Картина личности при запорах

Министерство образования и
науки РФ

Государственное бюджетное
образовательное учреждение

 высшего профессионального 
образования

«Владимирский государственный
университет

имени Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Кафедра ГумИ

Реферат

По дисциплине  Психология
здоровья

Тема :  Психологичская картина личности, психотерапия
при запорах

 

                  
Выполнил:

Студентка  гр. ЗПЛд-110

Коклева А

Специальности 030301

 

Проверил:

Владимир,  2015

Содержание

 

Стр.

Введение

3

1 Психологичская
картина личности, психотерапия при запорах

5

1.1 Запоры

5

1.2 Эмоциональная  диарея

7

1.3 «Синдром раздраженной кишки»

8

1.4 Язвенный колит и болезнь Крона

9

1.5 Нарушение глотания

14

2 Практическая часть

19

Заключение

23

Литература

25

Введение

Специфика психотерапии пациентов
с пищеварительными расстройствами заключается
в воздействии на нервно-психические составляющие
этиопатогенеза заболевания, а также в
выявлении и коррекции системы факторов
«агрессии» и «защиты», действующих
на психологическом уровне. При этом расстройство
системы пищеварения рассматривается
как интегральная характеристика нарушений
в системе свойств личности, нейроэндокринной
регуляции и исполнительной висцеральной
системы органов пищеварения, имеющая
онтогенетическую природу1. Основными задачами психотерапевтического
воздействия является коррекция и предупреждение
психологических нарушений, психологическая
адаптация к условиям внешней среды, обучение
здоровому образу жизни и навыкам преодоления
стресса.

Большое значение имеет как
нежелание психосоматического пациента
признавать проблемы в психической сфере,
так и страх перед психотерапевтом. Преодоление
сопротивления выявлению психотравмирующих
событий – серьезная задача, которая включает в себя несколько
этапов: установление раппорта с пациентом,
определение его основных трудностей,
преодоление этих трудностей с целью ослабления
накопившихся отрицательных эмоций и
восстановления позитивной перспективы.

Одной из задач терапии психосоматического больного является
освобождение его от жестких когнитивных
установок, связывающих запретов, порожденных
особенностями социально-психологических
стрессоров, форм психологической защиты
и компенсации, облегчение выхода эмоций
через альтернативные каналы, которые
не приводят к напряжению самого пациента
и приемлемы для общества.

Мишенями психотерапевтической
работы могут также являться:

• высокий уровень тревожности
как показатель неуспешности переработки
психологического конфликта;

• интегрированный комплекс отношений к болезни,
свидетельствующий об относительности
социально-психологической адаптации
больных;

• дисгармонично организованные
связи психологических характеристик
личности, облегчающие и потенцирующие
срыв адаптационно-компенсаторного психосоматического процесса;

• узость «спектра» используемых
защитных механизмов и неадекватные поведенческие
стратегии.

В данном случае психотерапия
направлена прежде всего на осознание
невозможности одновременно реализовать
противоположные желания, а значит, это работа с выбором и
приспособлением, ресурсами, семейной
историей и многими другими составляющими
человеческой жизни. Работа психотерапевта
ориентирована на личностный рост, взросление
пациента.

1 . Психологическая картина личности, психотерапия
при запорах

1.1. ЗАПОРЫ

Картина личности

Пациенты, страдающие запорами,
часто обнаруживают так называемую анальную
триаду Фрейда: упрямство – любовь к порядку
– бережливость. Эти признаки и их крайности
– нетерпимость, педантизм и скупость – обнаруживаются прежде
всего в рамках обсессивной структуры
личности. Вероятно, исходная личность
и воспитание любви к чистоте рано приводят
к ригдному «сверх-Я», к интроекции (усвоению)
родительских масштабов в качестве собственного
мира ценностей.

Как причинная семейная ситуация
обычно описывается детство со строгой
матерью, которая очень требовательна
к детям в отношении дарения и получения
подарков. Все, что они сами получают в
подарок, они должны в соответствии с требованиями
родителей тут же разделить с другими.
Эти дети и сами становятся чрезмерно
требовательными в отношении дарения
и получения подарков. С представлением
о самоотдаче связываются фантазии о собственных
обязанностях, что приводит к устойчивым
защитным формам поведения, поскольку
такие люди часто орально заторможены,
т. е. не могут ничего себе позволить, и
для них страх утраты становится тем более
угрожающим. Матери часто не способствуют
переживанию полноты, изобилия, поэтому
оральные фрустрации и анальные страхи
утраты объединяются и отдача может связываться
с негативными эмоциями2. Пока не ясно, достаточно ли
этих общепризнанных внешних условий
для развития заболевания.

Хронические запоры наблюдаются
по большей части у анксиозных и депрессивных,
внешне спокойных, но внутренне напряженных, малообщительных и неуверенных
в себе пациентов. Александер следующим
образом обозначил их установку: «Я ничего
не могу ожидать от других и поэтому могу
им ничего не давать, я должен удержать
то, что у меня есть»3.

Иногда запор развивается как
компенсация чрезмерного наслаждения
тратами. Здесь речь идет о добродушных
людях, которые склонны раздавать на все
стороны. Это, может быть, объясняет большую
склонность к запорам у женщин, чем у мужчин:
в женской социализации готовность к жертвам
имеет, как и прежде, большое значение.
Часто больные чрезмерно следят за деятельностью
своего кишечника.

Schwidder наблюдал следующие связи переживаний
при хронических запорах:

1. Телесный радикал протестной
реакции.

2. Попытка удержать, чтобы овладеть,
выстоять.

3. Отступление в страхе.

4. Страх и защита от слишком
большой отдачи.

5. Связь дефекации с «грязными»
побуждениями, воспринимаемыми с чувством
вины или как опасные, и поэтому отвергаемыми4.

Хронический запор в детстве
следует понимать как проте-стную реакцию,
в т. ч. как протест против чрезмерно
педантичного обучения опрятности.

Психотерапия

Основным элементом программы
психотерапии является решение задачи
психосоциальной адаптации с обязательным
вовлечением больного в процесс диагностики
и лечения. Диетические, физически активирующие и
воспитательные меры могут оказать неожиданно
хорошее действие. Аутотренинг также хорошо
зарекомендовал себя при лечении больных
с хроническими запорами. Если эти меры
оказываются безуспешными, показаны и
обычно бывают успешными симптоматически
ориентированные психотерапевтические
беседы.

Успешно используются также
методы гештальт-терапии, транзактного
анализа, арт-терапии, психодрамы, телесно-ориентированной
терапии, танцевальной терапии и семейной
психотерапии.

1.2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
ДИАРЕЯ

Картина личности

Личность характеризуют страх
перед авторитарными фигурами и чувство
беспомощной зависимости. Чувства бессилия,
изнуренности компенсируются чрезмерным
желанием признания себя и социального
успеха.

В сфере личности доминирует
желание признания собственной
значимости и возможностей в сочетании
с латентным сознанием чрезмерности требований
и своей слабости. Имеется беспомощная
зависимость от сильных объектов с рецептивными
и оральными агрессивными желаниями.

Читайте также:  Девясил применение от запоров

Александер писал о хронической диарее:
«Относящийся к симптому вытесненный
психологический фактор – это сильная
потребность дарить и делать добро. Больной
может вступать в отношения зависимости
от других, но при этом он чувствует, что
он должен что-то сделать, чтобы компенсировать
все, что он получил. Но вместо реального
действия он успокаивает свою совесть
этой инфантильной формой подарка содержимым
своего кишечника»5.

Несамостоятельное поведение
больных с поносами, их склонность все
отдать являются выражением страха, но
это можно интерпретировать также
как подчиненность перед более сильным,
обычно перед авторитетом отца. Целью
терапии является осознание больным своего
конфликта и его влияния на психосоматические
симптомы. Благодаря анализу своей жизненной
ситуации пациенты в состоянии преодолеть
внутренний конфликт между огромными
ожиданиями, чрезмерными запросами и преувеличенным
страхом перед авторитетами.

Психотерапия

Чисто медикаментозные средства
являются терапевтически недостаточными.
Лежащий в основе конфликт может успешно прорабатываться в рамках
индивидуальной и групповой психотерапии,
если больной достаточно мотивирован
для такого лечения.

Могут использоваться методы
гештальт-терапии, тран-зактного анализа,
арт-терапии, психодрамы, телесно-ориентированной
терапии, танцевальной терапии и когнитивной
психотерапии.

1.3. «СИНДРОМ РАЗДРАЖЕННОЙ
КИШКИ»

Картина личности

Картина личности больных не
единообразна, есть указания на тенденцию
к обсессивно-невротической переработке
переживаний при основной депрессивной
структуре и на высокий уровень страха
у этой группы больных6.

В ситуации, вызывающей заболевание,
ивтемахконфликтов часто видна связь
со страхами: перед экзаменами, при недоразумениях
с учителями, руководителями или родителями.
Характерно, что в большинстве случаев
переживание страха вытесняется из сознания
и проявляется изолированно на уровне
соматической сферы. В картине личности
часто обнаруживаются реактивные структуры:
больные контролируют все проявления
чувств, внешне выглядят бодрыми, подчеркнуто
упорядоченными, умело скрывают свои страхи,
причем нередко посредством молодцеватой
и утрированно мужской манеры держаться.
Все их поведение определяет латентный
страх потерять свое лицо и выпасть из
роли независимо от того, проявляют ли
они агрессивность или слабость. Если
ретроспективно проследить развитие личности,
то можно обнаружить, что в своем моторном
и эмоциональном развитии по отношению
к родителям и другим людям больные оставались
зависимыми, не могли достигнуть самостоятельности.
Внутренне они остаются ориентированными
на близость, понимание и гармонические
связи с родителями и авторитетными лицами.

Психотерапия

В первую очередь показаны диетические
меры; лечение является отчетливо более
успешным при комбинации с консультативно-поддерживающим
психотерапевтическим вмешательством.
Показана раскрывающая терапия, которая
выявляет в ряде бесед подавленные фантазии
и эмоции и актуализирует их в представлениях
и чувствах. При этом происходят раскрытие
и переработка конфликтной ситуации.

Успешно используются методы гештальт-терапии, тран-зактного
анализа, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза
и нейро-лингвистического программирования.

1.4. ЯЗВЕННЫЙ КОЛИТ
И БОЛЕЗНЬ КРОНА

Картина личности

Уж при первом описании Крон и другие
врачи обнаружили «психические побочные
явления» у больных и поставили вопрос,
не приводит ли к заболеванию или его осложнениям
особая личная ранимость и насколько имеющиеся
у больных психические изменения являются
вторичными, возникающими как следствие
тяжелого хронического заболевания7.

Нельзя найти специфическую
для всех больных структуру личности и
конфликтов, однако в целом обращает на
себя внимание тот факт, что очень немногие
из этих больных могут добиваться признания
и раскрываться. Это соответствует признакам
депрессивной структуры личности. Связь
с родительским домом, с матерью и отцом,
ранимость вследствие разрыва с семьей
– это основополагающие черты человеческого
развития, и они находят отражение в ситуациях
заболевания и структуре личности при
многих невротических и психосоматических
нарушениях, равно как и в рамках нормального
развития.

Исследования Uexkull (1986), Wirsching
и Stierlin (1982) и Wirsching (1984) показали, что семьи
больных язвенным колитом или болезнью
Крона отличаются особенной сплоченностью.
Однако при этом семья очень сильно отграничивается
от окружающего мира. Больные чаще происходят
из семей с симбиотической структурой
отношений, в которых мало говорят о чувствах.
Petzold, Reindel выдвигают гипотезу о том, что
пациенты с болезнью Крона феноменологически
отличаются от больных язвенным колитом.
В то время как больные с язвенным колитом
поздно расстаются с родительским домом
и сохраняют симбиотическую структуру
отношений, отделение от родительского
дома в случаях болезни Крона происходит
раньше и выраженность симбиотических
отношений гораздо менее сильна. Больные
язвенным колитом демонстрируют низкую
тенденцию к индивидуации, а признаком
пациентов с болезнью Крона является их
выраженная способность к интроспекции.
Сходство между двумя группами больных
описывается относительно избегания агрессивных
выяснений отношений и неспособности
позволить себе расчувствоваться.

Источник

У больных колитами часто уже
в самом начале заболевания обнаруживаются
типичные особенности личности, которые,
по-видимому, являются почвой для развивающегося в дальнейшем заболевания,
что показал Engel (1958) в своем анализе большого
числа историй болезни лиц разных национальностей.
У них низкая самооценка, они чрезмерно
чувствительны к собственным неудачам
и характеризуются сильным стремлением
к зависимости и опеке. В соответствии
с этим они предпочитают межличностные
отношения, которые дают им опору (ключевые
фигуры). Потеря отношений с ключевой фигурой
бессознательно переживается больным
как угроза собственному существованию.
В социальных стрессовых ситуациях потери
отношений патогенными могут оказаться
смена привычного окружения или изменения
на работе, после чего происходит манифестация
язвенного колита. Заболевание может,
таким образом, рассматриваться как эквивалент
реакции печали. Freybergeer (1969) считает характерными
для больных колитом инфантильность, готовность
к депрессивным реакциям, нарциссизм и
блокированную агрессию. Больным недостает
сознательного переживания агрессии и
соответствующего поведения. Они часто
также стремятся к успеху при сниженных
физических возможностях. Luban-Plozza, Meerloo
(1968) говорили в этой связи о «кишечном
самоубийстве».

Читайте также:  Креон 10000 отзывы при запоре

Согласно данным многих авторов,
этим больным присущи так называемые анальные
черты характера типа точности, аккуратности,
пунктуальности, чувства долга. Fain (1951) и Jores (1981) писали
об эмоциональной бедности больных колитом:
они не способны воспринимать и вербализовать
эмоции и конфликты. Так как больные отвергают
свои эмоциональные переживания, они неспособны
к переработке потерь или расставаний.
Marty, De M_an (1963) и Junker (1972) описали связь между
склонностью к соматизации и «эмоциональной
неграмотностью» или эмоциональной незрелостью.

При большом количестве личностных
вариантов следует обращать внимание
прежде всего на типичную для отдельных больных связь повышенной
ранимости с ситуационной обусловленностью
болезни. При болезни Крона и язвенном
колите в отдельных случаях можно наблюдать
обозначаемую как «синдром смещения»
взаимозаменяемость между эндогенными
психозами и этими кишечными заболеваниями.

Язвенный колит относится к
заболеваниям, при которых уже на ранних
этапах обнаруживается ситуация, обусловливающая
их с психосоматических позиций. У 60 % всех
вновь заболевших или повторных больных
колитом телесным проявлениям предшествуют
депрессивно окрашенные жизненные
ситуации с переживанием действительной
или воображаемой потери объекта (Freyberger,
1969). По Weizsacker (1951), манифестация и обострения
страдания коррелируют с «катастрофами
переживания» (Любан-Плоцца и др., 2000). У
большинства больных непосредственно
перед началом заболевания обнаруживаются
тяжелые переживания в связи с такими
обстоятельствами, как смерть близкого
человека, утрата сексуального партнера
или разлука с близкими людьми, а также
с такими ситуациями, как смена привычного
жилья, переезд на другое место жительства,
хирургические операции. Наблюдается
связь этих переживаний с болезненной
реакцией в виде печали, т. е. прежде всего
с недостатком изживания печали, а также
особенно сильную тенденцию к привязанности.
В отдельных случаях можно четко проследить,
как переживания разрыва и утраты отрицаются
из-за их психической значимости. К истинному
изживанию печали относятся интенсивная
эмоциональная реакция и психическая
переработка утраты, которая охватывает
как прошлые, так и текущие переживания.
Примечательно, что и нормальные реакции
печали участвуют в формировании психосоматических
нарушений с желудочно-кишечными симптомами.

Такие же факторы встречаются
при рецидивах. Так, Engel (1961) в 24 из 30 случаев
отмечал переживания разлуки при возобновлении
симптоматики болезни в ситуациях подавленной
агрессии и гнева. Кроме того, описаны
ситуации, связанные с повышенными требованиями
к пациенту или с необходимостью самостоятельной
деятельности. Эти ситуации также можно
рассматривать в плане утраты безопасности
и как уход от зависимости, которая до
этого гарантировала защищенность. Как
и при других психосоматических заболеваниях,
при язвенном колите наряду с явно зависимыми
больными описываются активно сверхкомпенсированные
и псевдонезависимые больные.

Психотерапия

Наряду с медикаментозным лечением
в острой стадии необходима также поддерживающая
психотерапия, направленная на облегчение
тяжелого общего состояния и ослабление
регрессивной установки больных. В начале
долговременной поддерживающей психотерапии ставится задача выстраивания
стабильных объектных отношений. Эта поддерживающая,
ободряющая форма психотерапевтической
беседы путем терпеливого выслушивания,
активного консультирования и целенаправленных
указаний к действиям в вопросах преодоления
болезни требует стабильных взаимоотношений
с больным. Целью укрепляющей «Я терапии»
является стимулирование автономности
и доверия к собственной компетенции.
Пациенты с болезнью Крона, вследствие
своей выраженной потребности к автономии,
имеют тенденцию к более раннему по сравнению
с больными язвенным колитом прерыванию
терапии или вообще отказу от нее.

Психосоматические взаимосвязи
требуют не только индивидуального подхода
к диагностике, но и дифференцированных
показаний к проведению психотерапевтических
и социо-терапевтических мероприятий.
Они включают суггестивные, гипнотические
методики, гештальт-терапевтические техники,
снятие напряженности с помощью аутогенной
тренировки, функциональную разрядку
и концентрированную терапию движениями
вплоть до групповой терапии (закрытые
группы, реже полностью открытые, которые
имеют более слабую внут-ригрупповую сплоченность)
и индивидуальную аналитическую терапию.

При язвенном колите обсуждается
вопрос о необходимости очень раннего
начала аналитической (основанной на эмоциональной
зависимости) терапии, т. е. таких
вариантов психотерапии, которые дают
чувство безопасности и защиты. Раскрывающая
терапия при выраженной тяжести клинической
картины часто имеет лишь ограниченные
возможности. Собственные мотивации больного,
его не всегда достаточное благоразумие
и хронизация внешней и внутренней жизненных
ситуаций обычно затрудняют доступ к больному.

В группах апробированы невербальные
и телесно-ориентированные методики. Аутогенная
тренировка, функциональное расслабление
все чаще замещают прежде общепринятое при язвенном
колите лечение гипнозом.

Успешно используются также
методы транзактного анализа, арт-терапии,
креативной визуализации, терапии, фокусированной
на решении, психосинтеза.

1.5. НАРУШЕНИЯ ГЛОТАНИЯ

Под обобщенным понятием «нарушения глотания» описываются функциональные
нарушения актов приема пищи и глотания.
Психосоматическое значение имеют следующие
синдромы:

• заглатывание воздуха (аэрофагия);

• затруднение глотания с чувством
давления в горле или без него;

• нарушения глотания со рвотой (так называемый рвотный
невроз);

• «синдром комка» – страх глотания.

Общим для этих нарушений является
то, что акт глотания, протекающий как
рефлекторный процесс с последовательным
расслаблением и напряжением мышц, не
может регулироваться, хотя для этого нет органических причин.

Процесс глотания естественным
образом приводится в действие благодаря
приему пищи, но может возникать и вследствие
«пустых глотков», т. е. при заглатывании
воздуха или слюны. С этим связана возможность
психосоматических нарушений. Если чувство отвращения
к еде или вообще настроенность на протест
очень сильны, то может возникнуть даже
антиперистальтика с готовностью к рвоте
и ее появлением. Рвота – это врожденная
защитная функция у животных и человека,
которая устраняет вредное вещество путем
антиперистальтики. У человека это часто
бывает связано с чувством отвращения.
В процессе развития и воспитания чувство
отвращения и отвержения смещается с еды
и символически переводится на различные
ситуации, личности и внутренние состояния.
Но и при этом место внешней опасности
и полезных шаблонных реакций может занимать
своеобразная для человека внутренняя
ситуация (Бройтигам и др.,1999).

Читайте также:  Плантекс от запора у новорожденных отзывы

«Синдром комка» проявляется
ощущением инородного тела в горле, для
которого нет органической причины и которое затрудняет акт глотания:
«как будто ком стоит в горле» или «как
будто кто-то сдавливает горло». Это ощущение
существует независимо от акта глотания.
Но чтобы устранить его, нужно глотнуть,
благодаря чему возникает субъективное
затруднение глотания, которое, однако,
нельзя рассматривать как дисфагию, почти
всегда обусловленную органической причиной.

Некоторые больные испытывают
страх перед глотанием из опасения подавиться
и таким образом погибнуть от удушья, но
не предъявляют жалоб на ощущение кома в горле. Больной жует очень
медленно и маленькими порциями, тщательно
подготавливаясь к акту глотания, уходит
от других людей, стараясь есть в одиночестве.
При этих страхах на первый план выступает
ситуация конфликта и разрыва отношений
зависимости от родителей или партнера,
когда амбивалентность связей концентрируется
на чувстве зависимости от родителей с
высокоамбивалентной установкой и с желанием
смерти и соответствующим чувством вины.

При оценке функциональных
моторных нарушений закономерно предположение, что в этой форме функциональных
нарушений выражается бессознательная
установка на уклонение от приема пищи.
Это защитное напряжение сосредоточивается
на верхнем отрезке пищевода, именно там,
где начинается непроизвольный акт глотания.

Обычно при этом выявляются истерические конфликтные
ситуации или депрессивные состояния
с ипохондрическими чертами. Орально-агрессивные
импульсы, собственная активность и протест
подавляются. При депрессиях в 10 % случаев
как ее соматический эквивалент возникает
давление в горле с нарушениями глотания.
Ощущение комка в горле является классическим
симптомом истерии. Именно у женщин глотание
часто связано с сексуальными рецептивными
фантазиями, которые отвергаются. Ком
в горле, шар, который разрастается, чувство,
будто кто-то сдавливает горло или в нем
остаются кусочки пищи – все это характерные
проявления депрессивных или истеричных
больных. При истерических расстройствах
прием пищи и глотание, как уже сказано,
связаны с сексуальными фантазиями. При
этом чувство страдания обычно малозаметно,
а симптом подключается с целью получения
выгоды от болезни. Страх перед глотанием
пищи и даже собственной слюны у больных
с депрессией и неврозом обусловлен амбивалентным
конфликтом разлуки.

Психотерапия

Суггестивные и тренирующие
процедуры полезны только при выраженных
истерических состояниях («истерический
ком»). Попытки медикаментозного лечения
малоэффективны. Раскрывающая психотерапия
является методом выбора, прежде всего
для выявления психического отягощения
и его переработки. Но страх перед глотанием
после его преодоления может возвращаться
при кризах по механизму «слабого звена».

Успешно используются методы
транзактного анализа, арт-терапии, креативной
визуализации, терапии, фокусированной
на решении, психосинтеза.

Позитивная психотерапия при желудочно-кишечных
заболеваниях Язва желудка и двенадцатиперстной
кишки

Язва желудка и двенадцатиперстной
кишки – способность давать выход
напряжению и конфликтам.

Расстройства и физиология. Неудовлетворенная или чрезмерно
сильная потребность в привязанности
и надежности, как и пища, перерабатывается
желудком. Желудок реагирует так, будто
человек голоден. Психологические причины
отражены в следующих вопросах: почему
человек вредит себе, например, чрезмерным
потреблением кофе, алкоголя и никотина?
Почему он не может решать свои проблемы
иначе, как доставлять своему организму
вещества, которые приносят кратковременное
облегчение, создавая себе тем самым со
временем новые физические, психические
и социальные проблемы?

У большого числа страдающих заболеваниями желудка стремление
к профессиональному успеху и деньгам
вытесняют заботы о духовной пище.

Сфера контактов часто недостаточно
развита. При расставаниях, потере защищенности
часто происходит обострение болезни.

Стремление к привязанности,
завышенные ожидания и притязания
играют в сфере фантазии выедающуюся
роль. При помощи воображения человек
хотел погрузиться в лучший мир. В родительском
доме пациентов с язвой желудка важную
роль играли прежде всего достижения
и бережливость. Чувства типа озлобленности
и гнева не выражались открыто, а как бы
«проглатывались», «съедались» (неправильно
понимаемая учтивость). Иногда, однако,
встречаются и такие родители, которые
просто «перекармливали» своих детей
едой и вниманием. С другими людьми семья
обычно мало общалась («гости стоят времени
и денег»). Воображение было занято преимущественно
сферой деятельности. Религиозные вопросы
считались второстепенными.

В своем самом сокровенном больные
по-прежнему тоскуют по тому, чтобы, как
детей, их кормили, любили и оберегали.

Глубинная психология указывает
на особую роль желудка и кишечника в развитии
человека. Для ребенка кормление и укачивание
означают заботу и любовь. Он узнает также,
что процесс приема пищи связан с тем,
чтобы нечто брать и отдавать, имеет общее с обладанием, владением,
послушанием, озлобленностью и отвержением.
Эти взаимосвязи находят свое отражение
и в крылатых выражениях. Человек реагирует,
«показывая зубы», «не может что-то переварить»,
что-то раздражает его «до рвоты», кто-то
«постоянно язвит», от этого «делается
дурно, тошнит», проблема «ест его поедом»,
выражение лица становится, «как лимон
проглотил».

Не может быть совпадением,
что от больных с язвой двенадцатиперстной
кишки мы часто слышим выражения о проявлении
гнева, желании мести и расплаты.

Актуальная способность: «послушание».

Определение и развитие: способность выполнять просьбы,
распоряжения, приказы авторитетного
лица. Послушание предполагает наличие
прежде всего таких актуальных способностей,
как аккуратность, пунктуальность, трудолюбие/деятельность.
Послушание развивается посредством наказания
или угрозы наказания, а также поощрения
и похвалы за выполненные распоряжения
или же на примере кого-либо из близких
людей.

Как об этом спрашивают. Кто из вас больше ценит послушание,
дисциплину? Кто из вас более склонен отдавать
приказы? Нравится ли вам, когда другие
(партнер, коллеги, начальник, родители)
говорят, что вы должны делать? Есть ли
и были ли у вас проблемы по поводу послушания
или непослушания? Кто из ваших родителей
больше ценил послушание? Как реагировали
ваши родители на непослушание?

Источник