Как помочь ребенку справиться с психологическим запором у ребенка
Психологический запор у ребенка — явление нередкое, возникающее обычно в связи с приучением к горшку. У малыша до 2 лет сложности со стулом встречаются нечасто, но ближе к трем годам количество таких детей резко возрастает. По данным исследований, психологические сложности с дефекацией свойственны дошкольникам в возрасте 2–5 лет, причем у каждого десятого из них запор переходит в хроническую форму.
Причины психологического запора у детей
Трудности с испражнением могут появиться в результате негативного опыта, т. е. когда испытав боль или дискомфорт во время этого процесса, малыш опасается повторения ситуации. Страх перед процедурой опорожнения кишечника приводит к спазмам, задержке стула и затвердению каловых масс. В результате акт дефекации снова вызывает дискомфорт, и ребенок попадает в замкнутый круг.
У малышей психологический запор часто возникает с началом приучения к горшку. Дошкольники 3–5 лет также могут иногда страдать нейрогенным запором (при дискомфорте, связанном с поступлением в садик, госпитализацией в медучреждение, сменой места жительства). В некоторых случаях сложности с опорожнением кишечника приобретают постоянный характер и могут сохраняться после взросления.
Причины запора в зависимости от возраста малыша:
- психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
- у ребенка 3 года жизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
- у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
- ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.
Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.
Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы. После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения. Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.
Как определить причину появления запора?
Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.
Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:
- дискомфорт или боль во время испражнения;
- задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
- метеоризм, вздутие;
- кал плотный и скудный;
- ребенок долго сидит на горшке;
- кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
- ребенок выглядит вялым и уставшим.
От обычной физиологической задержки стула психологический запор отличается психосоматикой. Он спровоцирован не физическим препятствием, а душевным дискомфортом, возникающим при попытке испражниться в непривычных условиях. В редких случаях человеку тяжело сделать это даже в домашних условиях.
Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:
- дискомфорта;
- неприятных звуков и запахов;
- быть увиденным или услышанным посторонними людьми.
Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.
Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?
Если проблема возникла несколько месяцев назад, а задержки стула составляют более трех дней, то речь идет о хроническом запоре. Лечение его должно быть комплексным:
- Даже если запор психологический, необходимо откорректировать питание. Исключить рис, макаронные изделия (крепят), бобовые и капусту (усиливают газообразование). В меню нужно включить растительную клетчатку (фрукты и овощи), чернослив, орехи. Натощак нужно давать льняное или оливковое масло.
- При психологическом запоре у ребенка важно, чтобы он употреблял много жидкости. Сразу после пробуждения нужно давать малышу стакан простой воды. В течение дня можно предлагать компот из сухофруктов и соки (тыква, морковь, свекла). Кефир при задержке стула полезен только однодневный.
- Не нужно постоянно допекать малыша вопросами о том, хочет ли он в туалет. Ребенок все равно ответит отрицательно, если у него присутствует страх или неловкость.
- Обычно для лечения психологического запора специалисты рекомендуют сироп лактулозы (Дюфалак). Благодаря мягкому действию, он подходит для всех возрастных категорий, даже для новорожденных.
- Нельзя ругать малыша (даже если он постоянно испражняется в штаны стоя за дверью) или заметно расстраиваться по этому поводу, поскольку это только усугубит напряжение. Родителям нежелательно заострять на этом внимание или показывать, как им неприятно менять испачканную одежду.
- Психологи считают, что игры с пластилином помогают расслабиться и снять нервное напряжение. Можно предложить малышу мять пластилин, катать шарики и лепить из него разные фигуры.
- Можно в игровой форме объяснить малышу строение тела и процессы, которые в нем происходят, рассказывать тематические сказки.
- Если ребенок посещает ДОУ или остается с няней, нужно предупредить воспитателей и помощников, что у ребенка психологический запор. Важно не заставлять малыша ходить в туалет в садике.
При задержке стула психологического характера нужно морально поддержать ребенка и сделать все необходимое для комфортного испражнения, то есть размягчить каловые массы при помощи сиропа лактулозы и заживить анальные трещинки облепиховыми или другими подобными свечами. После того как в очередной раз процесс дефекации будет безболезненным, малыш поверит, что ходить в туалет не страшно.
Как лечить неврогенный запор у ребенка?
При психологических запорах у малышей специалисты рекомендуют сироп лактулозы. Кроме мягкого воздействия на ЖКТ, средство способствует улучшению кишечной микрофлоры. Курс лечения при хронических запорах составляет несколько месяцев. Доза сиропа зависит от возраста ребенка и подбирается индивидуально.
Чтобы быстро нормализовать состояние малыша, несколько дней ему дают Дюфалак в высокой дозировке. После опорожнения кишечника дозу снижают до средней терапевтической, и продолжают лечение. Чтобы ребенок привык к тому, что процесс дефекации стал безболезненным необходимо время. На это обычно уходит от 2 до 4 месяцев. Очистительные клизмы при психологических запорах показаны только в тяжелых случаях, например, при длительных задержках стула (до 10 суток). Свечи показаны только при анальных трещинах, ставят их на ночь. Детям рекомендуют облепиховые, они безвредны и хорошо заживляют слизистую.
Обязательной составляющей терапии является диетическое питание, оно способствует формированию нормального стула. Во время лечения психологического запора нельзя употреблять макаронные изделия, рис, булки, помидоры, капусту, бобовые. Также надо избегать кофеинсодержащих напитков и шоколада, поскольку они ухудшают перистальтику. В рацион ребенка, склонного к запорам, должна быть включена растительная пища, в том числе злаки, мясо птицы, растительное и сливочное масло, яйца, молочнокислые продукты. При упорных задержках стула малышам обычно назначают диетический стол №3 и 4.
Лечение психологического запора у взрослого человека
Первоначальным этапом лечения запора у взрослых является выявление психологической причины этого явления. А для стабилизации результата проводятся мероприятия по улучшению микрофлоры и перистальтики кишечника. Важно повысить потребление воды и увеличить двигательную нагрузку. Во время поездок и при смене привычной обстановки в рацион необходимо вводить растительную клетчатку, улучшающую выведение каловых масс.
Психологи, изучавшие причины возникновения неврогенных запоров, установили психосоматику, присущую этому состоянию. Так, Фрейд выявил основные черты характера людей, склонных к психологическим запорам:
- стремление к порядку;
- скупость, бережливость;
- упрямство.
Задержку стула связывают с негативными эмоциями, возникающими во время отдачи. Глубинными причинами этого состояния являются психологические травмы, возникшие из-за того, что малышу приходилось делиться игрушками с другими детьми. Неврогенный запор характерен для людей, которые поддерживают сильнейшее внутреннее напряжение.
Поздней психологи установили психологический портрет человека, склонного к запорам. Ему свойственны такие особенности личности:
- педантизм;
- страх перемен;
- неуверенность в себе;
- консерватизм;
- боязнь ответственности.
- замкнутость;
- скупость, чрезмерная бережливость;
- эмоциональная холодность.
Если вам присущи вышеизложенные характеристики, то следует обратиться за помощью к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.
Профилактика психологических запоров в детском возрасте
Предупредить психологический запор помогут профилактические мероприятия, рекомендованные педиатрами. Их надо придерживаться с самого раннего возраста:
- Приучать ребенка к занятиям спортом и активному образу жизни. Малышам следует делать гимнастику и массаж.
- Гулять на свежем воздухе ежедневно в любую погоду.
- Формировать режим дня и одно и то же время опорожнения кишечника.
- Организовать ребенку здоровое питание. Давать ежедневно до 1,5 литров воды.
- Поддерживать здоровый психологический климат в семье.
Единожды допустив запор психологического происхождения, очень сложно нормализовать процесс дефекации в дальнейшем. Задержки стула неврогенного характера плохо поддаются лечебному воздействию, поскольку их глубинные причины надо искать в подсознании.
Источник
К сожалению, очень многим родителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как психологический запор у ребенка. Многих мам и пап сложившаяся ситуация приводит в ступор и в голове крутится только один вопрос: что делать?
Выход есть. Но сначала давайте разберемся, что такое психологический запор.
Психологический запор – это когда ваш малыш хочет сходить на горшок, но сдерживает себя из последних сил и терпит. В результате каловые массы затвердевают, и получается замкнутый круг.
Возникнуть такая ситуация может после неудачного опорожнения кишечника: крохе было больно, или появилась трещинка, или был неожиданный понос. В дальнейшем ребенок, вспоминая неприятную ситуацию, боится какать и всеми силами сдерживает позывы. Как правило, психологический запор чаще всего встречается у деток 2-3 лет: малыши в этом возрасте уже научились контролировать свой организм, вот и «контролируют» тем самым усугубляя ситуацию. И никакие уговоры, разговоры тут не помогают: ребенок еще помнит боль и не хочет ее повторения, терпит до последнего и когда сил терпеть не остается, какает в штанишки.
Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?
Запаситесь терпением! В этой ситуации ребенку нужно безграничное родительское терпение и любовь. Только так решается ситуация с психологическим запором. Плюс немного родительской организованности. А теперь давайте по подробнее.
Перед родителями стоят две основные задачи:
- Обеспечить ребенку мягкий безболезненный стул.
- Передать ребенку психологическую уверенность в том, что все будет хорошо. Относиться к тому, что происходит спокойно, без причитаний, укоров, не ругая малыша, не стыдя.
Сразу оговорюсь, что лечение психологического запора может затянуться на несколько месяцев. Я читала разные случаи, были и такие, в которых родителям потребовалось около года. Все зависит от ребенка, от его здоровья и от отношения родителей.
Первая задача родителей – не допустить повторения боли и неприятных ощущений
Каждый раз, когда ребенок какает, у него должен быть мягкий стул. Постепенно малыш привыкнет к тому, что какать легко, что после того животику становится легче, и рано или поздно начнет пробовать самостоятельно ходить на горшок.
При возникновении психологического запора обязательно посетите гастроэнтеролога. Вам нужно будет сдать анализ на дизбактериоз и копрологию. Гастроэнтеролог может выявить инфекции, или недостаток лакто-, бифидобактерий и назначить лечение. Он же посоветует лечебную диету. Только не надейтесь, что это лечение поможет вам преодолеть психологический запор, нет, это только дополнительная помощь для малыша.
Вам нужно будет тщательно следить за диетой ребенка:
- в его рационе должно быть много овощей (свежих и тушеных), нам хорошо помогали свекольники, которые я готовила через день;
- тыквенный сок, компоты из инжира, кураги и чернослива (для того, чтобы соки и компоты давали должный эффект, их нужно принимать на голодный желудок или через 30 минут после приема пищи);
- нельзя увлекаться сладостями; печенье кушать не более 1-3 штучек, и обязательно запивать водой или чаем;
- помните, что кефир крепит (ребенку можно давать только свежий, однодневный кефир и др. кисломолочные продукты);
- следите за тем, чтобы ребенок много пил: недостаток жидкости в организме тоже провоцирует запоры.
Чтобы четко соблюдать диету родителям, скорее всего, придется немного похитрить. Ведь многие детки не хотят кушать овощи. В этом случае спрячьте их в овощные котлеты или овощные супы. Ребенок не желает кушать овощной суп? Превратите его в суп-пюре. Не хочет много пить? Может быть, крохе понравится пить из бутылочки или через трубочку. Экспериментируйте, и помните: когда ребенок какает, у него должен быть мягкий стул.
Кроме того, старайтесь, чтобы малыш ходил в туалет каждый день, или хотя бы через день, тогда каловые массы не успеют затвердеть. Повторюсь, нам в обеспечении регулярного стула хорошо помогали компоты из сухофруктов натощак и свекольники.
Задача вторая – дать ребенку уверенность, в том, что все будет хорошо
Долгое время ребенок не будет сам ходить на горшок. Он будет терпеть до последнего, он будет хныкать, плакать, рыдать, бегать или сидеть и терпеть, до тех пор, пока терпеть станет не возможно. И вот, наконец, со слезами он покакает в трусики. И вы должны быть рядом. Вы должны похвалить ребенка, что у него все получилось, не акцентируя внимания на то, как это получилось. Не важно, куда сейчас какает малыш, важно то, что он все-таки какает. Хвалите, не скупитесь на похвалу, поцелуи и ласки. Обратите внимание ребенка на то, что ему стало легче, что животик теперь не болит и очень радуется.
Здесь конечно все зависит от темперамента ребенка, но каждая мама всегда сможет найти к своему малышу подход. Важно помнить: ребенок не будет всю жизнь какать в трусики, это временно, это пройдет и торопить события не нужно. Хвалите за каждую маленькую победу.
Мама должна быть надежной защитой ребенку. Мама должна быть с ним заодно. Скажу, что в первый раз, когда дочка промучилась три дня, и уже была на пределе, я крепко зажала ее ножки в ванной (прижав спинкой к себе), и ей удалось покакать и стало намного легче. Но после этого она почти неделю боялась мыть попу. Мне помогли разговоры, объяснение и твердое обещание, что я никогда не буду ничего делать с дочкой, если она сама не захочет. После этого она начала разрешать мне подмывать ее. Ни делайте ничего против воли ребенка. Будьте союзниками.
Дополнительная помощь ребенку при психологическом запоре
Кроме диеты, обследования у врача и безграничной родительской поддержки вы можете помочь малышу еще и косвенно. Как? Например, при помощи сказок, историй и отвлекающих действий.
Некоторым в лечении психологического запора хорошо помогают терапевтические сказки. Я ежедневно рассказывала их дочке, и надо отметить, они ей очень нравились, она часто просила мне рассказать сказочку о том, как Даша выпустила какашку. Только эффекта от них не было ни какого. Дочка все понимала, но страх оставался.
А вот еще небольшой секрет для родителей: игры с пластилином. Если вы видите, что ваш ребенок уже терпит, поиграйте вместе с пластилином. Пусть ребенок мнет его, катает шарики и размазывает по листочку. Этот процесс очень расслабляет мышцы и отвлекает внимание.
Выздоровление
С течением времени, ребенок постепенно забудет про боль. Он будет знать, что после опорожнения становится легче. Когда ситуация уже не будет столь критичной, когда ребенок практически без страха начнет какать в трусики, начните предлагать малышу горшок. Только не навязчиво и легко, чтобы не сделать шага назад. Пусть для начала он сходит на него стоя, или вы вместе с ребенком посидите на горшке, или попробуйте быстро в момент Х снять штанишки, поставить горшок, а потом вместе порадоваться, что у ребенка получилось! Радуйтесь искренне! Кроха это оценит, и вы вместе придет к решению проблемы психологического запора.
У вас все получится! Здоровья вам и вашим деткам.
Источник
Психологический запор у детей.
1я ситуация.
Моему ребенку 3 года. Недавно мы пошли в детский сад. С этих пор у ребенка начались запоры. Причину запора понять не могу, но я думаю, что в саду ребенок терпит, когда хочет покакать и не просится на горшок, боится или стесняется. А может, это связано с тем, что однажды он не опорожнял кишечник два дня, в результате кал вышел твердым и причинил боль при дефекации. Часто я вижу, как он хочет на горшок, но сдерживает себя, и если первый день он терпит спокойно, то на второй день жалуется на боль в животе и просит погладить животик.
Механизм возникновения психологического запора прост. Если у ребенка в этом возрасте был один или два раза болезненный стул, то после этого он может стараться задерживать его неделями или даже месяцами из страха, что боль повториться. И здесь в работу включаются естественные механизмы: если ребенок будет задерживать стул в течение 1-2 дней, то каловые массы станут твердыми, и тогда запор станет уже физиологическим.
Есть и другой механизм: мама слишком ревностно приучает ребенка к горшку, а малыш, в свою очередь начинает отстаивать свою независимость, и как может, сопротивляется маме и естественному позыву, т.е. задерживает стул, что приводит к запору.
В возрасте от 1го года до 2х лет у детей действительно часто возникают запоры, причины которых в основном психологические. Но это не значит, что ребенку не нужен осмотр педиатра и других специалистов.
С «психологическим» запором справиться можно благодаря внимательному и чуткому отношению со стороны родителей.
Прежде всего, нужно добиться мягкого стула (чтобы снять болевой симптом) и уговорить ребенка посидеть на горшке. Хвалите, поощряйте, уговаривайте малыша — важно, чтобы он «попробовал» то, к чему вы его склоняете и понял, что ему уже не больно, и запомнил это новое чувство. Не стоит оставлять ребенка одного, когда он вершит великие дела, но и заострять внимание на происходящем не надо. Лучше в этот момент отвлечь малыша игрой, загадкой, чтением и т.п., проявите фантазию.
Рекомендации.
Игры могут помочь настроить малыша на героический поступок: проигрывайте с игрушками похожие ситуации. Пусть сначала персонажи игры бояться, сопротивляются сесть на горшок, но потом достойно справляются с поставленной задачей. Ребенок наверняка и сам захочет стать для своих игрушек воспитателем, когда увидит, что любимый зайчишка отказывается играть из-за плохого самочувствия. А зайка пусть объяснит, что у него болит животик из-за того, что он боится сесть на горшочек и покакать, так как ему больно. «Воспитатель» придумывает зайке новый рацион питания и полезные упражнения (и это нужно сделать родителям на самом деле), которые помогут перебороть страх и не больно сходить на горшок. Взрослые должны внимательно прислушиваться, о чем хочет поведать в своей игре ребенок.
Продолжение в комментариях (ниже)
2я ситуация.
Ребенку 3 года, на горшок он не садиться, только по-маленькому, иногда. Сходить по-большому в туалет большая проблема: это должно происходить только в штаны, без присутствия кого-либо, за столом стоя и рисуя или на коленках возле дивана рассматривая книгу, при этом ребенок очень сжат иногда потеет. Ребенок детский сад не посещает. Его поведение всегда одинаковое, если начать говорить с ним «об этом» (предлагать сходить на горшок) все усугубляется до 3-4 дней. Приучали к горшку с 7ми месяцев, сменили несколько горшков. Родители уверены, что это психологический запор. Об этом говорит его поведение – сознательное задерживание кала и сознательное хождение только в штаны. Большой страх охватывает, что данная проблема с возрастом не исчезнет, а усугубиться.
Действительно, это проблема психологическая. В этой ситуации нужно исследовать взаимоотношения в семье и отношения каждого члена семьи к данной проблеме.
Если ребенок сознательно не отпускает из себя кал, а делает это только когда заиграется, забудется и расслабиться, это может говорить о нарушениях в отношениях привязанности. Если ребенку тревожно – он хочет все контролировать, а если уверен, что все хорошо – он расслабляется. Проблема усугубляется, так как после расслабления штанишки грязные и ему не приятно, а взрослые раздражаются и тогда он получает автоматическое подтверждение, что расслабляться нельзя. Это говорит о низкой самооценке и непринятии себя, своего внутреннего мира, своих какашек, они кажутся такими мерзкими, что отпустить их нельзя — чтобы никто не видел, что у него внутри. В дальнейшем это может привести к проблемам характера: негативизму, упрямству, к проблемам в творческом самовыражении и понимании себя и своих собственных желаний.
Рекомендации.
Лучше всего обратиться к детскому психотерапевту, работающему методом игровой терапии. Очень хорошо эта проблема прорабатывается в песочной терапии. В играх ребенок может выразить свои истинные переживания, страхи, чувства, ощущения. Проигрывание разных неблагоприятных для ребенка ситуаций в сопровождении детского психолога помогут ребенку избавиться от них и развиваться дальше гармонично.
Самостоятельно родители могут попробовать играть с ребенком полчаса в день. Основное условие игры: ребенок сам выбирает во что играть и как, а родители «идут» за ним, поддерживая любые его фантазии. Родителям понадобиться много терпения. Это должен быть длительный и постоянный процесс. Тогда со временем ребенок научиться доверять миру и расслабляться.
3я ситуация.
У моего ребенка частые запоры. Ребенок панически боится садиться на унитаз. Он рассказывает, что там живет страшный монстр, который хочет схватить его за попу и утащить к себе. Ребенку 5лет. В садике он тоже не ходит в туалет, терпит, потому что «там тоже в туалете живут монстры». До сих пор ходим на горшок. Что делать?
И эта ситуация говорит о том, что у ребенка психологический запор. Не редко дети первоначально могут бояться сесть на унитаз, так как унитаз по своей конструкции отличается от горшка. В унитазе есть сливной бачек, который шумит (неизвестный звук может развить у тревожного ребенка разные фантазии) и вода, которая смывает какашки и куда-то уносит (а может смыть и попу с ребенком). Если родители заставляют ребенка сесть на унитаз, в таком случае ребенок старается не выпустить из себя что-либо, он сознательно задерживает свои какашки, чтобы не спускать в туалете «опасную» воду.
Рекомендации.
Сначала нужно ребенку рассказать и показать конструкцию унитаза: как набирается вода в сливной бачек, как и куда по трубам уходит использованная вода (можно это изобразить на рисунке). Затем, купите игрушечный унитаз и в игровой форме проигрывайте эту ситуацию с куклами или зверями. Если нужно, обратитесь за помощью к детскому психологу.
В норме стул у ребенка должен быть ежедневным, 1-2 раза в сутки, иногда через день без нарушения общего самочувствия. Существуют различные варианты нормы дефекации в зависимости от индивидуальных особенностей выделительной функции толстой кишки.
Что же понимают под запором?
— если консистенция кала плотная в виде сухих комочков (овечьи);
— если возникает чувство неполного опорожнения кишечника;
— если дефекация происходит два или менее раза в неделю;
— если натуживание занимает более ¼ времени акта дефекации.
Если имеют место 2 или более из этих критериев на протяжении 3х месяцев, то такое состояние можно расценивать как хронический запор.
Запор из-за накопления токсинов действует на головной мозг и в результате: туман в голове, невозможность сосредоточиться, мрачное расположение духа.
При запоре страдает и умственная работа, и жизненный оптимизм, и творческое, развитие.
Запоры у детей бывают:
— Алиментарные, вызванные неправильным питанием — это наиболее частая причина запоров во всех возрастные периоды жизни.
— Органические – это следствие врожденных аномалий развития кишечника.
— Функциональные:
1. Гипертонические или спастические – они развиваются в основном как результат нервных стрессов или повышенных учебных нагрузках, у детей-невропатов, при неврозах, болезнях желудка, желчных путей, мочеполовой системы, при дисбактериозе кишечника. При этом кал выделяется в виде сухих комочков, маленькими порциями, с болевыми ощущениями. У ребенка часто развивается боязнь горшка, и запоры принимают еще более устойчивый характер.
2. Гипотонические запоры, чаще встречаются у детей раннего возраста. При этом снижается тонус кишки и брюшной стенки и замедляется двигательная функция кишки. Такие запоры могут быть при эндокринной патологии, рахите, гипотрофии. Усугубляются такие запоры при малоподвижном образе жизни.
3. Условно-рефлекторные – возникают при подавлении естественного позыва на дефекацию. Нет времени сходить в туалет (или учительница не отпускает, когда идет урок), неприязнь чужих туалетов и др.
Психосоматические причины запора:
1. Привычка удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство.
2. Стрессы, перевозбуждение.
3. Неумение и нежелание отпустить прошлое (сильные эмоциональные переживания).
4. Избыток накопленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок.
5. Нежелание взять на себя ответственность (у детей школьного возраста).
Когда возникают запоры у детей, обычно – это знак родителям ослабить свои излишние требования (ругают и требуют много, а хвалят и предоставляют самостоятельности мало). Ребенок может выражать протест, когда его насильно высаживают на горшок, пугают клизмами, свечами и уколами, или слишком настойчивы, чтобы ребенок ходил на горшок в одно и то ж е время. Кроме того, недостаточный эмоциональный контакт с ребенком, малоподвижный образ жизни, стеснительность самого ребенка, например, если ему внушили, что сходить по-большому – это грязно, некрасиво, неприятный запах (воняет).
! Хвалите чаще ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам сходил «по-большому», но и в других видах деятельности. Дайте ему больше свободы действий, возможность выплескивать эмоции в игре, больше двигаться. Ведь запоры – это еще и следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые и не дают их выражать.
Симптомы при запорах:
1. Боли и чувство распирания в животе; облегчение наступает после дефекации или отхождения газов.
2. Вздутие живота — помимо собственных кишечных симптомов, может сопровождаться рефлекторными реакциями других органов: болями в сердце, сердцебъением и т.д.
3. Снижение аппетита, появление отрыжки воздухом, неприятный привкус во рту.
4. Снижение трудоспособности, головные боли, туман в голове, невозможность сосредоточиться, боли в мышцах тела.
5. Появление общей нервозности, подавленное настроение, плохой сон.
6. Изменение цвета кожи – бледное, часто с желтоватым оттенком.
Общие рекомендации профилактики запоров.
• Прекращение приема слабительных и клизм, которые препятствуют восстановлению дефекации (только по назначению врача).
• Активный образ жизни. Увеличить физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, подвижные игры и др.). Полезные физические упражнения: массаж живота по ходу часовой стрелки, втягивание и выпячивание живота, а так же заднего прохода.
• Изменить характер питания. Исключить из рациона продукты, которые зашлаковывают организм. Увеличить количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2л в день. Давайте больше фруктов и овощей: капусту, морковь, кабачки, яблоки, сливы, свеклу, смородину, инжир, тыкву, виноград, орехи.
• Формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка нужно будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака.
• Режим дня: ложиться до 22.00 и вставать до 7.00. Больше гулять на свежем воздухе. Прогулки способствуют позитивному настроению, раскрепощению, расслаблению. Пусть ребенок играет в песочнице, с мокрым и сухим песком.
• Эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком. Позволяйте ему выражать свои разные эмоции: радость, грусть, агрессию (в допустимой форме), поговорите о его страхах, снимите его тревожность. Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом. Давайте больше свободы и самостоятельности, повышайте самооценку ребенка. Пусть ребенок проявляет инициативу.
Хочу поделиться опытом. Я бабушка 4 летнего ребетенка, проблемы со стулом у ребенка давно. Была трещина, ребенку было больно ходить. Кое как (питание, лек. препараты — вылечили трещину). Остался страх и терпит до последнего ( в садике не ходит в туалет — терпит). Дома все как угорелые несемся со всех концов квартиры, когда слышим — Я какать!!! Но это было пол беды. Примерно 1,5 месяцев назад начался ад, как для нас так и для ребенка (тому способствовало поведение близкого для ребенка человека — недовольство поведением ребенка ). Ребенок перестал вообще нормально ходить в туалет. Как следствие подкакивание, вечно подмываем, меняем трусики, ночью расслабляется и конечно все в какашках. Забыли, когда нормально спали. Дома вечный прачечный комбинат. Вчера как только не уговаривали, какие только доводы не приводили — ответ один — мне будет больно и держит все в себе. Сидели по очереди с ним в , как на вахте. Тут решила (советы психолога из инета) — взяла куклу (подруга подарила Пеппи длинный чулок) и начала с ним разговор от ее имени. «Повелся». Пеппи рассказала, что не умеет какать и нее болит живот просит ребетенка научить ее какать. И о чудо — ребенок начал тужится и сходил в туалет. Первая спокойная ночь. Ребенок говорит — правда я у Вас замечательный? Пеппи поселилась в туалете на полочке. 03/10/2019 — ребенку уже 7 год. Кукла нас реально спасла. Туалет теперь по часам. Питание и психологический настрой ни кто не отменял, так как ребенок у нас очень мнительный и чувствительный. А кукла до сих пор помогает, он ей иногда душу изливает и я узнаю, что думает ребенок.
Татьяна, спасибо вам за вашу историю, тоже поробуем
Елена, попробуйте, как мы намучались и ребенок словами не передать, а решилось все за несколько минут.
А как вот быть с ребёнком которому 1г10м ничего не объяснить и ничего не показать. Ничего не хочет! Во всем протест! Например упражнения делать, на все смотрит настороженно а потом протест. А мы с мужем оба его завлекаем бодрить пытаемся, нет бесполезно! Чуть что истерики! И понятно помимо беспокойства по данной проблеме, ещё ж и период кризиса проходит, да и все в кучу. Зубы, осталось то 2. Истерики закатывает конечно жуткие, но пока жить можно. А дальше будет просто кошмар. Так как тут всё просто! Это все протекает одновременно, то есть как объяснить, ну вот помимо возрастных изменений и развития, имеет же место быть такая деликатна проблема, которая вызывает беспокойства, при которой так же ребёнок не в настроении, истерики ещё больше, нытьё, капризы…то есть когда он «освободится», то все равно полегче! Он видно, что уже другой! И да, воду он оооооочень мало и плохо пьёт! Уговоры никакие не помогают ни в чем, это редкость договориться и да соответсвенно вечно нужно питание держать на контроле, хоть у ребёнка отличный аппетит, и куша т мы можем все, тьфу тьфу никогда ни одной аллергий и сыпи ничего, и по анализам мы здоровы, все чудно. И вечно с дневным сном проблемы, режим ребёнка я держу постоянно, даже обращались к психологу специалистку по детскому сну, и до сих пор общаемся, но в вопросах какашек она ж не поможет, а со сном мы все разобрались. Но все равно даже если у ребёнка все время бодрствования вышло, он все равно, не уснёт нормально, редко когда все идеально получается, а так все равно укладывается долго веяно с беспокойством, и спит мало, хоть и попадаю в окно сна, и точно знаю и могу сказать, что спать сын хорошо и умеет и может, это факт, но таких хороших раскладов и его хорошего настроения ооочень мало((! Вообщем теории и опыта очень много, писать бесконечно можно, но проблему то это никак не решает что делать не знаю! Так как реаль?