Лечение функционального запора у ребенка

Функциональный запор появляется из-за нарушенной механической работы кишечника, но органические факторы не оказывают на него влияния. По своей этиологии заболевание вызывается изменением тонуса кишки. Проблема может касаться всего органа или какого-то его участка. Допустимо появление незначительного раздражения кишечника, но его смещения не происходит. Запор такого типа зачастую встречается у детей после неонатального периода и пожилых людей.

Функциональный запор: симптомы и виды

Выделяют два подвида функционального запора: спастический и атонический. Первый проявляется в качестве спазмов кишечника на почве невралгии. Реже причиной являются проблемы эндокринной системы или геморрой. Атонические запоры свойственны малоактивным людям, при плохом питании или недостаточном насыщении водой.

Симптомами заболевания являются:

  • твердая консистенция кала;
  • незначительная масса испражнений;
  • чрезмерное напряжение в ходе дефекации;
  • появление пустых позывов.

Функциональный запор у детей проявляется длительным отсутствием опорожнения. До года сутки уже считаются значительным сроком. Для детей после года отсутствие стула более двух дней обычно свидетельствует о наличии заболевания.

У взрослых частота встречаемости заболевания растет с возрастом. Практика показывает, что у взрослых диагностика функционального запора вызывает трудности, поэтому им назначают ряд процедур:

  • анализ кала;
  • выявление анамнеза;
  • ректальное исследование;
  • колоноскопия;
  • ирригоскопия.

Лечение функционального запора

Функциональные запоры лечение которых протекает этапами, можно избежать при правильном построении режима дня. Основным акцентом в терапии является диета пациента и обильное питье. Взрослый человек в день должен выпивать до двух литров жидкости, кушать продукты, богатые фитонутриентами. При назначении лечения рекомендуют обогатить рацион блюдами, активизирующими работу кишечника, уменьшающими спазмы и смягчающими кал. К продуктам, благотворно воздействующим на стул, относят отруби, бобовые, миндаль, льняные семена, малину и шиповник.

Интегральное лечение предполагает слабительных средств, но их должен назначать терапевт, ориентируясь на индивидуальные особенности. При приеме лекарств нужно строго придерживаться курса из-за риска быстрого привыкания. В таблице указаны группы препаратов.

Название группыПринцип действияАктивные вещества
БалластныеВходящие в состав вещества долго перевариваются, не всасываются в ЖКТ, значительно набухают. Они оказывают давление в кишечнике, чем активизируют перистальтику.подорожник;
отруби;
семена льна
Осмотические солевыеУвеличивают давление в кишечнике.касторовое масло
ЛактулозныеСтимулируют работу кишечника благодаря улучшенному всасыванию фосфатов и солей.лактулоза
СтимулянтныеСтимулируют мышцы кишечника.алкалоиды серы;
соли желчной кислоты

Лечение функционлаьного запора у детей

Лечение функциональных запоров у детей опирается на иные принципы, так как назначение слабительных препаратов запрещено. Маленьким детям ставят клизмы с кипяченой водой для ослабления кишечника и разжижения кала. Для увеличения эффекта можно добавить глицерин. Двух чайных ложек на стакан достаточно для облегчения процесса дефекации.

Вазелиновое масло внутрь хорошо действует на устранение спазмов и разжижение твердого стула. Грудным детям дают пол чайной ложки в интервалах между питанием, в 1-3 года дозу увеличивают до двух ложек, к семилетнему возрасту – до трех ложек. Функциональный запор у детей часто сопровождается коликами, при которых рекомендуют принимать ромашку, фенхель или укропную воду.

Источник

Такая проблема, как функциональный запор у детей, знакома практически всем родителям. Этот вид запора встречается более чем в 90% всех случаев задержки стула. Функциональный запор получил такое название потому, что он не связан с патологическими изменениями пищеварительной системы (долихосигма, болезнь Гиршпрунга).

Критерии запора

Клизма детям

У малышей до года кал имеет кашицеобразную консистенцию.

По критериям, принятым году в Риме на Европейской неделе гастроэнтерологии, хроническим запором в детском возрасте считается редкий ритм дефекации, длящийся на протяжении более трех месяцев.

Для детей младше 3 лет отклонением считается стул, случающийся реже, чем 6 раз в неделю, а для детей старшего возраста – реже трех раз в неделю. При этом хроническая задержка стула должна сопровождаться следующими симптомами:

  • стул более плотный, чем обычно, и его слишком много (или слишком мало),
  • ребенку приходится сильно тужиться,
  • дети старшего возраста утверждают, что они не полностью опорожнили кишечник.

У малышей до года кал должен иметь мягкую кашицеобразную консистенцию. До введения первого прикорма стул в большинстве случаев совпадает с количеством кормлений, при условии, что ребенок питается только грудным молоком.

Дети, получающие с первых дней жизни искусственное или смешанное питание, имеют редкий стул – не более двух раз в сутки. С началом прикорма стул становится реже даже у детей, которые находятся на грудном вскармливании (до 2 раз в сутки).

Стул у детей старше года в идеале должен быть ежедневным. У малышей до года может диагностироваться псевдозапор, когда редкий стул обусловлен нехваткой молока у матери, или ребенок вяло сосет, часто срыгивает.

Запор у детей раннего возраста может возникать временно при гипертермии, когда из-за повышенной температуры каловые массы сильно обезвоживаются. Такая же ситуация может сложиться при переизбытке кальция в рационе ребенка или при гипервитаминозе витамина D.

Почему функциональный запор возникает у детей грудного возраста и у дошкольников

дети

Нехватка пищеварительных ферментов может быть причиной запора.

Причины возникновения функционального запора в раннем возрасте отличаются от причин запора у детей старшего дошкольного возраста или у младших школьников. Повод для задержки стула у грудных детей:

  1. У толстой кишки нарушены механизмы перистальтики и выведения каловых масс.
  2. Состояние после гипоксии и поражения ЦНС, ее дисфункция.
  3. Недоношенность, незрелость ребенка и, как следствие, запоздалое продуцирование кишечных энзимов.
  4. Мышечная гипотония после рахита и перинатальной гипоксии.
  5. Дефицит в пище L-карнитина, приводящий к снижению тонуса сфинктера.
  6. Нехватка пищеварительных ферментов из-за раннего введения прикорма.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста причинами функционального запора может быть:

  • Угнетение или отсутствие рефлекса (так называемые психогенные запоры), возникают в период адаптации ребенка к детскому саду или школе.
  • Невроз вследствие разлуки с матерью.
    Отсутствие привычки к регулярному опорожнению кишечника.
  • Подавление позывов.
  • Трещина прямой кишки и боязнь боли при дефекации.

Длительный прием лекарственных препаратов: миорелаксантов, диуретиков, противосудорожных и психотропных средств, холинолитиков. Они тормозят работу подкоркового центра, управляющего дефекацией, приводят к блокаде нервных путей, руководящих моторикой кишечника, к потере калия, который стабилизирует продвижение каловых масс по кишечнику.

Кишечный дисбактериоз, как осложнение дизентерии.

Гиподинамия, возникшая после того, как ребенок продолжительное время находился на постельном режиме.

  1. Движения ребенка ограничены вследствие поражения нервной системы (ДЦП, рассеянный склероз, опухоли мозга).
  2. СРК (синдром раздраженного кишечника).

Смотрите видеоматериал о том, как проявляется функциональный запор у детей:

Клинические проявления функциональной задержки стула

У ребенка ночью болит живот

Характерный клинический симптом запора — отсутствие отхождения газов.

В большинстве случаев функциональный запор развивается последовательно, на протяжении трех и более месяцев отмечаются нарушения стула.

Внезапная длительная задержка стула на срок более трех дней считается острым проявлением запора.

Каждый такой случай требует внимательного отношения, чтобы не пропустить опасную для жизни ребенка патологию — непроходимость кишечника, возникающую из-за воспаления, возможного скопления гельминтов или опухоли.

Характерный клинический симптом при непроходимости – отсутствие отхождения газов. Для дифференциации этой патологии от органического запора следует сразу же при обследовании исключить аномалии толстого кишечника.

Важно вовремя диагностировать кишечную непроходимость, чтобы не упустить время для рациональной терапии или хирургического вмешательства.

Клинические симптомы функционального запора зависят от причины его возникновения, от того, как длительно и тяжело он протекает, насколько нарушены функции кишечника. Симптомы функционального запора, возникшего вследствие гипомоторной дискинезии:

  • каловый цилиндр большого размера;
  • нарушение периодичности дефекации;
  • анорексия;
  • бледность кожи, появление на ней гнойничков;
  • боли в животе в виде приступов, прекращаются после дефекации;
  • неприятные ощущения при обследовании толстой кишки;
  • обложенный язык.

Симптомы функционального запора при утрате рефлекса на дефекацию:

  1. одну дефекацию от другой отделяет до 5-7 дней;
    расширение дистального отдела кишечника, появление мегаколона;
  2. переполнение прямой кишки калом (симптом обнаруживается при ректальном обследовании);
  3. облегчение состояния и исчезновение болей после очистительной клизмы;
  4. проктосигмоидит, как осложнение процесса.

Симптомы спастического функционального запора:

  • «овечий кал» в виде фрагментов;
  • интенсивные кишечные колики у «грудничков»;
  • приступы болей у детей старшего возраста, при стрессе они усиливаются, а после дефекации исчезают;
  • ребенок раздражен, акт дефекации вызывает у него беспокойство;
  • часто возникает вздутие живота, сопровождающееся повышенным газообразованием;
  • появляется бледность кожи, склонность к появлению гнойничков.

Симптомы запора при синдроме раздраженного кишечника:

  1. чередование запоров и поносов;
  2. чувствительность к стрессам, употреблению грубой клетчатки;
  3. ребенок чувствует, что кишечник не опорожнился полностью;
  4. появление полоски крови в каловых массах;
  5. дети заметно теряют в весе;
  6. низкое содержание гемоглобина.

Обследование ребенка

Дисбактериоз у детей

Специалист при запоре назначает комплексное обследования.

При обращении к врачу родителей с ребенком, страдающим от хронического запора, специалист назначает проведение комплексного обследования.

Вначале проводится сбор семейного гастроэнтерологического анамнеза со слов родителей и самого ребенка.

Врача интересует история развития маленького пациента, возможные нарушения его поведения, стрессовые факторы семейного воспитания, диета ребенка, предшествующее лечение.

Затем проводится осмотр на выявление клинических симптомов запора: определение цвета и упругости кожи, размера живота, состояния языка. При пальпации отмечается наличие кала в толстой кишке, ее болезненность.

Осмотр области около ануса позволяет увидеть раздражение кожи, наличие или отсутствие трещины. Проводятся лабораторные и инструментальные исследования:

  • Копрология каловых масс – на наличие слизи, крови, эритроцитов, лейкоцитов;
  • Рентгеноскопия толстой кишки с бариевой взвесью – на определение нарушения ее пассажа, удлинение, изменение расположения;
  • Иригоскопия – на определение аномалий кишечника, вида запора.
  • Ректороманоскопия – на определение тонуса и параметров толстой кишки;
  • Колоноскопия – для исключения онкологического поражения или воспалительных процессов.
  • Анализ крови на гемоглобин;
  • Анализ кала на дисбактериоз.

Как помочь малышу

Микролакс для детей

Нельзя применять клизму для детей грудного возраста.

Рациональное лечение функционального запора зависит от того, что стало причиной его появления, сопутствующих заболеваний ребенка и наличия осложнений.

Цель лечения – нормализация скорости прохождения кала по толстой кишке и смягчение его консистенции.

У детей грудного возраста недопустимо применять для лечения запоров клизмы. Это может быть лишь средством для экстренного облегчения состояния, так как клизмы вызывают спазмы кишечника и появление вторичного и привычного запора.

Дети, находящиеся на естественном вскармливании, и получающие прикорм, должны пить достаточно воды (около 100 мг в сутки). Усиливает перистальтику введение в прикорм овощей и круп. Рацион кормящей матери не должен содержать продуктов, стимулирующих газообразование у ребенка.

Дисбактериоз купируется введением пре- и пробиотиков, при плотном стуле назначается препарат, содержащий лактозу. Дополнительные лечебные мероприятия у детей первого года жизни:

  1. массаж животика, спины и области кожи вокруг ануса,
  2. лечебная гимнастика,
  3. применение глицериновых свечей,
  4. укропная вода или чай с фенхелем при повышенном газообразовании,
  5. при искусственном вскармливании – смеси с лактулозой, олигосахаридами.

У детей дошкольного возраста нужно уделить особое внимание выработке рефлекса на дефекацию. Для этого используется пошаговая методика:

  • Холодное питье натощак.
  • Прием слабительного.
  • Завтрак.
  • Использование холодной глицериновой свечи для стимулирования акта дефекации.
  • Дефекация.

При спастическом запоре применяются спазмолитики, теплые ванны, обезболивающие свечи с папаверином.

При запоре, вызванном гипомоторной дискинезией, назначаются прокинетики и витамины группы В.

Дети должны иметь возможность для проявления физической активности. Их рацион должен быть насыщен продуктами, богатыми растительной клетчаткой, содержать достаточно жидкости. Количество легкоусвояемых углеводов (сахар, белый хлеб, сдоба), наоборот, следует уменьшить.

Большое значение для устранения функциональных запоров имеет специально подобранная диета. Она содержит ржаной хлеб, овощные супы, каши, яйца, оливковое масло, кисломолочные продукты. Приветствуется употребление свежих фруктов: вишни, яблок, дыни, арбузов, чернослива. Рекомендуемые овощи: огурцы, редис, репа, морковь, свекла.

Функциональные запоры у детей имеют множество симптомов. Определить причину их возникновения, разновидность запора, провести грамотное обследование и назначить лечение сможет только специалист – педиатр, детский гастроэнтеролог. Выполняя рекомендации врача, соблюдая диету, рекомендованную ребенку, можно в кратчайшие сроки избавиться от этой патологии.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью социальных кнопок. Спасибо!

Поделиться

Поделиться

Твит

Телеграм

Класс

Вотсап

Источник

Запоры являются одной из актуальных проблем не только взрослой, но и детской гастроэнтерологии. При этом чаще всего страдают запорами дети младшего возраста (с рождения до четырех лет). Как правило, нарушения моторики у данной категории детей носят функциональный характер.

Известно, что дефекация является активным процессом, который осуществляется только под контролем сознания. В нормальных условиях каловые массы, попадая в прямую кишку, стимулируют нервные рецепторы и инициируют акт дефекации. Растяжение прямой кишки регистрируется в коре головного мозга, и возникает рефлекторная релаксация внутреннего анального сфинктера (ВАС) – ректоанальный ингибиторный рефлекс (РАИР). Вследствие этого кишечное содержимое вступает в контакт с рецепторами верхней части анального канала и происходит дифференциация свойств содержимого. Если наступило время для дефекации, возникает релаксация наружного анального сфинктера (НАС), мышц прямой кишки, тазового дна, лобково–прямокишечной мышцы, что облегчает очищение. Релаксация лобково–прямокишечной мышцы приводит к расширению аноректального угла (увеличивается до 140°) и создает свободный анальный ход, который облегчает дефекацию. Для подавления дефекации произвольно сокращаются НАС, мышцы тазового дна, лобково–прямокишечная мышца, что способствует продвижению содержимого обратно в просвет прямой кишки, и прекращается убеждение о необходимости очищения [6,10]. Однако это может осуществить взрослый человек. Что касается детей, особенно первого года жизни, они чаще всего не могут скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна.
Частой причиной запоров у детей первого года жизни является незрелость ребенка. Неблагоприятная беременность (токсикозы, стрессы, особенно в первом триместре), медикаментозное вмешательство во время родов, кесарево сечение – все это приводит к несвоевременному созреванию и неправильному развитию нервной системы детей. Кроме того, в этом возрасте запоры могут быть проявлением перинатальной энцефалопатии. Другой причиной появления твердого кала является перевод ребенка на искусственное вскармливание или введение в рацион твердой пищи [1,5].
Еще одной алиментарной причиной нарушения дефекации у новорожденных является недостаточное потребление молока, что может быть связано с гипогалактией у матери, неэффективным сосанием молока (дефекты полости рта, общая слабость) или частыми рвотами. При этом фекалии становятся темными, вязкими и скудными, развиваются олигурия (из–за недостаточного поступления жидкости) и гипотрофия. В таких ситуациях необходимо оценить общее состояние и вес ребенка, количество получаемого молока и, при необходимости, откорректировать питание матери и ребенка.
Согласно Римским критериям III, к функциональным нарушениям, сопровождающимся затрудненным актом дефекации у детей с рождения до четырех лет, относятся затруднение дефекации у новорожденных (дисхезия – G6) и функциональный запор у детей с рождения до четырех лет (G7) [9].
Что касается дисхезий, данная проблема наблюдается у детей первых 2–3 мес. жизни, она проходит к 6 мес. Проявляется данное состояние криком и плачем ребенка в течение 20–30 мин. несколько раз в сутки. При этом наблюдается резкое покраснение лица ребенка (так называемый «синдром пурпурного лица»), что вызывает страх у родителей. Характерно для дисхезий то, что ребенок успокаивается сразу после акта дефекации и стул при этом мягкий и без примесей. Задача врача – объяснить родителям, что ребенок просто не может скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна.
Критерии диагностики функциональных запоров (G7): наличие у детей с рождения до четырех лет в течение 1 мес. двух или более из следующих симптомов:
• две или менее дефекаций в неделю;
• один или более эпизодов в неделю недержания у ребенка, приобретшего навыки туалета;
• чрезмерная задержка стула в анамнезе;
• дефекации, сопровождающиеся болью и натуживанием в анамнезе;
• наличие большого количества каловых масс в прямой кишке;
• большой диаметр каловых масс в анамнезе.
Запоры могут возникать вследствие замедления транзита каловых масс по всей толстой кишке (кологенные запоры). С другой стороны, затруднение опорожнения ректосигмоидного отдела толстой кишки может способствовать развитию запоров (проктогенные запоры). У детей, как правило, наблюдаются комбинированные расстройства (кологенные и проктогенные) [4]. Что касается детей первых лет жизни, то чаще всего запоры у них имеют проктогенный характер.
Надо отметить, что пик проявлений функциональных запоров приходится на период приобретения навыков туалета (между 2 и 4 годами). Данная ситуация чаще встречается у мальчиков. Как правило, основной причиной, побуждающей ребенка задерживать стул, является болезненная дефекация и, как следствие, «боязнь горшка». При этом дети часто прячутся в углу, «подпирают» мебель, стоят на выпрямленных напряженных ногах и, в лучшем случае, совершают акт дефекации стоя. Достаточно часто у таких детей наблюдается скопление фекальных масс в прямой кишке, которое может быть выявлено при физикальном исследовании или после дефекации. Периодически может происходить недержание кала, что связано с неспособностью сфинктеров удержать такое количество накопленных каловых масс. Надо отметить, что часто родители только усугубляют ситуацию, пытаясь заставить ребенка покакать.
Таким образом, к функциональному запору у новорожденных детей и детей раннего возраста, как правило, приводит одна из трех ситуаций:
• незрелость желудочно–кишечного тракта, неспособность скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна;
• появление твердого кала у ребенка при переводе на искусственное вскармливание или введении в рацион твердой пищи;
• в процессе приучения к горшку дети находят дефекацию болезненной.
Кроме функциональных нарушений, следует помнить и о таких заболеваниях, как рахит и гипотиреоз, которые сопровождаются мышечной гипотонией и также могут способствовать развитию запоров у детей. В ряде случаев врожденные аномалии толстой кишки, такие как болезнь Гиршпрунга (аганглиоз), долихоколон, долихосигма, удвоение толстой кишки, мегаколон, мегаректум, стеноз ануса и другие аноректальные пороки развития, способствуют развитию хронических запоров у детей. Также следует помнить о болезненных расстройствах ануса (трещины, дерматит), которые могут способствовать задержке каловых масс [1,5].
Диагностика запоров основана на анализе клинико–анамнестических данных, данных морфофункциональных, инструментальных и лабораторных методов исследования.
Функциональные методы исследования имеют особое место и значение в оценке деятельности дистального отдела толстой кишки в норме и при патологии. На современном этапе, наряду с традиционными методами, все чаще в клиническую практику внедряются различные тонометрические методы (сфинктерометрия, баллонометрия, манометрия, электромиография и т.д.). Так, в отделении гастроэнтерологии и эндоскопических методов исследования Московского НИИ педиатрии и детской хирургии в настоящее время проводится аноректальная манометрия с помощью аппарата Polygraf фирмы Medtronic, при этом используются водно–перфузионные катетеры с радиальным расположением регистрационных каналов.
У детей, как и у взрослых, данное исследование позволяет оценить 6 важных показателей [10]:
• максимальное давление произвольного сжатия (функция ВАС и лобково–прямокишечной мышцы);
• давление напряжения/сжатия;
• давление покоя/релаксации;
• подавление ответной реакции ВАС на растяжение прямой кишки (РАИР);
• сенсорный порог объема прямой кишки, отношение порога первой сенсации (способность ощущения небольших объемов ректального растяжения) к порогу терпимого максимального растяжения;
• динамика дефекации.
Если речь идет о детях младшего возраста, то данное исследование можно проводить для исключения или подтверждения болезни Гиршпрунга. При отсутствии РАИР, когда в ответ на наполнение баллона воздухом не происходит расслабления ВАС, с большой долей вероятности можно говорить о болезни Гиршпрунга [10].
Лечение запоров у детей должно быть комплексным. Медикаментозная терапия должна рассматриваться как вспомогательный, но не основной компонент терапевтических мероприятий.
При лечении запоров важное место занимает разъяснительная беседа с родителями, которым необходимо объяснить, что чаще всего у детей младшего возраста запоры связаны либо с невозможностью скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна, либо с «боязнью горшка».
Не менее важно соблюдать режим дефекации – высаживание ребенка (детей старше года) на горшок строго в одно и то же время (даже если у него нет позыва на дефекацию). Наиболее физиологичной является дефекация в утренние часы после завтрака. Очень важно, чтобы этот процесс не вызывал у ребенка отрицательных эмоций – горшок должен быть удобным, теплым, ребенка нельзя подгонять и ругать во время дефекации.
Следующий этап предполагает коррекцию пищевого рациона. Если речь идет о ребенке первого года жизни, и он находится на естественном вскармливании, то обязательным условием является сохранение грудного вскармливания. Если ребенок находится на смешанном или искусственном вскармливании, то необходимо подобрать оптимальную адаптированную смесь, которая будет наиболее приближена по составу к грудному молоку и тем самым будет способствовать образованию хорошего мягкого стула. Для профилактики и лечения запоров предпочтение следует отдавать смесям, содержащим вещества, обладающие пребиотическими свойствами – пищевые волокна (галакто–, фруктополисахариды, лактулоза и др.). Данные смеси способствуют образованию рыхлого химуса, повышают вязкость и объем каловых масс, улучшают перистальтику и рост нормальной микрофлоры кишечника.
Надо отметить, что детям первого года жизни, страдающим запорами, ввeдение прикорма лучше начинать с овощных пюре.
Что касается детей старше года, питание должно быть дробным (5–6 раз в день) с высоким содержанием клетчатки.
Важную роль в лечении запоров играет активный образ жизни ребенка. В ежедневную зарядку необходимо включать комплекс упражнений, направленных на нормализацию работы толстого кишечника. Детям первого года жизни необходимо прижимать ножки к животику, делать упражнения по типу «велосипед». Для детей старше года физические упражнения можно проводить в виде игры. Например, можно рассыпать на полу 20–30 штук мелких игрушек и попросить ребенка собрать все игрушки, нагнувшись за каждой из положения стоя. Такое «упражнение» следует повторять в течение дня 2–3 раза. Всем детям рекомендуется также проведение массажа передней брюшной стенки по часовой стрелке.
Достаточно сложной проблемой при лечении хронических запоров у детей является выбор слабительного средства.
Слабительные средства классифицируются по механизму их действия [3]:
• увеличивающие объем кишечного содержимого (отруби, семена, синтетические вещества);
• вещества, размягчающие каловые массы (вазелиновое масло, жидкий парафин);
• раздражающие или контактные слабительные (антрахиноны, дифенолы, касторовое масло);
• осмотические слабительные (соли магния, макрогол);
• слабоабсорбируемые ди– и полисахариды, имеющие свойства пребиотиков (лактулоза, которая имеет также осмотические свойства).
Следует отметить, что при лечении запоров у детей не рекомендуется применение слабительных препаратов, усиливающих моторику кишки и тормозящих абсорбцию воды и солей из кишечника (антрагликозиды, производные фенолфталеина, касторовое масло, солевые слабительные), из–за большого количества побочных действий и осложнений. Препаратами выбора у детей являются осмотические слабительные (макрогол, лактулоза).
Единственным препаратом, который может применяться у детей с рождения, является лактулоза (Дюфалак). Дюфалак не метаболизируется и не всасывается в тонкой кишке, поступает в толстую кишку в неизмененном виде, оказывая умеренный осмотический эффект. Под влиянием дисахаридаз сахаролитических бактерий (бифидо– и лактобактерии) лактулоза гидролизуется до моносахаров и в конечном итоге – до короткоцепочечных жирных кислот (уксусной, пропионовой и масляной). Бактериальный метаболизм лактулозы способствует нормализации кишечной микрофлоры, увеличению биомассы, снижает значение pH в просвете толстой кишки, что, в свою очередь, стимулирует перистальтику толстой кишки, оказывая слабительный эффект.
Уже в 1959 г. F. Mayerhofer и F. Petuely [7] опубликовали первое сообщение о применении препарата Дюфалак для лечения запора и, подобно другим исследователям, особенно рекомендовали его в качестве безопасного лекарственного средства для лечения у детей. С тех пор было проведено большое количество клинических испытаний с целью изучения эффективности препарата Дюфалак при запоре.
В отчетах клинических исследований, посвященных изучению препарата Дюфалак у детей, особо подчеркивается его хорошая переносимость [8,11].
В заключительном разделе своей статьи о препарате Дюфалак F. Petuely [7] делает вывод о том, что дети младшего возраста особенно хорошо переносят это лекарственное средство, и доза, переносимая детьми, в 5 раз превышает дозу, переносимую взрослыми (1,5 против 0,3 г/кг массы тела).
Поскольку нет жесткой зависимости дозы от возраста и массы тела, рекомендуется индивидуальный подбор дозы препарата. Обычно начинают с минимальной дозы (5 мл/сут.) и, при необходимости, каждые 2 дня повышают дозу, пока не получат хороший ежедневный мягкий стул. При этом всю суточную дозу лучше принимать утром во время завтрака (утреннего кормления).
В связи с тем, что у детей чаще всего наблюдаются комбинированные (кологенные и проктогенные) или проктогенные запоры, в комплексную терапию рекомендуется также включать микроклизмы, свечи. Все это способствует смягчению стула и облегчению акта дефекации. Кроме того, у детей первого года жизни с этой же целью можно применять газоотводную трубку.
Таким образом, лечение детей с запорами должно быть комплексным и подбираться индивидуально в зависимости от возраста и конкретной ситуации. При этом Дюфалак является безопасным и эффективным препаратом, который широко применяется у детей с запорами и считается препаратом выбора у новорожденных детей. Кроме смягчения стула и облегчения акта дефекации Дюфалак способствует росту полезной микрофлоры в кишечнике, что благотворно влияет на организм ребенка в целом.

Литература
1. Бельмер С.В., Хавкин А.И. Детская гастроэнтерология на компакт–диске.– М., 2003. – 3 изд.
2. Баранов А.А., Климанская Е.В. Заболевания органов пищеварения у детей (тонкая и толстая кишка). – М., 1999. – 210 с.
3. Потапов А.С., Полякова С.И. Возможности применения лактулозы в терапии хронического запора у детей // Вопросы современной педиатрии. – 2003. – Т.2, № 2.
4. Румянцев В.Г. Практическая колопроктология // Запоры: тактика ведения пациента в поликлинике. – www.proctolog.ru
5. Хавкин А.И., Жихарева Н.С., Рачкова Н.С. Хронические запоры у детей // Лечащий врач. – 2003. – № 5.
6. Benninga M.A. Constipation and Faecal Incontinence in Childhood. – Stockholm, 1998.
7. Mayerhofer F., Petuely F. Untersuchungen zur Regulation der Darmtrдgheit des Erwachsenen mit Hilfe der Lactulose (Bifidus–Faktor) // Wien Klin. Wochenschr. – 1959. – Vol. 71. – P. 865–869.
8. Muller M., Jaquenoud–Sirot E. Behandlung der chronischen Obstipation bei Kindern mit Lactulose // Ars. Medici. – 1994. – Vol. 84. – P. 568–577.
9. Hyman Paul E., Peter J., Milla Marc A. Benninga. Childhood functional gastrointestinal disorders: neonate/toddler // Gastroenterol. – 2006. – P. 1519–1526.
10. Stendal C. Practical Guide to Gastrointestinal Function Testing. – Amsterdam, 1994.
11. Von Klinggrдof C. Zur Therapie der Obstipation bei Kleinkindern, Kindern und Jugendlichen // Kinderarzt. – 1981. – Vol. 6. – P. 1–3.

Источник