Функциональные запоры у новорожденных
Запоры являются одной из актуальных проблем не только взрослой, но и детской гастроэнтерологии. При этом чаще всего страдают запорами дети младшего возраста (с рождения до четырех лет). Как правило, нарушения моторики у данной категории детей носят функциональный характер.
Известно, что дефекация является активным процессом, который осуществляется только под контролем сознания. В нормальных условиях каловые массы, попадая в прямую кишку, стимулируют нервные рецепторы и инициируют акт дефекации. Растяжение прямой кишки регистрируется в коре головного мозга, и возникает рефлекторная релаксация внутреннего анального сфинктера (ВАС) – ректоанальный ингибиторный рефлекс (РАИР). Вследствие этого кишечное содержимое вступает в контакт с рецепторами верхней части анального канала и происходит дифференциация свойств содержимого. Если наступило время для дефекации, возникает релаксация наружного анального сфинктера (НАС), мышц прямой кишки, тазового дна, лобково–прямокишечной мышцы, что облегчает очищение. Релаксация лобково–прямокишечной мышцы приводит к расширению аноректального угла (увеличивается до 140°) и создает свободный анальный ход, который облегчает дефекацию. Для подавления дефекации произвольно сокращаются НАС, мышцы тазового дна, лобково–прямокишечная мышца, что способствует продвижению содержимого обратно в просвет прямой кишки, и прекращается убеждение о необходимости очищения [6,10]. Однако это может осуществить взрослый человек. Что касается детей, особенно первого года жизни, они чаще всего не могут скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна.
Частой причиной запоров у детей первого года жизни является незрелость ребенка. Неблагоприятная беременность (токсикозы, стрессы, особенно в первом триместре), медикаментозное вмешательство во время родов, кесарево сечение – все это приводит к несвоевременному созреванию и неправильному развитию нервной системы детей. Кроме того, в этом возрасте запоры могут быть проявлением перинатальной энцефалопатии. Другой причиной появления твердого кала является перевод ребенка на искусственное вскармливание или введение в рацион твердой пищи [1,5].
Еще одной алиментарной причиной нарушения дефекации у новорожденных является недостаточное потребление молока, что может быть связано с гипогалактией у матери, неэффективным сосанием молока (дефекты полости рта, общая слабость) или частыми рвотами. При этом фекалии становятся темными, вязкими и скудными, развиваются олигурия (из–за недостаточного поступления жидкости) и гипотрофия. В таких ситуациях необходимо оценить общее состояние и вес ребенка, количество получаемого молока и, при необходимости, откорректировать питание матери и ребенка.
Согласно Римским критериям III, к функциональным нарушениям, сопровождающимся затрудненным актом дефекации у детей с рождения до четырех лет, относятся затруднение дефекации у новорожденных (дисхезия – G6) и функциональный запор у детей с рождения до четырех лет (G7) [9].
Что касается дисхезий, данная проблема наблюдается у детей первых 2–3 мес. жизни, она проходит к 6 мес. Проявляется данное состояние криком и плачем ребенка в течение 20–30 мин. несколько раз в сутки. При этом наблюдается резкое покраснение лица ребенка (так называемый «синдром пурпурного лица»), что вызывает страх у родителей. Характерно для дисхезий то, что ребенок успокаивается сразу после акта дефекации и стул при этом мягкий и без примесей. Задача врача – объяснить родителям, что ребенок просто не может скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна.
Критерии диагностики функциональных запоров (G7): наличие у детей с рождения до четырех лет в течение 1 мес. двух или более из следующих симптомов:
• две или менее дефекаций в неделю;
• один или более эпизодов в неделю недержания у ребенка, приобретшего навыки туалета;
• чрезмерная задержка стула в анамнезе;
• дефекации, сопровождающиеся болью и натуживанием в анамнезе;
• наличие большого количества каловых масс в прямой кишке;
• большой диаметр каловых масс в анамнезе.
Запоры могут возникать вследствие замедления транзита каловых масс по всей толстой кишке (кологенные запоры). С другой стороны, затруднение опорожнения ректосигмоидного отдела толстой кишки может способствовать развитию запоров (проктогенные запоры). У детей, как правило, наблюдаются комбинированные расстройства (кологенные и проктогенные) [4]. Что касается детей первых лет жизни, то чаще всего запоры у них имеют проктогенный характер.
Надо отметить, что пик проявлений функциональных запоров приходится на период приобретения навыков туалета (между 2 и 4 годами). Данная ситуация чаще встречается у мальчиков. Как правило, основной причиной, побуждающей ребенка задерживать стул, является болезненная дефекация и, как следствие, «боязнь горшка». При этом дети часто прячутся в углу, «подпирают» мебель, стоят на выпрямленных напряженных ногах и, в лучшем случае, совершают акт дефекации стоя. Достаточно часто у таких детей наблюдается скопление фекальных масс в прямой кишке, которое может быть выявлено при физикальном исследовании или после дефекации. Периодически может происходить недержание кала, что связано с неспособностью сфинктеров удержать такое количество накопленных каловых масс. Надо отметить, что часто родители только усугубляют ситуацию, пытаясь заставить ребенка покакать.
Таким образом, к функциональному запору у новорожденных детей и детей раннего возраста, как правило, приводит одна из трех ситуаций:
• незрелость желудочно–кишечного тракта, неспособность скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна;
• появление твердого кала у ребенка при переводе на искусственное вскармливание или введении в рацион твердой пищи;
• в процессе приучения к горшку дети находят дефекацию болезненной.
Кроме функциональных нарушений, следует помнить и о таких заболеваниях, как рахит и гипотиреоз, которые сопровождаются мышечной гипотонией и также могут способствовать развитию запоров у детей. В ряде случаев врожденные аномалии толстой кишки, такие как болезнь Гиршпрунга (аганглиоз), долихоколон, долихосигма, удвоение толстой кишки, мегаколон, мегаректум, стеноз ануса и другие аноректальные пороки развития, способствуют развитию хронических запоров у детей. Также следует помнить о болезненных расстройствах ануса (трещины, дерматит), которые могут способствовать задержке каловых масс [1,5].
Диагностика запоров основана на анализе клинико–анамнестических данных, данных морфофункциональных, инструментальных и лабораторных методов исследования.
Функциональные методы исследования имеют особое место и значение в оценке деятельности дистального отдела толстой кишки в норме и при патологии. На современном этапе, наряду с традиционными методами, все чаще в клиническую практику внедряются различные тонометрические методы (сфинктерометрия, баллонометрия, манометрия, электромиография и т.д.). Так, в отделении гастроэнтерологии и эндоскопических методов исследования Московского НИИ педиатрии и детской хирургии в настоящее время проводится аноректальная манометрия с помощью аппарата Polygraf фирмы Medtronic, при этом используются водно–перфузионные катетеры с радиальным расположением регистрационных каналов.
У детей, как и у взрослых, данное исследование позволяет оценить 6 важных показателей [10]:
• максимальное давление произвольного сжатия (функция ВАС и лобково–прямокишечной мышцы);
• давление напряжения/сжатия;
• давление покоя/релаксации;
• подавление ответной реакции ВАС на растяжение прямой кишки (РАИР);
• сенсорный порог объема прямой кишки, отношение порога первой сенсации (способность ощущения небольших объемов ректального растяжения) к порогу терпимого максимального растяжения;
• динамика дефекации.
Если речь идет о детях младшего возраста, то данное исследование можно проводить для исключения или подтверждения болезни Гиршпрунга. При отсутствии РАИР, когда в ответ на наполнение баллона воздухом не происходит расслабления ВАС, с большой долей вероятности можно говорить о болезни Гиршпрунга [10].
Лечение запоров у детей должно быть комплексным. Медикаментозная терапия должна рассматриваться как вспомогательный, но не основной компонент терапевтических мероприятий.
При лечении запоров важное место занимает разъяснительная беседа с родителями, которым необходимо объяснить, что чаще всего у детей младшего возраста запоры связаны либо с невозможностью скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна, либо с «боязнью горшка».
Не менее важно соблюдать режим дефекации – высаживание ребенка (детей старше года) на горшок строго в одно и то же время (даже если у него нет позыва на дефекацию). Наиболее физиологичной является дефекация в утренние часы после завтрака. Очень важно, чтобы этот процесс не вызывал у ребенка отрицательных эмоций – горшок должен быть удобным, теплым, ребенка нельзя подгонять и ругать во время дефекации.
Следующий этап предполагает коррекцию пищевого рациона. Если речь идет о ребенке первого года жизни, и он находится на естественном вскармливании, то обязательным условием является сохранение грудного вскармливания. Если ребенок находится на смешанном или искусственном вскармливании, то необходимо подобрать оптимальную адаптированную смесь, которая будет наиболее приближена по составу к грудному молоку и тем самым будет способствовать образованию хорошего мягкого стула. Для профилактики и лечения запоров предпочтение следует отдавать смесям, содержащим вещества, обладающие пребиотическими свойствами – пищевые волокна (галакто–, фруктополисахариды, лактулоза и др.). Данные смеси способствуют образованию рыхлого химуса, повышают вязкость и объем каловых масс, улучшают перистальтику и рост нормальной микрофлоры кишечника.
Надо отметить, что детям первого года жизни, страдающим запорами, ввeдение прикорма лучше начинать с овощных пюре.
Что касается детей старше года, питание должно быть дробным (5–6 раз в день) с высоким содержанием клетчатки.
Важную роль в лечении запоров играет активный образ жизни ребенка. В ежедневную зарядку необходимо включать комплекс упражнений, направленных на нормализацию работы толстого кишечника. Детям первого года жизни необходимо прижимать ножки к животику, делать упражнения по типу «велосипед». Для детей старше года физические упражнения можно проводить в виде игры. Например, можно рассыпать на полу 20–30 штук мелких игрушек и попросить ребенка собрать все игрушки, нагнувшись за каждой из положения стоя. Такое «упражнение» следует повторять в течение дня 2–3 раза. Всем детям рекомендуется также проведение массажа передней брюшной стенки по часовой стрелке.
Достаточно сложной проблемой при лечении хронических запоров у детей является выбор слабительного средства.
Слабительные средства классифицируются по механизму их действия [3]:
• увеличивающие объем кишечного содержимого (отруби, семена, синтетические вещества);
• вещества, размягчающие каловые массы (вазелиновое масло, жидкий парафин);
• раздражающие или контактные слабительные (антрахиноны, дифенолы, касторовое масло);
• осмотические слабительные (соли магния, макрогол);
• слабоабсорбируемые ди– и полисахариды, имеющие свойства пребиотиков (лактулоза, которая имеет также осмотические свойства).
Следует отметить, что при лечении запоров у детей не рекомендуется применение слабительных препаратов, усиливающих моторику кишки и тормозящих абсорбцию воды и солей из кишечника (антрагликозиды, производные фенолфталеина, касторовое масло, солевые слабительные), из–за большого количества побочных действий и осложнений. Препаратами выбора у детей являются осмотические слабительные (макрогол, лактулоза).
Единственным препаратом, который может применяться у детей с рождения, является лактулоза (Дюфалак). Дюфалак не метаболизируется и не всасывается в тонкой кишке, поступает в толстую кишку в неизмененном виде, оказывая умеренный осмотический эффект. Под влиянием дисахаридаз сахаролитических бактерий (бифидо– и лактобактерии) лактулоза гидролизуется до моносахаров и в конечном итоге – до короткоцепочечных жирных кислот (уксусной, пропионовой и масляной). Бактериальный метаболизм лактулозы способствует нормализации кишечной микрофлоры, увеличению биомассы, снижает значение pH в просвете толстой кишки, что, в свою очередь, стимулирует перистальтику толстой кишки, оказывая слабительный эффект.
Уже в 1959 г. F. Mayerhofer и F. Petuely [7] опубликовали первое сообщение о применении препарата Дюфалак для лечения запора и, подобно другим исследователям, особенно рекомендовали его в качестве безопасного лекарственного средства для лечения у детей. С тех пор было проведено большое количество клинических испытаний с целью изучения эффективности препарата Дюфалак при запоре.
В отчетах клинических исследований, посвященных изучению препарата Дюфалак у детей, особо подчеркивается его хорошая переносимость [8,11].
В заключительном разделе своей статьи о препарате Дюфалак F. Petuely [7] делает вывод о том, что дети младшего возраста особенно хорошо переносят это лекарственное средство, и доза, переносимая детьми, в 5 раз превышает дозу, переносимую взрослыми (1,5 против 0,3 г/кг массы тела).
Поскольку нет жесткой зависимости дозы от возраста и массы тела, рекомендуется индивидуальный подбор дозы препарата. Обычно начинают с минимальной дозы (5 мл/сут.) и, при необходимости, каждые 2 дня повышают дозу, пока не получат хороший ежедневный мягкий стул. При этом всю суточную дозу лучше принимать утром во время завтрака (утреннего кормления).
В связи с тем, что у детей чаще всего наблюдаются комбинированные (кологенные и проктогенные) или проктогенные запоры, в комплексную терапию рекомендуется также включать микроклизмы, свечи. Все это способствует смягчению стула и облегчению акта дефекации. Кроме того, у детей первого года жизни с этой же целью можно применять газоотводную трубку.
Таким образом, лечение детей с запорами должно быть комплексным и подбираться индивидуально в зависимости от возраста и конкретной ситуации. При этом Дюфалак является безопасным и эффективным препаратом, который широко применяется у детей с запорами и считается препаратом выбора у новорожденных детей. Кроме смягчения стула и облегчения акта дефекации Дюфалак способствует росту полезной микрофлоры в кишечнике, что благотворно влияет на организм ребенка в целом.
Литература
1. Бельмер С.В., Хавкин А.И. Детская гастроэнтерология на компакт–диске.– М., 2003. – 3 изд.
2. Баранов А.А., Климанская Е.В. Заболевания органов пищеварения у детей (тонкая и толстая кишка). – М., 1999. – 210 с.
3. Потапов А.С., Полякова С.И. Возможности применения лактулозы в терапии хронического запора у детей // Вопросы современной педиатрии. – 2003. – Т.2, № 2.
4. Румянцев В.Г. Практическая колопроктология // Запоры: тактика ведения пациента в поликлинике. – www.proctolog.ru
5. Хавкин А.И., Жихарева Н.С., Рачкова Н.С. Хронические запоры у детей // Лечащий врач. – 2003. – № 5.
6. Benninga M.A. Constipation and Faecal Incontinence in Childhood. – Stockholm, 1998.
7. Mayerhofer F., Petuely F. Untersuchungen zur Regulation der Darmtrдgheit des Erwachsenen mit Hilfe der Lactulose (Bifidus–Faktor) // Wien Klin. Wochenschr. – 1959. – Vol. 71. – P. 865–869.
8. Muller M., Jaquenoud–Sirot E. Behandlung der chronischen Obstipation bei Kindern mit Lactulose // Ars. Medici. – 1994. – Vol. 84. – P. 568–577.
9. Hyman Paul E., Peter J., Milla Marc A. Benninga. Childhood functional gastrointestinal disorders: neonate/toddler // Gastroenterol. – 2006. – P. 1519–1526.
10. Stendal C. Practical Guide to Gastrointestinal Function Testing. – Amsterdam, 1994.
11. Von Klinggrдof C. Zur Therapie der Obstipation bei Kleinkindern, Kindern und Jugendlichen // Kinderarzt. – 1981. – Vol. 6. – P. 1–3.
Источник
Функциональный запор у грудничка – ещё одна проблема, с которой нередко обращаются к педиатрам мамы детей, находящихся на искусственном вскармливании. Чаще всего причиной запоров у новорожденных является слабая перистальтика кишечника, затрудняющая движение и выделение каловых масс. Чаще всего проблема исчезает, когда у ребенка сформировывается кишечная микрофлора.
Почему бывают запоры у новорожденного ребенка
Функциональный запор у детей — это нарушение моторной функции кишечника, в результате которого удлиняются интервалы между акциями дефекации или кишечник систематически опорожняется не полностью.
Многие груднички испытывают затруднение при опорожнении кишечника, которое проявляется отсутствием стула в течение 1, 2, 3 суток. Стоит ли мириться с таким положением, или надо хвататься за клизму? Прежде всего, необходимо понять и выявить причину запора.
Кишечник у детей имеет некоторые анатомо-физиологические особенности, которые способствуют возникновению легких функциональных расстройств его моторики, поэтому стул у детей первых месяцев жизни нестабильный: то запор, то понос.
Кишечник грудного ребенка относительно длиннее, чем у взрослого, мышечный слой и эластические волокна в кишечной стенке слабо выражены, секреторный аппарат недостаточно активен, нервные пути недоразвиты. Эти факторы способствуют становлению привычных запоров.
Почему у новорожденных бывают запоры, и почему эта проблема чаще всего возникает у детей, находящихся на искусственном вскармливании?
Часто функциональные запоры у детей раннего возраста возникают из-за слабого развития мышц передней брюшной стенки, вялая перистальтика кишечника также затрудняет продвижение каловых масс и их выделение.
Во время внутриутробного периода пищеварительная система бездействовала, поэтому требовать от нее безупречной работы с первых дней жизни неразумно. Постепенно усилится работа пищеварительных желез, повысится активность ферментов, сформируется кишечная микрофлора, и кишечник начнет работать как часы. В первые месяцы жизни проблемы с пищеварением у многих детей неизбежны.
Причиной функционального запора в раннем возрасте могут стать и дефекты вскармливания, недоедание, ранний перевод на смешанное или искусственное вскармливание.
При подозрении на недоедание проверьте, сколько молока малютка высасывает за одно кормление и за сутки. Для этого следует провести несколько контрольных взвешиваний в течение дня, а затем, суммируя данные, можно подсчитать объем молока в среднем за одну трапезу и за сутки.
Проведенное в условиях поликлиники однократное контрольное взвешивание может не дать достоверных данных, так как ребенок, насильно разбуженный для кормления, будет сосать вяло, и полученный результат способен ввести в заблуждение и маму, и врача. А следствием этого станет необоснованный перевод ребенка на смешанное или искусственное вскармливание при достаточной лактации у матери. Как только вы убедитесь в том, что ребенок недоедает, и обеспечите его достаточным питанием, стул наладится.
О том, что ребенок голоден, вы можете догадаться и по редким мочеиспусканиям. Если за целые сутки у вас скопилось меньше 6 мокрых пеленок, можете не сомневаться: ребенок голодный; срочно принимайте меры по налаживанию полноценного вскармливания. Малыш, «упакованный» с рождения в одноразовые подгузники, не сможет подсказать маме о своей проблеме.
У здорового грудного ребенка, находящегося на естественном вскармливании, стул бывает 2-4 раза в день, оранжево-желтого цвета, в виде гомогенной кашицы, кисловатого запаха.
При искусственном вскармливании стул бывает реже, 1-2 раза в день, иногда через день. Почему у таких новорожденных бывают запоры и как помочь малышам? Каловые массы у детей-«искусственников» содержат меньше воды, имеют более густую консистенцию, иногда бывают оформлены. При вскармливании молочными смесями стул имеет бледно-желтую окраску, по мере расширения диеты и введения овощного и мясного прикорма приобретает темную окраску.
Дети – «искусственники» более склонны к запорам, так как на переваривание молочных смесей затрачивается больше времени и ферментов, количество каловых масс значительно повышается, и кишечнику тяжелее переместить их к выходу и удалить из организма. Прохождение пищевой кашицы по кишечнику при искусственном вскармливании может достигать 48 часов, тогда как у ребенка, вскармливаемого материнским молоком, — от 16 до 22 часов.
Если у ребенка в течение суток не было стула, но он не проявляет признаков беспокойства, хорошо сосет, активно и жизнерадостно ведет себя, не торопитесь прибегать к постороннему вмешательству. Он самостоятельно справится с этим важным «большим» делом.
Видимо, материнское молоко усваивается у малыша почти полностью, и небольшое количество шлаков в кишечнике не мешает радоваться жизни. Как только каловых масс накопится достаточно (иногда для этого требуется 1-2 дня), кишечник удалит их самостоятельно.
Теперь вы понимаете, почему у новорожденного ребенка бывают запоры, а значит, пришла пора узнать, что нужно делать в этом случае.
Что делать при запорах у новорожденных: диета
В диету при запоре у новорожденного-«искусственника» должны входить отвары из фруктов и овощей, способствующие усилению движений кишечника. Отвары из яблок, из яблок и моркови, из моркови и капусты, из кабачков, капусты, моркови и репы, из шиповника — все они готовятся по одной технологии: подготовленные овощи и фрукты режут на мелкие кусочки, заливают водой, доводят до кипения и варят 20-30 минут под крышкой на медленном огне. После охлаждения процедить через несколько слоев марли и давать ребенку, начиная с одной чайной ложки на прием, доводя объем до 70-100 мл в сутки.
Что делать при запорах у новорожденных, происходящих систематически? При постоянной задержке стула должны помочь фруктовые и овощные соки, богатые витаминами, минеральными веществами и клетчаткой.
Иногда причиной запора может быть недостаточное получение ребенком жидкости. Проще говоря, мама не считает нужным поить ребенка, потому что «смеси и так жидкие». Это весьма распространенная ошибка. Для переваривания более богатой белком по сравнению с женским молоком смеси требуется повышенное количество жидкости. Так что не забывайте поить ребенка, особенно в жаркое время года, когда увеличиваются потери воды через кожу и дыхательные пути.
Для лечения функционального запора у детей в качестве напитков можно использовать укропную воду, чай с фенхелем, отвар ромашки, настой шиповника, фруктовые и овощные отвары (из яблок, чернослива, моркови, капусты).
Что же делать, если запор у новорожденных детей и задержка газов вызывает беспокойство малыша, а вместе с ним и всей семьи? Да и как же не волноваться, если он кричит до посинения, прижимая ножки к животу, выплевывает грудь и пустышку, а живот вздут и громко урчит? Девяносто девять матерей из ста хватаются за клизму, но в большинстве случаев ставят ее неправильно и положительного эффекта не достигают.
Как делать массаж живота новорожденному при запоре (с видео)
Если вы не знаете, что делать при запорах у новорожденных детей, не торопитесь с введением посторонних предметов в прямую кишку, пусть даже и с самой благородной целью. Можно помочь ребенку более приятным для него и эффективным способом. Если ребенок беспокоен из-за отсутствия стула и скопления газов в кишечнике, ему поможет правильно выполненный массаж.
Для выполнения массажа живота новорожденному при запоре положите ребенка на пеленальный стол, освободите его от подгузников и ползунков и теплой рукой начинайте легкое спокойное поглаживание по часовой стрелке. Легкие поверхностные движения действуют успокаивающим образом. Этим приемом следует начинать и заканчивать массаж. Поглаживание производится скользящими движениями ладонью, постепенно усиливая давление на брюшную стенку. Следующий прием массажа новорожденному при запоре — растирание — производится тремя средними пальцами так же по часовой стрелке, с применением более значительной силы давления.
Брюшная стенка у грудничка тонкая, подкожно-жировой слой выражен слабо, поэтому массирующие движения воздействуют практически на стенки кишечника и, усиливая перистальтику, способствуют продвижению кишечного содержимого к выходу и освобождению кишечника. Особенно интенсивно старайтесь массировать область сигмовидной кишки (над левой ножкой), где скапливаются каловые массы.
Перед тем как делать массаж новорожденному при запоре, позаботьтесь, чтобы ваши руки были чистыми, теплыми, сухими, с короткими ногтями, без колец и браслетов. Учитывая нежность и легкую ранимость кожи ребенка, а также его повышенную нервную возбудимость, массаж нужно производить осторожно, плавно, без толчков. Не стоит пользоваться присыпкой или вазелином, чтобы не нарушать кожное дыхание. Во время массажа разговаривайте с ребенком. Ласковые интонации маминого голоса оказывают дополнительное успокаивающее действие. В эффективности массажа вы убедитесь, как говорится, не отходя от кассы. Кишечник тут же освобождается от кала и газов, а ребенок сразу же успокаивается.
Видео «Массаж при запоре у новорожденного» поможет вам лучше понять, как выполняется эта процедура:
С первых месяцев жизни следует выполнять с ребенком гимнастические упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц живота.
Гимнастика должна вызывать у ребенка положительные эмоции, развивать и тренировать его.
Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net
Оцените тему статьи
Будем очень признательны,если оставите свою оценку
Loading…
Источник