Как вы справились с психологическим запором у ребенка

Психологический запор у детей.

1я ситуация.
Моему ребенку 3 года. Недавно мы пошли в детский сад. С этих пор у ребенка начались запоры. Причину запора понять не могу, но я думаю, что в саду ребенок терпит, когда хочет покакать и не просится на горшок, боится или стесняется. А может, это связано с тем, что однажды он не опорожнял кишечник два дня, в результате кал вышел твердым и причинил боль при дефекации. Часто я вижу, как он хочет на горшок, но сдерживает себя, и если первый день он терпит спокойно, то на второй день жалуется на боль в животе и просит погладить животик.

Механизм возникновения психологического запора прост. Если у ребенка в этом возрасте был один или два раза болезненный стул, то после этого он может стараться задерживать его неделями или даже месяцами из страха, что боль повториться. И здесь в работу включаются естественные механизмы: если ребенок будет задерживать стул в течение 1-2 дней, то каловые массы станут твердыми, и тогда запор станет уже физиологическим.
Есть и другой механизм: мама слишком ревностно приучает ребенка к горшку, а малыш, в свою очередь начинает отстаивать свою независимость, и как может, сопротивляется маме и естественному позыву, т.е. задерживает стул, что приводит к запору.
В возрасте от 1го года до 2х лет у детей действительно часто возникают запоры, причины которых в основном психологические. Но это не значит, что ребенку не нужен осмотр педиатра и других специалистов.
С «психологическим» запором справиться можно благодаря внимательному и чуткому отношению со стороны родителей.
Прежде всего, нужно добиться мягкого стула (чтобы снять болевой симптом) и уговорить ребенка посидеть на горшке. Хвалите, поощряйте, уговаривайте малыша — важно, чтобы он «попробовал» то, к чему вы его склоняете и понял, что ему уже не больно, и запомнил это новое чувство. Не стоит оставлять ребенка одного, когда он вершит великие дела, но и заострять внимание на происходящем не надо. Лучше в этот момент отвлечь малыша игрой, загадкой, чтением и т.п., проявите фантазию.
Рекомендации.
Игры могут помочь настроить малыша на героический поступок: проигрывайте с игрушками похожие ситуации. Пусть сначала персонажи игры бояться, сопротивляются сесть на горшок, но потом достойно справляются с поставленной задачей. Ребенок наверняка и сам захочет стать для своих игрушек воспитателем, когда увидит, что любимый зайчишка отказывается играть из-за плохого самочувствия. А зайка пусть объяснит, что у него болит животик из-за того, что он боится сесть на горшочек и покакать, так как ему больно. «Воспитатель» придумывает зайке новый рацион питания и полезные упражнения (и это нужно сделать родителям на самом деле), которые помогут перебороть страх и не больно сходить на горшок. Взрослые должны внимательно прислушиваться, о чем хочет поведать в своей игре ребенок.

Продолжение в комментариях (ниже)

2я ситуация.
Ребенку 3 года, на горшок он не садиться, только по-маленькому, иногда. Сходить по-большому в туалет большая проблема: это должно происходить только в штаны, без присутствия кого-либо, за столом стоя и рисуя или на коленках возле дивана рассматривая книгу, при этом ребенок очень сжат иногда потеет. Ребенок детский сад не посещает. Его поведение всегда одинаковое, если начать говорить с ним «об этом» (предлагать сходить на горшок) все усугубляется до 3-4 дней. Приучали к горшку с 7ми месяцев, сменили несколько горшков. Родители уверены, что это психологический запор. Об этом говорит его поведение – сознательное задерживание кала и сознательное хождение только в штаны. Большой страх охватывает, что данная проблема с возрастом не исчезнет, а усугубиться.
Действительно, это проблема психологическая. В этой ситуации нужно исследовать взаимоотношения в семье и отношения каждого члена семьи к данной проблеме.
Если ребенок сознательно не отпускает из себя кал, а делает это только когда заиграется, забудется и расслабиться, это может говорить о нарушениях в отношениях привязанности. Если ребенку тревожно – он хочет все контролировать, а если уверен, что все хорошо – он расслабляется. Проблема усугубляется, так как после расслабления штанишки грязные и ему не приятно, а взрослые раздражаются и тогда он получает автоматическое подтверждение, что расслабляться нельзя. Это говорит о низкой самооценке и непринятии себя, своего внутреннего мира, своих какашек, они кажутся такими мерзкими, что отпустить их нельзя — чтобы никто не видел, что у него внутри. В дальнейшем это может привести к проблемам характера: негативизму, упрямству, к проблемам в творческом самовыражении и понимании себя и своих собственных желаний.
Рекомендации.
Лучше всего обратиться к детскому психотерапевту, работающему методом игровой терапии. Очень хорошо эта проблема прорабатывается в песочной терапии. В играх ребенок может выразить свои истинные переживания, страхи, чувства, ощущения. Проигрывание разных неблагоприятных для ребенка ситуаций в сопровождении детского психолога помогут ребенку избавиться от них и развиваться дальше гармонично.
Самостоятельно родители могут попробовать играть с ребенком полчаса в день. Основное условие игры: ребенок сам выбирает во что играть и как, а родители «идут» за ним, поддерживая любые его фантазии. Родителям понадобиться много терпения. Это должен быть длительный и постоянный процесс. Тогда со временем ребенок научиться доверять миру и расслабляться.

3я ситуация.
У моего ребенка частые запоры. Ребенок панически боится садиться на унитаз. Он рассказывает, что там живет страшный монстр, который хочет схватить его за попу и утащить к себе. Ребенку 5лет. В садике он тоже не ходит в туалет, терпит, потому что «там тоже в туалете живут монстры». До сих пор ходим на горшок. Что делать?
И эта ситуация говорит о том, что у ребенка психологический запор. Не редко дети первоначально могут бояться сесть на унитаз, так как унитаз по своей конструкции отличается от горшка. В унитазе есть сливной бачек, который шумит (неизвестный звук может развить у тревожного ребенка разные фантазии) и вода, которая смывает какашки и куда-то уносит (а может смыть и попу с ребенком). Если родители заставляют ребенка сесть на унитаз, в таком случае ребенок старается не выпустить из себя что-либо, он сознательно задерживает свои какашки, чтобы не спускать в туалете «опасную» воду.
Рекомендации.
Сначала нужно ребенку рассказать и показать конструкцию унитаза: как набирается вода в сливной бачек, как и куда по трубам уходит использованная вода (можно это изобразить на рисунке). Затем, купите игрушечный унитаз и в игровой форме проигрывайте эту ситуацию с куклами или зверями. Если нужно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

В норме стул у ребенка должен быть ежедневным, 1-2 раза в сутки, иногда через день без нарушения общего самочувствия. Существуют различные варианты нормы дефекации в зависимости от индивидуальных особенностей выделительной функции толстой кишки.

Что же понимают под запором?
— если консистенция кала плотная в виде сухих комочков (овечьи);
— если возникает чувство неполного опорожнения кишечника;
— если дефекация происходит два или менее раза в неделю;
— если натуживание занимает более ¼ времени акта дефекации.
Если имеют место 2 или более из этих критериев на протяжении 3х месяцев, то такое состояние можно расценивать как хронический запор.
Запор из-за накопления токсинов действует на головной мозг и в результате: туман в голове, невозможность сосредоточиться, мрачное расположение духа.
При запоре страдает и умственная работа, и жизненный оптимизм, и творческое, развитие.
Запоры у детей бывают:
— Алиментарные, вызванные неправильным питанием — это наиболее частая причина запоров во всех возрастные периоды жизни.
— Органические – это следствие врожденных аномалий развития кишечника.
— Функциональные:
1. Гипертонические или спастические – они развиваются в основном как результат нервных стрессов или повышенных учебных нагрузках, у детей-невропатов, при неврозах, болезнях желудка, желчных путей, мочеполовой системы, при дисбактериозе кишечника. При этом кал выделяется в виде сухих комочков, маленькими порциями, с болевыми ощущениями. У ребенка часто развивается боязнь горшка, и запоры принимают еще более устойчивый характер.
2. Гипотонические запоры, чаще встречаются у детей раннего возраста. При этом снижается тонус кишки и брюшной стенки и замедляется двигательная функция кишки. Такие запоры могут быть при эндокринной патологии, рахите, гипотрофии. Усугубляются такие запоры при малоподвижном образе жизни.
3. Условно-рефлекторные – возникают при подавлении естественного позыва на дефекацию. Нет времени сходить в туалет (или учительница не отпускает, когда идет урок), неприязнь чужих туалетов и др.

Психосоматические причины запора:
1. Привычка удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство.
2. Стрессы, перевозбуждение.
3. Неумение и нежелание отпустить прошлое (сильные эмоциональные переживания).
4. Избыток накопленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок.
5. Нежелание взять на себя ответственность (у детей школьного возраста).

Когда возникают запоры у детей, обычно – это знак родителям ослабить свои излишние требования (ругают и требуют много, а хвалят и предоставляют самостоятельности мало). Ребенок может выражать протест, когда его насильно высаживают на горшок, пугают клизмами, свечами и уколами, или слишком настойчивы, чтобы ребенок ходил на горшок в одно и то ж е время. Кроме того, недостаточный эмоциональный контакт с ребенком, малоподвижный образ жизни, стеснительность самого ребенка, например, если ему внушили, что сходить по-большому – это грязно, некрасиво, неприятный запах (воняет).
! Хвалите чаще ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам сходил «по-большому», но и в других видах деятельности. Дайте ему больше свободы действий, возможность выплескивать эмоции в игре, больше двигаться. Ведь запоры – это еще и следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые и не дают их выражать.
Симптомы при запорах:
1. Боли и чувство распирания в животе; облегчение наступает после дефекации или отхождения газов.
2. Вздутие живота — помимо собственных кишечных симптомов, может сопровождаться рефлекторными реакциями других органов: болями в сердце, сердцебъением и т.д.
3. Снижение аппетита, появление отрыжки воздухом, неприятный привкус во рту.
4. Снижение трудоспособности, головные боли, туман в голове, невозможность сосредоточиться, боли в мышцах тела.
5. Появление общей нервозности, подавленное настроение, плохой сон.
6. Изменение цвета кожи – бледное, часто с желтоватым оттенком.

Общие рекомендации профилактики запоров.
• Прекращение приема слабительных и клизм, которые препятствуют восстановлению дефекации (только по назначению врача).
• Активный образ жизни. Увеличить физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, подвижные игры и др.). Полезные физические упражнения: массаж живота по ходу часовой стрелки, втягивание и выпячивание живота, а так же заднего прохода.
• Изменить характер питания. Исключить из рациона продукты, которые зашлаковывают организм. Увеличить количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2л в день. Давайте больше фруктов и овощей: капусту, морковь, кабачки, яблоки, сливы, свеклу, смородину, инжир, тыкву, виноград, орехи.
• Формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка нужно будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака.
• Режим дня: ложиться до 22.00 и вставать до 7.00. Больше гулять на свежем воздухе. Прогулки способствуют позитивному настроению, раскрепощению, расслаблению. Пусть ребенок играет в песочнице, с мокрым и сухим песком.
• Эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком. Позволяйте ему выражать свои разные эмоции: радость, грусть, агрессию (в допустимой форме), поговорите о его страхах, снимите его тревожность. Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом. Давайте больше свободы и самостоятельности, повышайте самооценку ребенка. Пусть ребенок проявляет инициативу.

Хочу поделиться опытом. Я бабушка 4 летнего ребетенка, проблемы со стулом у ребенка давно. Была трещина, ребенку было больно ходить. Кое как (питание, лек. препараты — вылечили трещину). Остался страх и терпит до последнего ( в садике не ходит в туалет — терпит). Дома все как угорелые несемся со всех концов квартиры, когда слышим — Я какать!!! Но это было пол беды. Примерно 1,5 месяцев назад начался ад, как для нас так и для ребенка (тому способствовало поведение близкого для ребенка человека — недовольство поведением ребенка ). Ребенок перестал вообще нормально ходить в туалет. Как следствие подкакивание, вечно подмываем, меняем трусики, ночью расслабляется и конечно все в какашках. Забыли, когда нормально спали. Дома вечный прачечный комбинат. Вчера как только не уговаривали, какие только доводы не приводили — ответ один — мне будет больно и держит все в себе. Сидели по очереди с ним в , как на вахте. Тут решила (советы психолога из инета) — взяла куклу (подруга подарила Пеппи длинный чулок) и начала с ним разговор от ее имени. «Повелся». Пеппи рассказала, что не умеет какать и нее болит живот просит ребетенка научить ее какать. И о чудо — ребенок начал тужится и сходил в туалет. Первая спокойная ночь. Ребенок говорит — правда я у Вас замечательный? Пеппи поселилась в туалете на полочке. 03/10/2019 — ребенку уже 7 год. Кукла нас реально спасла. Туалет теперь по часам. Питание и психологический настрой ни кто не отменял, так как ребенок у нас очень мнительный и чувствительный. А кукла до сих пор помогает, он ей иногда душу изливает и я узнаю, что думает ребенок.

Татьяна, спасибо вам за вашу историю, тоже поробуем

Елена, попробуйте, как мы намучались и ребенок словами не передать, а решилось все за несколько минут.

А как вот быть с ребёнком которому 1г10м ничего не объяснить и ничего не показать. Ничего не хочет! Во всем протест! Например упражнения делать, на все смотрит настороженно а потом протест. А мы с мужем оба его завлекаем бодрить пытаемся, нет бесполезно! Чуть что истерики! И понятно помимо беспокойства по данной проблеме, ещё ж и период кризиса проходит, да и все в кучу. Зубы, осталось то 2. Истерики закатывает конечно жуткие, но пока жить можно. А дальше будет просто кошмар. Так как тут всё просто! Это все протекает одновременно, то есть как объяснить, ну вот помимо возрастных изменений и развития, имеет же место быть такая деликатна проблема, которая вызывает беспокойства, при которой так же ребёнок не в настроении, истерики ещё больше, нытьё, капризы…то есть когда он «освободится», то все равно полегче! Он видно, что уже другой! И да, воду он оооооочень мало и плохо пьёт! Уговоры никакие не помогают ни в чем, это редкость договориться ????????‍♀???? и да соответсвенно вечно нужно питание держать на контроле, хоть у ребёнка отличный аппетит, и куша т мы можем все, тьфу тьфу никогда ни одной аллергий и сыпи ничего, и по анализам мы здоровы, все чудно. И вечно с дневным сном проблемы, режим ребёнка я держу постоянно, даже обращались к психологу специалистку по детскому сну, и до сих пор общаемся, но в вопросах какашек она ж не поможет, а со сном мы все разобрались. Но все равно даже если у ребёнка все время бодрствования вышло, он все равно, не уснёт нормально, редко когда все идеально получается, а так все равно укладывается долго веяно с беспокойством, и спит мало, хоть и попадаю в окно сна, и точно знаю и могу сказать, что спать сын хорошо и умеет и может, это факт, но таких хороших раскладов и его хорошего настроения ооочень мало((! Вообщем теории и опыта очень много, писать бесконечно можно, но проблему то это никак не решает???? что делать не знаю! Так как реально замкнутый круг, у меня нервы уже все, и мужу тоже теперь сложно он иногда не выдерживает????????‍♀ это ужасно. Ребёнок одним словом капризный и беспокойный, а это ведь ещё малыш. Куда к кому мне обращаться, что делать я не знаю????

Источник

Девочки, всем привет!
У меня у дочки (3 года) по второму кругу начался психологический запор!!!!
2 месяца мы с ней боролись с этим ужасом. Перечитала кучу форумов. Были испробованы и сказки и куклы с горшками, и слабительные, и тазики с водой, и черносливы и им подобные…ничего не помогало. Посадила ее на строгую диету без мучного-сладкого, вообщем, всего крепящего. Как-то у нее в голове разомкнуло само собой и она стала какать нормально. Но моя радость продлилась всего месяц. Сегодня уже третий день, как дочка опять пляшет у горшка 😥 В этот месяц со стулом был полный порядок. И что-то опять у нее в голове произошло…

Поделитесь, пож-та, кто как победил страх перед горшком у ребенка!!!!! 🙁

ммм.. ну пожалуй пережили.. в зрелом возрасте 🙂 в прошлом году. было скорее связано с держанием в себе эмоций 🙂

Как вы справились с психологическим запором у ребенка

В 3 года может уже купить детскую накладку на унитаз и какать «как взрослая»?

а как у вас ребенок все это время в туалет ходил? со слабительнымсвечками или еще как?Сообщение было изменено пользователем 01-04-2012 в 16:15

Уши в трубочку

детскую накладку на унитаз

валяется у нас вон эта накладка на унитаз в углу 🙁
первый день довольная бегала писать на унитаз, но на этом все и закончилось…

Romanova

как у вас ребенок все это время в туалет ходил? со слабительнымсвечками или еще как?

да всяко..
думал, что не до конца и ходил десять раз по чуть-чуть.
потом успокоился, забыл и наладилось.

но на обследование для успокоения меня сходили..

ВСЕ ТОЖЕ САМОЕ НИ ЧЕГО НЕ ПОМОГАЛО, ТОЛЬКО ДЮФАЛАК.

Начали с форлакса, чтобы не удержать было, потом все реже, дозу уменьшили,перешли на дюфалак,свекла,чернослив.
Однажды у папы попробовал иммунеле( или активиа). 2 пузырька и :=-O: . Долго их пили.
У нас это на садик было, полгода дома сидели.
Маме спокойствия !

уже почти 3 года запоры. Щас уже больше психологические чем физиологические. Даже в стационаре пролежали и знаете каков был совет врача при выписке: ну что мы не в силах ничего сделать…..уговаривайте ребенка покакать! Жесть. От лечения нам пользы не было. Спасаемся свечами (которых кстати уже нигде нет)

микролакс + сидели обнявшись, пока не покакает.
запор был из-за смены режима — пошел в садик после двух летних месяцев, проведенных дома

Всё, что вы видите во мне, — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас. (с) Э.М. Ремарк

как долго пили? мы 2 бутылки по 200 мл пропили, по 15 мл в день, но что-то эффекта я не увидела…

эх был бы он в аптеках. Сейчас даже свечей глицериновых нет

Мне стыдно, но устрашением действовала.
Показывала на на полиэтиленовых пакетах, как как копится все там, как становится большим и твердым комком, который потом трудно из себя выдавить. + Всякие истории про Попу и Какашку вредную) Плюс все любимые игрухи каждый вечер рассказывали как они это делают… В общем, веселились. %)

Самое главное сами будьте спокойны. На ребенка не срывайтесь. Ему еще страшнее.

Когда рассказала участковому педивтру — дали направление к психиатру %) :gy: Не пошли.

Лиса-Алиса

сидели обнявшись, пока не покакает.
запор был из-за смены режима

а у нас потому что в садике решили, что она уже большая и заставляли ходить на унитаз. Она терпела до дома и вот результат.

сколько у вас было ребенку и какую дозу принимали? врач посоветовал?

дело в том, что мы были у гастроэн-га (именно чтобы слабительное назначил, чтобы уж никак не смогла сдерживаться), дак врач сказал, что кроме дюфалака ничего нельзя.
Назначила хилак форте (правда мы уже начали хорошо какать еще до приема врача). После приема хилака дочка какать начала на конец второго дня и как-то тужиться. Я его прекратила давать (в побочках был прописан запор) и опять как по маслу стало., но не надолго 🙁

Scrollka

Даже в стационаре

тоже педиатр хотела нас в хирургию отправить. Да я сказала, что чего они там ребенку мозг что ли вправят и отказалась? %)

Scrollka

эх был бы он в аптеках. Сейчас даже свечей глицериновых нет

%) странно… куда делись?

Всё, что вы видите во мне, — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас. (с) Э.М. Ремарк

тоже думаю из-за садика. Начали болеть, антибиотики и все дела…видать как-то раз болезненно покакала…
сейчас дома сидим уже 3 мес., у психолога были, у хирурга были и у гастроэн-га тоже — результата НОЛЬ!

у моей старшей дочери с двух примерно до четырех лет была такая проблема. что мы только ни делали.. %) диеты, слабительные, микролакс во сне, потом в обнимку на горшке.. ужас…как вспомню… 🙁 в три годика стали ходить к психотерапевту, занимались один час в неделю. через год занятий все прошло. плюс к этому был период, когда дочь перенесла подряд три обструктивных бронхита за три месяца, так вот со времени посещения психотерапевта (а ей почти семь) не было больше ни одного случая. поэтому сделали выводы, что все это (запоры, бронхиты) имеют психосоматическое происхождение и таки избавились от этого. единственный рецидив был на последних месяцах моей беременности (2-3 случая), боролись микролаксом и уговорами. но после рождения второго ребенка, вероятно, все встало на свои места и до сих пор живем спокойно. поэтому, думается мне, нужно искать грамотного психотерапевта… удачи вам! 😉

Природа обделила женщину физической силой, поэтому женщина в совершенстве овладела искусством психологического насилия

Scrollka

Спасаемся свечами

купила 2 упаковки с месяц назад (нашла у нас в городе в двух аптеках: в одной за 90 руб.упаковка, а в другой аж 200 руб. загнули) :=-O:

Romanova

у психолога были

у психолога мы были на Космонавтов где-то там во дворах, не помню номер больницы. ну это курам на смех. зашли в кабинет, там тетенька стаааренькая, поговорила со мной, потом подзывает к себе дочь и шепотом спрашивает у нее, мол, а почему не какаешь? доча так же шепотом в ответ: так потому что не хочу… вот и все.

Природа обделила женщину физической силой, поэтому женщина в совершенстве овладела искусством психологического насилия

ой, как почитаю, так понимаю, что мы малой кровью отделались, ттт
за неделю все нормализовалось, как только организм у ребенка перестроился на вечерний туалет с дневного

Всё, что вы видите во мне, — это не моё, это ваше. Моё — это то, что я вижу в вас. (с) Э.М. Ремарк

ой, девочки, не знаю, что больше придумывать, сил моих нету уже :boom:
весь пластилин извела на лепку какашек, у всех кукол по горшку, в день по десять раз в тазик с водой, а еще и мелкий деть имеется :vis:

Люди, может кто поделится свечкой или микролаксом за денюжку. Ребенок с ума сходит уже.

Bitty Belina

курам на смех

почти тоже самое! в поликлинику ходили. Врач мне «внимания не обращайте и усе». Я грю «как так? Внимания обращать не буду, она будет какать день на пятый, опять боль, слезы, страх…Это же замкнутый круг.» И чего, плечами она пожала, поспрашивала про то как засыпает, да как играет и сказала «ну ладно бегите уже домой». Не врач, а одно недоразумение !

Источник