Нейрогенные запоры у детей
Трудности с дефекацией у детей 2—5 лет, вызванные не патологическими процессами в организме, а психологическими причинами,—достаточно распространенная проблема. В большинстве случаев это проявляется развитием неврогенного, или психологического, запора, суть которого состоит в том, что ребенок без каких-либо медицинских причин слишком редко опорожняет кишечник. При этом он хочет в туалет, но до последнего терпит. В результате ситуация развивается по двум одинаково плохим сценариям: ребенок или терпит до возникновения физиологического запора, когда дефекация из-за сильного отвердения каловых масс уже требует помощи (клизмы, приема слабительного) и в любом случае становится крайне болезненной, или марает штанишки, что вызывает негативную реакцию у взрослых по отношению к нему. В обоих случаях проблема только усугубляется.
Давайте разберемся, что может провоцировать у малышей появление неврогенных запоров, как можно этого избежать или благополучно разрешить ситуацию.
ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОРА
На самом деле у психологического запора причины не всегда психологические. По наблюдениям педиатров, наиболее часто первопричиной такой проблемы является неправильное питание. Нередко к 2—4 годам родители перестают строго контролировать рацион детей, позволяя им есть много не полезной еды: различные сладости и сдобу, фастфуд, пить сладкую газированную воду и т.д. При этом малыши в этом возрасте очень неохотно едят овощи и мало пьют воды. В совокупности такие нарушения питания очень часто приводят или к расстройствам кишечника, сопровождающимся вздутием, метеоризмом и диареей, или к развитию физиологического запора, при котором каждый акт дефекации сопровождается неприятными ощущениями. Неудивительно, что у ребенка вырабатывается рефлекс «какать — это больно», и он начинает всяческими способами оттягивать поход в туалет. Такое поведение быстро закрепляется, и развивается неврогенный запор.
Вторая по распространенности причина данной проблемы — стресс, который испытывает ребенок во время неправильного приучения к горшку. Если родители или воспитатели в детском саду приучают малыша ходить на горшок с жестким принуждением, в некомфортных условиях, стыдят его, сравнивают с другими детьми, подолгу держат на горшке, наказывают, у него формируется негативный опыт и отношение и к горшку, и к самому акту дефекации. Если своевременно не обратить внимание на эту проблему и не предпринять правильные меры по разрушению сложившегося стереотипа, психологический запор может перейти в хроническую форму, что негативно повлияет на состояние здоровья ребенка, существенно ухудшит качество его жизни и в течение долгих лет будет доставлять много неудобств.
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Но словам педиатров, в разном возрасте причины и механизмы развития психологического за пора у детей отличаются. Чтобы облегчить родителям процесс диагностики, врачи разработали небольшую памятку, благодаря которой можно своевременно выявить проблемы с дефекацией и понять их причины.
2 года. Чаще всего в этом возрасте причина неврогенного запора состоит в неправильных действиях взрослых во время приучения ребенка к горшку. В этом деле нельзя слишком торопиться, ставить малыша в жесткие временные рамки, не отпускать его с горшка, пока он не сходит по-большому, стыдить его, ругать и тем более наказывать. Помните: негативный опыт заполучить легко — избавляться от него можно годами.
3 года. В этот период подавляющее большинство случаев психологического запора связано с началом посещения детского сада. Длительное нахождение без родителей, в незнакомом помещении, с отличающимися от домашних санитарными условиями, среди чужих взрослых и большого количества детей — огромный стресс для ребенка, который может проявиться в виде неврогенного запора.
4 года. В 4-летнем возрасте главной причиной проблем с дефекацией является неправильное питание (вредные продукты, дефицит в рационе овощей и фруктов, еда всухомятку и т.д.), вследствие которого нередко развиваются или расстройства кишечника с диареей, или физиологический запор. Обе ситуации неприятны во всех смыслах и способны привести к формированию негативного опыта в отношении дефекации с последующим развитием психологического запора.
5 лет. Обычно в этом возрасте неврогенные запоры возникают редко, так как дети уже в состоянии осмыслить информацию о том, насколько важно правильно питаться, а также регулярно и своевременно опорожнять кишечник. Зачастую в этот период родители продолжают исправлять собственные ошибки, совершенные в предыдущие годы, развенчивая сложившиеся у ребенка негативные стереотипы относительно акта дефекации.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ И ЛЕЧИТЬ НЕВРОГЕННЫЙ ЗАПОР?
Рекомендации педиатров и психологов но этому поводу можно разделить на две равноценные по значению группы — абстрактные и конкретные. В первой группе лишь две позиции, но их важность невозможно переоценить, без них никакие практические действия не принесут желаемого результата. Это безусловная любовь к малышу и огромное терпение. Приучайте ребенка к горшку постепенно, без давления и наказаний, в доброжелательной спокойной обстановке, с учетом индивидуальных особенностей его физического и психического развития. Кому-то эта процедура дается легко и быстро, а кто-то осваивает ее в течение долгих месяцев. Искусственно, а тем более неумело ускорять этот процесс крайне нежелательно.
При этом следует помнить, что оптимальной периодичностью дефекации ребенка является один раз в день. В пределах нормы — 1 раз в 2 дня. Обеспечение этого условия —залог нормального функционирования ЖКТ и безболезненного акта опорожнения кишечника.
Что же касается практических действий, направленных на предотвращение развития и лечение психологических запоров, то врачи советуют:
Во-первых, не допускать развития кишечных расстройств и физиологического запора вследствие неправильного питания. Для этого нужно ввести в рацион ребенка много свежих фруктов и овощей в свежем, отварном, запеченном или тушеном виде. Для улучшения работы кишечника полезно включать в детское меню чернослив, курагу, инжир, тыкву в любом виде, свежие (в 1-й день приготовления) кисломолочные продукты, а также контролировать, чтобы ребенок часто и много пил воды и полезных напитков (компотов, морсов, киселей и др.). При этом нужно ограничить употребление малышом сладостей, свежего хлеба, выпечки, сладкой газированной воды, фастфуда. А лучше всего не приучать ребенка к такой еде.
Во-вторых, обеспечить правильное бесстрессовое обучение малыша ходить «по-большому» на горшок, а не в подгузник или штанишки. Для этого, кроме любви, терпения, позитивного настроя и спокойствия, пригодятся небольшие психологические хитрости:
Начиная с 1,5—2 лет хвалите ребенка каждый раз, когда он покакал. Независимо от того, куда. В этом возрасте гораздо важнее, чтобы он в принципе это делал, а не терпел. Формируйте позитивный опыт.
После каждого опорожнения кишечника стоит проговаривать ребенку с утвердительно-позитивной интонацией мысль, насколько легче ему стало после этого действия.
Чтобы помочь малышу, сидящему на горшке, преодолеть беспокойство и расслабить мышцы, нужно занять его чем-то интересным. Отвлечь от процесса. Лучше всего для этой цели подходит пластилин. Предложите ребенку слепить колобка, птичку, домик — и пусть он комментирует свое творчество, даст вам «мастер-класс». Вы же внимательно слушайте и повторяйте за ним. Малыш даже не заметит, как сделает то, чего вы так от него ждете.
Если проблема с дефекацией все-таки появилась, попробуйте ненавязчиво разыграть с ребенком кукольное представление о том, как игрушки легко и спокойно… какают и какими они после этого становятся веселыми и здоровыми. Посмейтесь вместе, подурачьтесь. Еще раз напомните малышу, почему так важно не терпеть и своевременно опорожнять кишечник.
Если проблема достаточно серьезная, стоит «откатить назад». Не торопите события, вернитесь к подгузникам. Предлагайте малышу сходить на горшок только после того, когда периодичность дефекации нормализуется. И не забывайте искренно радоваться после каждого удачного такого «похода».
При этом очевидно, что любые проблемы со стулом — это 100-процентный повод сразу же обратиться за консультацией к педиатру. Одно это простое действие способно уберечь вас и вашего малыша от очень многих проблем.
Источник
Запор у детей после года представляет собой клинический симптом, который возникает в результате нарушения эвакуаторной функции кишечника и выражается затруднением акта дефекации и/или урежением возрастного ритма актов дефекации с вынужденным натуживанием.
При этом запор сопровождается слишком твердым и скудным стулом с недостаточной функцией опорожнения толстого кишечника.
Кроме этого при возникновении запоров дети жалуются на боли в животе, вялость, слабость, отказ от горшка.
Но, к сожалению не всегда родители своевременно обращают внимание на возникновение этой проблемы и приходят к врачу – часто это связано с тем, что они не придают ей должного значения.
Какие бывают запоры у детей дошкольного возраста
Запоры у детей после года подразделяют на функциональные и органические и классифицируются:
- по причинному и патогенетическому факторам;
- по механизму развития;
- по течению.
Также запоры у детей подразделяют на идиопатические, первичные и вторичные.
Первичные запоры
Первичные запоры у ребенка от года, трех лет и старше наиболее часто обусловлены органическими причинами и являются:
- врожденными запорами, которые связаны с аномалиями развития кишечника;
- приобретенными.
К врожденным этиопатогенетическим факторам, вызывающим развитие первичных запоров у детей раннего возраста относятся пороки развития толстого кишечника.
Чаще всего их вызывают:
- мегадолихосигма;
- мегаректум;
- аноректальные стенозы;
- болезнь Гиршпрунга (аномалии развития иннервации толстой кишки).
Чаще всего органические или первичные запоры проявляются у ребенка с рождения в виде частой задержки или полного отсутствия самостоятельного стула.
Среди органических причин запоров чаще всего встречаются болезнь Гиршпрунга и долихосигма.
Причиной органических запоров могут быть и приобретенные анатомические изменения:
- опухоли;
- полипы;
- спаечная болезнь после операций в раннем возрасте.
Эти заболевания у детей встречаются крайне редко и аномалии развития чаще проявляются уже на первом году жизни ребенка.
Лечением таких запоров занимаются детские хирурги, и обычно требуется проведение операции.
Идиопатический запор
Идиопатические запоры у ребенка дошкольного возраста связаны:
- с нарушение пропульсации проксимальных отделов толстой кишки («инертная ободочная кишка»);
- с нарушением опорожнения дистального отдела прямой кишки («инертная прямая кишка»).
Эти запоры встречаются значительно чаще и требуют незамедлительного лечения.
Вторичные запоры
Чаще всего вторичные запоры возникают:
- при несбалансированном рационе у ребенка и недостаточном потреблении жидкости;
- при заболеваниях внутренних органов и систем, чаще нервной и эндокринной;
- при приеме некоторых медикаментов;
- при малоподвижном образе жизни (гиподинамия), который нарушает нормальную моторику кишечника и вызывает застойные явления в области малого таза;
- при стрессах и неупорядоченном образе жизни;
- при воздействии других факторов.
Алиментарный запор
Но наиболее часто запоры являются вторичными, связанные с неправильным питанием и формированием алиментарного запора.
В данном случае запоры возникают при присутствии в больших количествах в рационе ребенка:
- шоколада;
- мучного, риса;
- творога или твердого сыра;
- сдобы;
- гранат, груш и айвы;
- консервы;
- полуфабрикаты;
- жирной пищи;
- манная и рисовая каши.
И при недостаточном потреблении растительной клетчатки и жидкости.
Это приводит к уменьшению объема фекалий и значительному замедлению продвижения пищевого комка по кишечнику.
Алиментарные запоры обычно усиливаются зимой.
Нейрогенные запоры
Достаточно частой причиной возникновения запоров у дошкольников считаются нейрогенные запоры.
Они связаны с нарушением механизмов нейрорегуляции моторики кишечника и постоянным присутствием психоэмоциональных факторов или различных видов поражения ЦНС.
Наиболее часто нейрогенный запор вызывают:
- психическое перенапряжение;
- подавление физиологических позывов на дефекацию;
- прологирование (насильственное удерживание) акта дефекации;
- недостаток гигиенических навыков.
Возникновения этих факторов часто совпадает с началом посещения ребенком детского дошкольного учреждения, стеснительности.
Также большое значение имеет наличие анальных трещин, когда акт дефекации сопровождается болевым синдромом и у ребенка формируется «боязнь горшка».
При этом возникают так называемые привычные запоры.
Истинные нейрогенные запоры у ребенка возникают на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, при этом формируется нарушение перистальтики кишечника (дискинетический вариант запора):
- при невритах;
- при неврозах;
- при миопатиях;
- при миелитах;
- при опухолях;
- при ДЦП.
Кроме этого может возникать рефлекторный вариант запора (вторичная дискинезия) при функциональных
и органических заболеваниях органов пищеварения:
- при гастритах;
- при дуоденитах;
- при дискинезии желчевыводящих путей по гипомоторному типу;
- при синдроме раздраженного кишечника;
- при колитах;
- при ферментопатиях.
Причинами развития упорных запоров может быть ослабление мускулатуры диафрагмы и передней брюшной стенки при различных грыжах или расхождении мышц передней брюшной стенки.
Медикаментозный запор
Этот вид запора обусловлен воздействием на организм определенных лекарственных средств.
Они связаны с побочным воздействием препаратов на перистальтику кишечника. Таким побочным действием обладают:
- сердечнососудистые;
- снотворные;
- мочегонные;
- обезболивающие;
- спазмолитики;
- железосодержащие лекарства.
Реже у детей трехлетнего возраста могут возникать гипотонические или атонические запоры, с задержкой дефекации от пяти до семи дней, которые характеризуются болезненным актом дефекации с большим количеством каловых масс.
Признаки запора у дошкольников
Главным симптомом запора у ребенка считается отсутствие нормального стула в течение 36 часов.
Симптомом хронического запора у ребенка является регулярная задержка стула.
Такое состояние требует систематического лечения, в том числе и психологического (беседы с родителями и врачами о правильной гигиене и необходимости посещать туалет вовремя и пр.).
Кроме этого нужно помнить, что запор сопровождается возникновением у ребенка постоянной вялости и слабости, отмечается снижение аппетита.
Это связано с нарушением процессов переваривания и активацией всасывания вредных токсических веществ из каловых масс.
При накоплении твердых каловых масс в просвете кишечника нарушается питание ее слизистой оболочки.
Хроническая задержка стула постепенно приводит к нарушению микрофлоры кишечника с преимущественным изменением количества болезнетворной флоры и снижением уровня положительной микрофлоры.
Также прогрессирует нарушение всасывания витаминов и микроэлементов, приводящее к различным нарушениям обменных процессов внутри клеток, и во всех тканях организма.
Постепенно развивается анемия.
Дополнительными патогенными факторами считается:
- развитие воспаления в кишечнике (колит);
- активируется моторика кишечника, что приводит к появлению спастических болей в животе;
- расширяется диаметр кишечника.
Это все только усугубляет запор.
Родителям необходимо помнить, что при возникновении запора у ребенка в любом возрасте нужно обратиться на прием к врачу-педиатру, установить причинный фактор, провести дополнительные методы обследования для правильного лечения как функциональных, так и органических причин запора.
Как можно раньше необходимо обратиться к врачу в следующих случаях:
- если запор у ребенка сопровождается жалобами на острые боли в животе, частым вздутием живота и стойким снижением аппетита;
- в стуле малыша появляется кровь;
- если ребенок удерживает стул по эмоциональным причинам.
Длительный запор может вызывать различные осложнения:
- дисбактериоз и колиты;
- трещины прямой кишки, которые сопровождаются появление алой крови после дефекации и выраженные боли;
- выпадение слизистой прямой кишки.
При появлении симптомов этих патологических состояний нельзя заниматься самолечением — нужно срочно обратиться к врачу.
Неблагоприятным симптомом считается периодическое каломазание (энкопрез).
При этом состоянии твердые каловые массы скапливаются в прямой кишке, а жидкий кал непроизвольно выделяется наружу в результате утраты контроля ребенка над мышечным аппаратом прямой кишки.
В первую очередь нужно посетить педиатра, именно он должен определить необходимость консультаций других специалистов (детских невролога, эндокринолога, хирурга).
врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Запор у детей представляет собой клинический симптом, который возникает в результате нарушения эвакуаторной функции кишечника и выражается затруднением акта дефекации и/или урежением возрастного ритма актов дефекации с вынужденным натуживанием.
При этом запор сопровождается слишком твердым и скудным стулом с недостаточной функцией опорожнения толстого кишечника.
Кроме этого при возникновении запоров дети жалуются на боли в животе, вялость, слабость, отказ от горшка.
Но, к сожалению не всегда родители своевременно обращают внимание на возникновение этой проблемы и приходят к врачу – часто это связано с тем, что они не придают ей должного значения.
При этом важно помнить, что у детей с симптомами запора на протяжении менее 3 месяцев больше шансов на выздоровление.
80% детей при своевременном лечении не нуждаются в назначении слабительных в течение полугода после нормализации стула. Примерно половина больных выздоравливает и не имеет рецидивов в течение 1–5 лет. У остальных 50% детей запоры рецидивируют.
Следует отметить, что лечение запоров, несмотря на преимущественно функциональный характер, не укладывается в рамки 1–2-недельного курса слабительных препаратов, а требует динамического наблюдения и своевременного возобновления терапии и поиска возможных органических причин запора.
Кроме этого запоры являются часто одним из симптомов снижения функции щитовидной железы — гипотиреоза и требуют обязательной коррекции гормонального фона и постоянного наблюдения детского эндокринолога, а также других эндокринных патологиях — гипопаратиреозе, гипофизарной недостаточности, сахарном диабете, надпочечниковой недостаточности, феохромоцитоме, глюкагономе.
Какие бывают запоры
Запоры у детей подразделяют на функциональные и органические и классифицируются:
- по причинному и патогенетическому факторам;
- по механизму развития;
- по течению.
Также запоры у детей подразделяют на идиопатические, первичные и вторичные.
Первичные запоры
Первичные запоры у ребенка от года, трех лет и старше наиболее часто обусловлены органическими причинами и являются:
- врожденными запорами, которые связаны с аномалиями развития кишечника;
- приобретенными.
К врожденным этиопатогенетическим факторам, вызывающим развитие первичных запоров у детей раннего возраста относятся пороки развития толстого кишечника.
Чаще всего их вызывают:
- мегадолихосигма;
- мегаректум;
- аноректальные стенозы;
- болезнь Гиршпрунга (аномалии развития иннервации толстой кишки).
Органические или первичные запоры проявляются у ребенка с рождения в виде частой задержки или полного отсутствия самостоятельного стула.
Среди органических причин запоров чаще всего встречаются болезнь Гиршпрунга и долихосигма.
Причиной органических запоров могут быть и приобретенные анатомические изменения:
- опухоли;
- полипы;
- спаечная болезнь после операций в раннем возрасте.
Эти заболевания у детей встречаются крайне редко и аномалии развития чаще проявляются уже на первом году жизни ребенка.
Лечением таких запоров занимаются детские хирурги, и обычно требуется проведение операции.
Идиопатический запор
Идиопатические запоры у ребенка дошкольного возраста связаны:
- с нарушение пропульсации проксимальных отделов толстой кишки («инертная ободочная кишка»);
- с нарушением опорожнения дистального отдела прямой кишки («инертная прямая кишка»).
Эти запоры встречаются значительно чаще и требуют незамедлительного лечения.
Вторичные запоры
Чаще всего вторичные запоры возникают:
- при несбалансированном рационе у ребенка и недостаточном потреблении жидкости;
- при заболеваниях внутренних органов и систем, чаще нервной и эндокринной;
- при приеме некоторых медикаментов;
- при малоподвижном образе жизни (гиподинамия), который нарушает нормальную моторику кишечника и вызывает застойные явления в области малого таза;
- при стрессах и неупорядоченном образе жизни;
- при воздействии других факторов.
Алиментарный запор
Но наиболее часто запоры являются вторичными, связанные с неправильным питанием и формированием алиментарного запора.
В данном случае запоры возникают при присутствии в больших количествах в рационе ребенка:
- шоколада;
- мучного, риса;
- творога или твердого сыра;
- сдобы;
- гранат, груш и айвы;
- консервы;
- полуфабрикаты;
- жирной пищи;
- манная и рисовая каши.
И при недостаточном потреблении растительной клетчатки и жидкости.
Это приводит к уменьшению объема фекалий и значительному замедлению продвижения пищевого комка по кишечнику.
Алиментарные запоры обычно усиливаются зимой.
Запор при эндокринной патологии
Эндокринный запор — при гипотиреозе, гипопаратиреозе, гипофизарной недостаточности, сахарном диабете, надпочечниковой недостаточности, феохромоцитоме, глюкагономе.
Расстройство функции опорожнения кишечника на фоне эндокринных заболеваний относится к вторичным, симптоматическим нарушениям.
Запор — характерный компонент таких эндокринных синдромов, как:
- сахарный диабет (СД);
- гипотиреоз;
- гиперпаратиреоз;
- гипопитуитаризм;
- феохромоцитома;
- гиперальдостеронизм;
- болезнь Адцисона.
Расстройство регуляции моторики желудочно-кишечного тракта при сахарном диабете связывают с развитием диабетической автономной нейропатии, диссинхронизацией перистальтики и тонуса сфинктеров, резким уменьшением содержания клеток Кахаля, изменением секреции гастроинтестинальных гормонов. При этом запор — это типичное проявление гипотиреоза. Тяжелый гипотиреоз может приводить к динамической кишечной непроходимости и развитию мегаколон.
При гипертиреозе запор — одно из разнообразных желудочно-кишечных проявлений, возможно, связанных с изменением экспрессии генов, регулирующих моторику, а также со снижением возбудимости автономной нервной системы и дегидратацией.
Снижение числа энтерохромаффинных клеток и изменение строения нервных ганглиев в кишечной стенке присуще наследственным эндокринным синдромам (APECED, МЭН-2).
Нарушение опорожнения кишечника наблюдается также при надпочечниковой недостаточности (перемежается с диареей), гиперальдостеронизме, гипопитуитаризме, изменениях секреции половых гормонов, гиперинсулинемии.
Нейрогенные запоры
Достаточно частой причиной возникновения запоров у дошкольников считаются нейрогенные запоры.
Они связаны с нарушением механизмов нейрорегуляции моторики кишечника и постоянным присутствием психоэмоциональных факторов или различных видов поражения ЦНС.
Наиболее часто нейрогенный запор вызывают:
- психическое перенапряжение;
- подавление физиологических позывов на дефекацию;
- прологирование (насильственное удерживание) акта дефекации;
- недостаток гигиенических навыков.
Возникновения этих факторов часто совпадает с началом посещения ребенком детского дошкольного учреждения, стеснительности.
Также большое значение имеет наличие анальных трещин, когда акт дефекации сопровождается болевым синдромом и у ребенка формируется «боязнь горшка».
При этом возникают так называемые привычные запоры.
Истинные нейрогенные запоры у ребенка возникают на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, при этом формируется нарушение перистальтики кишечника (дискинетический вариант запора):
- при невритах;
- при неврозах;
- при миопатиях;
- при миелитах;
- при опухолях;
- при ДЦП.
Кроме этого может возникать рефлекторный вариант запора (вторичная дискинезия) при функциональных и органических заболеваниях органов пищеварения:
- при гастритах;
- при дуоденитах;
- при дискинезии желчевыводящих путей по гипомоторному типу;
- при синдроме раздраженного кишечника;
- при колитах;
- при ферментопатиях.
Причинами развития упорных запоров может быть ослабление мускулатуры диафрагмы и передней брюшной стенки при различных грыжах или расхождении мышц передней брюшной стенки.
Медикаментозный запор
Этот вид запора обусловлен воздействием на организм определенных лекарственных средств.
Они связаны с побочным воздействием препаратов на перистальтику кишечника. Таким побочным действием обладают:
- сердечнососудистые;
- снотворные;
- мочегонные;
- обезболивающие;
- спазмолитики;
- железосодержащие лекарства.
Реже у детей трехлетнего возраста могут возникать гипотонические или атонические запоры, с задержкой дефекации от пяти до семи дней, которые характеризуются болезненным актом дефекации с большим количеством каловых масс.
Признаки запора у ребенка
Главным симптомом запора у ребенка считается отсутствие нормального стула в течение 36 часов.
Симптомом хронического запора у ребенка является регулярная задержка стула.
Такое состояние требует систематического лечения, в том числе и психологического (беседы с родителями и врачами о правильной гигиене и необходимости посещать туалет вовремя и пр.).
Кроме этого нужно помнить, что запор сопровождается возникновением у ребенка постоянной вялости и слабости, отмечается снижение аппетита.
Это связано с нарушением процессов переваривания и активацией всасывания вредных токсических веществ из каловых масс.
При накоплении твердых каловых масс в просвете кишечника нарушается питание ее слизистой оболочки.
Хроническая задержка стула постепенно приводит к нарушению микрофлоры кишечника с преимущественным изменением количества болезнетворной флоры и снижением уровня положительной микрофлоры.
Также прогрессирует нарушение всасывания витаминов и микроэлементов, приводящее к различным нарушениям обменных процессов внутри клеток, и во всех тканях организма.
Постепенно развивается анемия.
Дополнительными патогенными факторами считается:
- развитие воспаления в кишечнике (колит);
- активируется моторика кишечника, что приводит к появлению спастических болей в животе;
- расширяется диаметр кишечника.
Это все только усугубляет запор.
Родителям необходимо помнить, что при возникновении запора у ребенка в любом возрасте нужно обратиться на прием к врачу-педиатру, установить причинный фактор, провести дополнительные методы обследования для правильного лечения как функциональных, так и органических причин запора.
Как можно раньше необходимо обратиться к врачу в следующих случаях:
- если запор у ребенка сопровождается жалобами на острые боли в животе, частым вздутием живота и стойким снижением аппетита;
- в стуле малыша появляется кровь;
- если ребенок удерживает стул по эмоциональным причинам.
Длительный запор может вызывать различные осложнения:
- дисбактериоз и колиты;
- трещины прямой кишки, которые сопровождаются появление алой крови после дефекации и выраженные боли;
- выпадение слизистой прямой кишки.
При появлении симптомов этих патологических состояний нельзя заниматься самолечением — нужно срочно обратиться к врачу.
Неблагоприятным симптомом считается периодическое каломазание (энкопрез).
При этом состоянии твердые каловые массы скапливаются в прямой кишке, а жидкий кал непроизвольно выделяется наружу в результате утраты контроля ребенка над мышечным аппаратом прямой кишки.
В первую очередь нужно посетить педиатра, именно он должен определить необходимость консультаций других специалистов (детских невролога, эндокринолога, хирурга).
Источник