Детский психолог при запорах

Психологический запор у детей.

1я ситуация.
Моему ребенку 3 года. Недавно мы пошли в детский сад. С этих пор у ребенка начались запоры. Причину запора понять не могу, но я думаю, что в саду ребенок терпит, когда хочет покакать и не просится на горшок, боится или стесняется. А может, это связано с тем, что однажды он не опорожнял кишечник два дня, в результате кал вышел твердым и причинил боль при дефекации. Часто я вижу, как он хочет на горшок, но сдерживает себя, и если первый день он терпит спокойно, то на второй день жалуется на боль в животе и просит погладить животик.

Механизм возникновения психологического запора прост. Если у ребенка в этом возрасте был один или два раза болезненный стул, то после этого он может стараться задерживать его неделями или даже месяцами из страха, что боль повториться. И здесь в работу включаются естественные механизмы: если ребенок будет задерживать стул в течение 1-2 дней, то каловые массы станут твердыми, и тогда запор станет уже физиологическим.
Есть и другой механизм: мама слишком ревностно приучает ребенка к горшку, а малыш, в свою очередь начинает отстаивать свою независимость, и как может, сопротивляется маме и естественному позыву, т.е. задерживает стул, что приводит к запору.
В возрасте от 1го года до 2х лет у детей действительно часто возникают запоры, причины которых в основном психологические. Но это не значит, что ребенку не нужен осмотр педиатра и других специалистов.
С «психологическим» запором справиться можно благодаря внимательному и чуткому отношению со стороны родителей.
Прежде всего, нужно добиться мягкого стула (чтобы снять болевой симптом) и уговорить ребенка посидеть на горшке. Хвалите, поощряйте, уговаривайте малыша — важно, чтобы он «попробовал» то, к чему вы его склоняете и понял, что ему уже не больно, и запомнил это новое чувство. Не стоит оставлять ребенка одного, когда он вершит великие дела, но и заострять внимание на происходящем не надо. Лучше в этот момент отвлечь малыша игрой, загадкой, чтением и т.п., проявите фантазию.
Рекомендации.
Игры могут помочь настроить малыша на героический поступок: проигрывайте с игрушками похожие ситуации. Пусть сначала персонажи игры бояться, сопротивляются сесть на горшок, но потом достойно справляются с поставленной задачей. Ребенок наверняка и сам захочет стать для своих игрушек воспитателем, когда увидит, что любимый зайчишка отказывается играть из-за плохого самочувствия. А зайка пусть объяснит, что у него болит животик из-за того, что он боится сесть на горшочек и покакать, так как ему больно. «Воспитатель» придумывает зайке новый рацион питания и полезные упражнения (и это нужно сделать родителям на самом деле), которые помогут перебороть страх и не больно сходить на горшок. Взрослые должны внимательно прислушиваться, о чем хочет поведать в своей игре ребенок.

Продолжение в комментариях (ниже)

2я ситуация.
Ребенку 3 года, на горшок он не садиться, только по-маленькому, иногда. Сходить по-большому в туалет большая проблема: это должно происходить только в штаны, без присутствия кого-либо, за столом стоя и рисуя или на коленках возле дивана рассматривая книгу, при этом ребенок очень сжат иногда потеет. Ребенок детский сад не посещает. Его поведение всегда одинаковое, если начать говорить с ним «об этом» (предлагать сходить на горшок) все усугубляется до 3-4 дней. Приучали к горшку с 7ми месяцев, сменили несколько горшков. Родители уверены, что это психологический запор. Об этом говорит его поведение – сознательное задерживание кала и сознательное хождение только в штаны. Большой страх охватывает, что данная проблема с возрастом не исчезнет, а усугубиться.
Действительно, это проблема психологическая. В этой ситуации нужно исследовать взаимоотношения в семье и отношения каждого члена семьи к данной проблеме.
Если ребенок сознательно не отпускает из себя кал, а делает это только когда заиграется, забудется и расслабиться, это может говорить о нарушениях в отношениях привязанности. Если ребенку тревожно – он хочет все контролировать, а если уверен, что все хорошо – он расслабляется. Проблема усугубляется, так как после расслабления штанишки грязные и ему не приятно, а взрослые раздражаются и тогда он получает автоматическое подтверждение, что расслабляться нельзя. Это говорит о низкой самооценке и непринятии себя, своего внутреннего мира, своих какашек, они кажутся такими мерзкими, что отпустить их нельзя — чтобы никто не видел, что у него внутри. В дальнейшем это может привести к проблемам характера: негативизму, упрямству, к проблемам в творческом самовыражении и понимании себя и своих собственных желаний.
Рекомендации.
Лучше всего обратиться к детскому психотерапевту, работающему методом игровой терапии. Очень хорошо эта проблема прорабатывается в песочной терапии. В играх ребенок может выразить свои истинные переживания, страхи, чувства, ощущения. Проигрывание разных неблагоприятных для ребенка ситуаций в сопровождении детского психолога помогут ребенку избавиться от них и развиваться дальше гармонично.
Самостоятельно родители могут попробовать играть с ребенком полчаса в день. Основное условие игры: ребенок сам выбирает во что играть и как, а родители «идут» за ним, поддерживая любые его фантазии. Родителям понадобиться много терпения. Это должен быть длительный и постоянный процесс. Тогда со временем ребенок научиться доверять миру и расслабляться.

3я ситуация.
У моего ребенка частые запоры. Ребенок панически боится садиться на унитаз. Он рассказывает, что там живет страшный монстр, который хочет схватить его за попу и утащить к себе. Ребенку 5лет. В садике он тоже не ходит в туалет, терпит, потому что «там тоже в туалете живут монстры». До сих пор ходим на горшок. Что делать?
И эта ситуация говорит о том, что у ребенка психологический запор. Не редко дети первоначально могут бояться сесть на унитаз, так как унитаз по своей конструкции отличается от горшка. В унитазе есть сливной бачек, который шумит (неизвестный звук может развить у тревожного ребенка разные фантазии) и вода, которая смывает какашки и куда-то уносит (а может смыть и попу с ребенком). Если родители заставляют ребенка сесть на унитаз, в таком случае ребенок старается не выпустить из себя что-либо, он сознательно задерживает свои какашки, чтобы не спускать в туалете «опасную» воду.
Рекомендации.
Сначала нужно ребенку рассказать и показать конструкцию унитаза: как набирается вода в сливной бачек, как и куда по трубам уходит использованная вода (можно это изобразить на рисунке). Затем, купите игрушечный унитаз и в игровой форме проигрывайте эту ситуацию с куклами или зверями. Если нужно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

В норме стул у ребенка должен быть ежедневным, 1-2 раза в сутки, иногда через день без нарушения общего самочувствия. Существуют различные варианты нормы дефекации в зависимости от индивидуальных особенностей выделительной функции толстой кишки.

Что же понимают под запором?
— если консистенция кала плотная в виде сухих комочков (овечьи);
— если возникает чувство неполного опорожнения кишечника;
— если дефекация происходит два или менее раза в неделю;
— если натуживание занимает более ¼ времени акта дефекации.
Если имеют место 2 или более из этих критериев на протяжении 3х месяцев, то такое состояние можно расценивать как хронический запор.
Запор из-за накопления токсинов действует на головной мозг и в результате: туман в голове, невозможность сосредоточиться, мрачное расположение духа.
При запоре страдает и умственная работа, и жизненный оптимизм, и творческое, развитие.
Запоры у детей бывают:
— Алиментарные, вызванные неправильным питанием — это наиболее частая причина запоров во всех возрастные периоды жизни.
— Органические – это следствие врожденных аномалий развития кишечника.
— Функциональные:
1. Гипертонические или спастические – они развиваются в основном как результат нервных стрессов или повышенных учебных нагрузках, у детей-невропатов, при неврозах, болезнях желудка, желчных путей, мочеполовой системы, при дисбактериозе кишечника. При этом кал выделяется в виде сухих комочков, маленькими порциями, с болевыми ощущениями. У ребенка часто развивается боязнь горшка, и запоры принимают еще более устойчивый характер.
2. Гипотонические запоры, чаще встречаются у детей раннего возраста. При этом снижается тонус кишки и брюшной стенки и замедляется двигательная функция кишки. Такие запоры могут быть при эндокринной патологии, рахите, гипотрофии. Усугубляются такие запоры при малоподвижном образе жизни.
3. Условно-рефлекторные – возникают при подавлении естественного позыва на дефекацию. Нет времени сходить в туалет (или учительница не отпускает, когда идет урок), неприязнь чужих туалетов и др.

Психосоматические причины запора:
1. Привычка удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство.
2. Стрессы, перевозбуждение.
3. Неумение и нежелание отпустить прошлое (сильные эмоциональные переживания).
4. Избыток накопленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок.
5. Нежелание взять на себя ответственность (у детей школьного возраста).

Когда возникают запоры у детей, обычно – это знак родителям ослабить свои излишние требования (ругают и требуют много, а хвалят и предоставляют самостоятельности мало). Ребенок может выражать протест, когда его насильно высаживают на горшок, пугают клизмами, свечами и уколами, или слишком настойчивы, чтобы ребенок ходил на горшок в одно и то ж е время. Кроме того, недостаточный эмоциональный контакт с ребенком, малоподвижный образ жизни, стеснительность самого ребенка, например, если ему внушили, что сходить по-большому – это грязно, некрасиво, неприятный запах (воняет).
! Хвалите чаще ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам сходил «по-большому», но и в других видах деятельности. Дайте ему больше свободы действий, возможность выплескивать эмоции в игре, больше двигаться. Ведь запоры – это еще и следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые и не дают их выражать.
Симптомы при запорах:
1. Боли и чувство распирания в животе; облегчение наступает после дефекации или отхождения газов.
2. Вздутие живота — помимо собственных кишечных симптомов, может сопровождаться рефлекторными реакциями других органов: болями в сердце, сердцебъением и т.д.
3. Снижение аппетита, появление отрыжки воздухом, неприятный привкус во рту.
4. Снижение трудоспособности, головные боли, туман в голове, невозможность сосредоточиться, боли в мышцах тела.
5. Появление общей нервозности, подавленное настроение, плохой сон.
6. Изменение цвета кожи – бледное, часто с желтоватым оттенком.

Общие рекомендации профилактики запоров.
• Прекращение приема слабительных и клизм, которые препятствуют восстановлению дефекации (только по назначению врача).
• Активный образ жизни. Увеличить физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, подвижные игры и др.). Полезные физические упражнения: массаж живота по ходу часовой стрелки, втягивание и выпячивание живота, а так же заднего прохода.
• Изменить характер питания. Исключить из рациона продукты, которые зашлаковывают организм. Увеличить количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2л в день. Давайте больше фруктов и овощей: капусту, морковь, кабачки, яблоки, сливы, свеклу, смородину, инжир, тыкву, виноград, орехи.
• Формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка нужно будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака.
• Режим дня: ложиться до 22.00 и вставать до 7.00. Больше гулять на свежем воздухе. Прогулки способствуют позитивному настроению, раскрепощению, расслаблению. Пусть ребенок играет в песочнице, с мокрым и сухим песком.
• Эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком. Позволяйте ему выражать свои разные эмоции: радость, грусть, агрессию (в допустимой форме), поговорите о его страхах, снимите его тревожность. Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом. Давайте больше свободы и самостоятельности, повышайте самооценку ребенка. Пусть ребенок проявляет инициативу.

Хочу поделиться опытом. Я бабушка 4 летнего ребетенка, проблемы со стулом у ребенка давно. Была трещина, ребенку было больно ходить. Кое как (питание, лек. препараты — вылечили трещину). Остался страх и терпит до последнего ( в садике не ходит в туалет — терпит). Дома все как угорелые несемся со всех концов квартиры, когда слышим — Я какать!!! Но это было пол беды. Примерно 1,5 месяцев назад начался ад, как для нас так и для ребенка (тому способствовало поведение близкого для ребенка человека — недовольство поведением ребенка ). Ребенок перестал вообще нормально ходить в туалет. Как следствие подкакивание, вечно подмываем, меняем трусики, ночью расслабляется и конечно все в какашках. Забыли, когда нормально спали. Дома вечный прачечный комбинат. Вчера как только не уговаривали, какие только доводы не приводили — ответ один — мне будет больно и держит все в себе. Сидели по очереди с ним в , как на вахте. Тут решила (советы психолога из инета) — взяла куклу (подруга подарила Пеппи длинный чулок) и начала с ним разговор от ее имени. «Повелся». Пеппи рассказала, что не умеет какать и нее болит живот просит ребетенка научить ее какать. И о чудо — ребенок начал тужится и сходил в туалет. Первая спокойная ночь. Ребенок говорит — правда я у Вас замечательный? Пеппи поселилась в туалете на полочке. 03/10/2019 — ребенку уже 7 год. Кукла нас реально спасла. Туалет теперь по часам. Питание и психологический настрой ни кто не отменял, так как ребенок у нас очень мнительный и чувствительный. А кукла до сих пор помогает, он ей иногда душу изливает и я узнаю, что думает ребенок.

Татьяна, спасибо вам за вашу историю, тоже поробуем

Елена, попробуйте, как мы намучались и ребенок словами не передать, а решилось все за несколько минут.

А как вот быть с ребёнком которому 1г10м ничего не объяснить и ничего не показать. Ничего не хочет! Во всем протест! Например упражнения делать, на все смотрит настороженно а потом протест. А мы с мужем оба его завлекаем бодрить пытаемся, нет бесполезно! Чуть что истерики! И понятно помимо беспокойства по данной проблеме, ещё ж и период кризиса проходит, да и все в кучу. Зубы, осталось то 2. Истерики закатывает конечно жуткие, но пока жить можно. А дальше будет просто кошмар. Так как тут всё просто! Это все протекает одновременно, то есть как объяснить, ну вот помимо возрастных изменений и развития, имеет же место быть такая деликатна проблема, которая вызывает беспокойства, при которой так же ребёнок не в настроении, истерики ещё больше, нытьё, капризы…то есть когда он «освободится», то все равно полегче! Он видно, что уже другой! И да, воду он оооооочень мало и плохо пьёт! Уговоры никакие не помогают ни в чем, это редкость договориться ????????‍♀???? и да соответсвенно вечно нужно питание держать на контроле, хоть у ребёнка отличный аппетит, и куша т мы можем все, тьфу тьфу никогда ни одной аллергий и сыпи ничего, и по анализам мы здоровы, все чудно. И вечно с дневным сном проблемы, режим ребёнка я держу постоянно, даже обращались к психологу специалистку по детскому сну, и до сих пор общаемся, но в вопросах какашек она ж не поможет, а со сном мы все разобрались. Но все равно даже если у ребёнка все время бодрствования вышло, он все равно, не уснёт нормально, редко когда все идеально получается, а так все равно укладывается долго веяно с беспокойством, и спит мало, хоть и попадаю в окно сна, и точно знаю и могу сказать, что спать сын хорошо и умеет и может, это факт, но таких хороших раскладов и его хорошего настроения ооочень мало((! Вообщем теории и опыта очень много, писать бесконечно можно, но проблему то это никак не решает???? что делать не знаю! Так как реально замкнутый круг, у меня нервы уже все, и мужу тоже теперь сложно он иногда не выдерживает????????‍♀ это ужасно. Ребёнок одним словом капризный и беспокойный, а это ведь ещё малыш. Куда к кому мне обращаться, что делать я не знаю????

Источник

Бывают ситуации, когда перед родителями постает серьёзная проблема с их маленькими детьми — это психологический запор. Многие мамы и папы шокированы, когда оказываются такого рода ситуации. Возникает одна мысль: что же делать? Решение существует. Для начало нужно разъяснить, что же такое психологический запор.

Психологические проблемы запора

Психологический запор (боязнь какать у малыша) — ситуация, когда ребёнок намеренно сдерживает позывы к дефекации. Результатом является неприятный опыт. Случается у малышей в 2-3 года.

психологический запор у ребенка

Малыш нуждается в помощи родителей. Проанализируем случаи, из-за которых может возникать психологический запор.

Случай 1. Малыш опорожним желудок. Процесс был трудным, появилась боль, трещины в заднем проходе. Ребёнка приводит это в страх, и малыш пытается избежать острых ощущений.

Случай 2. Ребенок постоянно живёт в тревоге и напряжении. В кругу близких, малыш не получает достаточного количества любви и внимания. Во время своего времяпровождения с игрушками, он какает на месте (в штаны). Соответственно карапуза наказывают за испорченную одежду. После таких случаев малыш боится покакать, дабы не расстроить родителей. Возникает психологический запор.

Случай 3. Ребёнок начал приучаться к унитазу. Вся эта малознакомая система (процесс поднятия по ступенькам, шум воды, сливная система, детские сидения) — пугают малыша.

Случай 4. Малыш страдает диареей. В данном возрасте проконтролировать такие расстройства тяжело. Воспоминания о жутких моментах (боль в животике, неприятный запах) может вызвать психологический запор.

Причины возникновения психологического запора

Психологический запор может возникнуть и-за следующего:

  • неправильное питание;
  • недостаток жидкости, и клетчатки;
  • стрессы;
  • сдерживание позыва к туалету;
  • смена обстановки, посещение детского сада.

К двум годам у ребёнка процессы дефекации сформировались, малыш способен полностью держать под контролем данный процесс.

Важной причиной того, что малыши страдают психологическими запорами-это походы в детский сад.

детский садВ новом кругу общения малыши стесняются естественного процесса.

В итоге образуются психологические запоры, которые тяжело устранять, так как проблемы стеснения и зажатости не исчезают.

Симптомы и осложнения

Запоры характеризуются возникновением целого ряда признаков.

При психологическом запоре могут возникать ощущения дискомфорта в животе и болевые синдромы. Становится легче, когда газы выходят или происходят опорожнения.

Происходит вздутие живота, появляются уплотнения. Детки 2 лет могут иметь жалобы на боли в сердце или других органах. Это рефлекторная реакция организма.

Снижается потребность к еде и с отрыжкой выходят неприятные газы. Остаётся неприятный привкус. Начинает тошнить и болеть голова, ребенок плохо себя чувствовать. Имеет высокий уровень раздражительности.

С каждым днём снижается активность, трудоспособность и преследуют боли в мышцах. Данные симптомы говорят о то, что происходит интоксикация организма, что вырабатываются каловыми массами.

Одна из главных причин запора или диареи- неправильное питание. Поэтому для улучшения работы кишечника нужно каждый день пить простое …

Подробнее…

Что делать, если ребенок боится какать?

Существует много психологических способов, которые помогут ребёнку преодолевать страхи. Нужно понимать, что каждый ребёнок индивидуален.

Если одному ребёнку смогут помочь «супер» витамины, то для ребёночка старше это глупо, а вот терапевтическая сказка даст нужный результат.

  1. Нужно уважать страхи вашего малыша. Существуют причины этих самых страхов. Нельзя говорить: «В этом нет ничего страшного! Больно не будет».Малыш нуждается в вашей поддержке, ему важно осознать, что вы с серьезностью отнеслись к его чувствам.

    поддержка родителей Понимание очень важно. Ребёнок ждёт от родителей поддержки.

  2. Детям нужно рассказывать терапевтические сказки. Пускай герой вашей сказки имеет тот же страх, как и у вашего чада, и побеждает его. Сказку можно выдумать или использовать готовую.
  3. Превратитесь в волшебника для вашего ребёнка. Самый эффективный способ! Приготовьте «чудо» печенье для малыша, которое поможет не почувствовать боли, или купите «необычные» пилюли, попробовав которые ваше чадо почувствует себя гораздо увереннее.Нужно придумать легенду каждого вспомогательного элемента. Ребёнок будет задавать много вопросов, к которым вы подготовитесь заранее.
  4. Необходимо объяснять причины ребёнку. Этот метод подходит детям старше 4 лет. Постарайтесь объяснить ребенку, в чём заключается физиология пищеварения на доступном языке.

    детская книгаВарианты: книжки про строение тела, сказки или игры.

Как лечить психологический запор?

Для решения проблемы с психологическим запором, что сложилась, иногда одной родительской помощи недостаточно. Необходима консультация педиатра. Опытный специалист даст рекомендации для лечения психологического запора.

Приём слабительных средств при психологическом запоре разрешается не больше 2 недель, так как в организме малыша происходит привыкание и эффект действия пропадает.

Дюфалак — популярное слабительное при запоре. Основа- лактулоза. Сироп принимается по 5 мл, потом нужно помалу увеличивать дозу.

дюфалакВ конце приема лекарства, нужно уменьшить дозировку, а потом закончить приём.

Домперидон — стимулятор моторики желудочно-кишечного тракта при психологическом запоре.

мотилиумУбирает газообразование и боли, контролирует работу кишечника.

Принимать до еды в случае психологического запора.

Но-шпа или папаверин — лекарства, уменьшающие спазм гладкой мускулатуры.

Хофитол — желчегонный растительный препарат. Способствует работе органов секреции.

Линекс или Хилак Форте — препараты, которые восстанавливают микрофлору кишечника при запоре. Инструкция по применению Линекса есть здесь.

Диета и режим дня

Специальная диета способствует облегчению стула малыша. Помогайте ребёнку всей семьей. Он видит, как вы его поддерживаете, и лучше воспринимает ситуацию.

Не рекомендуется во время лечения психологического запора употреблять такие продукты питания как:

  • Рисовая каша, макароны, яблоки, выпечка, бананы;
  • Капуста, помидоры, бобовые (образуют газы);
  • Шоколад, черника, какао, кофе, чай (замедляют работу кишечника).

К основному питанию при психологическом запоре относятся:

  • Злаковые (10 г. + возраст малыша 2 года = 210 г), овощи, фрукты;
  • Нежирное виды мяса, масло сливочное, яйца;
  • Чистая вода;
  • Йогурты, простокваша, кефиры.

В запущенных случаях малышам можно назначить детский стол № 3 и 4.

Большая необходимость для детского организма выполнять определённый режима дня.

опорожнения желудка малышаИдеальное время опорожнения желудка малыша — это утром и после сна.

Каждое утро своему малышу нужно давать выписать стакан чистой воды и проводите с ним лёгкую зарядку.

После данных процедур можно покачать ребёнка. На протяжении дня — физическая активность малыша обязательна.

Движение помогает работать кишечнику малыша и всему пищеварению.

Отзывы

Источник