Функциональные запоры у детей раннего возраста клинические рекомендации

запор у детей

Явления запора у детей — достаточно распространены среди детского населения (5-30% в зависимости от критериев диагностики). Симптомы становятся хроническими более чем в 30% пациентов, и запоры являются общей причиной обращения к вторичной помощи.

Точная причина запоров не до конца понятна, среди самых распространенных выделяют:

  • боль,
  • лихорадку,
  • обезвоживание,
  • диетическое питание,
  • употребление жидкости,
  • психологические проблемы,
  • тренировки туалетных навыков,
  • лекарства и семейный анамнез.

Запор редко угрожает жизни, поэтому это не имеет существенного влияния на показатели здравоохранения. Но многие дети и молодые люди испытывают социальный, психологический дискомфорт, также, запоры могут влиять на успеваемость в школе.

Признаки и симптомы запора

  1. нарушена активность кишечника,
  2. неприятный запах газов и стула,
  3. чрезмерный метеоризм,
  4. неправильная текстура стула,
  5. случайный переход огромных по объему стульев в частые небольшие гранулы,
  6. боль в животе,
  7. вздутие или дискомфорт,
  8. плохой аппетит,
  9. недостаток энергии ,
  10. несчастный,
  11. плохое или раздражающие настроение и общее недомогание.

Запор, который не может быть объяснен анатомическими или физиологическими аномалиями называется «идиопатическим».

запор

Некоторые дети с физическими недостатками, такие как церебральный паралич, более подвержены идиопатическим запорам вследствие нарушения подвижности.

Дети и молодые люди с синдромом Дауна или аутизмом также более склонны к запорам.

Важно, чтобы этим детям предоставлялась такая же помощь.

  • Без ранней диагностики и лечения запор может осложняться анальной трещиной или стать хроническим.
  • Частые случаи неэффективного лечения приводят к тому, что люди разочаровываются в медицине, в дальнейшем может снижаться эффективность лечения.

Сбор анамнеза и общий обзор

Ключевые компоненты, на которые стоит обратить внимание при сборе анамнеза для диагностики запоров.

Таблица 1. Ключевые компоненты, на которые стоит обратить внимание при сборе анамнеза для диагностики запоров.

Ключевые компоненты Потенциальные симптомы у ребенка < 1 года Потенциальные симптомы у ребенка > 1 года
Характер и свойства стула.Менее трех полных стульев в неделю (3 или 4 тип Бристольского шкала стула) (это не касается только грудных детей после 6-недельного возраста)

Твердый большой стул

«овечий кал» (1 тип Бристольского шкала стула).

Менее трех полных стульев в неделю (3 или 4 тип Бристольского шкала стула).

Изменение свойств стула (неоформленный, появление резкого запаха, стул проходит без ощущения, также может быть толстым и липким или сухим и шелухи.)

«Овечий кал» (1 типа Бристольского шкала стула).

Симптомы, связанные с дефекациейСтрадания во время дефекации

Кровотечения связаны с жестким стулом

Напряжение

Плохой аппетит, который улучшается при прохождении большого стула

уменьшения боли в животе после акта дефекации

Напряжение

Боль в анальной области

Анамнестические сведенияПредыдущий эпизод запоров

Предыдущая или текущая анальная трещина

Предыдущий эпизод запоров

Предыдущая или текущая анальная трещина

Неприятные ощущения перистальтических движений кишечника и кровотечения, связанные с застоями каловых масс.

Если у ребенка обнаружено запор, выполните сбор анамнеза по таблице 2, чтобы установить положительный диагноз идиопатического запора, исключив основные причины. Если у ребенка проявляются симптомы «красного флага» осуществить ургентную доставку в профильный стационар.

Таблица 2 Основные компоненты анамнеза для диагностики идиопатического запора

Ключевые компоненты Диагностические подсказки, указывающие на идиопатический запор«Красные флажки», указывающие на НЕ идиопатический запор
Сроки начала запоров и потенциальных провоцирующих факторов
у ребенка младше 1 года

Начинается через несколько недель жизни

Известны триггеры, что совпадает с началом появления симптомов: трещина, изменение диеты, инфекции

у ребенка старше 1 года

Начинается через несколько недель жизни

Очевидные триггерные факторы, совпадает с началом проявления симптомов: трещина, изменение диеты, приучение к горшку / туалета или стрессовые факторы, такие как начало посещения садика / школы, страхи и фобии, большие изменения в семье, прием лекарств, инфекционные болезни etc.

Начинается с рождения или первых недель жизни
Выход мекония Нормальный (в течение 48 часов после рождения [у доношенного ребенка])Отсутствие / задержка мекония (более 48 часов после рождения [у доношенного ребенка])
Характер стулаТак называемые «каловые ленты» (скорее всего , у ребенка младше 1 года)
Общее развитие
у ребенка младше 1 года

Вообще хорошо, вес и рост в пределах нормы

у ребенка старше 1 года

Вообще хорошо, вес и рост в пределах нормы, активность достаточно.

Нет »красного флага», но обратить внимание «янтарный флажок» ниже
Неврологический статус Никаких неврологических проблем, нормальное развитие опорно-двигательного аппарата.Ранее неизвестная или не диагностированная слабость в нижних конечностях, задержка развития опорно-двигательного аппарата.
Живот«Вздутие живота» со рвотой
Диета и потребления жидкости
У ребенка младше 1 года

Изменения в молочной смеси, отлучение, недостаточное потребление жидкости

У ребенка старше 1 года

Случай нарушения диеты и / или недостаточное потребление жидкости

Проведите всеобщее обозрение . Используйте таблицу 3 для установления диагноза идиопатического запора, исключив основные причины. Если у ребенка проявляются симптомы «красного флага» осуществить ургентную доставку в профильный стационар.

Таблица 3 Основные компоненты общего обзора при диагностике идиопатического запора

Ключевые компоненты Выводы и диагностические подсказки, указывающие на идиопатический запор«Красные флажки» и диагностические подсказки, указывающие на НЕ идиопатический запор или иное заболевание.
Обзор перианальной зоны: внешний вид, положение, проходимость и т.д.

Нормальный вид ануса и перианальной зоны

 Аномальный вид / положения / проходимость заднего прохода: свищи, синяки, множественные трещины, различные аномалии развития etc.
Обследование органов брюшной полости Мягкий живот. Плоский или вздутый, который можно объяснить возрастом или избыточным весом Явно заметно вздутие
Позвоночно-поясно-седалищный район Нормальный вид кожи и анатомические структуры пояснично-крестцовых / ягодичных областей Ненормальное: асимметрия или уплощение ягодичных мышц, аномалии развития таза , окраска кожи, липомы, сколиоз, etc.
Исследование нижних конечностей, включая тонус и силу

Нормальная походка. Нормальный тонус и сила в нижних конечностях

Деформация нижних конечностей, как косолапость

Аномальные нервно-мышечные признаки, такие как церебральный паралич

Неврологический статус Никаких неврологических проблем, нормальное развитие опорно-двигательного аппарата.Ранее неизвестная или не диагностированная слабость в нижних конечностях, задержка развития опорно-двигательного аппарата.
Неврологическое обследование нижних конечностей рефлексы Рефлексы присутствуют и удовлетворительных свойств Аномальные рефлексы

диагностика запора у детей

Другие возможные причини запора у ребенка

  •  Если анамнез и / или физический осмотр указывают на задержку роста рассмотреть вопрос о лечении запора и провести тест на целиакию и гипотиреоз.
  •  Если во время сбора анамнеза и объективного обследования выяснилось информация или оказались непосредственные доказательства, указывающие на возможность плохого обращения с детьми, немедленно сообщите об этом факте компетентные органы.
  • Если при осмотре окажется перианальная стрептококковая инфекция, то лечат запор, а также инфекцию.

Информируйте ребенка и его родителей или опекунов о диагнозе. Успокаивайте их и расскажите, что существует терапия идиопатического запора, но это может занять несколько месяцев для решения их проблемы.

пальцевое исследование прямой кишки

Пальцевое ректальное исследование

  • Не проводите пальцевое ректальное исследование детям в возрасте от 1 года с «красным флагом» (см. Таблицы 2 и 3). 
  • При проведении пальцевого ректального исследования необходимо соблюдать определенные условия:
    • конфиденциальность
    • информированное согласие дается ребенком или молодым человеком, или родителями или законным опекуном, если ребенок не может ее предоставить, и обязательно задокументирована
    • в присутствии опекунов / родителей
    • учитывать индивидуальные предпочтения ребенка по степени обнажения тела и пола медицинского работника, который проводит исследования
    • все результаты исследования должны быть должным образом задокументированы

Клинические исследования

Эндоскопия
  • не используется ЭФГДС для исследования идиопатического запора.
Целиакия и гипотиреоз
  • Провести комплекс исследований на целиакию и гипотиреоз при идиопатических запорах, которые трудно поддаются лечению.
Манометрия
  •  Не используйте аноректальную манометрию для исключения болезни Гиршпрунга у детей и молодежи с хроническим запорами.
Рентгенография
  • Рассмотреть возможность применения простой рентгенографии при идиопатических запорах, которые трудно поддаются лечению.
Ректальное биопсия
  • Не выполнять биопсию, если не присутствуют или не присутствовали одни из следующих клинических признаков болезни Гиршпрунга:
    • задержка отхождения мекония (более 48 часов после рождения для доношенных новорожденных.)
    • запор с первых недель жизни
    • хроническое вздутие живота плюс рвота
    • отягощенный семейный анамнез по болезни Гиршпрунга
Исследования с контрастированием
  • Рассмотреть возможность применения исследований с контрастированием при идиопатических запорах, которые трудно поддаются лечению
Ультразвук
  • Рассмотреть возможность применения УЗИ ОБП при идиопатических запорах, которые трудно поддаются лечению.

Лечение запора у детей

Поддерживающую терапию начинать после освобождения от застоя каловых масс.

Предлагаем следующую схему приема лекарственных средств:

  • Полиэтиленгликоль 3350 (форлакс) + электролиты, используя схему увеличения дозы (см. Таблицу 4), как лечение первой линии.
  • Полиэтиленгликоль 3350 + электролиты можно смешивать с холодным напитком.
  • Используйте слабительное стимулятивного действия (см. Таблицу 4), если полиэтиленгликоль 3350 + электролиты не влечет к желаемому эффекту через 2 недели.
  • Назначайте слабительное стимулятивного действия моно- или в комбинации с осмотическим слабительным, таким как лактулоза (см. Таблицу 5)
  • Информируйте больного / членов семьи, применение слабительных может усилить болевой синдром.

Таблица 4 слабительные средства: рекомендуемые дозы

Слабительные средстваРекомендуемая доза
ПЕГ3350 (Диагностин * Эндофальк *), Макрогол (Форлакс)

Дозировка составляет 1-2 пакетика (10-20 г) в сутки, желательно утром за 1 прием.

Суточная доза определяется в соответствии с клинического эффекта и может составлять от 1 пакетику через день (особенно для детей) до 2 пакетиков в сутки. Первый эффект от применения Форлакс наступает в течение 24-48 часов после приема.

Натрия пикосульфат (Пиконорм)детям в возрасте от 4-х лет (только по назначению врача) — по 10-20 капель (соответствует 2,5-5 мг натрия пикосульфата моногидрата) 1р / д.
БисакодилДети от 2 до 5 лет 5 мг (1/2 свече) дети от 6 до 14 лет: 5-10 мг (1/2 — 1 суппозиторий).
Докузат натрия (Норгалакс)1-2 микроклизмы в сутки.
Натрия (Микролакс)

Детям в возрасте от 3 лет следует применять содержимое 1 тубы микроклизмы с наконечником (5 мл), вводя наконечник микроклизмы на всю длину.

Новорожденным и детям до 3 лет следует применять содержимое 1 тубы микроклизмы с наконечником (5 мл) и вводить наконечник микроклизмы на половину длины (см. Отметку на наконечнике тубы).

Таблица 5. Дозировка Лактулоза (Нормазе, Биофлоракс, Нормолакт)
ВозрастНачальная доза в суткиПоддерживающая доза в сутки
Взрослые и дети старше 14 лет15-45 мл15-30 мл
Дети 7-14 лет15 мл10-15 мл
Дети 1- 6 лет5-10 мл5-10 мл
Дети до 1 годадо 5 млдо 5 мл

Важно Примечание к лечению

  • Назначать Микролакс только после того, как все препараты per os были испробованы и не имели эффекта.
  • Применять фосфатные клизмы для лечения, только тогда, когда все пероральные лекарства и натрия (Микролакс) не имели клинического эффекта.
  • Мануальная эвакуация — только после отсутствия эффекта от вышеописанных методов.
  • Осмотр детей, получающих лечение в течение 1 недели.

лечения запора у ребенка

Поддерживающая терапия

Поддерживающей терапии начинать после освобождения от застоя каловых масс.

Предложите следующую схему лечения или поддерживающей терапии:
  • Полиэтиленгликоль 3350 + электролиты как первая линия лечения.
  • Отрегулируйте дозу полиэтиленгликоля 3350 + электролитов в соответствии с симптомами и ответом на лечение. Рекомендуется использование половинных доз для поддерживающей терапии (см. Таблицу 4).
  • Используйте слабительное стимулятивного действия (см. Таблицу 4), если полиэтиленгликоль 3350 + электролиты не влечет к желаемому эффекту.
  • Замените слабительное стимулятивного действия / полиэтиленгликоль 3350 + электролиты, если они не воспринимаются ребенком, не приносят желаемого эффекта. Предложите другой слабительное средство, например осмотического действия (Лактулоза) см. таблица 5.
  • Продолжайте принимать лекарства в поддерживающей дозе в течение нескольких недель после установления нормальной функции кишечника — это может занять несколько месяцев. Дети, которые приучаются к туалету должны принимать слабительные, пока навык нормально не сформируется.

НЕ обрывайте прием лекарств внезапно: постепенно уменьшайте дозу в течение нескольких месяцев в соответствии с консистенции и частоты стула.

Диета и образ жизни

  • Диетические рекомендации не являются лечением первой линии.
  • осторожно Лечить идиопатический запор слабительными препаратами в комбинации:

    • Психологическая беседа, в соответствии с развитием ребенка, информация о запорах и использования систем поощрения и наград.
    • Рациональное питание и употребление достаточного количества воды.
  • Консультировать родителей, детей (если это необходимо), чтобы сбалансированная диета включала:
    • Адекватное потребление жидкости (см. Таблицу 6).
    • Рекомендуйте употребление продуктов с высоким содержанием клетчатки (такие, как фрукты, овощи, хлеб с высоким содержанием зерновых) (не применяется только для грудных детейребенок). Не рекомендуется необработанные отруби, которые могут вызвать вздутие и метеоризм и уменьшить поглощение микроэлементов.

Таблица 6 Американские диетические рекомендации

ВозрастОбщее потребление воды (включая пищей)Вода, полученная из напитков в сутки.
0-6 мес.700 мл (предполагается получение исключительно грудного молока)
7-12 мес.800 мл (из молока и дополнительных пищевых продуктов и напитков)600 мл
1-3 года.1300 мл900 мл
4-8 лет.1700 мл1200 мл
9-13 лет. Мальчики.2400 мл1800 мл
9-13 лет. Девочки.2100 мл1600 мл
14-18 лет. Ребята.3300 мл2600 мл
14-18 лет. Девушки.2300 мл1800 мл

К вниманию Приведенные цифры весьма условны, и вообще, вышеуказанные рекомендации не должны толковаться как особое требование. Потребление воды может иметь место среди тех, кто физически активный или подвергается воздействию жарких сред. Следует отметить, что дети с ожирением имеют более высокие нормы потребления воды.

Рекомендуйте ежедневную физическую активность, которая адаптирована к стадии развития ребенка и его индивидуальных способностей, как часть поддерживающей терапии детей с идиопатическим запором.

Английский протокол диагностики и лечение запора у детей от 2017 г. в переводе на русский язык

Источник

Запоры являются одной из актуальных проблем не только взрослой, но и детской гастроэнтерологии. При этом чаще всего страдают запорами дети младшего возраста (с рождения до четырех лет). Как правило, нарушения моторики у данной категории детей носят функциональный характер.

Известно, что дефекация является активным процессом, который осуществляется только под контролем сознания. В нормальных условиях каловые массы, попадая в прямую кишку, стимулируют нервные рецепторы и инициируют акт дефекации. Растяжение прямой кишки регистрируется в коре головного мозга, и возникает рефлекторная релаксация внутреннего анального сфинктера (ВАС) – ректоанальный ингибиторный рефлекс (РАИР). Вследствие этого кишечное содержимое вступает в контакт с рецепторами верхней части анального канала и происходит дифференциация свойств содержимого. Если наступило время для дефекации, возникает релаксация наружного анального сфинктера (НАС), мышц прямой кишки, тазового дна, лобково–прямокишечной мышцы, что облегчает очищение. Релаксация лобково–прямокишечной мышцы приводит к расширению аноректального угла (увеличивается до 140°) и создает свободный анальный ход, который облегчает дефекацию. Для подавления дефекации произвольно сокращаются НАС, мышцы тазового дна, лобково–прямокишечная мышца, что способствует продвижению содержимого обратно в просвет прямой кишки, и прекращается убеждение о необходимости очищения [6,10]. Однако это может осуществить взрослый человек. Что касается детей, особенно первого года жизни, они чаще всего не могут скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна.
Частой причиной запоров у детей первого года жизни является незрелость ребенка. Неблагоприятная беременность (токсикозы, стрессы, особенно в первом триместре), медикаментозное вмешательство во время родов, кесарево сечение – все это приводит к несвоевременному созреванию и неправильному развитию нервной системы детей. Кроме того, в этом возрасте запоры могут быть проявлением перинатальной энцефалопатии. Другой причиной появления твердого кала является перевод ребенка на искусственное вскармливание или введение в рацион твердой пищи [1,5].
Еще одной алиментарной причиной нарушения дефекации у новорожденных является недостаточное потребление молока, что может быть связано с гипогалактией у матери, неэффективным сосанием молока (дефекты полости рта, общая слабость) или частыми рвотами. При этом фекалии становятся темными, вязкими и скудными, развиваются олигурия (из–за недостаточного поступления жидкости) и гипотрофия. В таких ситуациях необходимо оценить общее состояние и вес ребенка, количество получаемого молока и, при необходимости, откорректировать питание матери и ребенка.
Согласно Римским критериям III, к функциональным нарушениям, сопровождающимся затрудненным актом дефекации у детей с рождения до четырех лет, относятся затруднение дефекации у новорожденных (дисхезия – G6) и функциональный запор у детей с рождения до четырех лет (G7) [9].
Что касается дисхезий, данная проблема наблюдается у детей первых 2–3 мес. жизни, она проходит к 6 мес. Проявляется данное состояние криком и плачем ребенка в течение 20–30 мин. несколько раз в сутки. При этом наблюдается резкое покраснение лица ребенка (так называемый «синдром пурпурного лица»), что вызывает страх у родителей. Характерно для дисхезий то, что ребенок успокаивается сразу после акта дефекации и стул при этом мягкий и без примесей. Задача врача – объяснить родителям, что ребенок просто не может скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна.
Критерии диагностики функциональных запоров (G7): наличие у детей с рождения до четырех лет в течение 1 мес. двух или более из следующих симптомов:
• две или менее дефекаций в неделю;
• один или более эпизодов в неделю недержания у ребенка, приобретшего навыки туалета;
• чрезмерная задержка стула в анамнезе;
• дефекации, сопровождающиеся болью и натуживанием в анамнезе;
• наличие большого количества каловых масс в прямой кишке;
• большой диаметр каловых масс в анамнезе.
Запоры могут возникать вследствие замедления транзита каловых масс по всей толстой кишке (кологенные запоры). С другой стороны, затруднение опорожнения ректосигмоидного отдела толстой кишки может способствовать развитию запоров (проктогенные запоры). У детей, как правило, наблюдаются комбинированные расстройства (кологенные и проктогенные) [4]. Что касается детей первых лет жизни, то чаще всего запоры у них имеют проктогенный характер.
Надо отметить, что пик проявлений функциональных запоров приходится на период приобретения навыков туалета (между 2 и 4 годами). Данная ситуация чаще встречается у мальчиков. Как правило, основной причиной, побуждающей ребенка задерживать стул, является болезненная дефекация и, как следствие, «боязнь горшка». При этом дети часто прячутся в углу, «подпирают» мебель, стоят на выпрямленных напряженных ногах и, в лучшем случае, совершают акт дефекации стоя. Достаточно часто у таких детей наблюдается скопление фекальных масс в прямой кишке, которое может быть выявлено при физикальном исследовании или после дефекации. Периодически может происходить недержание кала, что связано с неспособностью сфинктеров удержать такое количество накопленных каловых масс. Надо отметить, что часто родители только усугубляют ситуацию, пытаясь заставить ребенка покакать.
Таким образом, к функциональному запору у новорожденных детей и детей раннего возраста, как правило, приводит одна из трех ситуаций:
• незрелость желудочно–кишечного тракта, неспособность скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна;
• появление твердого кала у ребенка при переводе на искусственное вскармливание или введении в рацион твердой пищи;
• в процессе приучения к горшку дети находят дефекацию болезненной.
Кроме функциональных нарушений, следует помнить и о таких заболеваниях, как рахит и гипотиреоз, которые сопровождаются мышечной гипотонией и также могут способствовать развитию запоров у детей. В ряде случаев врожденные аномалии толстой кишки, такие как болезнь Гиршпрунга (аганглиоз), долихоколон, долихосигма, удвоение толстой кишки, мегаколон, мегаректум, стеноз ануса и другие аноректальные пороки развития, способствуют развитию хронических запоров у детей. Также следует помнить о болезненных расстройствах ануса (трещины, дерматит), которые могут способствовать задержке каловых масс [1,5].
Диагностика запоров основана на анализе клинико–анамнестических данных, данных морфофункциональных, инструментальных и лабораторных методов исследования.
Функциональные методы исследования имеют особое место и значение в оценке деятельности дистального отдела толстой кишки в норме и при патологии. На современном этапе, наряду с традиционными методами, все чаще в клиническую практику внедряются различные тонометрические методы (сфинктерометрия, баллонометрия, манометрия, электромиография и т.д.). Так, в отделении гастроэнтерологии и эндоскопических методов исследования Московского НИИ педиатрии и детской хирургии в настоящее время проводится аноректальная манометрия с помощью аппарата Polygraf фирмы Medtronic, при этом используются водно–перфузионные катетеры с радиальным расположением регистрационных каналов.
У детей, как и у взрослых, данное исследование позволяет оценить 6 важных показателей [10]:
• максимальное давление произвольного сжатия (функция ВАС и лобково–прямокишечной мышцы);
• давление напряжения/сжатия;
• давление покоя/релаксации;
• подавление ответной реакции ВАС на растяжение прямой кишки (РАИР);
• сенсорный порог объема прямой кишки, отношение порога первой сенсации (способность ощущения небольших объемов ректального растяжения) к порогу терпимого максимального растяжения;
• динамика дефекации.
Если речь идет о детях младшего возраста, то данное исследование можно проводить для исключения или подтверждения болезни Гиршпрунга. При отсутствии РАИР, когда в ответ на наполнение баллона воздухом не происходит расслабления ВАС, с большой долей вероятности можно говорить о болезни Гиршпрунга [10].
Лечение запоров у детей должно быть комплексным. Медикаментозная терапия должна рассматриваться как вспомогательный, но не основной компонент терапевтических мероприятий.
При лечении запоров важное место занимает разъяснительная беседа с родителями, которым необходимо объяснить, что чаще всего у детей младшего возраста запоры связаны либо с невозможностью скоординировать мышцы брюшного пресса и тазового дна, либо с «боязнью горшка».
Не менее важно соблюдать режим дефекации – высаживание ребенка (детей старше года) на горшок строго в одно и то же время (даже если у него нет позыва на дефекацию). Наиболее физиологичной является дефекация в утренние часы после завтрака. Очень важно, чтобы этот процесс не вызывал у ребенка отрицательных эмоций – горшок должен быть удобным, теплым, ребенка нельзя подгонять и ругать во время дефекации.
Следующий этап предполагает коррекцию пищевого рациона. Если речь идет о ребенке первого года жизни, и он находится на естественном вскармливании, то обязательным условием является сохранение грудного вскармливания. Если ребенок находится на смешанном или искусственном вскармливании, то необходимо подобрать оптимальную адаптированную смесь, которая будет наиболее приближена по составу к грудному молоку и тем самым будет способствовать образованию хорошего мягкого стула. Для профилактики и лечения запоров предпочтение следует отдавать смесям, содержащим вещества, обладающие пребиотическими свойствами – пищевые волокна (галакто–, фруктополисахариды, лактулоза и др.). Данные смеси способствуют образованию рыхлого химуса, повышают вязкость и объем каловых масс, улучшают перистальтику и рост нормальной микрофлоры кишечника.
Надо отметить, что детям первого года жизни, страдающим запорами, ввeдение прикорма лучше начинать с овощных пюре.
Что касается детей старше года, питание должно быть дробным (5–6 раз в день) с высоким содержанием клетчатки.
Важную роль в лечении запоров играет активный образ жизни ребенка. В ежедневную зарядку необходимо включать комплекс упражнений, направленных на нормализацию работы толстого кишечника. Детям первого года жизни необходимо прижимать ножки к животику, делать упражнения по типу «велосипед». Для детей старше года физические упражнения можно проводить в виде игры. Например, можно рассыпать на полу 20–30 штук мелких игрушек и попросить ребенка собрать все игрушки, нагнувшись за каждой из положения стоя. Такое «упражнение» следует повторять в течение дня 2–3 раза. Всем детям рекомендуется также проведение массажа передней брюшной стенки по часовой стрелке.
Достаточно сложной проблемой при лечении хронических запоров у детей является выбор слабительного средства.
Слабительные средства классифицируются по механизму их действия [3]:
• увеличивающие объем кишечного содержимого (отруби, семена, синтетические вещества);
• вещества, размягчающие каловые массы (вазелиновое масло, жидкий парафин);
• раздражающие или контактные слабительные (антрахиноны, дифенолы, касторовое масло);
• осмотические слабительные (соли магния, макрогол);
• слабоабсорбируемые ди– и полисахариды, имеющие свойства пребиотиков (лактулоза, которая имеет также осмотические свойства).
Следует отметить, что при лечении запоров у детей не рекомендуется применение слабительных препаратов, усиливающих моторику кишки и тормозящих абсорбцию воды и солей из кишечника (антрагликозиды, производные фенолфталеина, касторовое масло, солевые слабительные), из–за большого количества побочных действий и осложнений. Препаратами выбора у детей являются осмотические слабительные (макрогол, лактулоза).
Единственным препаратом, который может применяться у детей с рождения, является лактулоза (Дюфалак). Дюфалак не метаболизируется и не всасывается в тонкой кишке, поступает в толстую кишку в неизмененном виде, оказывая умеренный осмотический эффект. Под влиянием дисахаридаз сахаролитических бактерий (бифидо– и лактобактерии) лактулоза гидролизуется до моносахаров и в конечном итоге – до короткоцепочечных жирных кислот (уксусной, пропионовой и масляной). Бактериальный метаболизм лактулозы способствует нормализации кишечной микрофлоры, увеличению биомассы, снижает значение pH в просвете толстой кишки, что, в свою очередь, стимулирует перистальтику толстой кишки, оказывая слабительный эффект.
Уже в 1959 г. F. Mayerhofer и F. Petuely [7] опубликовали первое сообщение о применении препарата Дюфалак для лечения запора и, подобно другим исследователям, особенно рекомендовали его в качестве безопасного лекарственного средства для лечения у детей. С тех пор было проведено большое количество клинических испытаний с целью изучения эффективности препарата Дюфалак при запоре.
В отчетах клинических исследований, посвященных изучению препарата Дюфалак у детей, особо подчеркивается его хорошая переносимость [8,11].
В заключительном разделе своей статьи о препарате Дюфалак F. Petuely [7] делает вывод о том, что дети младшего возраста особенно хорошо переносят это лекарственное средство, и доза, переносимая детьми, в 5 раз превышает дозу, переносимую взрослыми (1,5 против 0,3 г/кг массы тела).
Поскольку нет жесткой зависимости дозы от возраста и массы тела, рекомендуется индивидуальный подбор дозы препарата. Обычно начинают с минимальной дозы (5 мл/сут.) и, при необходимости, каждые 2 дня повышают дозу, пока не получат хороший ежедневный мягкий стул. При этом всю суточную дозу лучше принимать утром во время завтрака (утреннего кормления).
В связи с тем, что у детей чаще всего наблюдаются комбинированные (кологенные и проктогенные) или проктогенные запоры, в комплексную терапию рекомендуется также включать микроклизмы, свечи. Все это способствует смягчению стула и облегчению акта дефекации. Кроме того, у детей первого года жизни с этой же целью можно применять газоотводную трубку.
Таким образом, лечение детей с запорами должно быть комплексным и подбираться индивидуально в зависимости от возраста и конкретной ситуации. При этом Дюфалак является безопасным и эффективным препаратом, который широко применяется у детей с запорами и считается препаратом выбора у новорожденных детей. Кроме смягчения стула и облегчения акта дефекации Дюфалак способствует росту полезной микрофлоры в кишечнике, что благотворно влияет на организм ребенка в целом.

Литература
1. Бельмер С.В., Хавкин А.И. Детская гастроэнтерология на компакт–диске.– М., 2003. – 3 изд.
2. Баранов А.А., Климанская Е.В. Заболевания органов пищеварения у детей (тонкая и толстая кишка). – М., 1999. – 210 с.
3. Потапов А.С., Полякова С.И. Возможности применения лактулозы в терапии хронического запора у детей // Вопросы современной педиатрии. – 2003. – Т.2, № 2.
4. Румянцев В.Г. Практическая колопроктология // Запоры: тактика ведения пациента в поликлинике. – www.proctolog.ru
5. Хавкин А.И., Жихарева Н.С., Рачкова Н.С. Хронические запоры у детей // Лечащий врач. – 2003. – № 5.
6. Benninga M.A. Constipation and Faecal Incontinence in Childhood. – Stockholm, 1998.
7. Mayerhofer F., Petuely F. Untersuchungen zur Regulation der Darmtrдgheit des Erwachsenen mit Hilfe der Lactulose (Bifidus–Faktor) // Wien Klin. Wochenschr. – 1959. – Vol. 71. – P. 865–869.
8. Muller M., Jaquenoud–Sirot E. Behandlung der chronischen Obstipation bei Kindern mit Lactulose // Ars. Medici. – 1994. – Vol. 84. – P. 568–577.
9. Hyman Paul E., Peter J., Milla Marc A. Benninga. Childhood functional gastrointestinal disorders: neonate/toddler // Gastroenterol. – 2006. – P. 1519–1526.
10. Stendal C. Practical Guide to Gastrointestinal Function Testing. – Amsterdam, 1994.
11. Von Klinggrдof C. Zur Therapie der Obstipation bei Kleinkindern, Kindern und Jugendlichen // Kinderarzt. – 1981. – Vol. 6. – P. 1–3.

Источник