Доклад на тему запор
Запор
Запор — это
затруднение акта дефекации (дефекация — процесс опорожнения кишечника) или
отсутствие самостоятельного опорожнения кишечника в течение какого — то периода
времени.
Для борьбы с
запорами, часто принимают слабительные средства, но это не всегда необходимо.
Это может быть даже опасно потому что применение некоторых слабительных средств
оказывает негативные побочные эффекты и приводит к формированию зависимости.
При частом или длительном приеме этих лекарств организм становится менее
способным к опорожнению кишечника без их помощи. Это ведет к злоупотреблению
лекарственным препаратом и необходимости принимать его постоянно. Если вы
считаете, что у Вас выработалась зависимость к слабительным средствам, то
поговорите об этом со своим врачом.
Когда
слабительные средства не нужны? Не следует принимать слабительное средство для
«очистки пищеварительной системы» или для «нормализации»
работы организма, или только потому, что опорожнение кишечника происходит менее
одного раза в день. Неверно считать, что у всех должен быть ежедневный стул. У
совершенно здоровых взрослых людей может быть от двух опорожнений кишечника в
неделю до трех опорожнений в день. Нормальна или ненормальна частота стула
решает врач индивидуально в каждом случае.
У детей частота
стула зависит от возраста. Новорожденный младенец, находящийся на естественном
вскармливании, «имеет право» на такое количество дефекаций, сколько раз его
кормят. Это — идеальный вариант, но для современных детей в возрасте до 2 — 3
месяцев допустимо иметь стул не менее 2 раз в сутки. Для детей, находящихся на
искусственном вскармливании, до года запором считается отсутствие
самостоятельного стула в течение суток. Для детей до 6 месяцев запором
считается не только отсутствие самостоятельного опорожнения кишечника в течение
суток, но и появление твердого оформленного кала. Нормальной консистенцией
каловых масс в этом возрасте считается «кашица», то есть неоформленный (но и не
жидкий) кал. Если у малыша, которому не исполнилось полугода, кал — в виде
«колбаски» или «шариков», — это склонность к запорам. В возрасте от 6 месяцев
до 1,5 лет кал может быть как кашицеобразным, так и оформленным. У детей
дошкольного и школьного возраста запор — отсутствие самостоятельного стула в
течение суток. При этом, консистенция каловых масс может быть и не твердой.
Нередко у ребенка отсутствует дефекация более суток, может быть даже 2 — 3
суток, а затем ребенок ходит в туалет «кашицей» или жидко, но и это запор. Если
же ребенок самостоятельно, опорожняет кишечник один или несколько раз за сутки,
но при этом сильно тужится, плачет, а кал — очень твердый в виде «орешков» (так
называемый «овечий кал»), маленькими порциями, часто с прожилками крови — это
тоже запор. О наличии запора у старших школьников родители могут догадаться,
если ребенок идет в туалет с книжкой, и долго не выходит. В этом случае нужно
побеседовать с ним, так как подростки зачастую стесняются рассказать родителям
о своих проблемах со стулом.
Для некоторых
людей (по разным данным от 3 до 10%) нормальным является опорожнение кишечника
один раз в 2 — 3 суток. Обычно такие особенности носят наследственный характер.
При этом акт дефекации незатрудненный, кал нормальный по консистенции, а
задержка стула не вызывает никаких неприятных субъективных ощущений, снижения
аппетита. Если ваш ребенок относится к такой группе людей, то данный ритм
дефекаций обычно устанавливается к 7 — 10 годам, а до этого времени ребенок
должен ходить «по — большому», как и другие дети — не реже одного раза в сутки.
Если у ребенка
появился запор, крайне нежелательно использовать слабительные средства. Помимо
угнетения собственного рефлекса на опорожнение кишечника, это чревато
нарушениями всасывания, развитием дисбактериоза и воспаления в кишечнике. Частое
использование клизм также угнетает собственный рефлекс на опорожнение
кишечника. К запорам может привести бесконтрольное использование некоторых
лекарств, таких как смекта, имодиум, ферментативные препараты и др.
Лечить простой,
эпизодический запор лучше не медикаментозными методами, а постараться
восстановить нормальную работу кишечника за счет питания, употребляя в еду
сырые овощи, свежие и высушенные фрукты, арбузы, дыни, морскую капусту,
косточковые ягоды (слива, вишня, абрикос), бананы, кисломолочные продукты
(кефиры, йогурты, сыры), рассыпчатые каши (овсяную, гречневую, кукурузную,
перловую), хлеб из муки грубого помола (ржаной, хлеб с отрубями), растительное
масло. При этом клетчатка, входящая в сотав отрубей, набухает, и послабляющее
действие отрубей усиливается. Желательно больше пить безалкогольных напитков
(от 6 до 8 стаканов в день). Возможно использование контраста температур: за
один прием пищи есть блюда, разные по температуре (первое горячее, третье
холодное). Этот тип диеты предотвращает и лечит запор, и такая диета подчас
дешевле, чем лекарства. Регулярные упражнения, не менее 30 минут в день,
(плавание, велоспорт, ходьба) также помогут вашему организму в регулярном
опорожнении кишечника.
Хороший эффект
дает употребление пшеничных отрубей в заваренном виде по 1-2 ст.л. с каждым
приемом пищи (к небольшому количеству отрубей следует добавить кипяток до
кашицеобразной консистенции). При этом клетчатка, входящая в состав отрубей,
набухает, и послабляющее действие отрубей усиливается. Кроме того, отруби
являются пищевым субстратом для бактерий, населяющих кишечник, способствуют
поддержанию нужного уровня рН в просвете толстой кишки, содержат витамины
группы В.
Следует
исключить или уменьшить потребление чая, кофе, какао, творога, риса, гранатов,
груш, айвы, вяжущих продуктов, шоколада, мучного, так как эти продукты обладают
закрепляющим действием. К появлению запоров может привести и длительное
употребление механически и термически щадящей пищи (протертые блюда, пюре,
кисели и т.п.), употребление высококалорийной, малообъемной пищи (икра,
шоколад, мучные продукты), отсутствие в рационе продуктов, содержащих грубую
клетчатку или пищевые волокна. Это надо учитывать, когда Вы лечите запор с
помощью диеты
В случае, если
запор происходит в дороге или в такой период времени, когда трудно регулярно
питаться, то может быть следует в течение непродолжительного времени принимать
слабительное средство. Запоры, особенно возникшие при переездах, в
командировках, могут пройти и при приеме эубиотиков (бификол, ацилакт,
буфидумбактерин и др.). Единственный тип слабительного средства, допускаемый к
приему при самолечении, это слабительные средства, способствующие увеличению
объема содержимого кишечника, как например, морская капуста, овсянка, бананы,
агар-агар, лактулоза. Но даже эти слабительные средства должны приниматься лишь
эпизодически. Слабительные, способствующие увеличению объема содержимого
кишечника, обычно начинают действовать через временной интервал от 12 часов до
3 суток.
В каких случаях
нужно обратиться к врачу? Дополнительного обследования требуют следующие
случаи: запоры, возникшие впервые в жизни; запоры, усилившиеся без видимых
причин; запоры, сопровождающиеся болями в животе, похуданием, изменением формы
каловых масс (лентовидный кал, «овечий» кал), появлением примеси крови, слизи,
гноя в каловых массах.
Бисакодил,
дулколакс, сенна, крушина оказывают слабительное действие, раздражая слизистую
кишечника. Мы не рекомендуем их прием в течение длительного срока для лечения
запора, т.к. они постепенно нарушают функции кишечника. Это приводит к усилению
запора и к развитию атонии толстого кишечника, при которой кишечник теряет
способность продвигать пищевой комок без химической стимуляции. В соответствии
с одним из американских руководств по фармакологии, «важное медицинское
значение слабительных средств, вызывающих химическое раздражение слизистой
оболочки кишечника больше проистекает из их популярности и злоупотребления ими,
нежели из обоснованных терапевтических применений».
Гидроксид
магния, молочко магнезии, является слабительным и антацидным средством, но в
качестве слабительного средства может применяться лишь эпизодически. Этот
препарат может вызвать диарею. Больные, страдающие тяжелыми заболеваниями
почек, не должны применять гидроксид магния. При приеме лекарства в больших
дозах или в течение длительного срока проходите регулярный осмотр у врача. Если
вы лечитесь самостоятельно с помощью этого препарата, не применяйте его более
двух недель.
Прокинетики. В
последнее время для лечения запоров широко применяются препараты, нормализующие
моторику ЖКТ и, таким образом, способствующие своевременному опорожнению
кишечника. К таким препаратам относится цизаприд (координакс, перистил, цисап).
Однако их нельзя принимать без назначения врача. Эффект от их приема наступает
со второй недели лечения, и что особенно важно, может сохраняться в течение
нескольких месяцев после завершения курса лечения. Однако следует помнить, что
новые препараты являются опасными, поскольку очень мало известно о том, насколько
они безопасны. Перед выпуском на рынок, новые лекарственные средства
испытываются на сравнительно небольшом числе людей и информация об
эффективности является гораздо более полной, чем информация о безопасности.
Кроме этого, очень редко известно, насколько новые лекарства эффективнее, чем
ранее существовавшие. Опасные побочные эффекты или представляющие угрозу для
жизни пациента взаимодействия нового препарата с другими лекарственными
средствами могут быть не выявлены до тех пор, пока не будет накоплен
достаточный опыт применения препарата — сотни тысяч случаев использования.
Выявление опасных побочных эффектов или даже изъятие препарата из продажи
обычно осуществляется в пределах пяти лет после выпуска препарата на рынок.
Если вы
находитесь на диете с низким содержанием соли или сахара, попросите врача или
фармацевта помочь вам подобрать слабительное средство с учетом Вашей диеты.
Некоторые слабительные средства содержат сахар, соль или искусственный
подсластитель.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта https://med-lib.ru/
Источник
Çàïîð — çàòðóäíåíèå àêòà äåôåêàöèè, áîðüáà ñ íèì. Íåãàòèâíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû, âûçûâàåìûå ñëàáèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè. ×àñòîòà ñòóëà ó äåòåé è âçðîñëûõ. Õàðàêòåðèñòèêà ëå÷åáíûõ ïðåïàðàòîâ è ðåêîìåíäàöèè ê óïîòðåáëåíèþ íå ìåäèêàìåíòîçíûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Çàïîð
Çàïîð — ýòî çàòðóäíåíèå àêòà äåôåêàöèè (äåôåêàöèÿ — ïðîöåññ îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà) èëè îòñóòñòâèå ñàìîñòîÿòåëüíîãî îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà â òå÷åíèå êàêîãî — òî ïåðèîäà âðåìåíè.
Äëÿ áîðüáû ñ çàïîðàìè, ÷àñòî ïðèíèìàþò ñëàáèòåëüíûå ñðåäñòâà, íî ýòî íå âñåãäà íåîáõîäèìî. Ýòî ìîæåò áûòü äàæå îïàñíî ïîòîìó, ÷òî ïðèìåíåíèå íåêîòîðûõ ñëàáèòåëüíûõ ñðåäñòâ îêàçûâàåò íåãàòèâíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû è ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ çàâèñèìîñòè. Ïðè ÷àñòîì èëè äëèòåëüíîì ïðèåìå ýòèõ ëåêàðñòâ îðãàíèçì ñòàíîâèòñÿ ìåíåå ñïîñîáíûì ê îïîðîæíåíèþ êèøå÷íèêà áåç èõ ïîìîùè. Ýòî âåäåò ê çëîóïîòðåáëåíèþ ëåêàðñòâåííûì ïðåïàðàòîì è íåîáõîäèìîñòè ïðèíèìàòü åãî ïîñòîÿííî. Åñëè âû ñ÷èòàåòå, ÷òî ó Âàñ âûðàáîòàëàñü çàâèñèìîñòü ê ñëàáèòåëüíûì ñðåäñòâàì, òî ïîãîâîðèòå îá ýòîì ñî ñâîèì âðà÷îì.
Êîãäà ñëàáèòåëüíûå ñðåäñòâà íå íóæíû? Íå ñëåäóåò ïðèíèìàòü ñëàáèòåëüíîå ñðåäñòâî äëÿ «î÷èñòêè ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû» èëè äëÿ «íîðìàëèçàöèè» ðàáîòû îðãàíèçìà, èëè òîëüêî ïîòîìó, ÷òî îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà ïðîèñõîäèò ìåíåå îäíîãî ðàçà â äåíü. Íåâåðíî ñ÷èòàòü, ÷òî ó âñåõ äîëæåí áûòü åæåäíåâíûé ñòóë. Ó ñîâåðøåííî çäîðîâûõ âçðîñëûõ ëþäåé ìîæåò áûòü îò äâóõ îïîðîæíåíèé êèøå÷íèêà â íåäåëþ äî òðåõ îïîðîæíåíèé â äåíü. Íîðìàëüíà èëè íåíîðìàëüíà ÷àñòîòà ñòóëà ðåøàåò âðà÷ èíäèâèäóàëüíî â êàæäîì ñëó÷àå.
Ó äåòåé ÷àñòîòà ñòóëà çàâèñèò îò âîçðàñòà. Íîâîðîæäåííûé ìëàäåíåö, íàõîäÿùèéñÿ íà åñòåñòâåííîì âñêàðìëèâàíèè, «èìååò ïðàâî» íà òàêîå êîëè÷åñòâî äåôåêàöèé, ñêîëüêî ðàç åãî êîðìÿò. Ýòî — èäåàëüíûé âàðèàíò, íî äëÿ ñîâðåìåííûõ äåòåé â âîçðàñòå äî 2 — 3 ìåñÿöåâ äîïóñòèìî èìåòü ñòóë íå ìåíåå 2 ðàç â ñóòêè. Äëÿ äåòåé, íàõîäÿùèõñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè, äî ãîäà çàïîðîì ñ÷èòàåòñÿ îòñóòñòâèå ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñòóëà â òå÷åíèå ñóòîê. Äëÿ äåòåé äî 6 ìåñÿöåâ çàïîðîì ñ÷èòàåòñÿ íå òîëüêî îòñóòñòâèå ñàìîñòîÿòåëüíîãî îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà â òå÷åíèå ñóòîê, íî è ïîÿâëåíèå òâåðäîãî îôîðìëåííîãî êàëà. Íîðìàëüíîé êîíñèñòåíöèåé êàëîâûõ ìàññ â ýòîì âîçðàñòå ñ÷èòàåòñÿ «êàøèöà», òî åñòü íåîôîðìëåííûé (íî è íå æèäêèé) êàë. Åñëè ó ìàëûøà, êîòîðîìó íå èñïîëíèëîñü ïîëóãîäà, êàë — â âèäå «êîëáàñêè» èëè «øàðèêîâ», — ýòî ñêëîííîñòü ê çàïîðàì.  âîçðàñòå îò 6 ìåñÿöåâ äî 1,5 ëåò êàë ìîæåò áûòü êàê êàøèöåîáðàçíûì, òàê è îôîðìëåííûì. Ó äåòåé äîøêîëüíîãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà çàïîð — îòñóòñòâèå ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñòóëà â òå÷åíèå ñóòîê. Ïðè ýòîì êîíñèñòåíöèÿ êàëîâûõ ìàññ ìîæåò áûòü è íå òâåðäîé. Íåðåäêî ó ðåáåíêà îòñóòñòâóåò äåôåêàöèÿ áîëåå ñóòîê, ìîæåò áûòü äàæå 2 — 3 ñóòîê, à çàòåì ðåáåíîê õîäèò â òóàëåò «êàøèöåé» èëè æèäêî, íî è ýòî çàïîð. Åñëè æå ðåáåíîê ñàìîñòîÿòåëüíî, îïîðîæíÿåò êèøå÷íèê îäèí èëè íåñêîëüêî ðàç çà ñóòêè, íî ïðè ýòîì ñèëüíî òóæèòñÿ, ïëà÷åò, à êàë — î÷åíü òâåðäûé â âèäå «îðåøêîâ» (òàê íàçûâàåìûé «îâå÷èé êàë»), ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè, ÷àñòî ñ ïðîæèëêàìè êðîâè — ýòî òîæå çàïîð. Î íàëè÷èè çàïîðà ó ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ ðîäèòåëè ìîãóò äîãàäàòüñÿ, åñëè ðåáåíîê èäåò â òóàëåò ñ êíèæêîé, è äîëãî íå âûõîäèò.  ýòîì ñëó÷àå íóæíî ïîáåñåäîâàòü ñ íèì, òàê êàê ïîäðîñòêè çà÷àñòóþ ñòåñíÿþòñÿ ðàññêàçàòü ðîäèòåëÿì î ñâîèõ ïðîáëåìàõ ñî ñòóëîì.
Äëÿ íåêîòîðûõ ëþäåé (ïî ðàçíûì äàííûì îò 3 äî 10%) íîðìàëüíûì ÿâëÿåòñÿ îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà îäèí ðàç â 2 — 3 ñóòîê. Îáû÷íî òàêèå îñîáåííîñòè íîñÿò íàñëåäñòâåííûé õàðàêòåð. Ïðè ýòîì àêò äåôåêàöèè íåçàòðóäíåííûé, êàë íîðìàëüíûé ïî êîíñèñòåíöèè, à çàäåðæêà ñòóëà íå âûçûâàåò íèêàêèõ íåïðèÿòíûõ ñóáúåêòèâíûõ îùóùåíèé, ñíèæåíèÿ àïïåòèòà. Åñëè âàø ðåáåíîê îòíîñèòñÿ ê òàêîé ãðóïïå ëþäåé, òî äàííûé ðèòì äåôåêàöèé îáû÷íî óñòàíàâëèâàåòñÿ ê 7 — 10 ãîäàì, à äî ýòîãî âðåìåíè ðåáåíîê äîëæåí õîäèòü «ïî — áîëüøîìó», êàê è äðóãèå äåòè — íå ðåæå îäíîãî ðàçà â ñóòêè.
Åñëè ó ðåáåíêà ïîÿâèëñÿ çàïîð, êðàéíå íåæåëàòåëüíî èñïîëüçîâàòü ñëàáèòåëüíûå ñðåäñòâà. Ïîìèìî óãíåòåíèÿ ñîáñòâåííîãî ðåôëåêñà íà îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà, ýòî ÷ðåâàòî íàðóøåíèÿìè âñàñûâàíèÿ, ðàçâèòèåì äèñáàêòåðèîçà è âîñïàëåíèÿ â êèøå÷íèêå. ×àñòîå èñïîëüçîâàíèå êëèçì òàêæå óãíåòàåò ñîáñòâåííûé ðåôëåêñ íà îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà. Ê çàïîðàì ìîæåò ïðèâåñòè áåñêîíòðîëüíîå èñïîëüçîâàíèå íåêîòîðûõ ëåêàðñòâ, òàêèõ êàê ñìåêòà, èìîäèóì, ôåðìåíòàòèâíûå ïðåïàðàòû è äð.
Ëå÷èòü ïðîñòîé, ýïèçîäè÷åñêèé çàïîð ëó÷øå íå ìåäèêàìåíòîçíûìè ìåòîäàìè, à ïîñòàðàòüñÿ âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ ðàáîòó êèøå÷íèêà çà ñ÷åò ïèòàíèÿ, óïîòðåáëÿÿ â åäó ñûðûå îâîùè, ñâåæèå è âûñóøåííûå ôðóêòû, àðáóçû, äûíè, ìîðñêóþ êàïóñòó, êîñòî÷êîâûå ÿãîäû (ñëèâà, âèøíÿ, àáðèêîñ), áàíàíû, êèñëîìîëî÷íûå ïðîäóêòû (êåôèðû, éîãóðòû, ñûðû), ðàññûï÷àòûå êàøè (îâñÿíóþ, ãðå÷íåâóþ, êóêóðóçíóþ, ïåðëîâóþ), õëåá èç ìóêè ãðóáîãî ïîìîëà (ðæàíîé, õëåá ñ îòðóáÿìè), ðàñòèòåëüíîå ìàñëî. Ïðè ýòîì êëåò÷àòêà, âõîäÿùàÿ â ñîñòàâ îòðóáåé, íàáóõàåò, è ïîñëàáëÿþùåå äåéñòâèå îòðóáåé óñèëèâàåòñÿ. Æåëàòåëüíî áîëüøå ïèòü áåçàëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ (îò 6 äî 8 ñòàêàíîâ â äåíü). Âîçìîæíî èñïîëüçîâàíèå êîíòðàñòà òåìïåðàòóð: çà îäèí ïðèåì ïèùè åñòü áëþäà, ðàçíûå ïî òåìïåðàòóðå (ïåðâîå ãîðÿ÷åå, òðåòüå õîëîäíîå). Ýòîò òèï äèåòû ïðåäîòâðàùàåò è ëå÷èò çàïîð, è òàêàÿ äèåòà ïîä÷àñ äåøåâëå, ÷åì ëåêàðñòâà. Ðåãóëÿðíûå óïðàæíåíèÿ, íå ìåíåå 30 ìèíóò â äåíü, (ïëàâàíèå, âåëîñïîðò, õîäüáà) òàêæå ïîìîãóò âàøåìó îðãàíèçìó â ðåãóëÿðíîì îïîðîæíåíèè êèøå÷íèêà.
Õîðîøèé ýôôåêò äàåò óïîòðåáëåíèå ïøåíè÷íûõ îòðóáåé â çàâàðåííîì âèäå ïî 1-2 ñò.ë. ñ êàæäûì ïðèåìîì ïèùè (ê íåáîëüøîìó êîëè÷åñòâó îòðóáåé ñëåäóåò äîáàâèòü êèïÿòîê äî êàøèöåîáðàçíîé êîíñèñòåíöèè). Ïðè ýòîì êëåò÷àòêà, âõîäÿùàÿ â ñîñòàâ îòðóáåé, íàáóõàåò, è ïîñëàáëÿþùåå äåéñòâèå îòðóáåé óñèëèâàåòñÿ. Êðîìå òîãî, îòðóáè ÿâëÿþòñÿ ïèùåâûì ñóáñòðàòîì äëÿ áàêòåðèé, íàñåëÿþùèõ êèøå÷íèê, ñïîñîáñòâóþò ïîääåðæàíèþ íóæíîãî óðîâíÿ ðÍ â ïðîñâåòå òîëñòîé êèøêè, ñîäåðæàò âèòàìèíû ãðóïïû Â.
Ñëåäóåò èñêëþ÷èòü èëè óìåíüøèòü ïîòðåáëåíèå ÷àÿ, êîôå, êàêàî, òâîðîãà, ðèñà, ãðàíàòîâ, ãðóø, àéâû, âÿæóùèõ ïðîäóêòîâ, øîêîëàäà, ìó÷íîãî, òàê êàê ýòè ïðîäóêòû îáëàäàþò çàêðåïëÿþùèì äåéñòâèåì. Ê ïîÿâëåíèþ çàïîðîâ ìîæåò ïðèâåñòè è äëèòåëüíîå óïîòðåáëåíèå ìåõàíè÷åñêè è òåðìè÷åñêè ùàäÿùåé ïèùè (ïðîòåðòûå áëþäà, ïþðå, êèñåëè è ò.ï.), óïîòðåáëåíèå âûñîêîêàëîðèéíîé, ìàëîîáúåìíîé ïèùè (èêðà, øîêîëàä, ìó÷íûå ïðîäóêòû), îòñóòñòâèå â ðàöèîíå ïðîäóêòîâ, ñîäåðæàùèõ ãðóáóþ êëåò÷àòêó èëè ïèùåâûå âîëîêíà. Ýòî íàäî ó÷èòûâàòü, êîãäà Âû ëå÷èòå çàïîð ñ ïîìîùüþ äèåòû.
 ñëó÷àå, åñëè çàïîð ïðîèñõîäèò â äîðîãå èëè â òàêîé ïåðèîä âðåìåíè, êîãäà òðóäíî ðåãóëÿðíî ïèòàòüñÿ, òî ìîæåò áûòü ñëåäóåò â òå÷åíèå íåïðîäîëæèòåëüíîãî âðåìåíè ïðèíèìàòü ñëàáèòåëüíîå ñðåäñòâî. Çàïîðû, îñîáåííî âîçíèêøèå ïðè ïåðååçäàõ, â êîìàíäèðîâêàõ, ìîãóò ïðîéòè è ïðè ïðèåìå ýóáèîòèêîâ (áèôèêîë, àöèëàêò, áóôèäóìáàêòåðèí è äð.). Åäèíñòâåííûé òèï ñëàáèòåëüíîãî ñðåäñòâà, äîïóñêàåìûé ê ïðèåìó ïðè ñàìîëå÷åíèè, ýòî ñëàáèòåëüíûå ñðåäñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå óâåëè÷åíèþ îáúåìà ñîäåðæèìîãî êèøå÷íèêà, êàê íàïðèìåð, ìîðñêàÿ êàïóñòà, îâñÿíêà, áàíàíû, àãàð-àãàð, ëàêòóëîçà. Íî äàæå ýòè ñëàáèòåëüíûå ñðåäñòâà äîëæíû ïðèíèìàòüñÿ ëèøü ýïèçîäè÷åñêè. Ñëàáèòåëüíûå, ñïîñîáñòâóþùèå óâåëè÷åíèþ îáúåìà ñîäåðæèìîãî êèøå÷íèêà, îáû÷íî íà÷èíàþò äåéñòâîâàòü ÷åðåç âðåìåííîé èíòåðâàë îò 12 ÷àñîâ äî 3 ñóòîê.
 êàêèõ ñëó÷àÿõ íóæíî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó? Äîïîëíèòåëüíîãî îáñëåäîâàíèÿ òðåáóþò ñëåäóþùèå ñëó÷àè: çàïîðû, âîçíèêøèå âïåðâûå â æèçíè; çàïîðû, óñèëèâøèåñÿ áåç âèäèìûõ ïðè÷èí; çàïîðû, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ áîëÿìè â æèâîòå, ïîõóäàíèåì, èçìåíåíèåì ôîðìû êàëîâûõ ìàññ (ëåíòîâèäíûé êàë, «îâå÷èé» êàë), ïîÿâëåíèåì ïðèìåñè êðîâè, ñëèçè, ãíîÿ â êàëîâûõ ìàññàõ.
Áèñàêîäèë, äóëêîëàêñ, ñåíà, êðóøèíà îêàçûâàþò ñëàáèòåëüíîå äåéñòâèå, ðàçäðàæàÿ ñëèçèñòóþ êèøå÷íèêà. Ìû íå ðåêîìåíäóåì èõ ïðèåì â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî ñðîêà äëÿ ëå÷åíèÿ çàïîðà, ò.ê. îíè ïîñòåïåííî íàðóøàþò ôóíêöèè êèøå÷íèêà. Ýòî ïðèâîäèò ê óñèëåíèþ çàïîðà è ê ðàçâèòèþ àòîíèè òîëñòîãî êèøå÷íèêà, ïðè êîòîðîé êèøå÷íèê òåðÿåò ñïîñîáíîñòü ïðîäâèãàòü ïèùåâîé êîìîê áåç õèìè÷åñêîé ñòèìóëÿöèè.  ñîîòâåòñòâèè ñ îäíèì èç àìåðèêàíñêèõ ðóêîâîäñòâ ïî ôàðìàêîëîãèè, «âàæíîå ìåäèöèíñêîå çíà÷åíèå ñëàáèòåëüíûõ ñðåäñòâ, âûçûâàþùèõ õèìè÷åñêîå ðàçäðàæåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè êèøå÷íèêà áîëüøå ïðîèñòåêàåò èç èõ ïîïóëÿðíîñòè è çëîóïîòðåáëåíèÿ èìè, íåæåëè èç îáîñíîâàííûõ òåðàïåâòè÷åñêèõ ïðèìåíåíèé».
Ãèäðîêñèä ìàãíèÿ, ìîëî÷êî ìàãíåçèè, ÿâëÿåòñÿ ñëàáèòåëüíûì è àíòàöèäíûì ñðåäñòâîì, íî â êà÷åñòâå ñëàáèòåëüíîãî ñðåäñòâà ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ ëèøü ýïèçîäè÷åñêè. Ýòîò ïðåïàðàò ìîæåò âûçâàòü äèàðåþ. Áîëüíûå, ñòðàäàþùèå òÿæåëûìè çàáîëåâàíèÿìè ïî÷åê, íå äîëæíû ïðèìåíÿòü ãèäðîêñèä ìàãíèÿ. Ïðè ïðèåìå ëåêàðñòâà â áîëüøèõ äîçàõ èëè â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî ñðîêà ïðîõîäèòå ðåãóëÿðíûé îñìîòð ó âðà÷à. Åñëè âû ëå÷èòåñü ñàìîñòîÿòåëüíî ñ ïîìîùüþ ýòîãî ïðåïàðàòà, íå ïðèìåíÿéòå åãî áîëåå äâóõ íåäåëü.
Ïðîêèíåòèêè.  ïîñëåäíåå âðåìÿ äëÿ ëå÷åíèÿ çàïîðîâ øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ ïðåïàðàòû, íîðìàëèçóþùèå ìîòîðèêó ÆÊÒ è, òàêèì îáðàçîì, ñïîñîáñòâóþùèå ñâîåâðåìåííîìó îïîðîæíåíèþ êèøå÷íèêà. Ê òàêèì ïðåïàðàòàì îòíîñèòñÿ öèçàïðèä (êîîðäèíàêñ, ïåðèñòèë, öèñàï). Îäíàêî èõ íåëüçÿ ïðèíèìàòü áåç íàçíà÷åíèÿ âðà÷à. Ýôôåêò îò èõ ïðèåìà íàñòóïàåò ñî âòîðîé íåäåëè ëå÷åíèÿ, è ÷òî îñîáåííî âàæíî, ìîæåò ñîõðàíÿòüñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ ïîñëå çàâåðøåíèÿ êóðñà ëå÷åíèÿ. Îäíàêî ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî íîâûå ïðåïàðàòû ÿâëÿþòñÿ îïàñíûìè, ïîñêîëüêó î÷åíü ìàëî èçâåñòíî î òîì, íàñêîëüêî îíè áåçîïàñíû. Ïåðåä âûïóñêîì íà ðûíîê, íîâûå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà èñïûòûâàþòñÿ íà ñðàâíèòåëüíî íåáîëüøîì ÷èñëå ëþäåé è èíôîðìàöèÿ îá ýôôåêòèâíîñòè ÿâëÿåòñÿ ãîðàçäî áîëåå ïîëíîé, ÷åì èíôîðìàöèÿ î áåçîïàñíîñòè. Êðîìå ýòîãî, î÷åíü ðåäêî èçâåñòíî, íàñêîëüêî íîâûå ëåêàðñòâà ýôôåêòèâíåå, ÷åì ðàíåå ñóùåñòâîâàâøèå. Îïàñíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû èëè ïðåäñòàâëÿþùèå óãðîçó äëÿ æèçíè ïàöèåíòà âçàèìîäåéñòâèÿ íîâîãî ïðåïàðàòà ñ äðóãèìè ëåêàðñòâåííûìè ñðåäñòâàìè ìîãóò áûòü íå âûÿâëåíû äî òåõ ïîð, ïîêà íå áóäåò íàêîïëåí äîñòàòî÷íûé îïûò ïðèìåíåíèÿ ïðåïàðàòà — ñîòíè òûñÿ÷ ñëó÷àåâ èñïîëüçîâàíèÿ. Âûÿâëåíèå îïàñíûõ ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ èëè äàæå èçúÿòèå ïðåïàðàòà èç ïðîäàæè îáû÷íî îñóùåñòâëÿåòñÿ â ïðåäåëàõ ïÿòè ëåò ïîñëå âûïóñêà ïðåïàðàòà íà ðûíîê.
Åñëè âû íàõîäèòåñü íà äèåòå ñ íèçêèì ñîäåðæàíèåì ñîëè èëè ñàõàðà, ïîïðîñèòå âðà÷à èëè ôàðìàöåâòà ïîìî÷ü âàì ïîäîáðàòü ñëàáèòåëüíîå ñðåäñòâî ñ ó÷åòîì Âàøåé äèåòû. Íåêîòîðûå ñëàáèòåëüíûå ñðåäñòâà ñîäåðæàò ñàõàð, ñîëü èëè èñêóññòâåííûé ïîäñëàñòèòåëü.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Äëÿ ïîäãîòîâêè äàííîé ðàáîòû áûëè èñïîëüçîâàíû ìàòåðèàëû ñ ñàéòà https://med-lib.ru/.
Источник