1. ПРОСТЫЕ ЗАПОРЫ

Наиболее простыми из всех видов запорных устройств являются накладки, щеколды и задвижки. Накладки и щеколды применяются только для дверей, а задвижки как для дверей, так и для окон. Дверные задвижки делаются со скобами для висячего замка и без них.

Кроме простых задвижек применяются самозапирающиеся дверные задвижки, которые автоматически запираются при захлопывании дверей. Часто такая задвижка бывает соединена с дверным замков.

Вырабатываются также торцовые задвижки, или так называемые дверные шпингалеты, предназначенные для неподвижного закрепления одной из половинок двустворчатой двери.

Ниже описано устройство дверных накладок, щеколд и задвижек.

Дверная накладка (рис. 1) состоит из накладки (1), шарнира (2), планки (3), дужки (4) и оси шарнира (5).

Рис. 1. Дверная накладка.

Накладку, соединённую при помощи оси о шарниром, надевают на дужку, укреплённую на планке. В комплект дверной накладки входят накладка и дужка.

Все детали накладки, за исключением оси, штампуют на прессе, галтуют в барабане и оцинковывают. Вместо оцинковывания накладку можно покрывать чёрным лаком.

Дверная щеколда (рис. 2) состоит из двух частей: рамки, врезаемой в коробку двери, и собственно щеколды. Детали щеколды следующие: рамка (1), защелка (2), штифт (3), пружина (4), планка (5).

Рис. 2. Дверная щеколда.

Рамка служит основной частью щеколды и предназначена для крепления указанных деталей, а также дли крепления щеколды к двери, На рамке посредством пружины и штифта укреплена защелка.

Пружина и штифт прижимают защелку к рамке. Защелка, западая в гнездо планки, не даёт двери открыться. Таким образом планка служит гнездом для защелки.

Все детали дверной щеколды изготовляются путём штамповки. Пружину необходимо термически обрабатывать.

При нажиме пальцем на щеколду пружина должна действовать безотказно, т. е. должна сжиматься и разжиматься свободно, без заеданий и перекосов.

Раззенкованные отверстии для шурупов должны иметь правильную круглую форму без завалов и заусенцев. Гнездо в планке, в которую входит защелка, должно быть правильной квадратной формы. Защелка должна быть загнута строго по радиусу с плавным переходом от одного радиуса к другому.

Щеколды можно изготовлять полностью никелированными с предварительным омеднением и последующей глянцовкой или комбинированными — частично никелированными и частично окрашенными.

Дверные задвижки изготовляются простые и с двумя отверстиями для замка.

Одну из петель делают на заднем конце задвижки, другую на ближайшей к первой петле направляющей. Когда задвижка замкнута, обо петли сходятся вплотную, и сквозь них продевают дужку замка.

Детали задвижек небольших размеров можно изготовлять полностью штамповкой. Задвижки больших размеров отковывают вручную или получают путём горячей штамповки.

Направляющие для задвижек штампуют или вырезают из листовой стали или плоских стальных полос. Ручки задвижек отливают из ковкого чугуна или вытачивают из отходов стали.

Дверные шпингалеты служат для закрепления закрытой половины двустворчатой двери, чтобы она не отходила при открывании другой половины. Шпингалеты врезаются в торцы двери сверху и снизу. Имеющийся в верхнем шпингалете упор предупреждает слишком низкое опускание задвижки в канавке коробки и даёт возможность захватить ушко пальцами.

Дверной шпингалет (рис. 3) состоит из основания (1), ригеля (2), коробочки (3), скобы (4), рычага (5), пружины (6), щёчек (7) и (8), заклёпок (9) и (10) и заклёпки (11) в скобе.

Рис. 3. Дверной шпингалет.

Основание и ригель штампуют из малоуглеродистой стали толщиной в 3 мм, скобу — из такой же стали толщиной в 2 мм, рычаг и щёчки — из стали в 4 мм, коробку из декапированной стали толщиной в 0,75 мм. Пружина должна быть термически обработана.

Шпингалеты можно никелировать или окрашивать. У никелированных шпингалетов наружную поверхность полируют.

Собранные шпингалеты испытываются на прочность защелки (посредством многократных повторных движений рычага), на плавность и мягкость движения рычага и надёжность соединения подвижных и неподвижных частей.

Оконные задвижки. Оконные задвижки бывают двух типов: простые задвижки и окопные шпингалеты.

Оконную раму обычно снабжают двумя отдельными задвижками — верхней и нижней. Обе задвижки можно соединить и снабдить механизмом для отпирания и запирания их с одного места, обычно с середины рамы. Такие окопные запоры называют шпингалетами.

Простые оконные задвижки мало отличаются от обычных дверных задвижек. Иногда для удержания верхней задвижки в закрытом положении под неё помещают стальную пружину.

Задвижка, изображённая на рис. 4, состоит из верхнего основания (1), пружины (2), большой скобки (3), малой скобки (4), ручки (5), накладки (6), планки (7), нижнего основания (8). В комплект задвижки входят: одна большая задвижка, одна малая задвижка, две накладки и две планки.

Рис. 4. Задвижка оконная.

Детали оконной задвижки изготовляются из малоуглеродистой стали путём штамповки. Ручки можно отливать из ковкого чугуна или вытачивать. Наружные поверхности задвижек омедняют, а затем нивелируют или же покрывают чёрным лаком.

Оконные шпингалеты представляют собой более дорогие и сложные приборы, чем задвижки. По устройству различают два вида шпингалетов: 1) одна общая задвижка, запирающая оба конца рамы, 2) две задвижки, одновременно раздвигающиеся в разные стороны при закрывании рамы и сдвигающиеся при открывании.

Следующая глава >