Лечение психогенного запора у ребенка
Бывают ситуации, когда перед родителями постает серьёзная проблема с их маленькими детьми — это психологический запор. Многие мамы и папы шокированы, когда оказываются такого рода ситуации. Возникает одна мысль: что же делать? Решение существует. Для начало нужно разъяснить, что же такое психологический запор.
Психологические проблемы запора
Психологический запор (боязнь какать у малыша) — ситуация, когда ребёнок намеренно сдерживает позывы к дефекации. Результатом является неприятный опыт. Случается у малышей в 2-3 года.
Малыш нуждается в помощи родителей. Проанализируем случаи, из-за которых может возникать психологический запор.
Случай 1. Малыш опорожним желудок. Процесс был трудным, появилась боль, трещины в заднем проходе. Ребёнка приводит это в страх, и малыш пытается избежать острых ощущений.
Случай 2. Ребенок постоянно живёт в тревоге и напряжении. В кругу близких, малыш не получает достаточного количества любви и внимания. Во время своего времяпровождения с игрушками, он какает на месте (в штаны). Соответственно карапуза наказывают за испорченную одежду. После таких случаев малыш боится покакать, дабы не расстроить родителей. Возникает психологический запор.
Случай 3. Ребёнок начал приучаться к унитазу. Вся эта малознакомая система (процесс поднятия по ступенькам, шум воды, сливная система, детские сидения) — пугают малыша.
Случай 4. Малыш страдает диареей. В данном возрасте проконтролировать такие расстройства тяжело. Воспоминания о жутких моментах (боль в животике, неприятный запах) может вызвать психологический запор.
Причины возникновения психологического запора
Психологический запор может возникнуть и-за следующего:
- неправильное питание;
- недостаток жидкости, и клетчатки;
- стрессы;
- сдерживание позыва к туалету;
- смена обстановки, посещение детского сада.
К двум годам у ребёнка процессы дефекации сформировались, малыш способен полностью держать под контролем данный процесс.
Важной причиной того, что малыши страдают психологическими запорами-это походы в детский сад.
В новом кругу общения малыши стесняются естественного процесса.
В итоге образуются психологические запоры, которые тяжело устранять, так как проблемы стеснения и зажатости не исчезают.
Симптомы и осложнения
Запоры характеризуются возникновением целого ряда признаков.
При психологическом запоре могут возникать ощущения дискомфорта в животе и болевые синдромы. Становится легче, когда газы выходят или происходят опорожнения.
Происходит вздутие живота, появляются уплотнения. Детки 2 лет могут иметь жалобы на боли в сердце или других органах. Это рефлекторная реакция организма.
Снижается потребность к еде и с отрыжкой выходят неприятные газы. Остаётся неприятный привкус. Начинает тошнить и болеть голова, ребенок плохо себя чувствовать. Имеет высокий уровень раздражительности.
С каждым днём снижается активность, трудоспособность и преследуют боли в мышцах. Данные симптомы говорят о то, что происходит интоксикация организма, что вырабатываются каловыми массами.
Одна из главных причин запора или диареи- неправильное питание. Поэтому для улучшения работы кишечника нужно каждый день пить простое …
Подробнее…
Что делать, если ребенок боится какать?
Существует много психологических способов, которые помогут ребёнку преодолевать страхи. Нужно понимать, что каждый ребёнок индивидуален.
Если одному ребёнку смогут помочь «супер» витамины, то для ребёночка старше это глупо, а вот терапевтическая сказка даст нужный результат.
- Нужно уважать страхи вашего малыша. Существуют причины этих самых страхов. Нельзя говорить: «В этом нет ничего страшного! Больно не будет».Малыш нуждается в вашей поддержке, ему важно осознать, что вы с серьезностью отнеслись к его чувствам.
Понимание очень важно. Ребёнок ждёт от родителей поддержки.
- Детям нужно рассказывать терапевтические сказки. Пускай герой вашей сказки имеет тот же страх, как и у вашего чада, и побеждает его. Сказку можно выдумать или использовать готовую.
- Превратитесь в волшебника для вашего ребёнка. Самый эффективный способ! Приготовьте «чудо» печенье для малыша, которое поможет не почувствовать боли, или купите «необычные» пилюли, попробовав которые ваше чадо почувствует себя гораздо увереннее.Нужно придумать легенду каждого вспомогательного элемента. Ребёнок будет задавать много вопросов, к которым вы подготовитесь заранее.
- Необходимо объяснять причины ребёнку. Этот метод подходит детям старше 4 лет. Постарайтесь объяснить ребенку, в чём заключается физиология пищеварения на доступном языке.
Варианты: книжки про строение тела, сказки или игры.
Как лечить психологический запор?
Для решения проблемы с психологическим запором, что сложилась, иногда одной родительской помощи недостаточно. Необходима консультация педиатра. Опытный специалист даст рекомендации для лечения психологического запора.
Приём слабительных средств при психологическом запоре разрешается не больше 2 недель, так как в организме малыша происходит привыкание и эффект действия пропадает.
Дюфалак — популярное слабительное при запоре. Основа- лактулоза. Сироп принимается по 5 мл, потом нужно помалу увеличивать дозу.
В конце приема лекарства, нужно уменьшить дозировку, а потом закончить приём.
Домперидон — стимулятор моторики желудочно-кишечного тракта при психологическом запоре.
Убирает газообразование и боли, контролирует работу кишечника.
Принимать до еды в случае психологического запора.
Но-шпа или папаверин — лекарства, уменьшающие спазм гладкой мускулатуры.
Хофитол — желчегонный растительный препарат. Способствует работе органов секреции.
Линекс или Хилак Форте — препараты, которые восстанавливают микрофлору кишечника при запоре. Инструкция по применению Линекса есть здесь.
Диета и режим дня
Специальная диета способствует облегчению стула малыша. Помогайте ребёнку всей семьей. Он видит, как вы его поддерживаете, и лучше воспринимает ситуацию.
Не рекомендуется во время лечения психологического запора употреблять такие продукты питания как:
- Рисовая каша, макароны, яблоки, выпечка, бананы;
- Капуста, помидоры, бобовые (образуют газы);
- Шоколад, черника, какао, кофе, чай (замедляют работу кишечника).
К основному питанию при психологическом запоре относятся:
- Злаковые (10 г. + возраст малыша 2 года = 210 г), овощи, фрукты;
- Нежирное виды мяса, масло сливочное, яйца;
- Чистая вода;
- Йогурты, простокваша, кефиры.
В запущенных случаях малышам можно назначить детский стол № 3 и 4.
Большая необходимость для детского организма выполнять определённый режима дня.
Идеальное время опорожнения желудка малыша — это утром и после сна.
Каждое утро своему малышу нужно давать выписать стакан чистой воды и проводите с ним лёгкую зарядку.
После данных процедур можно покачать ребёнка. На протяжении дня — физическая активность малыша обязательна.
Движение помогает работать кишечнику малыша и всему пищеварению.
Отзывы
Источник
Причин, вызывающих хронический запор, довольно много. И примерно в 20% случаев это проблемы психологического характера.
Прежде всего, определимся с тем, что является нормой, а что отклонением от нее. Так, у детей до 6 месяцев акт дефекации должен происходит от 1 до 5-6 раз в сутки; от полугода до 2 лет – 1-3 раза в сутки; старше двух лет – от двух раз в день до одного раза в 2 дня. Понятно, что если стул у малыша случается реже, чем один раз в сутки, то в таком случае и без врача можно диагностировать запор. А если эта ситуация принимает систематический характер, то речь идет уже о хроническом запоре.
Помимо редкости стула о запоре свидетельствует и поведение ребенка во время акта дефекации: он капризничает или даже плачет навзрыд, сжимает ягодицы, упирается ножками и туловищем, тужится и прилагает невероятные усилия для того, чтобы освободиться от каловых масс.
Если вы (точнее ваш малыш) столкнулись с этой проблемой нужно постараться приложить все возможные усилия, чтобы избавиться от нее, поскольку считается, что если своевременно не излечить запор у ребенка, то проблема «вырастет» вместе с ним и будет сопровождать его во взрослой жизни. С этим сталкивается примерно 40% людей.
Загрузка…
Прежде чем лечить
Очень важно разобраться, откуда растут ноги проблемы. Специалисты утверждают, что запор нередко свидетельствует о наличии психических или психологических проблем, например, при депрессивных расстройствах он явление довольно частое. Это объясняется тем, что психогенные нарушения по каналам нейроэндокринных или церебровегетативных связей вызывают дисфункцию кишечника.
Ничего странного или удивительного в этом нет, ведь организм – это целостная система и проблемы в одной сфере влекут за собой череду других. Поэтому тем или иным заболеваниям центральной нервной системы в подавляющем большинстве случаев сопутствуют те или иные проблемы с желудочно-кишечным трактом. Однако есть и позитивная информация: когда решается (полностью или частично) проблема в одной сфере одновременно наступает улучшение и в другой.
Психическая или психологическая
Это очень важный аспект, и только определив, где именно кроется корень проблемы, можно принимать правильные меры к ее устранению. Так, если у ребенка имеются те или иные заболевания ЦНС, на фоне которых развивается запор, то стратегию лечения нужно согласовывать с невропатологом (но только таким, который видит организм именно как целостную систему и практикует комплексный терапевтический подход). В том же случае, когда проблема психологического характера, потребуется помощь хорошего детского психолога, который поможет разобраться в сути происходящего и подскажет, как нужно действовать.
Безусловно, существуют десятки вариантов развития событий, поэтому всегда требуется индивидуальный подход и предварительный тщательный сбор анамнеза. К этому нужно подойти серьезно, ведь правильно диагностировать ситуацию – это уже полдела.
Типичная ситуация психогенного запора
Как утверждают специалисты, наиболее часто у детей до года (в том случае, когда у ребенка не имеется каких-либо патологий), запор может быть вызван ранним принудительным приучением к горшку. Как бы вам ни хотелось поскорее приучить малыша к самостоятельной жизни, спешка здесь неуместна, как говорится, всему свое время.
Для формирования этого навыка требуется определенная зрелость и время. В противном случае со временем вместо навыка у него сформируется проблема и виноваты в этом будут исключительно взрослые, которые непонятно зачем и куда торопятся. Понять, готов или нет довольно просто. Во-первых, ребенок должен чувствовать себя на горшке комфортно, то есть, уверенно держать спинку и не испытывать какого-либо физического дискомфорта. Во-вторых, не держите его там слишком долго, если начинает страдать или наоборот увлеченно чем-то играть – сразу же снимайте. Горшок – не место для страданий или игр. Ребенок должен понимать для чего он на нем сидит.
Как помочь малышу сформировать навык
Психогенный запор легче предупредить, чем потом бороться с проблемой. Педиатры рекомендуют следующие превентивные меры:
- Приучая ребенка к горшку, держите ситуацию под контролем. Таким образом, при условии физической и психологической зрелости малыша, вы достаточно быстро сформируете у него этот навык.
- Стремитесь к соблюдению режима. Например, обязательно высаживайте ребенка на горшок после первого утреннего кормления.
- Обстановка. Взрослые люди обычно идут для этого в специальное место – туалет, приучайте к этому и малыша. Не стоит это делать где попало: с одной стороны, это не способствует воспитанию культурного человека, а, с другой, эффективному формированию условного рефлекса.
А, главное, не спешите и проявите терпение – всему свое время.
Когда к врачу
Клизмы, лекарственные препараты, специальная диета – способов и методов лечения запора немало. Но помните о том, что ваш ребенок – индивидуальность, а потому что подходит одному, может быть вредным для другого. Поэтому прежде чем назначать ту или иную терапию, нужно разобраться в сути происходящего и делать это должен опытный специалист, а, может, и не один. Поэтому не затягивайте с визитом в больницу и тем более не «назначайте» ребенку ничего сами. Это может ему очень навредить.
Анна Орёл
Источник
Психологический запор у ребенка отличается от физиологической проблемы наличием внутренних переживаний и страхов. При такой причине продолжительного отсутствия дефекации обычные способы избавления от запора неэффективны.
Связь психосоматики и запора у детей
Психосоматика – наука, изучающая воздействие факторов психологического характера на состояние здоровья человека, возникновение заболеваний и их течение.
Психосоматическую основу заболевания у ребенка патология имеет в случае, когда маленькому человеку приходится сдерживать эмоции или потребности, бороться со страхами и опасениями самостоятельно. Накопленные негативные эмоции со временем выливаются в физическую проблему со здоровьем.
Неразрешенный внутренний конфликт оказывает негативное влияние на функционирование органов и систем взрослого человека. Ребенок отличается податливой, нестабильной психикой, которая формируется на том, что он видит, слышит, чувствует. Если малыш столкнулся с неприятными физическими ощущениями или социальными проблемами во время испражнения, в дальнейшем он будет стараться всячески избегать повтора ситуации. Вследствие этого ребенок подавляет позывы к опорожнению кишечника, удержанный кал твердеет в прямой кишке, формируясь в прочную пробку из каловых масс.
Запор, возникший на фоне психологического воздействия на детский организм, становится очередным звеном в цепочке проблем, превращая их в замкнутый круг: полученный стресс — страх пережить его снова — сдерживание позывов к опорожнению — запор — стресс от новой проблемы.
Причины и симптомы психологического запора
Психосоматика запоров не наблюдается у детей грудного возраста. Младенцы, если страдают запорами, то проблема имеет физиологическую природу. Психологическая причина задержки дефекации характерна для малышей старше 2 лет. Причиной отсутствия стула могут быть:
- пережитый стресс;
- эмоциональная травма;
- чувство стыда;
- знак протеста;
- физическая боль.
Вследствие приобретенного негативного опыта похода в туалет у малыша на психологическом уровне формируется взаимосвязь между дефекацией и болью (психологическим давлением, неприятным ощущением, стыдом).
Вызвать нежелание у крохи опорожниться могут:
- насильственные действия родителей при приучении к горшку;
- наказание за произведение дефекации в штаны;
- болевые ощущения во время стула по причине запора физиологического характера;
- чувства стыда за чрезмерную и излишнюю опеку со стороны родителей;
- протест против различных обстановок в семье;
- насмешки со стороны ровесников в дошкольном или школьном учреждении;
- неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
- стеснение и чувство дискомфорта, которые нередко связаны с необходимостью посещать общественные туалеты в детском саду или школе.
Психологией болезни может являться нежелание ребенка делиться, отдавать, а родители настоятельно учат малыша быть щедрым.
Симптомы констипации, имеющей соматическую основу, мало чем отличаются от запоров физиологического характера. Часто родители долго не могут понять причину задержки стула и повторяют свои ошибки, которые спровоцировали и усугубляют проблему.
Обратить внимание стоит на особенности поведения малыша, сочетающиеся с характерными признаками запора:
- ребенок упорно отказывается садиться на горшок;
- чувствует стеснение ходить в туалет под наблюдением родителей;
- выражает страх перед горшком или унитазом;
- капризничает, плачет, кричит при проявлении настойчивости взрослыми усадить дитя на горшок для справления нужды по большому, но при этом без проблем может произвести мочеиспускание;
- упрямо не соглашается опорожниться в детском саду;
- наблюдается вялость;
- нарушается сон;
- снижается аппетит;
- живот становится вздутым и твердым;
- появляется отрыжка, боль в животе, частое испускание газов;
- при длительной задержке кала в кишечнике может подняться температура, появиться тошнота, головная боль, жалобы на дискомфорт в области сердца.
Методы лечения запоров у детей разных возрастных групп
Чтобы справиться с проблемой, важно разобраться в причине, вызвавшей такую реакцию и найти отправную точку, с которой начался замкнутый круг.
Родителям важно проявить внимание и терпение. Бороться с отсутствием стула только медикаментозным методом или налаживанием питания в этом случае не всегда эффективно. Необходимо помочь маленькому человеку избавиться от стеснения, перестать бояться:
- Детям любого возраста не стоит показывать свое расстройство и озабоченность имеющейся проблемой. Дети старше 3-х лет отлично чувствуют обстановку и ловят эмоции родителей, огорченное лицо мамы только добавит малышу дополнительное беспокойство. Взрослым важно сохранять спокойствие и формировать позитив вокруг ребенка, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности и расслабиться.
- Если чадо боится горшка, можно купить новый, который не будет похож на прежний. Вместе выбрать его, а старый позволить ребенку самостоятельно выбросить. Убедить малыша, что новый горшок «добрый и больше не будет его обижать».
- Если ребенок посещает садик и наотрез отказывается ходить в туалет в детском учреждении, нужно предупредить воспитателя о наличии проблемы. Педагог, взяв во внимание стеснение малыша, поспособствует уединению чада, когда тот захочет посетить уборную.
- Что касается детей постарше (6-8 лет), то такому ребенку можно рассказать о строении человеческого тела, физиологии, функции выделительной системы. Не стоит нагнетать обстановку и пугать дитя страшными последствиями. Аккуратно объясните, что если сдерживать в себе отходы и вовремя не избавиться от них, то они начнут выпускать в организм ядовитые вещества и выводить из строя другие внутренние органы.
- С детьми младшего школьного возраста, особенно если причиной запора стало стеснение, важно соблюдать тактичность. Не нужно часто спрашивать, хочет ли сын или дочь в туалет.
Загрузка …
Лечение психологического запора у детей
Иногда родителям не удается справиться с задержками дефекации у малыша самостоятельно. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалисту. Педиатр даст совет, касающийся правильного питания для маленького пациента, при необходимости назначит слабительное.
В рацион детского питания нужно включить продукты, способствующие быстрому опорожнению:
- чернослив;
- курага;
- сухофрукты;
- спелые бананы;
- абрикосы;
- сливы;
- отварную свеклу.
Отличным помощником в борьбе с запором является киви. Употреблять плоды нужно ежедневно по 1-2 шт.
В качестве медикаментозного метода лечения используют препараты Форлакс, Микролакс, Прелакс, ректальные глицериновые свечи, Дюфалак, Рекицен-РД.
Можно произвести очистительную клизму, но процедурой не стоит увлекаться. Частые клизмы способны нарушить микрофлору малыша.
Чтобы вылечить психологический запор, иногда приходится прибегать к комплексной терапии, где необходимо проведение копрограммы, консультация психолога, выполнение физических упражнений.
Советы психолога:
- С малышами в 2-3 года рекомендуется играть в ролевые игры с любимыми игрушками, прорабатывая основную причину, спроецировав ситуацию на кукол, мишек или роботов.
- Смогут помочь в лечении психологического запора тематические истории или сказки. Мама с папой могут придумывать их сами, используя в историях любимых героев ребенка или мальчика/девочку такого же возраста. Обязателен счастливый конец похожего случая. Это поможет малышу поверить в себя, понять, что подобная ситуация может произойти не только с ним, и проблема решаема.
- Желаемого результата можно добиться лепкой из пластилина. Это занятие понравится малышам в 2 года, 3, в 5 лет. С ребенком нужно налепить коричневых колбасок и поиграть в сказку про Каку-Буку, которая стучит в дверцу, и ее нужно выпустить в горшок. Сквозь неплотно сжатый кулак нужно пропустить пластилиновую колбаску и оставить в горшке. Затем спросить ребенка: не стучит ли Кака-Бука в дверцу? Нужно ее выпустить наружу.
Справляться с отсутствием дефекации можно с помощью утренней гимнастики. Комплекс упражнений включает:
- Бег на месте.
- Повороты туловища.
- Наклоны.
- Приседания.
- Ходьбу на четвереньках.
- Поочередные махи ногами, стоя на четвереньках.
- Прыжки с поочередной сменой ног.
Возможные осложнения и профилактика
Длительная констипация чревата развитием заболеваний толстой кишки, органов ЖКТ, появлением трещин в заднем проходе, интоксикацией организма с повышением температуры.
Чтобы избежать осложнений, рекомендуется лечить сложности со стулом согласно рекомендациям специалиста, соблюдать предложенную диету, включить в рацион продукты, содержащие пектин и клетчатку, предоставить ребенку эмоциональную поддержку.
Профилактикой послужат подвижные игры, гимнастика, употребление достаточного количества жидкости.
Побороть стеснение и страх помогут детские психологи. Такие специалисты есть в каждом дошкольном учреждении и учебном заведении.
Статья была одобрена редакцией
Источник