Коррекция психологического запора у ребенка

Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку. У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает. По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.

Причины психологического запора у детей

Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.

У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.

Причины запора в зависимости от возраста малыша:

  • психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
  • у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
  • у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
  • ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.

Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.

Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы. После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения. Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.

Как определить причину появления запора?

Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.

Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:

  • дискомфорт или боль во время испражнения;
  • задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
  • метеоризм, вздутие;
  • кал плотный и скудный;
  • ребенок долго сидит на горшке;
  • кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
  • ребенок выглядит вялым и уставшим.

От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.

Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:

  • дискомфорта;
  • неприятных звуков и запахов;
  • быть увиденным или услышанным посторонними людьми.

Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:

  1. Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
  2. При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
  3. Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
  4. Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
  5. Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
  6. Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
  7. Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
  8. Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.
Читайте также:  Запор у ребенка при недоедании

При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.

Как лечить неврогенный запор у ребенка?

При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.

Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время. На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь. Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.

Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые. Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты. При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.

Лечение психологического запора у взрослого человека

Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления. А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку. Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.

Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:

  • стремление к порядку;
  • скупость, бережливость;
  • упрямство.

Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.

Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:

  • педантизм;
  • страх перемен;
  • неуверенность в себе;
  • консерватизм;
  • боязнь ответственности.
  • замкнутость;
  • скупость, чрезмерная бережливость;
  • эмоциональная холодность.

Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Профилактика психологических запоров в детском возрасте

Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:

  1. Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
  2. Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
  3. Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
  4. Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
  5. Поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.

Источник

Проблема детского запора, а именно не физиологического, а психологического очень болезненная для большинства родителей. И как правило, родители, не разобравшись в этиологии детского запора, начинают паниковать и бросаются лечить его медикаментозно, делать УЗИ брюшной полости, использовать такую процедуру как клизма.

Причины возникновения страха у ребенка пред дефекацией

Девочка с туалетной бумагой

Психологические запоры у детей — распространенное явление.

Все медицинские процедуры, поход в поликлинику нагнетает на ребенка определенные опасения, понимание того, что родитель волнуется, что все как-то нехорошо, плохо. Поэтому, чтобы не культивировать итак сложную ситуацию необходимо, прежде всего, разобраться, откуда у ребенка возникает страх перед дефекацией.

Читайте также:  Капли от запора быстрого действия

Последствия физиологического запора

Чаще всего этот страх возникает после обычного физиологического запора, который может быть связан с нарушением пищеварения. Этому могут предшествовать прием антибиотиков или неправильное питание. При физиологическом запоре ребенку не приятно, он ощущает боль. Эти неприятные ощущения откладываются в его памяти. И даже если процесс пищеварения стабилизировался и пришел в норму, страх испытания боли остался. Ребенок зажимается, терпит до последнего, даже по несколько дней, что снова приводит к болезненному процессу опорожнения. Таким образом, получается замкнутый круг: боль – страх – терпение – боль.

Ошибки родителей

Часто родители не догадываются, что их фразы становятся установками для детей. Например, в ситуации, когда ребенок опорожнился в штаны, родители напоминают постоянно об этом факте и говорят ему, что это не хорошо. И у ребенка складывается мнение, что какать в принципе не хорошо. Дети после такого могут отрицать сам факт дефекации.

Таким образом, у ребенка формируется страх, что какать – плохо. Если уж родитель сказал, что так делать нельзя, то он обязательно должен объяснить, как можно, то есть в штаны нельзя, а в горшок можно.

Стресс, давление

Еще одна ошибка родителей – это их видение правильности воспитания. Некоторые «правильные» мамы рьяно начинают работать над тем, чтобы посадить ребенка на горшок. Такое поведение провоцирует его естественное обычное чувство протеста. Ребенок отстаивает свою независимость, начинает сдерживаться, что обязательно приводит к запору.

Как избавиться от психологических запоров

Рекомендации по коррекции психологического запора у детей:

  1. Нормализовать питание ребенка, чтобы стул был мягким.
  2. Родители не должны ругать свое чадо за промахи (опорожнение в штанишки, например).
  3. Не акцентировать внимание ребенка на горшке. Не стоит то и дело спрашивать хочет ли он покакать и т.п. такое пристальное внимание держит малыша в напряжении, не дает ему расслабиться, он постоянно думает о том, хочет ли он опорожниться или нет. Не стоит ребенка «зазывать» песнями, плясками и стишками.
  4. Подготовить ребенка психологически: с помощью любой любимой детской игрушки проработать проблему, а именно проиграть весь процесс (покушать, подождать, когда пища перевариться и сходить на горшок), игрушку при этом «хвалить» за мнимый процесс опорожнения. Такую процедуру необходимо проводить каждый день с разными игрушками в течение недели. Таким образом, снимается весь страх ребенка, его протест исчезает.
  5. Также можно использовать сказкотерапию, где объясняется ребенку процесс пищеварения, процесс возникновения запора и происходит принятие ребенком решения данной проблемы. У ребенка формируется понимание того, что опорожняться нужно, но делать это стоит либо в унитаз, либо в горшок.

Как избежать развития запора

Мама довольна дочерью

Большинство психологических запоров у ребенка происходит по вине родителей

Итак, чтобы не возникал у ребенка психологический запор, родителям следует придерживаться следующих правил:

  • Пересмотреть свой взгляд на восприятие порядка и воспитания.
  • Не стоит слишком активно заставлять ребенка пользоваться горшком.
  • Лучше будет, если с помощью родителя перенести ситуацию на игрушку. В роли воспитателя может выступать сам ребенок.
  • Не стоит довлеть над ребенком и давить на него авторитетом, а напротив, постараться разделить страх ребенка.
  • Вместе с малышом разобраться в этой непростой ситуации, и научится пользоваться унитазом (объяснить, как он работает, заглянуть в сливной бачок, проследить, как и куда утекает вода).

Успехов в решении этой деликатной проблемы!

Полезное видео: Что делать, если ребенок боится какать?

Источник

Коррекция психологического запора у ребенка

Затруднение с дефекацией (опорожнением кишечника) как правило, случаются в 2-3 года. У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкиваются с какой-то проблемой (ниже список возможных причин психологических запоров) в младшем возрасте и, что важно, не преодолели ее:

  • адаптация к учебному учреждению (детский сад, школа) и привыкание к «общественному туалету». Особенно усугубляет процесс — спешка и «массовое хождение на горшок», отсюда вытекает стеснение и дополнительное напряжение, что не способствует опорожнению кишечника, а наоборот;
  • стресс и испуг (это может быть какое угодно событие, которое напугало ребенка и заставило его «замереть», отсюда может вытекать трудности дефекации);
  • боязнь наказания (из-за «грязных штанишек»);
  • плохое воспоминание (связанное с болью от опорожнения кишечника после 3-х дневного запора);
  • сдерживание эмоций (чаще страх и злость);
  • спешка и быстрый ритм жизни, режим многозадачности;
  • слишком высокие требования и ожидания к себе, ориентация на результат, разочарование из-за того, что не победил, не занял первое место, не стал лучшим;
  • педантичность, скрупулезность, сверх-аккуратность, брезгливость, боязнь ошибиться и нарушить правила;
  • разные модели воспитания (мама с папой воспитывают по одному – одни запреты и правила, бабушка и дедушка по другому);
  • напряженная атмосфера в семье (разговоры на повышенных тонах, конфликты, сдерживание эмоций и претензий по отношению друг к другу);
  • протест против чего-либо или привлечение внимания.
Читайте также:  Может ли козье молоко вызвать запор у ребенка

Самым важным фактором, которые стоит за всеми возможными причинами психологических запоров – это напряжение, неумение расслабится, «застревание в ситуации», по научному, фиксация, неумение проживать и отпускать эмоции.

В связи с этим можно добавить в жизнь ребенка следующие занятия, которые помогут расслабится, сбросить напряжение и отрегулировать его психо-эмоциональное состояние:

  • Массаж, вообще давать больше телесного контакта
  • Плавание или походы в бассейн
  • Прыжки на батуте
  • Лепка из глины, гончарное дело
  • «Рисование песком» на подсвеченной песочнице
  • Дыхательные упражнения на расслабление и психо-эмоциональное регулирование
  • Рисование гуашью, акварелью, маслом
  • Расслабляющая негромкая музыка в доме по вечерам
  • Свести к минимуму использование гаджетов и просмотр мультфильмов и телепередач, особенно после 6 вечера
  • Убрать дополнительные занятия (оставить максимум 2 кружка или секции вместе со школой)
  • Активные прогулки на природе и свежем воздухе
  • Собирание пазлов
  • Выжигание, авио-моделирование, констурирование из лего-конструктора
  • Можно попробовать арома-терапию (если нет противопоказаний и если это нравится ребенку) и гомеопатию.

Общие рекомендации:

  1. Посетить гастроэнтеролога и невропатолога для того, чтобы исключить проблемы с ЖКТ и ЦНС.
  2. Не сердится и не злится из-за запоров и грязных трусиков – спокойно и ровно относится к этому, ввести правило – испортил трусы – сам их стираешь. Не относится к этому как к проблеме, отдать это на ответственность ребенка (не напоминать и не спрашивать – хочет ли он в туалет, надо ли ему сходить или уже пора) — пусть сам учится прислушиваться к сигналам своего тела.
  3. Развивать эмоциональный интеллект (больше говорить о чувствах, расспрашивать о настроении, на собственном примере рассказывать о том, как идут дела, как прошел день в «эмоциональных красках» и обязательно объяснять причину такого настроения. Например, «я сегодня разозлился на того-то потому что…», «сегодня я очень рад и воодушевлен, потому что…», «мне сегодня грустно из-за того, что…»). Можно совместно рисовать «настроение дня», обозначая цветом свои эмоции, придумывать образы к своему настроению (например, злость — колючий еж, грусть – идет дождь из тучи, радость – радуга, солнце и т.д.).  Когда ссоритесь или разговариваете на повышенных тонах между собой – говорите и объясняйте ребенку, что происходит, из-за чего и что получилось в итоге спора или конфликта, к какому компромиссу или выводу пришли.
  4. Делать упор на эстетическое развитие ребенка (рисование красками, лепка из глины, проектирование или моделирование, собирание конструктора лего, фотография, кинематограф или мультипликация – выбирайте то, что нравится ребенку). Обычно творческие хобби и увлечения помогают учится выражать свои эмоции, если ребенку трудно это сделать вербально (объяснить словами).
  5. Помочь ребенку не боятся совершать ошибки – рассказывать о собственных промахах и провалах и как справились. Уходить от жестких правил и ограничений, иногда «играть не по правилам» (например в игры-бродилки), а лучше придумывать свои правила в игре  — это поможет ребенку понять, что мир не такой уж однозначный, правильный и можно вообще жить по своим правилам, не ограничивая себя там, где не хочется.
  6. Учить ребенка хвалить себя самостоятельно (лучше на собственном примере) за небольшие успехи и свершения, за простые дела, может даже рутинные – за то, что он выполняет каждый день. Учить искать что-то хорошее даже в проигрыше. Но не в коем случае не обесценивать его злость или разочарование по поводу занятие не первого места, а встретить и поддержать его в его эмоциях, при этом учить делать выводы на будущее. Уходить от сосредоточивание на победах, результатах,  достижениях, медалях и т.д. крупного масштаба (конкурс или выступление, соревнование и т.д.), а больше делать упор на процесс. Если ребенок спрашивает Вашего мнения (а по сути оценки), лучше сначала спросить у него: «А сам как думаешь…Тебе самому нравится?… Что бы ты сам поменял, если не нравится…Я могу высказать только свое мнение, но в итоге решать тебе…».
  7. Добавить активный командный вид спорта, где результат зависит от усилий и действий всех, а не сосредотачивается на одном игроке. Это учит разделять ответственность, а не брать все на себя. Спорт – это полезный стресс для ребенка, который помогает воспитать многие качества характера, плюс общность интересов с другими детьми, плюс переключения внимание с метального (умственного) на физический уровень (ребенок учится лучше себя ощущать, чувствовать свое тело). Плюс двигательная активность на свежем воздухе способствует более легкому опорожнению кишечника.
  8. Как можно чаще спрашивать чего ХОЧЕТ РЕБЕНОК и выполнять желание ребенка по максимому (по возможности, конечно не в ущерб своим или общим интересам), советоваться с ним, принимать решение, учитывая его мнение, искать компромисс или общее решение в спорных вопросах. Это учит ребенка становится активным субъектом своей жизни и жизни семьи в целом, быть более самостоятельным и независимым, ориентироваться в первую очередь на свое чувствование и хотение, а не просто «оправдывать чьи-то ожидания! и тихо подчиняться правилам», при этом не передавать ответственность за свою жизнь и благополучие на других.

Источник