Гипотонический запор у детей
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 17:46
При сбое пищеварительной системы у человека может появиться атонический запор. Перистальтика толстой кишки ослабевает, а функционирование становится неполноценным.
Это неприятное нарушение появляется как у взрослого, так и у малыша. Чаще всего недуг можно заметить у женщин и детей. Нужно обращать внимание на любые изменения связанные с пищеварением или дефекацией. Своевременное обращение к врачу, позволит за короткий промежуток времени избавиться от недуга.
Симптомы атонического запора проявляются практически сразу. Пациент может заметить следующие изменения:
- Вздутие живота;
- Редкое опорожнение;
- Происходит накопление большого объема каловых масс;
- Происходит разрыв слизистой ануса;
- Пациент испытывает вялость и раздражительность;
- Поваляется чувство переполненности в животе;
- Общее состояние больного ухудшается;
- В каловых массах появляются частицы крови;
- Аппетит практически пропадает.
Заподозрив атонический запор и распознав все симптомы необходимо пройти диагностику и начать лечение. Если восстановительная терапия будет проведена своевременно, у пациента не возникнет осложнений и более серьезных заболеваний.
В детском возрасте гораздо сложнее определить проявление сбоев дефекации. Это связано с тем, что малыш опорожняется не по какому-то графику, а когда считает нужным. У некоторых малышей дефекация может не наблюдаться в течение суток, но это не значит, что у него нарушение стула. Лучше всего обращать внимание на такие симптомы, как кровь в каловых массах, вздутие и снижение аппетита.
Цветовая гамма кала также меняется после изменения и задержки стула, поэтому это можно считать еще одним симптомом сбоев опорожнения. Когда появляются атонические запоры у детей, необходимо в кратчайшие сроки определить причину вызвавшую нарушение.
Причины атонического запора
Чаще всего твердый стул с задержкой появляется в связи с неправильным употреблением пищи. Продукты, употребляемые людьми, содержат мало клетчатки. Также плохо отражается на здоровье выбор мясных блюд и хлебобулочных изделий. Существуют и другие причины атонического запора:
- Малоподвижный образ жизни. Это связано с заболеванием или профессиональной деятельностью;
- Режим питания. Чаще всего из-за нарушения приема пищи задержка стула возникает у студентов и занятых людей, которым некогда нормально пообедать. Они перебиваются перекусами, а полноценно употребляют пищу только один раз в день;
- Известь, содержащая в воде. Многие люди пьют жидкость без предварительного очищения. Как известно в воде могут обитать бактерии и вредные вещества, такие как известь;
- Маленькое количество употребляемой жидкости. Каловые массы становятся твердыми и им тяжело проходить по толстой кишке. К тому же тяжелое прохождение по толстому кишечнику, провоцирует появление трещин;
- Твердый стул появляется при психоэмоциональном напряжении;
- Избыточная масса тела также может вызвать хронический атонический запор;
- Женщины страдают от подобного нарушения во время беременности и после родов;
- Следует быть осторожнее с медикаментозным лечением. Сильнодействующие препараты могут спровоцировать нарушение дефекации.
Лечение атонического запора
Если появился атонический запор, лечение лучше не затягивать. В противном случае, это вызовет серьезные нарушения. Иногда в качестве основной процедуры выступает клизма при атоническом запоре. Следует помнить, что данную процедуру нужно выполнять только, если она была назначена врачом. В зависимости от испытуемого дискомфорта, может быть назначена клизма различного характера:
- Масляная. Благодаря клизме, каловые массы размягчаются. Это позволит им легче и быстрее двигаться по толстой кишке. Температура воды при атонических запорах должна составлять 38 градусов. В грушу достаточно набрать 150 миллилитров лекарственного средства. Лучше всего подобную процедуру выполнять перед сном;
- Очистительная клизма при атоническом запоре необходима для улучшения состояния пациента. В качестве лекарственного средства вводимого человеку используется кора дуба, календула, натуральный яблочный уксус и цветки ромашки;
- Гипертоническая. Для ее приготовления понадобится 100 миллилитров кипяченой воды и 1 столовая ложка соли. Если будет использовано большее количество раствора, у пациента может появиться раздражение кишки.
К сожалению, иногда возникает атонический запор у ребенка. Сложнее всего, когда малышу нет даже одного года, и он не может сказать, что его беспокоит. В этом случае, нужно всегда обращать внимание на изменения, происходящие с малышом.
Атонический запор у грудничка чаще всего появляется после того, как ему ввели прикорм. Пищеварительная система не сразу перестраивается на смену пищи. Следует помнить, что запором считается отсутствие дефекации на протяжении 2 и более дней. Каловые массы малыша становятся твердыми. Если был замечен атонический запор у ребенка, лечение лучше проводить сразу. Длительное скопление каловых масс в кишечнике, может вызвать осложнения. Лучше всего посетить педиатра, который после осмотра назначит курс лечения.
Гипотонический запор у ребенка можно лечить как народными средствами, так и медикаментозными препаратами:
- Касторовым маслом;
- Фенолфталеином;
- Регулаксом.
Как взрослым, так и детям будет полезен массаж при атоническом запоре. Порой в малом возрасте это самый безопасный и быстродействующий способ помочь малышу справится с проблемой. Массаж осуществляется по часовой стрелке, в течение нескольких минут.
Диета при атоническом запоре назначается пациенту помимо основного лечения. Правильный рацион позволит быстрее восстановиться. В обязательном порядке в рацион больного должны входить фрукты и овощи в сыром виде. Это связано с высоким содержанием таких волокон как клетчатка и целлюлоза. Когда возникает гипотонический запор, эти вещества просто необходимы организму.
Во время заболевания стоит отказаться от следующих продуктов:
- Хрен и горчица;
- Жареные яйца;
- Лук и чеснок;
- Приправы и острые специи;
- Кофе и крепко заваренный чай;
- Редька и редис;
- Алкогольные напитки;
- Жирные сорта мяса;
- Копченые продукты.
Правильное питание при атоническом запоре является залогом здоровья. Благодаря сбалансированному рациону, организм быстрее восстановится, так как продукты не будут раздражать кишечник.
Так как лечить атонический запор, лучше с первых дней его проявления, следует составить меню из разрешенных к употреблению продуктов:
- С утра лучше употребить овощной салат и выпить черносливовый компот или воду с небольшим количеством меда;
- В качестве первых блюд подойдут крупяные или овощные супы. Не рекомендуется употреблять рисовый суп;
- Что касается мясных изделий, то можно есть только постные сорта мяса в умеренных количествах;
- Полезной будет отварная рыба или другие морепродукты;
- Гарниры нужно готовить из овощей, особенно из свеклы;
- Лечение гипотонического запора можно осуществлять и кефиром, который будет полезен для ЖКТ;
- Для приготовления блюд лучше использовать подсолнечное масло, но в небольших количествах.
Запоры и атонию кишечника нужно своевременно лечить и проводить профилактику, и тогда человек будет чувствовать себя прекрасно.
Источник
 íîðìå ñòóë ó ðåáåíêà äîëæåí áûòü åæåäíåâíûì (1-2 ðàçà â ñóòêè), èíîãäà ÷åðåç äåíü,
áåç íàðóøåíèÿ îáùåãî ñàìî÷óâñòâèÿ. Ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå âàðèàíòû íîðìû äåôåêàöèè â çàâèñèìîñòè îò
èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé âûäåëèòåëüíîé ôóíêöèè òîëñòîé êèøêè.
×òî ïîíèìàþò ïîä çàïîðîì?
— åñëè êîíñèñèåíöèÿ êàëà ïëîòíàÿ â âèäå êîìî÷êîé
— åñëè âîçíèêàåò ÷óâñòâî íåïîëíîãî îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà
— åñëè äåôåêàöèÿ ïðîèñõîäèòèäâà èëè ìåíåå ðàç â íåäåëþ.
— åñëè íàòóæèâàíèå çàíèìàåò áîëåå 1/4 âðåìåíè àêòà äåôåêàöèè.
Åñëè èìåþò ìåñòî 2 è áîëåå èç ýòèõ êðèòåðèåâ íà ïðîòÿæåíèè 3 ìåñÿöåâ, òî òàêîå ñîñòîÿíèå ìîæíî
ðàñöåíèâàòü êàê õðîíè÷åñêèé çàïîð.
Çàïîðû ó äåòåé áûâàþò àëèìåíòàðíûå, ôóíêöèîíàëüíûå è îðãàíè÷åñêèå.
Àëèìåíòàðíûå çàïîðû âûçâàíû íåïðàâèëüíûì ïèòàíèåì.
Ýòî — íàèáîëåå ÷àñòàÿ ïðè÷èíà çàïîðîâ íå òîëüêî ó äåòåé, íî è ó âçðîñëûõ.
Ê àëèìåíòàðíûì çàïîðàì ó äåòåé ÷àùå âñåãî ïðèâîäÿò:
— êîëè÷åñòâåííûé íåäîêîðì ðåáåíêà, êîãäà îáúåì êàëîâûõ ìàññ ïðîñòî íåâåëèê è ðåôëåêòîðíûé ïîçûâ íà äåôåêàöèþ îòñóòñòâóåò
— íåäîñòàòîê â åäå ðåáåíêà ïèùåâûõ âîëîêîí (ðàñòèòåëüíîé êëåò÷àòêè)
— èçáûòî÷íîå óïîòðåáëåíèå ðåáåíêîì æèðîâ, áåëêà ( ìÿñà, ÿèö), ïðîòåðòûõ áëþä
— íåäîñòàòî÷íîå ïîòðåáëåíèå æèäêîñòè
— óïîòðåáëåíèå íåêîòîðûõ ìåäèêàìåíòîçíûõ ïðåïàðàòîâ, òàêèõ êàê ïðåïàðàòû âèñìóòà, êàëüöèÿ, àëìàãåëü è äð.
Äèñêèíåçèÿ êèøå÷íèêà ïðèâîäèò ê ôóíêöèîíàëüíûì çàïîðàì. Çàïîðû ôóíêöèîíàëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ ñîñòàâëÿþò 95% âñåõ ñëó÷àåâ çàïîðîâ ó äåòåé.
Ôóíêöèîíàëüíûå çàïîðû ìîãóò áûòü:
— ãèïåðòîíè÷åñêèå èëè ñïàñòè÷åñêèå. Îíè ðàçâèâàþòñÿ â îñíîâíîì êàê ðåçóëüòàò íåðâíûõ ñòðåññîâ èëè ïîâûøåííûõ ó÷åáíûõ íàãðóçêàõ, ó äåòåé-íåâðîïàòîâ, ïðè íåâðîçàõ, áîëåçíÿõ æåëóäêà, æåë÷íûõ ïóòåé, ìî÷åïîëîâîé ñèñòåìû, ïðè äèñáàêòåðèîçå êèøå÷íèêà. Ïðè ýòîì êàë ïðèíèìàåò âèä ñóõèõ êîìî÷êîé (îâå÷èé), âûäåëÿåòñÿ ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè, ñ áîëåâûìè îùóùåíèÿìè. Ó ðåáåíêà ÷àñòî ðàçâèâàåòñÿ áîÿçíü ãîðøêà è çàïîðû ïðèíèìàþò åùå áîëåå óñòîé÷èâûé õàðàêòåð.
— ãèïîòîíè÷åñêèå çàïîðû, ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ïðè ýòîì ñíèæàåòñÿ òîíóñ êèøêè è áðþøíîé ñòåíêè, çàìåäëÿåòñÿ äâèãàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ êèøêè.Òàêèå çàïîðû ìîãóò áûòü ïðè ýíäîêðèííîé ïàòîëîãèè, ðàõèòå, ãèïîòðîôèè. Óñóãóáëÿþòñÿ ãèïîòîíè÷åñêèå çàïîðû ïðè ìàëîïîäâèæíîì îáðàçå æèçíè.
Ïðè ãèïîòîíè÷åñêèõ çàïîðàõ îòìå÷àåòñÿ íåðåãóëÿðíîå îòõîæäåíèå îáúåìèñòûõ êàëîâûõ ìàññ ïîñëå èñêóññòâåííî âûçâàííîé äåôåêàöèè. Èñïðàæíåíèÿ ïðåäñòàâëÿþò ãóñòóþ êàøèöèåîáðàçíóþ ìàññó, âûäåëÿþåìóþ ÷åðåç 1-2 äíÿ, îáû÷íî ñêàïëèâàåòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî ãàçîâ, âîçíèêàåò ìåòåîðèçì.
— óñëîâíî-ðåôëåêòîðíûå çàïîðû ó äåòåé âîçíèêàþò ïðè ïîäàâëåíèè åñòåñòâåííîãî ïîçûâà íà äåôåêàöèþ.
Íåò âðåìåíè ñõîäèòü â òóàëåò, íåïðèÿçíü ÷óæèõ òóàëåòîâ è äð. ôàêòîðû ìîãóò ñòàòü ïðè÷èíîé ïîäàëåíèÿ ïîçûâîâ íà äåôåêàöèþ.  ñâîþ î÷åðåäü, ÷óâñòâèòåëüíûå íåðâíûå îêîí÷àíèÿ, ðàñïîëîæåííûå íà âûõîäå èç êèøå÷íèêà, ðåàãèðóþò íà äëèòåëüíîå äàâëåíèå êàëîâûõ ìàññ ïðèâûêàíèåì ê ðåäêîìó îïîðîæíåíèþ. Ïîäàâëåíèå ïîçûâîâ ê äåôèêàöèè ìîæåò íàáëþäàòüñÿ è ó äåòåé ñ ìèíèìàëüíîé ìîçãîâîé äèñôóíêöèåé, âîçíèêàþùåé êàê ïîñëåäñòâèå ïåðåíåñåííîé ïåðèíàòàëüíîé ýíöåôàëîïàòèè.
Îðãàíè÷åñêèå çàïîðû — ýòî ñëåäñòâèå âðîæäåííûõ àíîìàëèé ðàçâèòèÿ êèøå÷íèêà:
- áîëåçíü Ãèðøïðóíãà,
- äîëèõîñèãìà,
- ìåãàäîëèõîñèãìà,
- ïåðâè÷íûé ìåãàðåêòóì,
- ñâèùåâûå ôîðìû àòðåçèè ïðÿìîé êèøêè,
- âðîæäåííîå ñóæåíèå àíàëüíîãî îòâåðñòèÿ,
- òðåùèíû çàäíåãî ïðîõîäà,
- õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå â òîëñòîé êèøêå,
- âðîæäåííûé ïèëîðîñòåíîç.
Ëå÷åíèå çàïîðîâ ó äåòåé
Ïðåæäå ÷åì äàâàòü ðåáåíêó ñëàáèòåëüíûå ñðåäñòâà èëè äåëàòü êëèçìû, ïîïðîáóéòå
âîñïîëüçîâàòüñÿ ñëåäóþùèìè ïðîñòûìè ðåêîìåíäàöèÿìè.
— Óâåëè÷üòå êîëè÷åñòâî ïîòðåáëÿåìîé ðåáåíêîì æèäêîñòè äî 1,5-2 ë â äåíü. Óòðîì íàòîùàê äàâàéòå ðåáåíêó
ñòàêàí ïðîõëàäíîé âîäû ñ 1 ÷.ë. ìåäà.
— Äàâàéòå ðåáåíêó áîëüøå ôðóêòîâ è îâîùåé, ñîäåðæàùèõ öåëëþëîçó (êàïóñòà, ìîðêîâü, êàáà÷êè), ãåìèöåëëþëîçó (áîáîâûå)
, ïåêòèí (ÿáëîêè, ñëèâû, ÷åðíàÿ è êðàñíàÿ ñìîðîäèíà, ñâåêëà).
— Íàòîùàê óòðîì âûïèòü 1/41,5 ñòàêàíà ìèíåðàëüíîé âîäû ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ãàçà («Åññåíòóêè 4»,
«Åññåíòóêè 17», «Ñëàâÿíîâñêàÿ», «Äîíàò Mg»),
— Èçìåíèòå îáðàç æèçíè ðåáåíêà, óâåëè÷üòå ôèçè÷åñêóþ íàãðóçêó (ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà, çàíÿòèÿ ñïîðòîì, ïðîãóëêè, ïîäâèæíûå èãðû è äð.).
— Ôîðìèðóéòå óñëîâíûé ðåôëåêñ íà äåôåêàöèþ ó ðåáåíêà â îäíî è òî æå âðåìÿ. Îïòèìàëüíûì âðåìåíåì äëÿ äåôåêàöèè ÿâëÿåòñÿ âðåìÿ ïîñëå çàâòðàêà, êîãäà ìàêñèìàëüíî âûðàæåí æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé ðåôëåêñ. Ïîýòîìó ðåáåíêà óòðîì íàäî áóäèòü ñ ó÷åòîì âðåìåíè íà íåòîðîïëèâîå ïîñåùåíèå òóàëåòà ïîñëå çàâòðàêà.
 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðèìåíåíèå òîëüêî ýòèõ ðåêîìåíäàöèé íîðìàëèçóåò ìîòîðèêó òîëñòîé êèøêè ðåáåíêà.
Åñëè ñîáëþäåíèå ýòèõ ðåêîìåíäàöèé íå äàëî æåëàåìîãî ýôôåêòà, ïðèñòóïàþò ê áîëåå àêòèâíûì ìåðàì.
— Èç ïèòàíèÿ äåòåé íàäî èñêëþ÷èòü ìàííóþ êàøó, ðèñ, ñëèçèñòûå ñóïû, êîôå, êðåïêèé ÷àé, øîêîëàä, êàêàî, ãðàíàòû, ÷åðíèêó, ãðóøè, áåëûé õëåá, ïèðîãè, áëèíû, ïå÷åíüå, ìàêàðîíû.
—  ïèòàíèå äåòåé íåîáõîäèìî ââåñòè ïðîäóêòû, ðàçäðàæàþùèå êèøå÷íèê. Ýòî- ÷åðíûé õëåá, êàïóñòà, ïîìèäîðû, îãóðöû,
ìîðêîâü, ñâåêëà, êàáà÷êè, øïèíàò, áîáîâûå, àïåëüñèíû, èíæèð, ôèíèêè, îðåõè, ÿáëîêè, ÷åðíîñëèâ, äûíè, ïåðñèêè, òûêâà, âèíîãðàä. Óìåðåííî ðàçäðàæàþò êèøå÷íèê ñâåæèé êåôèð, ëèìîíàä, êâàñ, ìåä, ñëèâî÷íîå ìàñëî, ðàñòèòåëüíûå æèðû, øïðîòû.
— Öåëåñîîáðàçíî äîáàâëÿòü äåòÿì â ïåðâûå èëè âòîðûå áëþäà îòðóáè («Ôèáðîìåä» è äð.) ïî 1-3 ÷àéíûå ëîæêè (äîçó ïîäáèðàþò èíäèâèäóàëüíî äî ïîëó÷åíèÿ îïòèìàëüíîãî ýôôåêòà).
— Ïðè ñîñòàâëåíèè ðàöèîíà ïèòàíèÿ íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü «êèñëûå» è «ùåëî÷íûå» ñâîéñòâà ïðîäóêòîâ. Èõ ñîîòíîøåíèå äîëæíî áûòü ïðèìåðíî ðàâíûì.«Êèñëûìè» ïðîäóêòàìè ÿâëÿþòñÿ ïîñòàâùèêè êèñëîò: ìÿñî, ðûáà, ñûð, òâîðîã, áîáîâûå è «ïîæèðàòåëè ùåëî÷åé» (ùåëî÷íûå âåùåñòâà òðàòÿòñÿ äëÿ èõ ðàñùåïëåíèÿ): ñàõàð, øîêîëàä, ìîðîæåíîå, êîíôåòû, áóëêà, ìàêàðîíû, êîíäèòåðñêèå èçäåëèÿ, æèðû, ðàñòèòåëüíûå ìàñëà.
«Ùåëî÷íûìè» ïðîäóêòàìè ÿâëÿþòñÿ êàðòîôåëü, ìîëîêî, ñëèâêè, îâîùè, ôðóêòû, çåëåíü, öåëüíûå çëàêè, ÿè÷íûé æåëòîê, îðåõè.
Ñëèâî÷íîå ìàñëî è ðàñòèòåëüíûå ìàñëà õîëîäíîãî ïðåññîâàíèÿ íåéòðàëüíû.
Ëó÷øèì çàâòðàêîì ÿâëÿþòñÿ ìþñëè èç ñûðîãî çåðíà ñ ìîëîêîì è ôðóêòàìè, ëîìòèê õëåáà èç çåðíà ãðóáîãî ïîìîëà ñ ìàñëîì, òðàâÿíîé èëè íåêðåïêèé ÷åðíûé ÷àé.
×åãî íå íóæíî äåëàòü ïðè õðîíè÷åñêèõ çàïîðàõ ó äåòåé
Íå ñëåäóåò ïðèáåãàòü ê îáû÷íûì ñëàáèòåëüíûì ñðåäñòâàì. Êèøå÷íèê áûñòðî ïðèâûêàåò ê íèì, è òîãäà äëÿ äîñòèæåíèÿ ðåçóëüòàòà òðåáóåòñÿ åùå áîëüøå ñëàáèòåëüíîãî. Åñòåñòâåííóþ æå ðåãóëÿöèþ ôóíêöèè êèøå÷íèêà ñëàáèòåëüíûå ñðåäñòâà âîññòàíîâèòü íå ìîãóò. Ýòî îòíîñèòñÿ, êàê ê ñèíòåòè÷åñêèì ñðåäñòâàì, òàê è ñðåäñòâàì ðàñòèòåëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, íàïðèìåð, ÷àè ñ ñåííîé. Ê íèì ïðè äëèòåëüíîì ïðèåìå òîæå ðàçâèâàåòñÿ ïðèâûêàíèå. Åñòü åùå îäíî íåãàòèâíîå ñâîéñòâî ñëàáèòåëüíûõ ñðåäñòâ: ïðè äëèòåëüíîì èñïîëüçîâàíèè îíè âûçûâàþò çíà÷èòåëüíóþ ïîòåðþ ìèíåðàëüíûõ ñîëåé. Ïîâûøåííîå âûâåäåíèå íàòðèÿ èç îðãàíèçìà ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçâèòèþ áîëåçíåé ïî÷åê,
ñåðäöà, ïå÷åíè. Ïîòåðÿ êàëèÿ óñóãóáëÿåò çàïîðû, à êàëüöèÿ âûçûâàåò îñòåîïîðîç.
×òî íóæíî äåëàòü ïðè ãèïîòîíè÷åñêèõ çàïîðàõ ó äåòåé
Äëÿ ðàçìÿã÷åíèÿ êàëîâûõ ìàññ äåòÿì ïåðâîãî ïîëóãîäèÿ æèçíè äàþò 20-30 %-íûé ñàõàðíûé ñèðîï ïî 1-2 ÷àéíûå ëîæêè ïåðåä êàæäûì êîðìëåíèåì.
Óâåëè÷èòü â 2-3 ðàçà ïðîòèâ îáû÷íîãî ïîòðåáëåíèå ôðóêòîâûõ è îâîùíûõ ñîêîâ. C 4-ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà ââîäÿò îâîùíûå ïþðå, ñ
5-6 ìåñÿöåâ êàøè.
Óòðîì íàòîùàê è ïåðåä ñíîì ðåêîìåíäóþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå, óìåðåííî îõëàæäåííûå ñûðûå ôðóêòîâûå è ÿãîäíûå ñîêè. Âîçáóæäàþò ïåðèñòàëüòèêó êèøå÷íèêà ìåä, âàðåíüå, âèíîãðàäíûé è ìîðêîâíûé ñîêè. Äåòÿì áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà ðåêîìåíäóþòñÿ õîðîøî âûïå÷åííûé ÷åðíûé õëåá, õëåá èç ìóêè ãðóáîãî ïîìîëà, õëåá ñ îòðóáÿìè, êàïóñòà, ñâåêëà, ìîðêîâü, âèíåãðåòû, ôðóêòû, âèíîãðàä, ÷åðíîñëèâ, êóðàãà, àðáóçû. Îñîáåííî óñèëèâàþò ïåðèñòàëüòèêó êèøå÷íèêà êâàøåíûå, ñîëåíûå, ìàðèíîâàííûå îâîùè è ôðóêòû. Ïîëåçíû ñâåæèå êèñëîìîëî÷íûå ïðîäóêòû.
Íåîáõîäèìî ïðèíèìàòü ïèùó, áîãàòóþ ïèùåâûìè âîëîêíàìè, è îïîðîæíÿòü êèøå÷íèê â îïðåäåëåííîå âðåìÿ, ëó÷øå ïîñëå çàâòðàêà.
Íå ñëàáèòåëüíûìè â ñòðîãîì ñìûñëå ñëîâà, íî õîðîøèìè ñðåäñòâàìè äëÿ íàëàæèâàíèÿ ðåãóëÿðíîãî ñòóëà ÿâëÿþòñÿ ñîäåðæàùèå êëåò÷àòêó íàáóõàþùèå âåùåñòâà, òàêèå êàê ëüíÿíîå ñåìÿ, ñåìÿ ïîäîðîæíèêà, ïøåíè÷íûå îòðóáè. Ïîïàäàÿ â êèøå÷íèê, îíè íå
ó÷àñòâóþò â ïðîöåññå îáìåíà âåùåñòâ, à äîñòèãàþò ïðÿìîé êèøêè ïî÷òè áåç èçìåíåíèé. Çà ñ÷åò âîäû, ñîäåðæàùåéñÿ â ïèùåâîé êàøèöå, îíè íàáóõàþò â êèøå÷íèêå, óâåëè÷èâàÿ îáúåì åãî ñîäåðæèìîãî. Ïîâûñèâøèéñÿ îáúåì êàëîâûõ ìàññ ñèëüíåå ðàñòÿãèâàåò ñòåíêó êèøå÷íèêà è ïîáóæäàåò åãî ìûøöû àêòèâèçèðîâàòü ñâîþ äåÿòåëüíîñòü. Ïîìíèòå, ÷òî ïðè èñïîëüçîâàíèè íàáóõàþùèõ ñðåäñòâ ñëåäóåò äàâàòü ðåáåíêó ïèòü áîëüøå æèäêîñòè, è ïðîòèâíîì ñëó÷àå çàïîð ìîæåò òîëüêî óñóãóáèòüñÿ.
Áåçâðåäíóþ ïîìîùü ïðè çàïîðå ìîæåò îêàçàòü ìîëî÷íûé ñàõàð, êîòîðûé ñîäåðæèòñÿ â ìîëîêå è êèñëîìîëî÷íûõ ïðîäóêòàõ. Ìîëî÷íûé ñàõàð â íåèçìåíåííîì âèäå äîñòèãàåò íèæíåãî îòäåëà êèøå÷íèêà, ãäå áàêòåðèè ìèêðîôëîðû ïðåâðàùàþò åãî â ìîëî÷íóþ êèñëîòó, êîòîðàÿ îêàçûâàåò ñèëüíîå ñëàáèòåëüíîå äåéñòâèå è ïîëîæèòåëüíî âëèÿåò íà êèøå÷íóþ ôëîðó. Ïðè ñòîéêèõ çàïîðàõ ìîëî÷íûé ñàõàð ìîæíî ïðèíèìàòü â ïîðîøêå êàê äîïîëíåíèå ê îáû÷íîé ïèùå èëè â âèäå ïðåïàðàòîâ (ëàêòóëîçà, äþôàëàê).
Òî÷å÷íûé ìàññàæ ó äåòåé ïðè çàïîðå.
Ðåêîìåíäóåìûå òî÷êè ðàñïîëîæåíû:
1 íà âåðøèíå ëîêòåâîé ñêëàäêè ñ íàðóæíîé ñòîðîíû ïðè ìàêñèìàëüíî ñîãíóòîé â ëîêòåâîì ñóñòàâå ðóêå;
2 êíèçó è êíàðóæè îò êîëåííîé ÷àøå÷êè, íà øèðèíó óêàçàòåëüíîãî ïàëüöà êíàðóæè îò íà÷àëà áóãðèñòîñòè
áîëüøåáåðöîâîé êîñòè;
3 íà æèâîòå, ïî áîêàì îò ïóïêà, íà øèðèíó äâóõ ïàëüöåâ îò ñðåäíåé ëèíèè æèâîòà.
Ìàññàæ ïðîâîäèòñÿ òîðìîçíûì ìåòîäîì, ïðèåìîì ðàñòèðàíèÿ.
Ïîëåçíî êàòàíèå íà íàäóâíîì ìÿ÷å æèâîòîì âíèç. Äåòÿì ñòàðøåãî âîçðàñòà íåîáõîäèìû ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà, çàíÿòèÿ ñïîðòîì, ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçäóõå, ïîäâèæíûå èãðû.
Åñëè ïåðå÷èñëåííûå ìåðû íåäîñòàòî÷íû, òî ïðè ãèïîìîòîðíîé äèñêèíåçèè òîëñòîé êèøêè âðà÷ ìîæåò íàçíà÷èòü íåîáõîäèìîå ëå÷åíèå.
×òî íóæíî äåëàòü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêèõ (ñïàñòè÷åñêèõ) çàïîðàõ
Äåòÿì ðàííåãî âîçðàñòà äàþò îâñÿíóþ êàøó, êåôèð, óêðîïíóþ âîäó.
Äåòÿì ñòàðøåãî âîçðàñòà â ìåíþ ââîäÿò êèñëîìîëî÷íûå ïðîäóêòû, ÿéöà, áåëûé õëåá, ìÿñî, ñîêè (ìîðêîâíûé, àáðèêîñîâûé, ÿáëî÷íûé, àïåëüñèíîâûé, âèøíåâûé).
Ñëåäóåò îãðàíè÷èòü ïðîäóêòû ñ áîëüøèì ñîäåðæàíèåì êëåò÷àòêè.
Ïîêàçàíû óñïîêàèâàþùèå ïðîöåäóðû è ñðåäñòâà (òåïëûå âàííû, òåïëûé äóø, ãðåëêè, íàñòîéêà âàëåðèàíû).
Ïðè îòñóòñòâèè ýôôåêòà îò âûøåóêàçàííûõ ñðåäñòâ ïîïðîáóéòå äàâàòü ðåáåíêó êàðòîôåëüíûé ñîê
ïî 1/4-1/2 ñòàêàíà.
 òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ èíîãäà ìîæíî ïðèìåíÿòü îòâàð ðåâåíÿ, ñåííû èëè àëåêñàíäðèéñêîãî ëèñòà.
Î÷èñòèòåëüíûå êëèçìû ìîæíî ïðèìåíÿòü òîëüêî ïðè íàëè÷èè ñèìïòîìîâ êàëîâîé èíòîêñèêàöèè â ñëó÷àå îòñóòñòâèÿ ýôôåêòà îò ïðèìåíåíèÿ ïåðå÷èñëåííûõ âûøå ñðåäñòâ.
Óñòðàíåíèå áîëåçíåííîñòè ïðè äåôåêàöèè, âåäóùåé ê ñòðàõó è ïîäàâëåíèþ ïîçûâîâ, âàæíàÿ çàäà÷à ëå÷åíèÿ ñïàñòè÷åñêèõ è óñëîâíî-ðåôëåêòîðíûõ çàïîðîâ. Ñ ýòîé öåëüþ â íà÷àëå ëå÷åíèÿ ìîæíî êàêîå-òî âðåìÿ èñïîëüçîâàòü êëèçìû â îïðåäåëåííîå âðåìÿ (óòðîì ïîñëå çàâòðàêà), çàòåì ìîæíî ïðîâåñòè êóðñ ëå÷åíèÿ ñ ïðèìåíåíèåì ðåêòàëüíûõ ñâå÷åé ñ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûì, àíòèñïàñòè÷åñêèì, îáåçáîëèâàþùèì è çàæèâëÿþùèì (ïðè òðåùèíàõ çàäíåãî ïðîõîäà) äåéñòâèåì (àíóçîë, áåòèîë, ñâå÷è ñ àíåñòåçèíîì, ìåòèëóðàöèëîì, îáëåïèõîâûì ìàñëîì è äð.).
Åñëè ìåðîïðèÿòèÿ ïî èçìåíåíèþ îáðàçà æèçíè è ïèòàíèÿ íå äàþò æåëàåìîãî ðåçóëüòàòà, îáðàòèòåñü ê âðà÷ó. Åñëè â òå÷åíèå ìåñÿöà êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå çàïîðà íå äàåò ðåçóëüòàòà, òî ðåáåíêà íàäî îáñëåäîâàòü â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà äëÿ èñêëþ÷åíèÿ îðãàíè÷åñêîé ïðèðîäû çàïîðà (äîëèõîñèãìà, äîëèõîêîëîí, ìåãàêîëîí, áîëåçíü Ãèðøèðóíãà è äð.). Ïðè âûÿâëåíèè îðãàíè÷åñêîé ïðèðîäû çàïîðà íåîáõîäèìî âñåìè âîçìîæíûìè êîíñåðâàòèâíûìè ìåòîäàìè ñòàðàòüñÿ íîðìàëèçîâàòü ôóíêöèþ êèøå÷íèêà.
Ïîêàçàíèÿìè ê îïåðàòèâíîìó ëå÷åíèþ ÿâëÿþòñÿ:
— óïîðíûå çàïîðû;
— áîëè â æèâîòå;
— íàðóøåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ òîëñòîé êèøêè;
— õðîíè÷åñêàÿ êèøå÷íàÿ èíòîêñèêàöèÿ;
— áåçóñïåøíîñòü êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ â òå÷åíèå 0,5-1 ãîäà.
Îïòèìàëüíûì äëÿ îïåðàöèè ÿâëÿåòñÿ âîçðàñò 5-6 ëåò.’
Ôèòîòåðàïèÿ ïðè çàïîðàõ
Êîëè÷åñòâî ðàñòèòåëüíîãî ñûðüÿ â ñáîðàõ óêàçàíî â âåñîâûõ ÷àñòÿõ. Ïðèâåäåííûå äîçèðîâêè ðàññ÷èòàíû íà äåòåé â âîçðàñòå 10-14 ëåò. Ìëàäøèì äåòÿì äîçó óìåíüøàþò â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòîì.
Ñáîð 1
Êðàïèâà äâóäîìíàÿ (ëèñòüÿ) 7, êðóøèíà ëîìêàÿ (êîðà) 10, òûñÿ÷åëèñòíèê (òðàâà) 3.
Ñáîð 2
Àíèñ îáûêíîâåííûé (ïëîäû) 2, ñîëîäêà ãîëàÿ (êîðíè) 2, æîñòåð (ÿãîäû) 5, êðóøèíà (êîðà) 5, ñåííà (ëèñòüÿ) 6.
Ñáîð 3
Âàõòà òðåõëèñòíàÿ (ëèñòüÿ) 4, òûñÿ÷åëèñòíèê (òðàâà) 4, êðóøèíà ëîìêàÿ (êîðà) 10, òìèí (ïëîäû) 2.
Ñáîð 4
Áóçèíà (öâåòêè) 1, æîñòåð (ïëîäû) 1.
Âñå ýòè ñáîðû ãîòîâÿò è ïðèíèìàþò îäèíàêîâî: 1 ñò. ë. ñìåñè çàëèòü 1 ñòàêàíîì êèïÿòêà, íàñòîÿòm 45 ìèíóò. Ïðèíèìàòü íà íî÷ü ïî 50-100 ìë.
Ïðè çàïîðàõ ðåêîìåíäóåòñÿ òàêæå íàñòîé êîðíåé îäóâàí÷èêà: 2 ÷àéíûå ëîæêè ñóõèõ èçìåëü÷åííûõ êîðíåé çàëèòü ñòàêàíîì êèïÿ÷åíîé õîëîäíîé âîäû, íàñòîÿòü â òå÷åíèå 8 ÷àñîâ. Ïèòü ïî 50 ìë 4 ðàçà â äåíü ïåðåä åäîé.
 êà÷åñòâå ìÿãêîãî ñëàáèòåëüíîãî ìîæíî ïðèíèìàòü ïîðîøîê èç êîðíÿ ðåâåíÿ (0,2-2 ã).
Âîò åùå îäèí ðåöåïò ëåêàðñòâà îò çàïîðà, îò êîòîðîãî íå îòêàæåòñÿ íè îäèí ðåáåíîê: êóðàãà, èíæèð, ãðåöêèå îðåõè, àëîý ïî ÷àñòè, ëèìîí èëè àïåëüñèí 1 øòóêà. Ñìîëîòü íà ìÿñîðóáêå, äîáàâèòü 1 ÷àñòü ìåäà,ïåðåìåøàòü. Õðàíèòü â õîëîäèëüíèêå, ïðèíèìàòü ïî 1-2 ÷àéíûå ëîæêè äî åäû.
Èñïîëüçîâàëàñü ëèòåðàòóðà
1. Çäîðîâüå âàøåãî ðåáåíêà. Íîâåéøèé ñïðàâî÷íèê./Ïîä ðåê. Â.À.Àëåêñàíäðîâîé.Èçâ-âî Ýêñìî, 2003 ã.
2. Â.Ô. Ïðèâîðîòñêèé, Í.Å. Ëóïïîâà. Ñîâðåìåííûå ïîäõîäû ê ëå÷åíèþ ôóíêöèîíàëüíûõ çàïîðîâ ó äåòåé // ÐÆÃÃÊ. 2009. Ò.19. ¹1. Ñ.5965.
Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé
Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!
ÊOÌÌÅÍÒÀÐÈÈ
Masha
/ 2014-02-25
Zdravstvuyte. Spasibo za informaciyu. Vi upomyanuli kartofelniy sok. Kogda nujno davat i v kakoy dozirovke e
nelli / 2015-09-24
napisano 14- 12 stakana soka.Ya vot tozhe smotryu dlya rebenochka.Boitsya kakat,tak popochku bolno
Natalya
/ 2016-10-18
Íàðîäíûå ñðåäñòâà õîðîøè è áåçâðåäíû, îñîáåííî êîãäà ïîìîãàþò. Íàì âîò íè÷åãî íå ïîìîãàëî, ñ ìåñÿöåâ ñåìè ñòàëè çàïîðàìè ìó÷èòüñÿ. Íåâûíîñèìî ñìîòðåòü, òàêîé êðîõà ìó÷àåòñÿ: ñûí ñèäåë íà ãîðøêå ïî ïîë÷àñà ñ èãðóøêàìè, ñî ñëåçàìè, ïîêðàñíååò, áåäíûé, à ðåçóëüòàò — íîëü. Òóò íå äî áàáóøêèíûõ ñðåäñòâ Íàì òîãäà çäîðîâî ïîìîãëè ïðîñòûå ãëèöåðèíîâûå ñâå÷è Ãëèöåëàêñ, î÷åíü âûðó÷àëè.
Íèíà
/ 2016-11-03
Åñëè ó ìîåãî ðåáåíêà çàïîð, òî ÿ ââîæó îáèëüíîå ïèòü¸ â ðàöèîí. Íó à åñëè è ýòî íå ïîìîãàåò, îáðàùàþñü ê âåðíîìó ïîìîùíèêó — ê ãëèöåëàêñó. Îí óæå ÷åðåç 20 ìèíóò ïîçâîëÿåò ñûíó íàêîíåö ñõîäèòü â òóàëåò.
Âàëÿ Ïîòàïîâà
/ 2016-11-15
Íàì óêðîïíàÿ âîäè÷êà íå ïîìîãàëà, áðàëè ãëèöåðèíîâûå ñâå÷êè ãëèöåëàêñ, çàïîðû áûëè êîãäà ñ ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ ïåðåøëè íà èñêóññòâåííîå â 4 ìåñÿöà, òîãäà ñèëüíûå çàïîðû áûëè, íî ñâå÷êè ñïàñàëè.
Источник