Дифференциальная диагностика хронического запора у детей

Дифференцальный диагноз или при каких болезнях бывают запоры

  • Стеноз заднепроходного отверстия.
  • Смещение ануса вперед.
  • Целиакия.
  • Непереносимость коровьего молока.
  • Триада Куррарино (наследуется аутосомно-доминантно): комплекс врожденных аномалий анококцигеального региона в различных сочетаниях, различной степени выраженности и клинической значимости. Триада включает дефекты крестца (аномальная сегментация, отсутствие половины крестца и т.п.), аноректальные мальформации (стеноз ануса, эктопия ануса, атрезия ануса) и наличие пресакральных масс (переднее менингоцеле, тератома, киста).
  • Гипотиреоидизм.
  • Митохондриальные болезни.
  • Энцефалопатия.
  • Спинальная мышечная атрофия.
  • Cиндром укороченного конского хвоста.
  • Нейрональная интестинальная дисплазия.

Мегаколон и долихоколон

Мегаколон — состояние, о котором всегда думает врач при первой встрече с пациентом, страдающим хроническим упорным запором.

Врожденная его форма — болезнь Гиршпрунга — результат врожденного отсутствия интрамуральных ганглиев в стенке прямой и/или сигмовидной кишки. Развивается медленно, проявляется в зависимости от степени выраженности аганглионарной зоны либо с рождения, либо в первые годы жизни. Постепенно нарастает выраженность запоров, присоединяются симптомы хронической интоксикации.

Рентгенологически прямая кишка сегментарно спазмирована (аганглионарная зона). Выше расположенные отделы толстой кишки, будучи не в состоянии протолкнуть содержимое через аперистальтические сегменты, диффузно расширяются.

Диагноз верифицируют путем изучения биоптата слизистой с захватом подслизистой и мышечного слоя, в котором отсутствуют ганглионарные клетки.

Единственный реальный метод лечения — хирургическое удаление аганглионарной зоны. Большая ошибка — удаление расширенной проксимальной части толстой кишки.

В случаях приобретенных форм мегаколон аганглионарных зон в кишечнике нет. Расширение толстой кишки развивается за счет длительной задержки стула. У детей это так называемые «психогенные запоры», взрослым врачи значительно смелее ставят диагноз «депрессия». Вторичные формы мегаколон наблюдаются и при шизофрении.

Выраженное расширение толстой кишки могут сопровождать соматические заболевания — амилоидоз, склеродермия, миотония Томсона, микседема, порфирия, болезнь Чагаса.

Существуют идиопатические формы мегаколон, при которых не обнаруживаются ни аганглионарных зон, ни всех вышеперечисленных причин вторичных форм. В этих случаях, видимо, имеется парциальный гигантизм толстой кишки.

От мегаколон необходимо отличать долихоколон — удлиненную, но не расширенную нормально перистальтирующую толстую кишку. Жалоб и расстройств стула обычно нет, они появляются только при наличии перегибов (петель) или клапанов толстого кишечника.

Более редкие причины запоров — наследственные состояния: адреномиодистрофия, синдром Барттера, синдром голубых пеленок (семейная гиперкальциемия с нефрокальцинозом и индиканурией), синдром Охоа (неврологическое состояние с нейрогенным мочевым пузырем, вторичной гипертрофией мочевого пузыря, везико-уретеро-ренальным рефлюксом, нарушенной функцией анального сфинктера и мимической маской плача при смехе).

Таблица. Мегаколон — это болезнь Гиршпрунга или функциональный запор

Болезнь ГиршпрунгаФункциональный запор (приобретенный мегаколон)
Частота: 1:5 000-1:10 000.
Пол (мальчики: девочки): 4:1.
Возраст начала: Первые месяцы — первый год. В 50-60% случаев отмечается отхождение мекония не ранее 48 часов после рождения.
Энкопрез (пачкание белья): редко.
Прямая кишка: маленькая, пустая.
Частота: 1:5-1:20.
Пол (мальчики: девочки): 1:1-1:2.
Возраст начала: любой (смена типа питания, приучение к горшку, начало посещения школы, после кишечных инфекций).
Энкопрез (пачкание белья): часто.
Прямая кишка: растянутая, заполнена калом.

Источник

Запор — замедление, затруднение или систематически недостаточное опорожнение кишечника соответственно возрасту. Частота не менее 25% от должного числа дефекаций. Продолжительность не менее 3 месяцев (хр. запоры). Наличие болевого, диспепсического или астенического синдромов.

Последствия запоров: каловая интоксикация, нарушение пищеварения в тонкой кишке, заболевания прямой кишки (трещины, энкопрез, геморрой, вторичный мегаколон).

Классификация запоров у детей:

I. По течению: острые, хронические.

II. По механизму развития: кологенные, проктогенные.

III. По стадии течения: компенсированные, субкомпенсированные (нужны слабительные), декомпенсированные (нужно промывание кишечника).

IV. По этиологии и патогенезу:

Алиментарный.

Неврогенный.

Инфекционный.

Воспалительный.

Психогенный.

6. Гиподинамический (прикованные к постели лица).

Механический.

Токсический.

Вследствие аномалии развития толстой кишки.

Эндокринный (гипотиреоз, муковисцедоз).

Медикаментозный (адсорбнты, антациды с Al, холинолитики).

Признаки органических запоров: раннее начало, стойкость клинических проявлений, торпидность к терапии, отставание в физическом развитии.

Лечение запоров.

Первичные мероприятия: очищение кишечника (клизмы, суппозитории), обильный питьевой режим, коррекция лечения, которое могло спровоцировать запоры.

Группы слабительных средств: раздражающего д-я (в раннем детском возрасте противопоказаны), осмотические, минеральные масла, растительные волокна, олигосахара.

2. Плановые мероприятия: диета; привитие навыков систематического опорожнения кишечника; ЛФК; массаж; легкие слабительные (лактулоза, масла, волокна); коррекция дисбиоза – пробиотики (живые микроорганизмы, оказывающие благотворный эффект на пищеварительную функцию и на организм в целом), пребиотики.

Гутталакс внутрь ребенку 5 лет.

Препарат относится к группе слабительных средств. Уменьшает всасывание электролитов и воды, усиливает перистальтику кишечника, ускоряет продвижение кишечного содержимого. Показан препарат при атоническом запоре, для регулирования стула , при подготовке к хирургическим операциям. Форма выпуска: капли по 15 и 30 мл. для приёма внутрь- 1 мл- 15 капель. Назначается детям старше 4 лет в начальной дозе 5-10 капель.

Rp: Гутталакс- 15 мл.

D.T.D. 1 уп.

S. По 5 капель при запорах.

Билет №9

1.Периоды младшего и дошкольного возраста. Основные закономерности развития детей. Подготовка к поступлению детей в дошкольные учреждения и школу. Школьная зрелость.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет-ясельный возраст) характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся активным ростом. Быстро растет словарный запас. К 2 — 3 годам предложения становятся многословными. Ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 1,5 лет дети спят днем около 3 ч, а ночью— 11 ч.

В связи с увеличивающимися контактами между собой, в также с утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).

Дошкольныйпериод (от 3 до 7 лет). В этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5 —6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Это возраст подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна четкая организация воспитательной работы дома и в детских садах.

Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде появляются заболевания, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.).



Источник

Çàäåðæêà îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà ó äåòåé ñ çàòðóäíåíèåì äåôåêàöèè. Çàïîð êàê îäíî èç ïðîÿâëåíèé ñèíäðîìà âåãåòîâèñöåðàëüíûõ ðàññòðîéñòâ. Íàðóøåíèå ïðîïóëüñèâíîé ñïîñîáíîñòè êèøå÷íèêà. Áîëè â æèâîòå ïðè êîëîãåííûõ çàïîðàõ ñ ãèïåðêèíåòè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç çàïîðîâ ó äåòåé

Çàïîð — ýòî çàäåðæêà îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà, ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ çàòðóäíåíèåì àêòà äåôåêàöèè, ÷óâñòâîì íåïîëíîãî îïîðîæíåíèÿ, îòõîæäåíèåì ìàëîãî êîëè÷åñòâà (ìåíåå 35 ã./ñóòêè) êàëà ïîâûøåííîé ïëîòíîñòè.  öåëîì çàïîðû îáóñëîâëåíû íàðóøåíèåì ïðîöåññîâ ôîðìèðîâàíèÿ è ïðîäâèæåíèÿ êàëà ïî êèøêå. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü íå ñóùåñòâóåò ÷åòêîé òðàêòîâêè ïîíÿòèÿ «çàïîð». Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ äåòåé âñëåäñòâèå ðàçíûõ âàðèàíòîâ íîðìàëüíîé äåôåêàöèè â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû äåòñêîãî âîçðàñòà, à òàêæå èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé âûäåëèòåëüíîé ôóíêöèè òîëñòîé êèøêè. Òàê, ó äåòåé äîøêîëüíîãî è øêîëüíîãî âîçðàñòà çàïîðîì ñ÷èòàåòñÿ òàêîå ñîñòîÿíèå, êîãäà èñïðàæíåíèÿ îòñóòñòâóþò â òå÷åíèå ñóòîê èëè æå ñàìîñòîÿòåëüíîå îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà ñîïðîâîæäàåòñÿ ñèëüíûì íàòóæèâàíèåì, áåñïîêîéñòâîì è ïëà÷åì ðåáåíêà. Ïðè ýòîì êàëîâûå ìàññû èìåþò ïîâûøåííóþ ïëîòíîñòü è ñîäåðæàò èíîãäà ïðîæèëêè êðîâè [4]. Ó äåòåé äî 6 ìåñ. çàïîðîì ñ÷èòàåòñÿ íå òîëüêî îòñóòñòâèå ñàìîñòîÿòåëüíîãî îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà, íî è ïîÿâëåíèå îôîðìëåííîãî êàëà. Ñîãëàñíî îïðåäåëåíèþ àìåðèêàíñêèõ ïåäèàòðîâ, ó äåòåé ñ 4-ëåòíåãî âîçðàñòà êîëè÷åñòâî äåôåêàöèé âàðüèðóåò îò 3 ðàç â äåíü äî 3 ðàç â íåäåëþ. Ïîýòîìó î çàïîðå ãîâîðÿò â òîì ñëó÷àå, êîãäà îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà ïðîèñõîäèò ìåíåå 3 ðàç â íåäåëþ [3]. Ïðè îòñóòñòâèè ïåðå÷èñëåííûõ êðèòåðèåâ çàïîðà è íåðåãóëÿðíîé äåôåêàöèè ãîâîðÿò î ôóíêöèîíàëüíîé çàäåðæêå ñòóëà.

Çàïîð ÿâëÿåòñÿ âåñüìà ðàñïðîñòðàíåííûì ïàòîëîãè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì â ïåäèàòðè÷åñêîé ïðàêòèêå. Îí äèàãíîñòèðóåòñÿ ó 10-25% äåòåé è ïðèìåðíî ó 70% áîëüíûõ ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêîãî ïðîôèëÿ [4]. Îäíàêî èñòèííûé óäåëüíûé âåñ õðîíè÷åñêîãî çàïîðà ó äåòåé óñòàíîâèòü ñëîæíî ïî ïðè÷èíå íèçêîé îáðàùàåìîñòè ïàöèåíòîâ ïî ýòîìó ïîâîäó.

Îñòðûì çàïîðîì ñ÷èòàåòñÿ îòñóòñòâèå äåôåêàöèè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ñóòîê. Îí ðàçâèâàåòñÿ ïðè íåïðîõîäèìîñòè òîëñòîé êèøêè (îáòóðàöèîííûé èëè ñòðàíãóëÿöèîííûé èëåóñ). Êðîìå çàäåðæêè êàëà â ýòîì ñëó÷àå íàáëþäàþòñÿ çàäåðæêà ãàçîâ, êîëèêîîáðàçíûå áîëè â æèâîòå, ðâîòà, âîçìîæíû êîëëàïñ, ñèìïòîìû îáùåé èíòîêñèêàöèè [6].

Õðîíè÷åñêèé çàïîð íå ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé íîçîëîãè÷åñêîé ôîðìîé è ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñèìïòîìîêîìïëåêñ, ðàçëè÷íûé ïî ýòèîëîãèè, ïàòîãåíåçó è â ñâÿçè ñ ýòèì òðåáóþùèé äèôôåðåíöèðîâàííîãî ïîäõîäà â ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèÿõ. Äàííîå îáñòîÿòåëüñòâî îïðåäåëÿåò íåîáõîäèìîñòü âûÿñíåíèÿ â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ çàïîðà è âûäåëåíèÿ åãî îñíîâíûõ õàðàêòåðèñòèê [1].

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ó äåòåé çàïîð ôîðìèðóåòñÿ ïîñòåïåííî. Õðîíè÷åñêèé çàïîð äèàãíîñòèðóþò òîãäà, êîãäà åãî ñèìïòîìû ó ïàöèåíòà íàáëþäàþòñÿ áîëåå 3 ìåñ. Ó äåòåé â ïåðâóþ î÷åðåäü ïðèíÿòî ðàçëè÷àòü îðãàíè÷åñêèå è ôóíêöèîíàëüíûå çàïîðû.  ñâîþ î÷åðåäü, îðãàíè÷åñêèå çàïîðû ìîãóò áûòü îáóñëîâëåíû âðîæäåííûìè ôàêòîðàìè (ïîðîêè ðàçâèòèÿ òîëñòîé êèøêè: àòðåçèè, ñòåíîçû, ìåãàêîëîí, äîëèõîñèãìà, ìåãàðåêòóì, áîëåçíü Ãèðøïðóíãà è äð.) è ïðèîáðåòåííûìè ïðè÷èíàìè (îïóõîëè òîëñòîé êèøêè è áðþøíîé ïîëîñòè, òðåùèíû ïðÿìîé êèøêè, ãåìîððîé, ñïàå÷íàÿ áîëåçíü). Ôóíêöèîíàëüíûå çàïîðû ñâÿçàíû ñ íàðóøåíèåì ìåõàíèçìîâ ðåãóëÿöèè ìîòîðíîé äåÿòåëüíîñòè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Îíè ñîñòàâëÿþò ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî (95%) âñåõ õðîíè÷åñêèõ çàïîðîâ. Ñóùåñòâóåò áîëüøîå ðàçíîîáðàçèå ïðè÷èí, ñïîñîáñòâóþùèõ èõ âîçíèêíîâåíèþ. Ñðåäè ýòèõ ïðè÷èí ñëåäóåò âûäåëèòü òå, êîòîðûå â ïåäèàòðè÷åñêîé ïðàêòèêå çàñëóæèâàþò íàèáîëüøåãî âíèìàíèÿ.

Çàïîð ìîæåò âîçíèêàòü êàê ñëåäñòâèå ïåðåíåñåííîé ïåðèíàòàëüíîé òðàâìû öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû.  ãðóäíîì âîçðàñòå îí ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïðîÿâëåíèé ñèíäðîìà âåãåòîâèñöåðàëüíûõ ðàññòðîéñòâ. Êðîìå íåãî ó äåòåé ìîãóò íàáëþäàòüñÿ äèñôàãèÿ, ñðûãèâàíèÿ, ðåæå ðâîòà. Íà ïîñëåäóþùèõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ ïðè íàëè÷èè â àíàìíåçå ïîðàæåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà ÷àùå âñåãî èìåþòñÿ ïðèçíàêè çàïîðà ñïàñòè÷åñêîãî õàðàêòåðà.  ñëó÷àå æå ïîðàæåíèÿ äèñòàëüíûõ îòäåëîâ ñïèííîãî ìîçãà îòìå÷àþòñÿ êëèíè÷åñêèå è èíñòðóìåíòàëüíûå ïðèçíàêè ìåãàðåêòóìà èëè ìåãàäîëèõîêîëîíà.  îáîèõ ñëó÷àÿõ ó äåòåé âûÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêè íåéðîãåííîé äèñôóíêöèè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ [7].

Àëèìåíòàðíûå çàïîðû ðàçâèâàþòñÿ â ðåçóëüòàòå ãîëîäàíèÿ èëè îãðàíè÷åíèÿ â ïèùåâîì ðàöèîíå ïðîäóêòîâ ðàñòèòåëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, óïîòðåáëåíèÿ â áîëüøîì êîëè÷åñòâå âûñîêîðàôèíèðîâàííûõ óãëåâîäîâ, ÷òî ïðèâîäèò ê èçìåíåíèþ îáúåìà êèøå÷íîãî ñîäåðæèìîãî è ñîñòàâà êèøå÷íîé ìèêðîôëîðû [8]. Ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ íà ñìåøàííîì èëè èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè, çàïîðû àëèìåíòàðíîãî ãåíåçà âñòðå÷àþòñÿ íàìíîãî ÷àùå, ÷åì ó äåòåé, ïîëó÷àþùèõ òîëüêî ãðóäíîå ìîëîêî. Äåëî â òîì, ÷òî ðàííèé ïåðåâîä ðåáåíêà íà ïèòàíèå ìîëî÷íûìè ñìåñÿìè ïðèâîäèò ê ïðåæäåâðåìåííîìó ñîçðåâàíèþ ñåêðåòîðíîãî àïïàðàòà æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, à çàòåì ê èñòîùåíèþ åãî ðåçåðâíûõ âîçìîæíîñòåé, ÷òî ïîâûøàåò ðèñê ðàçâèòèÿ çàïîðà [1].

Çàïîð âñëåäñòâèå äåãèäðàòàöèè âîçíèêàåò íà ôîíå îãðàíè÷åíèÿ ïîòðåáëåíèÿ æèäêîñòè, èñïîëüçîâàíèÿ äèóðåòèêîâ, ëèõîðàäêè, êðîâîïîòåðè, ìíîãîêðàòíîé ðâîòû, â óñëîâèÿõ âûñîêîé òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåé ñðåäû, ïðè ñåðäå÷íîé è ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè [10].

Íåâðîãåííûé çàïîð âîçíèêàåò â ñâÿçè ñ èçìåíåíèåì íåðâíîé ðåãóëÿöèè êèøå÷íîé ìîòîðèêè è íàðóøåíèåì âèñöåðî-âèñöåðàëüíûõ ðåôëåêñîâ. Ïðîÿâëåíèåì òàêèõ íàðóøåíèé ìîæíî îáúÿñíèòü çàïîðû ó äåòåé ïðè äèñêèíåçèè æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé, ÿçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà, ñèíäðîìå ðàçäðàæåííîãî êèøå÷íèêà, äèñìåòàáîëè÷åñêîé íåôðîïàòèè è äð. [6, 11]  ýòó ãðóïïó ìîæíî îòíåñòè òàêæå çàïîðû, ðàçâèâàþùèåñÿ íà ôîíå çàáîëåâàíèé íåðâíîé ñèñòåìû — ìèàñòåíèè, äåòñêîãî öåðåáðàëüíîãî ïàðàëè÷à è äð. [1]

Âîçíèêíîâåíèå ïñèõîãåííîãî çàïîðà îáóñëîâëåíî óñëîâíî-ðåôëåêòîðíîé ðåàêöèåé ïàöèåíòà íà íåîáõîäèìîñòü ñîâåðøàòü àêò äåôåêàöèè â íåêîìôîðòíîé ñ ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ èëè íåïðèâû÷íîé îáñòàíîâêå [1, 8].  åãî îñíîâå ëåæèò âîëåâîå ïîäàâëåíèå àêòîâ äåôåêàöèè, íàðóøåíèå ðåôëåêòîðíîé è ñîêðàòèòåëüíîé àêòèâíîñòè ìûøö ñôèíêòåðíîãî àïïàðàòà ïðÿìîé êèøêè ïðè îòñóòñòâèè çàáîëåâàíèé àíîðåêòàëüíîé çîíû. Òàêîé âàðèàíò çàïîðà ÷àùå ðàçâèâàåòñÿ ó äåòåé-íåâðîïàòîâ, ïðè íàëè÷èè àñòåíè÷åñêîãî, äåïðåññèâíîãî, èñòåðè÷åñêîãî èëè ôîáè÷åñêîãî ñèíäðîìîâ [1]. Ïðè÷èíîé ôóíêöèîíàëüíûõ çàïîðîâ ìîæåò ñòàòü òàêæå óãíåòåíèå äåôåêàöèîííîãî ðåôëåêñà, íàáëþäàþùååñÿ ó ñòåñíèòåëüíûõ äåòåé (óñëîâíî-ðåôëåêòîðíûå çàïîðû). Îíè âîçíèêàþò ÷àùå âñåãî ñ íà÷àëîì ïîñåùåíèÿ ðåáåíêîì äåòñêèõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé. Ïðè áîëåçíåííîì àêòå äåôåêàöèè è âîçíèêíîâåíèè àíàëüíûõ òðåùèí ó ðåáåíêà ôîðìèðóåòñÿ ñîñòîÿíèå, èìåíóåìîå «áîÿçíüþ ãîðøêà».

Ïðîêòîãåííûé çàïîð — ýòî ñëåäñòâèå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â àíàëüíîé îáëàñòè è ïðÿìîé êèøêå (ãåìîððîé, òðåùèíà çàäíåãî ïðîõîäà, ïàðàïðîêòèò, âûïàäåíèå ïðÿìîé êèøêè è äð.). Ñëåäóåò îòäåëüíî âûäåëèòü çàïîð, îáóñëîâëåííûé íàðóøåíèåì àêòà äåôåêàöèè ïðè íàïîëíåííîé àìïóëå ïðÿìîé êèøêè, êîòîðûé íàçûâàåòñÿ äèñõåçèåé. Îíà ðàçâèâàåòñÿ âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè ðåöåïòîðíîãî àïïàðàòà ñèãìîâèäíîé è ïðÿìîé êèøêè, óñèëåííîãî òîíóñà àíàëüíîãî ñôèíêòåðà, îñëàáëåíèÿ ìûøö ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêè è òàçîâîãî äíà, âîëåâîãî ïîäàâëåíèÿ ïîçûâîâ ê äåôåêàöèè.

Çàïîðû ïðè âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèÿõ êèøå÷íèêà è âàñêóëèòàõ âîçíèêàþò ïî ïðè÷èíå ïîðàæåíèÿ ïîäñëèçèñòûõ íåðâíûõ ñïëåòåíèé è ðåöåïòîðíîãî àïïàðàòà êèøå÷íîé ñòåíêè [6].

Ìåòàáîëè÷åñêèé çàïîð â ïåäèàòðè÷åñêîé ïðàêòèêå ÷àùå âñåãî îáóñëîâëåí ãèïåðêàëüöèåìèåé, ãèïîêàëèåìèåé, èíòîêñèêàöèåé èíôåêöèîííîãî èëè õèìè÷åñêîãî ãåíåçà [5].

Ìåäèêàìåíòîçíûé çàïîð ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ïðèåìà ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ, ñðåäè êîòîðûõ íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò íàðêîòè÷åñêèå àíàëüãåòèêè, íåñòåðîèäíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ñðåäñòâà, õîëèíîëèòèêè, ñèìïàòîìèìåòèêè, íåéðîëåïòèêè, ñîðáåíòû, ïðåïàðàòû æåëåçà è âèñìóòà, òðèöèêëè÷åñêèå àíòèäåïðåññàíòû, àíòàöèäíûå ïðåïàðàòû, â-áëîêàòîðû, ìî÷åãîííûå è äð. [5, 8] Îñîáîãî âíèìàíèÿ çàñëóæèâàþò çàïîðû, êîòîðûå ðàçâèâàþòñÿ âñëåäñòâèå áåñêîíòðîëüíîãî è / èëè äëèòåëüíîãî ïðèìåíåíèÿ àíòèáàêòåðèàëüíûõ ñðåäñòâ, ÷òî õàðàêòåðíî äëÿ äåòåé, ÷àñòî è äëèòåëüíî áîëåþùèõ îñòðûìè ðåñïèðàòîðíûìè çàáîëåâàíèÿìè.  äàííîì ñëó÷àå çàäåðæêà ñòóëà ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì äèñáèîçà êèøå÷íèêà. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî äëèòåëüíîå èñïîëüçîâàíèå ñëàáèòåëüíûõ ïðåïàðàòîâ, â ïåðâóþ î÷åðåäü ñîäåðæàùèõ àíòðàãëèêîçèäû, òàêæå ìîæåò ïðèâåñòè ê óñóãóáëåíèþ çàïîðà. Ýòî ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå òîãî, ÷òî äàííûå ïðåïàðàòû ïðè ÷àñòîì ïðèìåíåíèè ìîãóò âûçâàòü äåãåíåðàòèâíûå èçìåíåíèÿ â ìèîýíòåðè÷åñêèõ íåéðîíàõ, ÷òî ìîæåò ïðèâîäèòü ê àòîíèè òîëñòîé êèøêè [8].

Çàïîð ýíäîêðèííîãî ãåíåçà èìååò ìåñòî ïðè ãèïîòèðåîçå, ÷òî ñâÿçàíî ñ çàìåäëåíèåì òðàíçèòà ñîäåðæèìîãî ïî êèøå÷íèêó. Ïðè äèñôóíêöèè ïàðàùèòîâèäíûõ æåëåç çàïîð âîçíèêàåò âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ êàëüöèåâîãî îáìåíà. Çàïîð ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì ïîâðåæäåíèÿ íåðâíûõ ñïëåòåíèé êèøå÷íèêà èëè äåãèäðàòàöèè âñëåäñòâèå ïîëèóðèè [5, 8].

Íåðåäêî çàïîðû îáóñëîâëåíû íàëè÷èåì íåñêîëüêèõ ïðè÷èííûõ ôàêòîðîâ.  òîì ñëó÷àå êîãäà ïðè÷èíó çàäåðæêè äåôåêàöèè âûÿñíèòü íå óäàåòñÿ, ãîâîðÿò îá èäèîïàòè÷åñêîì çàïîðå [9, 10].

Ñ òî÷êè çðåíèÿ ïàòîãåíåçà çàïîðû ïðèíÿòî äåëèòü íà êîëîãåííûå è ïðîêòîãåííûå. Òàêîå ðàçäåëåíèå âïîëíå îïðàâäàíî, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî â ðÿäå ñëó÷àåâ çàïîð ìîæåò èìåòü êîëîïðîêòîãåííûé õàðàêòåð.

Ïðè êîëîãåííîì çàïîðå çàìåäëÿåòñÿ òðàíçèò ñîäåðæèìîãî ïî îáîäî÷íîé êèøêå â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ åå ìîòîðèêè. Ïðîêòîãåííûé çàïîð îáóñëîâëåí íàðóøåíèåì ýâàêóàòîðíîé ôóíêöèè ïðÿìîé êèøêè.

Ïðè çàïîðå áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò îöåíêà äâèãàòåëüíûõ íàðóøåíèé òîëñòîé êèøêè, êîòîðûå îïðåäåëÿþò íå òîëüêî êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó, íî è ïðèíöèïû ïðîâîäèìîé òåðàïèè. Íàðóøåíèÿ ïðîïóëüñèâíîé ñïîñîáíîñòè êèøå÷íèêà ìîãóò áûòü ãèïîêèíåòè÷åñêèìè (ãèïîìîòîðíûìè) â ðåçóëüòàòå îñëàáëåíèÿ òîíóñà êèøå÷íîé ñòåíêè è ãèïåðêèíåòè÷åñêèìè (ãèïåðìîòîðíûìè).  ïîñëåäíåì ñëó÷àå èìåþòñÿ óñèëåíèå òîíóñà êèøå÷íîé ñòåíêè, ñïàçì ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñôèíêòåðîâ êèøêè, íàðóøåíèå êîîðäèíàöèè êèøå÷íûõ ñîêðàùåíèé è óñèëåíèå ðåòðîãðàäíûõ äâèæåíèé êèøêè è åå ñîäåðæèìîãî. Ðàçëè÷àþò òàêæå ñìåøàííûé õàðàêòåð ìîòîðíûõ íàðóøåíèé [5]. Âìåñòå ñ òåì Þ.Â. Áåëîóñîâ è ñîàâò. [1] ñ÷èòàþò öåëåñîîáðàçíûì âûäåëåíèå äâèãàòåëüíûõ íàðóøåíèé ïðè õðîíè÷åñêîì çàïîðå, îòðàæàþùèõ ñîñòîÿíèå êàê êèíåòèêè, òàê è òîíóñà òîëñòîé êèøêè (ãèïîòîíóñ, ãèïåðòîíóñ).

Ðåçóëüòàòû ïðîâåäåííûõ èññëåäîâàíèé [2] ïîêàçàëè, ÷òî èçìåíåíèÿ ìîòîðèêè è òîíóñà òîëñòîé êèøêè ó äåòåé, ñòðàäàþùèõ çàïîðàìè, âñòðå÷àþòñÿ â ñàìûõ ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ. Îäíàêî ó áîëüøèíñòâà èç íèõ ïðåîáëàäàþò ãèïîêèíåòè÷åñêèå äèñêèíåçèè è ãèïîòîíè÷åñêèå äèñòîíèè. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî òàêàÿ êàðòèíà ïðåèìóùåñòâåííî âñòðå÷àåòñÿ ïðè âòîðè÷íûõ çàïîðàõ, â òî âðåìÿ êàê ïðè ïåðâè÷íûõ ÷àùå îòìå÷àþòñÿ ãèïåðêèíåòè÷åñêèå è / èëè ãèïåðòîíè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ôóíêöèè ñòåíêè òîëñòîé êèøêè. Ïðè ãèïåðêèíåòè÷åñêîé äèñêèíåçèè êàë íåðåäêî ôðàãìåíòèðîâàííûé, òèïà îâå÷üåãî, èëè ëåíòîâèäíûé, à ïðè ãèïîêèíåçèè — ÷àùå ïëîòíûé, òîëñòûé, øàðîîáðàçíûé.

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà çàïîðîâ íå îãðàíè÷èâàåòñÿ çàòðóäíåíèåì è íåðåãóëÿðíîñòüþ äåôåêàöèé. Îíà âêëþ÷àåò òàêæå òàêèå àáäîìèíàëüíûå ñèìïòîìû, êàê ÷óâñòâî òÿæåñòè, «ðàñïèðàíèÿ» è áîëè â æèâîòå, ìåòåîðèçì, íåóäîâëåòâîðåííîñòü ïîñëå äåôåêàöèè. Íàðÿäó ñ ýòèì äëÿ õðîíè÷åñêîãî çàïîðà õàðàêòåðíû è ñèñòåìíûå ïðîÿâëåíèÿ (ïñèõîýìîöèîíàëüíûå è íåéðîâåãåòàòèâíûå ðàññòðîéñòâà, ãèïîâèòàìèíîç, àíåìèÿ, àëëåðãè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ êîæè è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, ñèìïòîìû îáùåé êàëîâîé èíòîêñèêàöèè). Ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà êîñâåííûì, íî äîñòàòî÷íî õàðàêòåðíûì ïðèçíàêîì çàïîðà ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåííîå áåñïîêîéñòâî è ïëà÷ ïðè äåôåêàöèè.

Äëÿ êîëîãåííûõ çàïîðîâ ñâîéñòâåííà âûðàæåííîñòü èíòîêñèêàöèîííîãî ñèíäðîìà — àíîðåêñèÿ, íåïðèÿòíûé ïðèâêóñ âî ðòó, òîøíîòà, ñëàáîñòü, óòîìëÿåìîñòü, èíîãäà ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà òåëà. Ìîãóò îòìå÷àòüñÿ ðåôëåêòîðíî âîçíèêàþùàÿ ãîëîâíàÿ áîëü, îäûøêà, ãîëîâîêðóæåíèå, äàæå òàõèêàðäèÿ è áîëè â îáëàñòè ñåðäöà, èñ÷åçàþùèå ïîñëå îïîðîæíåíèÿ êèøå÷íèêà. Âûðàæåíû âçäóòèå æèâîòà è óð÷àíèå. Áîëè â æèâîòå ïðè êîëîãåííûõ çàïîðàõ ñ ãèïåðêèíåòè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè èìåþò ñõâàòêîîáðàçíûé õàðàêòåð, ìèãðèðóþò ïî âñåìó æèâîòó.  ñëó÷àå ãèïîìîòîðíûõ ðàññòðîéñòâ ó ïàöèåíòîâ ïðåâàëèðóåò ÷óâñòâî òÿæåñòè, ðàñïèðàíèÿ â æèâîòå, èñ÷åçàþùåå ïîñëå àêòà äåôåêàöèè [1].

Ïðè ïðîêòîãåííûõ çàïîðàõ âåäóùèìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ äèñêîìôîðò, îùóùåíèå äàâëåíèÿ èëè ðàñïèðàíèÿ â ïðÿìîé êèøêå, ÷óâñòâî íåïîëíîãî åå îïîðîæíåíèÿ. Àêò äåôåêàöèè îáû÷íî çàòðóäíåí, õàðàêòåðíî âûäåëåíèå òâåðäîãî ñóõîãî êàëà, íåðåäêî ôðàãìåíòèðîâàííîãî èëè íîñÿùåãî õàðàêòåð ïëîòíîé ôåêàëîìû, íå ñîîòâåòñòâóþùåé ðàçìåðàì àíàëüíîãî îòâåðñòèÿ. Ïàëüöåâîå èññëåäîâàíèå âûÿâëÿåò íàëè÷èå êàëîâûõ ìàññ â àìïóëå ïðÿìîé êèøêè.

Òàêèì îáðàçîì, ïðîáëåìà çàïîðà â ïåäèàòðè÷åñêîé ïðàêòèêå ÿâëÿåòñÿ âåñüìà àêòóàëüíîé è äîñòàòî÷íî ñëîæíîé. Óñïåõ åå ðåøåíèÿ â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå îïðåäåëÿåòñÿ ïðåæäå âñåãî ïðîâåäåíèåì òùàòåëüíîãî è ïîñëåäîâàòåëüíîãî äèàãíîñòè÷åñêîãî ïîèñêà.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

çàïîð ðåáåíîê áîëü âåãåòîâèñöåðàëüíûé

1. Áåëîóñîâ Þ.Â., Áåëîóñîâà Î.Þ. Êëèíè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ çàïîðîâ ó äåòåé // Âðà÷. ïðàêòèêà. — 2001. — ¹5. — Ñ. 80-83.

2. Áåëîóñîâà Î.Þ. Êîëîãåííûå çàïîðû ó äåòåé // Ñó÷àñíà ãàñòðîåíòåðîëîã³ÿ. — 2001. — ¹4. — Ñ. 21-22.

3. Âîëîñîâåö À., Êðèâîïóñòîâ Ñ. Ñîâðåìåííûå ïîäõîäû ê ðåøåíèþ ïðîáëåìû çàïîðà ó äåòåé: îïûò ïðèìåíåíèÿ ëàêòóëàêñà // Doctor. — 2005. — ¹2. — Ñ. 69-70.

4. Äåíèñîâà Ì.Ô., Øàäð³í Î.Ã. Åôåêòèâí³ñòü çàñòîñóâàííÿ ïðåïàðàòó «ìóêîôàëüê» ïðè çàêðåï³ ó ä³òåé // Ñó÷àñíà ãàñòðîåíòåðîëîã³ÿ. — 2004. — ¹5. — Ñ. 50-53.

5. Çàõàðàø Ì.Ï., Êðàâ÷åíêî Ò.Ã. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå õðîíè÷åñêèõ çàïîðîâ // Ñó÷àñíà ãàñòðîåíòåðîëîã³ÿ. — 2002. — ¹3. — Ñ. 30-34.

6. Ìèíóøêèí Î.Í., Åëèçàâåòèíà Ã.À. Ôóíêöèîíàëüíûå çàïîðû è èõ ëå÷åíèå // Ðîñ. ìåä. æóðí. — 2001. — ¹1. — Ñ. 58-62.

7. Ìîðîçîâ Â.È. Àõóíçÿíîâ À.À. Çíà÷åíèå íåâðîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèèè çàïîðîâ ó äåòåé // Ïåäèàòðèÿ. — 2003. — ¹5. — Ñ. 43-45.

8. Îïàíàñþê Í. Çàïîðû: äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà, ñîâðåìåííûå ïîäõîäû ê ëå÷åíèþ // Doctor. — 2002. — ¹2. — Ñ. 26-29.

9. Ïàðôåíîâ À.È., Ïîëåâà Í.È. Ýôôåêòèâíîñòü ëàêñèãàëà ïðè çàïîðàõ ðàçëè÷íîãî ãåíåçà // Êëèí. ìåä. — 2000. — ¹12. — Ñ. 49-50.

10. Ðóäåíêî Í.Í., Òîìàø Î.Â. Çàïîð — ìèôû è äåéñòâèòåëüíîñòü // Medicus amicus. — 2005. — Ñ. 22.

11. Êàçàê Ñ.Ñ., Áåêåòîâà Ã.Â., Âîðîí³íà Ñ.Ñ., Àìàíáàºâà Ã.Ò. Ôîðëàêñ ó ë³êóâàíí³ ñèíäðîìó çàïîðó ó ä³òåé ç ïîºäíàíîþ ïàòîëî㳺þ îðãàí³â òðàâëåííÿ // ˳ê. ñïðàâà. — 1999. — ¹7-8. — Ñ. 142-147.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник