Недержание мочи при запорах у детей

Проблемы мочевого пузыря и кишечника, возникающие после приучения ребёнка к использованию туалета, объединились в этом диагнозе и не разделяются на отдельные категории. И хотя лечение взаимосвязей между проблемами кишечника и мочевого пузыря, возможно, не кажется новым подходом, синдром дисфункциональной элиминации часто остаётся незамеченным и недолеченным, несмотря на то, что это распространённое явление.

Выявление и лечение синдрома дисфункциональной элиминации часто затруднено. Это связано с тем, что страдающие им дети могут проявлять широкий спектр симптомов болезней мочевого пузыря и кишечника. Ранее, лечение фокусировалось на конкретных симптомах, а не на глобальных проблемах мочеиспускания. Например, детей с частым мочеиспусканием лечили ретренингом мочевого пузыря (тренировкой мочевого пузыря)  или лекарственными препаратами, их действие направлено на проблему частого мочеиспускания. Сейчас же представители педиатрии приходят к пониманию того, что частое мочеиспускание связано с другими симптомами мочеиспускания и проблемами  кишечника. Это применимо только в том случае, если у ребёнка проблемы с мочевым пузырём вследствие неполного опорожнения. Вероятнее всего, у него есть проблемы с кишечником. Поэтому лечение частого мочеиспускания у детей должно охватывать облегчение симптомов, связанных как с частотой, так и с незаметными, на первый взгляд, изменениями в ритме физиологических отправлений. Современные врачи утверждают —   распознавание и лечение взаимосвязи между кишечником и мочевым пузырём приведёт к лучшим результатам и, в долгосрочной перспективе, повысит вероятность предотвращения других проблем с кишечником и мочевым пузырём.

Причины болезни:

1. Современные дети проводят много времени перед телевизором, компьютером и видеоиграми. Многие из них не любят прерывать свои занятия, чтобы сходить в туалет, и, таким образом, они учатся контролировать свои сфинктеры (мыщы, отвечающие за ….), чтобы задержать мочеиспускание или испражнение. Такое удержание может, в конечном итоге, привести к беспорядочному или патологическому мочеиспусканию. И впоследствии такие дети смогут избегать посещения туалета, изменяя ритм физиологических отправлений.

2. Другим вероятным фактором, способствующим развитию синдрома дисфункциональной элиминации, могут быть современные тенденции приучения к туалету. Методы приучения к горшку значительно изменились за последние 20-50 лет. Дети начинают пользоваться туалетом в более старшем возрасте. В 1950-х годах более 90% 18-месячных детей не нуждались в подгузниках. Сорок лет спустя, менее 10% 2-летних детей было приучено к горшку. Изменение сроков приучения ребенка к горшку, существенным образом способствует увеличению количества случаев возникновения синдрома дисфункциональной элиминации.

3. Применение одноразовых подгузников и нижнего белья (впитывающих трусиков). В результате, родители не проявляют должного внимания и не беспокоятся о ритме физиологических отправлений их ребёнка. Кроме того, современные подгузники дают родителям больше свободы и меньше практического ухода за ребенком.

приучаем ребенка к туалету подгузники

4. Социальные стресс-факторы, такие как семьи с двумя работающими родителями, семьи с одним родителем, ожидания, связанные с привлечением детей к участию в спортивных и иных мероприятиях, возложенных на семьи, — вот некоторые примеры современных тенденций, оказывающих большое влияние. Возможно, эти социальные проблемы оказывают сильный психологический стресс, который может привести к патологиям функций мочевого пузыря и кишечника. В начале 1900-х годов Зигмунд Фрейд описал анально-удерживающий тип личности, который чаще встречается у людей, испытывающих сильный стресс и эмоциональную напряженность. Дети, у которых развивается анально-удерживающие черты личности, могут буквально стать «удерживателями сфинктера» и развивать многие черты, связанные с синдромом дисфункциональной элиминации.

5. Школьные и общественные туалеты могут препятствовать развитию правильного ритма мочеиспускания и дефекации. Учителя и школы редко содействуют свободному, спокойному доступу в туалет. Лишь немногие учителя имеют достаточно знаний о дисфункциональной элиминации, а многие не понимают важность содействия правильному посещению туалета. Например, недавнее исследование среди учителей начальной школы показало, что частое пользование туалетом в школьные часы не приветствуется. Начиная с детского сада, детям говорят о том, что пользоваться туалетом нужно в установленное время, или просят «поторопиться». Переполненные классы и условия, в которых от учителей ожидается более пристальное наблюдение за учениками, объясняют, почему это становится более серьезной проблемой.

дети в общественном туалете

Кроме того, туалеты часто рассматриваются как потенциально небезопасная среда для детей — в основном по соображениям чистоты, но также из-за посторонних. Дети в общественных, в том числе и школьных, не могут расслабиться и чувствуют себя некомфортно.

Анализ и диагностика

Чтобы определить первопричину синдрома дисфункциональной элиминации: медицинское заболевание или анатомическое строение, — требуется полная медицинская история и физическое обследование.

Если вероятность обнаружения заболевания кажется незначительной, следует воздержаться от интенсивного лабораторного или рентгенологического исследования, по крайней мере, на начальном этапе. При обнаружении синдрома дисфункциональной элиминации, полная история всех физиологических отправлений должна указывать на наиболее распространенные признаки этого расстройства. Вам нужно узнать обо всех позывах к мочеиспусканию, частоте, затруднённом начале мочеиспускания, недержании мочи, позе при мочеиспускании, боли в животе (обычно околопупочной или надлобковой), безлихорадочных инфекциях мочевыводящих путей и ночном недержании мочи в анамнезе. Консистенция стула в прошлом и сейчас,  частота, недержание кала, удержание, натуживание, разрывы в заднем проходе или зуд и кровь в стуле могут свидетельствовать о проблемах с запорами.

Чтобы обеспечить всестороннюю медицинскую помощь, нужно понимать, что ребёнок, который сдерживает мочеиспускание, вероятно, автоматически сжимает тазовые сфинктеры. Поэтому у таких детей редко бывает нормальная работа кишечника. Аналогично, удержание стула препятствует нормальному мочеиспусканию. Таким образом, при пристальном рассмотрении медицинской истории, можно обнаружить, что у детей обычно есть дисфункция и мочевыводящих путей, и кишечника. Кроме того, дети с дневными симптомами расстройства мочевыводящих путей, часто также испытывают ночное недержание.

По этой причине, учитывая взаимосвязь между кишечником и мочевым пузырём, важно избегать разделения этих расстройств на отдельные проблемы при обследовании ребёнка на наличие синдрома дисфункциональной элиминации. Периодические, временные или ситуационные симптомы в большей степени свидетельствуют о  нефизиологической или анатомической проблеме. Проблемы с мочой или стулом, которые начались до, во время или после приучения к туалету, также указывают на ошибочное или сознательное удержание. Определённые типы личности и изменения образа жизни также могут считаться факторами, способствующими развитию дисфункциональной элиминации. Поскольку дети отзываются на положительные и отрицательные раздражители с преувеличенной ответной реакцией, дети, испытавшие семейные потрясениями или изменения в расписании, распорядке дня или при переходе в другую школу, могут быть более склонны к развитию синдрома дисфункциональной элиминации. Кроме того, у детей, которые пережили травмирующее событие, связанное с мочеиспусканием или дефекацией, такое как инфекция мочевыводящих путей или запор, часто в дальнейшем возникают страхи по поводу опорожнения.

Физическое обследование должно фокусироваться на мочеполовых, желудочно-кишечных и неврологических системах. Обследование брюшной полости может выявить растянутый мочевой пузырь или пальпируемый стул в толстой кишке. Любое подозрительное скопление должно быть подвергнуто рентгенологическому анализу. Осмотрите гениталии на признаки меатального стеноза, сексуального насилия, раздражения кожи (такие, как сращение малых половых губ) или врождённые аномалии развития. Осмотрите задний проход на наличие разрывов, трещин, кровотечения и его тонус. Ректальное обследование, на первый взгляд, не всегда необходимо, но оно может предоставить полезную информацию о каловых массах, пробках и тонусе.

Неврологическое обследование должно включать осмотр области крестцового отдела позвоночника на наличие углублений, пучков волос или других аномалий, а также осмотр нижних конечностей на прочность. Этот осмотр должен обнаружить любое неврологическое объяснение симптомов, связанных с мочеиспусканием и дефекацией. Анализ мочи является обязательным для всех детей с ярко выраженными симптомами. Это исследование может помочь выявить такие проблемы, как инфекции, диабет и камни в почках, которые могут имитировать синдром дисфункциональной элиминации.

УЗИ почек или мочевого пузыря и рентгенограмма почек, мочеточников и мочевого пузыря (ПММП) – это две самые распространённые рентгенологические процедуры, используемые в диагностике и лечении синдрома дисфункциональной элиминации. В связи с тем, что многие страдающие от синдрома дети имеют в анамнезе безлихорадочные инфекции мочевыводящих путей, недержание и патологический анализ мочи, УЗИ мочевой системы может исключить значительные анатомические аномалии. Ультразвук опорожнённого мочевого пузыря может выявить, является ли мочевой пузырь ребёнка пустым, и наглядно показать родителям наличие проблемы с  удержанием у  ребёнка. Аналогично, рентгенограмма ПММП поможет определить, является ли запор проблемой, поскольку медицинская история может быть неясной. После начала лечения ультразвуковое исследование опорожнённого мочевого пузыря и рентгенограмма ПММП помогают определить, увеличивается ли у пациента эффективность опорожнения.

В большинстве случаев, для диагностики синдрома дисфункциональной элиминации нет необходимости в микционной цистоуретрограмме (МЦУГ). Тем не менее, любой ребенок со случаями хронического или ярко выражено патологического мочеиспускания должен пройти МЦУГ, особенно если традиционные методы лечения не приносят успеха. Аналогичным образом, любой ребенок с лихорадочной инфекцией мочевых путей (ИМП) или аномалиями, выявленными при проведении УЗИ мочевого пузыря, должен пройти МЦУГ. Большинство детей с классической историей развития синдрома дисфункциональной элиминации, с хорошим результатом  физического осмотра, хорошим УЗИ и безлихорадочной ИМП могут обойтись без МЦУГ. Если лечение не облегчает симптомы и частоту возникновения ИМП, рассмотрите возможность проведения МЦУГ для дальнейшего исследования причин заболевания. Направление к детскому урологу требуется при обнаружении анатомических аномалий или при отсутствии желаемых результатов. Как вылечить синдром дисфункциональной элиминации — можно прочитать здесь 

nursing.advanceweb.com

Рассказать друзьям

Подписаться на рассылку

Источник

Проблемы с недержанием кала у детей 10 лет способны вызвать серьезные психологические проблемы, эмоциональную зажатость. Из-за этого ухудшается адаптация ребенка в социуме, в частности в школе. Решение данной проблемы есть.

Для детей в первые два-три года жизни недержание кала или энкопрез — нормально, у более старших это говорит о присутствии разных патологий в работе систем органов. При наблюдении данной проблемы важно обратиться за помощью специалиста, который сделает диагноз, выявит причины. Терапия будет назначена после диагностирования.

Главная информация о нарушении

Болезнь встречается у 1–5% всех детей. Чаще всего это мальчики и девочки возрастом 5–8 лет, реже — старше. Как правило, это симптом нарушения работы нервной системы либо признак иных изменений организма. У девочек он встречается редко. Болезнь бывает у 30–35% страдающих энурезом.

Часто взрослые, заметив у ребенка проблему с испражнением, оттягивают визит к врачу, полагая, что проблема решится. Однако энкопрез служит признаком серьезного недуга, требующего срочного лечения, поскольку плохо влияет еще и на психику подрастающего ребенка.

Дети, имеющие данное заболевание, сложно адаптируются в коллективе. Они становятся объектами насмешек долгое время и даже после того, как все наладится. Малыши с недержанием кала подвергаются оскорблению, унижению родственников, которые стыдят и возмущаются при виде испачканного белья. Так лишь проблема усугубляется.

Взрослым на заметку: ни в коем случае не нужно ругать ребенка за трудности в испражнении. Следует искать причину и помогать ему избавиться от проблемы.

Недержание кала у детей: причины и лечение недержания

Причина недержания кала у детей от 8 до 10 лет кроется в психологических проблемах.

Главные причины энкопреза истинного характера у ребенка:

  1. Эмоциональное потрясение. Дети сильнее взрослых переживают потерю близких, друзей, домашних животных, тяжелые события, такие как ДТП, расставание родителей, насилие.
  2. Смена привычного окружения. Первые дни в школе, переезд, разлука с родителями на определенный период и т. д.
  3. Патологии неврологического характера. Эпилепсия, поражение спинного мозга инфекцией или травмой, нарушения в работе вегетативной нервной системы, детский церебральный паралич.
  4. Травмы спины, головы. Они приводят к сбоям в передаче импульсов, позволяющих контролировать испражнение.
  5. Аномалии, возникшие в утробе, связанные с нарушением строения аноректальной части толстого кишечника. В данном случае подразумевается болезнь Гиршпрунга.
  6. Травмы в родах, проблемное вынашивание. Ненормальная дефекация встречается у детей, в анамнезе которых записана гипоксия, врожденная травма позвоночника и головы. Риски есть, когда мать в перинатальном периоде болела инфекционными болезнями, краснуха, герпес, корь, а также когда она имела вредные привычки, употребляла препараты, которые не разрешены беременным.
  7. Неблагоприятная обстановка в семье. Дети, растущие в неблагополучной семье, страдают от унижений, рукоприкладства, ругательства. Однако негативно влияющая на психику ребенка обстановка нередко складывается в семьях, внешне кажущимися благополучными.
  8. Неумение правильно ходить в туалет. Не редкое явление для малышей из неблагополучных семей.

Ложный энкопрез у детей имеет такие причины появления:

  1. Хронический запор. Распространенная причина недержания. Собирающийся в кишечнике кал давит на анальное отверстие, которое растягивается, теряет чувствительность. Жидкие массы в этот момент просачиваются.
  2. Многочисленные причины, спровоцированные окружающей обстановкой или личными проблемами, связанные со здоровьем, эмоциональным состоянием. Бывает, что в учебных заведениях туалеты имеют плохой ремонт, без перегородок. Некоторые дети стесняются испражняться там. Когда процесс дефекации вызывает боль, ребенок удерживает кал. После этого стенки растягиваются, теряют чувствительность, что служит причиной неконтролируемого попадания испражнений на нижнее белье.

В основной части случаев проблема существует во время бодрствования, во время сна ее нет. Ночное недержание кала у ребенка — редкое явление, говорящее о присутствии неврологических и ментальных проблем. Данная форма — неблагоприятный прогностический признак.

Формы и виды заболевания у детей

В зависимости от причины возникновения заболеванияНевротическое нарушениеСамый частый вид недержания. Он связан с разного рода нарушениями ментального характера, появившимися из-за психологических травм: насилие, постоянные стрессы. Несмотря на уверенность взрослых, данного рода отклонения самостоятельно не исчезают, лишь смягчаются с течением времени, становятся малозаметными. Детям с данной проблемой необходима психологическая помощь и поддержка.
Органическое нарушениеДанная разновидность включает в себя энкопрезы, вызванные органическими сбоями в системах и органах, которые отвечают за процесс дефекации. Это толстый кишечник, сфинктер, головной и спинной мозг. Чаще недуг встречается у детей с врожденными нарушениями, реже — с приобретенными.
По сроку образованияПервичная патологияНесформированный рефлекторный механизм, отвечающий за процесс дефекации. Возникает из-за отсутствия внимания, воспитания взрослым, несовершенства физического и умственного характера, усложняющее общение с ребенком — глухота, слепота, отсталость в развитии.
Вторичная патологияНарушение нормально работающего рефлекторного механизма из-за сбоев в работе организма.
В зависимости от механизма развитияЛожный энкопрезИмеет связь с постоянными запорами либо с намеренным удержанием кала.
Истинный энкопрезВключает все возможные случаи, появившиеся из-за сбоев в функции передачи нервных импульсов. Данный вид относится к редким.

Симптомы

Когда недуг у ребенка связан с запорами, взрослые видят его признаки:

  • ребенок редко, с болевыми ощущениями ходит в туалет, жалуется на дефекацию, испытывает дискомфорт в области желудка;
  • при длительном текущем запоре появляется слабость, пропадает аппетит, появляется тошнота, ребенок жалуется на боль в животе, голове, проблемно спит.

В обстановке, окружении, где проявляют любовь и заботу друг к другу, дети говорят о своих проблемах сразу, по этой причине запор не становится хроническим, исключая случай, связанный с органическими нарушениями.

Энкопрез у ребенка выдает себя по-разному. В основной части случаев на белье остаются следы кала. Единичное либо несколько раз в разнобой случившихся недержаний, имеющие ясные причины, не должны беспокоить взрослого. К примеру, ребенок увлеченное играл в активные игры и не успел вовремя среагировать на позывы.

Недержание невротического характера имеет следующую симптоматику, характерную для психических сбоев:

  • плохой сон, бессонница;
  • апатия;
  • страхи, тревоги;
  • плохое настроение;
  • агрессия, раздражительность;
  • ухудшение общего самочувствия;
  • отстраненность, замкнутость;
  • отсутствие интереса к любимым играм, занятиям;
  • нарушение концентрации;
  • быстрая утомляемость;
  • плохая успеваемость в школе.

Часть симптомов могут отсутствовать. Все зависит от разновидности нарушения и его причины.

Говорить о патологии нужно тогда, когда недержание кала бывало у ребенка не менее одного раза в месяц на протяжении полугода.

Когда у ребенка энкопрез сопровождается энурезом, то это говорит о психологических причинах. В редких случаях это присутствие органической патологии. Как правило, энурез бывает в ночное время суток, а энкопрез — днем.

Диагностика

Главная задача диагностики — найти заболевание, повлиявшее на появление патологии, для эффективного его устранения, смягчения. Специалист разговаривает с родителями, ребенком, узнает подробности о питании, симптомах, течении беременности и родах, затем устанавливает диагноз.

Отталкиваясь на симптоматическую картину, проводятся дополнительные обследования:

  • снимок толстого кишечника;
  • обследование ректальной зоны;
  • магнитно-резонансная томография мозга и позвоночника;
  • рентген позвоночника;
  • клинический анализ крови, мочи.

Диагностируют недержание кала педиатр и гастроэнтеролог. При необходимости ребенок обследуется, консультируется у психотерапевта или психиатра.

Методы лечения заболевания

После постановки диагноза ребенку используются следующие методы лечения:

  • упражнения, способные укрепить мышцы ягодиц, пресса, бедер. Лечащий врач назначает комплекс, который делает крепче сфинктер;
  • диета. Для нормальной работы кишечника, ребенок начинает есть продукты с содержанием клетчатки в большом количестве: фрукты, зелень, овощи. Не рекомендуется употреблять пищу с большим содержанием крахмала, сахара: макароны, булочные изделия, картофель, сладости. Ребенку важно много пить простой воды;
  • клизмы. Они помогают избавиться от застойного кала, образовавшегося из-за частых запоров. При отсутствии сбоев в функционировании прямой кишки клизмы используются определенное количество раз. В некоторых случаях специалист назначает клизмы для тренировки сфинктера. Около полулитра жидкости ребенку вводят в задний проход, а он, сжимая сфинктер, удерживает ее;
  • из лекарственных средств врачом назначаются слабительные, препараты, успокаивающие нервную систему. Среди них стоит выделить Микролакс, Дюфалак, Персен, Валериана;
  • консультации, лечение, назначаемое психотерапевтом. Врач определяет причины недуга, помогает решить душевные проблемы, избавиться от переживаний, связанных с тяжелыми событиями, посмотреть на ситуацию со всех сторон. Помимо этого, специалист пообщается с родителями, даст им советы. Если по итогу обстановка будет такая же, изменений в лучшую сторону не будет, родителям нужно избавиться от всех факторов, травмирующих психику детей.

В лечении недержания можно использовать народные подходы, в частности употреблять травяные чаи, положительно сказывающиеся на состоянии ребенка. Мелисса, мята, ромашка, пустырник, валериана успокаивают нервную систему, помогают наладить дефекацию.

Советы, помогающие нормализовать работу рефлекторного механизма:

  1. После еды ребенка усаживают на унитаз для напряжения сфинктера на определенное время. Такое действие дает стимул нормальному функционированию перистальтике кишечника. Ребенок осваивает навыки контроля испражнения, чувствует позывы.
  2. Важно соблюдать определенный режим при дефекации. Основное количество проблем, связанных с работой кишечника, исчезает, когда ребенок ходит в туалет в определенное время.
  3. Заставлять ребенка ходить в туалет не нужно, поскольку это негативно отражается на психике. Ему рекомендуется в спокойной обстановке объяснить принцип работы кишечника и рассказать о важности соблюдения режима детьми.

Профилактика

Для снижения вероятности образования такого недуга, как энкопрез, рекомендуется:

  • делать все, чтобы домашняя атмосфера была комфортная и доброжелательная;
  • обсуждать недуг нужно спокойным тоном, чтобы ребенок не испытывал комплексов;
  • наладить работу рефлекторного механизма;
  • если заметите кал на трусах, не стоит за это ругать ребенка;
  • наладить питание, давать больше фруктов и овощей.

Заболевание запущенной формы сложно поддается лечению. При первых признаках стоит отвести ребенка к специалисту на консультацию. Вовремя начатое лечение дает хороший прогноз.

Диетическое питание при энкопрезе

Так как в основном недержание кала появляется из-за постоянных запоров, диета помогает предотвратить скопление кала в толстом кишечнике. Ребенку с данным недугом рекомендуется употреблять в пищу:

  • кисломолочные продукты;
  • свеклу, томаты, брокколи, цветную капусту;
  • ягоды, зелень;
  • рыбу, мясо с низким содержанием жира;
  • овсяную кашу и другие злаковые;
  • мед;
  • курагу, чернослив;
  • фрукты.

Для профилактики запоров необходимо пить много воды. Салаты лучше заправлять растительным маслом.

Физические упражнения при энкопрезе у детей

При недержании кала ребенку нужно делать специальные физические упражнения. Это простая гимнастика, которая позволяет укрепить мышцы сфинктера, брюшины и тазового дна.

В некоторых случаях врач назначает процедуру, способную укрепить сфинктер: в задний проход ребенка вводится трубочка из резины на глубину примерно 3 см. После этого специалист дает команду по сжатию и расслаблению мышц. Также ребенку необходимо удерживать трубочку при движении, с помощью ректальных мышц вытолкнуть предмет. На протяжении трех недель проводится курс укрепляющих упражнений. Продолжительность самой зарядки — примерно 15 минут.

Кроме этого, нужно делать лечебную гимнастику с приседаниями, прыжками. При недержании кала запрещен силовой тренинг.

Чтобы укрепить мышечную систему сфинктера делаются специальные клизмы щадящего характера. Здесь используется настой ромашки: два стакана воды на одну столовую ложку растения. Теплый раствор вводится в задний проход ребенку, а он его удерживает максимально долго. В свою очередь, двигаться можно.

Психотерапия для детей

При хроническом нарушении дефекации у школьника обязательно и важно проконсультироваться у психолога. Он помогает разобраться с причинами, которые вызвали энкопрез. Врач помогает убедить ребенка в некритичности ситуации, что такое бывает, что это не страшно. Столкнувшийся с данной проблемой нуждается в помощи психолога, помогающей улучшить нервное состояние. Также психолог разговаривает с родителями, направляет их в нужную сторону. В некоторых случаях консультация хорошего специалиста позволяет устранить проблему недержания. Взяв на вооружение рекомендации врача, используя их в жизни, организовав благоприятную обстановку в доме, близко подружившись с ребенком, родители помогают ему.

При энкопрезе обязательно посетить врача-психолога. Помощь заключается в борьбе с психотравмирующими причинами, оказание нужной поддержки.

Вывод

Проблемы с недержанием у детей десяти лет способны вызвать серьезные психологические проблемы, эмоциональную зажатость. Из-за этого ухудшается адаптация ребенка в социуме, в частности в школе. Наиболее запущенные случаи способны вызвать инвалидность. При данной проблеме родители ни в коем случае не должны быть равнодушными. Стоит своевременно признать заболевание, проконсультироваться у педиатра, начать лечение.

Источник