Конструкции запоров трубопроводной арматуры
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 декабря 2019;
проверки требуют 2 правки.
У этого термина существуют и другие значения, см. Арматура.
Трубопроводная арматура — устройство, устанавливаемое на трубопроводах, агрегатах, сосудах и предназначенное для управления (отключения, распределения, регулирования, сброса, смешивания, фазоразделения) потоками рабочих сред (жидкой, газообразной, газожидкостной, порошкообразной, суспензии и т. п.) путём изменения площади проходного сечения.[1]
Виды арматуры[править | править код]
По функциональному назначению[править | править код]
- Запорная арматура — арматура, предназначенная для перекрытия потока рабочей среды с определённой герметичностью. В том числе:
- Спускная (дренажная) арматура — запорная арматура, предназначенная для сброса рабочей среды из ёмкостей (резервуаров), систем трубопроводов.
- Контрольная арматура — арматура, предназначенная для управления поступлением рабочей среды в контрольно-измерительную аппаратуру, приборы.
- Регулирующая арматура — арматура, предназначенная для регулирования параметров рабочей среды посредством изменения расхода. В том числе:
- редукционная (дроссельная) арматура — арматура, предназначенная для снижения (редуцирования) рабочего давления в системе за счёт увеличения гидравлического сопротивления в проточной части.
- Запорно-регулирующая арматура — арматура, совмещающая функции запорной и регулирующей арматуры.
- Защитная (отключающая, отсечная) арматура — арматура, предназначенная для защиты оборудования и трубопроводов от аварийного изменения параметров среды путём отключения обслуживаемой линии или участка. В том числе:
- Обратная арматура — арматура, предназначенная для автоматического предотвращения обратного потока рабочей среды.
- Скоростная арматура — предназначенная для автоматического предотвращения превышения скорости потока рабочей среды.
- Предохранительная арматура — арматура, предназначенная для автоматической защиты оборудования и трубопроводов от недопустимого превышения давления посредством сброса избытка рабочей среды.
- Распределительно-смесительная арматура — арматура, предназначенная для распределения потока рабочей среды по определённым направлениям или для смешивания потоков.
- Фазоразделительная арматура — арматура, предназначенная для разделения рабочих сред, находящихся в различных фазовых состояниях. В том числе:
- Конденсатоотводчик — арматура, удаляющая конденсат и не пропускающая или ограниченно пропускающая перегретый пар.
По области применения[править | править код]
- Пароводяная;
- Газовая;
- Нефтяная;
- Энергетическая;
- Химическая;
- Судовая;
- Резервуарная.
По принципу управления и действия[править | править код]
- Управляемая
- С ручным приводом
- С механическим приводом
- Электрическим приводом
- Пневматическим приводом
- Гидравлическим приводом
- Электромагнитным приводом
- Арматура под дистанционно расположенный привод (управляется механическим или ручным приводом, который устанавливается отдельно от арматуры и соединяется с ней передачей, состоящей из валов, подшипников, зубчатых колес или тросов)
- Автоматически действующая (автономная)
По конструкции присоединительных патрубков[править | править код]
- фланцевая
- муфтовая
- цапковая
- штуцерная
- под приварку
По способу герметизации[править | править код]
- Сальниковая — арматура, в которой герметичность сопряжения подвижной детали с неподвижной в крышке или корпусе по отношению к внешней среде обеспечивается сальниковым устройством;
- Сильфонная — арматура, в которой герметичность подвижного сопряжения по отношению к внешней среде обеспечивается сильфоном;
- Мембранная — арматура, в которой герметичность подвижного сопряжения по отношению к внешней среде обеспечивается мембраной. В некоторых конструкциях мембрана одновременно является и затвором;
- Шланговая — арматура, в которой регулирование и отключение потока среды осуществляется пережатием эластичного шланга. Шланг обеспечивает герметичность всей внутренней полости арматуры по отношению к внешней среде.
Типы запорной арматуры[править | править код]
Согласно ГОСТ:[1]:3
- Задвижка — тип арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды.
- Запорный клапан (вентиль) — тип арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент перемещается возвратно-поступательно параллельно оси потока рабочей среды. К клапанам также относят конструкции арматуры (поворотный клапан), в которых затвор в виде тарелки совершает движение по дуге.
- Кран — тип арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент, имеющий форму тела вращения или его части, поворачивается вокруг собственной оси, произвольно расположенной по отношению к направлению потока рабочей среды.
- Дисковый затвор (заслонка, поворотный затвор, герметический клапан, гермоклапан) — тип арматуры, в котором запирающий или регулирующий элемент имеет форму диска, поворачивающегося вокруг оси, перпендикулярной или расположенной под углом к направлению потока рабочей среды.
Основные параметры[править | править код]
Эксплуатационные[править | править код]
К основным эксплуатационным параметрам относятся:
- давление
- условное — наибольшее избыточное рабочее давление при температуре 20 °С, при котором обеспечивается длительная и безопасная работа арматуры и соединительных частей трубопроводов
- рабочее — наибольшее избыточное давление, при котором обеспечивается длительная работа арматуры и соединительных частей трубопроводов при рабочей температуре проводимой среды
- пробное — избыточное давление, при котором арматура и соединительные части трубопроводов должны подвергаться гидравлическому испытанию на прочность и плотность
- температура
- пропускная способность
- коррозионная стойкость
- тип привода
- необходимый крутящий момент для управления арматурой
- время срабатывания и др.
Конструкционно-монтажные[править | править код]
К основным конструкционно-монтажным параметрам относятся:
- условный диаметр прохода
- строительные длина и высота
- масса
- тип присоединения к трубопроводу
- конструкция и размеры присоединительных фланцев
- число, диаметр и расположение отверстий на фланцах
- разделка под приварку к трубопроводу
Конструкционные материалы[править | править код]
Чугун[править | править код]
В арматуростроении в основном используются:
- Серый чугун
- Ковкий чугун
- Высокопрочный чугун
Значительно реже применяются:
- Кислотостойкий чугун
- Жаростойкий чугун
- Щелочестойкий чугун
- Антифрикционный чугун
Сталь[править | править код]
- Углеродистая сталь
- Легированная сталь
Цветные металлы и сплавы[править | править код]
- Латунь
- Безоловянная бронза
- Алюминиевые сплавы
- Никелевые сплавы
- Титановые сплавы
Неметаллические конструкционные материалы[править | править код]
- Винипласт
- Фторопласт-4
- Полиэтилен
- Пластикат на основе поливинилхлорида
- Фаолит А (кислотоупорная пластмасса, изготовляемая на основе бакелитовой смолы)
- Капрон(Капролактам)
- Керамика кислотоупорная
- Стекло
- Фарфор
- Диабаз плавленный
- Графитные материалы
- Текстолит
- Древесно-слоистые пластики
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Трубопроводная арматура. Справочное пособие. Д. Ф. Гуревич — М.: ЛКИ, 2008. — 368 с.
- Арматура промышленная общего и специального назначения. Справочник в 2-х книгах. А. И. Гошко — М.: Мелго, 2007. —376 с.
- Трубопроводная арматура. Исследования. Производство. Ремонт. С. В. Сейнов — М.: Машиностроение, 2002. — 392 с.
- Справочник «Промышленное газовое оборудование» / Издание 6-е, переработанное и дополненное. Под редакцией Е. А. Карякина, — Научно-исследовательский центр промышленного газового оборудования «Газовик», 2013—170 — 326 с.
- Арматура предохранительная. Выбор, установка и расчет. Асеев О. И. — М.: Инфра-Инженерия, 2018; ISBN 978-5-9729-0220-0
Источник
Запорная арматура — наиболее популярная разновидность трубопроводной арматуры. Предназначена она для отсекания потока любой среды в инженерных системах.
Виды запорной арматуры по
сфере применения
Изготавливают запорную арматуру из чугуна, стали,
меди и даже пластмассы если сами коммуникации пластиковые.
Классифицируют ее по разным признакам. В зависимости от сферы применения её классифицируют следующим образом:
- Промышленная. Эти устройства выпускают серийно и применяют в различных сферах. Они есть в водопроводных, отопительных, газопроводных системах, в паропроводах.
- Общепромышленная. Используют эту группу изделий в таких условиях, где эксплуатация происходит при высоком давлении, низких или высоких температурных режимах. Такую арматуру устанавливают на трубопроводах, перемещающих агрессивные, токсичные, радиоактивные среды. Это запорные изделия коррозионно-стойкие, фонтанные, криогенные, с обогревом, предназначенные для сыпучей среды.
- Специальная. Её конструируют и изготавливают по заданным техническим регламентам, т.е. по спецзаказу.
- Судовая. Используют в на судах морских и речных. К ней предъявляют повышенные требования: невосприимчивость к вибрации, определенный вес, повышенная надежность.
- Сантехническая. Это самая популярная и обширная группа изделий, которые есть в каждом доме. Устанавливают такую арматуру на самых разных коммуникациях, эксплуатируемых пользователями. Без неё не сможет функционировать сантехника, бытовые приборы. Характерная особенность — небольшие присоединительные диаметры. Управление в основном происходит вручную, исключение — газовые защитные клапаны и регуляторы давления.
- Уникальная. Изготавливают в основном для экспериментальных промышленных установок.
Вид арматуры по типу
присоединения к системе
Тип присоединения — один из ключевых
параметров при проектировании трубопроводной арматуры. Самыми популярными видами являются соединения:
- фланцевые;
- резьбовые муфтовые;
- штуцерные;
- приварные.
Для существующей трубопроводной магистрали этот
вопрос не актуальный, поскольку вариантов нет, их диктует сама система.
Фланцевый тип присоединения
Вся арматура фланцевого типа различается
по единственному признаку — форме фланцев. Они бывают
круглыми, квадратными, треугольными. Два первых встречаются наиболее часто.
Круглые фланцы универсальны, они подходят для любых давлений. Ограничением для
применения квадратных фланцев является давление выше 20 атмосфер.
Присоединительные фланцы должны плотно прилегать
к ответным фланцам на трубопроводе. Их стягивают болтами или шпильками. Для
этого в обоих элементах есть отверстия. Для лучшего прижима крепеж затягивают
гайками. Повышают герметичность прокладки, размещенные между фланцами. Это
разъемное соединение, поэтому проблем при монтаже и демонтаже не возникает. К достоинствам
изделий относят:
- прочность и надежность;
- стойкость к высокому давлению;
- хорошая герметичность.
Главные недостатки такого метода монтажа —
возможное ослабление крепежа, внушительные габариты, немалая масса, высокая
цена.
Изготавливают фланцы из стали либо чугуна —
ковкого или серого. Ковкий чугун лучше, чем серый выдерживает большие
температурные перепады и высокое давление. Литые стальные фланцы очень прочные,
но на них негативно влияют пластические деформации.
Резьбовое соединение
Применяют этот тип присоединения для
трубопроводов с наибольшим диаметром — до ДУ-50 и для давлений до 1,6 МПа. В
этом случае резьба присутствует как на трубе, так и на арматуре. Даже если на
трубопроводе резьбы нет, ее всегда можно нарезать. С одного конца арматуры этого
типа имеется шестигранник для возможности применения разводного ключа для
накручивания.
Резьбовые соединения бывают двух
исполнений — с внутренней резьбой и внешней. С двух
сторон изделия может быть разная резьба — внутренняя с одной и наружная с другой
или идентичная с обеих сторон. Стандарты резьбы также встречаются разные.
Усиливают резьбовое соединение путем
использования уплотнителей — льняной нити, ленты ФУМ, густых смазок. Такое
соединение используют для монтажа самой разной запорной арматуры — клапанов,
задвижек, разделителей потоков.
К плюсам резьбовых соединений причисляют
отсутствие дополнительных элементов для установки, низкую цену, простоту
монтажа и замены. Минус — непригодность для магистралей с высоким давлением.
Соединение штуцерное
Применяют этот тип для присоединения арматуры
совсем малых диаметров — до ДУ-5. В этом случае присоединительный конец имеет
внешнюю резьбу и прижимается к трубе накидной гайкой. Посредством штуцерного
соединения в магистраль внедряют различные измерительные приборы.
Используют его для небольшого перечня
специфических труб таких, как лабораторные.
Сварное соединение
Приварное соединение необходимо на тех
магистралях, которые пропускают среды, опасные для здоровья. Здесь нужна
идеальная герметичность, поскольку даже самые малейшие утечки недопустимы.
Главное условие — сварочный шов не должен быть слабее стенки трубы.
Выполняют соединения двумя способами:
- Встык, когда сцепление для исключения перекоса деталей дополняют
подкладным кольцом. - В раструб. При этом сварочный шов находится на наружной стороне трубы.
Грамотное соединение сваркой является
самым надежным, на 100% герметичным. Сварке
предшествует подготовка концов трубы. К достоинствам приварного соединения
относится низкая стоимость, незначительный вес, небольшие габариты.
Минусы проявляются в том, что использование такого способа соединения невозможно без привлечения квалифицированного персонала. Демонтаж арматуры очень трудоемкий.
Запорная арматура для сливного бочка унитаза
В быту очень часто приходится иметь дело с арматурой для сливного бочка унитаза. Более подробно о ней, её видах, правильной установке и регулировке можно узнать в отдельной статье: сливная арматура для бочка унитаза.
Классификация запорной
арматуры по способу регулировки потока
В зависимости от того, как осуществляется
управление потоком рабочей среды, запорную арматуру делят на такие типы:
- Краны.
- Запорные вентили.
- Заслонки.
- Задвижки.
Характеристики кранов
Они бывают
шаровыми и пробковыми. Первые применяют в основном в бытовых трубопроводах. Вторые
— в магистралях, транспортирующих нефтяные фракции, газ, воду. В первом случае
элемент, отсекающий поток — шар, во втором — конус в форме пробки.
Конструкция запорного крана предельно
проста. Основные детали — корпус и запирающий элемент. В зависимости от производительности арматура подразделяется на
полнопроходную (90 – 100%), неполнопроходную (40 – 50%), стандартную (70 –
80%). Регулировку осуществляют посредством маховика или электропривода. Есть
краны с дистанционным управлением.
Главный элемент шарового крана — запор, имеющий
вид хромированного шара, вдоль одной его оси имеется отверстие. Расположен он
между двумя уплотнительными кольцами (седлами) в центре корпуса. Параметры запора
зависят от сечения трубы.
Открытие/закрытие происходит при смещении шарика
из стали во время поворота рычага. Когда отверстие ориентировано по продольной
линии трубы, осуществляется подача рабочей среды. При перпендикулярном
положении отверстия поток перекрыт. В конструкции этой арматуры нет трущихся элементов,
из-за чего потери воды незначительны.
Наиболее популярны краны шаровые латунные и
стальные из стали углеродистой, нержавеющей и содержащей молибден. Есть шаровые
краны пластиковые устойчивые к агрессивной химии. Герметичность у таких изделий
низкая, они обладают повышенной чувствительностью к твердым включениям,
находящимся в потоке и высокой температуре.
Внедряют их в системы как холодного, так и
горячего водоснабжения, но с температурой не выше 65⁰. Краны из нержавейки
встраивают в магистрали диаметром выше 50 мм. Предназначены изделия для
функционирования в условиях высоких температур и давления. Для применения в
быту эти краны слишком дорогие.
Вентили запорные
Это арматура, предназначенная как для перекрытия,
так и для регулирования потока. Манипулируют ими посредством маховика или
электропривода. Разные экземпляры предназначены для определенного
температурного режима. Большие модели чаще всего бывают фланцевыми, а маленькие
подсоединяют муфтами.
Вентилями поддерживают нужное давление в
магистрали, а также смешивают жидкости в заданном соотношении. Запорный узел регулирует поток следующим образом:
- Маховик передает свои вращательные движения шпинделю.
- Он начинает перемещаться, совершая движения возвратно-поступательного
характера.
Запускается шпиндель вручную, или посредством
сервопривода. Самый популярный тип вентиля — проходной. Врезают его в ровные
участки магистрали. Главный недостаток этого вида арматуры — немалое
гидравлическое противодействие.
Прямоточные вентили этого недостатка лишены. Их
устанавливают в зонах, где на его выходе нельзя уменьшать расход жидкой среды.
Корпуса вентилей бывают чугунными, стальными, бронзовыми, латунными. Первые
относятся к общетехнической запорной арматуре, подключаются посредством фланцев
и муфт.
В высокотехнологичных процессах, где требования к рабочей среде особо жесткие, используют стальные вентили. Подключение у них фланцевое.
В следующем ролике показан внешний вид различных вентилей, а также их конструктивное устройство.
Вентили из бронзы и латуни нашли применение в
водоснабжающих, отопительных системах зданий. Присоединяют их при помощи
фланцев, путем приварки или муфтового соединения. Направление перемещения
жидкости указано на корпусе. Регулируют поток посредством золотника,
находящегося на штоке.
Особенности заслонок
Запорные элементы этого вида монтируют в системы с низким давлением, поскольку они не обеспечивают большую герметичность. Это магистрали канализационные и с химическими жидкостями. Подсоединяют заслонки при помощи фланцев или сварным способом. Запорной деталью является диск, крутящийся вокруг оси. Чаще всего корпус бывает чугунным, а диск — стальным.
Задвижки
Эти запорные узлы представляют собой предельно
простую конструкцию, перекрывающую свободное движение среды. Они выдерживают
высокую температуру и давление. Применяют их в магистралях, пропускающих
неагрессивные составы. Запорным элементом у них является клин, диск или лист.
Он осуществляет движения возвратно-поступательные, вертикальные по отношению к
оси движущейся лавины.
Делят задвижки на полнопроходные и усеченные. У
первых диаметр седла и соответствующий параметр трубопровода одинаковы. Во
вторых сечение седла меньше сечения трубы. Устанавливают эту запорную арматуру
на магистрали, у которых присоединительный диаметр превышаем 50 мм. Поток в них
необходимо перекрывать плавно, чтобы не спровоцировать гидравлический удар.
Преимущества задвижек перед другими
видами аналогичных изделий в простоте конструкционного исполнения и
обслуживания. Они обладают небольшими габаритами,
малым сопротивлением. Производят их из чугуна, стали, цветных металлов.
Управляют ими вручную, посредством гидро- или электропривода.
Маркировка запорной арматуры
Ключевые размеры запорной арматуры всех видов соответствуют ГОСТ, поэтому производители обязательно оставляют на корпусах изделий соответствующую маркировку. В ней содержится информация о производителе, материале, ДУ, рабочих размерах. Стандартизация параметров упрощает установку арматуры, а маркировка выбор.
Строительная арматура.
Кроме запорной и трубопроводной арматуры в строительстве часто приходится иметь дело с арматурой в виде стальных или пластиковых стержней.
Очень часто такую арматуру используются для создания силового каркаса внутри бетонных конструкций.
Подробнее об этом виде арматуры можно узнать в отдельной статье: строительная арматура, виды характеристики.
Источник