На руси не было запоров

Когда я слышу слово — замок, в голове сразу возникают четкие картинки и ассоциации. Я сразу же начинаю представлять большое каменное оборонительное сооружение, обнесенное крепостной стеной, вокруг которой вырыт глубокий ров, наполненным водой. Параллельно с этой картинкой мое воображение рисует как это сооружение штурмует армия противника, а защитники замка стреляют по неприятелю из луков с крепостных стен и льют на головы атакующих кипящее масло.

Парой задумываешься, почему в Средневековой Европе строили замки, а на Руси нет?

Как мне казалось ответ на этот вопрос я найду быстро, но как оказалось мнения на этот счет бытуют очень разные…

Почему замки строили в Европе:

  • Уклад жизни европейских феодалов. Во времена рассвета феодализма в Западной Европе, владения крупных феодалов были похожи на вполне самостоятельные государства. В центре которых главными атрибутами являлись замки. Помимо жилища, замки выполняли функцию защиты от нападения конкурентов.
  • Вассалитет Западной Европы. Крупные феодалы Западной Европы имели по отношению к королю своей страны довольно большие вольности. Могли чеканить собственные монеты, самостоятельно собирать на своих землях налоги, вершить суд и принимать иные решения вне зависимости от мнения короля. Во многих странах тамошней Европы действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Такое правило давало возможность непрямому вассалу короля не подчиняться последнему. Такая система способствовала увеличению феодальной раздробленности. А значит росли и конфликты интересов. В свою очередь любой феодал старался обезопасить себя от вторжений на свою территорию. Строительство собственного укрепленного замка и было первым шагом к такой безопасности.
  • Крестовые походы. С началом католической экспансии Восточной Европы, Рим добирался и до территории современной Прибалтики. В скором времени на этих территориях прочно обосновывается Тевтонский орден.

Колонизация этих земель не проходила мирно, поэтому немецкие
крестоносцы строили замки как свои надежные форпосты. На
территории нашей страны, а именно в Калининграде и области мы
можем наблюдать немногочисленное наследие немецких рыцарей.

  • Климат. Климат Западной Европы позволял строить массивные сооружения не только для обороны, но и для повседневной жизни. Зимы были теплыми, а камины и печи справлялись с обогревом каменных помещений. (Но мнение очень спорное…)
  • Местность. Обилие горных районов Европы, позволяло европейским феодалам и рыцарям возводить именно каменные замки. Так как этот строительный материал был в относительной доступности.

Почему замки не строили на Руси:

  • Лествичное право. В средние века на Руси существовало лествичное право. А именно обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья были родственниками, власть передавалась в основном от старшего младшему брату. Все наследники считались совладельцами страны и государства. По мере смены власти на главном престоле в Киеве, происходила и смена власти в городах меньшего значения. Поэтому князь за время своего правления мог сменить несколько городов, а значит и стимула для укрепления своего жилища у него не было.
  • Древесина как строительный материал. В отличие от Европы, на Руси не было проблем с древесиной, леса было много. На протяжение долгих лет древесина для русского народа была главным строительным материалом. Деревянное зодчество на Руси — это особое ремесло и целая традиция.
  • Враги и оборона. Если в средневековой Европе бароны и рыцари осаждали замки в междоусобных войнах, то на Руси чаще всего оборону держали целыми городами. Русь часто подвергалась нападению степняков, коих на Русской равнине и в ближайших окрестностях было в изобилие. Поэтому вокруг каждого большого города быстро возводилась деревянная стена. Строить каменную стену было экономически не выгодно и долго. До появления артиллерийского оружия, деревянная стена справлялась с оборонительной функцией не хуже каменной. По этим же причинам и русский детинц, как некое подобие европейского замка, строился из дерева.
  • Квалификация зодчих. Бытует мнение, что в средние века на Руси не было достаточного количества мастеров, способных работать с камнем. Возникновение каменного зодчества на Руси относится к X в. Большое влияние на это оказывает крещение Руси. Не мало важную роль играет строительство каменных церквей и храмов на Византийский манер. Но в этот период каменное дело развивается очень медленно и преимущественно в Киеве.
  • Отсутствие камня, как строительного ресурса. Для многих городов древнерусского государства камень был привозным материалом. Поэтому можно сказать, что в средние века на Руси практически все здания и сооружения строили из дерева. Поэтому на сегодняшний день мало что сохранилось от строений, которые русский народ возводил в ту эпоху. Чего не скажешь о более долговечных каменных замках Европы.

Я собрал лишь малую часть адекватной информации на эту тему. На самом деле этот вопрос требует более глубокого изучения. Так или иначе не судите строго. Если кто-то из читателей обладает более правильной информацией, то милости прошу в комментарии..

Источник

Многие зарубежные и отечественные политики уверены, что склонность к воровству — национальная черта русского народа. При этом, если попытаться отыскать исторические корни данного явления, то первые подобные факты приходятся только на время существования Российской империи. Так откуда же взялся миф о традиционном русском воровстве?

Не запирали двери

Отчасти дошедшие до современности древнерусские литературные памятники относительно воровства и стяжательства никаких сведений не оставили. Очевидно, что в языческие времена таких проблем не было, и экономический урон славянам наносили только вражеские набеги. С принятием христианства на Руси среди населения стали распространяться и соответствующие заповеди, одна из которых, как известно, гласит «не кради». Первым национальным сводом правовых законов считается «Русская правда», которую в своем государстве утвердил великий князь Ярослав Мудрый. И там впервые были упомянуты деяния, подлежащие наказанию, в том числе и в виде денежных штрафов. И тем не менее, о повальном воровстве все равно в то время речи не было. Миссионер римско-католической церкви, немецкий епископ Оттон Бамберский, побывавший на Руси в 1124-1127 годах, оставил о проживающих на этой земле людях следующие воспоминания: «…. Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами жители были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки (…) запирались на замок. Платья свои, деньги и разные драгоценности они содержат в покрытых чанах и бочках, не боясь никакого обмана, потому что его не испытывали…»

Читайте также:  Был запор оказалось беременна

Доверие к русским купцам

О русских, и прежде всего о новгородских купцах, верных слову купеческому, в средние века знали не только в России, но за рубежом. Тогда европейские чиновники права в своей работе использовали негласный указ, согласно которому новгородцев, попавших на территории их страны в долги, отпускать восвояси. Любых других купцов; рижских, кельнских и даже венецианских — сажать в тюрьму, ведь только новгородские сами вернутся и долг выплатят. Эта национальная купеческая честность прослеживается даже в сказке «Аленький цветочек», которую писатель Сергей Аксаков составил на основе народного устного творчества. Дочь купца, понимая, что только из-за неё отец не держит свое слово, сама отправляется в лапы к чудовищу, лишь бы спасти честь родителя. Даже в XIX веке это воспринималось, как само собой разумеющееся.

Наказание за воровство

Первые документальные упоминания о лукавстве и стяжательстве русских относятся к периоду правления Иоанна Грозного. Иностранные послы отмечали у тогдашних московских дьяков и писарей любовь к подношениям и посулам. Доступ к государеву правосудию с тех пор становится избирательным и дорогостоящим занятием. Далее прослеживаются исторические факты массового казнокрадства среди сподвижников Петра I. Современники говорили, что светлейший князь Александр Меншиков брал взятки со взяточников и относил деньги царю, а он возвращал их в казну. Вот такая якобы существовала схема пополнения бюджета. И возможно, что это правда, ведь потом вскрывшиеся факты мздоимства оказались на гигантские суммы. Только за невосполнимый урон казне, в районе полмиллиона рублей, к повешению приговорили сибирского губернатора, князя Матвея Гагарина. Изобличителем являлся обер-фискал Алексей Нестеров, которого самого, спустя три года четвертовали за внушительные взятки. Другой сподвижник Петра I — князь Григорий Волконский, был обвинен в серьезных злоупотреблениях при строительстве Тульского оружейного завода, за что ему публично прожгли язык каленным железом. Барон Пётр Шафиров, видный дипломат и руководитель российской почты, рассорившись из-за участков земли со светлейшим князем Александром Меншиковым и его людьми, оказался на скамье подсудимых за казнокрадство в своем ведомстве и был приговорен к смертной казни. А спустя шесть лет и сам светлейший оказался в опале и у него конфисковали четырнадцать миллионов рублей ассигнациями, пять миллионов рублей золотом, девять миллионов рублей в голландских и английских банках. И это не говоря об имениях, дворцах и заводах, в то время, когда весь годовой бюджет Российской империи не превышал пятнадцати миллионов рублей.

Видео дня. В домах из-под крана полилась вода с червями

Источник

На Руси первое упоминание о пищали приходится на самый конец 14-го века. Этот тип огнестрельного оружия наряду с мушкетом и аркебузой составляет базу, на которой продолжилось дальнейшее развитие русской оружейной мысли. Хотя само название и появилось сравнительно недавно, сам первый факт появления сего предмета найден в письменных источниках еще далекого 11-го века.

Происхождение названия

То обстоятельство, что сама пищаль на Руси появилась еще задолго до внедрения на ее пространство аналогов иностранной конструкторской мысли, говорит в пользу того, что изначально ее название происходит от старославянского лова «пищать», которое в те времена означало «метать», «кидать». Говоря «пищает», человек тогда имел в виду, что он стреляет.

Есть предположение, что название также могло пойти от польского слова «pistula» — дудка. Имеют место и теории относительно чешского и немецкого языков. Однако же не стоит забывать, что русский язык уже тогда был не столь богат на заимствования, сколько – на переиначивания иностранщины. Поэтому этимологическая запутанность данного названия может быть опущена.

Принцип действия

По сути, пищаль представляет собой отчасти древнерусское, отчасти – средневековое длинноствольное стрелковое оружие, поскольку зарубежные варианты появились несколько позже отечественных, хотя и несколько преобразили вид отечественных при попытке внедрения.

Изначально это понятие вмещало в себя целый спектр старорусского оружия: были как ручные варианты, так и малые, «недомерки» и даже пушки. Устройство было сходным: несколько сваренных вместе металлических полос с желобом для пороха, фитилем и расщепом для тлеющей веревочки. В нужный момент она просто опускалась желоб и закрывалась, а подожжённый порох выстреливал из ружья пулями (количество варьировалось в зависимости от калибра орудия). Постепенно так стали называть определенную категорию орудий ручного формата, вес которых колебался от 5 до 8 кг, а дальность выстрела могла достигать как 50, так и 100 м.

Развитие оружейной мысли

Данный вид оружия на Руси прижился на долгое время по причине своего простого устройства, что позволяло оснастить им небольшую армию в короткие сроки. Это сыграло решающую роль. В 17-м веке замок зажигания на пищали стал кремни евым, несмотря на свою простоту, он оказался гораздо эффективней и в Европе такие ружья прозвали «шнапханами» — «ударяющими курками».

Из-за нового замка данный вид орудий стали называть самопалом, поскольку при неспециальном наитии на курок оно запросто могло выстрелить туда, куда направлено дуло. Само слово появилось после псковской осады польским королем примерно в 1581 году. Позднее стали различать подвиды кремниевых запоров на брабантский (русский, заимствованный у приглашенных голландских мастеров), шотландский (иная форма) и английский (наличие предохраняющего крючка).

Читайте также:  Быстрое средство от запора ребенку

Цари и охота

Постепенно отечественные мастера наловчились изготавливать пищали с замками любой конструкции и формы. Например, новое оружие с запором на английский манер чаще всего было парадным либо применялась в охоте. Последнее особенно важно упомянуть, поскольку данная забава имело под собой не столько увеселительное значение, сколь – политическое. Демонстрация метко убитого дикого зверя не могла обойтись без хорошего и ладно сделанного оружия, как и война. Поэтому поставка для царских «нужд» пищалей имела огромное значение.

Выезд на природу с целью поохотиться у царской семьи делился на два вида: официальный и простой. Первый означал то, что из Оружейной палаты выдавались разнообразное огнестрельное оружие, богато украшенное, но не теряющие от этого своей боевой ценности. Чем ценнее они были, тем более дорогими оказывались чехлы для них. На их изготовление отдавали свои силы самые лучшие мастера своего дела.

приклад пищали Тимофея Лучанинова

Вплоть до конца 17-го века никакое новое оружие не могло вытеснить пищаль с внутрироссийского оборота, она постоянно совершенствовалась, но в своей сути оставалась неизменной. Сохранившиеся экспонаты того времени до сих пор можно найти в военных и военно-исторических, а также оружейных музеях.

Источник

История пьянства на Руси: от «Царёва кабака» Ивана Грозного до «сухого» закона Николая II .

История пьянства на Руси: от «Царёва кабака» Ивана Грозного до «сухого» закона Николая II .

Пьянство – огромная социальная проблема, с которой в России борются давно и не всегда успешно. Существует даже мнение, что русские пьют больше всех в мире, что это их генетическая особенность. Так ли это? И всегда ли Россия была олицетворением пьяного угара?

Древняя Русь – хмельные напитки

В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) - Пир богатырей у ласкового князя Владимира, 1888. На пирах и игрищах пили хмельные напитки: пиво, медовуху, брагу.

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) — Пир богатырей у ласкового князя Владимира, 1888. На пирах и игрищах пили хмельные напитки: пиво, медовуху, брагу.

Всем в детстве читали русские народные сказки, поэтому поговорка о меде и пиве, которые по усам текли-текли, а в рот так и не попали, знакома каждому. Что имелось под выражением «не попало в рот»? А смысл в том, что хмельные напитки не пили просто так, их подавали как приятное дополнение к щедрой трапезе.

Напитков было много, и все они были очень вкусные. Начиная со времен правления Владимира Великого и до середины XVI века использовали хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока. Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, упомянутые выше и ставшие национальными напитками медовуха и брага.

Надо отметить, что письменных свидетельств, что в Древней Руси пьянство считалось тяжёлой социальной проблемой, нет. Старики времен Киевской Руси говорили молодёжи, чтобы они пили вино ради веселья, но не для того, чтобы сильно опьянеть: «пейте, да не упивайтесь».

Есть мнение, что великий князь Киевский Владимир выбрал религией для Руси православие, так как оно напрямую не запрещало хмельные напитки .

Начало «пьяной эпохи»

Сегодня Россия у многих иностранцев ассоциируется с водкой. Когда этот напиток появился повсеместно, сказать невозможно. Однако есть некоторые документы, в которых можно найти сведения, что во второй половине XV века в России началась переработка ржи, научились изготавливать чистый спирт.

Медовуха - старинный русский хмельной напиток на основе меда./Фото: pivogorod.ru

Медовуха — старинный русский хмельной напиток на основе меда./Фото: pivogorod.ru

Чуть ранее, в 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в стране питейным заведением. Начало XV века для России ознаменовалось появлением таких напитков, как хлебное, варёное и горячее вино. И это были уже не безобидные хмельные напитки из винограда или меда, а самый настоящий самогон, который получали при помощи перегонки.

Простой люд не мог позволить себе напиваться ежедневно, как это делали царские опричники. Рабочие люди баловались алкоголем в Святую неделю, на Рождество, в Дмитровскую субботу. К этому же периоду относятся и первые попытки борьбы с пьянством: если простолюдин напивался в неподобающая время, его безжалостно избивали батогами, а тому, кто перешел все границы, светила тюрьма.

Если рассмотреть пьянство как способ получения прибыли, то именно при Иване Грозном это явление стало распространяться. После «запуска» первого царёва кабака прошло немного лет, и в 1555 году царь разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. Кажется, ничего особо страшного не произошло, однако в этих заведениях не подавалась еда, и ее запрещали приносить с собой. Дорвавшийся до спиртного человек, употребляя алкоголь без закуски, мог спустить за день всё, что у него было с собой, вплоть до одежды.

Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.

Вклад в развитие пьянство внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.

Читайте также:  Занимаюсь спортом начались запоры

Николай Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 г. <br>Купцам разрешалось пить и закусывать дома.

Николай Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 г.
Купцам разрешалось пить и закусывать дома.

По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал известные «Описания путешествия в Московию», он был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы. К сожалению, такие русские национальные черты как гостеприимство, сыграли в распространении пьянства не последнюю роль. В России было принято встречать гостя радушно, с трапезой и алкоголем. Если гость мог выпить всё, что ему наливали, то к нему относились лучше, чем к тому, кто пил «худо». Это отмечал дипломат Питер Петрей в своих «Московских Хрониках».

Борьба с пьянством

Началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались так называемые кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в этих заведениях. Владельцы кабаков тоже не хотели остаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось всё хуже и хуже качеством. Бунты были настолько сильными, что без применения военной силы и их подавить не удалось.

Этот факт не прошел мимо царя Алексея Михайловича, которым в 1652 году был созван Земский собор, получивший историческое название «собора о кабаках». Результатом был указ об ограничении числа питейных точек на территории России и определении запрещенных для продажи алкоголя дней. Надо сказать, что их было немало, целых 180. Также царь запретил продавать водку в долг. Были повышены цены на этот продукт аж в три раза. Один человек мог купить только одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 грамм.

Иван Богданов. Новичок. 1893.  К концу 19 века пьянство стало огромной социальной проблемой России.

Иван Богданов. Новичок. 1893. К концу 19 века пьянство стало огромной социальной проблемой России.

Патриарх Никон, имеющий большое влияние на царя, настоял на запрещении продажи алкоголя «священническим и иноческим» особам. В церквях усиленно читались проповеди о том, что пьянство — грех и вред для здоровья. Это имело положительный эффект, к пьяницам стало формироваться отрицательное отношение, а не такое терпимое, как ранее.

Всё бы было хорошо, если бы царский указ беспрекословно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не произошло. Количество кабаков не уменьшилось, а остальные пункты указа работали примерно семь лет.

К сожалению, экономическая выгода не позволила сильно сократить торговлю алкоголем. Когда водочная выручка быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Однако до того, как к власти пришел Петр 1, пьяницами становились в основном малоимущие люди, которые употребляли алкоголь в кабаках. Купцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, используя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было значительно меньше.

Петр I тоже пытался бороться с пьянством. Например, он приказал выпустить медали весом более 7 кг и раздавать их всем, кто был замечен в сильном пьянстве. Носить такую медаль нужно было семь дней, снимать ее запрещалось.

Кампания за трезвость и ее результаты

В 1914 году была начата компания за трезвость. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго запрещена. Это был тот самый Сухой закон, о котором сегодня много говорят. Чуть позднее местные общины получили право самостоятельно решать, осуществлять торговлю алкоголем или же нет.

Владимир Маковский. Не пущу!. 1892. Женщина умоляет мужа не ходить в кабак.

Владимир Маковский. Не пущу!. 1892. Женщина умоляет мужа не ходить в кабак.

Эффект превзошел все ожидания. Царский указ был поддержан в большинстве регионов, и всего за год потребление алкогольных напитков уменьшилась в 24 раза. Отмечалось уменьшение больных с диагнозом алкогольный психоз, снизилось количество прогулов и «пьяных» травм. Широко развернулись агитационные кампании, направленные против пьянства.

Однако эта продолжалась недолго. Постепенно достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя увеличились очень сильно.

Производство спирта продолжалось, и появилась проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а запасы продукта должны были быть уничтожены, что привело к существенному снижению доходов государства.

Чтобы компенсировать потери от сухого закона, повышались налоги. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар и чай – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины. А народ продолжал гнать самогон и пить.

Самогон в России гнали всегда, даже во времена Сухого закона./Фото: therumdiary.ru

Самогон в России гнали всегда, даже во времена Сухого закона./Фото: therumdiary.ru

Пьянство стало настигать не только простолюдинов, но и дворянство, интеллигенцию. Так называемые земские гусары (сотрудники службы обеспечения, которые не участвовали в боевых действиях), развернулись вовсю, воруя и спекулируя алкоголем. Между городскими думами и земствами возникла борьба за расширение влияния, проходящая под знаком компании за трезвость, что превратило сухой закон в причину расшатывания социально-экономического положения Российской империи.

И в продолжение темы рассказ о том, почему в СССР много пили при Брежневе и как боролись с алкоголизмом в «перестройку»

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник