацией всасывания вредных токсических веществ из каловых масс.

При накоплении твердых каловых масс в просвете кишечника нарушается питание ее слизистой оболочки.

Хроническая задержка стула постепенно приводит к нарушению микрофлоры кишечника с преимущественным изменением количества болезнетворной флоры и снижением уровня положительной микрофлоры.

Также прогрессирует нарушение всасывания витаминов и микроэлементов, приводящее к различным нарушениям обменных процессов внутри клеток, и во всех тканях организма.

Постепенно развивается анемия.

Дополнительными патогенными факторами считается:

  • развитие воспаления в кишечнике (колит);
  • активируется моторика кишечника, что приводит к появлению спастических болей в животе;
  • расширяется диаметр кишечника.

Это все только усугубляет запор.

Родителям необходимо помнить, что при возникновении запора у ребенка в любом возрасте нужно обратиться на прием к врачу-педиатру, установить причинный фактор, провести дополнительные методы обследования для правильного лечения как функциональных, так и органических причин запора.

Как можно раньше необходимо обратиться к врачу в следующих случаях:

  • если запор у ребенка сопровождается жалобами на острые боли в животе, частым вздутием живота и стойким снижением аппетита;
  • в стуле малыша появляется кровь;
  • если ребенок удерживает стул по эмоциональным причинам.

Длительный запор может вызывать различные осложнения:

  • дисбактериоз и колиты;
  • трещины прямой кишки, которые сопровождаются появление алой крови после дефекации и выраженные боли;
  • выпадение слизистой прямой кишки.

При появлении симптомов этих патологических состояний нельзя заниматься самолечением — нужно срочно обратиться к врачу.

Неблагоприятным симптомом считается периодическое каломазание (энкопрез).

При этом состоянии твердые каловые массы скапливаются в прямой кишке, а жидкий кал непроизвольно выделяется наружу в результате утраты контроля ребенка над мышечным аппаратом прямой кишки.

В первую очередь нужно посетить педиатра, именно он должен определить необходимость консультаций других специалистов (детских невролога, эндокринолога, хирурга).

врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Запор у детей представляет собой клинический симптом, который возникает в результате нарушения эвакуаторной функции кишечника и выражается затруднением акта дефекации и/или урежением возрастного ритма актов дефекации с вынужденным натуживанием.

При этом запор сопровождается слишком твердым и скудным стулом с недостаточной функцией опорожнения толстого кишечника.
Кроме этого при возникновении запоров дети жалуются на боли в животе, вялость, слабость, отказ от горшка.

Но, к сожалению не всегда родители своевременно обращают внимание на возникновение этой проблемы и приходят к врачу – часто это связано с тем, что они не придают ей должного значения.

При этом важно помнить, что у детей с симптомами запора на протяжении менее 3 месяцев больше шансов на выздоровление.
80% детей при своевременном лечении не нуждаются в назначении слабительных в течение полугода после нормализации стула. Примерно половина больных выздоравливает и не имеет рецидивов в течение 1–5 лет. У остальных 50% детей запоры рецидивируют.

Следует отметить, что лечение запоров, несмотря на преимущественно функциональный характер, не укладывается в рамки 1–2-недельного курса слабительных препаратов, а требует динамического наблюдения и своевременного возобновления терапии и поиска возможных органических причин запора.

Кроме этого запоры являются часто одним из симптомов снижения функции щитовидной железы — гипотиреоза и требуют обязательной коррекции гормонального фона и постоянного наблюдения детского эндокринолога, а также других эндокринных патологиях — гипопаратиреозе, гипофизарной недостаточности, сахарном диабете, надпочечниковой недостаточности, феохромоцитоме, глюкагономе.

Какие бывают запоры

Запоры у детей подразделяют на функциональные и органические и классифицируются:

  • по причинному и патогенетическому факторам;
  • по механизму развития;
  • по течению.

Также запоры у детей подразделяют на идиопатические, первичные и вторичные.

Первичные запоры

Первичные запоры у ребенка от года, трех лет и старше наиболее часто обусловлены органическими причинами и являются:

  • врожденными запорами, которые связаны с аномалиями развития кишечника;
  • приобретенными.

К врожденным этиопатогенетическим факторам, вызывающим развитие первичных запоров у детей раннего возраста относятся пороки развития толстого кишечника.

Чаще всего их вызывают:

  • мегадолихосигма;
  • мегаректум;
  • аноректальные стенозы;
  • болезнь Гиршпрунга (аномалии развития иннервации толстой кишки).

Органические или первичные запоры проявляются у ребенка с рождения в виде частой задержки или полного отсутствия самостоятельного стула.

Среди органических причин запоров чаще всего встречаются болезнь Гиршпрунга и долихосигма.

Причиной органических запоров могут быть и приобретенные анатомические изменения:

  • опухоли;
  • полипы;
  • спаечная болезнь после операций в раннем возрасте.

Эти заболевания у детей встречаются крайне редко и аномалии развития чаще проявляются уже на первом году жизни ребенка.

Лечением таких запоров занимаются детские хирурги, и обычно требуется проведение операции.

Идиопатический запор

Идиопатические запоры у ребенка дошкольного возраста связаны:

  • с нарушение пропульсации проксимальных отделов толстой кишки («инертная ободочная кишка»);
  • с нарушением опорожнения дистального отдела прямой кишки («инертная прямая кишка»).

Эти запоры встречаются значительно чаще и требуют незамедлительного лечения.

Вторичные запоры

Чаще всего вторичные запоры возникают:

  • при несбалансированном рационе у ребенка и недостаточном потреблении жидкости;
  • при заболеваниях внутренних органов и систем, чаще нервной и эндокринной;
  • при приеме некоторых медикаментов;
  • при малоподвижном образе жизни (гиподинамия), который нарушает нормальную моторику кишечника и вызывает застойные явления в области малого таза;
  • при стрессах и неупорядоченном образе жизни;
  • при воздействии других факторов.

Алиментарный запор

Но наиболее часто запоры являются вторичными, связанные с неправильным питанием и формированием алиментарного запора.

В данном случае запоры возникают при присутствии в больших количествах в рационе ребенка:

  • шоколада;
  • мучного, риса;
  • творога или твердого сыра;
  • сдобы;
  • гранат, груш и айвы;
  • консервы;
  • полуфабрикаты;
  • жирной пищи;
  • манная и рисовая каши.

И при недостаточном потреблении растительной клетчатки и жидкости.

Это приводит к уменьшению объема фекалий и значительному замедлению продвижения пищевого комка по кишечнику.

Алиментарные запоры обычно усиливаются зимой.

Запор при эндокринной патологии

Эндокринный запор — при гипотиреозе, гипопаратиреозе, гипофизарной недостаточности, сахарном диабете, надпочечниковой недостаточности, феохромоцитоме, глюкагономе.

Расстройство функции опорожнения кишечника на фоне эндокринных заболеваний относится к вторичным, симптоматическим нарушениям.

Запор — характерный компонент таких эндокринных синдромов, как:

  • сахарный диабет (СД);
  • гипотиреоз;
  • гиперпаратиреоз;
  • гипопитуитаризм;
  • феохромоцитома;
  • гиперальдостеронизм;
  • болезнь Адцисона.

Расстройство регуляции моторики желудочно-кишечного тракта при сахарном диабете связывают с развитием диабетической автономной нейропатии, диссинхронизацией перистальтики и тонуса сфинктеров, резким уменьшением содержания клеток Кахаля, изменением секреции гастроинтестинальных гормонов. При этом запор — это типичное проявление гипотиреоза. Тяжелый гипотиреоз может приводить к динамической кишечной непроходимости и развитию мегаколон.

При гипертиреозе запор — одно из разнообразных желудочно-кишечных проявлений, возможно, связанных с изменением экспрессии генов, регулирующих моторику, а также со снижением возбудимости автономной нервной системы и дегидратацией.

Снижение числа энтерохромаффинных клеток и изменение строения нервных ганглиев в кишечной стенке присуще наследственным эндокринным синдромам (APECED, МЭН-2).

Нарушение опорожнения кишечника наблюдается также при надпочечниковой недостаточности (перемежается с диареей), гиперальдостеронизме, гипопитуитаризме, изменениях секреции половых гормонов, гиперинсулинемии.

Нейрогенные запоры
Достаточно частой причиной возникновения запоров у дошкольников считаются нейрогенные запоры.

Они связаны с нарушением механизмов нейрорегуляции моторики кишечника и постоянным присутствием психоэмоциональных факторов или различных видов поражения ЦНС.

Наиболее часто нейрогенный запор вызывают:

  • психическое перенапряжение;
  • подавление физиологических позывов на дефекацию;
  • прологирование (насильственное удерживание) акта дефекации;
  • недостаток гигиенических навыков.

Возникновения этих факторов часто совпадает с началом посещения ребенком детского дошкольного учреждения, стеснительности.

Также большое значение имеет наличие анальных трещин, когда акт дефекации сопровождается болевым синдромом и у ребенка формируется «боязнь горшка».

При этом возникают так называемые привычные запоры.

Истинные нейрогенные запоры у ребенка возникают на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, при этом формируется нарушение перистальтики кишечника (дискинетический вариант запора):

  • при невритах;
  • при неврозах;
  • при миопатиях;
  • при миелитах;
  • при опухолях;
  • при ДЦП.

Кроме этого может возникать рефлекторный вариант запора (вторичная дискинезия) при функциональных и органических заболеваниях органов пищеварения:

  • при гастритах;
  • при дуоденитах;
  • при дискинезии желчевыводящих путей по гипомоторному типу;
  • при синдроме раздраженного кишечника;
  • при колитах;
  • при ферментопатиях.

Причинами развития упорных запоров может быть ослабление мускулатуры диафрагмы и передней брюшной стенки при различных грыжах или расхождении мышц передней брюшной стенки.

Медикаментозный запор

Этот вид запора обусловлен воздействием на организм определенных лекарственных средств.

Они связаны с побочным воздействием препаратов на перистальтику кишечника. Таким побочным действием обладают:

  • сердечнососудистые;
  • снотворные;
  • мочегонные;
  • обезболивающие;
  • спазмолитики;
  • железосодержащие лекарства.

Реже у детей трехлетнего возраста могут возникать гипотонические или атонические запоры, с задержкой дефекации от пяти до семи дней, которые характеризуются болезненным актом дефекации с большим количеством каловых масс.

Признаки запора у ребенка

Главным симптомом запора у ребенка считается отсутствие нормального стула в течение 36 часов.

Симптомом хронического запора у ребенка является регулярная задержка стула.

Такое состояние требует систематического лечения, в том числе и психологического (беседы с родителями и врачами о правильной гигиене и необходимости посещать туалет вовремя и пр.).

Кроме этого нужно помнить, что запор сопровождается возникновением у ребенка постоянной вялости и слабости, отмечается снижение аппетита.

Это связано с нарушением процессов переваривания и активацией всасывания вредных токсических веществ из каловых масс.

При накоплении твердых каловых масс в просвете кишечника нарушается питание ее слизистой оболочки.

Хроническая задержка стула постепенно приводит к нарушению микрофлоры кишечника с преимущественным изменением количества болезнетворной флоры и снижением уровня положительной микрофлоры.

Также прогрессирует нарушение всасывания витаминов и микроэлементов, приводящее к различным нарушениям обменных процессов внутри клеток, и во всех тканях организма.

Постепенно развивается анемия.

Дополнительными патогенными факторами считается:

  • развитие воспаления в кишечнике (колит);
  • активируется моторика кишечника, что приводит к появлению спастических болей в животе;
  • расширяется диаметр кишечника.

Это все только усугубляет запор.

Родителям необходимо помнить, что при возникновении запора у ребенка в любом возрасте нужно обратиться на прием к врачу-педиатру, установить причинный фактор, провести дополнительные методы обследования для правильного лечения как функциональных, так и органических причин запора.

Как можно раньше необходимо обратиться к врачу в следующих случаях:

  • если запор у ребенка сопровождается жалобами на острые боли в животе, частым вздутием живота и стойким снижением аппетита;
  • в стуле малыша появляется кровь;
  • если ребенок удерживает стул по эмоциональным причинам.

Длительный запор может вызывать различные осложнения:

  • дисбактериоз и колиты;
  • трещины прямой кишки, которые сопровождаются появление алой крови после дефекации и выраженные боли;
  • выпадение слизистой прямой кишки.

При появлении симптомов этих патологических состояний нельзя заниматься самолечением — нужно срочно обратиться к врачу.

Неблагоприятным симптомом считается периодическое каломазание (энкопрез).

При этом состоянии твердые каловые массы скапливаются в прямой кишке, а жидкий кал непроизвольно выделяется наружу в результате утраты контроля ребенка над мышечным аппаратом прямой кишки.

В первую очередь нужно посетить педиатра, именно он должен определить необходимость консультаций других специалистов (детских невролога, эндокринолога, хирурга).

Источник