Калитка уже на запоре и море

На этой странице читайти стихи «Любимая, спи!» русского поэта Евгения Евтушенко, написанные в 1964 году.

Соленые брызги блестят на заборе.
Калитка уже на запоре.
И море,
дымясь, и вздымаясь, и дамбы долбя,
соленое солнце всосало в себя.
Любимая, спи…
Мою душу не мучай,
Уже засыпают и горы, и степь,
И пес наш хромучий,
лохмато-дремучий,
Ложится и лижет соленую цепь.
И море — всем топотом,
и ветви — всем ропотом,
И всем своим опытом —
пес на цепи,
а я тебе — шёпотом,
потом — полушёпотом,
Потом — уже молча:
«Любимая, спи…»
Любимая, спи…
Позабудь, что мы в ссоре.
Представь:
просыпаемся.
Свежесть во всем.
Мы в сене.
Мы сони.
И дышит мацони
откуда-то снизу,
из погреба,-
в сон.
О, как мне заставить
все это представить
тебя, недоверу?
Любимая, спи…
Во сне улыбайся.
(все слезы отставить!),
цветы собирай
и гадай, где поставить,
и множество платьев красивых купи.
Бормочется?
Видно, устала ворочаться?
Ты в сон завернись
и окутайся им.
Во сне можно делать все то,
что захочется,
все то,
что бормочется,
если не спим.
Не спать безрассудно,
и даже подсудно,-
ведь все,
что подспудно,
кричит в глубине.
Глазам твоим трудно.
В них так многолюдно.
Под веками легче им будет во сне.
Любимая, спи…
Что причина бессоницы?
Ревущее море?
Деревьев мольба?
Дурные предчувствия?
Чья-то бессовестность?
А может, не чья-то,
а просто моя?
Любимая, спи…
Ничего не попишешь,
но знай,
что невинен я в этой вине.
Прости меня — слышишь?-
люби меня — слышишь?-
хотя бы во сне,
хотя бы во сне!
Любимая, спи…
Мы — на шаре земном,
свирепо летящем,
грозящем взорваться,-
и надо обняться,
чтоб вниз не сорваться,
а если сорваться —
сорваться вдвоем.
Любимая, спи…
Ты обид не копи.
Пусть соники тихо в глаза заселяются,
Так тяжко на шаре земном засыпается,
и все-таки —
слышишь, любимая?-
спи…
И море — всем топотом,
и ветви — всем ропотом,
И всем своим опытом —
пес на цепи,
а я тебе — шёпотом,
потом — полушёпотом,
Потом — уже молча:
«Любимая, спи…»

Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО «ХГС» 1995.

Другие стихи Евгения Евтушенко

» Когда убили Лорку

Когда убили Лорку,-
а ведь его убили!-
жандарм дразнил молодку,
красуясь на кобыле….

» Когда я думаю о Блоке…

Когда я думаю о Блоке,
когда тоскую по нему,
то вспоминаю я не строки,
а мост, пролетку и Неву….

» Лифтерше Маше под сорок…

Лифтерше Маше под сорок.
Грызет она грустно подсолнух,
и столько в ней детской забитости
и женской кричащей забытости!…

» Лишнее чудо

Все, ей-богу же, было бы проще
и, наверно, добрей и мудрей,
если б я не сорвался на просьбе —
необдуманной просьбе моей….

» Любовь по-португальски

Ночь, как раны, огни зализала.
Смотрят звезды глазкми тюрьмы,
ну а мы под мостом Салазара —
в его черной-пречерной тени….

» Маша

Вдоль моря быстро девочка проходит,
бледнея, розовея и дичась.
В ней все восходит… Что с ней происходит?
В ней возникает женщина сейчас….

Евгений Евтушенко

Евгений Евтушенко

Источник

Солёные брызги блестят на заборе.
Калитка уже на запоре. И море,
дымясь, и вздымаясь, и дамбы долбя,
солёное солнце всосало в себя.

Любимая, спи… Мою душу не мучай,
Уже засыпают и горы, и степь,
И пёс наш хромучий, лохмато-дремучий,
Ложится и лижет солёную цепь.

И море — всем топотом, и ветви — всем ропотом,
И всем своим опытом — пёс на цепи,
а я тебе — шёпотом, потом — полушёпотом,
Потом — уже молча: «Любимая, спи…»

Любимая, спи… Позабудь, что мы в ссоре.
Представь: просыпаемся. Свежесть во всём.
Мы в сене. Мы сони. И дышит мацони
откуда-то снизу, из погреба, — в сон.

О, как мне заставить всё это представить
тебя, недоверу? Любимая, спи…
Во сне улыбайся (все слёзы отставить!),
цветы собирай и гадай, где поставить,
и множество платьев красивых купи.

Бормочется? Видно, устала ворочаться?
Ты в сон завернись и окутайся им.
Во сне можно делать всё то, что захочется,
всё то, что бормочется, если не спим.

Не спать безрассудно и даже подсудно, —
ведь всё, что подспудно, кричит в глубине.
Глазам твоим трудно. В них так многолюдно.
Под веками легче им будет во сне.

Любимая, спи… Что причина бессоницы?
Ревущее море? Деревьев мольба?
Дурные предчувствия? Чья-то бессовестность?
А может, не чья-то, а просто моя?

Любимая, спи… Ничего не попишешь,
но знай, что невинен я в этой вине.
Прости меня — слышишь? — люби меня — слышишь? —
хотя бы во сне, хотя бы во сне!

Любимая, спи… Мы — на шаре земном,
свирепо летящем, грозящем взорваться, —
и надо обняться, чтоб вниз не сорваться,
а если сорваться — сорваться вдвоём.

Любимая, спи… Ты обид не копи.
Пусть соники тихо в глаза заселяются,
Так тяжко на шаре земном засыпается,
и всё-таки — слышишь, любимая? — спи…

И море — всем топотом, и ветви — всем ропотом,
И всем своим опытом — пёс на цепи,
а я тебе — шёпотом, потом — полушёпотом,
Потом — уже молча: «Любимая, спи…»

1964 год

Любить поэзию его научил отец, геолог и большой любитель словесности. Без Евгения Евтушенко невозможно представить себе русскую поэзию второй половины 20-го века. Его книги изданы на 72 языках, он лауреат и почётный член, он поэт и прозаик, переводчик и сценарист, драматург и режиссёр. Летом этого года ему, как ни странно, «стукнуло» уже 72…

На такой вот вопрос журналиста:

Когда-то вы написали пронзительное стихотворение «Со мною вот что происходит», посвятив его Белле Ахмадулиной. А кому ещё из бывших жён вы посвятили не менее пронзительные строчки?

— Евгений Евтушенко ответил:

Мне трудно судить. Наверное, это можно сказать про стихи «Любимая, спи», посвящённые моей второй жене, Гале. В моей новой книге есть целый новый цикл, посвящённый моей жене Маше. Как можно жениться на тех женщинах, которых ты не любишь, а если любишь, как можно не писать посвящённые им стихи, если ты поэт? Мужчина не имеет права быть неблагодарным к тем женщинам, которые помогли ему ощутить это самое прекрасное чувство.

Из воспоминаний, найденных в Интернете:

56-й год. День поэзии. Симонов, Луконин, Евтушенко читают стихи в книжном магазине на Моховой. Собралась толпа. В толпе девятнадцатилетняя Белла Ахмадулина.

Постель была расстелена и ты была растеряна…
и спрашивала шёпотом:
А что потом? А что потом?..

Это о ней? Сколько читательниц сражены этой нежностью! Как она подходит Ахмадулиной. Но не судьба была ужиться двум вселенным в судёнышке семьи.

«Любимая, спи» написано уже для другой женщины, но в моём восприятии всё равно где-то в глубине души, вопреки известным фактам, возникал образ юной Беллы. Увы, история любви двух поэтов была давно позади…»

Евгений Евтушенко
Это стихотворение много лет было для меня своеобразным поэтическим талисманом, который я хранила в глубине своей души, никому не показывала, считая, что если я поделюсь своим «секретом», то в моей жизни что-то непоправимо нарушится.

Действительно, когда я всё же решилась «отдать его в хорошие руки», это было для меня огромным эмоциональным потрясением, потому что всё обернулось именно так, как мне чувствовалось…

Строчки остались теми же, «а что-то главное пропало».

Теперь я боюсь заводить подобные талисманы, но это стихотворение люблю по-прежнему, пусть и без того мистического чувства, которое, увы, утрачено.

Как многие лирические стихи Евгения Евтушенко, «Любимая, спи» — это одновременно и песня, музыку к которой написал Давид Тухманов. Её исполняли многие певцы — Татьяна и Сергей Никитины, Евгений Мартынов, Валерий Ободзинский.

Но лучше всего, на мой взгляд, это получилось у Леонида Бергера и ВИА «Весёлые ребята» (диск «Как прекрасен этот мир»). Исполнение Леонида более всего, на мой взгляд, отвечает изначальной мелодике стихотворения, тому сильному эмоциональному напряжению, свойственному любовной лирике Евтушенко.

Хотелось бы услышать стихотворение в исполнении автора, но пока поиски оказались безрезультатными.

Палома, декабрь 2005 года

Источник

Åâãåíèé Åâòóøåíêî

Îá àâòîðå

Åâòóøåíêî Åâãåíèé Àëåêñàíäðîâè÷
(18.VII.1932 [ïî äð. âåðñèè – 1933], ñò. Çèìà, Èðêóòñêàÿ îáëàñòü — 1.IV.2017, ÑØÀ)
Ïîýò, ïðîçàèê, ðåæ., ñöåíàðèñò, ïóáëèöèñò è àêò¸ð. Ðîäèëñÿ â ñåìüå ãåîëîãà. Ïîñëå ïåðååçäà â ã. Ì., Å. ñîâìåùàë ó÷¸áó â øêîëå ñ çàíÿòèÿìè â ïîýòè÷åñêîé ñòóäèè Äâîðöà ïèîíåðîâ Äçåðæèíñêîãî ðàéîíà. Ïå÷àòàåòñÿ ñ øåñòíàäöàòèëåòíåãî âîçðàñòà. Ïîñëå øêîëû ïîñòóïèë â Ëèò. èí-ò èì. À. Ì. Ãîðüêîãî (1952–1957).  1952 ñòàë ñàìûì ìîëîäûì ÷ëåíîì ÑÏ ÑÑÑÐ. Ïåðâûé ñá. ñòèõîâ âûïóñòèë åù¸ â ñòóäåí÷åñêèå ãîäû – «Ðàçâåä÷èêè ãðÿäóùåãî» (1952).  äàëüíåéøåì ðåãóëÿðíî èçäàâàë ñòèõ. ñá., ñðåäè ê-ðûõ ìîæíî âûäåëèòü: «Øîññå Ýíòóçèàñòîâ» (1956), «Èíòèìíàÿ ëèðèêà» (1973), «Ãðàæäàíå, ïîñëóøàéòå ìåíÿ» (1989). Å. àâòîð ïîýì: «Áàáèé ÿð» (1961), «Áðàòñêàÿ ÃÝÑ» (1965), «Êàçàíñêèé óíèâåðñèòåò» (1970) è äð. Ãðàæäàíñêàÿ ïîýçèÿ Åâòóøåíêî – îäíî èç õàðàêòåðíûõ ÿâëåíèé ýïîõè «îòòåïåëè» êîíöà 50-õ – íà÷àëà 60-õ. Åãî âûñòóïëåíèÿ â Ïîëèòåõíè÷åñêîì ìóçåå, â ê-ðûõ çâó÷àëè ñòèõè â àâòîðñêîì èñïîëíåíèè, ñîáèðàëè ìíîãîòûñÿ÷íóþ ïóáëèêó. Ïîñåòèâ Êóáó, Å. íàïèñàë ïîýìó â ïðîçå «ß – Êóáà». Íà å¸ îñíîâå Ì. Êàëàòîçîâûì ñíÿò îäíîèì¸ííûé ôèëüì â 1964.  êàðòèíå Ñ. Êóëèøà «Âçë¸ò» (1979) Å. ñûãðàë ãëàâíóþ ðîëü – Öèîëêîâñêîãî.  1983 ðåæ. Å. ñíÿë ôèëüì «Äåòñêèé ñàä», à â 1990 – «Ïîõîðîíû Ñòàëèíà».  1967 Å. íàïèñàë ïîâåñòü «Ïèðë-Õàðáîð», â 80-å – ïîâåñòü «Àðäàáèîëà» è ðîìàí «ßãîäíûå ìåñòà».  1989–1991 áûë íàðîäíûì äåï. ÑÑÑÐ. Å. íàãðàæä¸í ìíîãèìè îðäåíàìè è ìåäàëÿìè.  1991 óåõàë íà ïðåïîäàâàòåëüñêóþ ðàáîòó â ÑØÀ, ãäå ïðîæèâàåò ïî íàñòîÿùåå âðåìÿ. Ó Å. äàâíèå ñâÿçè ñ Àáõ., ãäå îí íåîäíîêðàòíî áûâàë.  ïîñ. Àãóäçåðà Ãóëðûïøñêîãî ðàéîíà ó íåãî áûëà äà÷à, ê-ðàÿ ñãîðåëà âî âðåìÿ ãðóç.-àáõ. âîéíû. Å. äðóæèë ñ àáõ. ïîýòàìè è ïèñàòåëÿìè – Àëåêñååì Ëàñóðèà, Èâàíîì Òàðáà, Àëåêñååì Äæîíóà, Àëåêñååì Ãîãóà, Êîíñòàíòèíîì Ãåðäîâûì è äð.  Àáõ. Å. ïðîâ¸ë ìåäîâûé ìåñÿö ñî ñâîåé ïåðâîé æåíîé, Áåëëîé Àõìàäóëèíîé (â 50-å). «Èç ïîýòîâ-øåñòèäåñÿòíèêîâ óöåëåëè òîëüêî Áåëëà è ÿ. À íå ïîòîìó ëè, ÷òî ñâîé ìåäîâûé ìåñÿö ìû ïðîâåëè â Àáõàçèè è ñòàëè äîëãîæèòåëÿìè?!» – øóòèë ïîçäíåå Å.  1976 Å., âî âðåìÿ ïîñåùåíèÿ Ëèòåðàòóðíî-ìåìîðèàëüíîì ìóçåÿ èì. Ä. Ãóëèà, îñòàâèë çàïèñü â êíèãå ïîñåòèòåëåé: «Æèçíü Ãóëèà – ýòî êîðåíü íàñòîÿùåãî è áóäóùåãî Àáõàçèè». Ïîñëå ãðóç.-àáõ. âîéíû Å. äâàæäû ïîñåùàë Àáõ., â 1994 è 2010. Å. íåîäíîêðàòíî ïðèçíàâàëñÿ, ÷òî ìíîãèå åãî èçâåñòíûå ïðîèçâåäåíèÿ áûëè íàïèñàíû íà àáõ. çåìëå. Åñòü ó íåãî è ðÿä ñòèõ., ïîñâ. Àáõ. Å. òàêæå ïåðåâîäèë àáõàçñêèõ ïîýòî⠖ Èâàíà Òàðáà, Ãåîðãèÿ Ãóáëèà è äð.
Ñî÷.: Ñ äóøîþ î Ñòðàíå Äóøè. (Âìåñòî ïðåäèñëîâèÿ) // Àáõàçèÿ â ðóññêîé ëèòåðàòóðå. (Ñîñò. È. È. Êâèöèíèÿ). Ñóõóìè, 1982; Ìîðå. (Ñòèõîòâîðåíèÿ). Ïåð. ñ ðóñ. ÿç. Ñóõóìè, 1985 (àáõ. ÿç.); Âåñü Åâòóøåíêî. Ì., 2007.
Ëèò.: Ïà÷óëèà Â. Ï. Ðóññêèå ïèñàòåëè â Àáõàçèè. Ñóõóìè, 1980.
(À. ß. Äáàð / Àáõàçñêèé áèîãðàôè÷åñêèé ñëîâàðü. 2015.)

Åâãåíèé Åâòóøåíêî

  • Ñòèõè
  • Ïðîçà

Ñòèõè

ËÞÁÈÌÀß, ÑÏÈ!

Ñîëåíûå áðûçãè áëåñòÿò íà çàáîðå.
Êàëèòêà óæå íà çàïîðå.
                      È ìîðå,
äûìÿñü, è âçäûìàÿñü, è äàìáû äîëáÿ,
ñîëåíîå ñîëíöå âñîñàëî â ñåáÿ.
Ëþáèìàÿ, ñïè…
            Ìîþ äóøó íå ìó÷àé,
Óæå çàñûïàþò è ãîðû, è ñòåïü,
È ïåñ íàø õðîìó÷èé,
                 ëîõìàòî-äðåìó÷èé,
Ëîæèòñÿ è ëèæåò ñîëåíóþ öåïü.
È ìîðå — âñåì òîïîòîì,
                    è âåòâè — âñåì ðîïîòîì,
È âñåì ñâîèì îïûòîì —
                      ïåñ íà öåïè,
à ÿ òåáå — ø¸ïîòîì,
                  ïîòîì — ïîëóø¸ïîòîì,
Ïîòîì — óæå ìîë÷à:
                   «Ëþáèìàÿ, ñïè…»
Ëþáèìàÿ, ñïè…
               Ïîçàáóäü, ÷òî ìû â ññîðå.
Ïðåäñòàâü:
         ïðîñûïàåìñÿ.
                     Ñâåæåñòü âî âñåì.
Ìû â ñåíå.
          Ìû ñîíè.
                  È äûøèò ìàöîíè
îòêóäà-òî ñíèçó,
                èç ïîãðåáà,-
                            â ñîí.
Î, êàê ìíå çàñòàâèòü
                    âñå ýòî ïðåäñòàâèòü
òåáÿ, íåäîâåðó?
               Ëþáèìàÿ, ñïè…
Âî ñíå óëûáàéñÿ.
                (âñå ñëåçû îòñòàâèòü!),
öâåòû ñîáèðàé
             è ãàäàé, ãäå ïîñòàâèòü,
è ìíîæåñòâî ïëàòüåâ êðàñèâûõ êóïè.
Áîðìî÷åòñÿ?
           Âèäíî, óñòàëà âîðî÷àòüñÿ?
Òû â ñîí çàâåðíèñü
                  è îêóòàéñÿ èì.
Âî ñíå ìîæíî äåëàòü âñå òî,
                           ÷òî çàõî÷åòñÿ,
âñå òî,
       ÷òî áîðìî÷åòñÿ,
                      åñëè íå ñïèì.
Íå ñïàòü áåçðàññóäíî,
                     è äàæå ïîäñóäíî,-
âåäü âñå,
         ÷òî ïîäñïóäíî,
                       êðè÷èò â ãëóáèíå.
Ãëàçàì òâîèì òðóäíî.
                    Â íèõ òàê ìíîãîëþäíî.
Ïîä âåêàìè ëåã÷å èì áóäåò âî ñíå.
Ëþáèìàÿ, ñïè…
               ×òî ïðè÷èíà áåññîíèöû?
Ðåâóùåå ìîðå?
             Äåðåâüåâ ìîëüáà?
Äóðíûå ïðåä÷óâñòâèÿ?
                    ×üÿ-òî áåññîâåñòíîñòü?
À ìîæåò, íå ÷üÿ-òî,
                   à ïðîñòî ìîÿ?
Ëþáèìàÿ, ñïè…
               Íè÷åãî íå ïîïèøåøü,
íî çíàé,
        ÷òî íåâèíåí ÿ â ýòîé âèíå.
Ïðîñòè ìåíÿ — ñëûøèøü?-
                       ëþáè ìåíÿ — ñëûøèøü?-
õîòÿ áû âî ñíå,
               õîòÿ áû âî ñíå!
Ëþáèìàÿ, ñïè…
               Ìû — íà øàðå çåìíîì,
ñâèðåïî ëåòÿùåì,
               ãðîçÿùåì âçîðâàòüñÿ,-
è íàäî îáíÿòüñÿ,
               ÷òîá âíèç íå ñîðâàòüñÿ,
à åñëè ñîðâàòüñÿ —
                  ñîðâàòüñÿ âäâîåì.
Ëþáèìàÿ, ñïè…
               Òû îáèä íå êîïè.
Ïóñòü ñîíèêè òèõî â ãëàçà çàñåëÿþòñÿ,
Òàê òÿæêî íà øàðå çåìíîì çàñûïàåòñÿ,
è âñå-òàêè —
             ñëûøèøü, ëþáèìàÿ?-
                                ñïè…
È ìîðå — âñåì òîïîòîì,
                    è âåòâè — âñåì ðîïîòîì,
È âñåì ñâîèì îïûòîì —
                      ïåñ íà öåïè,
à ÿ òåáå — ø¸ïîòîì,
                  ïîòîì — ïîëóø¸ïîòîì,
Ïîòîì — óæå ìîë÷à:
                   «Ëþáèìàÿ, ñïè…»

1964

ÌÎÐÅ

«Ìîñêâà — Ñóõóìè»
          ì÷àëñÿ ÷åðåç ãîðû.
Óæå î ìîðå
         áûëè ðàçãîâîðû.
Óæå â êóïå ñîñåäíåì ïðàêòèêàíòû
îñòàâèëè
       è øàõìàòû
              è êàðòû.

Êóðîðòíèêè òîëïèëèñü â êîðèäîðå,
ñìîòðåëè â îêíà:
         «Âñêîðå áóäåò ìîðå!»
Îäíè,
   ñõâàòèâ òîâàðèùåé çà ïëå÷è,
ñâîè ïðèïîìèíàëè
           ñ ìîðåì âñòðå÷è.
À äëÿ ìåíÿ
       â ìóçåÿõ è êâàðòèðàõ
îíî âèñåëî â ðàìêàõ ïîä ñòåêëîì.
Åãî ÿ âèäåë òîëüêî íà êàðòèíàõ
è òîëüêî ëèøü ïî êíèãàì çíàë î íåì.

È âíîâü ñîñåäåé òðîãàë ÿ ðóêîþ,
è áûë â ñâîèõ âîïðîñàõ
                 ÿ óïðÿì:
«Ñêàæèòå,- ñêîðî?..
                À îíî — êàêîå?»
«Äà ïîãîäè,
        ñåé÷àñ óâèäèøü ñàì…»
È âîò — ðûâîê,
            è ïîåçä — íà ïðîñòîðå,
è ñðàçó â ìèðå íåòó íè÷åãî:
èñ÷åçëî âñå âîêðóã —
            è òîëüêî ìîðå,
çàòèõëî âñå,
          è òîëüêî øóì åãî…
Âäðóã âñïîìíèë ÿ:
              ñî ìíîþ òàê æå áûëî.
Äà, ýòî æå âîò ÷óâñòâî,
                íî ñèëüíåé,
êîãäà ëþáîâü óæå çâàëà,
                    çíîáèëà,
à ÿ ïî êíèãàì òîëüêî çíàë î íåé.

Ëþáîâü çà íåâíèìàíüå óïðåêàÿ,
ÿ ïðèñòàâàë ñ ðàññïðîñàìè ê äðóçüÿì:
«Ñêàæèòå,- ñêîðî?…
        À îíà — êàêàÿ?»
«Äà ïîãîäè,
        åùå óçíàåøü ñàì…»

È òàê æå, êàê ñåé÷àñ,
            â ìèíóòû ýòè,
êîãäà îò ìîðÿ ñòàëî òàê ñèíå,
èñ÷åçëî âñå —
            è ëèøü îíà íà ñâåòå,
çàòèõëî âñå —
        è ëèøü ñëîâà åå…

1952 

ÊÐÀÄÅÍÛÅ ßÁËÎÊÈ

Êðåíèëèñü îò øòîðìà çàáîðû,
È êðàëèñü ìû â òåíÿõ îçÿáëûõ
Ñ÷àñòëèâûå, áóäòî-áû âîðû,
Ñ ðóáàõàìè ïîëíûìè ÿáëîê.
 
Òÿæ¸ëûå ÿáëîêè áûëè,
È åñòü áûëî ñòðàøíî- ïðåñòðàøíî,
Íî ìû äðóã äðóãà ëþáèëè,
È ýòî áûëî ïðåêðàñíî.
 
È íàñ, êàê ñîîáùíèöà, ïðÿ÷à
Îò ìèðà, ãäå ãðÿçíûå âîëíû,
Øåïòàëà ìîíàõèíÿ äà÷à:
«Íå áîéòåñü ëþáèòü: âû íå âîðû…»
 
Áàë äà÷è õîçÿèí ãóìàííûé,-
Ôóòáîëüíûé íà ïåíñèè âèòÿçü,
È ôîòî, ìåðöàÿ òóìàííî,
Øåïòàëè: «Íå áîéòåñü…ïðîðâèòåñü»…
 
È ìû ïðîðûâàëèñü ê âîðîòàì
 ëþáîâü, êàê â øòðàôíóþ ïëîùàäêó
Äåëàëè ôèíò ñ ïîâîðîòîì
È ÿáëîêàìè  — â äåâÿòêó.
 
È êðîøå÷íî — ñíèëèñü íàì áóäòî,-
Èãðóøêàìè – èãðóíêàìè
Êà÷àëèñü ôóòáîëüíûå áóòñû
Íà íèòî÷êå òîíêîé íàä íàìè.
   
«Èãðàéòå, — øåïòàëè êàê ãíîìû,
Èãðàéòå è íå ïîíàðîøêå»
È áèëè ïî øàðó çåìíîìó,
Òàêîìó æå, â ñóùíîñòè, êðîøêå.
 
È ìû èãðàëè è áèëè
Èãðà áûëà, ìîæåò, íàïðàñíà,
Íî ìû äðóã äðóãà ëþáèëè
È ýòî áûëî ïðåêðàñíî.
 
À ìîðå ëþòåÿ îò ðûêà
Ïðåäóïðåæäàëî î ÷¸ì-òî,
Íî, êàê çîëîòàÿ ðûáêà
Ïëåñêàëàñü íà ëáó òâîÿ ÷¸ëêà.
 
È áûëî íå áîÿçíî äóìàòü,
×òî â ìèðå øòîðìàìè ðàçìûòîì,
Çà æàäíîñòü ìîþ è çà äóðîñòü
Îñòàíóñü ñ ðàçáèòûì êîðûòîì.
 
Ïóñòü áóäó ÿ ñïëåòíÿìè çàãíàí,
ß çíàþ: ëþáîâü íå äëÿ ñëàáûõ,
È çàïàõ ëþáâè – ýòî çàïàõ
Íå êóïëåííûõ – êðàäåííûõ ÿáëîê.
 
×òî êðèê ñòîðîæåé èñòóïë¸ííûõ,
Êîãäà ÿ, ïîä áðûçãàìè ìîðÿ,
Ëåæàë ãîëîâîé íà ñîë¸íûõ
Äâóõ ÿáëîêàõ, êðàäåííûõ ìíîþ.

(1968)

(Îïóáëèêîâàíî â: Å. Åâòóøåíêî. Êðàäåíûå ÿáëîêè. Ì., Ïàíîðàìà, 1999 ã.)

*  *  *
È. Òàðáå

ß ãðóøè ãðûç,
          øàòàëñÿ,
               âîëüíè÷àë,
êóïàëñÿ â ìîðå ïîóòðó,
â ðóáàøêå ïåñòðîé,
               â øëÿïå âîéëî÷íîé
ïèë íà áàçàðå õâàí÷êàðó.
ß åçäèë ñ æåíùèíîþ ìàëåíüêîé,
åé ëåòíèé îòäûõ ðàçðóøàë,
ïîä îëåàíäðàìè è ìàëüâàìè
åå ñîáîþ ðàçäðàæàë.

Áðåëè õóäîæíèêè ñ ïàëèòðàìè,
îðàë ìàöîíùèê íà çàðå,
è ñêðèïêè âå÷åðîì ïèëèêàëè
â òîì ðåñòîðàíå íà ãîðå.

Ïîòîì äîðîãà áèëàñü,
               ïðÿäàëà,
ñêðèïåëà ãàëüêîé íåâïîïàä,
âçâèâàëàñü,
     äûáèëàñü
          è ïàäàëà
ñ ãóäÿùèõ ãîð,
          êàê âîäîïàä.

È â òèõîì óòðåííåì ñåëåíèè,
îñòàâèâ ñåíà âîðîõà,
íàì îòêðûâàë ñòàðèê ñåðåáðÿíûé
èãðàþùèå âîðîòà.

Ïîòîì íàñ çà ðóêè öåïëÿëè òàì,
è âñå õîäèëî õîäóíîì,
ëîñíÿñü õðóñòÿùèìè öûïëÿòàìè,
ìåðöàÿ ñóìðà÷íûì âèíîì.

ß áðàë ñâåòÿùèåñÿ ïåðñèêè
è ðîã ïóñòîé íà ñòîë áðîñàë
è ñ íåïîíÿòíûìè ìíå ïåñíÿìè
ïî-ðóññêè ïëàêàë è ïëÿñàë.

È, ñ ÷óòü äðîæàùåé íèòêîé æåì÷óãà,
ïóãëèâî ãîëîâó ñêëîíÿ,
ñìîòðåëà ìàëåíüêàÿ æåíùèíà
íà íåçíàêîìîãî ìåíÿ.

Ïîòîì ìû ñíîâà,
          ñíîâà åõàëè
ñðåäè ïëàòàíîâ è ïëþùà,
òðåùà çåëåíûìè îðåõàìè
è ìîðå âçãëÿäàìè èùà.

Ñæèìàë ÿ ãóáû ïîáåëåâøèå.
Ùåìèëî,
     ïëàêàëî â ãðóäè,
è íàñòóïàëî ïîáåðåæèå,
è ìîðå áûëî âïåðåäè.

1956

(Îïóáëèêîâàíî â: Å. Åâòóøåíêî. Ìîå ñàìîå-ñàìîå. Ì., ÀÎ «ÕÃÑ», 1995.)

ÍÀ ÑÌÅÐÒÜ ÀÁÕÀÇÑÊÎÃÎ ÄÐÓÃÀ

Ìû âûïåíäðèâàëèñü ïëàíåòàðíî,
À ðàñïàëèñü íà ïëåìåíà,
È ñ óìà ñîø¸ë Âàíÿ Òàðáà,
Òîëüêî ðàíüøå, ÷åì îí, – ñòðàíà.
Âñå âèíîâíûå – íåòó ïðàâûõ,
Ìåñòüþ ìåñòü ëèøü íà âðåìÿ ïîïðàâ,
 ïëåìåííûõ ïåðâîáûòíûõ ðàñïðàâàõ
Èáî íåò ñïðàâåäëèâûõ ðàñïðàâ.
È îí áð¸ë ÷åðåç ëèíèþ ìåñòè,
Ñëîâíî äåðâèø, â êîëþ÷êàõ è âøàõ,
Ñ Ðóñòàâåëè è Ãóëèà âìåñòå
 îãëóø¸ííûõ âîéíîþ óøàõ.
Ñóìàñøåäøèì îí òîëüêî êàçàëñÿ,
Ïîòîìó ÷òî òàêîé áûë îäèí —
Îáíèìàë è óáèòûõ àáõàçöåâ,
Îáíèìàë è óáèòûõ ãðóçèí.
Êàê äâóõ ñòàíîâ ðåõíóâøèõñÿ ïëåííûé,
Òðóïû ò¸ïëûå â ëáû öåëîâàë,
Áóäòî ðàçóì èñêàë, èñêàë óáèåííûé
Èç «êàëàøíèêîâà» íàïîâàë.
È ñâÿçàëè åãî ñàíèòàðû,
È â Ìîñêâó èç àáõàçñêîé çåìëè
Óìèðàþùåå òåëî Òàðáû,
Íî íå äóøó åãî ïðèâåçëè.
 ýòîì êàæóùåìñÿ áåçóìüè,
Âäîëü çàáðûçãàííûõ êðîâüþ êðàñîò
Îíà áðîäèò â Ãóëüðèïøå, â Ñóõóìè
È ê âçàèìîïðîùåíüþ çîâ¸ò.
È çàðæàëè â Àáõàçèè êîíè,
Êîãäà óìåð îí, òàê îäèíîê,
Ñóåâåðíî ñæèìàÿ â ëàäîíè
Îêðîâàâëåííûé ïëÿæíûé ïåñîê.
È ÿ âåðóþ, êàê â ñïàñåíüå,
 ãîðñòü íàäåæäû, çàæàòîé â ðóêå,
È â ïðîù¸ííîå âîñêðåñåíüå,
Ãäå âñå ðàâíûå âî ãðåõå.
Æåñòÿíàÿ ïèâíàÿ òàðà
Çàâàëèëà ëþäåé è ñòðàíó.
Ïðèæèìàåòñÿ Âàíÿ Òàðáà
Ê ïåðåäåëêèíñêîìó îêíó.

(1995)

(Ïåðåïå÷àòûâàåòñÿ ñ ñàéòà: https://www.narodna.pravda.com.ua.)


Ïðîçà

ÃÎÐÛ ÈÑÏÎÂÅÄÓÞÒÑß
(Ñëîâî îá àâòîðå ýòîé êíèãè*)

* (Èâàí Òàðáà. Ãëàçà ìîåé ìàòåðè)

Ïîñëå Îêòÿáðüñêîé ðåâîëþöèè ðîäèëîñü íîâîå ýíöèêëîïåäè÷åñêîå îïðåäåëåíèå: «ñîâåòñêàÿ ëèòåðàòóðà». Çàïàäíûå «ñîâåòîëîãè» òîëêóþò åãî âåñüìà èðîíè÷åñêè, êàê íå÷òî èñêóññòâåííîå, âðåìåííîå è äàæå îñêîðáèòåëüíîå äëÿ êàæäîé íàöèè îòäåëüíî. Íî ñàìà äåéñòâèòåëüíîñòü, ñàìà èñòîðèÿ, à íå òåðìèíîëîãè÷åñêàÿ ïðèõîòü ëèòåðàòóðîâåäîâ ñîçäàëè ýòî ïîíÿòèå. Òî, ÷òî â íåãî âõîäÿò è äî ìîçãà êîñòåé ðóññêèé Åñåíèí è ïðîíçèòåëüíî ãðóçèíñêèé Ãàëàêòèîí Òàáèäçå, ïî-àðìÿíñêè ãðóñòíî-ìóäðûé Èñààêÿí è ïî-àáõàçñêè ëóêàâî-âåëè÷àâûé Äìèòðèé Ãóëèà, — ñîçäàåò ïðè÷óäëèâóþ ìîçàèêó, êàæäàÿ ÷àñòü êîòîðîé ãëóáîêî íàöèîíàëüíà è íåïîâòîðèìà. Âìåñòå ñ òåì ýòà ìîçàèêà ñêëàäûâàåòñÿ â åäèíîå èíòåðíàöèîíàëüíîå öåëîå. Íå òîëüêî ïîñëåðåâîëþöèîííûå, íî è äîðåâîëþöèîííûå òðàäèöèè êëàññèêè ñëèâàþòñÿ è âçàèìîîáîãàùàþòñÿ âíóòðè ýòîé ìîçàèêè. Òàê, íàïðèìåð, â ïîâåñòè «Ïðîùàé, Ãóëüñàðû!» Àéòìàòîâà ìû ñëûøèì îòãîëîñêè è ÷åõîâñêîãî âåëèêîãî ðàññêàçà «Òîñêà» è ñòèõîòâîðåíèÿ Ìàÿêîâñêîãî «Õîðîøåå îòíîøåíèå ê ëîøàäÿì».
Àáõàçñêàÿ ëèòåðàòóðà â åå ïèñüìåííîì âèäå êàæåòñÿ ìîëîäîé, íî ýòî ëèøü êàæóùàÿñÿ ìîëîäîñòü, èáî íåëüçÿ ëèòåðàòóðó îòîðâàòü îò ôîëüêëîðíûõ òðàäèöèé è íåò íè îäíîãî íàðîäà, ÷üÿ ëèòåðàòóðà íå ïèëà áû èç äîïèñüìåííîãî ÷èñòåéøåãî èñòî÷íèêà íàðîäíîé ìóäðîñòè,
Äìèòðèé Ãóëèà ñî ñâîèì ïðîñâåòèòåëüñêèì óïîðñòâîì ëèøü îáëîæèë êàìåííîé êëàäêîé ëèòåðàòóðíîé ôîðìû ýòîò óæå äàâíûì-äàâíî èñêðîìåòíî áèâøèé èç ñåðäöà ãîð ðó÷åé. Ðîäîíà÷àëüíèêè àáõàçñêîé èíòåëëèãåíöèè — ýòî êðåñòüÿíå, íåâåäîìûå Ãîìåðû çåëåíûõ ïàñòáèù, íà êîòîðûõ ïàñëèñü ðÿäîì êîíè è îáëàêà. Ïî ýòèì ïàñòáèùàì ñòóïàëè áîñûå íîãè áóäóùèõ àáõàçñêèõ ó÷åíûõ, âðà÷åé, èíæåíåðîâ, àðòèñòîâ è ïèñàòåëåé. Ñ òàêèõ ïàñòáèù êîãäà-òî øàãíóë â ëèòåðàòóðó è Èâàí Òàðáà.   
Ïî÷òè âñå êðóïíûå àáõàçñêèå ïèñàòåëè íà÷èíàëè êàê ïîýòû, — íàâåðíî, ïîòîìó, ÷òî ðîäèòüñÿ ëèòåðàòóðíûì òàëàíòîì íà òàêîé ïîýòè÷åñêîé çåìëå è, îáîéäÿ ïîýçèþ, ïðÿìî ïåðåéòè ê ïðîçå ïî÷òè íåâîçìîæíî. Íî â òî æå âðåìÿ ãîðàì, ñêëîííûì ê ëèðè÷åñêîé èñïîâåäè, ñâîéñòâåííî ýïè÷åñêîå ìûøëåíèå, — âåäü ñòîëüêî òàéí è íåðàññêàçàííûõ èñòîðèé ñêðûòî â êàæäîì óùåëüå, â êàæäîì ëåñó. Äóìàþ, ÷òî áóäü æèâ áåçâðåìåííî óøåäøèé çàìå÷àòåëüíûé ïîýò Àëåêñåé Ëacypèa, è îí ïåðåøåë áû îò ëèðè÷åñêèõ èñïîâåäåé ê ïðîçå, ñïîñîáíîé áîëåå, ÷åì ïîýçèÿ, ïåðåäàòü çàãàäî÷íîñòü è áåçäîííîñòü ìèðà. Ãîðû, áåëîñíåæíî âîçâûøàþùèåñÿ íàä òåìíî-çåëåíûìè âàëàìè ìîðÿ, ñâåòëÿ÷êè, íàïîëíÿþùèå âå÷åðíèé òåìíåþùèé âîçäóõ, íàïîåííûé çàïàõîì ìàãíîëèé è âèíîãðàäíèêîâ, øîêîëàäíûå áàáî÷êè, ïüþùèå ñîê íà àëîì, èçëîìå ïîëîïàâøèõñÿ îò ñëàäîñòè èíæèðèí, — âñå ýòî ïðåêðàñíî, âñå ýòî ïîýçèÿ, íî çà âñåì ýòèì åùå åñòü è ýïîñ èñòîðèè, êðîâàâîé è âåëèêîé, ýïîñ ÷åëîâå÷åñêèõ ñóäåá.
Èâàí Òàðáà îêàçàëñÿ âåðíûì ñûíîì àáõàçñêîé çåìëè è ïîòîìó, ÷òî îí ñòàë ïîýòîì, è ïîòîìó, ÷òî îí ñòàë ïðîçàèêîì.
Ñìîëîäó ïîëó÷èëîñü òàê, ÷òî åãî — çà ýíåðãèþ è äóøåâíóþ øèðîòó, ïîìîãàþùóþ ïîäíèìàòüñÿ íàä ãðóïïîâûìè èíòåðåñàìè, — âûäâèãàëè íà áîëüøèå îáùåñòâåííûå äîëæíîñòè. Èíîãäà, ÷åãî ãðåõà òàèòü, ýòî ïîðòèò ïèñàòåëåé, ïðèâèâàåò èì çàçíàéñòâî. ×àñòûå ïîåçäêè çà ãðàíèöó êàê áû îòó÷àþò îò îùóùåíèÿ ñîáñòâåííîé çåìëè, åå áîëåé, åå çàáîò. Íà÷èíàåòñÿ èñêóññòâåííàÿ æèçíü, ïîäìåíÿþùàÿ ïîäëèííîå ïðèñóòñòâèå â ëèòåðàòóðå ïðèñóòñòâèåì â ïðåçèäèóìàõ. Íî Èâàí Òàðáà îêàçàëñÿ íå òàêîâ, è ýòî åùå îäíî èç äîêàçàòåëüñòâ åãî íåñëó÷àéíîñòè â ëèòåðàòóðå. Èâàí Òàðáà î÷åíü ìíîãî ñäåëàë äëÿ ìîëîäîé àáõàçñêîé ëèòåðàòóðû, ñ åãî ëàäîíè â íåáî ïîýçèè âçëåòåëî íåìàëî òàëàíòëèâûõ ëþäåé. Êàê áû íè âîçíîñèëà åãî ñóäüáà è êàê áû íè óäàðÿëà, îí âñåãäà âîçâðàùàëñÿ ê ïèñüìåííîìó ñòîëó, êàê ê ÷åñòíîìó ïàñòáèùó ñâîèõ ìûñëåé, ñâîèõ íàäåæä.  ýòîì ñêàçàëàñü åãî çäîðîâàÿ ãîðíàÿ íàòóðà àáõàçöà, ïðèâûêøåãî äûøàòü âîçäóõîì, â êîòîðîì ñëèòû âîåäèíî äâà äûõàíèÿ — ìîðÿ è çàñíåæåííûõ âåðøèí. Åãî ïîýçèþ è ïðîçó îáúåäèíÿåò ãëóáîêàÿ ÷åëîâå÷íîñòü è ïðèâÿçàííîñòü âñåìè êîðíÿìè ê ðîäíîé ïî÷âå. Íî â ýòîì íåò îãðàíè÷åííîñòè — ýòî ãîðäîå ñûíîâíåå îùóùåíèå Àáõàçèè êàê ïîëíîïðàâíîé íåîòúåìëåìîé ÷àñòè Ñîâåòñêîé ñòðàíû è çåìíîãî øàðà, ðàñêîëîòîãî ãëîáàëüíûìè ïðîòèâîðå÷èÿìè, íî ñ íàäåæäîé òÿíóùåãîñÿ ê ìèðó è áðàòñòâó.
À òåïåðü — ñëîâî ñàìîìó Èâàíó Òàðáà, ðîìàí êîòîðîãî ãîðàçäî ëó÷øå ðàññêàæåò îá Àáõàçèè, ÷åì ïðåäèñëîâèå îá ýòîì ðîìàíå.
Ïîñëóøàåì, êàê èñïîâåäóþòñÿ ãîðû…

(Îïóáëèêîâàíî: Ðîìàí-ãàçåòà. ¹ 3, 1984 ã.)

(OCR — Àáõàçñêàÿ èíòåðíåò-áèáëèîòåêà.)

Источник