Найдите корень образуйте от него новые слова изжога

Тренировочные упражнения по словообразованию

Упражнение 1. Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.

Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница ;

закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный ;

возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение ;

неприспособленность, неустроенность, несовместимость ;

обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание ;

Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник ;

белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна ;

честность, точность, смелость, успокоенность ;

удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.

Упражнение 3. Найдите корень, образуйте от него новые слова.

Изжога — ; наугад — ; сдержанный ;

соотнесенный ; прозорливый ; непогрешимый —

; предубеждение ;излишество ;

незамедлительный ; располагающий ; пробуждение –

; провозглашать.

Упражнение 4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов .

Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.

Шут, звук,

круг, месть,

место, свет.

Упражнение 5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть — , стучать — ,

ставка — , ход — ,

бег — , кладка — ,

брошенный — , мытый — .

Упражнение 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суфффиксов.

След — , соль — ,

Дым — , цвет — ,

вред — , говор — ,

место — , щит — ,

спор — , суд — .

Упражнение 7. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать — , законченный — , погрешность — ,

намучиться — , продрогнуть — , ответвление — , преображение — , непринужденный — , неотчуждаемый — — , безупречный — .

Упражнение 8. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество точек соответствует количеству букв.

Например : носиль Ответ: — щик

набор

настрой

поме

Частартстола яркцени

участпианчаста низмучи

работджазстрана святводи

озоргитаркрупа точнписа

Упражнение 9. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка. Количество точек – это количество букв.

Напримерстрелка Ответ : при — стрелка

(кидка при — кидка

(мерка при — мерка

(бавка при — бавка

возка жиганиеросток лечься гул

садка живлениепасок дуться лет

(. . ) ездка мирание писчик влечься хлада

грузка туханиеранок литься бег

Упражнение 10. Разберите слова по шагам. Шаг – это ход, при котором отсекается приставка или суффикс, но слово должно сохранять смысл.

Например: засориться — , сор. (2 шага)

засорить сорить

Разгорячиться, горяч (2 шага)

Недосказанность, , сказ (3 шага)

Умилостивить, , милый (3 шага)

Умудриться, мудрый (2 шага)

Соподчинительный, , чин (3 шага).

Теперь по шагам соберите слово, используя минимум шагов.

Смотр, , предусмотрительный.

Род, , прародительница.

Страсть, , небеспристрастный

Интерес, , незаинтересованный.

Хранить, , предохранительница.

Упражнение 11. Придумайте новые слова по данному образцу.

Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать

об (наж) ённый на (езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак) овать

об (вин) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

об ( ) анный на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) евать

об ( ) ённый на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

Упражнение 12. Выделите в каждом столбике слово, образованное отличным от других спосом образования.

Например: набивщик Ответ : натурщик

наклейщик

натурщик

настройщик

Загогулина перепончатый содержатель обесцененный

закорючка перерывчатый сожитель обеспеченный

запонка переливчатый создатель обеспокоенный

заготовка переметчивый соискатель обесцвеченный

Упражнение 13. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной — , больной — ; холостой — , холостой – , горбатый — , горбатый — , будущее — ,

будущее — , прямая — , прямая — , детская — ,

выходной — , выходной — , контрольная — , контрольная — , настоящее — , настоящее — ,

мороженое — , мороженое — , легкие — , легкие — — ,новенький — , новенький — .

Источник

Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница; закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный; возобновление, воссоединение

Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;

Упражнение 3. Найдите корень, образуйте от него новые слова.

Изжога — ; наугад — ; сдержанный ; соотнесенный ; прозорливый ; непогрешимый —

Упражнение 4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов.

Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.

Шут , звук , круг ,

Упражнение 5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть — , стучать — , ставка — , ход — ,

Упражнение 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суфффиксов.

След — , соль — , Дым — , цвет — , вред — ,

Упражнение 7. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать — , законченный — , погрешность — , намучиться — , продрогнуть — ,

Упражнение 8. Придумайте новые слова по данному образцу.

Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать

об (наж) ённый на (езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак) овать

об (вин) ённый

на ( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать об ( ) анный на ( ) ник не ( ) имый

Упражнение 9. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной — , больной — ; холостой — , холостой – , горбатый — , горбатый — , будущее — ,

будущее — , прямая — , прямая — , детская — , детская -.

Упражнение 10. Напиши значение слов. Выдели корень в однокоренных словах.

Танкист – тот, кто …

Удочка – то, чем …

Учительница – женщина_ …

Упражнение 11. Попробуй догадаться, какие слова нужно писать вместо пропусков. Запиши эти слова, выдели корень.

… – маленький стул.

… – там, где растут орехи.

… – человек, который водит машину.

Упражнение 12. Образуй от слов дом, рука, голос слова со следующими значениями:

1) «маленький, крошечный»;

2) «огромный, большой».

Какие суффиксы тебе для этого понадобились? Выдели их.

Упражнение 13. От данных существительных устно образуй прилагательные.

Лес, морковь, кирпич.

Разбей получившиеся прилагательные на две группы в зависимости от значения суффикса -н-:

1) «относящийся к чему-нибудь»;

2) «состоящий или сделанный из чего-нибудь».

Выдели суффиксы, которые вносят в слова эти значения.

ЧАСТИ РЕЧИ (7 часов)

Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 3136; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9286 — | 7362 — или читать все…

Читайте также:

  1. I. Смысл слова
  2. III. Основные учебники, учебные пособия, словари и хрестоматии
  3. TESTS 1. Вставьте вместо пропусков необходимые слова
  4. А сейчас поработаем над отдельными словами текста. Попытайтесь интонировать ими так же, как до этого фразами. Прочешите таким образом пословно текст по 10 раз в разных стилях
  5. А) Лексическое значение слова
  6. Англо-русский словарь
  7. Антологии, справочники, сборники, материалы, указатели, хрестоматии, словари
  8. Б) Предметная отнесенность слова
  9. Библиографический список. 1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С.Ахманова
  10. БОЛЬШОЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
  11. В отличие от предложения мертвой речи, состоящего из слов, фраза состоит из словоформ (они могут и совпадать со словами, могут состоять из их частей)
  12. В работе «Алкивиад–I» Платон рассматривает занятие философией в качестве заботы человека о самом себе, а в диалоге «Федон» мыслитель определяет философию как упражнение в смерти

Источник

№СлайдТекст1Нетрадиционный подход к изучению грамматики – важнейший элемент

Нетрадиционный подход к изучению грамматики – важнейший элемент

формирования познавательного интереса обучающихся

ВИКУЛКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов

Сургут – 2010 год

2Составь цепочку…

Составь цепочку…

… из имён существительных с приставкой НА- и суффиксом –ЕНИ- : Намерение, наклонение, наполнение… … из глаголов с приставкой ЗА- и суффиксом –ИВА- : Заклеивать, засеивать, задёргивать …

3Нетрадиционный подход к изучению грамматики – важнейший элемент4Упражнение 1

Упражнение 1

Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции: безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница; закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный; возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение; неприспособленность, неустроенность, несовместимость; обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание.

5Упражнение 2

Упражнение 2

Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным: клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, кривизна, новизна, желтизна; честность, точность, смелость, успокоенность; удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.

6Упражнение 3

Упражнение 3

Найдите корень, образуйте от него новые слова: Изжога – ; наугад – ; сдержанный – ; соотнесенный – ; прозорливый – ; непогрешимый – ; предубеждение – ; излишество – ; незамедлительный – ; располагающий – ; пробуждение – ; провозглашать – .

7Упражнение 4

Упражнение 4

Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов: Шут, звук, круг, месть, место, свет. Например: шум – шумный, шуметь, шумевший, шумиха, шумно.

8Упражнение 5

Упражнение 5

Образуйте новые слова только с помощью различных приставок: Кипеть, стучать, ставка, ход, бег, брошенный, мытый. Например: кладка – складка, укладка, закладка, накладка, прокладка.

9Упражнение 6

Упражнение 6

Образуйте слова-корни, отбросив суффиксы и приставки: Наябедничать, законченный, погрешность, намучиться, продрогнуть, ответвление, преображение, непринужденный, безупречный. Например: безветренный – ветер, закружиться – круг.

10Упражнение 7

Упражнение 7

В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его: Внимание! Количество точек соответствует количеству букв в суффиксе. Част (. . .) арт (. . .) стол (. .)а цени (. . . .) участ (. . .) пиан (. . .) част (. .)а мучи (. . . .) работ (. . .) джаз (. . .) стран (. .)а води (. . . .) озор (. . .) гитар (. . .) круп (. .)а писа (. . . .)

11Упражнение 8

Упражнение 8

Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же приставка: Внимание! Количество точек соответствует количеству букв в приставке. (. .) возка (. .) жигание (. . .) росток (. . .) лечься (. .) садка (. .) живление (. . .) пасок (. . .) дуться (. .) ездка (. .) мирание (. . .) писчик (. . .) влечься (. .) грузка (. .) тухание (. . .) ранок (. . .) литься

12Упражнение 9

Упражнение 9

Придумайте новые слова по данному образцу: об (тёс) анный – об ( ) анный об (наж) ённый – об ( ) ённый на (пар) ник – на ( ) ник не (вид) имый – не ( ) имый под (леч) ить – под ( ) ить вы (корч) евать – вы ( ) евать не (люд) имый – не ( ) имый вы (брак) овать – вы ( ) овать

13Упражнение 10

Упражнение 10

Выделите в каждом столбике слово, образованное отличным от других способом образования: загогулина перепончатый содержатель закорючка перерывчатый сожитель запонка переливчатый создатель заготовка переметчивый соискатель

14Упражнение 11

Упражнение 11

Составьте выражения со словами, образованными неморфологическим способом: Больной, холостой, горбатый, будущее, прямая, детская, выходной, контрольная, настоящее, мороженое, легкие, новенький. Например: рабочий день, рабочий на заводе.

15Упражнение 1

Упражнение 1

Вставьте гласные. Выпишите слово, которое отличается от других по правилу, которое вы применили: Расст…лается, распор…жается, предпол…гает, заж…гает, прор…стает.

16Упражнение 2

Упражнение 2

Вставьте пропущенные приставки: (про- пра-) . . . родина, . . . рисовка, . . . работка; (пре- при-) бес . . . страстный . . . вратник, не . . . одолимая . . . града; (пре- при-) . . . зреть опасность, . . . зреть сиротку; (обез- обес-) . . . цвеченный, . . . главленный, . . .жиренный.

17Упражнение 3

Упражнение 3

Впишите гласную в сложные слова. Определите, какое из данных слов лишнее: Земл…трясение, ави…билет, пят…книжие, мете…сводка, акр…батика.

18Упражнение 4

Упражнение 4

Вставьте Ъ или Ь знак. Подберите к данному слову такое слово, с которым оно чаще всего встречается: Отдать на (вымирание, с…едение, счаст…е, лишения). С распростертыми (глазами, об…ятиями, крыл…ями, волосами). Неот…емлемое (волнение, пред…явление, право, подобие). От…явленный (ворюга, глупец, д…явол, негодяй) .

19Упражнение 5

Упражнение 5

Образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -ск- и подберите точное определение к данным существительным: Например: Комик – (произведение, сцена); комическое произведение, комичная сцена. Лирик – (отрывок, тон). Трагик – (стиль, взгляд). Поэт – (пейзаж, замысел). Драма – (случай, жест).

20Упражнение 6

Упражнение 6

На каком языке говорят в разных странах: Например: в Германии – на немецком, в Испании – на испанском… Во Франции, Финляндии, Словакии, Швеции, Канаде.

21Упражнение 7

Упражнение 7

Замените данные выражения прилагательными с частицей НЕ: Сейф, который не горит Времена, которое никто не помнит Время, которое нельзя забыть Качество, которое нельзя превзойти Рубеж, который нельзя преодолеть

22Упражнение 8

Упражнение 8

Замените словосочетания сложным словом – существительным или прилагательным: Пожать руку Добрая душа Доброе сердце Милое сердце Биение сердца Болеет сердцем за всё

23Результаты деятельности

Результаты деятельности

Предмет

2007-2008

2007-2008

Русский язык

74%

62%

78%

74%

42%

Литература

82%

71%

79%

73%

64%

2008-2009

2008-2009

Русский язык

78%

64%

81%

75%

45%

Литература

88%

74%

83%

75%

65%

Учебный год

24Творчество обучающихся

Творчество обучающихся

25Творчество обучающихся

Творчество обучающихся

«Сложные слова детская»

Источник

Словообразовательный 
анализ ( разбор) имеет целью определение
способа образования слова. Он проводится
в следующем порядке. 

  1. У анализируемого
    слова определяется тип основы (производная 
    или непроизводная). Если основа непроизводная,
    например, лес, река, словообразовательный
    разбор произвести невозможно.
  2. К анализируемому
    слову подбирается производящее слово
    (сочетание слов), т. е. то, от которого данное
    слово образовано. Производящее слово
    должно быть родственным анализируемому
    слову, обычно проще его, самым близким
    по структуре и лексическому значению.
    Следует помнить, что от выбора производящего
    слова в конечном итоге зависит правильное
    решение данной проблемы.  
          Обычно слова в русском языке имеют одно
    производящее слово (спортсмен < спорт,
    во-первых < первый и т. п.). Однако есть
    случаи, когда одно и то же слово может
    иметь разные производящие и, следовательно,
    образовываться различными способами,
    например: невесело < весело (приставочный
    способ образования) и невесело < невеселый
    (суффиксальный способ образования), перевоспитание
    < перевоспитать (суффиксальный способ
    образования) и перевоспитание < воспитание
    (приставочный способ образования).
  3. Устанавливается,
    что является производящей базой: основа
    слова, целое слово, части нескольких слов,
    несколько слов, например, весенний — весна,
    невесело — весело, собкор — собственный
    корреспондент, диван-кровать — диван,
    кровать.
  4. Выделяются
    части слов, при помощи которых образовано
    новое слово: подберезовик < под березой.
  5. Определяется
    способ образования слова.

      Указанная схема 
проведения словообразовательного 
разбора свое реальное выражение 
находит в графической модели,
хорошо известной учащимся по школьному 
учебнику:  
      канатоходец < ходить (по) канату (сложение
основ с одновременным прибавлением суффикса); 
      лесник < лесной (суффиксальный);  
      переход < переходить (бессуффиксный);  
      выходной < выходной (день) — (переход
из одной части речи в другую). 
 
      Словообразовательный анализ предполагает
выяснение способа образования нового
слова. Его необходимо отграничивать от
формообразовательного разбора. Различие
между новым словом и формой слова заключается
в том, что с новым словом всегда связано
новое лексическое значение, форма же
слова по значению не отличается от исходного
слова. Например, от прилагательного грубый
при помощи суффикса образовано слово
грубость, у которого иное значение, к
тому же оно относится к другой части речи.
От того же прилагательного при помощи
суффикса образована форма сравнительной
степени грубее, не отличающаяся от исходного
слова лексическим значением.  
      В некоторых случаях при словообразовательном
разборе бывает удобно проводить его в
два этапа. Например: 
      расцветший  
     1) расцветший < расцвести (формообразование).
Причастие расцветший образовано от неопределенной
формы глагола расцвести. 
     2) расцвести < цвести (приставочный).
Глагол расцвести образован от глагола
цвести приставочным способом.

Пример Словообразовательный разбор
отобранного  
1) отобранного <- отобрать (ступень формообразования); 
2) отобрать <- брать.  
Глагол отобрать образован от глагола
брать приставочным способом.

обижает <- обидеть 
Глагол обижает образован от глагола обидеть
суффиксальным способом. В качестве средства
образования данного слова выступает
и чередование согласных д//ж.

Тренировочные
упражнения по словообразованию 

Упражнение 1.
Разберите слова по
составу, добавьте свои
той же конструкции.  

Безобразница, бездельница,
бесприданница, бессонница ;

закрученный, запущенный,
залепленный, заброшенный ;

возобновление,
воссоединение, возрождение, воспламенение
;

неприспособленность,
неустроенность, несовместимость ;

обесцвечивание,
обезвоживание, обезболивание, обескровливание
;   

Упражнение 2.
Выделите суффиксы и
образуйте новые слова,
подобные данным.  

Клеветник, проводник,
сапожник, ударник, садовник ;

белизна, крутизна,
тупизна, новизна, желтизна ;

честность, точность,
смелость, успокоенность ;

удалец, молодец,
купец, продавец, красавец, любимец .   

Упражнение 3.
Найдите корень, образуйте
от него новые слова. 

Изжога — ; наугад
— ; сдержанный ;

соотнесенный ;
прозорливый ; непогрешимый —

; предубеждение 
;излишество ;

незамедлительный
; располагающий ; пробуждение –

; провозглашать
.   

Упражнение 4.
Образуйте новые слова
только с помощью различных
суффиксов
.

Например: шум: шумный,
шуметь, шумливый, шумиха.

Шут , звук ,

круг , месть ,

место , свет .   

Упражнение 5.
Образуйте новые слова
только с помощью приставок.

Кипеть — , стучать
— ,

ставка — , ход — ,

бег — , кладка — ,

брошенный — , мытый
— .    

Упражнение 6.
Образуйте новые слова
с помощью приставок
и суфффиксов.  

След — , соль — ,

Дым — , цвет — ,

вред — , говор — ,

место — , щит — ,

спор — , суд — .   

Упражнение 7.
Образуйте слова–корни,
отбросив суффиксы и
приставки.

Например : безветренный
– ветер, закружиться – круг.

Наябедничать —
, законченный — , погрешность — ,

намучиться — , продрогнуть
— , ответвление — , преображение — , непринужденный
— , неотчуждаемый — — , безупречный — .   

Упражнение 8.
В каждом столбике пропущен
только один суффикс.
Найдите его. Количество
точек соответствует
количеству букв.

Например :
носиль ( . . . )
Ответ:
-щик  

набор( . . . )

настрой( . . . )

поме( . . . )   

Част (. . .) арт (.
. .) стол (. . )а ярк (. . . .) цени (. . . .)

участ (. . .) пиан
(. . .) част (. . .)а низ (. . . .) мучи (. . . .)

работ (. . .) джаз
(. . .) стран (. . .)а свят (. . . .) води (. . . .)

озор (. . .) гитар
(. . .) круп (. . .)а точн (. . . .) писа (. . . .)   

Упражнение 9.
Вставьте приставки.
В каждом столбике пропущена
одна и та же приставка.
Количество точек –
это количество букв.

Например (. . .)
стрелка Ответ : при
— стрелка

(. . .)
кидка при — кидка

(. . .)
мерка при — мерка

(. . .)
бавка при — бавка

( . . ) возка ( . . )
жигание (. . . ) росток ( . . . ) лечься ( . . .
) гул

( . . ) садка ( . . )
живление (. . . ) пасок ( . . . ) дуться ( . . .
) лет

(. . ) ездка ( . . ) мирание
( . . .) писчик ( . . . ) влечься ( . . . ) хлада

( . . ) грузка ( . .
) тухание (. . . ) ранок ( . . . ) литься ( . . .
) бег   

Упражнение 10.
Разберите слова по
шагам. Шаг – это ход,
при котором отсекается
приставка или суффикс,
но слово должно сохранять
смысл.  

Например:
засориться — , сор. (2
шага)

засорить 
сорить

Разгорячиться
, горяч (2 шага)

Недосказанность
, , сказ (3 шага)

Умилостивить ,
, , милый (3 шага)

Умудриться , мудрый
(2 шага)

Соподчинительный
, , чин (3 шага).

Теперь 
по шагам соберите
слово, используя 
минимум шагов.

Смотр , , , предусмотрительный.

Род , , , прародительница.

Страсть , , , небеспристрастный

Интерес , , , незаинтересованный.

Хранить , , , предохранительница.
  

Упражнение 11.
Придумайте новые слова
по данному образцу.  

Об (тёс) анный на
(пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч)
евать

об (наж) ённый на
(езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак)
овать

об (вин) ённый на
( ) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать

об ( ) анный на (
) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) евать

об ( ) ённый на (
) ник не ( ) имый под ( ) ить вы ( ) овать   

Упражнение 12.
Выделите в каждом столбике
слово, образованное
отличным от других
спосом образования.

Например:
набивщик Ответ :
натурщик  

наклейщик  

натурщик 

настройщик 

Загогулина перепончатый
содержатель обесцененный

закорючка перерывчатый
сожитель обеспеченный

запонка переливчатый
создатель обеспокоенный 

заготовка переметчивый
соискатель обесцвеченный 

Упражнение 13.
Составьте выражения
со словами, которые
образованы неморфологическим
способом.  

Например:
рабочий день, рабочий 
на заводе.

Больной — , больной
— ; холостой — , холостой – , горбатый — ,
горбатый — , будущее — ,

будущее — , прямая
— , прямая — , детская — ,

выходной — , выходной
— , контрольная — , контрольная — , настоящее
— , настоящее — ,

мороженое — , мороженое
— , легкие — , легкие — — ,новенький — , новенький
— .

Источник